Баратынский в казани сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Музей-усадьба Евгения Боратынского в Казани — очень теплый и уютный музей. Как правильно Боратынский или Баратынский? — таким вопросом я задавалась по дороге в музей. Оказалось, что правильно Боратынский, фамилия происходит от названия замка Боратынь.

В музее хранятся личные вещи Евгения Боратынского и его супруги, а также их потомков. Мебель в залах музея, за исключением письменного стола Евгения Боратынского и секретера, за которым писал Александр Сергеевич Пушкин, когда гостил в Казани, принадлежит той эпохе, но отношения к Боратынским не имеет.

Мне музей очень понравился своей атмосферой, и той теплотой, с которой меня встретили сотрудники музея и провели для меня экскурсию. Во время экскурсии экскурсовод просто великолепно декламировала стихи, я получила невероятное эстетическое удовольствие от самой экскурсии и от посещения музея!

Боратынский Александр Николаевич
Родился в 1867 г., г. Казань; русский; юрист, член Государственной Думы (бывший предводитель дворянства).. Проживал: г. Казань.
Арестован 12 сентября 1918 г.
Приговорен: Казанская ЧК 18 сентября 1918 г., обв.: ("а/с элемент").
Расстрелян в сентябре 1918 г. Место захоронения - в г.Казань.. Реабилитирован 21 марта 1991 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан

Боратынский Дмитрий Александрович
Родился в 1892 г., г. Казань; русский; образование незаконченное высшее; б/п; фотограф Института древесины Наркомлеса. Проживал: Москва, ул. Плющиха, 42-3.
Арестован 28 апреля 1932 г.
Приговорен: Коллегией ОГПУ 27 октября 1932 г., обв.: к.-р. деятельности.
Расстрелян 10 января 1933 г. Место захоронения - место захоронения - Москва, Ваганьковское кладбище. Реабилитирован 3 октября 1988 г.
Источник: Москва, расстрельные списки - Ваганьковское кладбище

Это внук и правнук Евгения Баратынского. Вот так! Но, к счастью, до настоящего остались в живых другие родственники поэта, и поэтому его род не прервался.

А теперь читайте его удивительные стихи и делайте выводы сами!

Приманкой ласковых речей
Вам не лишить меня рассудка!
Конечно, многих вы милей,
Но вас любить - плохая шутка!
Вам не нужна любовь моя,
Не слишком заняты вы мною,
Не нежность - прихоть вашу я
Признаньем страстным успокою.
Вам дорог я, твердите вы,
Но лишний пленник вам дороже.
Вам очень мил я, но, увы!
Вам и другие милы тоже.
С толпой соперников моих
Я состязаться не дерзаю
И превосходной силе их
Без битвы поле уступаю.

Уверение
Нет, обманула вас молва:
По-прежнему дышу я вами,
И надо мной свои права
Вы не утратили с годами.
Другим курил я фимиам,
Но вас носил в святыне сердца;
Молился новым образам,
Но с беспокойством староверца.

Поцелуй
Сей поцелуй, дарованный тобой,
Преследует мое воображенье:
И в шуме дня, и в тишине ночной
Я чувствую его напечатленье!
Сойдет ли сон и взор сомкнет ли мой,-
Мне снишься ты, мне снится наслажденье!
Обман исчез, нет счастья! и со мной
Одна любовь, одно изнеможенье.


Вообще, Боратынский никогда близко не сходился с людьми и чувствовал себя среди них чрезвычайно одиноким. Печаль, грусть, тоска — постоянные спутники поэта и темы его психофилософических изысков. Печальнее художника в русской поэзии надо еще поискать.

И вот сентябрь! И вечер года к нам
Подходит…

Вся жизнь поэта — один затянувшийся вечер года.

В юности у Боратынского были близкие отношения с Пушкиным, часто цитировавшим его строки, но с годами дружба стала остывать, переходя в отстраненно-холодное уважение. В абсолютной гармонии Евгений Боратынский пребывал лишь со своей первой и последней настоящей любовью Анастасией Энгельгардт, которая пережила его на 16 лет и даже после его смерти думала и вспоминала о нем как о живом, не обрывая незримую духовную нить, связывающую сей мир с потусторонним.

… делить его волненья,
В нем таинства печали полюбя.

Казань была последним местом, где Боратынский чувствовал себя покойно и счастливо. Потом в нем произошел нравственный надлом, из которого не было исхода. И только Анастасия своей беззаветной любовью могла как-то поддержать поэта:

Ты, смелая и кроткая, со мною
В мой дикий ад сошла рука с рукою…

музей-усадьба Е.А.Боратынского

Анастасия выздоровела, а Боратынский умер. Ему было 44 года…

P.S. 19-21 марта в Казани пройдут традиционные Боратынские чтения. В эти же дни музей Е.А.Боратынского — филиал Национального музея РТ — будет отмечать свое 25-летие.

На снимках: Е.Боратынский и А.Энгельгардт; музей-усадьба Е.А.Боратынского.

Автор статьи: МИРГАЗИЗОВ Рафаэль
Выпуск: № 46-47 (24602)

5 сентября 2013 года поздно вечером главное здание музея Евгения Боратынского, что на улице Горького, открыли для всех желающих. Правда, только для разовой экскурсии.

Усадьба Баратынских – единственная в Казани сохранившаяся до наших дней городская дворянская усадьба первой половины XIX века – имеет статус памятника федерального значения.

По некоторым источникам, усадьба на Большой Ямской улице появилась в конце XVIII века. Господский дом был построен в начале XIX века для графини Апраксиной. В 1836 году его приобрел помещик Мамаев и пожелал, чтобы дом перестроили по проекту архитектора Фомы Петонди.

Николай Боратынский, младший сын поэта Евгения Боратынского, купил усадьбу в конце 1860-х годов. Его женой была красавица Ольга Александровна, дочь известного востоковеда, профессора Императорского Казанского университета, члена-корреспондента Российской академии наук Александра Касимовича Казем-Бека.

Позже усадьба перешла во владение внука Александра, известного просветителя, общественного и политического деятеля, депутата III Думы. После гибели Александра Николаевича, расстрелянного 18 сентября 1918 года без суда и следствия чекистами, семью из родового гнезда выселили. Помещение передали первой музыкальной школе.

До революции в усадьбе Боратынских устраивались балы, театрализованные представления, литературные вечера. Сюда по почте приходили журналы и книги из Парижа.

В дореволюционной Казани дом считался своеобразным очагом культурной и духовной жизни. Здесь гостил у своей дочери Ольги Боратынской Александр Касимович Казем-Бек, когда работал уже в Санкт-Петербурге. Здесь бывали писатель Гарин-Михайловский, художники Фешин, Фомин, Радимов, Сапожникова, а также небезызвестный Григорий Распутин, гостивший в Казани. Здесь сохранялась часть наследия поэта – так называемый Казанский архив Боратынского, выходили посмертные сборники его произведений.

Литературный музей Е.А. Боратынского – филиал Национального музея Республики Татарстан – обладает уникальной мемориальной коллекцией, связанной с жизнью и творчеством Е.А. Боратынского и его потомков.

Усадьба состояла из главного дома и двух флигелей. Западный флигель, в котором сейчас находится музей, при жизни Боратынских был техническим помещением – здесь была кухня, жила прислуга.

Второй флигель, к сожалению, не сохранился, как и сад, который был необъемлемой частью любой городской усадьбы. Со временем предполагается восстановить и восточный флигель усадьбы, который при жизни хозяев дома был отведен для гостей. Там будет маленькая кофейня с зоной вай-фай. Сегодня иметь при музее кафе и магазинчик – в порядке вещей. Потому что музеи ждут посетителей не на двадцать минут, а, как минимум, на полдня.

Музей поэта Боратынского с 1977 года работал в школе №34. Постоянную экспозицию там создала учитель русского языка и литературы Вера Герогиевна Загвозкина. Кстати, она существует до сих пор как экспозиция музея. В 1981 году музей получил статус государственного, в 1983-м стал филиалом Государственного объединенного музея ТАССР.

Главный дом усадьбы в ведение музея передали только в 2001 году. Предполагалось, что года через два располагавшаяся там первая детская музыкальная школа имени Петра Чайковского переедет в другое здание, что неподалеку, на этой же улице, а в барском доме разместится большая часть музейной экспозиции. Этого не случилось.


Год фотосъемки не известен

Школа с отъездом не торопилась, за что заведующая Музеем Боратынского Ирина Васильевна Завьялова благодарит директора Якова Ильича Туркенича. Когда старый дом пустеет, он быстро приходит в негодность.


Тем не менее дом Боратынских простоял пустым целых девять лет. Без тепла и электричества. Благо, крыша была, окна и двери были целы.


Барский дом сегодня

Вот как писал о ситуации в Доме Боратынских журналист Раиль Гатауллин:

Не знаю, есть тут мистика или нет, но дом без людей умирает. Вот и в Баратынке сейчас холод и запустение. Раза два в день сотрудники музея отпирают двери и проходят по пустым комнатам. Впрочем, уследить за злоумышленниками не удается – некоторое время назад здесь срезали отопление, периодически бьют окна.

Можно было бы нанять охрану, но ни один сторож не станет работать в помещении, где нет света, тепла, телефона. Слава богу, пока судьба хранит Баратынку, и ее миновала участь многих отселенных домов – огонь.

Кто сейчас помогает дому? Национальный музей – именно благодаря его стараниям в здании укрепили двери, заделали стену, в которой зияла огромная дыра. Баратынка по-прежнему остается на балансе города, и почему Министерство культуры не берет ее на свой баланс – тайна сия велика есть.

Музейщики, которые задыхаются в тесноте флигеля, пропуская в год по семь тысяч посетителей, никогда не смогут отреставрировать дом без помощи государства. А замыслов у них много – в фондах музея есть бесценные экспонаты, рассказывающие о Дельвиге, Жуковском, Евгении Баратынском, – они были бы так уместны в интерьерах городской дворянской усадьбы.

Здесь же могла бы разместиться экспозиция, рассказывающая о Серебряном веке в Казани, ведь этот период до сих пор практически не изучен и ждет своего осмысления.

С этим никто из власть предержащих не спорит, но и помогать музейщикам пока не спешат. И когда в Казани появится музей – памятник дворянской культуры позапрошлого века – бог знает.

Ситуация изменилась в 2011 году, во время одной из прогулок по старой Казани экскурсовода Олеси Балтусовой с Президентом РТ Рустамом Миннихановым. На реставрацию особняка было выделено 40 миллионов рублей, и уже в мае 2012 года в барском доме начались реставрационные работы.



С 1930-х годов в здании появилось много перегородок, были и другие переделки. Всё пришлось убрать, чтобы восстановить анфиладу комнат.


Сохранился снимок, на котором видно, каким он был в то время. Фото, конечно, не передает всей красоты гостиной, однако часть декоративного украшения главной гостиной дома дошла до наших дней.

Белая зала была душой особняка. Многие поколения Боратынских считали, что через звезду (изображение на полу) в центре залы проходит ось всего мироздания. На стенах залы висели портреты предков, стояли два рояля. Вот как писала в одном из своих стихотворений 1924 года Ольга Боратынская:

В этой длинной, белой зале

Были темные портреты,

Были белые колонны

И лепные потолки,

И пришельца окружали

Эти стражи просветленно-

Об исканьи правды Божьей

В этом доме говорили,

О ведущем к ней незримом

И единственном пути,

О борьбе со злом и ложью

И о том, каких усилий

Стоит то одно, чтоб мимо

Этой правды не пройти.


А такой он будет после завершения реставрации.



Парадный подъезд господского дома

Удивительно, но в гостиной сохранились гербы рода Боратынских. Возможно, потому, что находятся они под потолком и смотрятся как обычная лепнина.

Значительная часть декоративного убранства гостиной сохранилась, но пришлось подновлять оставшееся, восстанавливать утраченное.


В настоящий момент всё, что в здании требовалось заменить – двери, окна, лепные украшения – заменили. Расположение комнат полностью соответствует тому, что было прежде. Восстановлены камины. В настоящий момент идут отделочные работы.


По словам Ирины Завьяловой, дом воссоздается в том виде, в каком он был при Боратынских. Единственное добавление из XXI века – теплый переход из главного здания во флигель. Но его сделали деревянным, так что он не разрушит представления о старинной усадьбе.

Есть некоторые изменения и внутри особняка. Ведь планируя восстановительные работы, музейщики думали о будущей экспозиции. Например, на входе в дом через парадное крыльцо специально оставлена часть деревянной стены. Этим бревнам много-много лет.


Во время реставрации дома обнаружили купальню. В каменном полу небольшого помещения есть почти метровое углубление со ступеньками. Там будет восстановлен интерьер ванной комнаты: столик с зеркалом, кувшины для умывания, нагревательный титан.

В музее можно посмотреть эскизы, по которым восстанавливаются комнаты барского дома. Пока то, что видишь, очень далеко от того, что будет.




Планируется восстановить и парковую зону. И не только посадить деревья, но и организовать парковое пространство для активной жизни, как это было при Боратынских. Возможно, здесь будет театральный уголок или концертная площадка, а, может, крокетная площадка – она у Боратынских была. Музейщики задумали и детскую площадку.


В планах липовая аллея и много цветов, которые любили в семье Боратынских – васильки и ромашки.

Уже разработано несколько программ посещения музея, предусматривающих разный уровень знакомства: начиная с короткого визита (15-30 минут) и до целого дня в усадьбе.

Сейчас из-за тесноты музей с трудом принимает туристический автобус, в котором по 40 человек, а в интерьерах современного музея группа в 30 человек едва умещается.

Мы поинтересовались у директора музея, как будет выстраиваться музейная экспозиция, когда реставрационные работы будут завершены. Вот что она сказала:

Ирина Васильевна не уверена, что в 2015 году удастся открыть новую экспозицию. Скорее всего будет завершена реставрация главного дома усадьбы, но даже этого будет достаточно, чтобы придать Музею Евгения Боратынского второе дыхание.

Е.А.Боратынский. Рисунок неизвестного художника. 1830-е



Рассказывает ст.научный сотрудник Музея Боратынского Елена Скворцова:

- Общепринятая дата первого визита Боратынского в Казань – 1831г. Но исследования архива Энгельгардтов, проведённые директором Музея Ирины Завьяловой, показывают, что он и раньше посещал Казань наездами. Хозяйство требовало внимания. В особнячке, где располагается Музей, поэт не жил, это была усадьба графини Апраксиной. Усадьба Энгельгардтов, по мнению казанского учёного Сергея Саначина, располагалась в соседнем квартале, перестроенном ещё в позапрошлом веке. Но в усадьбе Апраксиной поэт, возможно, бывал: обмен визитами, общение, светский круг… Так что дом - мемориальное строение.


С 1991г. Музей обустроился во флигеле усадьбы Боратынских, где ранее была коммуналка. В главном доме усадьбы с 1932 по 2005 годы находилась музыкальная школа №1 им. Чайковского, где учились многие знаменитые исполнители. Ныне завершается его реставрация. Это уникальный памятник деревянной архитектуры в., один из немногих в сегодняшней Казани. Музей открылся в 1977г. Первым директором стала учительница русского языка и литературы казанской средней школы № 112 Вера Загвозкина. Она основала Музей сначала в школе № 34, собрав уникальные экспонаты, пройдя по всем возможным и невозможным адресам. Благодаря её сподвижничеству, Музей обрёл официальный статус и мемориальный адрес. Здесь более 6 тысяч единиц хранения! Трогательный особнячок в центре мегаполиса – ныне филиал Национального музея РТ.

Рассказывает Елена Скворцова:

- В Казани, в 1833г., Боратынский встречался с Пушкиным. Свидание обрадовало обоих. А в 1831-32 гг. поэт жил здесь с семьёй, спасаясь от эпидемии холеры в Москве, занимался делами поместья. Этот период жизни подробно освещён в его казанских письмах. Для Казани значителен и родной брат Боратынского – Ираклий. Он стал генерал-лейтенантом, как отец; сенатором. Четыре года был ярославским, и 12 лет – казанским генерал-губернатором…


Дом Казанского военного губернатора. Конец 1820-х. В.С.Турин. Фото: АиФ-Казань/ Фото предоставлено Музеем Е.Боратынского


О.А.Казем-Бек, А.К.Казем-Бек и Е.А.Дебособр. Фото: АиФ-Казань/ Фото предоставлено Музеем Е.Боратынского

Рассказывает Елена Скворцова:

Читайте также: