Древнерусская литература летописи сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Главным направлением в древнерусской письменности стало летописание . М.И. Сухомлинов считал, что перво летописями на Руси стали краткие заметки на церковных пасхальных таблицах и календарях. [1] Бумага и пергамент на Руси были дорогой редкостью. Со временем в церквях и монастырях скапливались старые календари, на полях которых делались заметки памятного и личного характера, ставших основой перво летописей. Летописание на церковной бумаге обретало статус святости и правды . Летописец Сильвестр в приписке говорит, что пишет свой труд, надеясь принять милость от Бога, [2] т.е. написание летописи было подвигом религиозного благочестия.

С.М. Соловьев выделяет два стиля древнерусского летописания – северо-новгородский и южный, киевский. Образцом Новгородского летописания считаются известные поучения епископа Луки Жидяты характерных своей простотой, краткостью, сжатостью, отсутствием всяких украшений. Другой, южнорусский характер носят поучения Кирилла Туровского – здесь мы видим образное красноречие, метафорическое иносказание, любовь к притчам. [10] Галицко-волынская летопись своим оживленным, местами поэтическим рассказом, напоминает в некоторых чертах Слово о Полку Игореве .

Обычный тип древнерусского летописца сочетал в себе почтительность и угодливость к князьям с приторно навязчивым христианским благочести-ем. Так, лояльные Андрею Боголюбскому летописцы оправдывали его жестокость божественным, царским предназначением князя. По их мне-нию, Андрей Боголюбский был красив лицом, с черными и кудрявыми волосами, высок челом и светел очами. [21] Антропологическая реконструкция советским ученым М.М. Герасимовым останков князя Андрея дала нам его реальный облик, как человека азиатского типа с низким лбом.

В 1196 году Киевское летописание попадает в руки придворного летописца игумена Моисея , мало интересовавшегося делами Руси. Его интересы замкнулись на княжескую хронику похорон, рождений, пиров, монашеских постригов, где самым крупным событием стало строитель-ство небольшой подпорной стены церковного храма. Подобострастно льстивый Моисей угодливо сравнивает монастырского благодетеля князя Рюрика с библейскими пророками Моисеем и Соломоном . [22]

К XII веку удельного распада Руси, общерусское летописание заменяется княжеским придворным – узким по содержанию, несложным по форме. Одним из немногих исключений церковного летописания тех лет стали исторические экскурсы боярского летописца Петра Бориславовича , имевшие яркий литературно политический характер описаний важнейших событий Руси XII века. Они поражают широтой кругозора, касаясь не только Руси, но и Востока, Византии и ряда европейских стран.

[3] Рождение Христа 3-6 до р.х.; 376 год – все отцы церкви были согласны

с датой Рождества 25 декабря, до этого справлялось 6 января. Клемент

и Александрия склонялись к 20 апреля, другие к 20 мая; 525 год - Anno

Domini - введено летоисчислениеот года Господня (Рождества Христова

римским монахом Дионисием Малым; VII век - в Греции принято лето-

исчисление от сотворения мира (5508 лет до C.М. ); 1492 год - 1 марта

7000 г. От С.М. - в России вводится летоисчисление от сотворения мира

(от сотворения Адама в пятницу). Новый год стали праздновать 1 марта.

1582 год - Григорианский календарь. Разработан календарь по указанию

римского папы Григория XIII в связи с уходом Рождества в лето. 1700 год

- 1 января - Пётр I вводит летоисчисление от Рождества Христова (7208 г.

С.Петербург, 1898, с. 431.

[13] Ключевский В.О. Собр. соч. в 9-и тт., М., 1989, т. VII, с. 473.

[14] У скандинавских скальдов (норманнских стихотворных летописцев) переписка саги слово в слово считалась непреклонным законом. В XVIII‑XIX веках многие историки считали мифами саги о походах конунгов в Исландию, Гренландию и Северную Америку. Но в XX веке археологи-ческие раскопки неопровержимо доказали истинность этих‑саг – Авт.

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов . Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.

Литература Древней Руси появилась в XI – XII веках. В течение семи веков она активно развивалась. Большое влияние на ее становление оказала Византия. Древнерусская литература позаимствовала у нее систему жанров, отразив ее в национальном стиле. Четко прослеживается связь с русским народным творчеством, с традициями и особенностями быта. Так же повлияло и принятие Христианства как единой религии. Ведь первые книги предназначались для богослужения и были переводные.

Одним из основных жанров древнерусской литературы была летопись. В Византии такого жанра не существовало. На Руси он появился в конце XI века, русские книжники постепенно создавали его структуру и принципы. Главной темой для произведений этого жанра являются исторические события на Руси. Летописцы писали о важных походах русских князей, прославляли их героические подвиги, сообщали о важных дипломатических отношениях с соседними государствами. Не забывали и о Христианской составляющей. В летописях большое внимание уделяли строительству монастырей и описанию жизни святых. Так же писали о строительстве новых городов и церквей. Нередко встречаются описания погодных явлений. Например, затяжные дожди или наоборот сильные засухи. Большой интерес у летописцев вызывали астрологические явления, такие как, лунные и солнечные затмения, появление комет и звездопад.

Такой тематический разброс обусловлен использованием разных источников. За основу брались жития святых и князей, воинские повести, простые русские сказания, устные легенды и даже юридические документы.

До наших дней сохранилось достаточное количество летописей. Самые известные из них: Лаврентьевская летопись (1377 г.), Ипатьевская летопись (начало XV в.), Повесть временных лет (примерно 1115 год).

Характеристика, особенности, примеры

Также читают:

Картинка к сочинению Летопись - жанр древнерусской литературы

Популярные сегодня темы

Как и в любом виде литературного ( в том числе и устного) творчества, сказки тоже имеют свои жанры: бытовые, докучные, небылицы, сказки о животных.

В процессе повествования нас знакомят с Марьей Гавриловной, красивой молодой девушкой, дочерью знатного помещика Гаврилы Гавриловича. З

Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории — являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т. е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

Трудно установить, когда началась практика летописей. Можно лишь с уверенностью сказать, что она утвердилась с того времени . когда окрепла государственная власть в крупных политических центрах и особенно когда Киев стал столицей большого русского государства, то есть со второй половины девятого века.

Давно уже в нашей специальной по истории летописания литературе установилось положение, что краткие заметки о крупных событиях делались отрывочно, без установления связи между ними. Этого требовал княжеский двор, центр, откуда расходились нити княжеского управления Русской землей и где решались и осуществлялись вопросы внутренней и международной политики.

Эти записи велись у нас на Руси задолго до составления первого обобщающего труда по истории Русской земли.

Летописание, по наблюдениям отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце X века и была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право, и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди — священники, монахи. Они располагали богатым книжным наследием, переводной литературой, русскими записями старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Им сподручней всего было выполнить эту ответственную и важную работу: создать письменный исторический памятник эпохи, в которой они жили и работали, связав ее с прошлыми временами, с глубокими историческими истоками.

Ученые считают, что, прежде чем появились летописи — масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Позднее, уже в пору существования летописей к ним присоединялись все новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси.

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.

Метод составления летописи заключался в том, что отдельные лица, в большинстве принадлежавшие к княжеско-боярской или к монастырской среде, записывали те или иные события, свидетелями которых они были или о которых они от кого-либо слышали. Эти записи вместе с легендами, повестями или сказаниями о различных лицах или событиях были сведены в отдельные своды, в дальнейшем пополнявшиеся и видоизменявшиеся до тех пор, пока не составился тот первый дошедший до нас свод, который носит заглавие: «Се повести времяньных лет, откуду есть, пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала, есть «. Этот свод дошел до нас в позднейших летописных памятниках, где он вошел в соединение с последующими сводами.

Нестор- это ученый своего времени, историк, умевший подниматься до сознания связи мировых явлений.

Даже те, кто сомневался в наличии Нестора-летописца, должны признать, что имя великого старца не только живет, но популярно, как имя Гомера. Нестор не только вздумал стать историком своего народа, но и стал им потому, что был к этому подготовлен своим образованием, а труд его был облегчен специальной работой его предшественников; литературный русский язык к этому времени был уже настолько развит, что вполне мог служить требованиям, как научной книги, так и поэтического произведения любого жанра.

Для читателя 11-12 веков это было живое слово о Родине, о ее прошлом и настоящем, о великих трудах предшествующих поколений, завершенных образованием могущественного государства. В наше время это источник для познания прошлого Руси - источник в своем роде единственный, дающий, хотя и неполное, но стройное, правдивое и последовательное изображение хода древнего периода истории Русской земли.

Живой интерес русского человека – еще в самые отдаленные времена – к своему историческому прошлому очень показателен для характеристики духовного облика образованного русского человека, во все эпохи стремящегося познавать настоящее путем сопоставления его с прошлым. Ни в какой другой литературе летописание не занимало такого большого места и не играло такой большой роли, как в русской. Ни прочие славянские литературы, ни литературы европейского Запада не создали ничего равноценного нашей летописи.

Поскольку история Киевского государства - это очень крупная часть всемирной истории, постольку и книга, написанная автором- киевлянином, посвященная своему государству, не могла и не может не представлять интереса.

Благодаря такому разнообразию включенного в нее материала киевская летопись представляет собой одну из самых богатых летописей древней Руси - богатую и как исторический источник, и как литературное произведение, и как памятник литературного русского языка.

Светильник, зажженный в 11 веке в честь Русской земли, освещал ее дальнейший путь. Не угас он и сейчас.

Что такое летопись? Определение летописи. Когда появились летописи? Что содержалось в летописях? Первая русская летопись. Летописец Нестор. Повесть временных лет.

Фото Что такое летопись? Русские летописи. Первая русская летопись. Кто был первый летописец?

У любого государства или народности есть историческая память – череда событий, предшествующих современности. Именно на нее опираются люди, так как историческая память содержит в себе опыт предков. Ранее все важные события из жизни населения фиксировались в летописях. В этой статье мы расскажем, что такое летописи и как они появились на Руси.

Что такое летопись? Определение летописи

Летопись – это запись исторических событий, связанных с жизнью государства. Летопись можно назвать оригинальным жанром древнерусской литературы. На Руси летописи велись с XI по XVII век. Люди стали фиксировать важные события в летописях со времен появления письменности.

Наиболее древние русские летописи не сохранились, однако благодаря летописцам последующих веков мы можем узнать о наиболее значимых событиях из жизни государства. Они не только вели запись своего времени, но и переписывали старые летописи для более надежного их сохранения.

Обычно летописи составляли монахи по распоряжениям князей. В них содержалась информация о войнах, переворотах, стихийных бедствиях, существенных изменениях во внутренней и внешней политике.

Летописцы при составлении летописей опирались не только на документы, но и на рассказы других людей или на собственные впечатления от того или иного события.

Первая русская летопись. Первый русский летописец

Летопись состояла из двух частей – вводной и аналитической. Во вводной части летописец описал зарождение и становление славянской народности‎. Вводные статьи не датировались и не делились по годам.

Аналитическая часть летописи начинается со статьи 852 года. Именно эта часть летописи положила начало датированию русской истории.

К тому же, каждый из авторов летописи вносил в нее свое идейное содержание, опираясь в том числе и на собственные домыслы о тех или иных событиях.

Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.

Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.

Что такое летопись?

Летопись - один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Русские летописи

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Общие черты известных летописей

Древние летописи

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, - элементы народных сказаний.

Что такое летопись

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Самые известные летописи

Первая летопись

Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:

Летопись в современном мире

летопись аркхема

Читайте также: