Деревянное зодчество читы сообщение

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Архитектура Забайкалья Деревянное зодчество Читы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Архитектура Забайкалья Деревянное зодчество Читы.

Архитектура Забайкалья Деревянное зодчество Читы.

Адрес: Ленина, 84. Дворец был построен в 1913 (1912) - 1914 гг. для золотопро.

Адрес: Ленина, 84. Дворец был построен в 1913 (1912) - 1914 гг. для золотопромышленников братьев Шумовых. Проект дворца авторства архитектора Мосашвили, в 1912 г. (по другим данным 1911 г.) получил гран-при на "Всемирной Парижской выставке". Сейчас дворец занимает управление ФСБ.

2. Здание управления Забайкальской железной дорогой Адрес: Ленинградская, 34.

2. Здание управления Забайкальской железной дорогой Адрес: Ленинградская, 34. Построено в 1947 г. Украшает главную площадь.

Адрес: Бутина, 39.Был построен в начале 20 в. по проекту Пономарева. Отсюда.

Адрес: Бутина, 39.Был построен в начале 20 в. по проекту Пономарева. Отсюда: Первый этаж занимали бакалейно-гастрономический магазин Ивана Александровича Макарова с ренсковым погребом и магазин военно-экономического общества, где торговали одеждой и галантерей, а также булочная и две кондитерских — Ивана Ивановича Яковлева и Попандопуло.

Дом Лукина. Адрес: Бабушкина, 82. Отсюда: Был построен в 1905 году купцом вто.

Дом Лукина. Адрес: Бабушкина, 82. Отсюда: Был построен в 1905 году купцом второй гильдии М. Т. Лукиным по проекту архитектора Федора Евпловича Пономарева. Этот образец городского жилого дома выполнен в стиле романтической теремной архитектуры

Железнодорожный вокзал Чита-2 22 декабря 1899 года в Читу пришел первый поез.

Железнодорожный вокзал Чита-2 22 декабря 1899 года в Читу пришел первый поезд с запада, а спустя две недели, 3 января 1900 года, движение поездов открыто по всей Забайкальской железной дороге, от Мысовой до Сретенска. Первый камень в фундамент вокзала был заложен 15 июля 1899 года. Сам вокзал начал функционировать только лишь в 1903 году.

Мужская гимназия Адрес: Бабушкина, 46. Здание построено в 1891 по проекту арх.

Мужская гимназия Адрес: Бабушкина, 46. Здание построено в 1891 по проекту архитектора Рузовского. Двухэтажное каменное, выполнено в стиле эклектики с использованием приемов классицизма. В годы ВОВ в здании размещался эвакогоспиталь. Сейчас здесь находится Читинская государственная медицинская академия.

Дом Труфанова




Используемые источники https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Ftur-ray.ru%.

Краткое описание документа:

Презентация " Архитектура и деревянное зодчество Читы" посвящена моему городу, который затерян в глубинах Сибири.

В данном материале рассказывается о том, какие прекрасные здания строились в нашем городе.Что интересного сохранилось по сей день. Здесь все - причудливые изыски деревянных теремков и шик полноценных дворцов. Презентация пригодится для учащихся 7 и 8 классов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 654 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 37. Восточная Сибирь: величие и суровость природы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.12.2019 974
  • PPTX 2.6 мбайт
  • 52 скачивания
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нюхалова Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Главпочтамт, Чита, ул. Бутина, 37. Здание почты было построено в 1893 году по проекту архитектора М. Ю. Арнольда для почтово-телеграфной конторы.


Дом купца Михаила Тимофеевича Лукина
Дом построен в 1905 году, купцом второй гильдии Михаилом Тимофеевичем Лукиным, по проекту архитектора Ф. Е. Пономарева. Чита, ул. Бабушкина, 82.


Резные деревянные дома дома по улице Чкалова (89 и 91).



Копия беседки XIX века, которая находилась в парке им. Жуковского (ныне парк ОДОРА).


Дом М. Д. Игнатьевой, Чита, ул. Анохина, 53. Построен по проекту архитектора Г. В. Никитина, утвержденного постановлением Управы в 1903 году.

Дом М. Д. Игнатьевой


Дом М. Д. Игнатьевой.

Деревянный дом


улица Анохина, 59.

Деревянный дом

Деревянный дом


Деревянные дома по улице Декабристов.

Деревянные дома по улице Декабристов

Деревянный дом, ул. Декабристов, 5

Деревянный дом


Ингодинская, 28, Жилой дом А. Г. Терентьевой


Люблю гулять по улицам Чкалова, Столярова, Анохина, Бабушкина, Полины Осипенко, Заб. Рабочего, где сохранились старенькие, обветшавшие, вросшие в землю деревянные домики, украшенные причудливой кружевной резьбой.

А то вдруг возникнет перед глазами каменная постройка, украшенная вензелями, грифонами, маскаронами, виноградными гроздьями, медальонами, кудрявыми ангелочками… Глядя на них, мысленно уходишь в далёкое прошлое. А если ещё и немного фантазии, можно представить себе, как всё было в этом самом прошлом. Становится жаль, что пройдёт немного времени и всё это исчезнет. Восстанавливать или повторять просто некому: нет уже тех мастеров, которые творили такие чудеса.



Ул. Ленина. Шумовский дворец

Навстречь неласковому солнцу,
Хоть был мороз сибирский лют,
Шли на восток землепроходцы,
Охочий и рисковый люд…

(Георгий Граубин)

Когда первые русские землепроходцы ступили на забайкальскую землю, их окружала непроходимая тайга. Стояли вековые сосны да могучие лиственницы. Под ногами расстилался мягкий пушистый мох, которым утепляли швы между брёвнами. Лучшего строительного материала и придумать было невозможно. Поэтому умельцы, прибывающие сюда вслед за первопроходцами, вольно и невольно, из Поволжья, Белоруссии, Кубани, Урала несли с собой навыки возведения деревянных домов и украшения их. Мастера-плотники и столяры знали и ценили превосходные качества дерева, доступного и дешёвого, тёплого и прочного, сравнительно вечного, дающего возможность возводить постройки быстро и при этом в любое время года. Из дерева можно было строить здания любых размеров и конструкций. У местных строителей с течением времени накапливался опыт и вырабатывались традиции возведения деревянных жилых, хозяйственных и культовых построек. Из самобытной культуры Древней Руси берёт своё начало народное деревянное зодчество Забайкалья.



Ул. Чкалова, 83. Дом Китаевича

Церковь Декабристов

Тот храм, построенный из брёвен…
Когда-то был села красой,
Теперь он ветх, хотя не древен,
И не отмечен он молвой…

(Пётр Вяземский)

Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь. Думаю, не каждый читинец знает самый древний храм в нашем городе под этим названием. Но если спросить любого встречного, где находится церковь Декабристов, точно укажет это местечко.

И наличники резьбы узорной,
Столбики точёного крыльца…
Весть о том, как страстно и упорно
Исходили песнею сердца…

(Всеволод Рождественский)



Ул. П. Осипенко, 33

Дом-теремок
Рассказывают, что прибыл как-то в Читу один плотник из Поволжья, храня за поясом топор, которым и расписывал потом дома. Когда состарился, стал учить других, где какую резьбу применить, какая лучше заиграет. В народе сложился обобщённый образ умельца, который жил среди простых людей. Рассказывают об этом умельце как-то особенно сказочно, потому что дело его было прекрасным. Стоит только глянуть на дом-теремок по ул. Бабушкина, построенный в начале прошлого века и сохранившийся до наших времён. Ритмичная резьба на фризах, карнизах, фронтонах придают дому лёгкость, изящность. Это не простое нагромождение произвольных узоров, а подчас продуманное ажурное переплетение змей или чудесная сказка о драконах, которая легко читается под навесом козырька дворовой двери.

Два обращённых друг к другу дракона, а между ними — в прекрасной вазе — яркий цветок. Он — символ солнца, которое пытались проглотить драконы. Но солнце побеждает и входит в дом с востока. Именно с этой стороны изображена эта чудесная сказка об извечной борьбе света и тьмы, дня и ночи. Привлекают взгляд верхние части наличников, где всплески посередине заканчиваются загнутыми в восточном стиле краями. Все эти резные кружева — не просто украшения, но и символы. Это и геометрические орнаменты, стилизованные растительные или зооморфные мотивы. Крыльца с резными колоннами, поддерживающими кровлю, карнизы крыш, украшенные пропильной (сквозной) резьбой — всё это представляет собой декоративно-художественную ценность.

Взгляни на деревянный дом,
Помножь его на жизнь…

(Иосиф Бродский)



Ул. Ленина, 37. Дом Левенсона


Это случилось давно, почти целую жизнь тому назад. Я учился в не старших классах четвертой школы и возвращался с уроков домой по улице Чкалова. Возвращение из школы – это расслабленное движение маленького человека с ощущением бесконечности жизни, нагруженного ранцем, навстречу маминому обеду. Особенно где-нибудь в мае, когда тепло и солнечно, и ты впитываешь звуки и запахи весны, легко открываясь новым впечатлениям.
Домой я брел обычно по той стороне улицы, к которой примыкает Парк Дома офицеров. Он тогда еще оставался густо заросшим и из-за решеток ограды выглядел в зелени своей листвы немного таинственно. Днем эта сторона улицы находится в тени, а противоположная залита солнечным светом.
Там обычно мое детское внимание отвлекало роскошное здание пожарки с башней. Оно не походило на другие сооружения города, в верхней части смотровой башни была оборудована площадка, где тогда еще висел медный колокол. И разок я даже видел, как любопытный пожарник пытался в этот колокол позвонить, неумело держась при этом за язычок и недоверчиво прислушиваясь к его каким-то нездешним звукам. Но пожарка по природе своей функциональности – здание казенное, довольно далекое от приватного жития.


И вот одним весенним днем, перейдя через улицу Полины Осипенко, я впервые увидел себя на островке жилых большей частью одноэтажных домов в деревянном кружеве резьбы. И был просто очарован праздничными мелодиями народного искусства, которое так отличалось от агрессивной заурядности мира массовой застройки.


Эта резная мозаика, изящные оконные наличники, затейливые колоннады веранд, крылечки респектабельных парадных и шикарно декорированные двери под кокетливыми козырьками на ажурной железной ковке стали одним из сильнейших моих детских переживаний.


Есть, знаете, такие воспоминания, которые, единожды наполнившись радостными эмоциями, со временем не утрачивают своей остроты. Как, например, первый раз самостоятельно поехал на велосипеде по улице Анохина в районе перекрестка с улицей Бутина, где мы одно время жили и где стоял тогда прелестный Мариинский театр.


Я помню и малиновый плюш его кресел, и волшебный свет его огромной хрустальной люстры, которые навсегда стали для меня торжественным ощущением театра. (Ничего не имею против нынешнего храма драматического искусства, но и не могу избавиться от мысли, будто попадаешь в ангар).



Однако в отличие от всего этого, нечаянная встреча с волшебством деревянного кружева Читы превратилась для меня в первое серьезное эстетическое, культурное и историческое переживание. Это были почти инопланетные сооружения из совсем другого мира, уже тронутые безжалостным тленом, но по-прежнему прекрасные какой-то особенной, очень человеческой красотой.




У нашего прошлого деревянного дома были зрячие окна с ресничками ставен. А сейчас, отказавшись от ставней, и поставив в окна решетки, мы сделали свои жилища похожими на тюрьмы.)


Сквозь трещины в старом дереве сочился пронзительный аромат времени, и это ощущение связывало нас с людьми прошлого, домовитыми, искусными, мастеровыми. Я уже не был дитя только шестидесятых годов беспощадного двадцатого века – обитатель силикатной пятиэтажки с плоским слепым фасадом и сумеречным рок-н-роллом.


Я мог иными глазами взглянуть на еще встречающиеся на старых улочках родного города потемневшие от времени деревянные дома и обнаружить, сколь велико было искусство плотника, резчика по дереву, чье умение и по сей день продолжает восхищать нас.


Переселенцы из-за Урала принесли в Забайкалье технику строительства деревянных зданий с Поволжья и Архангельска, Вологды и Великого Устюга. По декору оконных наличников, резным балясинам, чудо-полотенцам, затейливой волюте вполне можно предположить, из каких мест мастера, неукоснительно соблюдавшие приемы народной архитектуры покинутой родины.


Постепенно домовая резьба стала обогащаться заимствованием узоров старообрядческих сел, бурятскими орнаментами. Таким образом, в позапрошлом веке и рождалось нечто новое, оригинальное, свойственное только здешнему краю.


И я вынырнул из бесконечно возникающей сиюминутности, которая принуждала гордиться, что я учусь в школе, построенной из обломков разрушенной церкви – храма в честь русского святого, чьим именем я был наречен при рождении.


История перестала быть картинкой в учебнике, нудным текстом, обреченным на механическое выучивание. Я стал жителем старого губернского города с собственной необычной культурой, новым коленом в уходящей в зримое прошлое череде поколений, оставляющих потомкам свидетельства собственной неповторимости.


И это всегда в последующем помогало мне жить. Оказавшись среди великолепия Сергиева Посада, на Великой китайской стене, в мире восточной экзотики Агинского Дацана, на каналах Амстердама или на крыше Эмпайр Стэйт Билдинг, я – у читинских собственная гордость – никогда не ощущал себя странно одетым дикарем с трудно произносимой фамилией.




При существовавшем в позапрошлом веке порядке вещей Чита старалась украсить свое лицо в резное деревянное кружево. Узоры по дереву, украшавшие здешние дома, стали неотъемлемой частью гражданской архитектуры, душой Читы. Читинские мастера плотницкого дела в своем искусстве украшать жилища поражали всякого, кто приезжал в наш город.


И охочие до рукотворной красоты сибиряки украшали дома на особицу, всяк на свой манер. Навеянные их фантазией резные узоры, точно кружева, ложились на широкие настенные пояса, карнизные подзоры, оконные ставни и наличники, двери и веранды, изумляя мелодичностью рисунка.


Эти узоры принесли с собой раскольники, вольнодумцы, кочевой люд, прослышавший о сибирской вольнице, которой испокон веку дорожил наш русский человек. Нельзя не согласиться с Г.Богдановым и Г.Жеребцовым, что деревянное зодчество Читы имеет свой колорит, образность, особое богатство художественных приемов. Уходя своими корнями в глубь веков, читинская резьба по дереву впитала в себя архитектурные стили разных времен и культуру многих национальностей, оставаясь русским народным искусством по своей декоративной сути.



Мне иногда приходит на ум, что на оккупированных в Великую Отечественную войну территориях нашей страны действовали специальные инженерные части СС, в задачу которых входило уничтожение культурного достояния русских: фашистские идеологи руководствовались нацистской доктриной, что народ, утративший памятники своей культуры через пару поколений перестает существовать как нация.
Если мы не сохраним образы читинского деревянного зодчества, шедевры подлинного народного искусства – глубоко национального и самобытного – они просто канут в Лету и будущие поколения никогда не узнают искусства своих собственных предков.


Поэтому иногда по выходным я, вооруженный фотоаппаратом и штативом, выхожу в родной город и по-любительски любовно снимаю его интимные уголки, наполненные старой радостью жизни читинцев прошлого, едва сохранившиеся до наших веселых дней. Просто так, для коллекционирования и в благодарную память. Такое замечательное искусство фотографии – зданий не будет, а снимки останутся.


Такая своеобразная игра со смертью – сохранить национальные памятники иногда нельзя, но можно попытаться сохранить национальную память, без которой не способно родиться чувство Родины.

Читайте также: