Добро и зло сообщение 4 класс орксэ светская этика

Обновлено: 06.07.2024

1 Тема: "Добро и зло". 4-й класс Урок по основам религиозных культур и светской этики.

2 Цель: формирование этических и культурных ценностей у школьника. Задачи: Предметные: формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

3 Развивающие: - развивать познавательный интерес к предмету; - развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; - развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; - развивать творческие способности;

4 Воспитательные: - формировать положительное отношение к нравственным поступкам; - формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; - воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

9 Пословицы Худо жить без ласкового слова За добро добром платят Рубашка износится, а доброе дело не забудется.

11 Добро без ума. На это мудрец заметил: И добро надо делать с умом. Ум без добра плохо. Но и добро без ума не лучше. Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

12 Добрым быть совсем – совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета.

14 Поищите варианты доброго поведения в ситуациях расстроенная подруга плачет; приятель в компании беззастенчиво врёт; родители несправедливо сердятся; девочка разбила мамину любимую чашку, обвинила кошку; мальчишки играли в футбол и разбили окно; брат (сестра) надел(а) твою новую куртку, которой ты очень дорожишь.

15 Распредели слова по двум колонкам. Нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень. ДоброЗло

17 Добро Зло Нежность Забота Внимание Верность Дружба Радость Любовь Сострадание Жалость Ласка Зависть Предательство Месть Жадность Ложь Эгоизм Ненависть Трусость Лень

19 Статья 245. П 1, 2 Жестокое обращение с животными. Наказание от 6 месяцев до 2 лет. Статья 117. Истязание. Наказание от 3 до 7 лет

20 Закончи предложение: Я могу простить другого человека, если …., Мне было одиноко, когда …., Я раздражаюсь, если …, Я страдаю, когда …..

21 Спешите делать добрые дела, Пока еще не склёвана рябина, Пока береста совести бела Спешите делать добрые дела. В колесах дружбы так привычны палки, В больницах так медлительны каталки, А щель просвета так порой мала, А ложь святая столько гнезд свила. Спешите делать добрые дела.

23 Гласит легенда, в смутное то время, Воды с тех пор немало утекло, Сев на коней, слегка поправив стремя, Сражались на Земле Добро и Зло. И белого коня вперед направив, Добро открыто мчалось на врага. Но Зло, оно не соблюдает правил, Ударило ножом исподтишка. Добро едва успело увернуться, А может, ему просто повезло, С тех пор они сражаются, дерутся, И кто из них сильней, Добро иль Зло?

24 Вот, кажется, Добро уж победило, Мы воспоем победу храбреца, Но живо зло, оно лишь затаилось, Оно не умирает до конца. И что поделать, им не примириться, Никто из них не может победить. Менялись их доверенные лица, Добро и Зло – их некем заменить

26 Синквейн Слово 3 прилагательных 3 глагола Предложение Пословица

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

– Зачем столько птиц? Император ответил:

– У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – спросил император.

– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

– Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:

– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:

– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

Учитель: - Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно. В ней то, о чем мы сегодня будем говорить. Но для начала мы еще раз обратимся к тексту и ответим на некоторые вопросы:

- как называется наша притча? О чём она? (высказывания детей)

- назовите главные слова (Предположительный ответ: добро и зло)

Учитель: - Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь. (Слайд 1-2)

- Что же такое добро и что входит в это понятие?

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Вывод : К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят…

- Что такое зло ? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье. Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. (Слайд 5)

1. Работа со сказками .

- Ребята, вы любите сказки. Почему? Сейчас посмотрим, как вы знаете сказки?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проекты по Светской этике на конкурс. Этот проект самый актуальный.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 4

Выполнила Шлыкова Ульяна,

ученица 4 а класса.

Учитель Мещерякова Н.Н.

Цель проекта: формирование нравственных ценностей, представлений о добре и зле, побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

1. Понятия: добро и зло.

2. Высказывания великих людей.

3. Добро и зло в русских народных сказках.

4. Добро в поступках.

5. Правила доброты.

6. Пословицы и поговорки.

7. Творите добрые дела.

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)

Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.


С понятиями добра и зла мы чаще всего сталкиваемся в сказках.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. В сказках всегда добро побеждает зло. Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.



А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

Добро - это светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку и радость. Добро может быть маленьким и большим. Даже самое маленькое, но хорошее дело принесет кому-нибудь радость. Я думаю, что этим хорошим качеством должен обладать каждый человек. Для кого-то добро - это помочь другу с уроками, для кого то - спасти кого-нибудь. Для меня добро - это всем помогать, кормить птиц, ухаживать за животными. Даже если вы помогли старушке перейти дорогу - это тоже большое добро. Если ты сделаешь кому-нибудь добро, то оно, рано или поздно, обратно к тебе возвратится. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать людям.
Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких-либо расчетов на личную выгоду.


Правила доброты.

Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

Прощать ошибки других.

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет.

Не обманывай друга.

Относись к другу как к себе.

Умей признавать свои ошибки.


Пословицы и поговорки.

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

Добро – не лихо, ходит тихо.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброе смолчится, худое молвиться.

Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок.

Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь.

Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит

От добра – добра не ищут.

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово – половина счастья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Доброе слово и кошке приятно.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому способствуют моральные и этические нормы, действующие как в обществе, так и в сознании каждого человека. Совершать злые поступки – значит, проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или подлость улыбнуться или даже в трудную минуту помочь своему обидчику. Поэтому в мире добро всегда побеждает зло.

Нужно стараться никому не делать плохого, не причинять зла, которое может вернуться назад, а совершать хорошие поступки и учить этому других. И тогда добро окончательно победит зло!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Детские песни vol.2 - Дорога добра.mp3

Выбранный для просмотра документ Конспект урока по предмету.doc

hello_html_m6e8922b3.jpg

4 класс

(урок первый).

Цель: Способствовать формированию понятий о добре и зле.

формировать умение правильно оценивать себя и других, давать оценку поступкам с точки зрения добра и зла;

воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы: метод выразительного исполнения(стихи),проблемно - поисковый; репродуктивный.

Основные термины и понятия: добро, доброта, зло.

Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

- Добрый день, дорогие ребята!

Итак…, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

Самоопределение деятельности.

-Ребята, о чем эта песня?

-Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

-А кто назовет антоним к слову добро?

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

Что мы должны сегодня узнать? Для чего?

- Добро и зло - это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. (слайд 4)

Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 5)

Подготовка к изучению нового

Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?

Послушайте такую притчу.

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты. ”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений бездыханных собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок. и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

-Подумайте, ребята, и скажите, в ком в этой притче вы увидели образ зла, а в ком образ добра?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?

Изучение нового.

-Ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем.

Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.

-Так что же такое есть добро? (рассуждения детей).

-А что же такое зло?(рассуждения детей). Найдите определение в учебнике (стр.41).

Самостоятельная работа.

Сейчас вы будете работать в группах.

Нарисуйте условное изображение лица человека. Подумайте, что в лице человека говорит о его доброте, зле?( первая группа изображает злого человека, вторая группа – доброго)

Первичное закрепление .

Работа в группах:

Выросли однажды 2 дерева: одно дерево Добра, а другое дерево Зла (слайд 8)

(У каждой группы такие деревья)

Подумайте, какие слова относятся к вашему понятию о добре и зле. Запишите их на листочки и поместите листочки на деревья.

Как вы думаете чего на земле больше - добра или зла? (высказывания детей). Определить это нам помогут чаши весов.

- Ребята, добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.

Закрепление.

- Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. (слайд 11-14 ) Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

-Ребята, как вы думаете, что ответил старый индеец? ( предположения учеников)

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Беседа по содержанию:

- Какую жизненную истину открыл внуку старый индеец?

-Как вы думаете, в притче идёт речь о реальных волках?

- Какова мораль притчи?

-Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

(читает учащийся)

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Работа со сказками (по группам)

Все вы любите сказки. Вы конечно знаете, что в них встречаются и добрые герои, и злые. Я буду читать стихотворения о сказочных героях. Вы должны отгадать, что это за сказочный герой, добрый он или злой, объяснить своё мнение.

(слайд 15-22)

Создание проблемной ситуации

-Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?

-Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.

-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Чем больше добра вы сделаете другим, тем больше получите сами.

Ресурсный круг

-А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. Поделитесь добротой.

Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

-Ребята, а теперь встречайте гостя.

- Давайте с сегодняшнего дня начнём заполнять это дерево теми добрыми делами, которые будет совершать ваш класс в дальнейшем. А в конце учебного года посмотрим, выросло ваше дерево или завяло.

Вы ещё дети, но впереди вас ждут славные добрые дела. Вы сделаете нашу планету Земля красивой и доброй. Что вы можете сделать, чтобы наша планета была прекрасной?

Читайте также: