Большой алтарь зевса сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Наследник Трои, соперник Афин, центр язычества Римской империи - вот далеко не полный перечень характеристик древнего Пергама, который более известен как родина пергамента - специально выделанной кожи для письма используемый в качестве альтернативы запрещённого к вывозу из Египта папируса. У ранних христиан Пергам не вызывал положительных эмоций и печально прославился как место, где находится "престол сатаны" . До сих точно неизвестно, что в Библии подразумевалось под престолом: реальный объект или пример очередного библейского символизма. Впрочем, обо всём по порядку.

Пергам в первую очередь ассоциируется с потрясающим театром времён императора Адриана и вмещавший 10 000 зрителей. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"

Пергам в первую очередь ассоциируется с потрясающим театром времён императора Адриана и вмещавший 10 000 зрителей. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"

Родина Зевса

История Пергама сложна и невероятна запутана и разных научных трудах встречается довольно противоречивые данные по истории и мифологии города. С одной стороны, задолго до основания города на месте Пергама люди селились на протяжении последних 5000 лет, а с другой первые упоминания о городе относятся только к VIII веку до нашей эры, при этом пергамцы были уверены, что их город основал сын Андромахи Пергам от её первого брака с братом Гектора Геленом. После падения Трои Пергам перебрался в Малую Азию, где на конусовидной горе c отвесными склонами основал хорошо укреплённый город. Таким образом, история основания города отодвигается до XII века до нашей эры.

Пергамцы скромностью не отличались и стремясь превзойти своих соперников в греческом мире - афинян, придумали дополнение к греческой мифологии в виде уточнения места рождения верховного божества Зевса, который появился из утробы титаниды Реи именно на Замковой горе Пергама. Поэтому неудивительно, что в Пергаме был особенно популярен культ Зевса, его супруги Геры, сына Асклепия. Лишь в настоящее время учёные с уверенностью утверждают, что самые древние свидетельства культа, а значит и "рождения" Зевса, были обнаружены на горе Ликеон в Аркадии. Здесь возраст самого первого алтаря посвященного Зевсу насчитывает 3400 лет.

Наиболее достоверные сведения о Пергаме относятся к IV веку до н. э. и связаны они с возведением цитадели военачальников Александра Македонского Лисимахом, который после смерти великого полководца решил обустроить здесь для себя царственную обитель и надёжно укрыть свои сокровища в виде 9000 талантов золота. Заведовать золотом было поручено евнуху Филетеру. Во время восстания вспыхнувшего против владычества Лисимаха в 283 году до нашей эры, Филетер решил не впускать в цитадель своего недавнего господина, таким образом захватив власть. Именно Филетер и считается основателем династии Атталидов и первым царём Пергамского царства.

Учитывая тот факт, что Филетер продолжать свой род напрямую не мог, то престол он решил завещать своему племяннику Эвмену I, при внуке которого Эвмене II Пергамское царство достигло такого расцвета, что современники взахлёб рассказывали о мудрости своего правителя, а гости города наперебой делились впечатлениями об увиденных ими новых достопримечательностях Пергама.

Атталиды преследовали цель догнать и перегнать Афины превратив Пергам в духовный центр всего греческого мира. Для этого город окружили высокой крепостной стеной, создали огромную библиотеку с редчайшими книгами (200 000 рукописей, вторая после Александрийской), открыли учебные центры, строили храмы посвящённые всем крупным греческим божествам. При Эвмене II акрополь Пергама в два раза превосходил по площади и убранству акрополь Афин, казалось, ещё чуть-чуть и сама богиня Афина покинет свой любимый город и переедет в Пергам.

Пергамский театр. Летом здесь невероятно жарко, камни раскалены, а небо становится белым. Неудивительно, что Аттал III умер от солнечного удара

Пергамский театр. Летом здесь невероятно жарко, камни раскалены, а небо становится белым. Неудивительно, что Аттал III умер от солнечного удара

Последний из династии Атталидов Аттал III видя растущую мощь Римской республики решил по принципу президента Эмиля Гаха тихо сдать (завещать) своё царство Риму, будучи уверенным, что римляне доведут реализацию идеи Атталидов до совершенства. Однако глупость внебрачного сына Эвмена II Аристоника Пергамского провозгласившего себя Эвменом III и не захотевшего передавать царство Риму привела к серии войн пергамских городов против наглеца и против Рима одновременно. В конечном итоге Аристоник проиграл, а Пергам был лишён статуса вольного города.

Центр язычества

В последней книге Библии, Откровении (Апокалипсисе) апостола Иоанна Богослова, содержится упоминание о Пергаме, где находится некий трон (престол) сатаны:

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Моё, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа". (Откровение 2:12-13).

Апокалипсис был написан во время правления императора Домициана ориентировочно в 95 году нашей эры и был адресован христианским общинам семи городов Малой Азии, среди которых выделяются Пергам, Эфес и Смирна. В этот период первые христиане подвергались сильному прессингу со стороны Римской империи, в которой повсеместно распространялся культ обожествленного римского императора в честь которого возводили величественные храмы. При этом, все подданные необъятной империи были обязаны участвовать в языческих мероприятиях посвящённых императору. Учитывая позицию учения о едином Боге и принцип "не сотвори себе кумира" христиане не имели морального права принимать участие в подобных церемониях, за что рассматривались властями как потенциальные предатели и подвергались санкциям вплоть до публичной смертной казни. Особенно преуспели в гонениях на христиан в Пергаме, далеко обогнавшего в подобных мероприятиях Рим.

Таким образом, христиане Пергама действительно находились в сложной обстановке серьёзно рискуя своей жизнью. Здесь любопытным представляется утверждения некоторые исследователей Библии, что апостол Иоанн в своём Апокалипсисе преследовал цель не запугать своих духовных братьев и сестёр картинами скорого конца мира, а наоборот, приободрить их в надежде на скорое и справедливое завершения существующей системы. Ибо страдания верных делу Иисуса Христа приближает победу Агнца.

Где именно в Пергаме находится "престол сатаны"

Как указано в Откровении, в Пергаме находился не только сам престол, но и сам сатана здесь проживал. Большинство исследователей считают, что под сатаной подразумевалось сила воплощённая в мощи Римской империи противостоящей Богу . Если говорить о конкретном персонаже, то это был непосредственно римский император Домициан и проконсул римской провинции Азия, чья резиденция располагалась в Пергаме. Главы римских провинций являлись активными проводниками идеологии империи на вверенных им территориях. В частности, проконсул Вифинии и Понта Плиний Младший в своём послании императору Траяну в начале II века нашей эры жаловался на стремительное распространение христианства вследствие чего языческие храмы теряют доход из сократившегося объёма жертвоприношений, в связи с чем просит Траяна принять экстренные меры, что привело к ужесточению политики государства по отношению к христианам. Как видим, не только один император был виноват в преступных деяниях против инакомыслящих, но в целом, прослеживается государственная система преследующая не только идеологические, но прежде всего экономические цели, ведь с христиан много денег не возьмёшь.

Выдающийся памятник эллинистической архитектуры и скульптуры.

Пергамский алтарь был возведен на верхней части холма, на котором находился город Пергам. Построен при Аттале I между 220 и 197 гг. до н.э. или при Эвмене II между 180 и 159 гг. до н.э. Нет ясности относительно того, кому из богов алтарь был посвящен: возможно, Зевсу или Афине, или всем олимпийским богам.

Алтарь был построен в непосредственной близости от царского дворца, по соседству со святилищем Афины и библиотекой (на 23,5 м ниже). Имел высоту 9 м на основании длиной 36 м и шириной 34 м. Алтарь возведен на высоком цоколе, который с тех сторон был окружен пятью ступенями. С четвертой, западной, стороны широкая лестница вела в огороженный стеной с трех сторон небольшой зал, в центре которого находился жертвенник. На цоколе была поставлены колонны ионического ордера. Поверхность цоколя украшена рельефом, изображающим битву олимпийских богов с гигантами. Скульптурный фриз охватывает сооружение с трех сторон, его длина около 120 м, высота 2,3 м. Фриз составлен из 115 отдельных мраморных плит, тщательно подогнанных друг к другу. Вырезанные на них сцены составляли единую композицию, изображающую битву богов с гигантами.

На восточной части фриза представлены главные боги – Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Деметра, Арес, Ника. Зевс изображен в образе могучего мужчины, поражающего гигантов молниями. Афина, представленная в виде молодой женщины, сражается с крылатым гигантом Алкионеем. Поблизости от Зевса сражается с гигантами его сын Геракл. На южной стороне алтаря изображен Гелиос на колеснице, в которую впряжены четыре коня. Богиня Рея, которую отождествляли с Великой матерью богов (Кибелой), участвует в схватке верхом на льве. Северную сторону рельефа составляли изображения Посейдона, Афродиты, Эрота, Никс, Гесперид, Мойр, а также их противников. На западной стороне фриз, обрамляющий широкую лестницу, представляет фигуры Диониса, Сатурна, Океана, Амфитриды, Тритона. Стиль изображений патетический, передает состояние сильного эмоционального напряжения всех участников битвы. Боги и гиганты представлены в движении. Рельеф вырезан в мраморе глубоко, что создавало игру света и тени и тем самым придавало композиции особую выразительность. Сюжет рельефа служил своего рода аллегорией борьбы Атталидов с враждебными их государству силами, видимо, кельтами (галатами), которые для малоазийских греков представляли постоянную угрозу.

Стены зала, расположенного на верхней площадке алтаря, украшены рельефом с изображением истории Телефа – мифического правителя местности, где позже возник Пергам. Телеф был сыном Геракла и внуком Зевса, таким образом Атталиды вводили в свою религиозную политику идею о божественном происхождении династии Телефа, в далекие времена предшествовавшей их правлению.

Раскопки алтаря начал немецкий инженер Карл Хуман (Carl Humann) в 1878 году. С начала XX в. Пергамский алтарь был частично воссоздан из оригинальных деталей в Берлине в специально построенном для него музее (Пергамон-музее). В большом зале под стеклянной крышей полностью восстановлена западная часть сооружения с лестницей, ведущей в алтарю. Скульптурные фризы трех других сторон представлены на стенах зала. В 1945 г. алтарь был вывезен в СССР, но в 1958 г. безвозмездно возвращен ГДР и восстановлен в Берлине, где находится в настоящее время.


Тема патриотизма, защиты родной страны или города от захватчиков встречается в произведениях мирового искусства с завидным постоянством. Не является исключением и знаменитый Пергамский алтарь, или Алтарь Зевса, построенный гражданами города Пергам в первой половине II в. до н.э. в честь их победы над галатами (галлами).

Пергамский алтарь — ода мужеству и доблести

Для тех времен алтарь был чем-то неслыханным, да и в наши дни он тоже весьма впечатляет. Дело в том, что это не просто стол для жертвоприношений, а полноценное архитектурное сооружение. Высокая лестница вела к вытянутым буквой П крытым галереям с ионическими колоннами. Внутри галерей находился алтарный дворик с жертвенником, на крыше стояли статуи, а на стенах дворика помещался малый фриз (горизонтальная декоративная композиция) со сценами мифа о Телефе, сыне Геракла и легендарном основателе Пергама. [myline]Только представьте: сам алтарь достигал 9 м в высоту, а большой фриз, расположенный по периметру цоколя, — 120 м в длину. [/myline]Рельефы большого фриза, над которыми трудилась целая группа скульпторов, среди которых Дионисиад, Орест, Менекрат и другие, изображают гигантомахию, то есть битву богов и титанов, и именно они составляют главное украшение алтаря.

Напряженная схватка схлестнувшихся в битве богов и титанов является метафорическим изображением сражения пергамцев с галатами. Конечно, пергамцы ассоциировали себя с одержавшими победу богами-олимпийцами, а кельтские племена — с восставшими против них титанами, сыновьями Земли, у которых было туловище человека и извивающиеся змеи вместо ног. Это, если угодно, борьба культуры и варварства, светлых и темных сил.

Композиция символов в убранстве алтаря

Рельефы Пергамского алтаря представляют собой единое целое: перед нами переплетение изгибающихся напряженных тел, между которыми нет больших просветов. Наши глаза блуждают, зачарованные этими перетекающими одно в другое движениями, не в силах остановиться на какой-либо конкретной фигуре — персонажей множество, и неясно, есть ли главенствующий. В Пергамском алтаре всё двигается, дышит и соединяется.

Рассмотрим один из наиболее известных фрагментов. На нем — четыре фигуры: Афина, Гея, Ника и гигант Алкионей. В центре композиции — Афина. Схватив гиганта за волосы, она вершит расправу. Алкионей как будто разрывается между крепко держащей его Афиной, Геей, к которой он тянет руку, и змеем, верным спутником Афины, прочно обвившим тело крылатого гиганта. Алкионей и Гея не могут дотронуться друг до друга — мать не в силах помочь своему сыну, на что намекает парящая Ника, богиня Победы. Эмоциональный и физический драматизм подчеркивается немыслимым изгибом тела гиганта: от крыльев до левой ноги оно образует полукруг. Мышцы его неестественно напряжены, голова в отчаянии запрокинута назад, даже локоны волос извиваются, подобно змеям. Глаза Алкионея подняты к небу, рот приоткрыт как бы для предсмертного вздоха.

Странствия Пергамского алтаря между Германией и СССР

Кстати, любопытный факт — после того как во Вторую мировую войну советские войска заняли Берлин, они вывезли с собой множество произведений искусства, в том числе и хранящийся там в специально выстроенном для него музее Пергамский алтарь. Он нуждался в реставрации, которая и была великолепно произведена нашими специалистами. Целых тринадцать лет он хранился в Эрмитаже, и лишь в 1958 г. Хрущев по собственному желанию вернул алтарь в Германию. [mydoubleline]А перед этим по договоренности с немецкой стороной с произведения был сделан гипсовый слепок, которым мы и сегодня можем полюбоваться в стенах Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица в Петербурге.[/mydoubleline] С тех пор как слепок появился в академии, фрагменты алтаря рисовали бесчисленное количество раз, ведь это входит в программу обучения будущих художников.

Как мы знаем, дома и стены помогают. Пергамцы сумели отстоять свой город, несмотря на огромный численный перевес противников. Сколько раз в истории случалось подобное? Не так уж много, но все же примеров достаточно. Тот, кто защищает свой дом и очаг, имеет превосходство над соперником, как бы силен ни был последний. Думается, что именно эти идеи явились вдохновением, позволившим создать великолепный, полный динамики и драматического пафоса памятник, который не перестает восхищать нас даже спустя две тысячи лет.


Алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.) — площадка для жертвенника, возвышающаяся на огромном стилобате (близком по форме к квадрату размером 36X34 м), украшенном 120-метровым в длину фризом, на котором в ознаменование побед пергам ских царей над варварами (галлами) была изображена борьба богов и гигантов . Широкая лестница вела на площадку, врезаясь в цоколь. Одна ионическая колоннада шла по цоколю снаружи, выступая по обеим сторонам лестницы, другая — окружала самый жертвенник; между ними находилась глухая стена, с трех сторон обрамлявшая жертвенную площадку.

Сооружение стояло на четырехступенчатом стилобате. Цоколь имел сильно профилированную базу и сильно выступающий вперед карниз, венчавший ленту скульптурного фриза.

Предполагают, что жертвенник, стоявший в центре колоннады на верхней площадке алтаря, представлял собой трибуну 3—4-м высоты, на которую вели две симметричные лестницы.

Сохранились фрагменты второго фриза, который размещался, по всей вероятности, на стене, обрамлявшей центральную площадку алтаря между колоннадами. Это был живописный рельеф, изображавший приключения сына Геракла — Телефа, с фигурами на фоне пейзажа.

Пергам. Алтарь Зевса. план

Главный вход в святилище, изолированное от других сооружений каменной оградой, находился с восточной стороны алтаря, обращенного, как и все другие общественные сооружения акрополя, на запад. Для того чтобы подойти к торжественной лестнице, нужно было обогнуть значительную часть алтаря, рассчитанного на обозрение украшавшего его рельефа.

Значение фриза — одного из лучших памятников эллинистической скульптуры, исполненного в технике высокого рельефа, полного динамики и светотеневых контрастов, — приобретает в этой композиции настолько самодовлеющую роль, что венчающий его ордер теряет свое значение и превращается в пышное декоративное обрамление алтаря и его скульптурных украшений. Парадная, эффектная роскошь этого сооружения, изощренность его форм и профилировки, утеря чувства меры в сочетании скульптурных и архитектурных элементов говорят о начале глубокой раздвоенности между тектоническими и декоративными началами в архитектуре, характерной для позднего эллинизма.

Читайте также: