Достоевский бедные люди сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Жанровая направленность произведения представляется в виде эпистолярного романа, написанного в виде диалога в направлении сентиментализма, являющегося сочетанием романтизма и реализма.

Основной тематикой романа является изображение проблемы маленького человека, описание нищеты, одиночества, несправедливости, жизненного существования людей, вынужденных из-за обстоятельств ограничивать себя во всем.

Главной мыслью романа является авторское утверждение о необходимости справедливого, сострадательного отношения к бедным людям, являющихся достойными сопереживания и участия.

Композиционная структура произведения выстраивается в виде писем, содержащих историю переписки ключевых персонажей романа, при этом последним письмом является написание Варварой отправления в день собственной свадьбы. Одновременно композиция представляется сюжетной линией что является своеобразием произведения, заключающимся в описании внутреннего мира пишущих героев в образах Варвары и Макара, не затрагивая изображение событий, происходящих вокруг.

Отличительной особенностью романа является использование писателем определенного лексикона, грамотных выражений, особого строения предложений и самостоятельной характеристики героями, описанной в ненавязчивой и естественной форме.

Главными героями романа являются Варенька и Макар Алексеевич, представленные в образах добрых, искренних людей, имеющих открытый душевный многогранный мир.

Макар Девушкин изображается в качестве смирного, кроткого, безвольного, посредственного мужчины, возраст которого приближается к пятидесяти, работающего переписчиком чужих текстов, слабого и зависящего от мнения других людей человека.

Варвара Доброселова описывается в качестве молодой красивой девушки, начитанной и обладающей литературным вкусом, испытавшей в своей недолгой жизни немало горя, но оставшейся при это добродетельной и трудолюбивой.

Особую роль в романе играет второстепенный персонаж, представленный автором в виде Петербурга, места, изображенного объемно в виде большого мрачного города, который приносит несчастья главным героям. Городу противопоставляются воспоминания Вареньки о деревне, которая представляется как яркий, прекрасный рай.

Смысловая нагрузка произведения имеет остросоциальную направленность, заключающуюся в изображении нищеты и бесправности простых людей, а также вседозволенности представителей высшего света. Кроме того, писатель демонстрирует читательской аудитории урок нравственности, раскрывая прекрасную сущность главных героев, несмотря на их невзрачность и жалость.

История создания

Все, кто хоть немного знаком с биографией Федора Михайловича Достоевского, понимают, что писатель не понаслышке знал, что такое нищета. Он был одним из немногих признанных классиков, кто зарабатывал литературой, при этом большую часть жизни автор сильно нуждался. Нужда преследовала его и на протяжении писательской карьеры, и в юности, пока он ещё не встал на литературный путь. Семья врача Михаила Достоевского жила бедно, с ранних лет сын Федор вынужден был наблюдать нелицеприятные картины и жизненные трагедии, которые порождает отсутствие материального достатка.

Его дебютный роман рожден самой окружающей действительностью, тем, что ощущал, чувствовал и переживал молодой автор, вставая на тернистый литературный путь.


Сюжет произведения

Основная сюжетная линия строится вокруг титулярного советника Макара Алексеевича Девушкина и бедной сироты Вареньки Доброселовой, которые длительное время общаются посредством писем. Юная особа, подвергшаяся насилию, вынуждена скрываться от недоброжелателей под защитой нищего государственного служащего.


Живя рядом, они стараются как можно реже встречаться, поскольку Девушкин опасается ненужных сплетен. Несчастные, лишенные средств к достойному существованию и остро нуждающиеся в душевном тепле, герои оказывают посильную помощь друг другу, жертвуя последним куском хлеба. Они близки к отчаянию, ведь ждать как моральной, так и финансовой поддержки абсолютно неоткуда.

Несмотря на тягостное положение, Макар Алексеевич не вручает свою жизнь на откуп злодейке-судьбе, а продолжает придерживаться принципов, которые в нем воспитывает подопечная. Девушка вручает своему покровителю книги и дает ценные рекомендации, взамен получая поклонение и обожание со стороны заботливого друга.

Наблюдая, как Макар Алексеевич постепенно погружается в беспросветную нищету, Варя дает ему небольшую сумму, но деморализованный мужчина спускает деньги на выпивку, о чем впоследствии горько сожалеет.

Деревенский помещик Быков, когда-то обесчестивший главную героиню, делает ей предложение, и Варенька, взвесив все за и против, соглашается выйти за него замуж. Девушкин теряет единственного близкого человека.

Обозначая переход от реализма к романтизму, роман соответствует духу такого направления в мировой литературе как сентиментализм. В книге большое внимание уделяется эмоциям, характерам, делается акцент на чувственности персонажей. Их внутренний мир более соответствует сущности деревенской жизни, нежели грязному городскому существованию в Петербурге. Так в книге имеет место противопоставление города и деревни.

Специфика выбранной формы и жанра предполагает, что писатель говорит с нами голосами созданных им героев. Черты характера и внутренний мир персонажей раскрываются не только через описания и конкретные факты или ситуации, но и через их способ мыслить, отраженный в манере письма и стилистике, к которой прибегают участники переписки.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

О чем произведение?

Книга состоит из 54 писем, которые пишут друг другу Макар Девушкин и Варвара Доброселова – главные герои книги. Макар – служащий, мелкий чиновник, живущий в крайней нищете и проявляющий заботу о своей дальней родственнице Варваре, которую он искренне любит. Варвара – сирота, Макар спасает девушку и становится её добродетелем, хотя сам не имеет за душой ни гроша. Между героями большая разница в возрасте, поэтому Варвара и Макар, живя в соседних домах, переписываются, стесняясь ходить к друг другу в гости, так как опасаются пересудов о том, что мужчина в годах захаживает к девице.

Постепенно в переписке раскрывается предыстория героини, выясняется, что она жила у некой женщины по имени Анна, которая предала её. Варвара рассказывает о своей первой любви, студенте, который трагически погиб, и о том, что она однажды чуть было не вышла замуж за дворянина по фамилии Быков. Но в последний момент дворянин отказался брать в жены девушку. Это позор. Девушка опорочила свою честь и честь своих близких. По крайней мере так считает Анна Федоровна.

Женщина, воспитывавшая героиню, вновь появляется в её жизни в кульминационной части романа. Она предлагает дать дворянину Быкову второй шанс. Он состоятелен и способен вытащить её из нищеты. Макар выступает против свадьбы, но взаимен он не может ничего предложить из-за своей фатальной бедности. Над ним даже на работе насмехаются из-за того, что он выглядит неухоженным, так как у него нет денег на новые вещи. Неожиданно на помощь героям приходит начальник Макара, он оказывает герою безвозмездную материальную помощь. Однако, это не помогает.

Макар, ревнующий Варю к Быкову и одновременно жалеющий и себя, и её, начинает крепко выпивать. Девушка вынуждена согласиться выйти замуж, хотя прекрасно понимает, что со стороны жениха это — брак по расчету. Быков преследует корыстные интересы и посредством замужества хочет лишить наследства своего племянника.

Краткое содержание

Макар Девушкин — чиновник, он переписывает бумаги в одной из контор Петербурга. У него есть дальняя родственница — Варенька Добросёлова. Он заботится о девушке и очень ей сочувствует: Варе выпала нелёгкая судьба. Варя родилась в деревне, но когда её отца, работавшего управляющим, уволили, семье Добросёловых пришлось переехать в Петербург. Отец умер, и матери Вари пришлось очень много работать. Сама Варя брала уроки у студента Покровского, пока тот не скончался от чахотки. Когда умерла мать девушки, её родственница Анна Фёдоровна заявила, что от Вари одни убытки, и продала девушку господину Быкову, который принудил Варю стать его любовницей. Макар Девушкин буквально спас свою родственницу, сняв ей квартиру (ему пришлось перебраться в дешёвую неудобную комнату).

Но у Девушкина не хватает средств на содержание себя и молодой родственницы. Варвару домогаются мужчины, которых присылает Анна Фёдоровна. Ситуация заходит в тупик: Девушкин начинает пить. Спасает Макара Алексеевича визит к начальству: увидев его нищенскую одежду, начальник велит выдать Девушкину 100 рублей.

К Вареньке приезжает господин Быков. Он хочет завести детей, и для этого ему подходит Варя. Девушка не видит другого выхода из сложившейся ситуации. Девушкин отговаривает Варю, но тщетно. После её отъезда Макар Алексеевич остаётся один. Он в отчаянии.

Главные герои и их характеристика

Макар Девушкин

Варвара Доброселова

Описание персонажей

Система образов в произведении отличается тем, что все персонажи самостоятельно говорят о себе. Читатель может не только узнать мнение писателя, но и сделать собственный вывод. Главными героями являются:

Маленький человек

Противопоставление города и деревни

– один из значимых лейтмотивов романа, который раскрывается через воспоминания Вари о детстве и описания в посланиях героев скупости, скудности и серости Петербурга. Город и деревня, как обобщенный образ чистой, ещё не замаранной российской глубинки – это два разных мира, где душа человека чувствует себя по-разному. В Петербурге она чахнет, заболевает, а в деревне, напротив, пробуждается и исцеляется. Большой город ломает людей изнутри и коверкает их судьбы, а деревенская атмосфера способствует доброжелательности и спокойному отношению к миру. Именно так и живет Варя, и потому ей тяжко в Петербурге.

Тема искусства

Тема родительской любви

раскрывается в романе лишь фрагментарно, но для понимания полноты мира, нарисованного Достоевским, она не менее важна. Варвара рано лишилась родителей, но она с трепетом вспоминает о том, как они относились к ней. Эти воспоминания — отдушина для неё и источник тепла. Есть в романе и ещё один эпизод, показывающий нерушимую связь между родителями и детьми. Писатель описывает образ юноши, который хоронит отца. Это очень трогательная, щемящая душу сцена романа.

Тема милосердия

Основная тематика

Проблемы

Проблематика

Смысл произведения

Автор обличает негативные стороны действительности, показывает пороки общества, но делает это не посредством политических памфлетов и громких призывов, а через яркие образы. Устами самих героев, оказавшихся на грани бедствия, загнанных в жалкие условия несправедливостью окружающего мира, автор показывает всю глубину социальных и политических проблем. Автор искренне сочувствует тем, кто вынужден ютится по углам и взывает к справедливости. Корень несчастья героев — в окружающей действительности, считает автор.

Маленький человек, никчёмный и обездоленный с социальной точки зрения, способен быть богатым изнутри, и это его богатство нужно уметь разглядеть и оценить – вот главная мысль, которую пытается донести автор.

Краткий анализ

Композицию романа определяет его форма. Сюжетная линия последовательно развивается в 50 с лишним письмах главных героев. Художественные особенности романа позволяют назвать его эпистолярным, то есть представляющим собой цикл писем, в которых отражается внутренняя эволюция персонажей. В тексте отсутствуют изящные тропы, что говорит о реалистическом характере повествования.

Главная идея произведения выражается в том, что зачастую нищий человек оказывается духовно богаче того, кто сумел сколотить состояние. Среди грязи, жестокого обращения и социальной несправедливости всегда находится место милосердию и сострадательному отношению.

Концовка

Чему учит?

Главный дидактический посыл романа в призыве к нравственности и человечности. Людей нужно ценить не за их социальный статус и материальное состояние, а прежде всего за человеческие качества. Добродетель часто живет на социальном дне, и важно разглядеть её, не потерять, не растоптать. Невзрачный главный герой романа способен на подвиг самопожертвования. Автор показывает нам, что высшие ценности в жизни порой оказывается дороже личной выгоды и шкурных интересов. Жизненные трудности, превратности судьбы и бедность не всегда могут сломить моральные устои и убить добродетель в человечке.

Критика

И, тем не менее, Белинский восторженно отозвался о романе, отметив феноменальный талант автора. Восторг Белинского от первого романа Достоевского разделил и Н. А. Некрасов, чей собственный литературный дебют оказался не очень удачным.

История создания

На создание произведения о жизни городской бедноты автора вдохновил собственный жизненный опыт. Отец Достоевского работал врачом в городской больнице, а его семейство проживало во флигеле по соседству с палатами. Там маленький Федор увидел множество жизненных драм, происходящих по вине безденежья.

В юности писатель продолжал свое изучение низших слоев петербургского общества. Он часто гулял в трущобах, видя спившихся и опустившихся жителей столицы. Также он снимал квартиру с врачом, который тоже часто рассказывал соседу о несостоятельных пациентах и их проблемах.

Прототипами главных героев стали родственники писателя. Варвара стала литературным воплощением его сестры. С воспоминаниями Доброселовой очень схожи дневники Варвары Михайловны, где изложены ее детские впечатления. В частности, описание родной деревни героини напоминает усадьбу Достоевских в селе Даровое. Образ отца девушки и его судьба, образ няни и ее внешность тоже были взяты из жизни семьи Федора Михайловича.

Нигде не выказывая „рожи сочинителя“, передать слово самим героям

О чем это произведение?

Героиня пытается заработать честным трудом (шить на дому), но ее находит Анна Федоровна, женщина, которая продала сироту похотливому дворянину. Она вновь предлагает девушке проявить благосклонность к Быкову (богатому помещику, который обесчестил Варю), хочет ее устроить. Разумеется, Макар против этого, однако сам ничего предложить не может, ведь те деньги, которые он тратит на воспитанницу, — последние, да и их не хватает. Сам он живет впроголодь, его неухоженный внешний вид создает ему проблемы на работе, а перспектив в его возрасте и положении нет никаких. От жалости к себе и ревности (к Варе приставал офицер) он начинает выпивать, за что подвергается осуждению со стороны своей Вареньки. Но происходит чудо: автор спасает героев от голодной смерти с помощью начальника Девушкина, который дает ему 100 рублей безвозмездно.

Но это не спасает их от нравственного падения, которое описывает Достоевский. Девушка принимает ухаживание своего обидчика и соглашается на брак с ним. Ее покровитель ничего не может поделать и смиряется с судьбой. Фактически Макар Алексеевич и Варенька остаются живы, у них появляются средства, но они теряют друг друга и, наверняка, это и станет для обоих концом. Бедный чиновник живет только для сироты, она и есть смысл его жизни. Без нее он пропадет. И Варенька тоже, выйдя замуж за Быкова, погибнет.

Главные герои и их характеристика

Проблематика

Смысл произведения

Концовка

Чему учит?

Добродетель и искренне желание помочь служат героям верой и правдой, позволяя им вместе преодолевать все сложности жизни и оставаться при этом честными людьми. Любовь направляет их и подпитывает, давая силы бороться с проблемами. Тому же благородству души учит нас автор. Надо сохранить чистоту помыслов, жар сердца и моральные принципы, несмотря ни на что, и щедро одаривать ими тех, кто нуждается в поддержке. В этом и заключается богатство, которое возвышает и облагораживает даже бедняков.

Критика

Никогда, я думаю, слава моя не дойдет до такой апогеи, как теперь. Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное…

Из ничего он вздумал построить поэму, драму, и вышло ничего, несмотря на все притязания создать нечто глубокое — пишет критик Брант.

Наконец, книгу прочитал сам Гоголь, с которым Достоевского очень часто сравнивали. Он высоко оценил работу, но, тем не менее, мягко пожурил начинающего коллегу:

В авторе „Бедных людей“ виден талант, выбор предметов говорит в пользу его качеств душевных, но видно также, что он ещё молод. Много ещё говорливости и мало сосредоточенности в себе: всё бы оказалось гораздо живей и сильней, если бы было более сжато.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо об истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – сентиментализм, есть черты романтизма и реализма.

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей, нуждающихся, бедных, голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком, Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3–4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

для самых рациональных -

для самых компанейских -

для самых крутых -

Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств вынуждены ограничивать себя во всём. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые, несмотря на жалкую жизнь, любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей, настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это произведение об истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой, и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его как самобытного гениального писателя.

Главные герои

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. Анализ жанровых особенностей романа “Бедные люди” так же важен, как и анализ смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

  • История написания
  • Краткий анализ
  • Содержание произведения
  • Описание персонажей
  • Основная тематика
  • Раскрытие проблем
  • Смысл романа

История написания

В дальнейшем автор продолжал изучать особенности жизни низших слоев общества Петербурга. Он нередко прогуливался по трущобам, наблюдая опустившихся жителей Северной столицы. При этом Федор арендовал квартиру с врачом, последний также часто рассказывал Достоевскому о бедных пациентах.

Прообразами главных персонажей являются родные писателя. Варвара — это литературное описание его сестры. Образ ее отца и его судьба, описание няни и внешности также взяты из жизни Федора.

Федор Достоевский

Краткий анализ

Критики отнесли произведение к натуральной школе, в нем прослеживается влияние Гоголя, исследовавшего эту тему.

Но у Достоевского основным стало психологическое, а не социальное описание. Он не просто кратко указал проблему нищих, но и позволил им самостоятельно высказаться.

Содержание произведения

Это роман о мироощущении и социальной несправедливости людей, оказавшихся почти на грани нищеты. Они выбиваются из сил и не могут построить жизнь с учетом своих внутренних желаний, а только сражаются за собственное существование.

Главными персонажами являются Варвара Доброселова и Макар Девушкин. Они переписываются и в письмах сообщают об отношении к происходящим событиям, делятся собственными мечтами и представлениями о жизни. Их настигают всевозможные несчастья, которые увеличиваются к концу произведения. Доброселова для Макара является почти смыслом жизни, он пытается помочь девушке.

Она хочет ответить ему тем же, девушка зарабатывает шитьем, однако этих средств не хватает, при этом плохое здоровье иногда не позволяет ей подрабатывать. В конце видно, как уставшая Варвара с трудом выбиваться из бедности и беспокоится о том, что Девушкин тратит на нее последние сбережения. Она принимает предложение руки и сердца бывшего обидчика Быкова, именно он обесчестил девушку. Макар против этого брака, он пытается отговорить ее, но женщина все же не изменяет решения.

Описание персонажей

Система образов в произведении отличается тем, что все персонажи самостоятельно говорят о себе. Читатель может не только узнать мнение писателя, но и сделать собственный вывод. Главными героями являются:

Варвара Доброселова

Основная тематика

 Варвара Доброселова и Макар Девушкин

Раскрытие проблем

Роман наполнен острым социальным смыслом, проливающим свет на негативное отношение Достоевского к реальности. Проблематика произведения обширна и поднимает актуальные вопросы:

Макар опекает Варвару

  1. Социальная несправедливость. Если женщина потеряла родителей, то она сможет обеспечить себя лишь единственным способом — браком по расчету. Жить самостоятельно без покровителя почти невозможно. Честная работа оплачивается мало, а трудиться нужно много. Неустроенные дети, которые оказались на улице, взрослые, по ошибке лишившиеся всего, — это обычные сюжеты для Питера той эпохи.
  2. Нищета. Писатель не понаслышке знал, что такое бедность, и поднял в произведении тему множества людей в столице, которые оказались на гране нищеты. Люди отдают все силы, чтобы обеспечить жалкое существование.
  3. Проблема жестокости. Над Девушкиным все время подшучивают. Когда узнают, что Макар опекает Варвару, сразу же пускают слух, что он ухаживает за девушкой. Это компрометирует молодых людей, и они постоянно думают, как воспримут их определенный поступок.
  4. Циничное отношение к жизни. Анна Федоровна и Быков обеспеченные, им не требуется переживать, где достать денег на еду. Причем они рассматривают жизнь остальных людей только для извлечения своей выгоды. Быкову льстит, что Варвара — добродушная и привлекательная женщина, но ему абсолютно все равно, что она чувствует. В глазах Анны Федоровны отказ Вари является глупостью, поскольку она упустила возможность устроиться в жизни. Ее не смущает, что она по факту просто продает людей.

Смысл романа

Основная мысль романа выражена в том, что не стоит пренебрегать человеком, без разницы — нищий он или богатый. Милосердия и сострадания достоин каждый, человек должен проживать в условиях, не унижающих достоинство.

Главная идея произведения сводится к тому, что нищие часто духовно богаче людей, которые имеют огромное состояние. И среди бессердечности, несправедливости и грязи можно найти место доброму и светлому.

Роман учит уважать людей независимо от их материального состояния, проявлять милосердие, тем более к тем, кто нуждается в этом.

Произведение призывает также быть внимательными к окружающим и замечать, какому человеку требуется помощь. Как Девушкин, отдававший последнее Варе, был только счастливей от этого, остальные тоже могут научиться получать радость от сострадания.


— первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в 1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае 1845 года. Написан по типу эпистолярного романа.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.
Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).

Дневник Варвары Алексеевны



В детстве она была счастлива. Они жили хорошо – ее отец управлял крупным имением. Но, когда ей исполнилось 12 лет, хозяин дома умер, а отца уволили, поэтому они переехали в Петербург.

Ее отдали в пансион, где ей вовсе не нравилось, но она старалась хорошо учиться, чтобы угодить отцу. Он тратил последние деньги, чтобы дать ей образование. Но его дела шли плохо, денег не было и образовалось много долгов. От горя и расстройств, сначала заболела мама Вари, а отец внезапно умер. Девушке на тот момент было 14 лет.

Кредиторы забрали все, что еще оставалось, и ее матушка даже продала дом. В это время и объявилась Анна Федоровна, которая назвалась их родственницей и позвала жить к себе. Так как идти им было некогда, Варя с мамой отправились к ней на проживание.

Анна Федоровна владела собственным домам, состоящим из 5 комнат. В 3-х из них жила она сама вместе с Сашей – сиротой, приходящейся Варе двоюродной сестрой. Одну комнату занимала Варя с мамой, а последнюю – студент Покровский, который в обмен на проживание обучал девушек языкам.

Чем занималась Анна Федоровна, никто не знал, но к ней приходило много людей, и жила она богато. Вскоре она показала свое истинное лицо – постоянно ругалась на них и следила. Матери от всех переживаний становилось все хуже.

Студент Покровский, был беден и слаб, поэтому лекции посещал нечасто. Вскоре, он стал другом Вари. Иногда приходил отец студента – плохо одетый странный старик. Он был женат второй раз, после смерти первой жены,мальчик оказался мачехе не нужен, поэтому некто господин Быков, помог устроить обучение молодого Покровского.

В комнате студента было много книг, которые Варя тайком захотела прочесть. Но когда мать девушки заболевает, молодой человек всяческие ей помогает. Вскоре, у него день рождения, который проходит очень весело. Спустя некоторое время, Покровский заболевает и умирает, а в памяти Варвары Алексеевны надолго запечатлевается трагическая сцена похорон, когда старик – отец бежит за гробом своего сына.

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Главные персонажи произведения

Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник сорока семи лет. Он зарабатывает на жизнь переписыванием бумаг в одном из департаментов города и получает за свой труд сущие гроши.

Варвара Алексеевна Доброселова – молодая образованная девица, сирота, дальняя родственница Макара Алексеевича. Она так же бедна и живет в одном дворе с Девушкиным. Подрабатывает на жизнь шитьем.


Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” ( в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Федор Достоевский — Бедные люди

Ox, уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают. Вот уж запретил бы им писать! Ну, на что это похоже: читаешь… невольно задумаешься, – а там всякая дребедень и пойдет в голову; право бы, запретил им писать, так-таки просто вовсе бы запретил.

Кн. В. Ф. Одоевский[1]

Бесценная моя Варвара Алексеевна!

Вчера я был счастлив, чрезмерно счастлив, донельзя счастлив! Вы хоть раз в жизни, упрямица, меня послушались. Вечером, часов в восемь, просыпаюсь (вы знаете, маточка, что я часочек-другой люблю поспать после должности), свечку достал, приготовляю бумаги, чиню перо, вдруг, невзначай, подымаю глаза, – право, у меня сердце вот так и запрыгало! Так вы таки поняли, чего мне хотелось, чего сердчишку моему хотелось! Вижу, уголочек занавески у окна вашего загнут и прицеплен к горшку с бальзамином, точнехонько так, как я вам тогда намекал; тут же показалось мне, что и личико ваше мелькнуло у окна, что и вы ко мне из комнатки вашей смотрели, что и вы обо мне думали. И как же мне досадно было, голубчик мой, что миловидного личика-то вашего я не мог разглядеть хорошенько! Было время, когда и мы светло видели, маточка. Не радость старость, родная моя! Вот и теперь все как-то рябит в глазах; чуть поработаешь вечером, попишешь что-нибудь, наутро и глаза раскраснеются, и слезы текут так, что даже совестно перед чужими бывает. Однако же в воображении моем так и засветлела ваша улыбочка, ангельчик, ваша добренькая, приветливая улыбочка; и на сердце моем было точно такое ощущение, как тогда, как я поцеловал вас, Варенька, – помните ли, ангельчик? Знаете ли, голубчик мой, мне даже показалось, что вы там мне пальчиком погрозили. Так ли, шалунья? Непременно вы это все опишите подробнее в вашем письме.

Ну, а какова наша придумочка насчет занавески вашей, Варенька? Премило, не правда ли? Сижу ли за работой, ложусь ли спать, просыпаюсь ли, уж знаю, что и вы там обо мне думаете, меня помните, да и сами-то здоровы и веселы. Опустите занавеску – значит, прощайте, Макар Алексеевич, спать пора! Подымете – значит, с добрым утром, Макар Алексеевич, каково-то вы спали, или: каково-то вы в вашем здоровье, Макар Алексеевич? Что же до меня касается, то я, слава творцу, здорова и благополучна! Видите ли, душечка моя, как это ловко придумано; и писем не нужно! Хитро, не правда ли? А ведь придумочка-то моя! А что, каков я на эти дела, Варвара Алексеевна?

Доложу я вам, маточка моя, Варвара Алексеевна, что спал я сию ночь добрым порядком, вопреки ожиданий, чем и весьма доволен; хотя на новых квартирах, с новоселья, и всегда как-то не спится; все что-то так, да не так! Встал я сегодня таким ясным соколом – любо-весело! Что это какое утро сегодня хорошее, маточка! У нас растворили окошко; солнышко светит, птички чирикают, воздух дышит весенними ароматами, и вся природа оживляется – ну, и остальное там все было тоже соответственное; все в порядке, по-весеннему. Я даже и помечтал сегодня довольно приятно, и все об вас были мечтания мои, Варенька. Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной. Тут же подумал я, Варенька, что и мы, люди, живущие в заботе и треволнении, должны тоже завидовать беззаботному и невинному счастию небесных птиц, – ну, и остальное все такое же, сему же подобное; то есть я всё такие сравнения отдаленные делал. У меня там книжка есть одна, Варенька, так в ней то же самое, все такое же весьма подробно описано. Я к тому пишу, что ведь разные бывают мечтания, маточка. А вот теперь весна, так и мысли всё такие приятные, острые, затейливые, и мечтания приходят нежные; всё в розовом цвете. Я к тому и написал это все; а впрочем, я это все взял из книжки. Там сочинитель обнаруживает такое же желание в стишках и пишет —

Зачем я не птица, не хищная птица!

Ну и т. д. Там и еще есть разные мысли, да бог с ними! А вот куда это вы утром ходили сегодня, Варвара Алексеевна? Я еще и в должность не сбирался, а вы, уж подлинно как пташка весенняя, порхнули из комнаты и по двору прошли такая веселенькая. Как мне-то было весело, на вас глядя! Ах, Варенька, Варенька! вы не грустите; слезами горю помочь нельзя; это я знаю, маточка моя, это я на опыте знаю. Теперь же вам так покойно, да и здоровьем вы немного поправились. Ну, что ваша Федора? Ах, какая же она добрая женщина! Вы мне, Варенька, напишите, как вы с нею там живете теперь и всем ли вы довольны? Федора-то немного ворчлива; да вы на это не смотрите, Варенька. Бог с нею! Она такая добрая.

Я уже вам писал о здешней Терезе, – тоже и добрая и верная женщина. А уж как я беспокоился об наших письмах! Как они передаваться-то будут? А вот как тут послал господь на наше счастие Терезу. Она женщина добрая, кроткая, бессловесная. Но наша хозяйка просто безжалостная. Затирает ее в работу, словно ветошку какую-нибудь.

Ну, в какую же я трущобу попал, Варвара Алексеевна! Ну, уж квартира! Прежде ведь я жил таким глухарем, сами знаете: смирно, тихо; у меня, бывало, муха летит, так и муху слышно. А здесь шум, крик, гвалт! Да ведь вы еще и не знаете, как это все здесь устроено. Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую всё двери да двери, точно нумера, всё так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое и по трое. Порядку не спрашивайте – Ноев ковчег! Впрочем, кажется, люди хорошие, всё такие образованные, ученые. Чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный: и о Гомере, и о Брамбеусе[2], и о разных у них там сочинителях говорит, – обо всем говорит, – умный человек! Два офицера живут и всё в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет. Постойте, я вас потешу, маточка; опишу их в будущем письме сатирически, то есть как они там сами по себе, со всею подробностию. Хозяйка наша, – очень маленькая и нечистая старушонка, – целый день в туфлях да в шлафроке ходит и целый день все кричит на Терезу. Я живу в кухне, или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната (а у нас, нужно вам заметить, кухня чистая, светлая, очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный… то есть, или еще лучше сказать, кухня большая, в три окна, так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы еще комната, нумер сверхштатный; все просторное, удобное, и окно есть, и все, – одним словом, все удобное. Ну, вот это мой уголочек. Ну, так вы и не думайте, маточка, чтобы тут что-нибудь такое иное и таинственный смысл какой был; что вот, дескать, кухня! – то есть я, пожалуй, и в самой этой комнате за перегородкой живу, но это ничего; я себе ото всех особняком, помаленьку живу, втихомолочку живу. Поставил я у себя кровать, стол, комод, стульев парочку, образ повесил. Правда, есть квартиры и лучше, – может быть, есть и гораздо лучшие, – да удобство-то главное; ведь это я все для удобства, и вы не думайте, что для другого чего-нибудь. Ваше окошко напротив, через двор; и двор-то узенький, вас мимоходом увидишь – все веселее мне, горемычному, да и дешевле. У нас здесь самая последняя комната, со столом, тридцать пять рублей ассигнациями[3] стоит. Не по карману! А моя квартира стоит мне семь рублей ассигнациями, да стол пять целковых: вот двадцать четыре с полтиною, а прежде ровно тридцать платил, зато во многом себе отказывал; чай пивал не всегда, а теперь вот и на чай и на сахар выгадал. Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьешь его, Варенька, для вида, для тона; а по мне все равно, я не прихотлив. Положите так, для карманных денег – все сколько-нибудь требуется – ну сапожишки какие-нибудь, платьишко – много ль останется? Вот и все мое жалованье. Я-то не ропщу и доволен. Оно достаточно. Вот уже несколько лет достаточно; награждения тоже бывают. Ну, прощайте, мой ангельчик. Я там купил парочку горшков с бальзаминчиком и гераньку – недорого. А вы, может быть, и резеду любите? Так и резеда есть, вы напишите; да знаете ли, все как можно подробнее напишите. Вы, впрочем, не думайте чего-нибудь и не сомневайтесь, маточка, обо мне, что я такую комнату нанял. Нет, это удобство заставило, и одно удобство соблазнило меня. Я ведь, маточка, деньги коплю, откладываю; у меня денежка водится. Вы не смотрите на то, что я такой тихонький, что, кажется, муха меня крылом перешибет. Нет, маточка, я про себя не промах, и характера совершенно такого, как прилично твердой и безмятежной души человеку. Прощайте, мой ангельчик! Расписался я вам чуть не на двух листах, а на службу давно пора. Целую ваши пальчики, маточка, и пребываю

Конец ознакомительного отрывка



Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью
Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

Человек и обстоятельства в изображении Достоевского

На примере героя Макара Девушкина мы наблюдаем, как личность человека, задавленная и задушенная суровыми и неприглядными обстоятельствами, все же пытается вырвать свою сущность из этой неволи; его личность наделена довольно ярко выраженным началом и стремиться проявить себя во внешнем мире.

Достоевский приводит этого героя к осознанию любви к Вареньке, именно к тому обстоятельству, которое помогает ему внутренне собраться с силами и распрямиться, почувствоваться себя наконец-то личностью.

Достоевский описывает этот процесс в более трагическом и мрачном тоне, чем это обычно происходит у сатириков Гоголя и Чехова, он показывает внутренний мир героев с присущей его литературе прямолинейностью и по причине этого, личности его персонажей более яркие, более противоречивые и неуравновешенные.

Читайте также: