Башкиры челябинской области сообщение

Обновлено: 02.07.2024

В 11-13 веках происходило дальнейшее заселение Южного Урала кочевыми башкирскими племенами айле. Племена огузского происхождения заселяют Восточное Зауралье, бассейны рек Ай и Юрюзань, по маршрутам традиционных кочевок.
Кузеев устанавливает прямую генетическую связь между северо-западными башкирами и местным населением 1-го тысячелетия нашей эры (пьяноборцы, бахмутинцы). Он считает, что башкиры пришли на северные территории современного Башкортостана не ранее 12 века, а преобладающий европеоидный антропологический тип у них сложился в результате поздних контактов с западными соседями.
С вхождением башкирских земель в состав Золотой Орды (1236 год), начался новый этап кыпчакской миграции на Урал (13-14 века). В составе башкир в основном на юге и юго-востоке появились новые родоплеменные группы: кыпчаки, катайцы, табынцы и минцы,- составляющие общий компонент в этногенезе казахов, узбеков и каракалпаков. Территории центра и севера современной Челябинской области осваивали катайцы и табынцы.

Башкиры - http://mediazavod.ru/

Окончив материал о башкирах Челябинской области, я лишний раз убедился, что большинство из нас (и автор тоже) плохо знает как историю своего края, так и людей, с которыми сталкивается каждый день. И я рад, что мне удалось расширить границы своего сознания.

В энциклопедиях говорится, что башкиры -тюркский народ, живущий в Республике Башкортостан и других регионах России – в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях, Пермском крае, Татарстане и Удмуртии. Это автохтонный (коренной) народ Южного Урала, Предуралья и Зауралья. Его численность – свыше одного миллиона 750 тысяч человек. Башкиры занимают четвёртое место в РФ по количеству, после русских, татар и украинцев.

Они говорят на своем языке. По вероисповеданию – мусульмане-сунниты . Главный музыкальный инструмент – курай , главное блюдо – бишбармак .

По поводу происхождения башкир долгое время существовали две гипотезы: угро-мадьярская (ее придерживались В. Татищев, Д. Шлёцер, Д. Месарош, С. Токарев) и тюркская (В. Флоринский, В. Вельяминов-Зернов, В. Витевский). В XX веке исследователи С. Руденко, Р. Кузеева, Н. Дмитриева и другие обосновали точку зрения, по которой при формировании этнической культуры башкир решающую роль сыграли тюркские племена южносибирского и центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского).

Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на широкий Южный Урал (нынешняя территория Башкортостана, Оренбургской и Челябинской областей, часть Курганской и Свердловской области) кочевали на юге Западной Сибири, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кыпчакскими племенами.

Ученый Н. Бикбулатов отмечает, что ни одно из башкирских племен не называло себя башкирами, так именовалось объединение нескольких племен. Историк делает вывод, что эту этническую общность сплотил один человек – Башгирд. Под его предводительством башкиры объединились в военно-политический союз и начали осваивать современные территории расселения. На Южном Урале их степные племена частью вытеснили, частью ассимилировали местное (финно-угорское, иранское) лесное население, вступили в контакт с камско-волжскими булгарами (предки современных татар), оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири.

Путешественники обращали внимание, что древние башкиры говорят на языке близком к венгерскому. Их отождествляют с угорскими племенами – предками современного венгерского народа. На самом деле, считает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Г. Самигулов, население Южного Урала IX-XII веков, скорее всего, включало в себя и тюркские, и угорские племена, в том числе и родственные венграм (мадьярам), предки которых ушли в Европу в IX-X веках. В какой-то степени, венгры и башкиры имеют общих предков. Не удивительно, что внешне башкиры разные. В них смешиваются европеоидные и монголоидные типы. Язык народа относится к западной ветви тюркской группы алтайской семьи, имеет разветвлённую диалектную структуру. Часть современных башкир говорит на татарском и русском языках.

Башкиры живут на своей нынешней земле (в том числе – в горнозаводской зоне Челябинской области, на юге Уральского хребта) с конца IX-начала X веков. Г. Самигулов отмечает, что Ахмед ибн Фадлан, секретарь посольства Багдада к царю Волжского Булгара, в 922 году оставил записки, которые содержат первое описание башкир. Посольство встретилось с ними между реками Яик и Итиль (Волга). В X веке на территорию башкир начал проникать ислам, ставший в XIV веке господствующей религией. В XIII веке башкиры были завоёваны монголо-татарами. В это время народ воспринял кыпчакский язык – язык Золотой Орды. Упорное, временами успешное сопротивление башкир совместно с булгарами монгольскому завоеванию нашло отражение в исторических и фольклорных источниках.

Согласно работам уфимского ученого Р. Кузеева, на восток Челябинской области (в географическом смысле это Зауралье) башкиры шли в XIV-XVI веках с Приуралья (нынешний Башкортостан) и с юга Уральского хребта (территория от Аши до Чебаркуля). Окончилось это переселение в период падения Сибирского ханства. (Как известно, после распада Золотой Орды образовались Казанское, Астраханское и Сибирское ханства и Ногайская орда. Западная часть широкого Южного Урала входила в Казанское ханство, южная – в Ногайскую орду, восточная, нынешняя Челябинская область, – в Сибирское ханство).

После завоевания Казани войсками Ивана IV (Грозного) башкиры приняли российское подданство. В 1557-1586 годах завершилось присоединение Башкирии к России. За народом, пишут историки, было признано право владеть землями на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии. Тем не менее, башкиры неоднократно, каждые 15-20 лет, выступали против российского правительства (восстания XVII-XVIII веков). Они очень ценили свою независимость, возможность поступать по собственному усмотрению. Последним башкирским бунтом против российской власти считается участие в Крестьянской войне 1773-1775 года в составе войск легендарного Емельяна Пугачёва. Один из руководителей этого восстания, Салават Юлаев , остался в народной памяти и считается башкирским национальным героем.

Как отмечают исследователи, в XVI—XVII веках территория Башкортостана в царских документах обозначалась как Уфимский уезд, который делился на Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую дороги (даруги). Зауральские (в том числе нынешние челябинские) башкиры были в составе Сибирской и, частью, Ногайской, дорог. Дороги состояли из родоплеменных волостей, которые, в свою очередь, подразделялись на роды (аймаки или тюбы).

Историки отмечают, что традиционные занятия башкир – кочевое и полукочевое скотоводство, оно играло ведущую роль в хозяйстве. (У земледельческих народов был и, к сожалению, еще остается взгляд, что кочевники нерационально используют свою землю – значит, они отсталые. На самом деле, кочевники – не отсталые, они просто другие, у них свой подход к земле).

Башкиры также занимались бортничеством, охотой, рыбной ловлей. Они разводили лошадей, овец, меньше – коров, были у них и верблюды. Народ знал и земледелие, подчинённое кочевому образу жизни. Основные культуры – просо, ячмень, конопля. Ремёсла – выплавка железа и меди, изготовление оружия и орудий труда, войлоков, паласов и тканей из животного и растительного сырья. Расселение башкир по широкому Южному Уралу сопровождалось упадком скотоводства, констатируют историки. Изменялись методы его ведения, усиливалась роль земледелия, которое к XIX веку стало ведущим направлением хозяйства.

ВКЛАД В ИСТОРИЮ РОССИИ

Не все знают, что слово “Урал” (в переводе с башкирского – пояс) не сразу относилось ко всему Уральскому хребту и ныне известному огромному региону, отмечает Г. Самигулов. Оказывается, в XVII им XVIII веках Уралом называли только южную часть хребта (нынешняя горнозаводская зона Челябинской области). А весь большой Урал стал Уралом только в XIX веке, и это имя ему подарили башкиры.

Башкиры вместе с казаками охраняли российскую границу. В первой половине XVIII века шла борьба башкир с киргиз-кайсаками (казахами) за пастбища. Как рассказал Г. Самигулов, в 1731 году башкирские старшины сопровождали посольство известного чиновника А. Тевкелева (будущий основатель Челябинской крепости) к киргиз-кайсакам. В их числе – Таймас Шаимов. Это был незаурядный человек. По описанию Кириллова, войско башкир во главе с Таймасом Шаимовым разбило отряд киргиз-кайсаков численностью до 10000 человек, который шел в набег на башкирские земли, с его именем тесно связана история основания первых крепостей в Южном Зауралье в 1735-1738 годах. Во многом благодаря помощи Таймаса Шаимова и Кидряса Муллакаева посольство Тевкелева завершилось успешно – казахи Младшего жуза во главе с ханом Абулхаиром и часть знати Среднего жуза приняли русское подданство. За помощь, оказанную посольству, Т. Шаимов был пожалован в тарханы. В 1735 году начала свою деятельность на Южном Урале Оренбургская экспедиция, одной из задач которой было строительство города при впадении реки Орь в Яик. Для подвоза продовольствия к строящемуся городу в верховьях Яика поставили Верхояицкую пристань, место для ее постройки выбрано при содействии Т. Шаимова, который к тому времени был уже старшиной башкир Каратабынской волости. Затем на землях Каратабынской и Барынтабынской волостей построили целый ряд крепостей, в том числе Челябинскую, Миасскую, Троицкую и Уйскую.

Башкиры сыграли важную роль в период заводского освоения Урала. Они были хорошими рудознатцами, но из-за многочисленных восстаний им запретили самим ковать оружие. Дети Салавата показали русским рудные места, а затем снабжали заводы древесным углем.

Духовное управление мусульман России в конце XVIII века было создано в Уфе.

В наше время всей стране известны народный герой башкир Салават Юлаев и поэт Мустай Карим . Министром экономического развития России работает уроженка Уфы Эльвира Набиуллина . Покорила столицу России и всю страну рок-певица, композитор Земфира (Ромазанова) .

В СМИ Башкортостана и в Интернете идет активная полемика о роли и месте детей Салавата в истории и современности. На мой взгляд, эта нация продолжает развиваться и самоутверждаться. Думаю, что о делах многих ее сыновей и дочерей мы узнаем совсем скоро.

БАШКИР СТАЛО МЕНЬШЕ

Башкиры сегодня живут в основном в Аргаяшском и Кунашакском районах (они там составляют более 60 и около 50 процентов населения). Много их в Сосновском и в других городах и районах области. Дети Салавата в основном заняты в сельском хозяйстве. За последние годы образовалось несколько башкирских фермерских хозяйств. Многие уезжали и уезжают из села. Трудятся на ММК, ЧМЗ, ЧЭМК, ЧТЗ, на стройках – там, где платят деньги и дают жилье. Заняты башкиры и в других сферах – работают учителями, библиотекарями, врачей среди них мало. Есть ученые, спортсмены, деятели культуры, руководители среднего звена, предприятий и муниципалитетов.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

На новый год (по-башкирски – янаюл) народный центр проводит представление в ДК ЧМЗ. Во время мусульманских праздников и 1 октября, в День пожилого человека, Ралиф Каримов собирает представителей старшего поколения в библиотеке башкирской и татарской литературы.

- К сожалению, раньше люди, не только башкиры, стеснялись своей нации, – говорит Ралиф Каримов . – Детей нарекали по-русски. Кто-то забывал родное имя и просил называть себя на славянский манер. За последние 10 лет ситуация изменилась, но обидно, что некоторые большие руководители до сих пор хотят, чтобы их окликали неродными именами…

Символ курултая – акбузат, конь божественного происхождения. Для башкир четвероногий скакун – основа жизни. Дети Салавата спокойно и с внутренним достоинством несут свою миссию коренного народа области.

- Южный Урал – один из самых многонациональных уголков страны, – говорит Марсель Юсупов . – Все годы своего существования он демонстрирует сбалансированность, взвешенность в межнациональных отношениях. Областные, городские и районные органы власти помогают проводить национальные мероприятия и в разной форме их спонсируют. Курултай в этом плане не исключение. Все свои мероприятия мы проводим совместно с другими национальными центрами. Тесное сотрудничество у нас сложилось с Конгрессом татар и национальными центрами – славянским, армянским, азербайджанским, немецким, еврейским и другими.

Продвигаться вперед можно только единой командой, опираясь на качества каждого человека, в том числе на его национальную ментальность, харизму. Открытое демократическое общества невозможно создать без единения и дружбы всех народов.

*В КОМПЬЮТЕРЕ – РОДНЫЕ МЕЛОДИИ *

Я побывал в семье челябинцев Аюповых . Кунсылу Рамазановна – заведующая библиотекой башкирской и татарской литературы, ее муж Альберт Абубакирович – энергетик, Заслуженный строитель РФ. У них три сына. Старший Артур – строитель, его жена Элина – студентка медакадемии. Вадим работал на телевидении, учится в ЧГАКИ, у них с супругой Розой (она студентка Башкирского госуниверситета) два с половиной года назад родился сын Владик. Младший Денис пока не женат, он тоже учится в ЧГАКИ и живет с родителями. Квартира Вадима с Розы – рядом, Владик гостит у дедушки с бабушкой почти каждый день. Артур с Элиной бывают у папы с мамой два раза в неделю.

Но в этот день младших Аюповых в доме нет. Хозяйка наливает в мою пиалушку душистый черный чай со сливками, мы смакуем юаса (жареное тесто), знаменитый чак-чак. Из соседней комнаты льется башкирская мелодия.

- Это у Дениса записи в компьютере, – поясняет Кунсылу Рамазановна. – Он, когда работает, все время их слушает.

- А это творог? – спрашиваю я, когда хозяйка ставит на стол еще одно лакомство.

- Это курут – сквашенный творог, – поясняет она. – Попробуйте с чаем! Наши дети кладут его в суп, он становится не таким жирным.

Я пробую курут на язык, он кисловатый – вкус, конечно, на любителя.

- Курут – очень полезен для здоровья, – говорит Альберт Абубакирович.

Затем мы пробуем талкан. Это блюдо готовится из проросших зерен. Потом их жарят и мелют, получается мука коричневого цвета. Ее смешивают со сливками, маслом и сахаром. Из этой массы скатывают небольшие шары. Талкан тоже очень полезен, он долго не портится и быстро утоляет голод. Его удобно брать с собой в дорогу.

Пока я наслаждаюсь чаепитием, хозяева ставят записи любимого внука: Владика забирают из роддома, купают. Дедушка Альберт с улыбкой рассказывает, что внук любит танцевать под народные мелодии, умеет держать в руках курай.

- Он уже хорошо сидит за общим столом, – не скрывая гордости говорит Кунсылу Рамазановна, – не вертится, благодарит. Владик знает родной язык, любит бывать у бабушки Бибинисы в Аргаяшском районе.

- Он пойдет в национальную школу?

Когда я вернулся домой и лег спать, в голове все время звучали протяжные башкирские мелодии…

СКРОМНЫЕ И ГОРДЫЕ

Побывав в Башкортостане, я заметил, что у нас в области башкиры более сдержанные и приветливые. Артисты из Башкортостана не раз говорили, что таких благодарных, открытых сердцем зрителей, как в Челябинской области, больше нет нигде. Есть в наших башкирах какая-то трогательная беззащитность и в то же время – большая внутренняя сила. Башкирские девушки и женщины, как и все дети Салавата, ценят свою свободу. Даже при внешней кротости и покорности они остаются независимыми личностями.

Моя теща – настоящая башкирка Хамия Ахметкаримовна Бикчентаева (в девичестве – Шамагулова). Она работала учителем, Отличник народного просвещения. В школе ее зачем-то звали Галиной Павловной. Это была удивительно тактичная женщина. Я – далеко не идеальный зять, но никогда не слышал даже и намека на свои недостатки, на то, что что-то не так делаю для семьи. Поэтому не совсем понимаю классические анекдоты про тещ. А 25 процентов башкирской крови, текущей в моих дочерях, делает их только интереснее.

Мы говорили о национальном самоощущении со знаменитым Эльбрусом Нигматуллиным . Он понимает, что уже давно является эталоном для других башкирских парней. Эталоном спортсмена, человека и гражданина. Известный на весь мир атлет постоянно на виду, его все узнают, к мнению прислушиваются.

- Приходится держать марку, – улыбается Эльбрус, – что довольно тяжело. Но это мой образ жизни, я сам его выбрал.

Наш народ уже пятый век живет с Россией, он много испытал со страной и заслужил уважение. Мы, как и другие нации, продолжаем развиваться. В том числе и я. Ведь Эльбрус Нигматуллин – это не только сила, мне хочется преуспеть в большем, создать свою школу.

КАК ВАМ ЖИВЕТСЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ?

Зульфия ШАРИПОВА, менеджер компании:

Габдульян АХМЕДЬЯНОВ, токарь ЧТЗ:

- Я родился в Башкирии, в деревне Ашаево Белокатайского района. В Челябинске живу с 1973 года, приехал учиться в механический техникум и остался жить. Считаю его своим родным городом, здесь женился на башкирочке, воспитал сына и дочь, люблю свой дом и семью. Много лет работаю токарем на ЧТЗ, в автоматно-револьверном цехе, коллектив у нас дружный. Ощущаю себя башкиром, когда услышу родную музыку, душа переворачивается и тело в пляс пускается. Каждый год езжу в отпуск к родным в Башкирию и на сабантуй. По молодости сам участвовал в беге и однажды выиграл приз. Теперь больше болею за племянников, которые участвуют в состязаниях по борьбе курэш.

Райфа ШАМСИЕВА, гардеробщица библиотеки:

- Это моя родина, я ее никогда не променяю. К сожалению, в школе на башкирском языке читать меня не учили. Знаю его только на обыденном уровне. С внуком разговариваю по-башкирски. У нас дома есть записи песен на родном языке, смотрим башкирское телевидение.

РЕЦЕПТ

Вак-балиш (мелкий пирог)

АНЕКДОТ ПРО БАШКИР

Идет Штирлиц по коридору. Вдруг, слышит: из-за двери Мюллера раздаются звуки курая. Подходит к двери и стучит.
- Мюллер, ты чего?
Мюллер с грустью отвечает:
- Думаешь, ты один по родине скучаешь?

Башкирского наряда моего размера в библиотеке башкирской и татарской литературы не оказалось.

- *Есть только костюм Эльбруса Нигматуллина. Может, его наденете? – пошутила заведующая библиотекой Кунсылу Аюпова. *

- Так я же в нем утону!

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Начиная с 2012 года представительство Республики Башкортостан в Челябинской области возглавляет Амур Хабибуллин. При нем представительство начало работать на территории семи субъектов Российской Федерации. Пролонгирован главный документ, регулирующий взаимоотношения двух соседних регионов, — Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Челябинской областью. Подписано около 20 соглашений с местными властями, которые дают возможность поддержать инициативы общественных организаций.

Территория Челябинской области — это вотчинные земли башкир. Тюркские названия рек, гор, населенных пунктов являются живыми свидетелями башкирской истории края.

Тургояк, Зюраткуль, Увильды, Аргаяш, Кунашак, да и название самого Челябинска указывают на башкирские корни. В народе бытует несколько вариантов происхождения названия южноуральской столицы. Самая распространенная из них гласит, что город назван в честь тюркского святого Челяби.

Не только название, но и строительство крепости связано с именем тархана каратабынцев Таймаса Шаимова. По народным поверьям, он указал место для будущего города, обговорив с властями освобождение местных башкир от уплаты налогов на землю. Башкирская общественность области выступила с инициативой назвать одну из улиц Челябинска именем Таймаса Шаимова. На сегодняшний день его потомки проживают в Челябинской области. Они знают свои корни, гордятся знаменитым предком.

Благодарные потомки башкирских воинов Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии 1813—1814 гг., под руководством родственника башкирского старшины Асылгузи Бакирова Рафаила Бакирова, в 2015 году обратились в Представительство Башкортостана с просьбой установить памятник прадедам. 9 башкирских полков участвовало в Отечественной войне 1812 года. Теперь их добрые имена увековечены на памятнике, который расположен в самом центре Челябинска рядом с резиденцией губернатора. Cтало доброй традицией возлагать цветы к подножию монумента.

Да и сама центральная улица Челябинска — это кладезь башкирской истории. Тут расположен дом башкирского купца Валеева.

В Кунашакском районе хотят построить собственную резиденцию башкирского Ҡыш бабая. В проекте запланировано размещение на территории резиденции юрты с богатой утварью, ипподрома. Ҡыш бабай каждый Новый год встречается с южноуральскими детишками, принимает письма. При поддержке представительства Башкортостана, начиная с этого года, будут возрождены праздничные елки с национальным колоритом для детей, конкурс национальных дедов морозов.

На Урале активно развивается стрельба из лука. Уроженец Кунашакского района Данил Хуснуллин обучает этому мастерству ребят и девушек. Он открыл мастерскую, где изготавливает лук и необходимую к нему атрибутику: браслеты, стрелы.

В документах того времени четко прописаны финансовые расходы на развитие библиотеки и на закупку литературы. Библиотека гордо носит имя Шайхзады Бабича не один десяток лет. Имя молодого талантливого поэта было выбрано не случайно. он отличался смелостью, невероятной работоспособностью, а его творчество было близко по духу башкирам этой местности. Стоит отметить, что родственники Бабича проживают и в Челябинской области.

В первые годы советской власти в области велась работа по ликвидации неграмотности. В 1928 году секцией народного образования Челябинского горсовета татаро-башкирская библиотека была названа единственной базой культурно-просветительской работы среди башкир и татар. В 1979 году было принято решение о постройке нового здания. На улице Цвиллинга возникло просторное, современное здание, украшенное снаружи национальным орнаментом, созданным заслуженным художником России Зайнуллой Лутфуллиным.

Залогом успешной деятельности литобъединения является сотрудничество со многими общественными организациями как Урала, так и Республики Башкортостан. Надежные партнеры писателей — это представительство Башкортостана и отдел образования Учалинского района Республики Башкортостан. За свою 56-летнюю историю литературное объединение имени Акмуллы выполнило колоссальную работу по консолидации творческих сил и развитию литературного творчества в регионе.

Башкиры самый уральский, самый исконный народ на Южном Урале и в нашей области. Однако следует сделать поправку — не на всей территории, а в горной части и предгорьях. Река Урал, междуречье Уя и Миасса столетиями были пограничьем башкир с киргиз-кайсаками, тюрками, значит, юг области казахский. Ну а в остальной части никто никогда, кроме предков башкир, не обитал, можно сказать, с каменного века. Это часть прародины угров, а угорские племена здесь или полностью вошли в состав башкирского народа, или слились с пришедшими сюда другими, в основном тюркскими, племенами.

Первый список волостей Сибирской даруги, который удалось найти, датируется 1725 годом. Кунгурский бургомистр Южнев занес в него 24 волости: Салаутская (сальют) (138–414), Катайская (206–618), Мекатинская (бикатин) (45–135), Терсятская (терсяк) (40–120), Сыгранская (сынряне) (40–120), Белокатайская (балакатай) (112–336), Каратабынская (325–9750), Чирлинская (120–360), Айлинская (айле) (530–1590), Сискинская (сызгы) (152–456), Сардинская (сарт) (135–405), Кубаканская (315–945), Кудинская (кудей) (225–675), Трухменская (туркмен) (217–651), Тубеляцкая (тубеляк) (57–171), Мурсинская (222–666), Дуванская (дуван) (100–300), Кушлинская (79–237), Уфимская (упей) (76–228), Шигирская (шигир) (37–111), Баланчинская (120–360), Умитская (130–390), Таныпская (танып) (170–510), Кусинская (кесей) (120–360). Всего 3711 дворов; 11135 мужских душ — воинов около 60 тысяч.
Самые крупные родоплеменные группы: айлинцы, катайцы, каратабынцы, кудейцы, куваканцы, трухменцы. За исключением Кушлинской, Чирлинской, Баланчинской, Умитской и Мурсинской волостей, остальные легко читаются по названиям башкирских родов-племен и вписываются в карту Челябинской области, Башкирии и Курганской области. Из крупных родоплеменных подразделений почему-то не называются известные нам барын-табынцы и сынряне.

Список волостей 1735 года (начало освоения края): 1. Кудейская; 2. Елтяцкая; 3. Таныкская; 4. Балык(ан)чинская; 5. Кущ(с)инская; 6. Айлинская (роды — айле, упей, дуван, сызглы, мурзалар, сарт, тюбеляк, тарлаклы (тырнаклы); 7. Куваканская; 8. Барын-табын; 9. Карат-табын (роды – каратабын, аяла, кунюрган, бекатин-бикатин, ка(ы)пчак, музул, кубеляк, тялев, акшурас); 10. Мекетинская (бикатин); 11. Катайская; 12. Балакатайская; 13. Бучкурская; 14. Синрянская (сынряне); 15. Сызгинская; 16. Терсякская; 17. Сабанская.
Следующий список волостей составлен по Топографии П.И. Рычкова 1750-х годов. Указываются родоплеменные подразделения: 1. Кудей — урман, билекей, кир-кудей, шайтан-кудей, ногайлар, зюббердин, усрак-кудей, уруста-кудей, кулляд-кудей, дуван, трухмен, лямес (отсюда речка Лемеза) — это запад области. 2. Танып — кур-танып, балахчин, су-танып, унлар, ункурда — это северо-восточная Башкирия и северо-запад области. 3. Айле — арша, елан-айле, упей, дуван, таз-дуван, сызген (сызгы), еирли, мурзалар, та(ы)рнакли, каратулинак, сарт, тюбеляс, чублисызгы — запад и центр области. 4. Кувакан — елан-кувакан, тау-кувакан, сатка, сагит, куркули — район Сатки. 5. Барын-табын — айле-табын, кук-зюряк, кыпчак, мусюл-табын, акшураз — район Челябинска. 6. Катайская — бала-катай, бучкура, са(ы)нрян, сызги, чирли, терсят, бекатин, чалжаут (сальют), сартлар — север и северо-восток области, Курганщина.

Приведем и башкирские селения, упоминаемые Палласом, это позволит жителям тех из них, что сохранились, познать их старину. В европейском углу области он называет Шиганей, Миндеш, Усман, Трухмен-Кудей, Каратав, Кумляк, Суляк, Цигарцинкуль, Бактуган, Тюбеляк; в Исетской провинции: Юзуп (Юсуф) — аул, Алпаныш-качен, Айле, Точта, Мурзагул, Юраул, Муслюм, Кочкуль, Сугояк, Сувашаул (Сулейманово), Татей, Алагус, Сарты, Кизил, Даур, Бердем, Багазы.

Читайте также: