Фидерное сообщение в порту это

Обновлено: 05.07.2024

Фидер (Feeder) — в морских контейнерных перевозках этим словом обозначают контейнерную линию, осуществляющую перевозку местного назначения внутри ограниченного водного бассейна.

Многие крупные морские судоходные линии имеют свои собственные фидерные суда или используют, заранее забронированные места на судах других перевозчиков.

Фидерные перевозки особенно востребованы в мелководных регионах, где осадка больших океанских контейнеровозов просто не позволяет им подойти к причалу.

При межконтинентальных перевозках стоимость местной транспортировки учитывается в сумме фрахта и не требует отдельного заказа и оплаты.

Позиции судов в режиме реального времени можно посмотреть на карте порта СПБ и Новороссийск

Расписание судозаходов фидерных линий в порт Санкт-Петербург и Новороссийск.

* график прибытия / убытия судов может смещаться относительно указанного в расписании из-за погодных условий и других причин.


Фидерная система заключается в использовании судоходными компаниями в международных грузоперевозках небольших по вместимости судов для доставки грузов (включая контейнерные перевозки), которые позволяют проводить их концентрацию в крупных портах (грузовых центрах) или вывозить грузы из данных центров небольшими отправками.

международные морские контейнерные перевозки

В процессе международных грузовых перевозок фидерная система позволяет интегрировать различные виды транспорта (например, речной и морской), а так же обслуживать направления на средних и коротких расстояниях с потоками мелкопартийных грузов, которые доставляются из мелких пунктов или портов со слабым оборудованием в крупные морские порты (грузовые центры). В этих портах они накапливаются для последующей погрузки и отправки на крупных линейных судах. Эта же система используется и для обратного процесса – водным путем грузы мелкими партиями из грузовых портов (центров) транспортируются в мелководные неглубокие морские и мелководные речные порты. Фидерная система позволяет судоходным компаниям эффективно накапливать (вывозить) генеральные грузы, особенно те, которые перевозятся морским транспортом на регулярных судоходных линиях в контейнерах.

Основные цели, которые достигаются при использовании фидерной системы перевозок:

  • возможность быстро обрабатывать небольшие суда, что исключает их простой в ожидании свободных причалов
  • обеспечение загрузки крупных судов, осуществляющих международные морские контейнерные перевозки по регулярным судоходным линиям
  • за счет доставки грузов на регулярных судоходных линиях время перевозки грузов существенно сокращается, а компании могут достаточно точно спланировать по времени международные морские перевозки и гарантировать заказчикам время доставки грузов

международные морские контейнерные перевозки

На сегодняшний день именно фидерная систем – одна из основных методов, обеспечивающих международные морские контейнерные перевозки в Украину. В Черном море основными портами, обеспечивающими обработку судов фидер-класса являются Констанца (Румыния, глубоководный порт, позволяющий принимать крупные контейнеровозы), Одесса и Черноморск (Украина), Новороссийск (Россия), в Средиземном море – Альхесирас, Джио-Тауро, Дамьетта и Пирей.

При поставках морем важно не только правильно определиться с местом отправки и назначения, правильно их идентифицировать, но и разработать оптимальный маршрут и выбрать подходящего морского перевозчика.

При поставках морем важно не только правильно определиться с местом отправки и назначения, правильно их идентифицировать, но и разработать оптимальный маршрут и выбрать подходящего морского перевозчика.

Делом в том, что многие порты (в России их доля достигает 60% не могут принимать океанские лайнеры в силу глубины. Поэтому при океанских перевозках приходится обращаться к услугам фидерных судов.

Фидеры забирают груз, доставленный океанскими линейными лайнерами в порт перегрузки (Роттердам, Гамбург, Бремерхафен) и “развозят” более мелкие партии в “мелкие” порты. Естественно, что такая доставка от порта перегрузки до порта назначения может происходить с несколькими остановками, порой даже перегрузками. в интересах грузовладельца доставить груз сразу в свой порт. То есть искать нужно фидер, который имеет “прямой судозаход”.

Многие крупные компании имеют собственные фидеры, поэтому при работе с ними, порт перегрузки является куда меньшей головной болью для участника ВЭД.

Подытоживая сказанное, при поставке морем, следует выяснить, можно ли обойтись без фидера. Если нельзя, то уточнить обладает ли контейнерная линия возможностью доставки в выбранный порт на собственном фидере. Далее рекомендуется выбрать вариант с прямым судозаходом.

Оговаривается, что в случае неполного использования фрахтователем своего слота судовладелец имеет право распорядиться остатком слота по своему усмотрению, но так, чтобы в следующем рейсе (порту захода) фрахтователь при необходимости мог использовать весь свой слот.

2. Период действия соглашения и условия его расторжения. Как правило, соглашение заключается сроком на 6 месяцев, досрочное расторжение соглашения возможно при взаимном согласии сторон, когда одна из сторон подает заранее соответствующее уведомление.

З. Условия эксплуатации судна. Указывается, что судно эксплуатируется в районе плавания, оговоренном в страховом покрытии, и используется только для доставки грузов, перевозка которых не запрещена международными конвенциями и соглашениями.

4. Перечень грузов, допустимых к перевозке. Установлено, что фрахтователь имеет право использовать свой слот для перевозки грузов, должным образом упакованных, уложенных и закрепленных в контейнере в соответствии с Конвенцией о безопасной перевозке грузов в контейнерах. Далее указывается перечень грузов, допустимых к перевозке только при предварительном одобрении судовладельца.

5. Условия оплаты фрахтователем оговоренной суммы фрахта за использование слота. Кроме условий, приведенных в ячейках 15—18, оговаривается, что после начала рейса судна вся сумма фрахта считается заработанной независимо от фактического количества погруженных на борт судна контейнеров и не возвращается ни при каких обстоятельствах.

6. Схема и время кругового рейса, а также условия отклонения судна от оговоренной схемы рейса.

7. Право судовладельцав любой момент открыть и провести досмотр содержимого контейнера, предъявленного к перевозке фрахтователем, а также его обязанность опломбировать контейнер после досмотра и известить об этом фрахтователя.

8. Обязанность судовладельца осуществить крепление контейнеров на борту судна после погрузки.

9. Ответственность сторон в случае обнаружения государственными службами на борту судна контрабандных грузов либо наркотиков. В этом случае полная ответственность за задержку судна, штрафы и прочие издержки ложатся на ту сторону, по чьей вине либо небрежности такие грузы оказались на борту судна.

10. Право фрахтователя на временный вывод судна из эксплуатации для постановки на ремонт.

11. Обязанности судовладельца. Судовладелец организует и контролирует погрузку и выгрузку контейнеров фрахтователя от имени и за счет фрахтователя. По поручению фрахтователя судовладелец обязан подписывать тальманскую расписку в приеме груза фрахтователя в каждом порту погрузки. В случае отсутствия такой расписки стороны договариваются считать терминальные тальманские расписки достаточным доказательством погрузки груза на борт судна.

12 Обязанности фрахтователя. Фрахтователь обязан по первому требованию судовладельца предоставить полную документацию на отправляемый груз, причем до момента погрузки груза на судно. Фрахтователь обязуется доставить весь груз, планируемый к погрузке на очередное судно, не позднее чем за 24 часа до прихода судна в порт.

13. Компенсация убытков и защита интересов перед третьими лицами. Оговаривается, что никакие претензии по перевозке грузов фрахтователя не должны быть предъявлены третьими лицами судовладельцу либо его субподрядчикам, даже в тех случаях, когда ответственность по претензии лежит на судовладельце. Фрахтователь обязан сам урегулировать претензии от третьих лиц, без привлечения судовладельца, а затем может требовать от судовладельца возмещения причиненного ущерба в соответствии с данным соглашением.

14. Оплата налогов и сборов. Судовладелец оплачивает все налоги и сборы с судна, а фрахтователь — налоги и сборы с груза.

15. Передача части вместимости фрахтователем в субаренду допускается только по согласованию с судовладельцем.

В остальных восьми статьях приводятся стандартные правовые условия: ответственность судовладельца и фрахтователя; форс-мажор; залоговое право судовладельца на груз, перевозимый фрахтователем; общая авария; порядок и место рассмотрения споров и другие.

В аддендуме к слот-чартерному соглашению приводятся дополнительные коммерческие условия договора либо новая, более детальная формулировка условий, кратко сформулированных в типовой проформе. Наиболее часто в аддендум включаются следующие статьи:

• Схема движения судов линии, порты погрузки и выгрузки, продолжительность кругового рейса, возможные отклонения от расписания и изменения ротации.

• Минимальное общее количество груженых и порожних контейнеров, которые фрахтователь обязуется предоставить к перевозке на каждый рейс, раздельно в прямом и обратном направлении, либо в каждом порту погрузки.

• В случае, если в каком-либо направлении рейса фрахтователь предъявит меньшее количество контейнеров, чем оговорено договором, он оплачивает фрахт за все выделенное ему по договору количество слотов.

• Если общая масса контейнеров, погруженных фрахтователем, оказалась больше, чем предусмотрено договором, то оплачиваемое количество слотов рассчитывается как отношение фактической массы контейнеров к средней массе контейнера по договору (например, 16 т). Полученная величина умножается на ставку фрахта за контейнер, согласованную в договоре.

• В случае превышения фрахтователем оговоренного на каждую отправку лимита, фрахтователь оплачивает такую же ставку за контейнер, как и в пределах оговоренного лимита, но отправка контейнеров сверх оговоренного лимита возможна только с письменного разрешения судовладельца.

• В каждом порту фрахтователь должен отгружать и принимать контейнеры только на причалах, назначенных судовладельцем. Фрахтователь организует и оплачивает все работы, связанные с его контейнерами, включая погрузку, выгрузку, оформление документов, таможенную очистку и локальную доставку. Для организации этих работ фрахтователь использует своих портовых агентов. Оформление прихода и отхода судов в портах захода организуют агенты судовладельца.

• Погрузка, разгрузка судна производится по обычаям порта, и слот-чартерное соглашение не предусматривает расчетов между сторонами по демереджу/диспачу. Однако судовладелец имеет право в любом порту погрузки не принимать к перевозке поздно прибывшие контейнеры, если он, его агент или капитан судна считают, что их погрузка может привести к нарушению расписания.

• Оплата фрахта производится раздельно по рейсу в прямом и обратном направлении в течение трех банковских дней после выхода судна из последнего порта погрузки. В случае более поздней оплаты за весь период задержки начисляется штраф в размере 1,5% в месяц (18% годовых). Оплата штрафа не освобождает фрахтователя от ответственности за нарушение условий договора. При любом подобном нарушении в будущем судовладелец имеет право после соответствующего уведомления фрахтователю расторгнуть слот-чартерное соглашение.

• Судовладелец обязуется в каждом направлении рейса, сразу после выхода судна из последнего порта погрузки, вместе со счетом на фрахт направлять фрахтователю список его контейнеров, погруженных в данном направлении рейса. Однако любая задержка предоставления данного списка не влияет на обязанность фрахтователя оплатить фрахт в сроки, установленные договором.

• Судовладелец может по своему усмотрению выдать фрахтователю на контейнеры, принятые в каждом порту, только один или несколько комплектов оригиналов коносаментов, независимо от того, сколько комплектов коносаментов выпускает фрахтователь для своих клиентов. Судовладелец, его агент или капитан судна подписывают коносаменты судовладельца, выдаваемые фрахтователю. Если какие-либо условия слот-чартерного соглашения противоречат условиям коносамента судовладельца, то превалируют условия коносамента судовладельца.

•Если судовая администрация имеет основания полагать, что масса груза, заявленная в грузовых документах, расходится с фактической, то она вправе провести взвешивание контейнера. В том случае, если выяснится, что масса не совпадает с грузовыми документами, фрахтователь обязан оплатить все расходы по взвешиванию, а также компенсировать доказанные убытки судовладельца.

•Особые условия сотрудничества в зимнее время, применение ледовой надбавки и ответственность судовладельца за задержку и нарушение расписания. В случае, когда судно в связи с тяжелой ледовой ситуацией в порту погрузки вынуждено срочно покинуть порт, не погрузив часть груза фрахтователя, фрахтователь оплачивает перевозку только фактически погруженных на судно контейнеров. Такой случай расценивается как форс-мажор, и все вытекающие отсюда расходы по хранению непогруженного груза в порту принимает на себя фрахтователь.

• Перевозка рефрижераторных контейнеров либо контейнеров с нестандартными размерами, а также опасных грузов не регулируется слот-чартерным соглашением, а осуществляется по отдельной взаимной договоренности сторон.

• Период договора устанавливается с маржином 15 суток. Судовладелец обязуется минимум 10-суточным нотисом номинировать название первого судна, порт, с которого начинается действие договора и дату ожидаемого прибытия судна в этот порт. Судовладелец также должен подать как минимум 15-суточный нотис с указанием порта и даты для последней отправки по контракту.

Читайте также: