Еврейский календарь сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

(на иврите לוּחַ , лу́ах; לוּחַ שָׁנָה , лу́ах шана; буквально `таблица`, `годичная таблица`). Термин на иврите появился в средневековой раввинистической литературе. В Талмуде понятию календарь соответствовало арамейское выражение кви‘а де-ярха (буквально `установление месяца`; Псах. 51б; Беца 4б).

  • В библейскую эпоху
  • В эпоху Талмуда
  • В послеталмудическую эпоху
  • Система еврейского календаря
  • Летосчисление
  • Сектантские календари
  • Соотношение дат еврейского и григорианского календарей
  • Реформа календаря

В библейскую эпоху

В эпоху Талмуда

В 4 в. Хиллел II установил ряд календарных правил, в том числе введение лунного цикла греческого астронома Метона (5 в. до н. э.), по расчетам которого 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (125 по 30 дней и 110 по 29 дней), на основании чего семь лет этого цикла получали по 13 месяцев, что сводило воедино лунный и солнечный календари и устраняло неизбежное при пользовании только лунным календарем перемещение праздников из одного времени года в другое (как это происходит у мусульман).

В послеталмудическую эпоху

В послеталмудическую эпоху эти правила подверглись корректировке и были сведены к четырем мнемонических формулам, которые (комментируя стихи 17:13 книги Бытие и 23:4 книги Левит) впервые привел рабби Товия бен Эли‘эзер (конец 11 в.) в Псикта Зутарта (древнее название Мидраш Леках Тов). В двух основных формулах לא אד״ו ראש (ло аду рош) и לא בד״ו פסח (ло баду пе́сах) фиксированы дни недели, на которые не могут приходиться первые дни Рош ха-Шана и Песах (первый, четвертый, шестой и второй, четвертый, шестой соответственно). Еще две формулы לא גה״ז עצרת (ло гахаз аце́рет) и לא זב״ד פורים (ло забад пурим) определяют, на какие дни не могут приходиться праздники Шаву‘от и Пурим. Вавилонскими гаонами были также твердо установлены периодичность удлиненных (високосных) лет в пределах 19-летнего цикла и длительность каждого месяца (29 или 30 дней), кроме хешвана и кислева, которые варьированием их длительности позволяли приводить в соответствие с упомянутыми формулами дни начала праздников. Эти и менее значительные коррективы и установления осуществляли астрономы и математики Машалла бен Атан (754–813), Сахл Ибн Раббан ал-Табари, Синд Ибн Али (оба — середина 9 в.), гаон Суры в 871–879 Нахшон бар Цадок, Шабтай бен Аврахам Донноло и многие другие, а особенно важный вклад, видимо, в окончательное оформление еврейского календаря внес живший в Испании астроном Хасан Ибн Хасан (некоторые ученые считают, что это даян Хасан бен Мар Хасан из Кордовы, 10 в.), которому приписывают составление календаря, существующего без значительных изменений с 935 г. до наших дней.

Еще в эпоху Мишны проблемы регулирования календаря становились иногда предметом острых разногласий (РхШ. 2:9; см. также Иехошуа бен Ханания). Споры участились с переходом ведущей роли в области галахической учености к иешивам Вавилонии. Особенно резкая полемика вспыхнула в первой половине 10 в., когда Ахарон Бен-Меир, глава палестинской иешивы в 915–932 гг., оспаривая право вавилонского гаоната (см. Гаон) издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Са‘адии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно, и Египта) и Вавилонии. Введение нормативного календаря, основанного на раз и навсегда установленных правилах, разработанных в основном вавилонскими гаонами, было революционным шагом, лишавшим законоучителей Эрец-Исраэль их исключительного права принимать связанные с календарем решения, становившиеся обязательными для диаспоры. Многовековые гонения, направленные главным образом на деятельность законоучителей Эрец-Исраэль и нарушавшие связи между общинами и центрами еврейской учености, делали эту реформу особенно актуальной.

1 = Д[евятое ава], 2 = Ш[аву‘от] — 6-е сивана; 3 = Р[ош ха-Шана] — 1-е тишрей; 4 = С[имхат-Тора] в диаспоре — 23-е тишрей; 5 = И[ом-Киппур] — 10-е тишрей; 6 = П[урим] обычный — 14 адара; 7 = Д[ень независимости Израиля] — 5 ияра. Иначе говоря — дни недели, на которые приходятся 1, 2, 3 и так далее дни праздника Песах, совпадают с днями, на которые придутся в этом году день траура Ава девятое, начало праздника Шаву‘от, первый день Рош ха-Шана и т. д. (Следует, однако, прибавить, что, если Девятое ава приходится на субботу, пост ради ее соблюдения переносят на ближайшее воскресенье, а если 5 ияра приходится на пятницу или субботу, празднование Дня независимости Израиля переносится на предшествующий четверг.)

Система еврейского календаря

Еврейский календарь базируется на лунно-солнечной системе. В основе ее лунный (синодический) месяц и, соответственно, лунный год, согласуемый с солнечным путем добавления 13-го месяца в каждый 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й год 19-летнего календарного цикла (махзор катан, буквально `цикл малый`). Простой год состоит из 12 лунных месяцев по 29–30 дней: тишрей (30), хешван (29 или 30), кислев (29 или 30), тевет (29), шват (30), адар (29), нисан (30), ияр (29), сиван (30), таммуз (29), ав (30), элул (29). В високосные годы за месяцем адар (адар I, адар ришон; 30 дней) следует дополнительный месяц адар II (адар шени; 29 дней). Варьирование числа дней в хешване и кислеве, которым регулируется совпадение первых дней Рош ха-Шана, Песах и других еврейских праздников с предписанными для них днями недели, изменяет длительность отдельных лет. Недостаточный простой год имеет 353 дня, полный — 354, избыточный — 355, а високосный, соответственно, 383, 384, 385 дней. Периодичность чередования недостаточных, полных и избыточных годов, как простых, так и високосных, обеспечивает равную длительность календарных циклов (средняя длительность — 6939 дней, 16 часов, 34 минуты, 42 и 1/2 секунды).

Для расчетов календаря и, в частности, для определения наступления новолуния (молад) принято вести отсчет суток с шести часов пополудни по иерусалимскому меридиану независимо от времени года и географического положения данной местности. Для всех других целей еще с библейских времен началом суток считается не утренняя заря и не полночь (как в других календарях), а конец заката в предыдущий день (Быт. 1:5, 8 и др.; Исх. 12:18; Лев. 23:32; Эсф. 4:16). И ныне повсеместно суббота и праздники начинаются в их канун с заходом солнца, а их исход — с момента появления трех звезд на небосклоне. Дни недели, кроме субботы, называются порядковыми числительными (день первый, день второй и т. д.).

Летосчисление

Сектантские календари

Сектантские календари зарождались, видимо, уже в библейские времена. Так, празднование Суккот, которое Иоров‘ам I назначил по своему произволу на 15-й день восьмого месяца вместо седьмого (I Ц. 12:32–33), исследователи расценивают как попытку установить в Израильском царстве календарные нормы, отличные от принятых в Иудейском. В эпоху Хасмонеев и при Ироде I саддукеи и упоминаемые в ряду с ними в Талмуде боэтосеи (байтусим) по-своему толковали библейские предписания о днях наступления праздников.

Кумранская община создала свой календарь с неделей в его основе (что было, возможно, также у саддукеев и боэтосеев). Год состоял из 52 недель (364 дня), праздники не приходились на субботу, чтобы не нарушать ее (очевидно, вопреки библейскому предписанию; ср. Чис. 10:10) трублением в шофар и трубы (но праздники не приходились также на второй и пятый день недели). Аналогичный календарь, возможно, имела секта терапевтов, которая, видимо, как и кумранская община, была знакома с календарными расчетами в Юбилеев книге (6:29–32) и в книге Эноха (74:12). Неясно, как согласовывали эти календари со сменой времен года.

Календарь эфиопских евреев близок к традиционному еврейскому, но месяцы в 29 и 30 дней в нем чередуются последовательно, а каждый четвертый год — високосный. Отсчет года ведется с 1 нисана.

Караимы, следуя в основном расчетам еврейского календаря, определяют молад для каждого места их проживания по особым таблицам, а не по меридиану Иерусалима, корректируя данные таблиц по наблюдению за появлением серпа новой луны. Новомесячья караимы отмечают только один день, Рош ха-Шана может у них приходиться на любой день недели, а Иом-Киппур не совпадает с раббанитским, хотя и отмечается по их календарю 10 тишрей.

Соотношение дат еврейского и григорианского календарей

Соотношение дат еврейского и григорианского календарей устанавливается вычитанием 3760 (с 1 января по 29 элула) или 3761 (с 1 тишрей по 31 декабря) от указанного в еврейском календаре года. Так, 1 тишрей 5746 по еврейскому календарю соответствует 16 сентября 1985 г. по григорианскому календарю (самый точный вариант которого предложил советский астроном-теоретик Н. И. Идельсон, 1885–1951). Для установления дня и месяца обычно пользуются календарными таблицами. Определение порядкового числа мусульманского года по данным еврейского и григорианского календарей производится по таблицам календарных расчетов, а для практического перевода относительно недавних дат исходят из приблизительного соответствия 33-х еврейских (или григорианских) лет 34-м мусульманским.

Соответствие месяцев
еврейского и григорианского календарей

Реформа календаря

Еврейский календарь — история, особенности, интересные факты

Однако все важнейшие даты отмечаются, сообразуясь исключительно с собственным календарем. И тому есть объяснение.


Еврейский календарь в настоящее время является едва ли не старейшим из всех действующих. В нем используется лунно-солнечный цикл, некогда разработанный шумерами. Правда, народ Моисея вставили в него свои дополнения. В продолжение тысячелетий туда вносились определенные коррективы. В настоящее время действует, так называемый, упорядоченный календарь, по которому празднуются все еврейские праздники, в синагогах читаются соответствующие моменту главы из Торы, проставляются даты в документах и многое другое.

Основным моментом всего иудейского календаря считается новолуние. Первым новолунием мироздания стал понедельник 7 октября 3761 года до н.э. Событие случилось в 5 часов и 204 части пополудни (в современном исчислении это соответствует 17 часам 11 минутам 20 секундам). Не следует, однако, древние еврейские часы автоматически сравнивать с нынешними. Если для современного времяисчисления взята шумерская база, то иудеи создали собственное время. Час у них имеет не 60 частей, а 1080, причем каждая из них в свою очередь делится еще на 76 мгновений.

Стандартный еврейский год состоит из 12 месяцев. Начало каждого из них также определяется по новолунию. Месяц считается начавшимся, едва на небе появится тонкий серп молодой Луны. Предыдущий цикл заканчивается в этот же самый момент. Однако точный лунный цикл вокруг Земли занимает 29,5 дней, и мудрецы учли это. Они составили календарь, в котором чередуются 30-дневные месяцы с 29-дневными. Первые именуются полными (ходешмале), а вторые – неполными (ходешхасер). В итоге длина лунного года у евреев составила 353-355 дней.

А что же это за еврейский календарь и в чем его особенности? Дело в том, что Новый год (Рош а-Шана) имеет строго ограниченное количество дней недели для своего начала. Разрешенными днями для начала года являются понедельник, вторник, четверг и суббота. Среда, пятница и воскресенье исключаются. Причиной тому является суббота – день, в который иудеям запрещается производить любые работы. Если же нарушить эту традицию, то подготовка к некоторым религиозным иудейским датам придется именно на субботу. При необходимости астрономы банально "удлиняют" предыдущий год на один день, назначая искомое новолуние на следующий день.

Учитывая, что еврейское исчисление длится в продолжение уже нескольких тысячелетий, его условно разделили на три периода. Первый из них – библейский, занявший период от Моисея до Ездры и Неемии. Это, примерно, 1500-450 годы до н.э. Все праздники в это время определялись по состоянию молодой Луны. Следующий период – послебиблейский, длившийся до момента разрушения римлянами второго Храма в 70 году н.э. Тогда даты праздников определялись уже комплексным методом. Теперь стали учитываться как положение Луны, так и Солнца.

Сейчас длится талмудический период, окончательно оформившийся к 500-м годам н.э. В нем даты иудейских праздников вычисляются исключительно математическим методом. Данное положение дел было документально оформлено в 359 году особым постановлением в период правления Гилеля II. Впрочем, несмотря на смену способа исчисления, еврейский календарь полностью сохранил свою главную особенность. В нем, в отличие от григорианского периодического календаря, нет повторения циклов. Единственным повтором является разве что добавка 13-го месяца каждый 7-ой год 19-летнего цикла.

Счет лет в еврейском летоисчислении ведется от сотворения мира (к примеру, 2013 год по еврейскому летоисчислению был 5773).

Еврейский календарь

В Торе говорится о первом дне творения: "И был вечер, и было утро, день один", и потому сутки в еврейском календаре начинаются с вечера, с заходом солнца. Соответственно, все еврейские праздники начинаются с заходом солнца.

Отсчет месяцев в еврейском календаре связан с циклами луны. Еврейский месяц всегда начинается в новолуние. В еврейской традиции начало каждого месяца называется Рош-ходеш ("голова месяца"); в этот день читают особые молитвы. Месяц состоит из 29 ("неполный" месяц) или 30 дней ("полный" месяц). Это лунные месяцы, их общая продолжительность – период обращения луны вокруг земли – равна 354 дням.

Таким образом, лунный год короче солнечного, в котором, как известно, 365 дней. Если бы еврейский год был лунным, одна и та же дата еврейского календаря могла бы выпадать на разные времена года. Однако, с точки зрения еврейской традиции, это недопустимо, поскольку Тора предписывает, чтобы месяц нисан, в который евреи празднуют Песах, всегда приходился на весну.

Поэтому отсчет лет в еврейской традиции связан с солнечными, а не лунными, циклами. Год в еврейской традиции солнечный и равен 365 дням – промежутку времени, в который земля совершает полный оборот вокруг солнца. Возникает разница в 11 дней между лунным годом – общим количеством дней во всех еврейских месяцах (354 дня) – и солнечным. Чтобы ликвидировать эту разницу и привести еврейский календарь в соответствие как с лунными, так и с солнечными циклами, была введена система обычных и високосных лет. Обычный еврейский год состоит из 12 месяцев: Нисан, Ияр, Сиван, Таммуз, Ав, Элул, Тишрей, Хешван, Кислев, Тевет, Шват, Адар.

Раз в несколько лет добавляют 13-й месяц, который "уничтожает" разницу между лунным и солнечным календарем, накопившуюся за несколько лет. Такой год называют високосным. В нем два Адара (Адар 1-й и Адар 2-й). Полный цикл лет в еврейском календаре равен 19 годам. В девятнадцатилетнем годовом цикле есть двенадцать "простых" и семь високосных годов. Порядок следования простых и високосных лет всегда одинаков.

Таким образом, еврейский календарь – лунно-солнечный. Он отличается от европейского календаря, основанного только на солнечном цикле, поэтому каждая дата лунно-солнечного еврейского календаря в разные годы приходится на разные числа европейского календаря, но всегда на одно и то же время года.

Еврейский календарь (ивр. הלוח העברי ‎, халуах ха-иври) — ежегодный календарь евреев, официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским). По этому календарю празднуют еврейские праздники, читают соответствующие части Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Современное использовании математики в подсчёте еврейских дат вместо наблюдения за фазами Луны была выведена постановлением Гилеля Второго в 359 году.

Календарь является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Месяцы начинаются только в новолуние, как и Еврейский Новый год. Еврейская Пасха — всегда в полнолуние в начале весны.

Содержание

История

В истории еврейского календаря различают три главных периода:

  • библейский, от Моисея до Ездры и Неемии (1500—450 до н. э.),
  • послебиблейский (до разрушения второго Храма в 70 году н. э.)
  • талмудический, до заключения Талмуда (70—500).

Типы годов Дней в простом году Дней в високосном году
Правильный 354 384
Достаточный 355 385
Недостаточный 353 383

Так как праздник Песах празднуется 14-го нисана, который должен быть весенним месяцем, то для согласования лунного года с солнечным в еврейском календаре принят цикл в 19 лет (малый цикл), в котором 7 лет високосных. Номера високосных годов в 19-летнем цикле — 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.


Продолжительность еврейского года (будет ли он правильный, достаточный или недостаточный) определяется днём, на которое падает 1-е число месяца тишрей (Рош Хашана, то есть Новый год). В соответствии с положениями иудаизма, Йом Кипур (10 тишрей) не может приходиться на пятницу или воскресенье (поскольку в Йом Кипур невозможна подготовка к субботе, а в субботу — подготовка к Йом Кипуру); соответственно, Рош Хашана не может быть средой или пятницей. Хошана Раба (21 тишрей) не может приходиться на субботу (поскольку некоторые обряды, совершаемые в этот день, рассматриваются как запрещённая в субботу работа); соответственно, Рош Хашана не может быть воскресеньем. Таким образом, новый год может начаться только в понедельник, вторник, четверг или субботу. Для того, чтобы Рош Хашана пришёлся на допустимый день недели, предыдущий год при необходимости удлиняют на один день.

Караимы также используют еврейский календарь, с тем различием, что они делят час на общепринятом основании и иначе определяют новолуние.

Еврейский календарь и религиозные праздники

Согласно иудаизму, первый месяц года в календаре — Нисан, с которого идёт отсчёт всех религиозных праздников. Однако счёт лет идёт начиная с 7-го месяца (Тишрей), когда отмечается Рош Ха-Шана.

Читайте также: