Это сообщение данные новости сведения
Обновлено: 08.07.2024
Надо понимать различия между данными, сведениями, информацией. Данные - это совокупность знаков (тексты, изображения и т. п.). Сведения - это те представления, которые возникают у субъекта в результате восприятия и анализа данных.
Информация - это новое в сведениях. Количество информации в данных - степень их новизны. Ценность информации в некотором наборе сведений определяется не ее количеством, а выгодами ее применения. Воспринимая данные, человек обращает внимание не на то, что ново, а на то, что ново и существенно. Разные субъекты могут извлекать разные сведения из одних и тех же данных. Для одного и того же субъекта в разных ситуациях один и тот же набор данных приобретает разную информационную ценность. Носитель данных - предмет, компоненты которого используются в качестве знаков. Источник данных - обладатель или производитель носителей данных. Взаимоотношение указанных сущностей можно изобразить следующей схемой: +----------------+ +---------------+ |источники данных|->|носители данных|--+ +----------------+ +---------------+ | | +-----------------------------------------+ | | +----------------+ +---------------+ +---------------+ +->| данные |->| сведения |->| информация | +----------------+ +---------------+ +---------------+ Канал передачи данных - путь поступления данных от источника к потребителю. Документ - носитель визуально воспринимаемых данных, составляющих целостный набор. Следует различать . 1) данные, имеющиеся в источнике; 2) данные источника, попавшие в поле зрения наблюдателя; 3) воспринятые данные из совокупности попавших в поле зрения наблюдателя; 4) понятые данные из совокупности воспринятых; 5) данные, оцененные как значимые, то есть содержащие информацию. Соотношение этих категорий данных можно пояснить схемой: +-----------------------+ |+----------------+ | ||+----------+ | | |||+-----+ | | | ||||+-+ | | | | |||||5| 4| 3| 2| 1| ||||+-+ | | | | |||+-----+ | | | ||+----------+ | | |+----------------+ | +-----------------------+ Знак - сущность, у которой единственная или главная функция - формировать у воспринимающего ее субъекта представление о других сущностях сообразно оговоренным или очевидным соответствиям между этими сущностями. Знаки бывают следующих типов: предметы, сигналы (события, действия, процессы), символы (компоненты предметов). Данные - это совокупности знаков. Хранимые данные представляют собой совокупности символов, а передаваемые данные - совокупности сигналов. Совокупности знаков бывают . 1) линейные; двумерные; трехмерные; и т. п.; 2) пространственные; временные. . . . .
Форумная активность
-
22 Февраль 2022 Sanny 4 Январь 2022 Expert 15 Ноябрь 2021 zadof 29 Октябрь 2021 zadof 29 Октябрь 2021 Sanny 23 Август 2021 win32 19 Февраль 2021 Sanny 16 Февраль 2021 Sanny 5 Декабрь 2020 win32 2 Октябрь 2020 Expert 17 Сентябрь 2020 Expert 16 Сентябрь 2020 win32 16 Сентябрь 2020 eXceed 14 Сентябрь 2020 theinterman 12 Март 2020 Poison
Популярные записи
Интернет-проекты
Метки
Архив статей
-
(4) (8) (12) (2) (7) (8) (4) (8) (9) (3) (4) (17) (14) (5) (22) (8) (1) (8) (5) (15) (7) (12) (1) (3) (6) (14) (7) (1) (1) (10) (1) (1) (14) (1) (9) (16) (14) (16) (7) (20) (19) (29) (17) (15) (19) (20) (22) (12) (17) (16) (17) (20) (6) (22) (19) (29) (49) (13) (18) (8) (34) (21) (31) (19) (5) (15) (6) (29) (31) (16) (8) (1) (6) (21) (9) (19) (38) (33) (28) (12) (12) (10) (7) (24) (3) (18) (2) (10) (22) (19) (12) (36) (27) (6) (11) (10) (11) (21) (39) (24) (34) (40) (31) (28) (27) (20) (28) (15) (26) (21) (23) (38) (46) (33) (26) (15) (22) (22) (16) (15) (27) (39) (32) (35) (41) (18) (13) (17) (17) (15) (23) (16) (21) (21) (27) (26) (17)
Статистика
Что такое информация?
В продолжении начатой ранее темы постараемся ответить на этот вопрос с позиции современной науки (теории информации), а также характеризуем свойства информации в контексте компонентов, из которых она состоит.
- Источник информации.
- Потребитель информации.
- Передающая среда.
При этом информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Любая информация представляет собой совокупность двух составляющих:
Основные функции сведений заключаются в следующем:
- Познание окружающего мира (гносеологическая функция), включающее формирование представлений о структуре окружающей среды, накопление знаний о закономерностях изменения объектов среды и протекающих в ней процессов; оценку состояния этих процессов.
- Социальная коммуникация (коммуникативная функция), включающая формирование представлений о способах удовлетворения базовых и вторичных потребностей, формирование представлений о правилах поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми, о нравственных ценностях, формирование личностных шкал ценности материальных и духовных благ, которые могут быть использованы для удовлетворения его потребностей, а также допустимости использования для овладения ими известных средств и т. д.
- Удовлетворение потребностей (прагматическая функция), включающее целеполагание, т. е. формирование, оценку и выбор целей, достижение которых способствует удовлетворению базовых и вторичных потребностей человека, и целедостижение как управление своей деятельностью по достижению выбранных целей.
Основные свойства сведений:
- Идеальность — существование только в сознании человека и вследствие этого невозможность восприятия органами чувств.
- Субъективность — зависимость количества и ценности сведений от информационной модели субъекта, получающего сведения.
- Информационная неуничтожаемость — невозможность уничтожения сведений другими сведениями, полученными человеком.
- Динамичность — возможность изменения ценности имеющихся сведений и знаний под воздействием времени, других поступающих сведений.
- Накапливаемость — возможность практически неограниченного накопления сведений в информационной модели человека.
В этой же лекции заметим, что деловая и экономическая информация обладает дополнительными специфическими особенностями, как то:
- Дискретность.
- Преимущественно символьное представление, слабо приспособленное для логической и арифметической обработки.
- Обязательное наличие одного или нескольких материальных носителей и (прямой) связи с ним.
- Лояльность к управлению.
- Возможность количественной (в т.ч. и денежной) оценки.
Если говорить о носителях информации, то ими являются:
- материально-вещественные носители (документы, книги и, изделия, вещества и материалы);
- излучения и поля (электромагнитные, тепловые, радиационные и другие излучения, гидроакустические, сейсмические и другие поля);
- человек.
В заключение отметим, что если говорить об информации в экономических системах, то информация может выступать как:
- объект труда в процессе информационного обеспечения решаемых задач;
- обеспечивающий ресурс в процессе решения различных задач.
В зависимости от того, чем является информация для данной конкретной системы, вытекают те или иные дополнительные свойства и качества, которыми может обладать данная конкретная информация (информационный ресурс либо какой-либо другой информационный объект).
Лекция подготовлена: (С) 07.11.2010, Д.А. Беляев
Записи с теми же метками:
Комментарии:
Можно посмотреть немного с другой точки зрения и еще такую цепочку построить:
1. На нижнем уровне имеем данные – набор символов какого-либо алфавита, которые еще никак не интерпретированы. Показания прибора, текст статьи, агентурные сведения и т.п. Выполняемые операции – сбор (и передача) данных.
2. Имеем метаданные – описание наших данных, характеристики их источника, каналов передачи и т.п.
3. Структурированные данные и связанные с ними метаданные в процессе обработки (предварительного анализа и структурирования) превращаются в информацию, ложатся в некоторое заданное семантическое пространство, получают значение и смысл. Выполняемые операции – анализ и структурирование.
4. Различные блоки информации связываются между собой, анализируются взаимосвязи, выявляются правила, действующие в этом “пространстве”. В результате получаем то, что определяется как знание. Выполняемые операции-анализ и синтез.
5. Применяя полученные знания к поступающим “на вход” данным (информации), учитывая динамику и контекст, получаем то, что в англоязычной литературе называется “intelligence”. На русский язык термин плохо переводится, к “разведке”, равно как к “интеллигентности” имеет мало отношения -). Очень условно можно сказать, что это информация в виде, позволяющем принять адекватные и актуальные решения.
Что касается характеристик…
У “чистых” данных их немного. Не имея метаданных, это просто цифири, буковки, одним словом – символы. (“Штурман, прибор! “- 600 – “Что 600?” – А что “прибор”? =)
У информации характеристик куда больше. Актуальность, адекватность, достоверность, полнота, непротиворечивость – как минимум.
Знания в первую очередь будут характеризоваться полнотой и непротиворечивостью.
А inelligence (аналитические данные или как их лучше назвать?) результатами принятого на их основании решения -)
Михаил, огромное спасибо за комментарий! Особенно за дополнение про данные, метаданные, информацию и знание!
Очень полезны для читателя будут Ваши сведения вместе с небольшой “вводной”, которая дана в заметке-минилекции.
На самом деле, я надумал цикл публикаций-лекций (прежде всего для своих студентов) по теории информации (пока без формул, теорем и прочих хитроумных “загогулин”). В т.ч. хочу рассказать о свойствах (характеристках) информации, “законе старения” её и т.д. – вплоть до оценки её стоимости .
Еще раз респект, Михаил!
Такие публикаций-лекции интересны не только студентам….
“Что такое информация?” – тема неисчерпаемая, чем она крайне интересна для исследования. По смежной теме – теории коммуникаций, существует грандиозный труд на несколько тысяч страниц с обзором сотен моделей.
В прикладных задачах применение “неисчерпаемых” теорий затруднительно, приходится создавать рабочие определения, не претендующие на научность, но прагматичные. Хотел бы вам показать пример такого набора определений, сделанный для описания модели электронной госпочты.
В тексте комментария оказались не очень заметными ссылки. Повторяю их в более явном виде:
ГОСТ
Понятие информации
Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.
В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:
Готовые работы на аналогичную тему
Виды информации
Информация может существовать в различных видах:
- текст, рисунки, чертежи, фотографии;
- световые или звуковые сигналы;
- радиоволны;
- электрические и нервные импульсы;
- магнитные записи;
- жесты и мимика;
- запахи и вкусовые ощущения;
- хромосомы, через которые передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.
Различают основные виды информации, которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:
Существуют также виды информации, для которых еще не изобретены способы кодирования и хранения – тактильная информация, органолептическая и др.
Первоначально информация передавалась на большие расстояния с помощью кодированных световых сигналов, после изобретения электричества – передачи закодированного определенным образом сигнала по проводам, позже – используя радиоволны.
Первые компьютеры являлись средством для обработки числовой информации. С развитием компьютерной техники ПК стали использовать для хранения, обработки, передачи различного вида информации (текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации).
Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.
Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.
Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых:
- создание;
- прием;
- комбинирование;
- хранение;
- передача;
- копирование;
- обработка;
- поиск;
- воспринятие;
- формализация;
- деление на части;
- измерение;
- использование;
- распространение;
- упрощение;
- разрушение;
- запоминание;
- преобразование;
- сбор
Свойства информации
Информация, как и любой объект, обладает свойствами, наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:
Характерной чертой нашего времени является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Читает ли человек, разговаривает по телефону, смотрит ли телевизор – вся его жизнь неразрывно связана с получением, и обработкой информации.
В середине XX века потребность в обработке, передаче больших объемов информации и управлении сложными системами послужили стимулом для бурного развития кибернетики и теории информации.
Информатика как наука стала развиваться в 40-е годы XX века, и это связано со стремительным развитием вычислительной техники стала электроника, а затем микроэлектроника.
Миниатюризация и стремление сделать компьютеры достоянием масс привели к тому, что в XXI век мы вошли с большим обилием красочных компьютерных журналов, написанных простым и понятным миллионам пользователей персональных компьютеров языком.
Данные – это информация, представленная в виде, пригодном для обработки ее автоматическими средствами при возможном участии человека. [10, С. 352]
Данные – это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.[ 4]
Известны также следующие трактовки понятия "данные". Данные это:
• факты, цифры, и другие сведения о реальных и абстрактных лицах, предметах, объектах, явлениях и событиях, соответствующих определенной предметной области, представленные в цифровом, символьном, графическом, звуковом и любом другом формате;
• информация, представленная в виде, пригодном для ее передачи и обработки автоматическими средствами, при возможном участии автоматизированными средствами с человеком;
• фактический материал, представленный в виде информации, чисел, символов или букв, используемый для описания личностей, объектов, ситуаций или других понятий с целью последующего анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.
Из всего многообразия подходов к определению понятия "данные" на наш взгляд справедливо то, которое говорит о том, что данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире, поскольку они являются регистрацией сигналов, возникших в результате этих событий. Однако данные не тождественны информации. [9]
Ключевым понятием информатики является понятие информации, с которым мы сталкиваемся ежедневно, однако единого определения не существует. Поэтому вместо определения используют понятие об информации.
Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми различными способами: устно, с помощью сигналов или технических средств.
Так же существует еще одно понятие:
Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию. [5]
Переходя к рассмотрению подходов к определению понятия "знания" можно выделить следующие трактовки. Знания - это:
· вид информации, отражающей знания, опыт и восприятие человека - специалиста (эксперта) в определенной предметной области;
· понимание определённой информации с целью лучшего её использования при решении конкретных задач;
· способность человека получать необходимые ему данные, обдумывать (осмысливать) и преобразовывать их в информацию.
Основываясь на приведенных выше трактовках рассматриваемых понятий, можно констатировать тот факт, что знание - это информация, но не всякая информация - знание. Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения в свои личностные знания.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой данные. При использовании данных в процессе решения конкретных задач - появляется информация. Результаты решения задач, истинная, проверенная информация (сведения), обобщенная в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания.[1]
Документ– письменный акт, служащий свидетельством какого-либо решения или действия, деловая бумага, относящаяся к канцелярскому делопроизводству (Малый энциклопедический словарь, 1907)
Документ – бумага, грамота (Словарь синонимов русского языка, 1960)
Документ – облаченный в письменную форму акт, удостоверяющий наличие факта юридического значения (БСЭ, 2 издание)
Документ – материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве (ГОСТ Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. 1983г.)
Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ГОСТ РФ 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М.: Госстандарт России)
Любая сфера человеческой деятельности, так или иначе, связана с документной информацией, т.е. информацией, содержащейся в документе. Существование документа вне материального носителя невозможно. [ 2]
В узком смысле документ — облечённый в письменную форму носитель информации, удостоверяющий наличие фактов определённого значения. В широком смысле и книга, и скульптура — документы.
Официальная формулировка в законодательстве России:
Документ — материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения
Так же есть понятие электронного документа: электронный документ – это материал, который зафиксирован на специальных носителях (диски, USB-флешки, дополнительное оборудование). Он может представлять собой целый набор изображений, звуковых файлов и символов. Такой файл можно передать в пространстве и времени, используя специальные средства телекоммуникаций.[3]
Беседа в письменной форме: чтение – восприятие информации с носителя; письмо – фиксация мыслей/знаний на бумажном или электронном носителе. [6]
Читайте также: