Эссе сообщение на тему донбасс в творчестве н е коронина петропавловского

Обновлено: 02.07.2024

Пропаганда произведений литературы родного Донецкого края.

Повышение общественного внимания к миру родной художественной литературы, литературы родного края.

Повышение уровня интеллектуального развития учащихся.

Повышение уровня мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы, литературы родного края.

Применяемые методики, технологии.

Информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное направление в обучении и воспитании, активизация познавательных и творческих способностей детей, организация поисковой самостоятельности.

Всего один куплет хорошо известной песни, а перед нами своеобразная визитная карточка родного края: курганы, туманы, рощи, поля зеленые, степь…

…А в Донбассе август - золотой…

Далеко еще до листопада,

Но горят, впитав июльский зной,

Золотые гроздья винограда.

Под нежарким солнечным огнем

Ветки яблонь стали тяжелее,

И о бывшем золоте своем

У плетня подсолнух не жалеет.

Золотые скирды возле ферм,

Сладкий дух донецких абрикосов,

Тополя, нацеленные вверх,

Словно бы выглядывают осень.

Золотые сполохи зарниц

(То - металл, то - скоростные плавки)

Не пугают перелетных птиц,

Задремавших в придонцовых плавнях…

Таким увидел наш край известный донецкий поэт ХХ века Борис Ластовенко. А что удивляло и восхищало наших гостей в конце ХІХ - начале ХХ века?

Кто из русских писателей бывал в Донецком крае, посвятил ему свои строки?

(И.А. Бунин, А. Куприн, А. Блок, М. Цветаева, А. Ахматова)

Все они побывали в Святогорье, проехались бескрайними полями, наполненными пьянящими ароматами разнотравья.

Иван Алексеевич Бунин прибыл в Славянск апрельским утром. Идя двадцать верст до Святых гор, он испытывал необыкновенное волнение: «На западе картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро чернью, она тонула в утреннем тумане…

Вот так же однажды открыл для себя красоту и богатство Донецких земель русский писатель Николай Елпидифорович Каронин - Петропавловский .

Родился в семье священника, первые годы жизни провел в деревне.

1866 г. - закончил духовное училище и поступил в Самарскую семинарию. 1871 г. - был лишен казенного содержания за непочтительное отношение к начальству и осенью подал заявление о выходе из семинарии, стал усердно готовиться к поступлению в классическую гимназию.

1872 г. - успешно выдержал экзамен в 6-й класс. Однако учеба в гимназии разочаровала, стал пропускать уроки и был отчислен.

1878 г. - после освобождения живет в Петербурге, перебиваясь случайными заработками. Он продолжает революционную деятельность, за что в феврале 1879 г. вновь был заточен в Петропавловскую крепость.

1889 г. - переехал на местожительство в Саратов, где и умер после тяжелой болезни (туберкулез горла). Его похороны превратились в массовую демонстрацию.

- Определите тип текста.

- Какие художественные средства и ключевые слова создают главный образ и выражают авторскую позицию?

Но Донецкий край - это не только милые красоты. Это земля тяжелого изнуряющего труда. Н. Каронин - Петропавловский попадает в самое сердце Донбасса - в шахты. В конце ХІХ века это было тяжелейшее испытание. Писателя шокируют нечеловеческие условия каторжного труда и изможденные люди.

«Ствол шахты - подземное древо, со штреками вправо и влево, где ствол вырастает не к свету, а в тьму, то есть к центру планеты.

Он движется как бы обратно, размеры его необъятны в теснинах пород беспредельных, в урочищах царств подземельных.

И древо, и угольщик - вместе, как музыка в начатой песне, ее и не петь невозможно, и петь беспробудно - оплошно.

- Что более всего удручает писателя?

Какою же мерой измерить

Шахтерский каторжный труд?

Я здесь не открою америк,

А выйду, как в песне поют,

В Донецкую степь, где отвалы

Привычно зовут террикон,

Которого время позвало

Собой подпирать небосклон.

Мы увидели сегодня родной край глазами русского писателя Н.Е. Каронина - Петропавловского. В произведении представлены интересные образные зарисовки людей, которые пришли на богомолье, монахов, крестьян и рабочих. Автор словно фокусирует внимание читателя сначала на группе людей издалека, затем приближается ближе и ближе, и вот перед нами один человек, своеобразный и неповторимый. Это может быть простая курская баба, жадно сующая свой любопытный нос во все углы монастыря, или уставший шахтер, покуривающий на завалинке и мудро всматривающийся в высокое небо.



Каронин-Петропавловский Н.Е. Очерки Донецкого бассейна // Собрание сочинений: В 2 т. Том I. / Каронин (Н.Е. Петропавловский). — М.: Типо-литография В. Рихтер, 1899. – C. 665-714.

Родился
17 октября 1953 года в д. Вознесенской Самарской
губернии в семье священника
1866 г. закончил духовное училище и поступил в Самарскую
семинарию.
1871 г. –
был лишен казенного содержания за непочтительное
отношение к начальству и осенью подал заявление о
выходе из семинарии, стал усердно готовиться к
поступлению в классическую гимназию.
1872 г. –
успешно выдержал экзамен в 6-й класс. Однако учеба в
гимназии разочаровала, поэтому он стал пропускать
уроки и был отчислен.

Пароходикъ
безпрестанно
виляетъ
по
безчисленнымъ закоулкамъ и излучинамъ степной
рѣки; иногда кажется, что впереди уже нѣтъ ему
прохода: только виднѣются луга, пески да камышъ;
но вдругъ крутой поворотъ, словно переулокъ — и
пароходикъ снова загребаетъ колесами по этому
переулку. Разстояніе между берегами часто всего
нѣсколько саженей. А на берегахъ деревенскій
міръ: кое-гдѣ полощутся въ водѣ гуси и при
проходѣ парохода сторонятся ближе къ камышу;
тутъ же плаваютъ утки и по тропинкамъ берега
куда-то спѣшитъ цѣлая семья свиней, состоящая
изъ почтенныхъ размѣровъ матери и штукъ
двѣнадцати дѣтей.

…всю дорогу по всѣмъ направленіямъ тянулась степь,
то бурая, то зеленѣющая, но всегда скучная и какая-то
дряхлая, и усталый взоръ тоскливо отворачивался отъ
нея, словно это была старая-престарая старуха, много
жившая, видавшая всякіе виды и, наконецъ, одряхлѣвшая
и беззвучно умирающая. Но вдругъ все это измѣнилось:
незамѣтно выросъ съ одной стороны дороги лѣсъ, затѣмъ
съ другой стороны показался лѣсъ. Дорога поползла
вверхъ, на гору; лошади тяжело тащили экипажи;
горизонтъ впереди съузился до нѣсколькихъ саженей.
Наконецъ, мы на гребнѣ горы, и картина мгновенно
измѣнилась. Лошади понесли насъ внизъ, а тамъ, внизу,
разбросалось по глубокому оврагу село, а за селомъ, еще
гдѣ-то глубже, засверкало цѣлое море лѣса. Словно по
волшебству, это чудное мѣсто выросло изъ-подъ ногъ,
облило насъ новымъ свѣтомъ, мгновенно заставивъ
забыть все, что осталось назади, и приковавъ вниманіе
всецѣло къ себѣ.

Кругомъ нѣтъ ни горъ, ни
другихъ
какихъ-нибудь
признаковъ
горнозаводской
страны, — все та же кругомъ
степь, безлюдная, безлѣсная,
изрытая сухими балками, между
тѣмъ, по обѣимъ сторонамъ
дороги курятся шахты.

Стоитъ онъ въ верстѣ съ небольшимъ отъ
станціи, на совершенно ровномъ и по
сравненію съ окрестностями низкомъ
мѣстѣ. Благодаря такому характеру
мѣстности, ртутный заводъ можно было
поставить непосредственно возлѣ самаго
рудника, что не часто случается въ горной
промышленности. Посрединѣ всего завода
возвышается большое зданіе (изъ дикаго
камня), въ которомъ поставлены паровые
котлы и подъемная машина; въ центрѣ
этого-то зданія и находится рудникъ.

По всему отдѣленію, гдѣ печи, поистинѣ страшная
атмосфера; въ раскаленномъ воздухѣ носятся пары ртути,
мышьяка, сурьмы и сѣры. Все это вдыхается рабочимъ.
Докторъ снова началъ раскрывать рты, щупалъ десны,
шаталъ зубы и приказывалъ горизонтально вытягивать
руки. Здѣсь только я убѣдился въ широкихъ размѣрахъ
болѣзни. Правда, нѣкоторые рабочіе служатъ по цѣлымъ
годамъ, но это какое-то невѣроятное исключеніе.
Большинство и года не выдерживаетъ, а нѣкоторые
могутъ остаться при работѣ только недѣлю, двѣ, мѣсяцъ.
Насыщенная ядами атмосфера быстро производитъ
дѣйствіе: появляется красная полоса на деснахъ, зубы
шатаются и выпадаютъ, челюсть отвисаетъ, руки и ноги
начинаютъ дрожать. Заболѣвъ такимъ образомъ, рабочій
часто черезъ недѣлю просится въ отпускъ.

Выкопана въ видѣ колодца яма, въ глубину не болѣе
десяти саженей (1 сажень (косая, или косовая) ≈ 248
см); надъ ямой, на перекладинѣ, утвержденной на двухъ
столбахъ, придѣлана пара блоковъ, а сажени на двѣ въ
сторону, на расчищенномъ, на подобіе тока, кругу
стоитъ воротъ; подъ воротомъ лошадь. Только и всего.
Тутъ и вся машина. Лошадь, погоняемая подросткомъ,
ходитъ въ одну сторону, воротъ вертится, тянетъ веревку
на одномъ блокѣ и поднимаетъ изъ глубины ямы конецъ
этой веревки, на которомъ прикрѣплена бадья; въ то же
самое время другая бадья на другомъ блокѣ опускается
внизъ и наполняется тамъ углемъ; тогда лошадь
повертывается обратно, обратно начинаетъ двигаться и
вся машина и вторая бадья вылѣзаютъ изъ глубины
шахты.

Чтобы высыпать уголь изъ выползшей бадьи, рабочій
беретъ ее прямо руками, усиленно, словно за шиворотъ,
тащитъ ее къ себѣ, вытаскиваетъ и, наконецъ, послѣ
нѣкоторой борьбы опрокидываетъ изъ нея уголь. А
чтобы снова бросить ее въ яму, это уже дѣло подросткапогонщика; онъ бросаетъ лошадь, подбѣгаетъ къ
веревкѣ между воротомъ и блоками, цѣпляется за нее
руками и ногами и тащитъ ее собственною тяжестью къ
землѣ; веревка подается, бадья поднимается съ края
шахты, гдѣ до сихъ поръ она безпомощно лежала на
боку, и падаетъ въ яму. Такимъ образомъ, мальчишкѣ въ
продолженіе дня столько разъ приходится болтать въ
воздухѣ руками и ногами сколько вытягивается изъ ямы
бадьей, т.-е., примѣрно, штукъ двѣсти. Игра серьезная.

… мужичья шахта по вертикалу внизъ ни въ какомъ случаѣ
не бываетъ болѣе десяти саженей; нѣкоторыя шахты изъ
осмотрѣнныхъ мною простирались въ глубь до 15 саженей,
но въ такомъ случаѣ вся машина была лучше и вмѣсто
одной лошади ихъ была пара. Далѣе, съ десяти саженей,
идетъ забой по наклонной
плоскости, а не
горизонтальными галлереями, для укрѣпленія которыхъ у
мужика нѣтъ ни умѣнья, ни средствъ. Динамитъ никогда не
употребляется. Вмѣсто него, рабочіе-забойщики просто
долбятъ пластъ угля кайлами и этимъ путемъ добываютъ
его. Надолбленный уголь другія рабочіе лопатами
насыпаютъ въ вагончикъ и подвозятъ его къ мѣсту
опусканія бадьи; здѣсь бадью насыпаютъ, дергаютъ за
веревку (это значитъ — тащи!) и ждутъ, когда вмѣсто
насыпанной бадьи къ нимъ спустится другая. …Такую
посудину тащатъ просто волокомъ по землѣ до самаго
отверстія шахты.

Рабочихъ минимумъ полагается 6. Одинъ,
подростокъ, управляетъ лошадью и болтаетъ
ногами и руками на веревкѣ; другой принимаетъ
изъ шахты бадью и борется съ ней; двое внизу
шахты насыпаютъ уголь въ посудину, а затѣмъ
нагребаютъ его въ бадью; двое другихъ
добываютъ уголь. Это число по большей части
удвоивается, когда работа происходитъ день и
ночь; тогда смѣна равняется 12 часамъ. Но это у
болѣе состоятельнаго хозяина-мужика или у
состоятельнаго арендатора. У бѣднаго, какъ
придется.

Недѣлю кое-какъ шахтеръ просидитъ въ шахтѣ, а
въ праздникъ ужь непремѣнно напьется, при этомъ
онъ горланитъ пѣсни, бьетъ посуду, устраиваетъ
драку, разбрасываетъ по полу деньги, если онѣ есть,
а если нѣтъ, то закладываетъ шинкарю все, что
имѣетъ, — фуражку, шаровары, пиджакъ, сапоги,
рубаху, — и пропиваетъ часто рѣшительно все, что
имѣетъ, кромѣ той ослизлой и грязной рвани, въ
которой работаетъ. Такъ онъ и живетъ всю жизнь,
ничего не добиваясь. Весь его заработокъ уходитъ, съ
одной стороны, на собственное прокормленіе, — за
все съ него дерутъ вдвое дороже, — съ другой — на
водку и разгулъ.

Даймонд. Стихотворение из семи строк.
Первая
и
седьмая
антонимы.
Вторая - прилагательное и причастие, относящиеся
к существительному.
Третья - три глагола, относящихся к первому
существительному.
Четвёртая - два противоположных по смыслу
нераспространённых предложения, в качестве
подлежащего выступают существительные первой и
последней строчки.
Пятая и шестая строчки зеркально повторяют
вторую и третью, только относятся к последнему
существительному.

1. Встреча.
2. Наступившая, радостная.
3. Вдохновляет, радует,
происходит.
4. Встреча состоялась, разлука
впереди.
5. Горькая, обезоруживающая.
6. Бередит, томит, печалит.
7. Разлука.

Презентация на тему Презентация для внеклассного мероприятия по литературе родного края Н.Е. Каронин-Петропавловский Очерки Донецкого бассейна Тема Донбасса в творчестве писателя, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 10 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Николай Елпидифорович Каронин - Петропавловский(1853 – 1892)

Николай Елпидифорович Каронин - Петропавловский

Родился в семье священника, первые годы жизни провел в деревне. 1866 г. - закончил духовное училище и

Родился в семье священника, первые годы жизни провел в деревне. 1866 г. - закончил духовное училище и поступил в Самарскую семинарию. 1871 г. - был лишен казенного содержания за непочтительное отношение к начальству и осенью подал заявление о выходе из семинарии, стал усердно готовиться к поступлению в классическую гимназию. 1872 г. - успешно выдержал экзамен в 6-й класс. Однако учеба в гимназии разочаровала, стал пропускать уроки и был отчислен.

«… Но уже было сумрачно. Горы уже покрывались ночною мглой, и хотя они стояли всего в трех

«…Там, на левом берегу, конец леса скрывался из глаз, — это было зеленое море, ровное, неподвижное, а

«…теперь был конец июня. Лес умолк, луга бесшумно волновались от легкого ветерка, они были те же, что

«…Надо сказать, что мужичья шахта по вертикалу вниз ни в каком случае не бывает более десяти саженей…

«…Вообще картина нищеты и оголтелости была полная. В особенности первое впечатление было невыгодно. Каждому, конечно, известны угольщики,

1. Прочитайте фрагменты текста, описывающие донецкие шахты. 2. Как изменился стиль повествования? 3. Нарисуйте устный портрет героя

1. Прочитайте фрагменты текста, описывающие донецкие шахты. 2. Как изменился стиль повествования? 3. Нарисуйте устный портрет героя – шахтера в произведении .

Читайте также: