Быт русских земель в 13 15 веках сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Сельское население

Главным элементом одежды была рубаха. Причем покрой у крестьян и феодалов был одинаковым, различалось лишь качество ткани. Женская рубашка была длиной до полу. Для украшения рубахи и верхней одежды использовали яркие, нарядные вышивки, игравшие роль оберега от злых сил. Для них использовали лен, коноплю, шерсть или даже серебро золото, если речь шла о феодалах. На голове женщины носили обруч из кожи, чепец, металлические подвески и т.д.

На юге основными жилищами восточных славян служили полуземлянки с земляными полами, крышей, сверху покрытой также землей. На севере это были невысокие деревянные срубы, покрытые досками или соломой. В избе, как правило, была печь, вся целиком включенная в помещение и топившаяся по-черному. Жилища освещались лучинами.

Городское население

В городах Древней Руси жили князья, дружинники, ремесленники и купцы. Именно в городах долгое время продолжали сохраняться вечевые порядки. Они были центрами культуры: в них существовали школы, создавались летописи, функционировали иконописные и ремесленные мастерские. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. Существовали самые разные виды ремесел: кузнечное, оружейное, ювелирное (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное. Даже небольшие и новые города имели домницы для изготовления железа. Но большинство простых горожан продолжало заниматься земледелием и скотоводством. При этом городские жители, как правило, строили высокие дома, в которых жилым помещением служил второй этаж. В нижней части располагался погреб. Города в основном строились из дерева, но некоторые храмы и дворцы знати возводились из камня.

Высокие деревянные дома назывались хоромами. В них проживали князь и бояре. Часто хоромы состояли из нескольких строений, соединенных между собой переходами (сенями). Вокруг княжеского терема располагались хозяйственные строения для слуг и хранения зерна, мяса, меда, вина и т.д. Хоромы были окружены оградой с крепкими воротами. Приёмные в великокняжеском тереме назывались гридницами, здесь князь пировал со своей дружиной. Столы были уставлены дорогой посудой, часто украшавшейся золотом и серебром. Гостей развлекали гусляры и скоморохи. Но при этом и князь, и самые простые крестьяне строго соблюдали посты: по понедельникам, средам, пятницам и даже по субботам.

В XIII — XV вв. знатные люди на Руси жили по большей части в хоромах — двух-или трёхэтажных сооружениях, сначала деревянных, а впоследствии — каменных, с крылечками и теремами. Их окружали высокие деревянные ограды с воротами и калиткой. В центре двора, кроме самих хором, было ещё несколько домов для слуг. Тут же строили конюшни, стойла, риги и бани. Очень богатые люди сооружали соб­ственную церковь. Около двора размещали сад, огород, цветники.

В хоромах были жилые комнаты, светлицы — помеще­ния, которые освещались лучше всего, — тут женщины вышивали, ткали, пряли и т. п. Была ’также комната для приёма гостей горница (современная гостиная). Когда было холодно, в хоромах топили печи. Дым выходил через дымоход. В хоромах обязательно были иконы, добротная и громоздкая деревянная мебель: столы, лавы, стулья, лари, шкафы и полки для хранения посуды и др. В XIV-XV в. в домах самых богатых людей Москвы и Новгорода начали вставлять стеклянные окна. В сумер­ках зажигали свечи из сала или воска.

Простой люд жил в землянках, полуземлянках или лачугах, которые не имели окон, чтобы дольше сохра­нялось тепло. Такое жилье отапливалось, так сказать, по-чёрному: дымохода не было, и дым выходил через отверстие в кровле. Зажиточные крестьяне имели ого­роженный двор: деревянный дом с хозяйственными застройками, садом и огородом. Неотъемлемым эле­ментом такого дома была печь. Она обогревала помещение, в ней готовили еду и пекли хлеб, иногда на печи спали, особенно в холодные зимние ночи. Помещение освещали лучинами. Мебель была бедной (стол и две лавы), а посуда скромной — глиняные и деревянные горшки, миски, ложки, ножи.

Одежда показывала принадлежность человека к определённому сословию. Простонародье носило грубую домотканную одежду — конопляную, льняную или шерстяную. Ткани красили в разные цвета. Молодежь носила более яркую одежду, а старшие люди — более темную. Зажиточные люди шили свой наряд из иностран­ных дорогих тканей.

И мужчины, и женщины надевали исподнюю сорочку, на неё — верхнюю вышитую рубашку. Мужчины носили узкие штаны. Осенью и зимой носили ещё свиты, зипуны, кафтаны, тулупы, а богатые феодалы и купцы — шубы из меха медведей, волков, лис, соболей. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом, на который цепляли калиту. Вельможные мужчины носили меховые шапки, а простонародье — войлочные.

Девушки волосы распускали или заплетали в косу. Замужние женщины пря­тали под платком, наверх которого надевали кокошник — головной убор с высоким украшенным полукруглым щитком надолбом.

Феодалы и горожане, мужчины и женщины, носили кожаные ботинки и сапоги, а крестьяне обували преимущественно лапти и валенки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский быт в XIV-XVвв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский быт в XIV-XVвв.

Русский быт в XIV-XVвв.

Жилища Деревянная изба с двускатной, тесовой или соломенной крышей.

Жилища Деревянная изба с двускатной, тесовой или соломенной крышей.

Совсем бедные жили в землянках, которые осветлялись лучинами.

Совсем бедные жили в землянках, которые осветлялись лучинами.

Глинобитная печь (у богатых кирпичная) топилась по-черному. Т.е. через окно.

Глинобитная печь (у богатых кирпичная) топилась по-черному. Т.е. через окно, которое находилось ближе к печке, выходил дым при топке, так как раньше трубы на крыше не было. Печь

Охотничий костюм конца XIV века Костюмы

Охотничий костюм конца XIV века Костюмы

Нижней одеждой знати и основной у крестьян с древнейших времен были рубаха и.

Нижней одеждой знати и основной у крестьян с древнейших времен были рубаха и порты. Крестьянскую рубаху делали из холста, набойки, пестряди с подкладкой на груди и спине, которую пришивали красными нитками. Цельнокроеный рукав для свободы движения имел ластовицу из красной ткани. Рубахи знати из тонкого полотна отделывали красной тафтой по низу, ею же обтягивали пуговицы и окантовывали все швы. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. В особых случаях к рубахе надевали зарукавья и съемные круглые воротники-ожерелья, богато расшитые жемчугом и драгоценными камнями. Цвет основной ткани был разнообразный, но всегда яркий. Мужской костюм

Под шапки или в качестве самостоятельного головного убора женщины Древней Рус.

Под шапки или в качестве самостоятельного головного убора женщины Древней Руси носили убрус - полотняный белый или красный платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Концы, свисавшие на грудь, богато расшивались. Крестьянки покрывали голову повойником (тип чепца), а девушки низко на затылке заплетали косу. Верхний женский кафтан имел в отличие от мужского широкие рукава, из которых виднелись украшенные зарукавья нижней рубахи. Женская рубаха была длинной (до ступней). Ее носили с нешироким поясом, украшали орнаментом (обычно по низу). Горловину рубахи обшивали узкой каймой. В ассортимент женской одежды этого периода входят также понева — юбка, запахнутая поверх рубахи на гашнике, запона — накладная, не сшитая по бокам одежда из холста, которую девушки носили поверх рубахи. Женская обувь, как и мужская, представлена у князей и бояр мягкими сапогами без каблуков из цветной кожи с вышитыми носочной и нижней частями, у крестьян - лаптями с онучами. Женский костюм

Ткани: Для изготовления одежды охотно использовали также меха диких зверей (с.

Ткани: Для изготовления одежды охотно использовали также меха диких зверей (скору), особенно в лесных, богатых зверьем областях. Однако ценность этих мехов была очень велика еще в начале периода существования городов. Если ткани ценились дорого потому, что многие из них ввозились издалека, то меха диких зверей ценились дорого потому, что в большом количестве вывозились. Одежду шили мехом внутрь (в особенности простонародье – дешевый мех), причем первоначально сверху ничем не покрывали (отсюда и название – кожух). Бывали и очень дорогие кожухи, украшенные шитьем, каменьями и т. п. Источники называют более 20 видов шелковых (камка, китайка, атлас, паволока и др.) и бумажных (бязь, кумач, киндяк, миткаль, сарапат, сатынь и др.) материй, привозившихся в основном с Востока – из Китая, Индии, Ирана, Турции, Крыма, Закавказья, Средней Азии. Шерстяные же материи привозились главным образом из Западной Европы – из Англии, Франции, Италии, Фландрии, Брабанта, германских княжеств.

В XIV—XV веках, новые разновидности русских национальных хлебных изделий: ола.

Татары увели в свои земли большое количество русских ремесленников. Города, служившие местом ремесла, были разрушены. Этими факторами обусловлен упадок ремесленного производства. Однако уже в конце XIII века началось его постепенное возрождение. Начали развиваться обработка металла, ювелирное производство, искусство резьбы по дереву, литейное дело.

Литература и письменность.

Главными произведениями письменности на Руси после монгольского нашествия остались летописи, литературные и религиозные сочинения. Как известно, после начала раздробленности на Руси в каждой столице княжества существовало собственное летописание. После установления монголо-татарского ига летописцев перестают занимать события в других землях, и они пишут исключительно о внутренних делах в своём княжестве. Этот факт говорит об усилении разобщённости русских земель после нашествия Батыя.


Памятник Евпатию Коловрату в Рязани.

Литературные сочинения того времени отражают важнейшие события борьбы с ордынскими захватчиками. Так, были написаны “Слово о погибели Русской земли”, “Повесть о разорении Рязани Батыем” (в неё вошло сказание о Евпатии Коловрате). Эти сочинения показывают храбрость и самоотверженность русских воинов во время защиты русских земель от татар.

Позднее в конце XIV-начале XV вв. были созданы произведения, освещающие события Куликовской битвы: “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Этот факт говорит о том, что современники придавали победе Дмитрия Донского огромное значение. Сочинения также прославляют отважность защитников Руси.

Также в XIII веке были созданные многочисленные жития святых: Александра Невского, митрополита Петра, Михаила Ярославича Тверского, Сергия Радонежского и т.д. Они преподносили нравственные уроки русским людям.

Известнейшим произведением XV в. было “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина, который первым из русских побывал в Индии. Сочинение описывает экзотику зарубежных стран, но в то же время проникнуто тоской по родине, Руси.

Архитектура

После нашествия монголо-татар каменное зодчество на Руси пришло в упадок на


Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов.

Юге и Северо-Востоке. Оно сохранилось лишь в не разорённом Новгороде, где были построены церкви Николы на Липне, Фёдора Стратилата, Спаса на Ильине улице. При Иване Калите каменное строительство было начато в московском Кремле. В эпоху Дмитрия Донского был воздвигнут первый каменный Кремль на Северо-Востоке Руси.

Позднее каменное зодчество развивалось и в других городах. Появились Успенский Собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и др.

Во второй половине XV века развернулось облагораживание московского Кремля. Сам детинец стал краснокирпичным. Были разобраны храмы, построенные при Иване Калите и воздвигнуты новые. Для этого Иван III пригласил итальянских мастеров. В то время появились те самые соборы, которые можно наблюдать и по сей день. Был построен Успенский собор под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковскими мастерами был воздвигнут Благовещенский храм. Также появилась Грановитая палата (итальянские архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари).

“Троица”. А. Рублёв.

Изобразительное искусство

Читайте также: