Этимология сообщение 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Часто ли мы задумываемся о том, как возникли слова, которые используются нами в повседневной речи? А ведь у некоторых из них довольно интересное происхождение. Зная этимологию слова, можно проверить и его написание.

ВложениеРазмер
etimologiya.pptx 2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

25.06.2014 4 гвозд ика гвозд и

25.06.2014 6 коза кОзырек кожа кОза – козья шкура

25.06.2014 7 кОп ейка воин с кОп ьём кОп ья

25.06.2014 8 о - пен ок пен ь

25.06.2014 9 Понедельник – день после воскресенья (недели) П О н Е дельник – пО сле нЕ делать

25.06.2014 10 Основной принцип русской орфографии – морфологический. Значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, окончания) всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Гласные пишутся так, как они произносятся под ударением ( врЕдить - врЕд ); а согласные – так, как они произносятся перед гласными. ( зу Б – зу Б ы ). Вот почему мы продолжаем писать одинаково буквы в словах, которые уже давно перестали быть родственными и однокоренными .

25.06.2014 12 ПОДУМАЙТЕ! Что объединяет слова: порт, импорт, транспорт, портмоне, портфель, портативный, рапорт, транспортир, паспорт, портьера?

25.06.2014 15 Снимите шапку- невидимку Найдите в следующих группах слов этимологические приставки. Обратите внимание на то, повлияло ли пребывание под шапкой-невидимкой на их правописание? А) Довольный, дозор, доказать, достать, дотла; Б) Заглавие, заказать, замечательный, запад, затылок; В) Комбинация, компания, композитор, компот, компромисс; Г) Конвой, консервировать, консервы, конкурент; Д) Катакомбы, каталог, катапульта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цель: в ходе праздника способствовать взаимодействию детей и родителей.Задачи:-создать атмосферу удивления, восторга, радости;-развивать коммуникативные способности; познавательный ин.

Занимательный урок-игра "Слово - дело великое"

Методическая разработка включает вступительное слово библиотекаря о необходимости изучения родного языка, лингвистическую игру, высказывания о русском языке, пословицы и поговорки о слове. Цель меро.

Занимательный урок математики в 7 классе
Занимательный урок русского языка.Филологическая разминка

Филологическая разминка в форме теста проводится на первом уроке русского языка в начале учебного года в 5 классе. Тест содержит вопросы по основным разделам русского языка.

Урок "Этимология слов" (6 класс)


Конспект урока "Этимология слова" 6 класс
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Этимология некоторых школьных слов (от А до Я) Подобрали ученики 5а класса Уч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Этимология некоторых школьных слов (от А до Я) Подобрали ученики 5а класса Уч.

Этимология некоторых школьных слов (от А до Я) Подобрали ученики 5а класса Учитель: Воробьева Т.Ю.

АТЛАС В греческой мифологии был титан Атлант, который, согласно легенде, де.

ГЛОБУС Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий. Ну а почему же в.

 Дневник Откуда к нам пришло это слово? Это буквальный перевод французского j.

ДИСЦИПЛИНА Вам, наверное, приходилось помногу раз в день слушать разговоры уч.

ЖУРНАЛ Каково истинное значение слова журнал? Французское journal — «дневник.

КАНИКУЛЫ Если перевести это слово с латыни на русский язык, то получится. «.

КАРАКУЛИ Не родственники ли слова каракуль-мех и каракули на письме? Странн.

КАРАНДАШ Слово карандаш, известное у нас с ХVIII века, тюркского происхождени.

ЛАСТИК (РЕЗИНКА) Почему резинка названа резинкой, это, наверное, всем понят.

ЛИНЕЙКА Производное от слова линия, заимствованного через немецкий из латинс.

МЕЛ Мел — это мельчайшие остатки древней жизни на Земле: раковин, обломков.

ОШИБКА Из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень —шиб-, означа.

ПАРТА Сто раз на день школьник повторяет парта, на парте, за партой, а отку.

ПОРТФЕЛЬ Существительное портфель появилось в России в начале XIX века и про.

ПОРТФЕЛЬ Существительное портфель появилось в России в начале XIX века и произносилось тогда как портфейль. А возникло оно во французском языке из словосочетания porter feuille, буквально означавшего "носить листы бумаги".

РАНЕЦ Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с на.

РУЧКА Если рука — это естественное приспособление, а вернее, орудие труда, то.

ТЕТРАДЬ Слово тетрадь заимствовано в ХI веке из греческого языка, оно означае.

ТЕТРАДЬ Слово тетрадь заимствовано в ХI веке из греческого языка, оно означает четвёртую часть полного листа (tetra переводится как четыре). В далёкие времена тетради состояли из сшитых листов пергамента, позже — из бумаги.

УПРАЖНЕНИЕ Этимологи считают это слово заимствованием из старославянского я.

УРОК Слово урок — почти точная копия слова уговор: приставка та же самая, а.

УЧЕБА Были в древнерусском языке слова учити, учитися, ученье, ученый, учите.

ЦИФРА Вначале древние люди, не знавшие цифр, считали на пальцах. Потом в дре.

Школа Все мы привыкли к тому, что, когда в школе начинаются занятия, прекраща.

ветви дерева

Термин этимология образован от греческих слов etymon ʻистинное значение словаʼ и logos ʻучение, словоʼ. Этимология – область языкознания, занимающаяся установлением происхождения слов, их первоначальной структуры и первоначальных генетических связей с другими словами.

Кроме того, этимологией иногда называют научно-исследовательский процесс, процедуру, направленную на выяснение происхождения слова. В этом случае термин имеет синонимы: этимологизирование, этимологизация, этимологический анализ.

И истинная, и гипотетическая этимология должны быть научно обоснованными.

Языковед В.И. Абаев сформулировал основные задачи научного этимологического анализа:

  1. Для основных, непроизводных слов данного языка – сопоставление со словами родственных языков и прослеживание истории формы и значения слова вглубь до языка-основы.
  2. Для слов, производных внутри данного языка, – установление их составных частей (основы, корня, аффиксов) в данном языке.
  3. Для заимствованных слов – выявление источника заимствования.

Из сказанного видно, что этимология тесно связана с такими областями лингвистики, как лексикология (в ее рамках исследуется семантика, т.е. значение, слова) и словообразование (изучение структуры, составных частей слова). Но для успешной работы ученый-этимолог должен обладать всесторонними глубокими знаниями практически во всех областях лингвистики. Ему потребуется сравнивать данные множества разных языков, как современных, так и древних, т.е. владеть методами сравнительно-исторического языкознания. Он должен хорошо разбираться в диалектологии, исторической грамматике, знать фонетические процессы в языках на разных этапах их развития, иметь развитое языковое чутье. Понадобится в работе и знание других наук, в первую очередь, истории, литературы, этнографии, географии.

Если бы такие изыскания оставались в рамках простого развлечения, проблемы бы не было. Но в настоящее время подобные трактовки преподносятся их авторами как альтернативные научные гипотезы, а то и единственно верные, истинные версии происхождения слов. И эти измышления вызывают доверие у многих людей.

Подробнее о других явлениях, именующихся словом этимология, см. здесь.

Примеры слов с истинной этимологией можно найти в отдельной статье.

Введенская Л.А., Колесников Н.П. Этимология: Учебное пособие. – СПб, 2004.

Абаев В.И. О принципах этимологического словаря // Вопросы языкознания. – 1952. — № 5. – С. 56-69.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – СПб, 2005.

Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., 1971.

Этимология слов русского языка

Людям всегда хотелось знать, откуда появилось все на свете. Как возникла наша Земля, Луна, звезды? Когда появились первые растения и животные? А еще людям всегда было интересно узнать, как произошли слова нашего языка. Родилась даже специальная наука, которая стала заниматься историей возникновения слов. Она называется этимология.

Причем довольно часто кажущиеся нам очевидными объяснения на деле оказываются совершенно ложными.

Но именно эту проблему призван решать раздел языкознания под названием этимология.

Этимология

Подробнее об этом занимательном разделе языкознания, о его предмете, методике поговорим в этой статье.

Также затронем тему глубины этимологических исследований, реконструкции, ложных представлений о происхождении слов.

Этимология — это.

Этимология – особый раздел науки о языке, посвященный изучению происхождения слов.

Как правило, его не изучают в школе как отдельный предмет, поэтому познания об этом лингвистическом направлении у большинства невелики. С другой стороны, вряд ли найдется человек, который не пытался бы объяснить для себя, откуда появилось то или иное слово.

Лупа

Термин этот достаточно древний: он происходит из работ стоиков Древней Греции, наиболее вероятно принадлежит Хрисиппу. Время появления – III век до н.э. Несмотря на то, что уже в момент возникновения слово обрело актуальное на сегодня значение, до XIX века этимологией иногда называли грамматику.

Хрисипп

В текущее время термин трактуют так (согласно статье академика О.Н.Трубачева):

Этимология – это раздел языкознания (исторического), который посвящен исследованию первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлению элементов его древнего значения.

Этимология – это научно-исследовательская процедура, направленная на раскрытие происхождения слова, а также сам результат этой процедуры.

Проще говоря, под данным термином также понимают методику исследований, которую применяют с целью выявления генезиса (происхождения) слова.

Определение

Лингвистам при этом интересна не только производящая лексема (морфема), но и сам процесс преобразования.

Письменность

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Кто-то может подумать — какая скука эта этимология, кому она нужна? А вот я так не думаю.

Сейчас все так смешалось, что постепенно язык становится универсальным. В русском языке столько заимствований, что диву даешься.

Читайте также: