Эффект коммуникации достигнут если адресат понял сообщение в соответствии с замыслом сообщения

Обновлено: 03.07.2024

2.1. модели коммуникационных процессов: Основы межкультурной коммуникации, Т.Г. ГРУШЕВИЦКАЯ, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник — результат сотрудничества немецких и российских ученых. Впервые в отечественной культурологии рассматривается культурно-антропологический аспект взаимодействия разных народов.

2.1. модели коммуникационных процессов

В основе межличностной коммуникации лежат различные мотивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминанты этого вида коммуникации могут выступать передача или получение какой-либо информации, побуждение партнера к совершению действий, намерение изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку и т.д. В зависимости от этих факторов принято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.

Существенную роль в процессе межличностной коммуникации играют не отмеченные в схеме, но очень важные психологические и социальные характеристики акта общения.

Коммуникативное намерение — это желание вступить в общение с другим человеком. Такое намерение присутствует у вас, когда вы приглашаете кого-то на прогулку, но отсутствует, если вы идете гулять в одиночку.

К социальным компонентам коммуникативного акта относятся статусные и ситуативные роли его участников, а также используемые ими стилевые приемы.

Статусная роль указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.) положением, или статусом. В начале каждого коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание как собственной социальной роли, так и роли партнера. Без этого невозможно правильно ориентироваться в ситуации и выбрать нужную манеру поведения. Это можно сделать при представлении друг другу незнакомых людей, называя одну из его основных социальных ролей (мой друг, мой начальник и т.д.) либо определяя это самостоятельно по внешнему виду и поведению человека.

Ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации. Они существенно влияют на характер коммуникативного акта. Так, человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, следящим. за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запреты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким человеком, готовым приспособиться к любой ситуации.

Стилевые характеристики участников коммуникативного акта проявляются в особенностях их речевого стиля, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Оценивая речевой стиль человека, можно выделить людей, говорящих только в одном неизменном стиле. Они не способны проявить языковую гибкость и в любой ситуации говорят одинаково. Человек с высоким уровнем языковой компетенции, с одной стороны, стремится сохранить свой стиль общения в разных ситуациях, но, с другой стороны, может менять его в зависимости от обстоятельств общения. Также есть разные стили слушания — от умения (желания) до полного неумения (нежелания) слышать.

2.1.1. Процесс кодирования — декодирования информации

2.1.2. Символический характер коммуникации

В той или иной культуре символы могут принимать различные виды. В качестве символов используются слова, невербальные приемы (пожатия рук, поклоны, приветствия), материальные предметы. Так, например, государственный флаг символизирует принадлежность соответствующей территории к данному государству или служит выражением лояльности гражданина к своему государству. Кроме того, в качестве религиозных символов используются крест, полумесяц, шестиконечная звезда и т.д. Благодаря портативности символов появляется возможность передавать от поколения к поколению огромное количество знаний и информации. Книги, картины, фильмы, видеозаписи, компьютерные диски помогают культуре сохранить все, что может быть полезным для последующих поколений.

Любая культура создает свою собственную систему символов и придает каждому символу соответствующие значения. Но культуры не только наполняют свои символы разным значением, но и используют символы в разных целях. Поэтому в процессе коммуникации всегда важно помнить, что символы являются таковыми только потому, что определенная группа людей соглашается принять их как символы. Между символом и его значением зачастую нет естественной связи. Их отношения произвольны и варьируются в разных культурах. Поэтому человеку, незнакомому с символикой флага, он будет представляться всего лишь куском ткани, прикрепленным к палке. Но даже в рамках одной культуры расшифровка символа будет варьироваться в зависимости от опыта человека и от конкретной жизненной ситуации, в которой он находится при этом. Раскрытие значения символов происходит в форме их денотации и коннотации.

Денотация — это значение символа, признаваемое большинством людей в данной культуре. Коннотация —вторичные ассоциации, разделяемые лишь несколькими членами данного сообщества. В силу этого они всегда субъективны и эмоциональны по своей природе.

Так, лиса — род млекопитающих семейства псовых. Это — денотация символа. Но для большинства говорящих на русском языке это слово еще ассоциируется с хитростью и изворотливостью. Это — коннотация символа.

Как слова, так и символы-вещи могут менять свои значения — от поколения к поколению, от региона к региону. Об этом также необходимо постоянно помнить в процессе коммуникации.

2.1.3. Симметричность, одновременность и непрерывность коммуникации

Поскольку без коммуникации невозможно существование человека, то она представляет собой непрерывный процесс. Ведь отношения между людьми, так же как и события, происходящие вокруг нас, не имеют ни начала, ни конца, ни строгой последовательности событий. Они динамичны, все время меняются и продолжаются.

Разумеется, тот факт, что содержание коммуникации всегда является различным для всех ее участников, вовсе не означает, что она сложна или невозможна. Это говорит лишь о том, что она несовершенна.

Когда мы общаемся, мы преподносим себя так, как нам хотелось бы выглядеть в глазах собеседника. Основываясь на обратной связи, получаемой от адресата, мы можем изменить мнение о самих себе. Поэтому посредством общения можно стимулировать развитие личности или разрушить человека как личность.

Можно также представить себе процесс коммуникации с точки зрения бихевиориста, то есть как серию стимулов и следующих за ними реакций. Причем, каждый пункт в последовательности событий является одновременно и стимулом, и реакцией, и подкреплением. При этом нужно рассматривать не только реакцию А на поведение В, но и думать о том, как они повлияют на дальнейшее поведение В, и его влияние на А.

Даже поверхностный анализ обнаруживает, что изменение отношений между этими людьми может идти по двум основным сценариям — симметричному и комплиментарному. В первом случае взаимоотношения коммуникаторов отражают поведение друг друга. Слабость или сила, доброта или злобность сохраняются в процессе общения. Симметричная коммуникация характеризуется сходством и минимизацией различия.

Комплиментарные взаимоотношения основаны на максимизации различия. При этом типы поведения дополняют друг друга. Например, если один партнер занимает ведущую позицию в коммуникации, то другой — подчиненную. Взаимоотношения соединены тем, что непохожие типы поведения взаимно вызывают друг друга. Примером могут служить отношения матери и ребенка, врача и пациента, учителя и ученика.

Важно отметить, что ни симметричное, ни комплиментарное поведение не навязываются человеку. Каждый из нас ведет себя в той или иной ситуации, как полагает нужным в данных обстоятельствах. Поэтому, в зависимости от ситуаций, от используемых в них ценностей, значения которых не абсолютны и проявляются только во взаимодействии друг с другом, мы выбираем ту или иную модель поведения.

2.1.4. Неосознанный характер процесса коммуникации

В зависимости от того, насколько мы осознаем свое коммуникативное поведение, можно в определенной степени предвидеть его результаты, выбирать конкретные способы и методы общения на основании предполагаемой реакции собеседника. При неосознанности поведения собеседники обычно не способны предугадывать последствия общения, в то время как при осознанном поведении эти способности очень велики.

2.1.5. Каналы коммуникации

Кроме указанных средств к каналам коммуникации могут быть также отнесены публичные выступления, личные встречи, рекламные объявления и др.

2.1.6. Основные аспекты и цели коммуникации

Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

• информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;

• интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;

• гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;

• аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;

• нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;

• семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;

• практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:

• обмен и передача информации;

• формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;

• формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

• обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

• изменение мотивации поведения;

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.

Основы межкультурной коммуникации

Основы межкультурной коммуникации

Комментарии, рецензии и отзывы

2.1. модели коммуникационных процессов: Основы межкультурной коммуникации, Т.Г. ГРУШЕВИЦКАЯ, 2003 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник — результат сотрудничества немецких и российских ученых. Впервые в отечественной культурологии рассматривается культурно-антропологический аспект взаимодействия разных народов.

Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

4. Влияние избыточности информации на доступность восприятия.

5. Факторы эффективности массовой и межличностной коммуникации.

1. Коммуникация как процесс

Коммуникация – это процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс носит двусторонний характер и предполагает последовательность этапов формирования, передачи, приема, декодирования и использования информации при ее обмене коммуникантами.

Процесс обмена информацией начинается с ее формирования. Информация, предназначенная для использования в коммуникативном процессе, должна включать как реальные, так и символические сведения, которые придадут событию реальную ценность, заинтересуют аудиторию. Способ передачи информации определяется целью коммуникации, использованием имеющихся каналов, наличием общей для участников коммуникации знаковой системы.

2. Понятие доступности информации

Успешность коммуникативного процесса зависит от ряда факторов. Информация лишь тогда осваивается участниками актов коммуникации, когда она представлена доступно.

Доступность, согласно французскому ученому А. Молю, отражает способность соотнести настоящее с будущим, слова друг с другом, ожидаемое с прошедшим или связать артикли с существительными, сказуемое с подлежащим, прилагательное с нарицательным существительным, дополнение с глаголом и т. д. Ученый предложил подход, позволяющий производить анализ сложной взаимозависимости компонентов актов общения.

4. Влияние избыточности информации на доступность восприятия

5. Факторы эффективности массовой и межличностной коммуникации

Выделяют две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:

• критерии духовного плана, отражающие изменения в сознании человека (знания, убеждения, направленность ценностей, идеалов, установок и т. д.);

• критерии практического плана, которые свидетельствуют об изменении поведения, деятельности, образа жизни, активности отдельных людей, социальных групп.

Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатных изданий показателем эффективности является тираж, для телевидения, радио – число жителей, охватываемых на территории их вещания.

Для успешной коммуникации важны такие качества, как общительность, контактность.

Контактность – это специфическое социальное умение, предполагающее формирование доверительных отношений между коммуникантами в ходе взаимодействия, а также управление коммуникативной ситуацией.

Комплимент – один из факторов эффективности общения, решает стратегическую задачу говорящего: расположить к себе собеседника. Комплимент может быть прямым, когда отмечаются внешние, нравственные, физические данные адресата, либо через положительную оценку вещи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ МУ.docx

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятия для систематизации и закрепления изученного материала с использованием информационно-коммуникативных технологий, решения ситуационных задач и элементов ролевой игры.

Данное занятие проводится для закрепления полученных знаний по дисциплине, что позволяет преподавателю выяснить уровень подготовки студентов, применение полученных знаний на практике, а студентам повторить ранее изученный материал и закрепить полученные знания и умения.

Целью занятия является закрепление изученного материала, рассмотрение сущности управленческой деятельности, которая представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации . Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией. Обучающиеся в результате данного занятия смогут дать определение коммуникации в менеджменте, смогут перечислить виды коммуникаций, смогут дать характеристику различным коммуникативным сетям, смогут использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности, организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество, смогут излагать свое мнение, работать в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с друг с другом, руководством.

Проведение занятий требует использование современных средств и форм организации занятия. По изучаемой теме студенты могут подготовить к уроку в виде домашнего занятия дополнительный материал в виде докладов, презентаций, слайдов.

Работа в микрогруппах, за компьютером, обсуждение тем, принятие самостоятельных решений, использование элементов ролевой игры по определению стиля поведения в конфликтной ситуации дают хорошие результаты в процессе активизации познавательной деятельности, нацеливает студентов во время обучения к более глубокому пониманию производственных ситуаций, вырабатываются умения анализировать сложившую конфликтную ситуацию на предприятии, рекомендации по улучшению работы.

Цель написания данной методической разработки – формирование мотивации у студентов, развитие логического мышления, систематизация и контроль знаний студентов.

Методическая разработка состоит из основных разделов:

- подготовительный этап, в котором планируется порядок проведения урока;

- структура занятия состоит в подробном распределении элементов занятия и изучаемых вопросов, а так же методов обучения и времени, необходимого для изучения темы;

- методика проведения занятия включает в себя подробное описание каждого элемента занятия и его цели;

- аключительный этап анализирует результаты работы и подводит итоги проведенного урока.

4. Влияние избыточности информации на доступность восприятия

5. Факторы эффективности массовой и межличностной коммуникации

Выделяют две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:

• критерии духовного плана, отражающие изменения в сознании человека (знания, убеждения, направленность ценностей, идеалов, установок и т. д.);

• критерии практического плана, которые свидетельствуют об изменении поведения, деятельности, образа жизни, активности отдельных людей, социальных групп.

Общепризнанной характеристикой эффективности СМК считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатных изданий показателем эффективности является тираж, для телевидения, радио – число жителей, охватываемых на территории их вещания.

Для успешной коммуникации важны такие качества, как общительность, контактность.

Контактность – это специфическое социальное умение, предполагающее формирование доверительных отношений между коммуникантами в ходе взаимодействия, а также управление коммуникативной ситуацией.

Комплимент – один из факторов эффективности общения, решает стратегическую задачу говорящего: расположить к себе собеседника. Комплимент может быть прямым, когда отмечаются внешние, нравственные, физические данные адресата, либо через положительную оценку вещи.

Лекция 6
Семиотика языка. Вербальная и
невербальная коммуникация

1. Семиотика языка.

2. Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации.

3. Невербальные элементы коммуникации. Кинесика. Такесика. Окулесика. Проксемика.

1. Семиотика языка

Изучение теории коммуникации основывается на семиотике – науке о знаках и знаковых системах, устроенных определенным образом. Семиотика открывает возможности научного изучения коммуникации. Знаковая система как материальный посредник служит для обмена информацией между двумя материальными системами.

Классификация знаков предполагает их условное деление на:

натуральные или естественные (следы зверей, звездное небо), которые имеют естественное происхождение, обозначают реально существующую совокупность вещей или явлений природы;

образные (живопись, музыка, танцы, мимика, жесты), связанные с понятием символа. Используются упрощенные, но легко узнаваемые изображения;

конвенциональные (алгоритмические, информационные, специализированные), основанные на договоренности, являются основой для построения естественных и формальных языков, а также систем записи.

В семиотике имеются три раздела, в каждом из которых знаковые системы изучаются с различных точек зрения: синтактика, семантика и прагматика.

Синтактика изучает правила построения знаков, синтаксис знаковой системы, комбинации составления знаков, семантика – смысловое содержание знаков и их комбинаций, прагматика – особенности использования знаков в коммуникации, устанавливает правила действия получателя знака в контексте определенной знаковой ситуации.

Читайте также: