Европейский корабль эпохи великих географических открытий сообщение

Обновлено: 03.07.2024

В 1492 году генуэзец Христофор Колумб во главе эскадры из трёх кораблей был направлен испанским королём на поиск пути в Индию через западные моря. В результате этого путешествия был открыт новый континент - Америка . Так началась эпоха Великих географических открытий, в ходе которой европейцы расширили границы известного им мира и получили доступ к несметным сокровищам.

Три корабля эскадры Христофора Колумба в большинстве книг называют каравеллами. Судя по изображениям, это не совсем так. Самый большой корабль, "Санта Мария" , являлся большой караккой, он был тяжёл и неповоротлив, сильно качался на волне. "Санта Мария" везла наибольшую часть припасов для дальнего вояжа.

Кстати, и сам Колумб был не в восторге от мореходных и ходовых качеств своего флагмана. Два других корабля, "Пинта" и "Нинья" , являлись каравеллами, это были небольшие парусники. "Пинта" несла на трёх мачтах прямые и косые паруса, крохотная "Нинья" - три латинских паруса.

Навигация в те далёкие времена была сложная и неточная. Широту определяли по высоте Полярной звезды , способов установления долготы не существовало. Скорость определялась на глазок, время измеряли с помощью песочных часов. Немудрено, что, открыв новый континент, но не представляя реальных размеров Земли, Колумб был уверен, что попал в Индию.

Позже мореплаватель Америго Веспуччи исследовал открытые Колумбом земли и нанёс их на карту. Новый континент назвали Америкой в его честь. Эпоха изучения морей и земель нашей планеты продолжалась с конца XV века до середины XIX века.

В 1519 - 1522 годах экспедиция Ф.Магеллана обогнула земной шар. Великий корсар Ф.Дрейк в 1577 - 1580 годах повторил его подвиг. В Англию он вернулся с богатой добычей, совершив несколько эпохальных открытий. Британский мореплаватель Дж.Кук , совершив в 1768 - 1779 годах три кругосветных плавания, открыл Гавайские острова, исследовал побережье Австралии и Новой Зеландии, пытался проникнуть к Южному полюсу.

В 1803 - 1806 годах состоялось первое кругосветное плавание русских кораблей под командованием И.Ф.Крузенштерна . Крузенштерн и его соратник Ю.Лисянский внесли огромный вклад в географическую науку, определив точные координаты десятков островов, мелей и рифов в Тихом океане.

В 1820 году экспедиция под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева совершила последнее в истории Земли географическое открытие, достигнув берегов Южного ледового континента - Антарктиды.

Другие статьи на тему "Корабли":

Чем больше подписчиков на канале , тем чаще будут появляться новые публикации.

Каравелла Нинья

После тридцати дней в открытом море стал назревать бунт. Плыть дальше казалось безумием. Чтобы успокоить моряков, капитан дал обещание повернуть, если в течение следующих трех дней они так и не увидят земли. Колумб был опытным мореплавателем и видел, что признаки близости суши налицо. Все чаще встречались водоросли, стаи птиц садились на мачты, и в ночь с 11 на 12 октября корабли наконец достигли долгожданного берега.

Вслед за Колумбом на берега Нового Света устремились испанские конкистадоры - завоеватели и колонизаторы. Спустя полвека во владении Испании оказалась вся Мексика, Центральная Америка и даже часть Южной. Испанцы ввели жесткую монополию на торговлю с Новым Светом. Однако уже в первой четверти XVI в. Англия и Франция задумали перекроить мир по-своему. Огромную роль в борьбе за морское господство сыграли пираты, вышедшие на большую морскую дорогу с ведома и благословения высочайших особ своих государств.

Пожалуй, самым жестоким и удачливым корсаром можно назвать Френсиса Дрейка. Имея личные счеты с испанцами, капитан Дрейк создал небольшую эскадру и совершил свой первый налет на Карибское побережье. Грабя испанские города и захватывая корабли с сокровищами, пират щедро делился добычей с английской казной. Неудивительно, что королева Елизавета выдала ему официальное разрешение активно препятствовать испанской торговле в Тихом океане. Ожидания Елизаветы оправдались: пиратский вояж 1577-1580 гг. принес Дрейку 4700% чистой прибыли, львиную долю которой, разумеется, получила английская королева. Не из простой любознательности, а силою обстоятельств, спасаясь от преследования испанских кораблей, Дрейк совершил второе, после Магеллана, кругосветное путешествие.

Корабль Золотая лань

Большая португальская каравелла

Большая португальская каравелла

Галион Амстердам

Французский пинас. XVII в.

Французский пинас


Каравелла — тип легкого и маневренного парусного судна (в прошлом рыбацкого с водоизмещением около 20 тонн.) обычно двухмачтового или трехмачтового с косым латинским парусным вооружением.Разработан в 15 веке португальцами для исследования западного побережья Африки и Атлантического океана,в скором времени конструкция успешно была позаимствована испанцами и далее стала довольно распространенной во всей Европе дав начало эпохе Великих географических открытий.

Конструкция

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн. Отличительной чертой каравелл на то время был полуют — длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме. В случае с носовой надстройкой-форкастль каравеллы имели не всегда. Имея легкий вес,маневренность и хорошую скорость каравелла была благом для моряков. Ранние каравеллы обычно имели два или три мачты с косыми парусами , а поздние типы имели четыре мачты. Ранние каравеллы 15-го века была среднюю длину от 12 до 18 м (от 40 до 60 футов), средней мощностью от 40 до 50 тонн,высокое отношение длины к перекладине вокруг от 3,5 до 1, и узкий эллипсоидальный каркас, что делало их очень быстрыми и маневренными. К концу 15 века каравеллы незначительно менялись и начали быть похожими на Каракки,в основном менялся размер самого судна и формы парусов.На фок-мачте и Грот-мачте расположили квадратный парус ,а на Бизань-мачте треугольный.Именно в таких судах, Христофор Колумб отправился в свое экспедиции в 1492 году, Санта-Мария была сто тоновым Кракком (Он-же Нау,Нао), который служил в качестве флагмана, и Пинта и Нинья были меньше каравеллы около 15-20 м, водоизмещением 60-70 Тонн.



Вооружение

На ранних каравеллах использовалось лёгкое артиллерийское вооружение в виде небольших бомбард (иногда упоминается как ломбарда) на верхней палубе,хотя обычно они с корабля не использовались,в основном лёгкие бомбарды грузились на лодки и устанавливались для ведения огня на берегу.Тем не менее мощь некоторых бомбард была довольно хороша.Так к примеру судя по дневнику Лас Касаса для демонстрации силы был уничтожен севший на мель кракк Санта Мария.Стреляли бомбарды свинцовыми,каменными ядрами и картечью,свинцовые ядра могли изготавливать прямо на борту.

История

До 15-го века, европейцы были ограничены прибрежной каботажной навигацией с помощью барж (Барса) или balinger (barinel), древних средиземноморских грузовых судов примерно от 50 до 200 тонн. Эти лодки были хрупкими, имея только одну мачту с фиксированным квадратным парусом, что не позволяло преодолеть навигационные трудности на юге океанской разведки, так как сильные ветры , мелководья и сильные океанские течения легко сбивали их с курса и выводили из строя.
Каравелла была разработана примерно в 1451 году на основе существующих рыболовных судов под эгидой принца Генри Навигатора из Португалии, и вскоре стала предпочтительным транспортом для португальских исследователей, как Бартоломео Диас, Васко да Гама или Фердинанда Магеллана (Фернан де Магальяйнс).
В конце XVI столетия каравелла уже перестанет быть основным исследовательским судном и им на замену придут Нау (оно-же Каракка), судно похожей конструкции, но больших размеров.


Каравелла — европейское парусное судно, особенно распространённое в XV веке. Первый тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магелана.

Содержание

Этимология

История

К концу XIII века в Португалии завершилась Реконкиста, страна вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.

В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки

С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394-1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.

Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.

Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности.

История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.

Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.

Каравеллы имели распространение до XVII века.

Конструкция

Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).

По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:

  • Каравелла-латина — косые латинские паруса на всех мачтах.
  • Каравелла-редонда (от исп.redonda — прямой парус) — прямые паруса на фок- и грот-мачтах, и косой латинский парус на бизани.

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.

Характерной чертой каравелл является длинный полуют – длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме.Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.

Археологические находки

Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef ) [2], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980-1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [3].

На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510-1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.

От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1% корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.

Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.

Артиллерийское вооружение каравеллы состояло из двух небольших казеннозаряжаемых бомбард и 15 вертлюжных пушек, устанавлеваемых в поворотное шарнирное крепление (вертлюг) на планширь. Также на вооружении команды были аркебузы. Отдельно от бомбард и вертлюжных пушек хранились каморы - железная цилиндрическая зарядная камера, заполненная порохом, которая устанавливалась как казенная (задняя) часть орудия непосредственно перед выстрелом. Заряды для орудий изготавливались на борту судна - среди остатков корабля были обнаружены большие свинцовые листы, из которых кузнец нарезал кусочки, плавил их и заливал в бронзовую форму, также обнаруженную среди останков, получая круглое ядро. С помощью меньших форм делались заряды для аркебуз. Также были обнаружены гранаты - овальный полый чугунный шар, который через отверстие заполнялся порохом, которое потом запечатывалось запалом.

Личное оружие экипажа состояло из кинжалов и мечей. Найдено было всего одно лезвие меча и части четырех эфесов. Отсутствие личного оружия позволяет сделать вывод, что экипаж успел покинуть тонущий корабль. Из вооружения также были обнаружены остатки арбалетов.

Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay ), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.

Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.

Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.

По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянный Пинсоном в 1500 году.

Корабли эпохи Великих географических открытий.

В средние века экономические интересы европейцев в основ­ном ограничивались самим этим конти­нентом. Например, страны Северной Ев­ропы вели оживлен­ную торговлю со Средиземноморьем.

Чтобы успешнее развивать ее, в XIII—XIV веках сложился союз северогерманских городов, известный под названием Ганза. Ганзейские купцы плавали вначале на вы­сокобортных одномачтовых парусниках-коггах, а в XV веке их вытеснили плоско­донные хулки.

В XIV веке в средиземноморских стра­нах появляется судно нового типа — ка­равелла. Оно было оснащено кормовым рулем, а на его палубе возвышались надстройки, в которых экипаж мог ук­рыться от волн.

Большие каравеллы на­зываются каракками. Каравеллы и каракки — первые кораб­ли, хорошо приспособленные для пла­вания в открытом море.

В XV веке их усовершенствовали: оснастили тремя мачтами вместо двух. На передних мачтах начали ставить прямые паруса, а на кормовой — треугольный латин­ский парус.

Этот тип судов господствовал на морях до XVI века. Именно на таких кораблях отправлялись в плавания португальские и испанские первооткрыватели.

Читайте также: