Эволюция изобразительного искусства сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.- слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

История

В настоящее время в мировой культурной традиции используются понятия об искусстве, берущие свое начало в средиземноморской античности, в особенности в греко-римском понимании этого термина.

Появление

В первобытном обществе первобытное изобразительное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами — изображениями на земле, дендрографами — изображениями на коре деревьев, изображеними на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.

Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями.

Первобытное искусство было синкретичным. По утверждению отдельных авторов, оно берет начало в доречевых навыках и приемах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации. Коммуникативная утилитарность первобытного творчества, наряду с развитием эстетического аспекта, ярко наблюдается в дополиграфический фольклорпериод культур всех народов. Также существуют теории о искусстве как биологической функции (художественном инстинкте).

Искусства в античном мире

Основы искусства в современном понимании этого слова были заложены древними цивилизациями: египетской, вавилонской, персидской, индийской, китайской, греческой, римской, а также аравийской (древнего Йемена и Омана) и другими. Каждый из упомянутых центров ранних цивилизаций создал собственный уникальный стиль в искусстве, который пережил века и оказывал свое влияние на позднейшие культуры. Они же оставили первые описания работы художников. Например, древнегреческие мастера во многом превзошли прочих в изображении человеческого тела и умели показать мускулатуру, осанку, правильные пропорции и красоту натуры.

Искусства в Средние века

Византийское искусство и готика западного Средневековья были сосредоточены на духовных истинах и библейских сюжетах. Они подчеркивали незримое возвышенное величие горнего мира, используя золотистый фон в живописи и мозаике, и представляли человеческие фигуры в плоских идеализированных формах.

На востоке, в исламских странах, было широко распространено мнение, что изображение человека граничит с запрещенным сотворением идолов, вследствие чего изобразительное искусство в основном сводилось к архитектуре, орнаменту, ваянию, каллиграфии, ювелирному делу и другим видам декоративного и прикладного искусства (см. Исламское искусство). В Индии и Тибете искусство было сосредоточено на религиозном танце и скульптуре, которой подражала живопись, тяготевшая к ярким контрастным цветам и четким контурам. В Китае процветали в высшей степени разнообразные виды искусства: резьба по камню, бронзовая скульптура, керамика (в том числе знаменитая терракотовая армия императора Цинь), поэзия, каллиграфия, музыка, живопись, драма, фантастика и др. Стиль китайского искусства изменялся от эпохи к эпохе и традиционно носит название по имени правящей династии. Например, живопись эпохи Тан, утонченная и монохромная, изображает идеализированный пейзаж, а в эпоху Мин в моде были густые сочные краски и жанровые композиции. Японские стили в искусстве также носят название местных императорских династий, а в их живописи и каллиграфии наблюдается значительная взаимосвязь и взаимодействие. С XVII века здесь распространилась также гравюра по дереву.

От Возрождения до современности

Западный Ренессанс вернулся к ценностям материального мира и гуманизма, что вновь сопровождалось изменением парадигмы изобразительного искусства, в пространстве которого появилась перспектива, а человеческие фигуры обрели утраченную было телесность. В эпоху Просвещения художники стремились отразить физическую и рациональную определенность Вселенной, представлявшейся сложным и совершенным часовым механизмом, а также революционные идеи своего времени. Так Уильям Блейк написал портрет Ньютона в образе божественного геометра, а Жак-Луи Давид поставил свой талант на службу политической пропаганде. Художники эпохи Романтизма тяготели к эмоциональной стороне жизни и человеческой индивидуальности, вдохновляясь поэмами Гете. К концу XIX века появился целый ряд художественных стилей, таких как академизм, символизм, импрессионизм, фовизм.

Однако, их век был непродолжителен, и конец прежних направлений был приближен не только новыми открытиями относительности Эйнштейна и подсознания Фрейда, но и беспрецедентным развитием технологий, подстегнутым кошмаром двух мировых войн. История искусства XX века полна поиском новых изобразительных возможностей и новых стандартов красоты, каждый их которых вступал в противоречие с предыдущими. Нормы импрессионизма, фовизма, экспрессионизма, кубизма, дадаизма, сюрреализма и т. д. не пережили своих создателей. Растущая глобализация привела к взаимопроникновению и взаимовлиянию культур. Так на творчество Матисса и Пабло Пикассо оказало большое влияние африканское искусство, а японские гравюры (сами появившиеся под влиянием западного Ренессанса) служили источником вдохновения для импрессионистов. Колоссальное влияние на искусство оказали также западные по происхождению идеи коммунизма и постмодернизма.

Модернизм с его идеалистическим поиском истины во второй половине XX в. проложил путь к осознанию его собственной недостижимости. Относительность была принята как непреложная истина, что ознаменовало собой наступление периода современного искусства и критики постмодерна. Мировая культура и история также стали категориями относительными и преходящими, к которым стали относиться с иронией, а размывание границ региональных культур привело к их осмыслению как частей единой глобальной культуры.

Классификация

Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.

По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые).

По материалам искусство можно делить на виды, использующие

  • традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.)
  • современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины)

Медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т. д.

Музыка: классическая, академическая, электронная (см. музыкальные жанры и стили)

каллиграфия, песни, литература (проза, поэзия)

  • посредника-человека (исполнитель: актёр, певец, клоун и т. д.)

Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, икебана, боевые искусства, компьютерные игры и т. д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по принципу степени мастерства исполнения.

Проявление предпринимательского таланта проявляется в искусстве построения бизнес системы . Создание нового бизнеса не может быть сведено к заранее определенной последовательности действий и давно признано особым видом искусства в социально-экономической среде.

Иногда вместо термина искусство применяют синоним иностранного происхождения арт: пиксел-арт, ОРФО-арт , арт-терапия, боди-арт (один из видов авангардного искусства), видеоарт, саунд-арт, нет-арт.

Изобразительное искусство

Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.

Виды изобразительного искусства:

  • Архитектура
  • Живопись
  • Графика
  • Скульптура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Театрально-декорационное искусство
  • Дизайн

Архитектура

Живопись

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).

Графика

Скульптура

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

Дизайн

Начиная с первобытного периода можно проследить развитие этого вида искусства.

Театрально — декорационное искусство

Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.

ЖАНРЫ

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды. Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи и графике. Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.

Марина – это произведения искусства, на которых изображено море. Художник, который пишет море, называется маринистом.

Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.

Интерьер — изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Стиль искусства

В этой части следовало бы после театра начать рассматривать другое синтетическое искусство — кино, любимое детище культуры XX в. Но мы не можем миновать предтечу кинематографа — ФОТОГРАФИЮ, которая, родившись в конце XIX в. явила собой ещё одну художественно-технологичес-кую революцию в искусстве. Фотография стала не только предвестником эры кино и переходным технологическим мостиком к нему, но и новым способом отображения действительности, коренным образом изменившим судьбы изобразительного искусства и задачи художественного творчества.

Фотография не относится к синтетическим искусствам. Она говорит со зрителем только на языке изображения. Поэтому она и стоит в одном ряду с живописью, рисунком и другими изобразительными искусствами. Её появление расширило творческие возможности художника, дало ему новый взгляд на мир, стало новым способом его осмысления.

Мгновенное, одним только нажатием пальца полученное фотоизображение кажется абсолютно точным сколком действительности. Но так ли это, равна ли действительности фотография?


У вас будет возможность не только исследовать основы и специфику фотоязыка, но и в практических заданиях научиться выражать в снимке свои художественные устремления и мысли.


Фотография позволяет каждому запечатлеть неповторимое мгновение и, находясь в центре события, создать свою картину мира. Отражённый в ней твой взгляд сохранится свидетельством фотолетописи!

история изобразительного искусства

история изобразительного искусства

1. История изобразительного искусства до 20 века

Изобразительное искусство и его истоки вызвают бурные дискуссии во многих кругах. Попробуем изучить его историю, и узнать больше о влиянии этого вида искусства на мир и культуру.

Первобытный мир

Тяга к рисованию проявилась у человека давно. Первобытные люди рисовали на стенах пещер палочками и веточками. Они пытались изобразить те явления, которые их окружали – это огонь, вода, различные стихии, небо. Более-менее осмысленные рисунки стали появляться у неандертальцев и кроманьонцев.

Античность

Эпоха античности дает нам больше примеров сохранившихся произведений. Тогда было принято раскрашивать красками скульптуры, в частности, изображения людей и животных. Со времеем краска, конечно, стерлась, и скульптуры, которые мы видим в музеях – белого и желтого цветов.

Средние века

Эта эпоха характеризуется доминированием христианской религии в мировоззрении большинства населения. Вся жизнь человека служила прославлению Господа, и поэтому искусство, в том числе и изобразительное, было нацелено на изображение Бога и святых. Доминирует иконопись – изображения для церквей. Церкви становятся произведениями искусства, потому что в их украшении и росписи принимают участие лучшие художники того времени. Важную роль в распространении изобразительного искусства играют монастыри, которые служат не только местом жизни монахов, но и местом сбора деятелей культуры.

Возрождение

Эпоха Возрождения в человеческой цивилизации пришлась на тринадцатый- шестнадцатый века после Рождества Христова, и в это время начал происходить бурный расцвет во всех сферах человеческой культуры. Изобразительное искусство получило огромное развитие. Появились такие художники, как Леонардо да Винчи, Джорджоне, Рафаэль. Их манера исполнения максимально приближена к реализму. А мотивами для написания картин служат не только библейские сюжеты, но и мотивы Древней Греции и Рима. Причем художники показывают не бледных аскетов, а здороывх пышнотелых людей во всей красе. Не боятся они изображать обнаженную женскую натуру, в частности, Боттичелли рисует красавиц Венер.

Девятнадцатый век

Этот век характеризуется бурным развитием фабричного производства, и появлением разных направлений в изобразительном искусстве. Это и реализм, изображающий жизнь такой, какая она есть на самом деле, и импрессионизм, берущий за основу точки и черточки.

2. История изобразительного искусства в двадцатом веке

Двадцатый век принес в жизнь человека много изменений. Это и развитие промышленности, и развитие новых отношений в обществе, эмансипация женщины. Искусство не осталось в стороне, и здесь тоже произошли революционные изменения.

Авангард

Сюрреализм

Это направление в изобразительном искусстве ставило своей целью уйти от повальной механизации, и индустриализации общества. Сюрреалисты с интересом изучают природу, и для них природные формы являются эатолоном красоты. Также они стараются эротизировать окружающие явления.
Самым ярким представителем сюрреализма считают Сальвадора Дали. Этот испанский художник стал всемирно известным благодаря своим произведениям. Он обожествлял свою жену по имени Гала, и изображал ее на многих картинах.

Реализм

Реализм в двадцатом веке был востребован в странах социалистического строя, таких как Советский Союз и другие. Как правило, был очень распространен жанр портрета. На портрете изображались вожди. Или это могли быть еще выдающиеся деятели искусства, науки и культуры. Все эти люди подлежали почитанию и уважению. Также в таких произведениях могли изображаться какие-либо важные события. Например, сбор урожая, приезд творческого коллектива в область или населенный пункт, партийный съезд.

Абстракция

3. История литературы до 20 века

Среди всех видов искусств литература занимает особое место. Искусство слова почиталось всегда и во все времена. Поэты и писатели всегда стояли над толпой и всегда говорили людям правду о жизни.

Литература в начале истории человечества

Литература в Средние века

Литература в 18 и 19 веках

В это время литература находится под влиянием классицизма. Но она становится более светской. Теперь уже можно обсуждать не только Библию.
В России в это время начинают закладываться основы русского литературного языка. Это Фонвизин и Бестужев-Марлинский. В 19 веке появляется Пушкин, который открывает новую эпоху в литературе. Сильным является течение романтизма. Русские романтики в литературе копируют западных, например, баллады Жуковского во многом похожи на баллады Байрона.

4. История литературы в 20 веке

Литература советского периода

Послевоенная литература

5. История музыки

Музыка облагораживает человеческую душу, заставляя людей верить в прекрасное. Также она развивает культуру. Современное многообразие музыкальных направлений может послужить темой для целого исследования, попробуем рассмотреть историю музыки.

Античные времена

Уже в древности люди пытались звуки природы. Для этого они создавали простые музыкальные инструменты, такие как гусли, арфа. Позже инструменты стали более сложными.

Средневековье

В Средние века инструменты стали более изысканными, но их главной целью было прославление Господа. Поэтому в основном это были церковные органы.
Также в ходу были тимпаны и барабаны, с их помощью объявляли обычно о выходе на арену важных церковных деятелей или государственных чиновников.

Классицизм

Двадцатый век

Во-вторых, это позволяет оценить собственные знания о мире искусства. Например, про реалистичное искусство можно сказать, что оно понятно не просто большинству, а почти всем. Поэтому у него больше шансов понравиться. А рефлексируя на тему собственных антипатий, можно замотивировать себя на новые исследования, на изучение того, что отталкивает своей неизвестностью.

В-третьих, это может пригодиться при выборе произведения в интерьер или в коллекцию. Отнеся предпочтения к одной из базовых групп, можно актуализировать свои запросы, чтобы потом углубиться в уже выбранную группу со всем её разнообразием

Поэтому начнём с того, что разберёмся, как эволюционировало искусство и какие запросы предъявлялись художнику. Выберем упрощённую группировку направлений, отталкиваясь от отношения живописца к реальности.



Реалистичное искусство

В первую очередь это античность и эпоха Возрождения. Если применить критерий отношения к реальности — то это период, когда для человека существует только чувственно познаваемый мир. Это искусство про то, что художник и зритель органично вписаны в реальность и ощущают себя с ней единым целым. Окружающая действительность изображается такой, какой видится.

Конечно, и у античности, и у Возрождения, которое спустя века пытается вернуться к идеалам античности, реализм принципиально разный. Для античного художника — это стремление к идеалу. Он видит мир совершенным и прекрасным и таким изображает его, жертвуя порой индивидуальностью натуры.

Реализм эпохи Возрождения — это воплощение одухотворённости и возвышенности. Это хорошо заметно в работах итальянского живописца, представителя флорентийской школы и одного из самых значимых художников эпохи Сандро Боттичелли. Тоже идеал, но физическое совершенство — это отражение совершенства духовного. Произведение искусства создаётся творцом, но для зрителя на понятном ему языке.

Читайте также: