Что такое семафорная азбука сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Начало развивающих занятий по теме "Профессия - моряк" здесь.

В 1801 году французский артиллерийский офицер Депиллон изобрел средство связи корабля с берегом, использующее перемещение трех перекладин, поднятых на мачте. Изобретение получило название семафор, что в переводе с греческого означало "знак несущий".
C 1880 года стал использоваться более простой семафор, в котором было всего два флажка. Сигнальщик производил руками определенные движения для передачи букв, цифр и специальных сигналов. В начале XX века появилась международная система сигналов, передаваемая таким образом.
Из Википедии: " Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами.
Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30x35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков семафорят бескозырками."
С 1 декабря 2011 года "флажное сигналопроизводство" исключено из учебной программы младших специалистов связи ВМФ. Вместо семафора связисты будут больше времени уделять изучению световой сигнализации азбукой Морзе. Курс семафорной азбуки оставлен только в рамках курсов подготовки молодого бойца, как наиболее незаметный для противника способ передачи информации.

Занятие 3. Выполнить предложенные задания (ссылка на скачивание - в заглавном посте).


На море все сложнее, чем на суше. В том числе, и обмен информацией между кораблями всегда был проблемой для моряков. От борта до борта шлюпку не всегда пошлешь, да и сколько ей плыть, этой шлюпке?

Одним из таких способов являлась семафорная азбука.

Семафорный телеграф состоял из цепи башен, построенных цепью так, чтобы с каждой башни можно было видеть соседнюю. На башне имелась мачта с несколькими шестами и подвижными планками на них. Шесты и планки можно было разворачивать под различными углами друг к другу и закреплять. Таким образом, на башнях появлялись фигуры различной конфигурации. Каждой такой конфигурации приписывалось значение какой-нибудь буквы или цифры. Работник, находившийся на башне семафорного телеграфа (его с полным правом можно назвать телеграфистом), наблюдал за соседней башней. При изменении сигнала на одной из соседних башен, он считывал этот сигнал и повторял его на своей башне. По уставу службы за недостаточно тщательное наблюдение или отсутствие на рабочем месте телеграфист мог запросто попасть в тюрьму. Так что следовало стараться.

Передача одного символа с помощью оптического телеграфа занимала около 2 минут. 8 миллибит в секунду! С точки зрения нашего мегаэлектронного века – черепашья скорость. Если принять среднее расстояние между башнями равным 10 километрам, Если принять среднее расстояние между башнями равным 10 километрам, скорость перемещения одного символа вдоль семафорной телеграфной линии составляла 5 километров в минуту.

Оптический телеграф применяли до середины 19-го века, когда появился телеграф электрический. Но по морю телеграфную линию не проведешь. Поэтому на кораблях военно-морского флота оставались семафорные башни, которые должны были обеспечивать связь в открытом море.

Каждая рука сигнальщика с флажком может располагаться в восьми позициях. Общее число позиций двух флажков – 64. Этого с избытком хватит для представления букв любого алфавита и цифр. Даже японская слоговая азбука (50 символов) может быть представлена с помощью всего двух флажков. При хорошей видимости матроса, стоящего на специальном возвышении можно было разглядеть в бинокль на расстоянии в несколько километров. Обучить сообразительного матроса скорости передачи 60-80 символов в секунду оказалось вполне возможным. Поэтому начиная с 1870-го года, в корабельных расписаниях появилась новая должность – сигнальщик.

Должность эта была не из легких. Сигналы следовало подавать быстро и четко. Руки, все время поднятые и все время находившиеся в движении, уже через две минуты переставали слушаться. Поэтому сигнальщику работу старались облегчить – фразы передавали по возможности короткие и закодированные.

Сигнальщикам по должности приходилось быть заметными. Поэтому художники очень полюбили их рисовать. Два флажка и энергично поднятые руки превращали матроса в моряка-героя. Как такого не отобразить на полотне или на фотографии?

Рассмотрим подробнее русскую и международную семафорные азбуки, а также цифровые и служебные знаки семафорной азбуки.

Русская семафорная азбука

В русском алфавите 33 буквы, но русская семафорная азбука включает 29 буквенных знаков, так как следующие буквы передаются одинаково:
• е, ё, э;
• и, й;
• ъ, ь.

а флажок

А

б флажок

Б

в флажок

В

г флажок

Г

д флажок

Д

е флажок

Е

ё флажок

Ё

ж флажок

Ж

з флажок

З

и флажок

И

й флажок

Й

к флажок

К

л флажок

Л

м флажок

М

н флажок

Н

о флажок

О

п флажок

П

р флажок

Р

с флажок

С

т флажок

Т

у флажок

У

ф флажок

Ф

х флажок

Х

ц флажок

Ц

ч флажок

Ч

ш флажок

Ш

щ флажок

Щ

ъ флажок

Ъ

ы флажок

Ы

ь флажок

Ь

э флажок

Э

ю флажок

Ю

я флажок

Я

Семафорная азбука

Международная семафорная азбука

В основе международной семафорной азбуки лежит латинский алфавит.

a флажок

A

b флажок

B

c флажок

C

d флажок

D

e флажок

E

f флажок

F

g флажок

G

h флажок

H

i флажок

I

j флажок

J

k флажок

K

l флажок

L

m флажок

M

n флажок

N

o флажок

O

p флажок

P

q флажок

Q

r флажок

R

s флажок

S

t флажок

T

u флажок

U

v флажок

V

w флажок

W

x флажок

X

y флажок

Y

z флажок

Z

Сводная таблица русской и международной семафорной азбуки:

АБВГДЕ, Ё, ЭЖЗИ, ЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪ, ЬЫЮЯ
NHBFZCYQDX-LAGJPERUVISM-T-KOW

Служебные знаки

При семафорном общении используют три служебных знака: вызов, ответ, повторение.

флажок вызов

вызов

флажок ответ

ответ (понял)

флажок повторение

повторение (ошибка)

Азбука Морзе и семафорная азбука

Семафорными флагами можно передавать знаки азбуки Морзе.

флаг точка

точка

флаг тире

тире

флаг ошибка

ошибка/повторение

флаг разделения

знак раздела между точкой/тире

флаг разделения

знак раздела между буквами, группами или словами

До недавнего времени в курс обучения специалистов связи входила семафорная азбука, что это такое сегодня уже мало кто вспомнит. Вроде, как-то связано с передачей информации на большие расстояния, но каким именно способом эти самые данные доставляли, получали и обрабатывали – непонятно.

Семафорная азбука - что это

Самый ценный ресурс

С развитием цивилизации стало понятно, что самое важное, это информация:

Стал возможным диалог в режиме реального времени между людьми, удаленными друг от друга на тысячи километров. Еще несколько столетий назад этот сюжет был чуть ли не основной темой фантастических произведений, сегодня он – банальная реальность.

Передача информации на расстояния

Семафорный телеграф

Идея передавать данные при помощи оптических знаков впервые появилась еще в древности - население Северной и Южной Америки использовало костры и узелковое письмо для информирования соседей.

Схожие практики применялись и в Азии, самым известным примером является Великая Китайская стена. Учитывая протяженность – сообщать о набегах и других происшествиях при помощи гонцов не представлялось возможным.

Но настоящий расцвет семафорного дела начался в Европе XVIII века:

  1. Первые механизмы использовали видимые фигуры;
  2. К концу столетия уже был запатентован семафор с подвижными планками;
  3. В том же веке появился и его оптический собрат;
  4. Даже сегодня на каждой дороге мы можем увидеть их потомков – светофоры.

Ничего сложного в самом принципе работы нет:

Первый семафорный телеграф

Шифр для передачи данных

Наибольшую популярность семафорная азбука приобрела благодаря морскому флоту:

  1. Кораблям необходимо регулярно обмениваться информацией;
  2. О любом изменении маршрута необходимо сообщать всем союзным судам;
  3. Во время ведения боевых действий главнокомандующий должен координировать действия всей эскадры с одного корабля;
  4. На протяжении столетий этот вид связи оставался единственным возможным.

Сегодня все суда оборудованы современнейшей техникой, позволяющей связаться с кем угодно – как на море, так и на суше. Но наши предки не могли позволить себе такой роскоши и решали проблемы иным способом.

Была разработана специальная азбука, которая состояла из 29 букв:

Передает данные шифром

Скорость получения информации

Если уже завтра мы останемся без интернета, радио и телефонии – послезавтра имеющийся уклад жизни рухнет. Существовать в столь медленном темпе, в котором столетиями жили наши предки, современный человек попросту не привык. И речь даже не идет о каких-то эмоциональных страданиях.

Семафорная азбука цветная

  • На возвышенностях строилась цепочка башен;
  • При помощи световых сигналов или изменения положения планок информация передавалась от одного строения к другому;
  • Пройдя весь путь, данные находили конечного адресата, гораздо быстрее письма или гонца.

Семафорная азбука активно использовалась на флоте:

  1. Помогала передать сведения от одного корабля к другому;
  2. До повсеместного распространения радио являлась единственным вариантом общения;
  3. Сигналы подавались при помощи флажков;
  4. Опытные сигнальщики передавали за минуту не менее 10 слов;
  5. Длительный поход флотилии без подобной координации был невозможен.

Сегодня все это может казаться слегка комично или даже нелепо. Подумаешь, технический прогресс – флажками махать или башни в ряд строить. До этого мог бы и пещерный человек додуматься. Но на тот момент это было серьезным шагом вперед. И учитывая, куда это привело – к современным технологиям, шаг был весьма неплохим.

Для большинства остается чем-то непонятным словосочетание семафорная азбука, что это могут рассказать лишь люди с действительно широким кругозором.

Читайте также: