Борис андреевич вилькицкий сообщение

Обновлено: 22.04.2024

Борис Вилькицкий с детских лет был знаком с исследованиями арктических широт. Его отец – А.И. Вилькицкий. Не удивительно, что свою жизнь В. был связан с морским делом и изучением Арктики.

Обучался в Морской академии на штурмана. По окончании учебного заведения повышен до старшего лейтенанта и переведен на службу на Балтику, затем - на Дальний Восток.

Арктический поход

В 1913 г. была снаряжена экспедиция, в которой В. стал заместителем начальника отряда. Цель похода – изучение берегов и о-вов Северного Ледовитого океана, определение перспектив плавания по Северному морскому пути.

Летом 1913 г. корабли отправились в путь. Ввиду болезни руководителя похода И.С. Сергеева В. возглавил экспедицию. Экипаж открыл Северную Землю, о-в Малый Таймыр и о-в Старокадомского. На следующий год, В. прошел по северу маршрут Владивосток - Архангельск, обнаружив о-в Новопашенного (Жохова). 16 сентября 1915 г. отряд прибыл в Архангельск.

В годы великих испытаний

Во время революции В. - сотрудник Главного гидрографического управления флота.

С июня 1918 г. - во главе похода в Западно-Сибирский район Северного Ледовитого океана. Цель - привезти хлеб в европейскую часть страны. Однако в августе 1918 г. Архангельск взяли белые, и В. оказался на службе у них. Руководил Карской экспедицией 1919 г. Произведен белыми контр-адмиралы. Фактически он занимался обеспечением связей северного и сибирского фронтов белых.

В феврале 1920 г. оказался вместе с белыми в Норвегии, затем – в Лондоне. Здесь он прожил до 1922 г.

На службе Советов

Советское правительство трижды предлагало В. возвращение на Родину и продолжение работ по освоению Северного морского пути, но он молчал. В 1923 и 1924 гг. он все-таки возглавил 3-ю и 4-ю Карские экспедиции по морской части.

Эмиграция

В 1925 г. В. отбыл в Англию. Здесь он трудился на коммерческих кораблях. В 1926 – 1928 гг. возглавлял команду по изучению гидрографической обстановки в нижнем Конго (бельгийская часть). Затем работал бухгалтером и преподавал русский язык в Брюсселе, где и умер 6 марта 1961 г.

Борис Вилькицкий: судьба первооткрывателя

Прежде чем перейти непосредственно к биографии Б.А. Вилькицкого, необходимо рассказать о его отце – А.И. Вилькицком. Он оказал влияние на выбор жизненного пути своего сына, который смог стать достойным продолжателем его трудов.

А.И. Вилькицкий

Андрей Ипполитович Вилькицкий -- отец Бориса Вилькицкого

Андрей Ипполитович Вилькицкий (1858 – 1913) был выдающимся русским гидрографом. Он занимался исследованиями на Онежском озере и в арктических морях. В 1894 – 1896 гг. возглавлял Гидрографическую экспедицию по изучению устьев Оби, Енисея и части Карского моря. В 1898 – 1901 гг. Вилькицкий-старший командовал Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана, работавшей в западном секторе Арктики. С 1907 г. и до конца жизни А.И. Вилькицкий руководил Главным гидрографическим управлением. В одном из некрологов было отмечено:

Неудивительно, что оба сына А.И. Вилькицкого – Борис и Юрий (1888 – 1905; умер, будучи кадетом Морского корпуса) выбрали флотскую карьеру. Помимо двух сыновей у А.И. Вилькицкого были две дочери – Вера и Лидия.

1 сентября 1897 г. Борис Вилькицкий был принят воспитанником в Морской кадетский корпус. На судьбу Б.А. Вилькицкого с юности большое влияние оказало тесное знакомство его отца с известным деятелем Российского флота – Иваном Константиновичем Григоровичем (1853 – 1930), который в 1911 – 1917 гг. занимал пост морского министра.

И.К. Григорович

Старший лейтенант Борис Вилькицкий

Старший лейтенант Борис Вилькицкий.

Выпускники академии

Преподаватели и выпускники гидрографического отдела Николаевской морской академии, 1908 г. Сидит третий слева в первом ряду – А.И. Вилькицкий, стоит второй справа во втором ряду – Б.А. Вилькицкий.

6 декабря того же года он был произведён в чин старшего лейтенанта и продолжил службу на Балтике. Современники отмечали его способности к штурманскому делу. Неудивительно, что 17 декабря 1912 г. капитана 2 ранга Б.А. Вилькицкого (в этот чин он был произведён несколькими днями ранее) назначили на должность флагманского штурманского офицера Штаба командующего Морскими силами Балтийского моря.

9 мая 1913 г. Б.А. Вилькицкий удостоился благодарности командующего флотом адмирала Н.О. Эссена за свои труды. 6 декабря 1912 г. произведён в чин капитана 2 ранга. В этот же период он принимал участие в гидрографических и геодезических работах на Балтике и на Дальнем Востоке.

Не будем подробно останавливаться на ходе работ экспедиции – об этом написано немало. Её главными итогами стало открытие Земли Императора Николая II, островов Генерала Вилькицкого, Цесаревича Алексея, Старокадомского, Новопашенного, а также первое в истории сквозное плавание (с одной зимовкой) по Северному морскому пути в направлении с Востока на Запад. Помимо географических открытий, создания описаний и карт акваторий, ранее малоизученных мореплавателями, в ходе экспедиции была собрана обширная информация о течениях, льдах, атмосферных и магнитных явлениях.

Фундаментальный труд об истории экспедиции подготовил Н.И. Евгенов – помощник начальника ГЭСЛО и выдающийся советский учёный. Но издать его при жизни он не смог. Лишь в 1985 г., благодаря усилиям доктора географических наук В.Н. Купецкого в свет вышла работа, посвящённая научным результатам экспедиции. В полном же объёме труды Евгенова увидели свет лишь в год столетия открытия Земли Императора Николая II.

В 1914 г. приказом морского министра вновь открытый остров был назван Землёй Императора Николая II. Пролив между землёй и островом в 1916 г. получил название в честь Цесаревича Алексея (это название никогда не фигурировало на географических картах). Названия же островов, данные в честь представителей царствующего Дома Романовых, до середины 1920-х гг. наносились на карты, выпущенные уже в СССР.

В 1916 г. правительство России обратилось к иностранным государствам с посланием, в котором было официально заявлено о присоединении новых земель, открытых экспедицией Б.А. Вилькицкого к Российской Империи. Эта нота была подтверждена советским правительством в 1924 г.

Спустя тринадцать лет после открытия, в 1926 г., постановлением Президиума ВЦИК Земля Императора Николая II была переименована в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея – в Малый Таймыр. Имя Старокадомского сохранилось за открытой им частью суши.

Что интересно, ни в 1913, ни в 1926 гг. не были точно известны количество, расположение и площадь вновь открытых земель. Их комплексное и подробное исследование (включавшее нанесение на карту) провела в 1930 – 1932 гг. Североземельская экспедиция под руководством Г.А. Ушакова. Именно её начальник и участники стали авторами большинства современных топонимов архипелага.

За свои исследования в Арктике Вилькицкий был награжден Императорским Русским географическим обществом Константиновской медалью (1914 г.) и золотыми медалями французского Географического общества и Шведского общества антропологии и этнографии (эту награду он получил уже в эмиграции, в 1926 г.).

Эсминец

Эскадренный миноносец "Летун".

Автор: Н.А. Кузнецов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела военно-исторического наследия Дома Русского Зарубежья им. Александра Солженицына (Москва).

«Борис Вилькицкий – сын моего сослуживца в молодые годы, тоже известного учёного, моряка. Как жаль, что Андрей Ипполитович не дожил до триумфов своего сына-героя! Говорю – героя, ибо, помимо других прекрасных качеств, для совершения крупных дел мало одного героизма.

Долгое время гибель была тут правилом, благополучное возвращение – исключением. И вот оба полюса открыты, и не простым героизмом, а сочетанием его с современной техникой. Прежде гидрография русская… пребывала в полупараличе вследствие одной ужасной вещи: деньги были, но каким-то чудом они таяли в воздухе и исчезали.

Курс – на Северный морской путь

Однако в практическую плоскость вопрос перешёл, по сути, только после поражения России в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Тогда з аметно активизировалась деятельность иностранных держав на Русском Севере, их целью было, по сути, разграбление богатств Сибири. Правительство Российской империи пришло к пониманию, что для укрепления обороноспособности страны и развития её экономики необходимо освоить Северный морской путь как альтернативу южным океанским трассам.

Задача грандиозная по своим масштабам и крайне сложная. Для её решения была создана специальная комиссия, которую возглавил начальник Главного гидрографического управления Андрей Ипполитович Вилькицкий , учёный, прославленный полярник, руководитель нескольких экспедиций по исследованию Карского моря и устьев Печоры и Енисея. Уроженец Минской губернии, которая так далека от северных морей.

Вклад Вилькицкого-отца в организацию безопасного прохода русского флота в арктических морях был высоко оценён ещё при его жизни. Долгие десятилетия его рекомендации, составленные им карты и изобретённые приборы использовались арктическими мореплавателями. И не только российскими.

Всю жизнь Андрея Вилькицкого интересовали неизведанные северные моря, он воспитал десятки учеников, которые продолжили его дело. Оба его сына тоже решили связать свою жизнь с морем. Увы, младший сын Юрий, юнкер мореходной школы, умер в 17-летнем возрасте, а имя Бориса встало в истории в одном ряду с отцом.

Везунчик Бобочка


Династия гидрографов

Сегодня фамилия Вилькицких девять раз встречается на карте Арктики. Семь раз этой чести удостоен Андрей Ипполитович Вилькицкий и два раза его сын - Борис Андреевич. Именами путешественников назван залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на острове Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда) и, наконец, знаменитый пролив между морями Карским и Лаптевых.

Основатель династии гидрографов-первопроходцев Андрей Ипполитович Вилькицкий прошел путь от юнкера на Балтийском флоте до генерал-лейтенанта руководителя русской гидрографии. Годы, когда он стоял во главе гидрографии, стали периодом ее расцвета. Именно под его руководством был разработан проект описания отечественных морей, программы новых экспедиций. На строго научной основе стали создаваться новые морские карты. Андрей Вилькицкий учредил специальный корпус гидрографов. Именно в этот период русская гидрография вышла на международную арену. Русские ученые с успехом участвовали в международных выставках, конференциях, съездах и в работах по обеспечению безопасности мореплавания. В 1912 году Андрей Вилькицкий предложил создать международное гидрографическое бюро, но начавшаяся Первая Мировая война помешала его планам. Международный орган был создан только в 1923 году.


Его сын Борис пошел по стопам отца. Он окончил Морской корпус в чине мичмана, а после в составе 1-й русской Тихоокеанской эскадры ушел на Дальний Восток, где его застала Русско-Японская война. 19-летний юноша смог проявить себя во время обороны Порт-Артура. Правда, его смелость и отвага чуть не стоили ему жизни. В ходе ожесточенных боев он был ранен в грудь. К счастью, пуля прошла навылет. С войны молодой человек вернулся с наградами за подвиги в бою - орденом Владимира IV степени с мечами и бантом, орденом Анны IV степени и Станислава III степени с мечами и бантом.

Восстановив здоровье, он поступил на гидрографическое отделение Морской Академии, которое закончил с отличием. Казалось бы, имея такое образование, а также волевой напористый характер, сын известного мореплавателя мог бы быстро подняться по карьерной лестнице, опираясь на влияние родителя и его дружеские связи. Но Андрей Ипполитович наотрез отказался помогать сыну и отклонил его просьбу о зачислении в гидрографическую службу.


В самом начале непростого пути ему пришлось бороться не только с морской стихией, но и с недоверием экипажа. Опытные мореплаватели посчитали Бориса выскочкой, которому покровительствовали влиятельные чины. Изменить такое отношение капитану удалось лишь решительными действиями, смелыми предложениями и новшествами в исследовании.



На всем пути моряки и специалисты-гидрографы не прекращали вести исследовательские работы. Экспедиция вела наблюдения за ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей, составила описи нескольких мысов, уточнила координаты пунктов южного побережья архипелага Северная земля. Между Карским морем и морем Лаптевых был открыт пролив, названный в честь Бориса Вилькицкого. Впервые в истории авиации в условиях Арктики испытатели пытались использовать самолет, но воздушное судно вышло из строя при первом же запуске.

Во время исторического прохода по Северному морскому пути с востока на запад погодные условия не помогали мореплавателям. Из-за тяжелой ледовой обстановки суда были вынуждены зазимовать в Карском море. 16 сентября 1915 года, совершив первое сквозное плавание, экспедиция прибыла в Архангельск, где первопроходцам была уготована торжественная встреча.


Жизнь после открытий

Судьба Бориса Вилькицкого уготовила ему в будущем немало испытаний. С июля 1916 Борис Андреевич участвуовал в боевых действиях Балтийского флота, где его и застало известие о февральской революции и свержении самодержавия. После октябрьского переворота 1917 года, контр-адмирал Вилькицкий вначале принимает предложение работать в Главном гидрографическом управлении, и даже возглавляет научную экспедицию по изучению арктических морей. Но в 1919 году эмигрирует в Норвегию, а затем перебирается в Великобританию.

В Англии он работал на частных судовладельческих компаниях, занимался гидрографическим изучению нижнего Конго, работал в Бельгии бухгалтером и преподавателем русского языка.

Вернутся на Родину ему было уже не суждено. Скончался Борис Вилькицкий 6 марта 1961 г. в католической богадельне.

Лишь в 1996 году было принято решение о перезахоронении его праха на Смоленском кладбище в Петербурге, рядом с могилами его отца и брата.

Читайте также: