Должен ли банк направлять сообщение в уполномоченный орган о помещении драгоценных металлов

Обновлено: 02.07.2024

Пожалуйста есть ли обязанность ломбарда сообщать информацию о клиенте, если он принес и сдал в ломбард в один день изделий на сумму свыше 711 тысяч по 9 залоговым билетам.

Согласно п. 4 ст. 6 115 ФЗ эти операции относятся к обязательному контролю, но вот вопрос как этот контроль ломбардом реализован фактически.

Ответы на вопрос:

--- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, при наличии у клиента вещей (предметов) находящихся в официальном розыске, ломбард обязан передать информацию в полицию. (по их запросу). см. Федеральный закон "О ломбардах" от 19.07.2007 N 196-ФЗ (последняя редакция)

Статья 3. Информация, составляющая профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности

1. К информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона, обращено взыскание.

2. Ломбард и его работники обязаны соблюдать конфиденциальность информации, составляющей в соответствии с частью 1 настоящей статьи профессиональную тайну, и в случае ее разглашения несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в ст. 6 обязывает проводить контроль.

Фактически ломбард может запросить документы, подтверждающие приобретение. Больше тут не думаю что что то можно сделать дополнительно.

Помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, является операцией с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее

Поэтому, учитывая сумму, ломбард обязан сообщить сведения о клиенте и такой операции в силу прямого указания в законе.

Далее на основании поступившей от ломбарда информации контролирующие органы проводят проверку.

Нет такой обязанности сообщать информации о клиенте

Ломбард и его работники обязаны соблюдать конфиденциальность информации согласно п.2 ст.3

Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О ломбардах"

Статья 3. Информация, составляющая профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности

1. К информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном статьей 12 настоящего Федерального закона, обращено взыскание.

Ломбард и его работники обязаны соблюдать конфиденциальность информации, составляющей в соответствии с частью 1 настоящей статьи профессиональную тайну, и в случае ее разглашения несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Этот контроль осуществляется уполномоченным органом. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2020)

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю. 4) иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 197-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции).

..Кредитные организации и некредитные финансовые организации, указанные в статье 5 настоящего Федерального закона, уведомляют УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и внесении в них изменений, о приобретении и об отчуждении ценных бумаг обществами, федеральными унитарными предприятиями, государственными корпорациями, государственными компаниями и публично-правовыми компаниями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 484-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный ОРГАН вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от обществ, федеральных унитарных предприятий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и публично-правовых компаний информацию о совершаемых указанными обществами, федеральными унитарными предприятиями и публично-правовыми компаниями операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, об их характере и целях.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

И ГЛАВНОЕ: ЧТО ОТНОСИТСЯ К ПОНЯТИЮ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН?

ОТВЕТ: Приказ Росфинмониторинга от 23.05.2019 N 135 "О перечне должностных лиц Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных подписывать запросы в хозяйственные общества и федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение.

9. Прием, выдача и хранение драгоценных металлов

(введен Указанием ЦБ РФ от 30.12.1997 N 121-У)

9.1. Кредитные организации совершают операции с драгоценными металлами на основании договоров, заключенных с клиентами.

9.2. Операции с драгоценными металлами по приему (выдаче) в хранилище ценностей осуществляются должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, или специально выделенными кассовыми работниками в присутствии вышеуказанных лиц.

9.3. Прием (выдача) драгоценных металлов от организаций осуществляется по спецификациям, в которых указываются: номер, лигатурная масса и проба каждого слитка, их общее количество и общая лигатурная масса (для золота - также химически чистая масса каждого слитка и общая химически чистая масса), а также прилагаемым к слиткам паспортам (сертификатам) завода - изготовителя или их копиям, в которых указаны химические характеристики металла.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 23.04.2001 N 960-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

При купле - продаже драгоценных металлов физическим лицам к слиткам прилагаются только паспорта (сертификаты) завода - изготовителя или их копии.

(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 23.04.2001 N 960-У)

9.4. Слитки драгоценных металлов, принимаемые кредитной организацией, подлежат в обязательном порядке визуальному осмотру, взвешиванию в соответствии с Инструкцией Банка России "О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях" от 30 ноября 2000 г. N 94-И, а при необходимости также иному контролю с использованием метрологического оборудования. При этом проверяется соответствие маркировки каждого слитка данным, указанным в спецификации.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5. Выдача драгоценных металлов представителю организации осуществляется по предъявлении им доверенности на получение ценностей и документа, удостоверяющего личность. По желанию представителя организации производится взвешивание драгоценных металлов на весах кредитной организации.

Выдача (прием) драгоценных металлов физическому лицу производится по предъявлении им документа, удостоверяющего личность, с обязательным взвешиванием в его присутствии на весах кредитной организации покупаемых (продаваемых) им драгоценных металлов. Объектом сделок купли - продажи физическим лицам являются соответствующие стандартам Российской Федерации мерные слитки из золота, серебра и платины.

(п. 9.5 в ред. Указания ЦБ РФ от 23.04.2001 N 960-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.6. Прием (выдача) драгоценных металлов оформляется актом приема - передачи в трех экземплярах.

В акте приема - передачи, оформляемом при приеме (выдаче) драгоценных металлов от организации, указываются: N договора купли - продажи, на основании которого производится прием - выдача драгоценных металлов, наименование металла (золото, серебро, платина), вид (стандартные и мерные слитки), лигатурная масса (для золота также химически чистая масса), проба, дата, наименования кредитной организации и организации.

При покупке (продаже) драгоценных металлов у кредитной организации физическим лицом в акте приема - передачи проставляются: наименование металла, номер слитка, лигатурная масса, проба, цена слитка, общее количество слитков, общая сумма, уплаченная физическим лицом либо подлежащая выдаче ему, наименование кредитной организации и фамилия, имя, отчество физического лица.

Акт подписывается клиентом и должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, и специально выделенными кассовыми работниками в случае осуществления ими операций по приему - передаче драгоценных металлов. В акт также заносятся данные доверенности на получение ценностей и документа, удостоверяющего личность получателя. При покупке - продаже драгоценных металлов физическому лицу в акте указываются только данные документа, удостоверяющего личность.

Должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, расписываются в приходном (расходном) кассовом ордере.

Первые экземпляры акта приема - передачи и кассового ордера направляются в кассовые документы, второй экземпляр акта выдается клиенту, третий экземпляр акта и второй экземпляр кассового ордера передаются в бухгалтерию кредитной организации.

(п. 9.6 в ред. Указания ЦБ РФ от 23.04.2001 N 960-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.7. На основании приходных и расходных кассовых ордеров, а также сопроводительной документации, прилагаемой к драгоценным металлам, заведующим кассой производятся записи в книге учета драгоценных металлов, в которой указываются: N договора купли - продажи драгоценных металлов, N счета, по которому произведена оплата, лигатурная масса (для золота - также химически чистая масса), балансовая оценка.

Для учета драгоценных металлов может использоваться книга учета денежной наличности и других ценностей. В этом случае в кредитной организации ведутся карточки учета ценностей, в которых проставляются вышеперечисленные реквизиты. Карточки учета подписываются заведующим кассой и хранятся в кладовой.

9.8. В хранилище ценностей драгоценные металлы хранятся отдельно от других ценностей.

Для упаковки драгоценных металлов используются инкассаторские сумки, мешки, ящики, контейнеры и т.д. Упаковка с драгоценными металлами опечатывается (опломбировывается) должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей (специально выделенными кассовыми работниками). К упаковке прикрепляется ярлык или наносится маркировка, в которых указываются: наименование кредитной организации, дата формирования, вид металла, лигатурная масса (для золота - также химически чистая масса), проставляются именные штампы и подписи должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей (специально выделенных кассовых работников).

9.9. Проверки правильности совершения операций с драгоценными металлами и их хранения производятся в кредитных организациях одновременно с ревизиями денежной наличности и других ценностей операционной кассы. При этом сверка соответствия фактического наличия драгоценных металлов в хранилище ценностей записям в книге учета осуществляется по надписям на ярлыках к упаковке с драгоценными металлами с контрольным взвешиванием в размере, определяемом руководителем кредитной организации.

Вскрытие каждой упаковки и взвешивание драгоценных металлов производятся при инвентаризациях, проводимых в порядке, предусмотренном Инструкцией Министерства финансов Российской Федерации "О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях" от 4 августа 1992 г. N 67.

Инструкция Минфина РФ от 04.08.1992 N 67 утратила силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н, которым была утверждена новая Инструкция.

9.10. Для учета операций с драгоценными металлами на балансе кредитной организации открываются счета N 20302 "Золото", N 20303 "Другие драгоценные металлы (кроме золота)".

Законодательной базой для осуществления банковских операций и сделок с драгоценными металлами и камнями на территории РФ, являются следующие нормативные документы:

Данная нормативная база устанавливает следующие понятия, используемые при совершении операций и сделок с драгоценными металлами:

«…К драгоценным металлам относятся слитки золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации.

Слитки драгоценных металловстандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия.

Банковские операции с драгоценными металламиоперации по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов.

Металлические счетасчета, открываемые кредитной организацией для осуществления операций с драгоценными металлами.

Металлические счета ответственного хранениясчета клиентов для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением при этом их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.).

В соответствии с действующим законодательством РФ, Правительство РФ устанавливает общий порядок совершения операций и сделок с драгоценными металлами на территории РФ. В свою очередь ЦБ РФ устанавливает порядок совершения кредитными организациями (банками) всех видов операций с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов.

Для осуществления операций и сделок с драгоценными металлами и монетой из драгоценных металлов, у банка должна быть одна из двух нижеперечисленных видов лицензий:

«… – универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

В соответствии с международной практикой и законодательством РФ, операции и сделки с золотом совершаются в количественных единицах чистой массы золота (металла).

033_01.jpg

Рис. 1 Мерные золотые слитки

Мерные золотые слитки – слитки, изготовленные российскими аффинажными заводами, в соответствии со стандартами производствами и ГОСТами РФ. Как видно на рисунке 2.1, вес мерных слитков может составлять 1, 5, 20, 50, 100, 250, 500 и 1000 грамм. Нормируется только вес слитков, толщина их может быть любой. Процент чистого металла в слитках должен быть не менее 99,9%. На каждом слитке должно быть указано – его масса, проба, знак завода на котором изготовлен данный слиток и серийный номер (шифр) слитка. На слитке должны отсутствовать сколы, вмятины, царапины и иные повреждения.

Коммерческие банки осуществляют операции только с мерными золотыми слитками, вес которых не превышает 1000 грамм.

033_02.jpg

Рис. 2. Стандартные золотые слитки

Стандартные золотые слитки – их вес регламентирован ГОСТом РФ в пределах от 11 000 до 13 300 грамм. Проба стандартных золотых слитков не может быть менее 99,95%. Стандартные золотые слитки используются ЦБ РФ для формирования своих золотовалютных резервов.

Российский стандарт качества золотых слитков полностью соответствует международным стандартам качества. На мерные и стандартные слитки из платины и серебра распространяются примерно такие же ГОСТы РФ как и на золото. Единственное, что ГОСТы РФ на мерные слитки из палладия не предусмотрены, соответственно они не выпускаются российскими заводами.

Вес стандартного слитка золота, серебра, платины и палладия, а также минимальная проба металла

Таблица 1.

Проба не менее, %

В соответствии с российскими и международными правилами обращения драгоценных металлов, каждый мерный и стандартный слиток должен иметь сертификат завода изготовителя, в котором указываются следующие данные:

  1. номер ГОСТа РФ слитка;
  2. серийный номер (шифр) слитка;
  3. масса слитка;
  4. короткая информация о слитке (его обозначение);
  5. дата выпуска слитка;
  6. подпись представителя отдела контроля технического качества;
  7. подпись представителя Российской государственной пробирной инспекции.
  8. уникальную маркировку завода-изготовителя слитков.

Банки имеют право осуществлять нижеследующие операции и сделки с драгоценными металлами.

1. Покупать и продавать драгоценные металлы в физической форме, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения).

В России на данный момент (2018 год) порядка 150 коммерческих банков имеют лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Но фактически, только не более двух десятков банков осуществляют куплю-продажу драгоценных металлов в мерных слитках и можно говорить, что банки совершают очень незначительный объем данных операций. Обусловлено это, прежде всего, отсутствием спроса со стороны граждан (физических ли) на приобретение драгоценных металлов в слитках. Дело в том, что при продаже слитка, банку необходимо в его стоимость включить сумму НДС – 18%, поэтому окончательная стоимость слитка для покупателя будет достаточно значительной, то есть клиенту слишком дорого обойдется грамм драгоценного металла, приобретенного в слитках. Конечно, в данных операциях НДС является значительным препятствием для расширения объема сделок с драгоценными металлами. Банки могут предложить для продажи слитки только отечественных заводов-изготовителей. На слитки зарубежных заводов-изготовителей установлены высокие заградительные пошлины, и они не поступают на российский рынок драгоценных металлов.

2. Покупать и продавать монеты населению (физическим лицам) из драгоценных металлов.

Такие монеты, из драгоценных металлов, принято называть – инвестиционными. Коллекционные монеты имеют хождение среди нумизматов и иных любителей монет. Эмитентом инвестиционных монет, в том числе памятных, в России является ЦБ РФ. В Советском Союзе Госбанк СССР стал выпускать инвестиционные монеты из драгоценных металлов только в 70-х годах прошлого века. Но они не продавались на внутреннем рынке в СССР, а могли распространяться только за рубежом. Внутри СССР они могли продаваться только иностранцам, в специализированным магазинах за свободно конвертируемую валюту.

033_03.jpg

Рис. 3. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из серебра

033_04.jpg

Рис. 4. Монета выпущенная Госбанком СССР в честь проведения
Олимпийских игр 1980 года в Москве из золота

Таким образом, до 1991 года советские отраслевые банки, в том числе и Сбербанк СССР, никаких операций с монетами из драгоценных металлов, внутри страны не осуществляли. Только с 1991 года, когда общественно-экономическая формация в России полностью сменилась с социалистической на капиталистическую, коммерческие банки стали осуществлять различные операции с драгоценными металлами и монетой из них. В соответствии с новым законодательством РФ коммерческие банки получили право продавать и покупать монеты из драгоценных металлов.

Монеты из драгоценных металлов, коммерческие банки, имеющие право осуществлять с ними операции, приобретают в ЦБ РФ. Также они имеют право приобретать и зарубежные монеты из драгоценных металлов, но фактически такие операции осуществляются редко на российском банковском рынке.

Операции коммерческого банка с драгоценными металлами проводятся для достижения следующих целей:

  • получения дополнительных комиссионных доходов;
  • расширения инструментов инвестирования денежных средств для клиентов банка;
  • расширения в целом линейки совершаемых операций и предлагаемых услуг, с целью повышения универсализации банка;
  • привлечения нового сегмента клиентов из числа населения, а именно коллекционеров и нумизматов.

Необходимо также отметить, что следует разделять инвестиционные и коллекционные (памятные) монеты. Коллекционные (памятные) монеты, как правило, представляют собой историческую и культурную ценность, поэтому их стоимость зависит именно от этого, а не от золотого и серебряного содержания. Стоимость инвестиционных монет зависит исключительно от содержания золота или серебра, либо платины и палладия, но это в редких случаях. При этом на практике, часто очень сложно определить, какая монета инвестиционная, а какая – коллекционная. В связи с этим ЦБ РФ установил для этого четкие критерии:

  • монеты, выпущенные тиражом менее 12 000 штук, являются коллекционными;
  • монеты, выпущенные тиражом более 12 000 штук, являются инвестиционными.

Но даже и в этом деле бывают исключения, поэтому необходимо в каждом банке уточнять, к какой категории относится данные моменты. Также необходимо понимать, что стоимость инвестиционных монет, конечно прямо зависит от стоимости драгоценного металла на биржевом рынке, из которого она изготовлена. Конечно для сохранения денежных средств инвесторами, как правило, физическими лицами, обычно в банках приобретаются инвестиционные монеты.

3. Привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; юридическим лицам счета в драгоценных металлах открываются только при наличии у них соответствующей лицензии, позволяющей осуществлять операции с драгоценными металлами.

Рассмотрим примеры банковских операций с драгоценными металлами.

Пример 1. 25.05.2014 года физическому лицу в Сбербанке был открыт обезличенный металлический счет в золоте. Курс продажи* – 1355,00 рублей за один грамм золота. Им приобретено 80 грамм золота, денежные средства в размере: 1355,00 рублей × 80,00 грамм = 108400,00 рублей внесены в кассу банка.

25.05.2017 года этим физическим лицом 80 грамм золота, со своего счета были проданы банку по курсу* 2 165,00 рублей за один грамм золота. Физическим лицом получены из кассы банка денежные средства в размере: 2 165,00 рублей × 80,00 грамм = 173000,00 рублей.

Как видно из этого примера, доход клиента (физического лица) в данном случае составляет разница между ценой фактического приобретения золота и ценой его продажи в последующем, то есть равен: 173000,00 рублей – 108400,00 рублей = 64600,00 рублей.

Отметим, что при открытии подобных счетов банк, как правило, не взимает никакой платы и никаких комиссий. Так же данные операции не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС), что значительно повышает их привлекательность для клиентов банка. Но необходимо помнить, что банк продает металл клиенту по цене продажи, а покупает обратно по цене покупки, между которыми существует значительная разница.

Пример 2. На 25.09.2018 у ПАО Сбербанк стоимость покупки и продажи драгоценных металлов (в рублях) представлена таблицей:

Институт обязательного контроля операций с денежными средствами и иным имуществом является одним из базовых элементов функционирования российской системы противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Тому, что Россия в последние несколько лет занимает лидирующие позиции в международной системе противодействия отмыванию преступных доходов, во многом способствует регулярная законодательная деятельность по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых отношений.

Остановимся на ключевых январских изменениях более подробно.

Операции с наличными

Во-первых, поправками, вступившими в силу с 10 января текущего года, внесено уточнение в части таких операций, как снятие со счета или зачисление на счет юрлица наличных денежных средств. Ранее они контролировались только в случаях, когда соответствующие действия не были обусловлены характером хозяйственной деятельности организации. Кредитные организации могли проверить характер деятельности по учредительным документам юрлица или по информации, полученной в ходе реализации программ осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов (Информационное письмо Банка России от 21 августа 2002 г. № 1, Письмо Банка России от 13 июля 2005 г. № 99-Т).

Теперь такое ограничение изъято. С указанной даты обязательному контролю подлежат все операции по снятию со счета или зачислению на счет юрлица денежных средств в наличной форме. Соответственно, кредитным организациям больше не потребуется выявлять соответствие совершаемой операции с наличными денежными средствами характеру хозяйственной деятельности компании.

Здесь стоит учитывать сентябрьские разъяснения Банка России, в которых регулятор напомнил, что обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у кредитной организации в отношении тех операций, которые совершаются ее клиентами непосредственно в такой кредитной организации. Операция же по зачислению на банковский счет клиента – юрлица или ИП, открытый в кредитной организации, посредством внесения наличных денежных средств с использованием банкомата либо в кассу стороннего банка, осуществляется в рамках операции по переводу денежных средств без открытия банковского счета (ч. 2 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"). Следовательно, указанная операция не подлежит обязательному контролю в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ (Письмо Банка России от 2 сентября 2020 г. № 12-4-4/3732 "О применении законодательства в сфере ПОД/ФТ").

Во-вторых, из перечня операций с наличными, подлежащих обязательному контролю, исключен обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

Операции по банковским счетам (вкладам)

Перечень контролируемых операций по счетам (вкладам) в банках сокращен за счет исключения:

перевода денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца;

поступления денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.

При этом контроль дополнительно распространен на операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списание их со счета (вклада) иностранной структуры без образования юрлица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня его инкорпорации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или их списание со счета (вклада) такой иностранной структуры в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия. Ранее подобный контроль проводился только в отношении юрлиц в период деятельности не более трех месяцев со дня их регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В перечне операций по банковским счетам (вкладам) сохранена без изменений операция, связанная с открытием вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме.

Иные операции с движимым имуществом

Самые многочисленные поправки претерпел перечень контролируемых сделок с движимым имуществом. В нем не только расширен субъектный состав, но и скорректировано содержание отдельных контролируемых сделок. При этом контроль сделок заменен контролем операций с движимым имуществом, хотя понятие "операция" ни в Законе № 115-ФЗ, ни в Гражданском кодексе не расшифровывается.

Кроме того, теперь наряду с выплатами физлицам под контроль попали выплаты юрлицам страхового возмещения или получение от него страховой премии. Одновременно конкретизированы виды страхования, операции в отношении которых будут контролироваться. Ранее в законе упоминалась страховая премия по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения. Теперь же имеется ссылка на подп. 1-3 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в которых перечислены следующие виды страхования:

страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.

Между тем, из-под контроля выведены операции по: получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) – контроль будет проводиться только в отношении операций по предоставлению такого имущества; переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.

Уточнены и операции, связанные с участием в азартных играх. Так, конструкцию "получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее" решено дифференцировать на три разные операции:

получение денежных средств, которые служат условием участия физлица в азартной игре;

передача или выплата физлицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

выплата, передача или предоставление физлицу выигрыша от участия в лотерее.

Операции по сделкам с недвижимостью и по гособоронзаказу

Что касается сделок с недвижимостью, то согласно поправкам с 10 января контролируются не сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а операции с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимостью. То есть теперь под контроль будет попадать не вся сделка, а лишь отдельные операции в рамках такой сделки, причем не только связанной с переходом права собственности, но и любой другой сделки с недвижимостью. Но минимальная сумма, на которую совершается операция, сохранится – речь идет о сумме, равной 3 млн руб. и более или аналогичном рублевом эквиваленте этой суммы в иностранной валюте (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Снижено пороговое значение сумм при определении операций, подлежащих обязательному контролю, в отношении операций по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, открытые для осуществления расчетов по гособоронзаказу. Это значение уменьшено с 50 млн до 10 млн руб.

Новые контролируемые операции

по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию их со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб. или более (Банк России пояснил, что контролю подлежат именно операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или их списанию при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), то есть лизинговых платежей, а не расчетов, осуществляемых в рамках обязательных и сопутствующих договоров, заключаемых для выполнения обязательств по договору финансовой аренды (лизинга);

почтового перевода денежных средств при условии, что сумма, на которую она совершается, равна 100 тыс. руб. или рублевому эквиваленту этой суммы в иностранной валюте или превышает ее;

по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, при сумме совершения данной операции, равной 100 тыс. руб. или эквиваленту этой суммы в иностранной валюте, или превышающей ее (п. 1.6-1.8 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Организации, осуществляющие указанные операции с денежными средствами или иным имуществом, теперь должны документально их фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о них не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции. Соответствующие корректировки внесены в подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Дифференцированный подход в отношении представления сведений о контролируемых операциях

Если ранее содержание п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения. Так, конкретные исчерпывающие перечни контролируемых операций, по которым требуется представление сведений, установлены для:

профессиональных участников рынка ценных бумаг;

операторов инвестиционных платформ;

страховых организаций (за исключением страховых медорганизаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере ОМС) и страховых брокеров;

организаций федеральной почтовой связи;

организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

организаторов азартных игр;

управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ;

операторов по приему платежей;

коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных;

обществ взаимного страхования;

негосударственных пенсионных фондов;

операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги связи по передаче данных.

Отметим, в своем Письме от 11 сентября 2020 г. № 12-4-4/3908 "О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ" Банк России напоминает, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю. "В целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Законом № 115-ФЗ", – указывается в документе.

Иные изменения текущего месяца

Так, с 1 января Закон № 115-ФЗ дополнен положениями о цифровой валюте и цифровых финансовых активах – в частности, для целей Закона № 115-ФЗ цифровая валюта признана имуществом (ч. 3 ст. 3 Закона № 115-ФЗ), операции с цифровыми финансовыми активами внесены в список контролируемых операций (подп. 5 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ), а операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов – в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Последние, наряду с операторами финансовых платформ уже с 10 января обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения в отношении отдельных операций (подп. 19-21 п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Прописаны особенности идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности указанными участниками финансового рынка.

Кроме того, предусмотрена обязанность операторов применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физлица в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (п. 5 ст. 7.5 Закона № 115-ФЗ).

В свою очередь, Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит нормы о сборе и использовании биометрических персональных данных, в том числе для оказания физическим и юридическим лицам любых финансовых услуг. Он закрепляет:

право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обновлять информацию о клиенте-физлице, а также о физлице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, с использованием единой системы идентификации и аутентификации с их согласия;

право кредитной организации открыть банковский счет (вклад) клиенту – юрлицу без личного присутствия его представителя в случае, если представитель такого клиента, имеющий право без доверенности действовать от имени юрлица и являющийся физлицом, был идентифицирован этой же кредитной организацией с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.

Вместе с тем, поправками предусмотрено, что отказ клиента от размещения его биометрических персональных данных в единой биометрической системе не может служить основанием для отказа ему в обслуживании. Одновременно расширен перечень условий, допускающих идентификацию кредитными организациями и другими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, клиентов при приеме их на обслуживание без личного присутствия путем установления и подтверждения достоверности сведений о них с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (п. 5.8 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Также с 30 января содержание реализуемого организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, внутреннего контроля дополнится мероприятиями по проведению в ряде случаев упрощенной идентификации клиентов – физлиц, установлению информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом. Упрощенная идентификация физлиц в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма будет предусмотрена при выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту-физлицу выигрыша на сумму менее 15 тыс. руб. Будет уточнен и порядок принятия кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) при наличии подозрений о том, что целью его заключения является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причем для последнего случая с 10 до 7 рабочих дней сократится срок рассмотрения осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом организацией документов или сведений, представленных клиентом, и оповещения его об устранении оснований, способствовавших отказу от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ).

Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, представляя законопроект с поправками в Закон № 115-ФЗ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что угрозы, связанные с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, сохраняются, поэтому важно внедрять современные, более эффективные формы борьбы с легализацией незаконных средств. Эти цели и преследовал законодатель, утверждая рассматриваемые изменения в Закон № 115-ФЗ.

В целом январские корректировки призваны оптимизировать регулирование проведения обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом с учетом существующих рисков, а также сократить регуляторную нагрузку на организации в части выполнения требований Закона № 115-ФЗ. Это должно способствовать повышению эффективности мероприятий, проводимых государством в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

При этом, как подчеркнул Росфинмониринг в размещенном на своем официальном сайте Информационном письме от 13 января 2021 года, информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, передается в Росфинмониторинг банками и иными уполномоченными организациями самостоятельно без возложения каких-либо дополнительных обязанностей на их клиентов. "В этой связи вступление в силу указанных поправок не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями", – отмечается в документе. Более того, поправки не направлены на усиление банками контроля за операциями физлиц, связанными с переводами денежных средств между ними и зачислением или снятием денежных средств с банковских счетов.

Читайте также: