Экологические права человека сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности.

Важнейшими экологическими правами граждан являются:

1) право граждан на благоприятную окружающую среду;

2) право граждан и общественных объединений на экологическую информацию и его гарантии;

3) право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

1) Право граждан на благоприятную окружающую среду.

Конституция РФ и Закон об охране окружающей среды устанавливают, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда, нанесенного окружающей среде.

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, предусматриваются следующие основные направления деятельности:

• создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

• развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

• улучшение качества продуктов питания;

• обеспечение населения качественной питьевой водой;

• предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

• обеспечение радиационной безопасности населения;

• предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

• экологическое воспитание и образование населения.

Граждане имеют право:

• создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

• направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

• принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных, не противоречащих законодательству РФ акциях;

• выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

• оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

• обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

• сохранять природу и окружающую среду;

• бережно относиться к природе и природным богатствам;

• соблюдать иные требования законодательства.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

2) Право граждан и общественных объединений на экологическую информацию и его гарантии.

Конституция РФ устанавливает, что каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

• в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

• в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

• в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

• в создании условий для обеспечения граждан РФ зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

3) Право на возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Конституция РФ устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.


Хозяйственная деятельность человека с развитием техники все больше оказывает влияние на окружающую среду. Негативные тенденции и появление глобальных проблем, таких как загрязнение пресной воды или уменьшение озонового слоя, заставили человечество создавать специальные механизмы защиты окружающей среды. В нашей стране такая отрасль была названа экологическим правом. Рассмотрим кратко ее основные аспекты.


Понятие

Экологическое право представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения людей по поводу их взаимодействия с природой.

Особенность экологических отношений в том, что они связаны с использованием человеком окружающей среды, которое вызывает потребность в ее охране. Поэтому регулирующим их нормам необходимо охватывать обе эти стороны взаимосвязи человека с природой.

Объект экологического права – окружающая среда, а субъект – человек, или организации, призванные регулировать сферу экологии и защиты природы от вредного воздействия. Предметом данной отрасли права являются отношения людей по использованию природных ресурсов и их защите от злоупотреблений и чрезмерной эксплуатации.


Источники экологического права

Как и другие отрасли права, экологическое обладает собственным комплексом источников, которые заключают в себе нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды.

Все источники можно разделить на две группы:

которые читают вместе с этой





  • внутригосударственные;
  • международные.

В России действует ряд законов федерального и регионального значения, которые регулируют экологические отношения.
К ним относятся:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон “Об охране окружающей среды”.

Международное регулирование экологических отношений организуется на основе Декларации по окружающей среде и развитию 1992 года. Данный документ был принят Организацией Объединенных Наций и наделил каждого человека планеты правом на здоровую жизнь в приемлемых условиях.

Экологические права

Принципы экологического права граждан заключаются в его распространении на всех людей, независимо от места его проживания и иных различий.

Среди групп прав человека в сфере экологии одно из первых мест занимает право на благоприятную окружающую среду. Оно, наряду с правом на жизнь, свободу, честь и достоинство, является одной из человеческих ценностей.

Кроме того, все члены общества имеют право на получение истинной, правдивой информации о состоянии окружающей среды и получение компенсации за вред, причиненный в результате совершения экологического правонарушения.

Защита экологических прав

Формирование источников экологического права стало результатом определения и государственного признания определенных пределов вмешательства в окружающую природу. Иными словами, есть основы, на которых построено все экологическое законодательство.
К ним относятся:

  • благоприятность окружающей среды определяется уровнем загрязненности, исчерпаемости ее ресурсов, разнообразием живых существ;
  • регулирование в сфере экологии может происходить только путем установления конкретных показателей, в рамках которых воздействие на природу возможно.

Что мы узнали?

Таким образом, мы выяснили, что система экологического права включает в себя людей (субъект) и окружающую среду (объект), а также возникающие между ними отношения. Регулирование данной сферы вызвано необходимостью защиты природы от последствий активной деятельности человека по ее освоению и использованию, так как она может оказывать чрезвычайно опасное влияние, вызывая множество различных проблем.

Экологические права человека - это узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.

Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно способствует вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов.
Юридическое значение признания этого рода прав предопределено их содержанием и возможностями гражданина как обладателя права.

Так, обладанием правом для соответствующего субъекта означает:

  1. свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права;
  2. возможность для индивида пользования определенным социальным благом;
  3. полномочие совершать определенные действия и требовать совершать соответствующих действий от других лиц;
  4. возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Признание и правовое регулирование экологических прав человека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Социальное государство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать повышению эффективности природоохранительной деятельности самого государства. Например, предоставляя гражданам право участвовать в процессе подготовки и принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений в процедуре оценки их воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, можно ожидать повышения эффективности соответствующей деятельности органов исполнительной власти.
Соответственно общество и государство не остаются безразличными к тому, как гражданин реализует свои права. Они должны быть заинтересованными в активности граждан.
Таким образом, при последовательной реализации экологические права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека.

Анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, показывает, что функционально назначение их различно. При этом можно объединить их в следующие группы (виды):

Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы.

К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование. К этой разновидности прав относятся также право на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

В той степени, в какой состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды, к этой разновидности прав можно отнести конституционные права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность, установленное ст. 22 Федерального закона "О радиационной безопасности населения".

Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Эта разновидность прав достаточно многочисленна. И в этом можно видеть одно из достоинств современного экологического законодательства. В нее входят права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и др.

К этой группе относятся права, установленные, в частности, в ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды": создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; и др.

Право собственности на природные ресурсы.

В отношении граждан это право справедливо регулируется в ограниченных размерах. Эта разновидность прав чрезвычайно важна. Установление права частной собственности на природные ресурсы, прежде всего на землю, создает правовые предпосылки для развития рыночной экономики. Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 40 Водного кодекса РФ в собственности гражданина или юридического лица могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами.

С учетом специфики природных объектов как объекта права собственности недра, воды, леса, животный мир должны находиться преимущественно в публичной собственности, прежде всего государственной. Государство, обслуживающее человека, обеспечивающее его права и интересы, реализует свои полномочия собственника по распоряжению природными ресурсами с учетом экологических прав и интересов человека и под контролем граждан и их объединений.

Экологические права будущих поколений.

Права будущих поколений вытекают из концепции устойчивого развития. В этом - одна из ее существенных характеристик: устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Эта разновидность экологических прав еще не оформлена должным образом в российском законодательстве. Некоторые шаги российского государства в этом направлении сделаны. В соответствии с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Права будущих поколений на радиационную безопасность косвенно предусматриваются Федеральным законом "О радиационной безопасности населения". Радиационная безопасность населения определяются этим Законом как состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (ст. 1).
Такие права презюмируются и Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В соответствии с преамбулой он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

С учетом существующей многие годы в России практики широкомасштабной эксплуатации ресурсов недр реальной становится угроза возможностям удовлетворения потребностей будущих поколений в этих ресурсах. Это обстоятельство предопределяет необходимость законодательного установления права будущих поколений на благоприятную окружающую среду и создания правовых механизмов его соблюдения и защиты. Представляется, что это право должно быть конституционным.

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъекты экологических правоотношений:

  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Источники экологического права.

Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда в связи с экологическим правонарушением.

Читайте также: