Диалог сообщение пример из литературы

Обновлено: 02.07.2024

В своей новой статье Светлана Иванаускайте рассказывает о целевом предназначении диалогов, иллюстрируя их рядом примеров из классической, хорошо нам всем знакомой литературы.

Зачем нужен диалог? Странный вопрос, не правда ли? Однако порой поражаюсь количеству непонятно зачем написанной болтовни. Именно этот грустный факт подтолкнул меня на мысль написать эту статью.

Сейчас я вам расскажу для каких целей используется диалог в литературном произведении или сценарии. Естественно желательно совмещать несколько целей, но это уже зависит от мастерства автора. Главное, чтобы диалог выполнял хоть одну описанную функцию.

1-я цель

Познакомить читателя с персонажами – это их прошлое и настоящее, характеры, статусы, задачи в истории.

Портрет героя – это не только описание внешности и предыстории. Также очень хорошо, если автор показывает персонаж через диалог. Добиться этого можно при помощи диалога с другим персонажем, который отличается по поведению и мировоззрению. Таким образом, в репликах можно ярко представить обоих.

Конечно существует множество способов показать героя через диалог, возможно когда-нибудь разберем это в отдельной статье.

− Разрешите мне присесть? − вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

− Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? − спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.

− Нет, вы не ослышались, − учтиво ответил Берлиоз, − именно это я и говорил.

− Ах, как интересно! − воскликнул иностранец.

"А какого черта ему надо?" − подумал Бездомный и нахмурился.

− А вы соглашались с вашим собеседником? − осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.

− На все сто! − подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально.

− Изумительно! − воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: − Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? − он сделал испуганные глаза и прибавил: − Клянусь, я никому не скажу.

(М. Булгаков “Мастер и Маргарита”)

2-я цель

Рассказать об обстановке, ситуации, явлении.

Допустим у вас постапокалипсис. Вам не хочется в лоб рассказывать: “В 3478г началась война и все погибли”. Вы хотите показать все это через диалог. Это возможно и даже было бы очень круто.

Они прошли еще немного. Вдруг девушка спросила:

– Правда ли, что когда-то давно пожарники тушили пожары, а не разжигали их?

– Нет. Дома всегда были несгораемыми. Поверьте моему слову.

– Странно. Я слыхала, что было время, когда дома загорались сами собой, от какой-нибудь неосторожности. И тогда пожарные были нужны, чтобы тушить огонь.

Он рассмеялся. Девушка быстро вскинула на него глаза.

– Почему вы смеетесь?

– Не знаю. – Он снова засмеялся, но вдруг умолк. – А что?

– Вы смеетесь, хотя я не сказала ничего смешного. И вы на все отвечаете сразу. Вы совсем не задумываетесь над тем, что я спросила.

(Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”)

3-я цель

Задать тон истории (юмористической она будет, ироничной, серьезной или страшной).

Об этом стоит помнить, если вы пишите историю в каком-нибудь заданном настроении или жанре. Чтобы не смущать читателя серьезными размышлениями в комедии или жаргонными словами в пафосном фэнтези про Средневековье.

- Хорошее лето стоит, - завязывал Бретшнейдер серьезный разговор.

- А всему этому цена - дерьмо! - ответил Паливец, убирая посуду в шкаф.

- Ну и наделали нам в Сараеве делов! - со слабой надеждой промолвил Бретшнейдер.

- В каком "Сараеве"? - спросил Паливец.- В нусельском трактире, что ли? Там драки каждый день. Известное дело - Нусле!

- В боснийском Сараеве, уважаемый пан трактирщик. Там застрелили эрцгерцога Фердинанда. Что вы на это скажете?

- Я в такие дела не лезу. Ну их всех в задницу с такими делами! - вежливо ответил пан Паливец, закуривая трубку. - Нынче вмешиваться в такие дела - того и гляди сломаешь себе шею. Я трактирщик. Ко мне приходят, требуют пива, я наливаю. А какое-то Сараево, политика или там покойный эрцгерцог - нас это не касается. Не про нас это писано. Это Панкрацем пахнет.

(Гашек Я. “Похождения бравого солдата Швейка во время Мировой войны”)

4-я цель

Заинтриговать, развить конфликт, напустить туману и внести элемент тайны.

С этим лучше не увлекаться, так как можете скатиться в разговоры ни о чем. Но в умелых руках, опять же может получиться увлекательный разговор.

В пример привожу отрывок из готического романа. Такие реплики могут показаться современному читателю слишком долгими, нудными и прочее. Но ознакомиться, мне кажется, и с таким видом литературы стоит. Хотя бы из-за специфической вязкой атмосферы.

Сэр Филип погрузился в раздумья, из которых его через несколько минут вывел барон, осведомившись, не желает ли он поделиться плодами своих размышлений.

— Всенепременно, — был ответ, — ибо вы вправе узнать их. И вот о чем я думал: чем больше наши потери, тем больше мы должны лелеять то, что удалось сохранить, и стараться возместить утраченное. Милорд, мне весьма понравился юноша, которого вы зовете Эдмундом Туайфордом. У меня нет ни детей, ни иных наследников, мне не на кого излить мою любовь. Многие желали бы снискать вашу милость, я же смогу позаботиться об этом многообещающем юноше не в ущерб другим. Отдайте его мне!

— Быстро же ему удалось завоевать вашу благосклонность, — заметил барон.

— Признаюсь вам, — сказал рыцарь, — первое, что в нем тронуло мое сердце, барон, это сильное сходство с человеком, который был моим дорогим другом, — сходство и в облике, и в манерах. Своими достоинствами он заслужил более высокое положение, если вы уступите его мне, я усыновлю его и введу в свет как своего родственника. Что вы скажете на это?

— Сэр, — ответил барон, — ваше желание благородно, а я слишком привязан к молодому человеку, чтобы стать помехою его благополучию. Правда, я намеревался сам обеспечить его будущность, но, вверив его вам, я сделаю для него больше, ибо ваши великодушие и расположение, не ограниченные другими обязательствами, со временем, возможно, позволят Эдмунду достичь наивысшего положения, какого он только заслуживает. У меня лишь одно условие: он должен сам сделать выбор, ибо, если он не захочет оставить мой дом, я не стану принуждать его.

— Вы рассудили верно, — согласился сэр Филип. — Я и сам не взял бы его на других условиях.

(Клара Рив “Старый английский барон”)

5-я цель

Продвинуть сюжет вперед и рассказать о том, что будет дальше.

Это, пожалуй, самая простая и очевидная цель.

— Эх, бедняга! — посочувствовал он, узнав о моих бедах. — Ну, и что же вы поделываете теперь?

— Ищу квартиру, — ответил я. — Стараюсь решить вопрос, бывают ли на свете удобные комнаты за умеренную цену.

— Вот странно, — заметил мой спутник, — вы второй человек, от которого я сегодня слышу эту фразу.

— А кто же первый? — спросил я.

— Один малый, который работает в химической лаборатории при нашей больнице. Нынче утром он сетовал: он отыскал очень милую квартирку и никак не найдет себе компаньона, а платить за нее целиком ему не по карману.

— Черт возьми! — воскликнул я. — Если он действительно хочет разделить квартиру и расходы, то я к его услугам! Мне тоже куда приятнее поселиться вдвоем, чем жить в одиночестве!

Молодой Стэмфорд как-то неопределенно посмотрел на меня поверх стакана с вином.

— Вы ведь еще не знаете, что такое этот Шерлок Холмс, — сказал он. — Быть может, вам и не захочется жить с ним в постоянном соседстве.

— Почему? Чем же он плох?

— Я не говорю, что он плох. Просто немножко чудаковат — энтузиаст некоторых областей науки. Но вообще-то, насколько я знаю, он человек порядочный.

— Должно быть, хочет стать медиком? — спросил я.

— Да нет, я даже не пойму, чего он хочет. По-моему, он отлично знает анатомию, и химик он первоклассный, но, кажется, медицину никогда не изучал систематически. Он занимается наукой совершенно бессистемно и как-то странно, но накопил массу, казалось бы, ненужных для дела знаний, которые немало удивили бы профессоров.

— А вы никогда не спрашивали, что у него за цель? — поинтересовался я.

— Нет, из него не так-то легко что-нибудь вытянуть, хотя, если он чем-то увлечен, бывает, что его и не остановишь.

(Дойл Артур Конан "Шерлок Холмс")

6-я цель

Напомнить читателям о важных деталях из того, что уже случилось.

— Что происходит на свете? — А просто зима
— Просто зима, полагаете вы? — Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.

— Что же за всем этим будет? — А будет январь,
— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.

— Чем же все это окончится? — Будет апрель.
— Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.

— Что же из этого следует? — Следует жить,
шить сарафаны и легкие платья из ситца.
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю, что все это следует шить.

Следует шить, ибо, сколько вьюгё не кружить,
нёдолговечны ее кабала и опала.
Так разрешите же в честь новогоднего бала
руку на танец, сударыня, вам предложить!

Месяц серебряный, шар со свечою внутри
и карнавальные маски — по кругу, по кругу.
Вальс начинается. Дайте ж, сударыня,
и — раз-два-три, раз-два-три,
раз-два-три, раз-два-три.

3). Морис Метерлинк. Синяя птица (Действие первое. Картина первая. Диалог детей Тильтиль и Митиль)
- Что я вижу. Мама забыла потушить лампу. Знаешь что.
- Давай встанем.
- Нам это не разрешается.
- Да ведь никого нет. Ты видишь ставни.
- Ой, как они светятся.
- Это праздничные огни.
- А у кого праздник?
- Напротив, у богатых детей. У них елка. Мы сейчас откроем ставни.
- А разве можно?
- Конечно, можно, раз мы одни. Слышишь - музыка. Вставай!

4). А. С. Грибоедов. Горе от ума. (Действие II. Явление 9. Диалог Фамусова и Чацкого)

- Здорово, друг, здорово, брат, здорово!
Рассказывай, чай у тебя готово
Собранье важное вестей?
Садись-ка, объяви скорей!


Задание ЕГЭ с использованием монолога:

Встречается и в заданиях на соответствие (№4), и в одиночных вопросах.


  • Явление 13 начинается с развернутого высказывания Чацкого. Как называется эта форма организации сценической речи?


Примеры использования автором монолога:

Диалог


Диалог — это обмен репликами персонажей, одна из форм организации речи. Характеризует говорящих героев и способствует развитию сюжета.

Задание ЕГЭ с использованием диалога:



Примеры использования автором диалога:

— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!

Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.

— Давит, аж рука занемела… Нет, погоди!

Актёр. Идем, старик… я тебе продекламирую куплеты…

Актёр. Стихи, — понимаешь?

Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то.

Бобчинский выглядывает в дверь и с испугом прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу.

Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казённого жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои: это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Слово “диалог” всеобъемлюще применяется по существу во всех сферах жизни: в теории коммуникации (когда люди узнают тайны общения), в философии, социологии, культурологии, политике, педагогике, журналистике, литературоведении и художественной литературе.

Этот термин появился не вчера: за ним стоит широкая традиция, идущая корнями в древнейшие времена.

По-видимому, диалог как метод поочерёдного получения и воспроизведения информации обо всём сущем покоится в основе мироустройства. Попробуем узнать побольше об этом уникальном явлении.

Диалог — это…

Виды диалога

Что такое Диалог?

Выделяют следующие разновидности:

  • равноправный диалог;
  • структурированный диалог;
  • диалог в вопросах.

При равноправном диалоге стороны выступают в равных долях, и их мнение имеет одинаковую ценность. К равноправному диалогу стремятся дипломатические послы крупных мировых держав.

Но куда лучше ситуация, когда они настроены на структурированный диалог, который является основой миротворческих миссий.

Диалог в вопросах нередко встречается в поэтической речи, характерен для восточной лирики, творчества латиноамериканских писателей.

Например, на круглом столе, посвящённом защите окружающей среды в крупных промышленных городах России, хорошо было бы не просто поговорить о серьёзности проблемы, а принять чёткие решения, направленные на её немедленное решение.

Руководитель совещания имеет право призвать участников к конструктивному диалогу.

Диалоги в литературе

В литературе диалогом называется разговор героев друг с другом, устная или письменная речевая структура, посредством которой происходит обмен мнениями, взглядами на мир.

Мы видим, как общаются между собой персонажи, и, исходя из этого делаем вывод об их характерах, отношению друг к другу. Диалог – важная часть общей портретной характеристики персонажа.

Из трёх родов литературы диалог наиболее важен для драмы. Он является её структурообразующим элементом.

В самом деле, трудно представить пьесу, в которой герои не общаются. Даже если они не разговаривают, на сцене разворачивается живое действие, участники которого определённым образом реагируют друг на друга, взаимодействуют.

Актёры используют для этого жесты, мимику, элементы танца, режиссёр-постановщик даёт подсказки зрителю с помощью декораций, освещения, предметного ряда. Разговор глухонемых – это тоже диалог, но он невербальный (что это значит?), то есть эмоции, мысли и чувства в нём выражены без помощи слов.

В драме диалог – это основа сюжета, его двигатель. В эпосе и лирике диалоги героев также служат для ускорения действия.

Примеры в литературе

Отвечай мне по правде, по совести,

Вольной волею или нехотя

Ты убия насмерть мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?

Диалог – это основа мышления (внутренний диалог), всех процессов, связанных с познанием мира.

А ещё это умение общаться, то есть не только говорить от первого лица, но и внимательно слушать, что сообщает тебе собеседник.

Это почтительное отношение ко всем, кто живёт на планете, и умение договариваться с ними, бесконечно познавая что-то новое и радуясь своим открытиям.

Читайте также: