Электронное сообщение это в информатике
Обновлено: 30.06.2024
Электронная почта и другие сервисы компьютерных сетей
Назначение электронной почты
Какая же информация передается по компьютерным сетям? Самая разнообразная. Это могут быть письма, объявления, реклама, программное обеспечение, компьютерные игры, деловая документация и многое другое. Вся эта информация в виде файлов хранится на магнитных дисках абонентских ПК и серверов.
Определение : Обмен письмами в компьютерных сетях называется электронной почтой (e-mail).
Определение : Электронное письмо – это файл, содержащий электронный адрес получателя и текст письма.
Электронная почта – один из самых популярных видов услуг компьютерных сетей.
Электронная почта работает гораздо быстрее обычной почты. В самый далекий уголок мира письмо может дойти за несколько секунд/минут. В течение дня можно несколько раз обменяться письмами со своим корреспондентом на другом континенте.
Почтовый ящик, электронный адрес
Каждому почтовому ящику присваивается свое имя, отличное от других имен. В этот ящик почтовый сервер помещает письма, поступающие к пользователю.
Передать письмо в почтовый ящик может любой пользователь сети, если он знает электронный адрес. Извлечь (прочитать пли переписать на свою машину) письмо из почтового ящика может только его владелец. Доступ к информации защищен паролем, который знает только хозяин ящика.
Что представляет собой электронный адрес? По своей структуре он похож на обычный почтовый адрес, когда письма посылаются на абонентский ящик адресата в почтовом отделении (п/о).
Пример обычного почтового адреса:
Он состоит из таких частей:
Имя почтового ящика
perm (Пермь)
somov (Сомов)
Точки и символ @ – разделительные знаки. Разделенные точками части электронного адреса называются доменами . Каждый домен уточняет местоположение в компьютерной сети почтового сервера, обслуживающего адресата. Количество доменов может быть различным: два, три и более.
Не нужно думать, что в адресах всегда используется административно-географический принцип (страна-город-район и т. д.). Вся часть адреса, расположенная справа от значка является доменным именем почтового сервера, содержащего ящик абонента. Главный принцип состоит в том, чтобы это имя отличалось от имен всех прочих серверов в компьютерной сети.
Структура электронного письма
Пример электронного письма из Перми в Москву:
приглашение
Приглашаю Вас принять участие в праздновании юбилея Пермского университета.
С уважением,
К электронному письму могут быть присоединены самые разнообразные файлы: с графикой, звуком, программами и пр. Адресат их получит вместе с текстом письма (это похоже на вкладывание фотографии в конверт с письмом).
Существенно, что пользователи сети выходят на связь по своему желанию. Сервер же функционирует без перерывов и выходных. Связь пользователя с сервером устанавливается лишь в тот момент, когда абонент подключился к сети. Именно тогда сервер и отправляет ему всю корреспонденцию, накопившуюся в почтовом ящике.
Телеконференции
Кроме электронной почты пользователи компьютерных сетей могут получать и другие информационные услуги.
Всем известно, что такое конференция: в одном помещении собираются люди и выступают, задают вопросы, спорят на какую-то общую тему. Бывают научные, производственные, профсоюзные, школьные и другие конференции.
Телеконференция – это тоже общение группы людей по объединяющей их теме. Но для участия в такой конференции не нужно собираться в одно и то же время в одном помещении. Кроме того, телеконференция не ограничена во времени, как традиционная конференция. Она может продолжаться месяцами и годами. Поддержку телеконференций осуществляет служба Usenet, в которой каждая отдельная конференция называется группой новостей.
Существует множество телеконференций, посвященных самым разнообразным темам: науке, образованию, музыке, разведению рыб, компьютерным играм, политике, литературе и пр. Через телеконференции можно распространять какие-то свои авторские работы, договариваться о покупке или продаже. Участники таких конференций всегда имеют самую оперативную информацию в области своих интересов.
Также используются видеоконференции. Для этого компьютеры пользователей должны быть снабжены Web-камерами, динамиками и микрофонами.
Файловые архивы
Можно через Интернет получать новое программное обеспечение для своего компьютера. Для этого существует служба распространения файлов – файловые архивы. Серверы, которые поддерживают их работу, называются FTP-серверами. В файловых архивах можно найти не только программы, но и файлы с самыми разнообразными информационными объектами: рисунками, фотографиями, видеоклипами, музыкой и др.
Программное обеспечение, бесплатно распространяемое через FТР-серверы, нередко выполняет рекламную функцию. Например, время действия таких программ может оказаться ограниченным. Если вы захотите и дальше пользоваться данной программой, то вам будет рекомендовано оплатить приобретение ее рабочей версии.
В соответствии с законодательством юридическая сила документов, хранимых, обрабатываемых и передаваемых с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью, порядок пользования которой определен Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в указанных системах программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
Наличие бумажных аналогов отправленных по электронной почте документов определяется в регламентах, инструкциях по ДОУ в организации. Бумажный аналог создает удобства в работе для сотрудников, необходий в случае возникновения конфликтных ситуаций, в случае неполучения документа адресатом и т.п.
Служебное письмо
Письмо – обобщенное наименование различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями, частными лицами.
Служебное письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста, – пересылкой почтой.
Письма, как правило, должны составляться в случае, когда невозможен или затруднен бездокументный способ обмена информацией (устные разъяснения, указания: личные или по телефону и др.). При необходимости срочной передачи информации составляются телеграммы, телефонограммы и др.
Письма составляются на специальных бланках писем формата А4 или А5 в зависимости от размера текста письма.
Текст письма должен быть логичным, последовательным, убедительным и корректным по форме. Факты и события должны излагаться объективно, лаконично, ясно. Текст письма не должен допускать различного толкования.
Письмо целесообразно готовить по одному вопросу. Если необходимо обратиться в организацию одновременно по несколькими разнородным вопросам, рекомендуется составлять отдельные письма по каждому из них. Письмо может касаться нескольких вопросов, если они взаимосвязаны и будут рассматриваться в одном структурном подразделении организации-адресата.
В зависимости от типа письма и его содержания текст письма может быть простым или сложным. Простые письма состоят из одной-двух частей: вступления и заключения. Сложные в композиционном плане письма содержат вступление, основную часть (доказательство) и заключение. Во вступлении дается обоснование вопроса: причина возникновения вопроса или его краткая история; если поводом для составления письма послужил какой-либо документ, дается ссылка на него. В основной части (доказательстве) излагается существо вопроса, приводятся доказательства или опровержения; основная часть должна быть убедительной, чтобы не возникало сомнений в правильности и обоснованности предлагаемых решений. В заключении формулируется основная цель письма. В зависимости от назначения письма, от того, на чем его автор хочет сконцентрировать внимание, применяются и другие схемы построения, в которых один из элементов может отсутствовать или порядок их расположения может быть иным.
Текст простого письма не должен превышать одной-двух машинописных страниц, сложные письма могут содержать до пяти страниц текста.
В деловой переписке принята форма изложения текста от первого лица множественного числа (просим, сообщаем, направляем, напоминаем, высылаем и т.д.), так как должностное лицо, подписавшее письмо, выступает от имени организации.
Письмо, оформленное на бланке формата А4, должно иметь заголовок к тексту, отвечающий на вопрос "О чем?": "О нарушении договорных обязательств", "Об оказании научно-технической помощи". На бланке форма А5 заголовок допускается не указывать.
Письма визируются составителем, руководителем подразделения-автора, при необходимости – руководителями заинтересованных структурных подразделений, а также заместителем руководителя организации, курирующим направление, если письмо подписывает руководитель организации. Визируются письма на втором экземпляре, остающемся в организации.
Письма подписываются руководителем организации, его заместителями в рамках предоставленной им компетенции, а также руководителями самостоятельных структурных подразделений, если им предоставлено это право.
Письмо должно иметь отметку об исполнителе, которая проставляется в нижней части листа, под подписью руководителя.
Вносить какие-либо исправления или добавления в подписанные письма не разрешается.
Датой письма является дата его подписания.
Обязательными реквизитами письма являются: наименование организации, справочные данные об организации, код организации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет, дата, регистрационный номер, ссылка на регистрационный номер и дату, адресат, заголовок к тексту (при составлении письма на бланке формата А4), подпись, отметка об исполнителе, в сопроводительных письмах – отметка о наличии приложений, в гарантийных письмах – оттиск печати.
Первый из них отражает коммуникативный компонент информационной сферы человеческой деятельности или общение между пользователями,
Второй признак отражает момент обмена сведениями, момент передачи содержательной части информационного интереса.
Соответственно и в практической телекоммуникационной деятельности (деятельности по передаче и использованию информации с помощью телекоммуникационных средств и технологий) существуют строго разделенные по функциям технические и технологические регламенты, т.е. правила формирования пакетов передачи информации.
Названные правила (как, впрочем, и другие источники правового регулирования телекоммуникационных правоотношений) имеют много особенностей технического характера, поскольку передача сигнала связана с применением технических средств связи, которые именуются пользовательским оборудованием.
Иначе говоря, правила оказания телефонных услуг регулируют действия, связанные с передачей сигнала, на основе которого происходит общение между людьми.
· деятельность в области телеграфной связи;
· деятельность в области передачи данных и обмену информацией между персональными компьютерами, предоставление доступа к глобальным компьютерным сетям и места для размещения информации в них.
· спам направляется неопределенному кругу лиц без предварительного их согласия;
· автора спама невозможно определить (идентифицировать) в силу отсутствия или указания вымышленного адреса.
Вредоносное программное обеспечение (вирус) - программное обеспечение, целенаправленно приводящее к нарушению законных прав абонента и (или) пользователя, в том числе к сбору, обработке или передаче с абонентского терминала информации без согласия абонента и (или) пользователя, либо к ухудшению параметров функционирования абонентского терминала или сети связи.
Протокол передачи данных - формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных.
Цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе
Задачи Программы - повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе, в том числе:
развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
повышение открытости деятельности органов государственной власти;
В современном мире документ стал неотъемлемой частью жизни как отдельного человека, так и общества в целом.
12. Рекомендации по подготовке федеральными органами исполнительной власти перечней документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов при организации внутренней деятельности, утвержденные приказом Росархива от 29.04.2011 № 32 определяют состав документов, включаемых в перечни документов, создание, хранение, использование которых в федеральных органах исполнительной власти осуществляется в форме электронных документов. Сроки хранения документов, установленные перечнями и указанные в номенклатурах дел, едины для документов на бумажных и электронных носителях. В Рекомендациях приведен список документов, которые рекомендуется включать в Перечни электронных документов, определена их структура. Перечни электронных документов ведутся на бумажном носителе и в электронной форме.
В приложении представлен Рекомендуемый перечень видов управленческих документов, создание, хранение, использование которых в федеральных органах исполнительной власти осуществляется в форме электронных документов при организации внутренней деятельности.
Электронные документы, содержащиеся в СЭД федеральных органах исполнительной власти, необходимо наделить следующими свойствами: аутентичность, целостность и таким состоянием электронного документа, при котором после его создания не вносилось никаких изменений.
В таблице 1 представлены термины и определения, которые даются в рассмотренных выше нормативных актах.
Таблица 1 – Термины и определения
Документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.
Информационный объект, состоящий из двух частей: реквизитной, содержащей идентифицирующие атрибуты (имя, время и место создания, данные об авторе и т.д.) и ЭЦП и содержательной, включающей в себя текстовую, числовую и/или графическую информацию, которая обрабатывается в качестве единого целого.
ГОСТ Р 52292-2004
Форма представления документа в виде множества взаимосвязанных реализаций в электронной среде и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой среде.
Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ
Документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 № 190р
Документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Приказ ФНС от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@
Документ, представленный в электронном виде, в соответствии с требованиями формата для данного вида документа. Также в Приказе указаны требования к хранению электронных документов.
ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ
Информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.
XML-документ, а также, при необходимости, дополнительные файлы, передаваемые (получаемые) из одной системы управления документами в другую систему управления документами.
ФЗ от 10.01.2002 №1-ФЗ
Реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
ФЗ от 06.04.2011 № 63-ФЗ
Информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Из таблицы видны существенные различия в трактовках, это связано с тем, что каждое из определений ограничено областью применения отдельного закона или стандарта и ориентировано на решение одной частной задачи. Изучение нормативной базы необходимо, т.к. именно в нормативно-правовых актах даются термины, определения, принципы, требования, регламентирующие конкретную отрасль деятельности. Правильное выполнение операций с документами невозможно без знания нормативных актов и соответствующих понятий.
Однако, несмотря на то, что значительная часть министерств и ведомств уже имеют те или иные системы автоматизации работы с документами, заметного эффекта их использование не дает, так как хотя документы и создаются на компьютере, но в дальнейшем работа с ними в большинстве организаций происходит по традиционным технологиям
1 Кузнецов, С.Л. Проблемы организации межведомственного электронного взаимодействия /С.Л.Кузнецов// Делопроизводство. – М, 2011, № 2.
2 Кузнецов, С.Л. "Электронное правительство" и организация межведомственного электронного документооборота / С.Л.Кузнецов// Делопроизводство, М., 2010, № 3.
Читайте также: