Детские образы в народных сказках сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Статья посвящена исследованию педагогического значения детских пер — сонажей в русских народных сказках. В первой группе сказок дети пред — стают как носители необыкновенных способностей, с помощью кото — рых они помогают взрослым. Во второй группе сказок детей обижают отрицательные персонажи, которые получают в конце повествования справедливое возмездие. В третьей группе сказок дети проходят через нравственное и физическое испытание, в ходе которого исправляются. Ключевые слова: русская народная педагогика, русская народная сказка о детях.

Как известно, русские народные сказ — ки являются любимым средством русской народной педагогики, поэтому они широ — ко используются в целях воспитания и обучения. Особенно значимым педагоги — ческий эффект воздействия сказочного сюжета на маленьких слушателей стано — вится в том случае, когда главными геро — ями сказки оказываются дети.

В собрании народных русских сказок А. Н. Афанасьева в качестве главных пер — сонажей нередко действуют дети. По — скольку в сказках всегда описываются необычные, чрезвычайные обстоятель — ства, то оказавшиеся в них дети обычно переживают трудные и даже смертельно опасные ситуации. Сказочные сюжеты с детскими персонажами всегда привлека — ют внимание детей-слушателей сказок, способствуют приобретению опыта вы — живания в экстремальных условиях, предостерегают от дурных поступков.

С другой стороны, сказки с участием детей часто повествуют о преследова — нии ребенка взрослыми отрицательны — ми персонажами или сверхъестествен — ными существами. Жестокое отношение к детям рассматривалось традицией русской народной педагогики как недо — пустимое. Сказочный сюжет всегда вы — страивается на традиции доброго отно — шения к детям, и поэтому сказка неиз — менно завершается наказанием тех, кто причинил зло ребенку.

Эти три сюжета с участием детей в русской народной сказке являются пре — обладающими. Рассмотрим все эти сю — жетные линии подробнее.

Традиционное отношение к детям в русской народной педагогике было осо — бенным, заботливым и добрым, что воспринималось всеми как образец для подражания. Доброе отношение к детям объяснялось тем, что ребенок в русской народной педагогике воспринимался как дар Божий [5], как ангельская душа, спустившаяся из райских садов и вопло — тившаяся в земной семье. В соответ — ствии с этими народными представле — ниями, младенец в первые семь лет жизни мог обладать чудесными, ангель — скими, способностями [6], такими, как ясновидение, телепатия, понимание языка птиц и зверей и др. В сказках с помощью таких способностей ребенок помогает родителям и другим взрослым, защищает близких от опасностей и обеспечивает их благополучие, сам до — бивается жизненного успеха.

Важно отметить, что эти удивитель — ные способности в большинстве случаев исчезают с переходом ребенка в отроче — ство (используя современную терминоло — гию, после прохождения ребенком кризи — са непосредственности в 7 лет). Ограни — чение времени обладания этими способ- ностями обусловлено не только адапта — цией младенца к условиям земной жизни, но и тем, что взрослый человек может использовать такие способности в дур — ных целях. Со своей стороны, младенец с уникальными способностями никогда не использует их во зло, но с радостью по — могает другим людям.

– отцу или матери, и просят рассудить их.

Интересно разрешение птичьего спора королем, который дал ответ о принадлежности вороненка. Решение короля, как и следовало ожидать в пат — риархальном обществе, оказалось в пользу отца-ворона.

При этом людям, несколько лет наблюдавшим за птицами, и в голову не приходило, что те, как разумные суще — ства, просят о помощи. Птицы затем и прилетели к дворцу, чтобы король, ко — торый по своему положению традици — онно разрешал споры подданных, рас — судил их. При этом птицы не сомнева — лись, что среди людей найдется тот, кто понимает их язык (следовательно, такие знания, хотя и редко, но встречаются среди людей).

Такое поведение птиц, долго спо — ривших о том, кому принадлежит их единственное детище, резко контрасти — рует с поведением родителей Василия, которые, наоборот, бросили его на про — извол судьбы. Причиной такой жесто — кости стало то, что им не понравилась расшифровка сыном соловьиного пения

На фоне любви птиц к своему дети — щу особенно прискорбным выглядит поступок родителей необыкновенного мальчика, который нельзя рассматри- вать иначе, чем преступление, ведь они отправили единственного сына в утлой лодчонке в море, практически на вер — ную смерть. Такое поведение родителей Василия не имеет никакого разумного объяснения, поскольку, с точки зрения народных представлений о судьбе [4:

151–157], все предпринятые родителями меры предосторожности никоим обра — зом не могли изменить предначертанно — го свыше (уж если Господь по Своему Промыслу наградил Василия таким да — ром, то и спасет его от напрасной смер — ти). Кроме того, поведение родителей совершенно не вписывается в то, тради — ционное доброе, отношение к детям в русской народной педагогике, о кото- ром мы уже упоминали.

Анализируя поведение родителей Ва — силия, с точки зрения православной тра — диции русской народной педагогики, назовем те их пороки, которые очевид — ным образом проявились в этой ситуа — ции: безжалостность, безнаказанность, безответственность, безрассудство, бес — печность, бессмысленность, бесстыдство, брезгливость, властолюбие, враждеб — ность, гневливость, греховность, гру — бость, дерзость, жестокость, зависть, за- носчивость, зложелательство, коварство, лживость, мстительность, мятежность, настойчивость, независимость, обидчи — вость, опасливость, осуждение, подозри- тельность, поспешность, самонадеян-

ность, самоуверенность, своеволие, тру-

сость, убийство, уныние и др. [3: 92–167].

При этом родителями для воздей — ствия на сына был совершенно непра — вомерно использован метод из группы методов наказания в русской народной педагогике (лишение жизни), поскольку никаких проступков, требующих нака- зания, Василий не совершил.

Как и полагается, сказка заверши — лась точным исполнением предсказания Василия о его грядущей славе и служе — нии ему родителей.

В другой русской народной сказке

Разгадчиком снов стал вдовий сын,

Позднее, уже перед купцом Асоном, заинтересовавшимся необыкновенным ребенком, мальчик продемонстрировал

Жадный и злой Асон задумал изба — виться от мальчика, чтобы сохранить свои сокровища. Для этого он приказал повару зарезать ребенка, вынуть из него печень да сердце и приготовить к обеду (в соответствии с народными мифологи — ческими представлениями, он полагал, что именно в этих органах содержатся необыкновенные способности, которые купец хотел заполучить таким людоед — ским способом). Однако мальчик (опять же с помощью ясновидения) узнал об этих злодейских намерениях, уговорил повара не губить человеческую душу и подсказал, как обмануть хозяина.

Последним подвигом мальчика в сказке стало разгадывание сна короля, после чего сбылось предсказание петуха

Эта сказка также основывается на распространенных в русской народной традиции взглядах о фатальности судьбы, которую невозможно изменить, как бы этого ни хотелось людям, случайно полу — чившим знание о грядущем. В соответ — ствии с этими представлениями все пред — сказания и этого чудесного мальчика ис — полняются в полном объеме.

Русские народные представления о том, что дети обладают сверхъестествен — ными способностями отражено и в сказке

«Царь созвал со всего царства бояр и дум — ных людей, показывает их мальчику: не признает ли он кого за отца? Нет, мальчик молчит, никого отцом не обзывает. Прика — зал царь нянькам и мамкам нести его по всем дворам, по всем улицам и казать вся — кого чина людям – и женатым и холостым.

он все молчит. Подошли, наконец, к

Острый ум и даже мудрость, кото — рыми наделены некоторые младенцы, как уже отмечалось, рассматривались в русской народной педагогике как чу — десные дары Божии. Мудрые дети легко разгадывали хитрые загадки, предло- женные царем их родителям для разре — шения спора.

Еще одним Божиим даром для мла-

денца становится его счастье [4: 157–

«По моему прошенью, по Божьему изво-

сыплются розовые цветы, а как заплачет

Само распределение драгоценных украшений по телу младенца также обу — словлено представлениями русской народной педагогики о том, что верхняя часть тела – чистая (там – золотые руки, на груди и голове – звезды, солнце и ме — сяц, из уст сыплются розы, а из глаз – жемчуг), а нижняя часть – менее чиста (серебряные ноги), и только в одной сказ — ке встречается исключение из этого пра — вила (золото – внизу, серебро – наверху).

Другими опознавательными знаками чудесного младенца в сказках служат его быстрый рост и раннее появление речи (как известно, высокий интеллект обнаруживается преимущественно че — рез хорошо развитую речь). Это не — обыкновенно быстрое развитие ребенка обусловлено теми сверхзадачами, ради решения которых он и пришел в этот мир. Как правило, чудесный мальчик немедленно принимается устранять не — справедливость, допущенную врагами по отношению к его матери.

Подтверждением того, что к детям в русской народной педагогике относи — лись как к существам, наделенным чу — десными способностями, является и пристальное внимание взрослых к сло — вам ребенка. Так, повсеместно счита — лось, что «устами младенца глаголет

Следует отметить, что вышепере — численные необыкновенные духовные и физические способности детей из рус — ских народных сказок могут послужить хорошим профилактическим средством для тех современных родителей, кото — рые безосновательно полагают, что их ребенок – самый чудесный.

Поскольку, как уже отмечалось, в сказках всегда повествуется о событиях чрезвычайных, редко встречающихся в повседневной жизни, то жестокое об — ращение отрицательных персонажей с детьми подтверждает несоответствие такого поведения традиции русской народной педагогики.

Мачеха в таких сказках наказывается не только потому, что она творила дур — ные дела, но и потому, что она не испол — нила своих священных обязанностей по отношению к сиротам, которым она, вступив в брак с их отцом, должна была заменить утраченную родную мать.

С другой стороны, мифологические существа в сказках нападают на детей лишь в тех случаях, когда нарушаются правила поведения, в первую очередь, послушание, которое всегда рассматри — валось в русской народной педагогике как главная детская добродетель. Следо — вательно, несмотря на свое противостоя — ние миру людей, мифологические суще — ства не имеют власти над ребенком, если тот действует в соответствии с нрав — ственной традицией русской народной педагогики. Если же ребенок совершал безнравственный поступок, он оказывал — ся во власти сверхъестественных злых существ. Такие сказочные сюжеты для многих поколений детей служили серьез — ным предостережением против безнрав — ственного поведения.

стала от подружек, заблудилась в лесу и попала в плен к медведю.

Однако во всех случаях, как и полага — ется в сказке, ребенок сам или с помощью волшебных помощников счастливо спа — сается от опасного персонажа, избегая, казалось бы, неминуемой смерти. В сказ — ках путь героев к освобождению из вра — жеского плена или из плена чужого обли — чья весьма труден, дети проходят трудное испытание (распространенный метод русской народной педагогики в сказках), оказываются на волосок от смерти, но проявляют многочисленные добродетели, тем самым, подтверждая свое восхожде — ние к нравственности, а, следовательно, и

висимости, с которыми она отказывалась принять предлагаемые ей волшебными помощниками кушанья) и др. [3: 92–188].

Таким образом, подводя некоторые итоги нашего рассмотрения образов де — тей и их педагогического значения в рус — ских народных сказках, можно сделать следующие выводы. Детские персонажи достаточно часто встречаются в русских народных сказках, и все случаи их при — сутствия можно разделить на три боль — шие группы. Во-первых, ребенок рас — сматривается в соответствии с традицией русской народной педагогики как носи — тель чудесных способностей, с помощью которых он помогает своим родителям и другим взрослым. Кроме того, некоторые дети с самого рождения выделяются сво — ей необыкновенной красотой, быстрым ростом и ранним появлением речи. Во второй группе русских народных сказок ребенок оказывается наименее защищен — ным членом общества, чем и пользуются отрицательные сказочные персонажи (Баба Яга, ведьма, мачеха и др.). Такие персонажи, игнорирующие традицию доброго отношения к детям в русской народной педагогике, в конце сказки все — гда получают заслуженное наказание, чаще всего – лишение жизни. В третьей группе сказок мифологические персона — жи, противостоящие детям, появляются тогда, когда ребенок нарушает нрав — ственные правила и нормы поведения. В случае осознания своей ошибки и ис — правления ребенок благополучно прохо — дит опасное испытание и возвращается домой освободившимся от пороков побе — дителем. Сказки с детскими персонажами всегда рассматривались в русской народ — ной педагогике как наиболее эффектив — ное, доступное и привлекательное сред — ство воспитания и обучения маленьких слушателей.

Реферат ученицы 6 класса содержит размышления на тему благочестия в русской литературе, а именно в сказках.

ВложениеРазмер
russkie_narodnye_skazki.docx 15.23 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа.

Реферат на тему:

Руководитель: Сарычева Т. А.

Русские народные сказки – кладезь мудрости. Русские сказки проповедуют добро, всегда противопоставляя добру зло. Что касается человеческих качеств, то можно сказать, что наиболее ценными качествами являются открытость, искренность, прямолинейность, желание помогать друг другу.

В сказочной форме рассказывают о важных вещах. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы: детские благочестивые персонажи часто встречаются в русских народных сказках. Если даже герой нарушает нравственные правила и нормы поведения в начале сказки, то в конце, осознавая свои ошибки, ребенок благополучно преодолевает опасные испытания и становится благочестивым и добродетельным.

Я думаю, что в любом возрасте полезно читать сказки, хоть в сотый раз, и вспоминать мудрость, которую русский народ за много веков накопил в своей памяти.

Детские образы-типы в русских волшебных и новеллистических сказках

Содержание к диссертации

Глава 1. Историко-этнографические корни детских образов волшебных и новеллистических сказок (обобщение разысканий) 17

Глава 2. Детские образы-типы в русских волшебных и новеллистических сказках (системный анализ) 50

2.1. Сюжетная и композиционная обусловленность детских образов типов. Взаимосвязь конкретного содержания сюжета сказки и тендерной идентификации детского образа-типа. Сословное и имущественное положение как типологическая характеристика детских персонажей 50

2.2. Специфика рождения, мотив роста не по дням, а по часам. Проблема лидера в сюжетах с несколькими персонажами (в том числе близнецами) 58

2.3. Обусловленность внешней характеристики персонажа. Специфика номинации и предметной детализации 78

2.4. Поведенческие характеристики детских образов-типов 114

2.5. Функции детских образов-типов в сказках. Система персонажей 148

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема сказочного героя является одной из центральных в сказковедении. Функционирование детских образов в сказках, в целом определяясь общефольклорными эстетическими закономерностями, предполагает ряд отличительных особенностей. Вопрос о сущности и своеобразии детского образа-персонажа в русских волшебных и новеллистических сказках не исследован в достаточной мере.

Целью исследования является установление закономерностей типологической общности, выявление семантико-стилистического многообразия и принципов художественного воплощения детских образов в русских волшебных и новеллистических сказках. Цель исследования предполагает решение следующих задач:

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т.1-3. - М., 1865-1869 (переиздание: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. - М., 1995); Буслаев Ф. И. Славянские сказки. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Т. I. СПб, 1861; Пропп В.Я. Морфология сказки. - Л., 1928 (второе изд.: М., 1969); Он же. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946 (последующие изд.: Л., 1986; СПб., 1996; М., 2000); Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. - М., 1958; Он же. Миф и историческая поэтика фольклора. - М., 1977; Зуева Т.В. Восточнославянские волшебные сказки. - М., 1992; Она же. Волшебная сказка. М., 1993; Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. - М., 1984; Он же. Теория фольклора: Курс лекций. - М., 2004; Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: Учеб. пособие для вузов. - М„ 2004; Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб, 2003; Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX в.: Половозрастной аспект традиционной культуры.- Л., 1988; Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки. II Структура волшебной сказки. - М., 2001.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - M., 1989; Фрэзер Дж.Д. Золотая ветвь. - М., 1983; Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. - М., 2002; Ленц Ф. Образный язык народных сказок. - М„ 1999; Франц (фон) М.-Л. Психология сказки: Толкование волшебных сказок. Психологический смысл искупления в волшебной сказке. - СПб., 1998..

Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Сост.: Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П.Кабашников, Н.В.Новиков.-Л., 1979. (Далее: СУС).

обобщить научные разыскания российских и зарубежных исследователей в области сравнительно-исторического рассмотрения генезиса и эволюции детских образов в сказках;

посредством анализа конкретного содержания сюжетов и сюжетных вариантов сказок выявить, систематизировать и охарактеризовать основные типологические разновидности детских образов;

исследовать закономерности функционирования детских образов-типов как значимых компонентов сюжетов, охарактеризовать принципы их идейно-художественного воплощения;

установить специфику жанровой обусловленности типологических характеристик детских образов в сказках.

Методология и методика исследования. Для решения конкретных исследовательских задач использованы следующие методы: историко-генетический анализ детских образов волшебных и новеллистических сказок от мифологических истоков до ; формирования типологических разновидностей (обобщение разысканий); сравнительный анализ детских образов путём индуктивного рассмотрения конкретного содержания сюжетных типов и вариантов сказок; системный анализ детских образов-типов в конкретных сюжетных типах и вариантах сказок; герменевтическое постижение и истолкование смысла типологических характеристик детских образов в контексте конкретного содержания сюжетов; статистическая обработка результатов количественного сопоставления типологических характеристик, устойчиво повторяющихся в сюжетных типах и вариантах сказок.

Положения, выносимые на защиту:

Детский образ как персонаж русских сказок, в соответствии с жанровой установкой и конкретным содержанием сюжета, имеет 24 типологические разновидности в волшебных и 7 разновидностей в новеллистических сказках.

Типологическая характеристика детских образов совмещает объективные признаки, реализуемые во всех рассмотренных нами сказках, и субъективные признаки, свойственные конкретному персонажу в сюжете. К объективным признакам мы отнесли: жанровую, сюжетную и композиционную обусловленность, тендерную идентификацию, сословно-имущественные характеристики. Комплекс субъективных признаков включает: специфику рождения и реализацию сопутствующих этому мотивов, внешнюю характеристику, номинацию, вещный мир, поведенческие характеристики, функции, систему персонажей.

Дифференцирующую роль в отборе признаков, характеризующих детские образы в сказках, играет гендерная идентификация . В соответствии с конкретным содержанием сюжетов, актуальны тендерные типы: мальчик (44% волшебных и 72% новеллистических сказок), девочка (19% волшебных сказок и 14% новеллистических), мальчик и девочка (36% волшебных и 14% новеллистических сказок), гендерно не дифференцируемый персонаж (1% волшебных сказок). Доминирующим тендерным типом является мальчик. Ему наиболее

Недифференцированность гендерных характеристик - признак несамостоятельности персонажа, сопровождаемый несоответствием социальным нормам, отсутствием важных типологических проявлений, узостью системы персонажей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения (5 таблиц и 23 диаграммы, наглядно отображающие главные результаты исследования; комментарий).

Сюжетная и композиционная обусловленность детских образов типов. Взаимосвязь конкретного содержания сюжета сказки и тендерной идентификации детского образа-типа. Сословное и имущественное положение как типологическая характеристика детских персонажей

Специфика рождения, мотив роста не по дням, а по часам. Проблема лидера в сюжетах с несколькими персонажами (в том числе близнецами)

Системное исследование типологических разновидностей детских образов в волшебных и новеллистических сказках предполагает решение ряда существенных проблем. Задачи главы: рассмотрение конкретного содержания сюжетных типов и вариантов, выявление сюжетно значимых детских образов; определение композиционной обусловленности мотивов, содержащих детские образы-типы; выявление, исследование, систематизация и сопоставление существенных типологических характеристик детских образов в волшебных и новеллистических сказках.

Цель исследования и описания типологических особенностей детских образов - воссоздание полной картины функционирования детских образов-типов в русских волшебных и новеллистических сказках.

Поведенческие характеристики детских образов-типов

Функции детских образов-типов в сказках. Система персонажей


Русские народные сказки – это значительный элемент национальной истории, через призму которого можно рассмотреть не только народ, как целостное образование, но и его отдельные стороны. Веру в добро и зло, справедливость, семейные устои, религиозные воззрения, осознание собственного места в окружающем мире. Русская народная сказка всегда несет в себе обучающий компонент, скрывая его под оболочкой легкого, незатейливого повествования.

Ведь не даром же говорят – сказка ложь, да в ней намек…

Герои животные в русских народных сказках тесно связаны с представлениями о мире древних славян. Близкое соседство с естественной средой, обширными лесами и долинами полноводных рек, поселило в сказках типичных представителей окружающего ландшафта – лисиц, медведей, волков, зайцев. Крупный и мелкий рогатый скот, также нередко выступает в роли сказочных персонажей. Особенно в тех случаях, когда подчеркивается культ домашнего очага, благоденствия, семейности (например, в сказке Крошечка-Хаврошечка). Почитается и домашняя птица (Курочка Ряба), и мелкие грызуны (Мышка Норушка).

Важно помнить, что умение не просто слушать, а слышать и понимать то, что сокрыто в русских народных сказках, также ценно, как и, к примеру, понимание иностранного языка. Сами по себе слова-символы не имеют значения. Гораздо важнее, какую глубину они в себе хранят. И, раз уж сохранились, пережили смутные и сытые времена сказочные предания, значит они и в самом деле кладезь народных знаний.

Список героев русских народных сказок

1. Баба ЯГА


Злая баба в мифологии славянских народов. Выступает в качестве отрицательного героя. Наделена волшебной силой. Ее основные атрибуты: черный кот, избушка на курьих ножках, ступа с помелом.

В различных сказках образ Бабы Яги носит различную эмоциональную окраску. Иногда она противостоит главному герою; в некоторых случаях поддерживает, наставляет его; реже — сама выступает против зла.

Баба Яга — очень древний мифологический образ. Он позволяет иначе взглянуть на быт и философию наших предков. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Сказки про Бабу Ягу:

2.Василиса Прекрасная

Собирательный идеализированный образ женского начала в сказках. Сочетает ум – житейскую мудрость и красоту. Считается дочерью Морского Царя, и достается главному герою в награду за победу над злом. Другие наименования: Елена Премудрая, Василиса Премудрая, Марья Искусница, Марья Моревна. Часто меняет образы, перевоплощаясь в животных.

Василиса — очень древний славянский образ, идеализирующий женское начало. Внимательно прочитывая сказочные сюжеты, можно узнать много нового о древних общественных институтах, взаимоотношениях между мужчинами и женщинами.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Сказки про Василису Прекрасную (Премудрую):

3. Водяной

Повелитель водной стихии в представлении славянских народов. Причем, в противовес Морскому Царю, владычествует над стоячими, затхлыми водами: омутами, болотами, полыньями. Обычно изображается в виде старика с рыбьими чертами, длинной косматой бородой, облаченного в тину.

Предания о Водяном очень разнообразны. Он могуществен и, несмотря на свой скверный нрав, благоволит пчеловодам. Не трогает он и рыбаков, готовых разделить с ним свой улов. А вот некрещеных или тех, кто забыл осенить себя крестным знамением перед купанием ни за что не жалеет.ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Сказка про водяного:

4. Жар-Птица


Огненная птица; обычно – объект поиска главного героя сказки. Ее нельзя взять голыми руками. Пение Жар-Птицы исцеляет больных, возвращает молодость, отгоняет печали. Способна давать своему обладателю несметные богатства.

5. Змей Горыныч


Мифический дракон в славянской мифологии. Обладает несколькими головами. Способен извергать пламя. Обитает в районе Огненной реки и стережет проход в Царство Мертвых. В сказках выступает как отрицательный персонаж, неотъемлемое звено равновесия сил добра и зла. ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ

6. Иван-дурак

Комичный персонаж в русских народных сказках. Это собирательный образ беднейшего крестьянского сословия — неграмотного, бесхитростного и до безобразия простого в житейских делах. Именно за эти качества Ивану-дураку и воздается по заслугам. В этом образе немаловажную роль играет и поздний христианский культурный слой.

Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3)

7. Иван-царевич

8. Колобок


Главный герой одноименной русской народной сказки; скатанный шарик из теста, символ довольства и сытости русского народа. Для его приготовления используется ограниченное количество ингредиентов, но несмотря на это, Колобок получается румяным и аппетитным. В этом сокрыта главная мораль сказки. Правда в итоге, за свою самонадеянность, Колобка настигает расплата.

Но, все равно, подчеркивается – Хлеб всему голова.

9. Кот Баюн

10. Кощей (Кащей) Бессмертный


Тощий, сморщенный старик. Всегда отрицательный персонаж в сказках. Обладает волшебной силой. Бессмертен. Жизнь его заключена в несколько предметов, помещенных один в другой. Например, дуб, под ним пещера, там сундук, в сундуке — шкатулка, в шкатулке — яйцо, в яйце – игла. В мифологии славян охраняет проход в Царство Мертвых. Вступает в союз со Змеем Горынычем.
По сюжету сказки, нередко похищает невесту главного героя.

11. Курочка Ряба


Волшебная курица из одноименной сказки. Несет золотые яйца. Олицетворяет особую роль домашних животных в крестьянском хозяйстве. Рассудительна и мудра. Показывает, что не всегда золото может быть важнее обыкновенного яйца, которое используется в пищу.

12. Леший

13. Лихо


Живое воплощение нелегкой человеческой доли, судьбы. Обычно предстает в образе одноглазого безобразного чудовища со слюнявой зубастой пастью. Прообразом Лиха в славянской мифологии являются греческие мифы об одноглазом Циклопе.

14. Мороз

Морозко, Дед Мороз. Это седобородый старец в длинной меховой шубе с посохом в руках. Является покровителем холода. Ему подчиняются снегопады, метели и вьюги. Обычно справедлив. Одаривает подарками тех, кто ему нравится. Помогает в трудных ситуациях и наказывает тех, кто этого заслуживает. Ездит на больших санях, запряженных тройкой лошадей.

(В западной традиции – Санта Клаус, ездит на санях с оленями).

Дед Мороз ОПИСАНИЕ Читать

Санта Клаус ОПИСАНИЕ Читать

15. Морской Царь


Повелитель всех земных вод. Обладает несметными богатствами, оставшимися после затонувших в разные исторические эпохи кораблей. Живет Царь в огромном дворце в самой глубине моря. Его окружают морские девы, которые способны увлекать за собой моряков и просто случайно гуляющих по берегу мужчин. Царю подвластны шторма. Он по своей воле топит корабли.

16. Снегурочка

Внучка Деда Мороза. В славянской мифологии упоминается, как девочка, сделанная из снега. В зимний период Снегурочка веселится и ведет себя, как самый обыкновенный ребенок. А как только пригреет солнышко – тает, превращаясь в облачко до следующей Зимы. ЧИТАТЬ подробнее

Зима лето пугает, да всё равно тает.

17. Солдат


Герой русских сказок, лишенный всякой сверхъестественной силы. Является олицетворением простого русского народа. Как правило, после окончания службы, попадает в трудные ситуации, из которых ему помогают выбраться магические существа и предметы.

Солдата огонь прокаляет, дождь промывает, ветер продувает, мороз прожигает, а он все такой же бывает.

18. Царевна-Несмеяна

Царская дочка, которая никогда не улыбалась. По замыслу сказок, главный герой придумывает, как рассмешить царевну и за это получает ее в жены, вместе с половиной царства.

Смех — не грех, коль приятен для всех.

19. Царевна-Лягушка


Обычно, под обликом Царевны-Лягушки скрывается Василиса Премудрая. Она вынуждена находиться в теле земноводного до той поры, пока ее не освободит главный герой. Обладает магическими способностями и житейской мудростью.

20. Чудо-Юдо


Необыкновенный сказочный персонаж, обитатель морей и океанов. Не несет ярко выраженной эмоциональной окраски (не добро и не зло). Обычно воспринимается, как чудесная рыбина.

Читать также:

Добавить комментарий Отменить ответ

Читайте также: