Экспрессное и полуэкспрессное сообщение

Обновлено: 07.07.2024


Экспрессные и полуэкспрессные рейсы (маршруты) организуются при наличии устойчивого пассажиропотока при условии обеспечения коэффициента использования вместимости не менее среднего на маршруте.

Требования, предъявляемые к организации экспрессного (полуэкспрессного) движения автобусов:

- на маршрутах протяженностью более 200 км должны использоваться автобусы с мягкими откидными сиденьями - "Икарус-250", ЛАЗ-699 и ЛАЗ-697, а на маршрутах протяженностью менее 200 км, наряду с названными марками автобусов, также автобусы "Икарус-255". Использование автобусов других марок для организации экспрессного движения на междугородных маршрутах не разрешается;

- количество промежуточных остановочных пунктов и время стоянки автобусов на них должны назначаться таким образом, чтобы не нарушать режим труда и отдыха водителей, установленный "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (Приложение к указанию Министерства от 13.01.78 N 13-ц);

См. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15

- обязательное наличие кассовой продажи билетов на всех остановочных пунктах рейса (маршрута). Продажа билетов в салоне автобуса категорически запрещается;

- автобусы, используемые для данных рейсов (маршрутов), оборудуются стандартными лобовыми и боковыми указателями наименования маршрута и режима движения.

Экспрессные и полуэкспрессные рейсы не организуются на маршрутах, проходящих в горной местности.

III. Организационно-подготовительный этап


Организационно-подготовительный этап предусматривает выполнение следующих работ.

Возможность повышения скорости определяется типом эксплуатируемого на маршруте подвижного состава, возможностью и необходимостью его замены на специализированный междугородный.

Рассматриваются возможности реализации резервов повышения скоростей путем их нормирования и проводится нормирование скоростей.

Изучение пассажиропотоков на маршруте путем организации натурных обследований и анализа отчетно-статистических данных.

Обследование пассажиропотоков целесообразно проводить на маршрутах протяженностью до 200 км с частыми остановками и небольшой средней дальностью поездок пассажиров табличным методом, основанным на опросе пассажиров в автобусах, и на маршрутах протяженностью более 200 км - анкетным методом - путем заполнения анкет учетчиками в подвижном составе.

На основании результатов обследования составляются таблицы и эпюры корреспонденций поездок пассажиров. Кроме того, строятся таблицы и эпюры пассажирообмена остановочных пунктов.

IV. Открытие экспрессных и полуэкспрессных рейсов


Открытие экспрессных и полуэкспрессных рейсов производится в соответствии с Правилами организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

О введении экспрессных и полуэкспрессных рейсов и расписаниях движения автобусов на них автотранспортные предприятия обязаны широко оповестить население через средства массовой информации - печать, радио, телевидение, а также посредством рекламы и объявлений не менее чем за 10 дней до начала движения.

Автотранспортные предприятия также обязаны обеспечить учет и сравнительный анализ работы автобусов экспрессного, полуэкспрессного и обычного движения в разрезе каждого междугородного маршрута.

V. Расчет количества экспрессных и полуэкспрессных
рейсов автобусов


Ниже излагается последовательность решения задачи определения целесообразности и расчета количества экспрессных и полуэкспрессных рейсов автобусов на междугородном маршруте, которую в общем виде можно сформулировать следующим образом.

Определить вариант организации экспрессных и полуэкспрессных рейсов с возможно меньшим числом остановочных пунктов, при котором пассажирооборот на экспрессных и полуэкспрессных рейсах был бы не меньше пассажирооборота в среднем на один рейс маршрута.

Для решения поставленной задачи применяется метод направленного перебора вариантов рейсов с различным числом остановочных пунктов.

На первом этапе рассматривается возможность организации экспрессных рейсов без промежуточных остановочных пунктов. Затем при наличии достаточных условий рассматриваются варианты экспрессных (если время рейса более 3 ч) и полуэкспрессных рейсов с минимальным числом остановочных пунктов.

На основании анализа найденных величин пассажирооборота при различных вариантах числа остановочных пунктов определяется количество экспрессных и полуэкспрессных рейсов и остановочные пункты для каждого из этих рейсов.

Комбинированные режимы движения следует отличать от са­мостоятельных экспрессных, полуэкспрессных и скоростных мар­шрутов. На таких маршрутах отсутствует поостановочное сообще­ние, они имеют собственные номера.

Исходными данными для организации комбинированных ре­жимов движения являются паспорт автобусного маршрута, ин­формация о пассажиропотоках, нормативы времени на скорост­ные, экспрессные, полуэкспрессные и укороченные рейсы.

Где Qmax - пассажиропоток, осваиваемый в скоростном (экс­прессном) режиме движения на наиболее пассажиронапряженном перегoне, пасс./ч; ηск - коэффициент неравномерности ос­ваиваемого скоростного пассажиропотока (при отсутствии конкретных указаний его принимают равным 1,05. 1,10); Tоб.ск - вре­мя оборота скоростного (экспрессного) рейса, мин; q - пасса­жировместимость используемых автобусов, пасс.

Комбинированные режимы на сложных маршрутах формируют с помощью компьютерных программ, основанных На математических моделях пассажиропотоков и маршрута. В одном из методов применяется комбинаторная процедура нахождения рационального решения задачи, во втором - оптимизационная.

Комбинат о рный ме т од основан на использовании следующих данных: корреспонденции пассажиров между остановочными пунк ­ тами маршрута и расположении этих пyнктов; нормативы време­ни проезда по участкам маршрута в различных комбинациях (как с остановками на данном участке, так и с пропуском всех или части остановок); ограничения по назначаемым режимам движе­ния автобусов. С помощью компьютера формируют и оценивают возможные варианты комбинированных режимов и по критерию минимума затрат времени пассажирами (с учетом введенных ог­раничений на организацию движения) определяют рациональный вариант. Недостатком комбинаторного метода является необ­ходимость получения информации о межостановочных корреспон­денциях на маршруте, что существенно удорожает и затрудняет его использование.

Оптимизационный метод основан на использовании данных о ходе и выходе пассажиров по остановочным пунктам маршрута. Метод учитывает закономерности вероятностных связей между пассажирооборотом остановочных пунктов и межостановочными корреспонденциями. Достоинство метода в возможности расчетов не только на компьютере, но и вручную по несложным аналити­ческим зависимостям либо с использованием номограмм (рис. 6.10). Оптимизируемой переменной слyжит доля автобусов ki, останав­ливающихся на i-м остановочном пункте. Как правило, 0,5 I o, т.е.. число пассажиров, про­езжающих мимо этого пункта, должно в 3-5 раз превышать чис­ло пассажиров, пользующихся им.

Каждая из частей (а и б) состоит из четырех элементов - квад­рантов, соответствующих определенным значениям I0. При этом величина Qi по обе стороны от оси ординат имеет положитель­ные значения.

Например, пусть I0= 4 мин. Этому соответствует левый верхний квадрант на рис. 6.10, а. Теперь надо на осях координат найти значения Qi иFi. Допустим в нашем примере, что Qi=0,3 и Fi = 1,2 тыс. пасс. Из точки Qi = 0,3 на оси абсцисс восстановим перпендикуляр, а из точки Fi = 1,2 на оси ординат проведем горизонталь. Эти линии пересекутся на наклонной линии, обозначенной как ki = 0,8. Это значение и будет искомой величиной доли останавливающихся автобусов.

После определении значений ki для всех остановочных пунктов маршрута следует выбрать наиболее часто повторяющееся значе-ние из диапазона 0,5 / UобычЕ1).

ΔТ =100 / 1 - NO~бычнRобычн + NскRск v

бычн + "скNобычн ~,


Экспрессные и полуэкспрессные рейсы (маршруты) организуются для улучшения транспортного обслуживания населения, сокращения затрат времени пассажиров на поездку, повышения эффективности использования подвижного состава при условии обеспечения безопасности движения.

- применения специализированных междугородных автобусов с высокими техническими скоростями;

- более правильного нормирования скоростей;

- уменьшения числа промежуточных остановочных пунктов;

- сокращения длительности стоянки автобусов на промежуточных пунктах в соответствии с пассажирообменом;

- использования эффективных систем организации движения автобусов.

Экспрессное (полуэкспрессное) движение автобусов на междугородных маршрутах вводится транспортными управлениями, управлениями пассажирского автотранспорта по согласованию с вышестоящими организациями:

- Советом Министров автономной республики или исполнительным комитетом областного (краевого) Совета народных депутатов на внутриобластных автобусных маршрутах;

- Республиканским объединением "Росмежавтовокзал" на межобластных и внутрикраевых автобусных маршрутах при наличии в крае двух и более транспортных управлений;

- соответствующими органами управления автомобильным транспортом других союзных республик и Министерством автомобильного транспорта РСФСР на межреспубликанских междугородных маршрутах.

Экспрессные и полуэкспрессные рейсы могут быть постоянными или временными в зависимости от распределения пассажиропотока. Если корреспонденции поездок пассажиров отличаются по направлениям маршрута, движение автобусов по маршруту в прямом направлении может быть экспрессное или полуэкспрессное, а в обратном - с остановками на всех промежуточных пунктах и наоборот.

Расписание движения автобусов экспрессных и полуэкспрессных рейсов должно быть скоординировано с расписанием движения автобусов, работающих в обычном режиме.

Экспрессные и полуэкспрессные рейсы (маршруты) организуются при наличии устойчивого пассажиропотока при условии обеспечения коэффициента использования вместимости не менее среднего на маршруте.

Требования, предъявляемые к организации экспрессного (полуэкспрессного) движения автобусов:

- на маршрутах протяженностью более 200 км должны использоваться автобусы с мягкими откидными сиденьями "Икарус-250", ЛАЗ-699 и ЛАЗ-697, а на маршрутах протяженностью менее 200 км, наряду с названными марками автобусов, также автобусы "Икарус-255". Использование автобусов других марок для организации экспрессного движения на междугородных маршрутах не разрешается;

- количество промежуточных остановочных пунктов и время стоянки автобусов на них должны назначаться таким образом, чтобы не нарушать режим труда и отдыха водителей, установленный "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (приложение к указанию министерства от 13.01.78 N 13-ц);

- обязательное наличие кассовой продажи билетов на всех остановочных пунктах рейса (маршрута). Продажа билетов в салоне автобуса категорически запрещается;

- автобусы, используемые для данных рейсов (маршрутов), оборудуются стандартными лобовыми и боковыми указателями наименования маршрута и режима движения.

Экспрессные и полуэкспрессные рейсы не организуются на маршрутах, проходящих в горной местности.

Организационно - подготовительный этап предусматривает выполнение следующих работ.

Возможность повышения скорости определяется типом эксплуатируемого на маршруте подвижного состава, возможностью и необходимостью его замены на специализированный междугородный.

Рассматриваются возможности реализации резервов повышения скоростей путем их нормирования и проводится нормирование скоростей.

Изучение пассажиропотоков на маршруте путем организации натурных обследований и анализа отчетно - статистических данных.

Обследование пассажиропотоков целесообразно проводить на маршрутах протяженностью до 200 км с частыми остановками и небольшой средней дальностью поездок пассажиров табличным методом, основанным на опросе пассажиров в автобусах, и на маршрутах протяженностью более 200 км - анкетным методом - путем заполнения анкет учетчиками в подвижном составе.

На основании результатов обследования составляются таблицы и эпюры корреспонденций поездок пассажиров. Кроме того, строятся таблицы и эпюры пассажирообмена остановочных пунктов.

Открытие экспрессных и полуэкспрессных рейсов производится в соответствии с Правилами организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

О введении экспрессных и полуэкспрессных рейсов и расписаниях движения автобусов на них автотранспортные предприятия обязаны широко оповестить население через средства массовой информации - печать, радио, телевидение, а также посредством рекламы и объявлений не менее чем за 10 дней до начала движения.

Автотранспортные предприятия также обязаны обеспечить учет и сравнительный анализ работы автобусов экспрессного, полуэкспрессного и обычного движения в разрезе каждого междугородного маршрута.

1. Протяженность маршрута и расстояния между промежуточными пунктами.

2. Количество рейсов автобусов на маршруте по расписанию.

3. Среднесуточные матрицы корреспонденций поездок пассажиров между остановочными пунктами по каждому рейсу.

4. Установленная нормированием техническая скорость для рейсов экспрессного и полуэкспрессного движения.

1. Вычисляется матрица корреспонденций поездок пассажиров (В) в целом по маршруту:

пассажиров по 1, 2, . n-му рейсу; n - количество рейсов на маршруте.

2. По матрице В определяется пассажирообмен (сумма входящих и выходящих пассажиров) каждого остановочного пункта и количество перевозимых пассажиров на каждом участке маршрута.

Количество перевозимых пассажиров на первом участке маршрута

Количество перевозимых пассажиров на любом участке, кроме первого, равно сумме двух слагаемых, одним из которых является наполнение автобуса на предыдущем участке, а вторым - разность между количеством вошедших и вышедших пассажиров на начальной остановке участка, т.е.

где Ni - число перевозимых пассажиров на i-м участке;

Ni-1 - число перевозимых пассажиров на (i-1)-м участке;

Пс - количество вышедших пассажиров на i-й остановке.

3. Определяется пассажирооборот в среднем на один рейс (Рср ):

Рср=N1 l1 + N2 l2+ . + Nm lm / n , (4)

где N1 , N2 , . N - число перевозимых пассажиров на 1, 2, m . m-м участке маршрута; l , l , . l - длина 1, 2, . m-го участка;

m - число участков на маршруте;

n - количество рейсов на маршруте.

4. Выбираются остановочные пункты с большим пассажирообменом для организации экспрессного (время рейса более 3 ч) и полуэкспрессного движения.

Пассажирообмен начального, конечного и данных промежуточных пунктов должен обеспечить пассажирооборот хотя бы для одного рейса (не менее величины пассажирооборота в среднем на один существующий рейс).

Поэтому после того, как выбраны остановочные пункты с большим пассажирообменом, проверяют выполнение двух этих условий. Если нарушено первое условие, то добавляются необходимые остановочные пункты. Если нарушено второе условие, то часть промежуточных пунктов исключается из расчета.

В случаях, когда нельзя одновременно обеспечить выполнение первого и второго условия, организация экспрессных и полуэкспрессных рейсов на данном маршруте невозможна.

5. Строится матрица В корреспонденций поездок пассажиров

r между начальным, конечным и выбранной совокупностью промежуточных пунктов. Все величины корреспонденций поездок пассажиров переносятся в матрицу В из матрицы В корреспонденций поездок

r пассажиров в целом по маршруту.

По матрице В вычисляется пассажирообмен каждого из этих

r пунктов, количество перевозимых пассажиров по участкам и пассажирооборот (Р ):

Рr = N'1 l'1+ N'2 l'2 + . + N'r l'r ,(5)

где N'1 , N' , . N' - количество пассажиров на 1, 2, . r-м 1 2 r участке между выбранными остановочными пунктами;

l', l', . l' - длина 1, 2, . r-го участка;

r - количество участков.

6. Определяется пассажирообмен остановочных пунктов, количество перевозимых пассажиров и пассажирооборот участков для рейсов с различным числом из выбранной совокупности остановочных пунктов. Рассчитывается пассажирооборот каждого из этих вариантов.

На первом этапе определяются данные показатели для экспрессного рейса (рейсов) без промежуточных остановочных пунктов, если время рейса не более 3 ч.

Количество перевозимых пассажиров на экспрессном рейсе (Ns ) равно количеству вошедших пассажиров на начальном пункте и

Пассажирооборот экспрессного рейса вычисляется по формуле:

где Lм - протяженность маршрута.

Затем расчет данных показателей производится для рейсов с последовательным увеличением числа остановочных пунктов с наибольшим пассажирообменом, т.е. для рейсов с одним, двумя, тремя и всеми другими значениями числа остановочных пунктов, кроме варианта рейсов со всеми выбранными остановочными пунктами, для которого данные показатели рассчитаны ранее (п. 5).

Количество перевозимых пассажиров на участках определяется по формулам (2) и (3), пассажирооборот для каждого варианта рейсов с различным числом остановочных пунктов Pi , где i = 1, 2, 3, . (r - 1), равен сумме пассажирооборота участков:

Рir = N'1 l'1+ N'2 l'2 + . + N'i l'i ,(8)

7. На основании вычисленных значений пассажирооборота при различном числе остановочных пунктов определяется количество экспрессных и полуэкспрессных рейсов и остановочные пункты для каждого из этих рейсов.

Проверяется, удовлетворяет ли данный рейс определению экспрессного рейса (с. 100) и требованиям "Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей". Если удовлетворяет, то назначается экспрессный рейс (рейсы) без промежуточных остановочных пунктов или с остановками в принятых промежуточных пунктах.

Количество рейсов определяется по формуле:

и берется целое число рейсов.

Если же рейсы с принятыми для расчета промежуточными пунктами не удовлетворяют по величине скорости определению экспрессного рейса, то эти рейсы являются полуэкспрессными.

Определяется разница между суммарным пассажирооборотом начального, конечного и всей совокупности принятых промежуточных пунктов (Pr ) и пассажирооборотом установленных рейсов (Pys ) и,

если она окажется больше величины пассажирооборота в среднем на один рейс (Рср ), то далее, последовательно увеличивая число

остановочных пунктов, определяют дополнительные экспрессные или полуэкспрессные рейсы с большим числом остановочных пунктов по сравнению с уже принятыми экспрессными или полуэкспрессными рейсами. Для этого среди оставшихся вариантов с различным числом остановочных пунктов выбирается вариант с минимальным числом остановочных пунктов, для которого величина пассажирооборота (P'i ) удовлетворяет неравенству

P'i = Pi - Pys > Рср (11)

и назначаются рейсы с остановками в принятых для расчета при этом варианте промежуточных пунктах.

Количество рейсов определяется по формуле

Ki = (Pi - Pys) / Рср (12)

и берется целое число рейсов.

Затем вновь рассчитывается разница между суммарным пассажирооборотом начального, конечного и всей совокупности принятых промежуточных пунктов (Pr ) и пассажирооборотом назначенных в первом и втором случаях рейсов (Pys + P'yi ), и если она окажется больше величины пассажирооборота в среднем на один рейс (Рср ), то, увеличивая число остановочных пунктов, определяют рейсы с большим числом остановочных пунктов. Из них выбирается вариант с минимальным числом остановочных пунктов, для которого величина пассажирооборота (P'i') удовлетворяет неравенству

P'i' = Pi - (Pys + P'yi) > = Рср , (13)

и так далее до тех пор, пока разница между суммарным пассажирооборотом начального, конечного и всей совокупности принятых промежуточных пунктов (Pr ) и пассажирооборотом назначенных ранее рейсов (Pys + Pyi' + P''yi + . + Pyq ) не станет меньше величины пассажирооборота в среднем на один рейс (Рср ),

Pr - (Pys + P'yi + P''yi + . + Pyq)

Для наглядности изложения в примере рассматриваются только рейсы, обслуживаемые Орловским АТП.

I. Исходная информация

1. Протяженность маршрута - 127 км.

2. Количество рейсов по расписанию: 4 рейса с отправлением автобусов в 6 ч 30 мин., 8 ч 30 мин., 15 ч 00 мин., 17 ч 00 мин.

3. Среднесуточные за зимний период матрицы корреспонденций поездок пассажиров по каждому рейсу: табл. 1 - 4.

4. Установленная нормированием техническая скорость для экспрессных и полуэкспрессных рейсов - 61 км/ч.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЕЗДОК ПАССАЖИРОВ (РЕЙС ОТПРАВЛЕНИЕМ В 6 Ч 30 МИН.)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЕЗДОК ПАССАЖИРОВ (РЕЙС ОТПРАВЛЕНИЕМ В 8 Ч 30 МИН.)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЕЗДОК ПАССАЖИРОВ (РЕЙС ОТПРАВЛЕНИЕМ В 15 Ч 00 МИН.)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЕЗДОК ПАССАЖИРОВ (РЕЙС ОТПРАВЛЕНИЕМ В 17 Ч 00 МИН.)

II. Порядок расчета

1. Определяем матрицу корреспонденций поездок пассажиров по маршруту (табл. 5) как сумму корреспонденций поездок пассажиров по каждому рейсу.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЕЗДОК ПАССАЖИРОВ ПО МАРШРУТУ

2. Определяем пассажирообмен остановочных пунктов и суточное количество перевозимых пассажиров на каждом участке маршрута (см. табл. 5).

Пассажирообмен каждого остановочного пункта находится как сумма числа пассажиров, вошедших и вышедших на остановочном пункте за сутки.

3. Определяем пассажирооборот в среднем на один рейс как отношение фактического пассажирооборота за сутки к числу рейсов на маршруте:

Рср = Рф / п = 2067 пасс.-км.

4. Выбираем промежуточные остановочные пункты с большим пассажирообменом. Такими пунктами являются пункты с порядковыми номерами: 3, 7, 8, 9, 11, 12.

Проверяем выполнение условий "Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей".

Так как длина маршрута 127 км, то время рейса менее 3 ч. Поэтому в соответствии с данным Положением возможна организация экспрессного рейса без промежуточных остановок.

Vс = ( 127 / 127 / 61 + 0,07 x 6 ) = 51,2 км/ч.

Следовательно, в соответствии с определением полуэкспрессных рейсов (с. 100) возможен полуэкспрессный рейс с остановками во всех выбранных пунктах.

5. Для определения возможности организации экспрессных и полуэкспрессных рейсов с меньшим числом остановочных пунктов переходим к анализу матрицы корреспонденций поездок пассажиров между начальным, конечным и выбранными промежуточными пунктами.

Из матрицы корреспонденций поездок пассажиров по маршруту (см. табл. 5) выделяем матрицу корреспонденций поездок пассажиров между начальным, конечным и выбранными промежуточными пунктами (табл. 6).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЕЗДОК ПАССАЖИРОВ МЕЖДУ ОСТАНОВОЧНЫМИ ПУНКТАМИ С БОЛЬШИМ ПАССАЖИРООБМЕНОМ

По этой матрице вычисляем пассажирообмен каждого из выбранных промежуточных пунктов, количество перевозимых пассажиров на участках и пассажирооборот (см. табл. 6).

6. Производим расчет пассажирооборота для рейсов с различным числом остановочных пунктов, последовательно увеличивая количество остановочных пунктов с наибольшим пассажирообменом.

Вначале рассчитывается пассажирооборот остановочных пунктов, количество перевозимых пассажиров и пассажирооборот для экспрессного рейса без промежуточных остановочных пунктов - I этап (табл. 7). Затем расчет данных показателей производится соответственно для рейсов с одним, двумя, тремя, четырьмя, пятью и шестью промежуточными пунктами (этапы II - VII).

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТА

7. На основе проведенного анализа и вычисленных величин пассажирооборота для различных сочетаний промежуточных пунктов определяем количество экспрессных и полуэкспрессных рейсов.

Поскольку пассажирооборот между начальным и конечным пунктом (Р1 ) меньше среднерейсового (Рср ) пассажирооборота (1791 2067), вводим один рейс с одной остановкой в 12-м промежуточном пункте - II этап. Длительность рейсов на маршруте Орел - Брянск меньше 3 ч, и поэтому в соответствии с определением (см. с. 100) данный рейс считается полуэкспрессным.

Для оставшихся рейсов пассажирооборот с учетом выбранных промежуточных пунктов будет равен при: двух остановочных пунктах

(12-м и 3-м) - Р3 = 3510 - 28861 = 624 - III этап;

трех остановочных пунктах

пяти остановочных пунктах

шести остановочных пунктах

Таким образом, пассажирооборот становится больше среднерейсового пассажирооборота только при наличии четырех (2221 > 2067) и более остановочных пунктов.

Следовательно, целесообразно ввести еще один полуэкспрессный рейс с четырьмя остановками в 3, 7, 8 и 12-м промежуточных пунктах.

Поскольку для оставшихся двух рейсов маршрута величина пассажирооборота (6274 - (2886 + 2221) = 1167) даже при шести принятых остановках будет меньше среднерейсовой величины (2067), больше полуэкспрессных рейсов не вводится.

Проведенные расчеты определили, что из четырех существующих рейсов со всеми остановками целесообразно организовать два полуэкспрессных рейса, один из которых с одной остановкой (в 12-м промежуточном пункте) и другой с четырьмя остановками (в 3, 7, 8, 12-м промежуточных пунктах) и два рейса со всеми остановками.

8. По действующему расписанию на маршруте выполняются 4 рейса с отправлением в 6 ч 30 мин., 8 ч 30 мин., 15 и 17 ч.

9. Поскольку распределение пассажиропотока между остановочными пунктами в обратном направлении незначительно отличается от распределения в прямом направлении, то в обратном направлении также назначаются два полуэкспрессных рейса (один рейс с остановкой в 12-м промежуточном пункте и другой в 3, 7, 8, 12-м промежуточных пунктах) и два рейса со всеми остановками.

Vс = (127 / 127 / 61 + 0,07) = 58,1 км/ч.

Экономия времени пассажиров на рейсе с одной остановкой

Vс = (127 / 127 / 61 + 0,07 x 4 ) = 53,7 км/ч.

Экономия времени пассажиров на рейсе с четырьмя остановками

Суммарная годовая экономия времени пассажиров на маршруте с учетом рейсов в обратном направлении:

от 20 мая 2008 года N 69

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЭКСПРЕССНЫХ АВТОБУСНЫХ РЕЙСОВ (МАРШРУТОВ) НА ТЕРРИТОРИИ ГО "ЯКУТСК"

В соответствии с приказом N 4 от 28.03.2008 Государственного комитета по ценовой политике Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия), в целях улучшения качества обслуживания населения, оптимизации автобусных пассажирских перевозок:

1. Утвердить Положение об организации полуэкспрессных автобусных рейсов (маршрутов), (приложение 1).

2. Отделу транспорта и связи окружной администрации г. Якутска (Макаров-Зеленкин Э.В.) организовать движение полуэкспрессных автобусных рейсов (маршрутов) с 15 мая 2008 года.

2. ООО "Единая диспетчерская служба" (Шарыгин А.В.) разработать и согласовать графики движения работы полуэкспрессных автобусных рейсов (маршрутов) до 17 мая 2008 года.

3. Службе по связям с общественностью (Грибчатов Е.Ю.) опубликовать данное постановление в СМИ.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы Андреева Н.И.


Приложение N 1
к постановлению главы
от 20 мая 2008 года N 69

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЭКСПРЕССНЫХ АВТОБУСНЫХ РЕЙСОВ (МАРШРУТОВ) НА ТЕРРИТОРИИ ГО "ГОРОД ЯКУТСК"

Настоящее Положение об организации работы полуэкспрессных автобусных рейсов (маршрутов) разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом РФ "О безопасности дорожного движения", Уставом автомобильного транспорта ФЗ N 259 от 08.11.2007, Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта от 31.12.1981 N 200, Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, и другими нормативными актами, регламентирующими перевозку пассажиров.

1. Назначение и виды полуэкспрессных автобусных маршрутов

1.1. Полуэкспрессные автобусные маршруты (ПЭАМ) предназначены для сокращения затрат времени на передвижения между районами новостроек или другими удаленными жилыми районами города и основными пунктами трудового и, возможно, культурно-бытового тяготения жителей.

1.2. В зависимости от конкретных условий ПЭАМ могут быть организованы как основные маршруты, непосредственно к местам массового посещения (крупные предприятия, промузлы, торговые центры, центр города, вокзалы и т.п.).

1.3. В зависимости от местных условий, организация движения ПЭАМ может быть самостоятельной (единственный вид транспорта на данном направлении) или совмещенной с обычными маршрутами автобуса.

1.4. По своей трассировке в плане города экспрессный участок ПЭАМ может проходить по застроенной территории, свободной от застройки или частично застроенной.

1.5. ПЭАМ должны иметь, как правило, один участок движения с обычным шагом остановок через 400 - 500 м в начале маршрута. Возможно назначение второго подобного участка в конце маршрута при наличии нескольких крупных пассажиропоглощающих пунктов (крупное предприятие, промузел с несколькими предприятиями, центр города с несколькими важнейшими комплексами учреждений культурно-бытового назначения).

1.6. В зависимости от величины, колебаний и направленности пассажиропотоков в течение суток ПЭАМ могут действовать: в течение всего дня, утренние (с 07:00 до 10:00 ч.), дневные (с 12:00 до 14:00) и вечерние (с 16:00 до 19:00 ч.) часы "пик" с переводом этих маршрутов на обычный режим движения (со всеми остановками) с взиманием обычного тарифа в межпиковый период или только в часы "пик" с закрытием маршрута на межпиковый период.

1.7. При наличии резко выраженной односторонней направленности пассажиропотоков в часы "пик" целесообразно организовывать обратное движение автобусов по экспрессному режиму по всей длине маршрута.

2. Условия, определяющие целесообразность организации полуэкспрессных автобусных маршрутов

2.1. Минимальная протяженность экспрессного участка в 5 км является обязательным условием организации ПЭАМ, вытекающим из требования обеспечения пассажирам ощутимого выигрыша во времени следования по маршруту (не менее 10 мин) по сравнению с использованием ими обычного автобусного маршрута.

Минимальная протяженность обычного участка в 0,5-1 км определяется необходимостью иметь на этом участке один-два перегона (2 - 3 остановки, считая конечный пункт); при отсутствии такого участка ПЭАМ переходят в разряд экспрессных.

2.2. Пассажиропоток на полуэкспрессном участке маршрута должен быть не менее 350 пас. в час "пик" при использовании на маршруте автобусов малой вместимости (типа ПАЗ) и 500 - при использовании автобусов средней вместимости (типа Аврора) мощность часового максимального пассажиропотока, определяющего целесообразность организации ПЭАМ, соответственно возрастает с учетом обеспечения во всех случаях интервала движения автобусов более 6 мин в часы "пик".

3. Основные требования к трассировке полуэкспрессных автобусных маршрутов и их открытию

3.2. ПЭАМ должны дублироваться автобусными маршрутами с обычным режимом движения, за исключением случаев прохождения экспрессного участка ПЭАМ по незастроенной территории.

3.3. При переводе на полуэкспрессный режим движения части автобусов действующего маршрута роль дублирующего вида транспорта выполняют оставшиеся автобусы; при этом интервал движения каждой части автобусов, работающих на полуэкспрессном и обычном режиме движения, должен быть не более 6 мин.

3.4. При необходимости охвата ПЭАМ значительного по территории района следует иметь в виду, что зона пешеходных подходов к остановкам ПЭАМ составляет 700 - 800 м и, следовательно, частота магистральных улиц, оснащенных ПЭАМ, должна быть не менее 1,5 км.

3.5. Экспрессный участок ПЭАМ желательно трассировать по магистральным улицам и дорогам с повышенным скоростным режимом движения. При отсутствии таковых следует добиваться на магистральных улицах и дорогах организации специальных полос движения для пропуска автобусов.

3.6. Конечные пункты ПЭАМ должны размещаться в непосредственной близости от мест трудового и культурно-бытового тяготения (проходных предприятий, комплекса общественной застройки), обеспечивать минимальные пешеходные подходы к остановкам других видов транспорта в узлах пересадки.

3.7. Номера ПЭАМ обозначаются красным цветом с добавлением буквы "Э". Если маршруты работают только в течение определенных часов дня (например, в часы "пик"), то период работы автобусов фиксируется на боковом, указателе маршрута. На боковом указателе необходимо обозначить: "Без остановок от. до. ".

3.8. Перед открытием ПЭАМ на остановочных пунктах по пути его следования должны быть вывешены временные объявления о режиме работы маршрута с указанием периода движения полуэкспрессных автобусов и участка безостановочного движения.

Открытию ПЭАМ должно предшествовать широкое оповещение населения всеми средствами информации о трассе маршрута, остановках, режиме его работы и выигрыше во времени следования по сравнению с обычными маршрутами.

Читайте также: