Эвены сообщение о народе

Обновлено: 25.06.2024

Эвенки - один из самых интересных народов Сибири. О них мы сегодня вкратце и расскажем.

Первые сведения о них относятся еще к XII-му столетию. По внешности - типичный монголоиды. Язык эвенков, сегодня увы, стоящий на грани забвения, относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Ближайшие родственники эвенков - нанайцы, удэгейцы, эвены, манчжуры . Совсем дальние - тюрки .

Где живут эвенки

Известно, что на момент прихода русских в Сибирь (XVI век), рыбаки и оленеводы-эвенки занимали просто потрясающую территорию - кочевали от Камчатки до берегов Енисея до самой китайской границы. Своей землей философски называли любую, где только могли пройти. Посему дать им автономию или округ оказалось задачей весьма непростой.

Сегодня эвенки живут во множестве сибирских регионов России: Якутии, Красноярском и Хабаровском краях, Амурской и Иркутской областях. Прежде имели свой автономный округ, в 2007-м году на правах Эвенкийского района присоединенный к Красноярскому краю.

Часть эвенков исторически живет также в Монголии и северном Китае, где они - единственный народ оленеводов.

Как появились эвенки

Прародиной предков эвенков, известного по китайским летописям народа увань , ученые считают берега Байкала. Отсюда они (Глазковская культура) широко и расселились по всей матушке-Сибири.

Впрочем, это лишь одна из версий - точно происхождение разбредшихся по всей земле сибирской эвенков никому неизвестно.

Примерно в XI-XIII вв единый массив эвенков разрезал на две части внезапный приход с юга на сибирскую землю воинственных якутов. В результате от эвенков отделился близкородственный этнос эвенов (около 20 тысяч душ).

Сегодня эвенков в мире насчитывается около 80 тысяч человек. Самоназвание их звучит как эвенил. Прежде русские звали их тунгусами, название это сохранилось в ряде рек Сибири - Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска. Отсюда же и знаменитый Тунгусский метеорит.

Кто по религии эвенки

По сей день многие эвенки считаются язычниками-шаманистами. Называют своими предками оленя, медведя и ворона, говорят что живут непосредственно под покровительством вечной Полярной звезды.

Впрочем, немало эвенков следуют и православию. А в Китае и Монголии еще и тибетскому варианту буддизма.

Почему эвенков называют аристократами Сибири?

Любопытный момент. Именно эвенки первыми в истории додумались изготовлять солнечные очки. Мастерили такой аксессуар из кости животных, обтягивали кожей, в которой прорезали узкие отверстия для глаз.

Эвенки не освоили искусства обращения с лошадьми. Но зато великолепно научились скакать на северных оленях. Причем, могли проводить верхом на этих своенравных животных по много часов. Легко себе представить, какое впечатление производили на европейцев эвенкийские всадники на оленях.

Эвены хранят верность древним обычаям. Этот народ является одним из немногих в мире, практикующих шаманизм. Последние два века они провели практически в полной изоляции. Одновременно эвены являются культурно богатым народом. Они способны многое рассказать о предках и проявить стойкость перед дурным нравом стихии.

Название


Более 40% эвенов говорят на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской группе. Язык довольно сложный из-за наличия 3 наречий и свыше десятка говоров.

История

Язык эвенов изучен мало, поэтому исторических сведений о народе не хватает для полного описания. Известно, что становление народа длилось сотни лет, однако русские смогли открыть для себя эвенов только в 17 веке. К тому моменту они уже сформировались как этнос и расселились по северу и северо-востоку от своих близких родственников эвенков. В те времена эвены соседствовали с чукчами, якутами и коряками. Эвены и эвенки имеют общий этногенез, родственные связи и, как следствие, схожие ремесла. С момента открытия эвенов русские исследователи уже знали об их основных занятиях, которыми были кочевое оленеводство, пушной промысел, рыболовство. Сейчас образ жизни эвенов практически не изменился с того времени.

Жизнь


Жилище

Так как эвены по природе своей кочевники, они использовали и используют до сих пор соответствующее жилье. Их чумы называются дю и чорама-дю. Первый вид представляет собой чум конической формы, покрытый шкурами и берестой. Второй тип больше похож на цилиндр с жердями в качестве опоры. Эти жерди сходятся в единой вершине, поэтому чорама-дю тоже похож на конус. Под таким каркасом привязывается специальная жердь, на которую вешают котел. В крыше предусмотрено отверстие для выхода дыма, в качестве двери используется плотная занавеска, расшитая аппликацией. На полу выстилают шкуры. Сейчас все чаще можно видеть ураны — дома из сруба, рядом с которыми располагаются амбары. Это современный вид постройки, который получает большое распространение в последние годы.

Внешность

Одежда


Эвены носят распашные кафтаны, борта которых обшивают мехом. Швы покрыты неярким бисером у мужчин, а женщины, наоборот, используют бело-голубой, сверкающий на солнце. У кафтана не сходятся борта на груди, поэтому ее защищают от ветра нагрудником, доходящим до колен. К нагруднику мужчина пришивает бахрому, а женщина украшает его бисером. Кафтан также может быть украшен различными металлическими украшениями. Состоятельные эвены пользуется серебряными монетами, а люди из простого рода — медными. Для защиты поясницы используются натазники. Когда наступает зима, нужно надевать более теплую одежду. У эвенов есть парки, которые изготавливают из меха, причем в отличие от кафтана, подолы у парки сходятся, что позволяет надежно защититься от холода. Обязательно надевают меховую шапку, платок и дополнительный головной убор авун.

Традиции


Уклад эвенов довольно строг. Главенствующую роль в нем играют родственные связи. Каждый род объединяется с другим, объединение формирует группы, возглавляемые старостой. Все группы стараются держаться рядом друг с другом, отсюда сформировался обычай делиться пойманной добычей. Кочевничеством эвены занимаются до сих пор, причем главным в процессе всегда остается отец, который даже в преклонном возрасте командует старшими сыновьями.
С рождением каждый эвен получает небольшое стадо, которым он будет владеть по достижении совершеннолетия. Это касается не только мужчины, но и женщины. Множество обычаев касается охоты. Например, если удалось изловить медведя, по случаю его добычи устраивали настоящий праздник. Кости надлежало выложить в соответствующем анатомии порядке и отблагодарить духов.

  1. Если заболевал один из членов общины, требовалось принести оленя в жертву, после чего съесть его мясо и повесить на шесте шкуру.
  2. Огню до сих пор приносят в жертву кости и остатки пищи, благодаря таким образом духов.
  3. На празднике и в повседневной жизни люди водят хороводы, устраивают пляски.

Свадьба

Многие народы перед сватовством договариваются о выкупе. Эвенки здесь не исключение. У них существует обычай, согласно которому тори (выкуп) должен в несколько раз превысить цену приданого, которое получает жених от семьи невесты. Из собственного рода выбирать жену нельзя. Раньше были распространены многоженство и помолвка среди несовершеннолетних. Сейчас подобные явления практически не встречаются. Перед входом в чум жениха надлежало обойти его 3 раза, затем невесту провожали в дом, где она должна была сварить суп с мясом. Приданое оставляли возле чума на всеобщее обозрение.

Погребальный обряд

Сейчас усопших предписывается хоронить в земле в соответствии с христианскими традициями. До 18 века обряд погребения выглядел иначе. Умершему, если он был мужчиной, давали нож, трубку и кисет. Женщине — украшения. Частично погребальный обряд соблюдается и в наши дни. В частности, над могилой ставят фигурку деревянной птицы (обычно ворона), кладут вещи, которые принадлежали покойному и устанавливают сруб.

Культура


Главными культурными достижениями эвенов являются музыкальные инструменты и развитый фольклор.
Танцы часто имеют форму пантомим, вся музыка связывается с той или иной деятельностью, будь то труд, ритуалы, игры, рассказывание мифических историй, быт. Основным музыкальным инструментом эвенов является бубен. Распространение также получили колокольчики, погремушки, музыкальные луки, альта.

Фольклор

Персонажами фольклорных произведений эвенов являются животные. У народа довольно интересный взгляд на зверей: соболю приписывают хитрость, медведю — доверчивость и добродушие, волку — глупость, зайцу — трусость. Каждая сказка подразумевает борьбу со злыми силами. Есть и сатирические сказания, которые учат заботе о доме, призывают бороться с ленью, жадностью и глупостью. В таких сказках много советов и поучений, особенно касающихся выстраивания отношений между богатым и бедным классом.

Довольно разнообразны эпосы, в которых можно прочитать о богатырях, испытаниях, поиске принцессы

В связи с развитым охотничьи промыслом эвены всегда ели оленину, рыбу и другое мясо. Блюда часто подают с травами. Мясо принято не обжаривать, а варить. Рыбу иногда квасят, едят сырой, в том числе голову. Обыкновенной едой на столе многих эвенов была икра лосося. Для лучшего усвоения оленины мясо заедали вареным корнем горца. В лесах всегда было обилие ягод, что позволяло насыщать организм витаминами.

Религия


Сейчас основной религией эвенов является православие. Все еще сохранились семьи, исповедующие шаманизм. О шаманизме эвенов известно не так много, в настоящее время этнографы и лингвисты активно изучают его особенности. Главной чертой эвенского шаманизма можно считать поклонение духам, олицетворяющим природу:

Некоторые эвены верят, что духи водятся даже в каркасе жилища или бубне. По их верованиям, Вселенная устроена чрезвычайно сложно и включает несколько ступеней. Основными являются мир людей, сфера верховного божества, владения мертвых.
Следуя канонам, когда шаман совершает ритуал, его дух переносится к верховному божеству. Вместе с собой он забирает злых духов, которых верховное божество уничтожает, очищая больного. В процессе ритуала шаман напевает песни, выкрикивает звуки, подобные рыку дикого зверя или крику птицы. Часто шаманы обращаются к луне или солнцу. Шаманские тексты чрезвычайно трудны в прочтении и переводе, поэтому их смысл едва уловим. Практикуется и лечение с помощью снадобий (зелий). Шаманы используют для приготовления целебных настоек травы. Рецепты держат в секрете, однако известно, что некоторые заимствованы у якутов. В повседневной жизни шаманские настойки используются для лечения ран и в качестве профилактики от простуды. Причем последние делают из обычных ягод, которые можно собрать в лесу.
Эвены остаются одним из тех народов, для которых давние традиции и обычаи важнее современного жизненного уклада. Для них жизнь прекрасна без благ цивилизации. Охота и рыболовство до сих пор остаются одним из основных занятий, а жизнь многих людей проходит в маленьких чумах.

Видео

В видеоролике демонстрируется типичное занятие эвенов. На морозе люди с легкостью управляются со стадами оленей, управляя своенравными животными.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Эвены

Эве́ны (эвенск. эвэн, устар. ламуты; муж. род — эвен, жен. род — эвенка) — сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.

Общая численность — около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ. Так по данным переписи 2002 года в Республике Саха (Якутия) проживало 11 657 эвенов, в Магаданской области — 2527, в Камчатской области — 1779 (из них в Корякском автономном округе — 751), в Чукотском автономном округе — 1407, в Хабаровском крае — 1272. По переписи населения 2010 г., единственный район с большинством эвенов - Эвено-Бытантайский в Якутии (53,1%).

Также согласно переписи 2001 года, 104 эвена проживало на Украине.

Эвены хранят верность древним обычаям. Этот народ является одним из немногих в мире, практикующих шаманизм. Последние два века они провели практически в полной изоляции. Одновременно эвены являются культурно богатым народом. Они способны многое рассказать о предках и проявить стойкость перед дурным нравом стихии.

Название


Более 40% эвенов говорят на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской группе. Язык довольно сложный из-за наличия 3 наречий и свыше десятка говоров.

История

Язык эвенов изучен мало, поэтому исторических сведений о народе не хватает для полного описания. Известно, что становление народа длилось сотни лет, однако русские смогли открыть для себя эвенов только в 17 веке. К тому моменту они уже сформировались как этнос и расселились по северу и северо-востоку от своих близких родственников эвенков. В те времена эвены соседствовали с чукчами, якутами и коряками. Эвены и эвенки имеют общий этногенез, родственные связи и, как следствие, схожие ремесла. С момента открытия эвенов русские исследователи уже знали об их основных занятиях, которыми были кочевое оленеводство, пушной промысел, рыболовство. Сейчас образ жизни эвенов практически не изменился с того времени.

Жизнь


Жилище

Так как эвены по природе своей кочевники, они использовали и используют до сих пор соответствующее жилье. Их чумы называются дю и чорама-дю. Первый вид представляет собой чум конической формы, покрытый шкурами и берестой. Второй тип больше похож на цилиндр с жердями в качестве опоры. Эти жерди сходятся в единой вершине, поэтому чорама-дю тоже похож на конус. Под таким каркасом привязывается специальная жердь, на которую вешают котел. В крыше предусмотрено отверстие для выхода дыма, в качестве двери используется плотная занавеска, расшитая аппликацией. На полу выстилают шкуры. Сейчас все чаще можно видеть ураны — дома из сруба, рядом с которыми располагаются амбары. Это современный вид постройки, который получает большое распространение в последние годы.

Внешность

Одежда


Эвены носят распашные кафтаны, борта которых обшивают мехом. Швы покрыты неярким бисером у мужчин, а женщины, наоборот, используют бело-голубой, сверкающий на солнце. У кафтана не сходятся борта на груди, поэтому ее защищают от ветра нагрудником, доходящим до колен. К нагруднику мужчина пришивает бахрому, а женщина украшает его бисером. Кафтан также может быть украшен различными металлическими украшениями. Состоятельные эвены пользуется серебряными монетами, а люди из простого рода — медными. Для защиты поясницы используются натазники. Когда наступает зима, нужно надевать более теплую одежду. У эвенов есть парки, которые изготавливают из меха, причем в отличие от кафтана, подолы у парки сходятся, что позволяет надежно защититься от холода. Обязательно надевают меховую шапку, платок и дополнительный головной убор авун.

Традиции


Уклад эвенов довольно строг. Главенствующую роль в нем играют родственные связи. Каждый род объединяется с другим, объединение формирует группы, возглавляемые старостой. Все группы стараются держаться рядом друг с другом, отсюда сформировался обычай делиться пойманной добычей. Кочевничеством эвены занимаются до сих пор, причем главным в процессе всегда остается отец, который даже в преклонном возрасте командует старшими сыновьями.
С рождением каждый эвен получает небольшое стадо, которым он будет владеть по достижении совершеннолетия. Это касается не только мужчины, но и женщины. Множество обычаев касается охоты. Например, если удалось изловить медведя, по случаю его добычи устраивали настоящий праздник. Кости надлежало выложить в соответствующем анатомии порядке и отблагодарить духов.

  1. Если заболевал один из членов общины, требовалось принести оленя в жертву, после чего съесть его мясо и повесить на шесте шкуру.
  2. Огню до сих пор приносят в жертву кости и остатки пищи, благодаря таким образом духов.
  3. На празднике и в повседневной жизни люди водят хороводы, устраивают пляски.

Свадьба

Многие народы перед сватовством договариваются о выкупе. Эвенки здесь не исключение. У них существует обычай, согласно которому тори (выкуп) должен в несколько раз превысить цену приданого, которое получает жених от семьи невесты. Из собственного рода выбирать жену нельзя. Раньше были распространены многоженство и помолвка среди несовершеннолетних. Сейчас подобные явления практически не встречаются. Перед входом в чум жениха надлежало обойти его 3 раза, затем невесту провожали в дом, где она должна была сварить суп с мясом. Приданое оставляли возле чума на всеобщее обозрение.

Погребальный обряд

Сейчас усопших предписывается хоронить в земле в соответствии с христианскими традициями. До 18 века обряд погребения выглядел иначе. Умершему, если он был мужчиной, давали нож, трубку и кисет. Женщине — украшения. Частично погребальный обряд соблюдается и в наши дни. В частности, над могилой ставят фигурку деревянной птицы (обычно ворона), кладут вещи, которые принадлежали покойному и устанавливают сруб.

Культура


Главными культурными достижениями эвенов являются музыкальные инструменты и развитый фольклор.
Танцы часто имеют форму пантомим, вся музыка связывается с той или иной деятельностью, будь то труд, ритуалы, игры, рассказывание мифических историй, быт. Основным музыкальным инструментом эвенов является бубен. Распространение также получили колокольчики, погремушки, музыкальные луки, альта.

Фольклор

Персонажами фольклорных произведений эвенов являются животные. У народа довольно интересный взгляд на зверей: соболю приписывают хитрость, медведю — доверчивость и добродушие, волку — глупость, зайцу — трусость. Каждая сказка подразумевает борьбу со злыми силами. Есть и сатирические сказания, которые учат заботе о доме, призывают бороться с ленью, жадностью и глупостью. В таких сказках много советов и поучений, особенно касающихся выстраивания отношений между богатым и бедным классом.

Довольно разнообразны эпосы, в которых можно прочитать о богатырях, испытаниях, поиске принцессы

В связи с развитым охотничьи промыслом эвены всегда ели оленину, рыбу и другое мясо. Блюда часто подают с травами. Мясо принято не обжаривать, а варить. Рыбу иногда квасят, едят сырой, в том числе голову. Обыкновенной едой на столе многих эвенов была икра лосося. Для лучшего усвоения оленины мясо заедали вареным корнем горца. В лесах всегда было обилие ягод, что позволяло насыщать организм витаминами.

Религия


Сейчас основной религией эвенов является православие. Все еще сохранились семьи, исповедующие шаманизм. О шаманизме эвенов известно не так много, в настоящее время этнографы и лингвисты активно изучают его особенности. Главной чертой эвенского шаманизма можно считать поклонение духам, олицетворяющим природу:

Некоторые эвены верят, что духи водятся даже в каркасе жилища или бубне. По их верованиям, Вселенная устроена чрезвычайно сложно и включает несколько ступеней. Основными являются мир людей, сфера верховного божества, владения мертвых.
Следуя канонам, когда шаман совершает ритуал, его дух переносится к верховному божеству. Вместе с собой он забирает злых духов, которых верховное божество уничтожает, очищая больного. В процессе ритуала шаман напевает песни, выкрикивает звуки, подобные рыку дикого зверя или крику птицы. Часто шаманы обращаются к луне или солнцу. Шаманские тексты чрезвычайно трудны в прочтении и переводе, поэтому их смысл едва уловим. Практикуется и лечение с помощью снадобий (зелий). Шаманы используют для приготовления целебных настоек травы. Рецепты держат в секрете, однако известно, что некоторые заимствованы у якутов. В повседневной жизни шаманские настойки используются для лечения ран и в качестве профилактики от простуды. Причем последние делают из обычных ягод, которые можно собрать в лесу.
Эвены остаются одним из тех народов, для которых давние традиции и обычаи важнее современного жизненного уклада. Для них жизнь прекрасна без благ цивилизации. Охота и рыболовство до сих пор остаются одним из основных занятий, а жизнь многих людей проходит в маленьких чумах.

На Охот­ском по­бе­ре­жье (мэ­нэ – осед­лые) за­ни­ма­лись зве­ро­бой­ным про­мыс­лом и про­мыс­лом ло­со­ся, раз­ве­де­ни­ем ез­до­вых со­бак (ду­го­ко­пыль­ные нар­ты чу­кот­ско-ко­ряк­ско­го и кам­чат­ско­го ти­пов). Жи­ли осед­ло в по­сто­ян­ных по­се­ле­ни­ях (ол­ра­ма­чак) в зем­лян­ках (утан), с 18 в. – в сруб­ных по­строй­ках (уран). Часть Э. в 18 в. пе­ре­ня­ла у яку­тов ко­не­вод­ст­во, у рус­ских – ого­род­ни­че­ст­во.

вот только не поняла-а ткани откуда они на одежду берут?)

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 566 записей в блогах и 6711 комментариев.
Зарегистрировалось 28 новых макспаркеров. Теперь нас 5030851.

Сегодня в мире насчитывается свыше 20 тысяч представителей этого интересного народа. Большинство из них проживает в Якутии, но помимо нашего региона эвенов можно встретить в Магадане, Хабаровске, на Камчатке и Чукотке. Единственным районом, где большинством населения являются эвены, считается Эвено-Бытантайский улус Якутии, куда я и отправилась, чтобы узнать тайны этого народа.


Сказать, когда именно возник этнос невозможно. Известно, что в 17 веке, когда на северные земли пришли первооткрыватели, то эвены занимали территорию от Лены до Охотского моря и от рек Алдана и Ульи до Северного Ледовитого океана. Тогда их называли ламуты и селились они либо в верховьях гор, либо рядом с морем. А появились эвены в результате смешения эвенков с юкагирами и коряками. Поэтому и переняли у них многие обычаи. Можно даже сказать, что эвены заимствовали все, что видели у других народов, переделывая это под свой лад.


Раньше эвены делились на мелкие группы в зависимости от территории проживания. На территории современного Эвено-Бытантайского района между верхоянских хребтов жили и живут эвены под названием – тюгесиры. Это в честь зимней птички – тундерной чечётки, которую они считают своим покровителем.

Здесь же в дружбе с эвенами соседствовал народ саха (в такой сильной дружбе, что произошла серьезная ассимиляция). Народы переняли друг у друга многие традиции. Сейчас сложно понять какие именно. Поменялся даже язык эвенов. Под влиянием якутского появилась западная разновидность эвенского. В районе мне не удалось услышать её.

К сожалению, на родном эвенском языке сегодня общаются единицы. Как мне сказали, все это пережитки советского времени, тогда малочисленным народам запрещали говорить на своих языках. Общаться можно было либо на русском, либо на якутском. В результате язык был утрачен. Чтобы сохранить культуру народа, в школах и даже детских садах преподают эвенский язык, но дома дети все равно говорят по-якутски или по-русски.

Язык исчезает не только из-за исторической несправедливости. Язык эвенов – это язык кочевников. Без кочевья не будет и народа, а с каждым годом становится все меньше оленеводов. Большой пласт слов и терминов, посвящённых традиционному промыслу, сегодня уже неизвестен. Говорят раньше язык делился на мужской и женский, в зависимости от деятельности. Оленеводы и охотники использовали одни слова, женщины при готовке абсолютно другие, хотя обозначили они одни и те же вещи. В принципе, эвенский похож на эвенкийский язык. Относится к тунгусо-манчжурской группе. Так что далекими предками эвенов могли быть японо-корейцы или монголы. А официальная письменность у языка появилась лишь в 30-ые годы 20 века.


Не смотря на то, что язык умирает, в районе живы народные промыслы. Эвенские мастерицы с удовольствие изготавливают национальные костюмы. Одежда эвенов состояла из кафтана и нагрудника. Летом их делали из ровдуги (это выделенная замша из оленей шкуры), зимой из меха. Чтобы изготовить один такой наряд, понадобится шкура трех, а возможно и четырех оленей. Так что это дорогая одежда, но очень теплая зимой и прохладная летом.


Интересно, что юкагиры и эвены носили одинаковую одежду, она вообще ничем не отличалась. А вот у эвенков и эвенов есть отличия. В первую очередь они касаются узоров. Эвены любят изображать графические узоры: ровные линии, оленьи рога, шахматы. Унты этого народа всегда можно узнать по орнаменту. Кстати, главная цель всех этих узоров – это отпугнуть злых духов. Поэтому они так и расположены: на подоле кафтана, нагруднике, краях рукавов: чтобы злые духи не пролезли. Эвенская магия.

Как и многие северные народы, эвены являются язычниками. У них распространён анимизм, одухотворение животных, а также поклонение духам предков. Главным божеством считалось солнце. Оно не имело ни женского, ни мужского рода. Ему поклонялись круглогодично и его изображали на всей одежде. Мне даже удалось поучаствовать в специальном обряде: в круговом танце Сэдьэ, с помощью которого эвены благодарят солнце за все хорошее, что оно послало. Взявшись за руки, танцующие перемещаться по кругу в определенном ритме и с определёнными словами. Со временем ритм ускоряется и в конце обрывается на самом интересном месте.


А ещё эвены верили, что у каждого человека есть свой олень покровитель, который берет на себя все беды. Таких оленей называли солнечными. И если что-то случалось с их хозяевами, то оленей забивали, чтобы отвести несчастье. Кто бы, что не говорил, но вся жизнь эвена вращалась вокруг оленя. Он пища, он одежда и он же транспорт. Чтобы дети продолжали традицию предков, в младенчестве им дарят олененка, будущие телята которого также будут принадлежать им. Став взрослыми эвены имеют целое стадо.


С приходом православия многое поменялось. Меня удивило, что эвены считались самым православным народом из всех сибирских народов - у них даже существовал в хозяйстве специальный олень для перевозки икон каждого хозяина при перекочевке. Сейчас, конечно, таких оленей нет, но во многих домах стоят иконы.

Конечно, всех интересует вопрос: чем же отличаются эвены от эвенков? Как мне объяснили, это родственные этносы. Раньше эвенки (тунгусы) и эвены (ламуты) были одним народом и просто относились к разным родовым группам. Тунгусы кочевали по тайге, ламуты по открытой местности рядом с морями и горами. Со временем эвены отделились настолько сильно и смешались с юкагирами и коряками, что стали самостоятельным народом. Вот и все.

Читайте также: