Балет щелкунчик сообщение 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Задание для Чайковского по программе-двойке

Чайковский получил от Петипа подробные инструкции для написания всех номеров, где, в том числе, оговаривались темп и количество тактов. Почти месячный перерыв в завершающей работе над балетом был сделан, когда композитор уехал в США, для проведения концертов на открытии Карнеги-холла.

На момент написания произведения официальным языком Императорского двора был французский, поэтому названия всех номеров и либретто Императорских театров были написаны на этом языке. Он был удобен и тем, что от него произошла вся балетная терминология.

Источники музыкального вдохновения

При разных постановках сюжет балета довольно часто изменяется, хотя большинство вариантов следует основному плану. Имена персонажей тоже различаются. В оригинальной истории Гофмана юную героиню зовут Мари Штальбаум, а ее куклу – Клара (Клэрхен).

В адаптации Дюма, на которой Петипа основал свое либретто, ее зовут Мария Зильберхаус. В других постановках Клара – это Клара Штальбаум, а не Клара Зильберхаус.

С началом Первой мировой войны сюжет балета русифицировался, и главную героиню стали звать Машей. Фриц, как отрицательный персонаж, остался не переименованным. Эта традиция сохраняется до сих пор.

Краткое содержание балета

Строгий отец рано отправляет детей спать, но в полночь Мари поднимается, чтобы снова взглянуть на Щелкунчика. Когда она его обнимает, появляется Дроссельмейер в виде доброго волшебника. От взмаха его руки в комнате все меняется: раздвигаются стены, вырастает елка, а елочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного Короля.

Отважный Щелкунчик ведет солдатиков в бой и встречается в смертельной схватке с Мышиным Королем. Видя, что армия мышей превосходит армию солдатиков, Мари бросает свою туфельку в противника. Мышиный Король убегает вместе со своим войском. Армия солдатиков победила и они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику, который внезапно превращается в прекрасного Принца.

Во втором, завершающем балет действии, Мари и Принц любуются красотой звездного неба и вспоминают, как их атаковали мыши. Все танцуют, веселятся и празднуют победу. Появляется Дроссельмейер и опять меняет все вокруг. Все готовятся к свадьбе Мари и Принца. Девочка просыпается с Щелкунчиком в руках и понимает, что это был всего лишь сказочный сон.

Провал премьеры в России

Уже позже, когда балет стал популярным, зрители старались купить места повыше, чтобы лучше видеть все богатство сказочных костюмов, которых в балете более 150.

Сюита остается самой популярной

Покорение столицы

Премьера балета в Большом театре прошла в 1919 году. Сцена была сделана в виде огромного стола, на котором стоял кофейный сервиз, из которого выпархивали танцоры, но на сцене постановка продержалась не долго, как и последующие редакции. Балетмейстерам никак не удавалось найти оптимальную форму, чтобы обыграть на сцене музыку Чайковского.

Именно с появлением версии Григоровича, балет-сказку стали исполнять 31 декабря, под Новый год. Постановка не покидает репертуар Большого театра по сей день. Традиция же звать на второстепенные роли учеников хореографических училищ жива до сих пор.

Хит, но тоже искусство

Эта сказка Эрнеста Теодора Амадея Гофмана была опубликована в 1816 году. Ее главные герои — девочка по имени Марихен (в разных редакциях девочку зовут Кларой или Мари) Штальбаум и странная игрушка — щипцы для колки орехов в форме солдатика, тот самый легендарный Щелкунчик, которого подарил Марихен ее крестный, сказочник Дроссельмейер. Только он знал, что Щелкунчик – это не безобразная игрушка, а прекрасный принц, которого заколдовала злая королева Мышильда.

На сцене - балет

В рождественскую ночь начинаются сказочные превращения, благодаря которым Щелкунчик оживает и вступает в схватку с мышами. В этой битве ему помогают тоже ожившие игрушки Марихен. И вот счастливый финал – Щелкунчик убивает Мышиного короля, тем самым рассеивая злые чары. И Марихен, полюбившая уродливую игрушку, видит перед собой расколдованного принца. Он приглашает её в свою страну, где объявляет Марихен своей принцессой.



Вполне объясним успех этой сказки. Ведь это не просто сказочная история. Она учит нас самоотверженности и чести, умению стоять за себя, бороться с несправедливостью и злом, пусть даже оно будет сильнее тебя и на его стороне будут магические силы. Не боясь проиграть эту битву, смело бросаясь в бой — только так мы сумеем победить. Этому учит детей героический Щелкунчик. Эта бессмертная история, рассказанная нам Эрнстом Амадеем Гофманом и бережно перенесённая в музыкальное измерение Петром Ильичом Чайковским, напоминает взрослым о том, что не всё в мире можно купить. Есть ещё и настоящие неподдельные чувства!

История создания балета

Балет

Щелкунчик

Действующие лица

Описание

балет Щелкунчик

Основные события в балете разворачиваются накануне большого и светлого праздника - Рождества.

В доме Штальбаума собрались гости и крестный Мари, который пришел с кучей подарков для детей. Среди них заметно выделяется кукла, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик. Довольно неуклюжая игрушка с широкой улыбкой сразу понравилась девочке Мари. Уже все дети ушли спать, а она все не могла расстаться с Щелкунчиком.

Девочка так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Елка стала огромных размеров и послышался странный шорох. В комнате появилась армия мышей, а сам Щелкунчик внезапно ожил, превратившись в прекрасного юношу. Он тут же собрал себе армию из солдатиков и отправился на врага, но их силы были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и кинула своим башмачком в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.

Щелкунчик содержание балета

Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный – Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который достаточно непросто попасть, преодолевая снежную бурю. Но Мари вместе с Щелкунчиком отправляются в эту страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге, где кругом много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал, как она спасла его. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает Мари вернуться домой из своего чудесного путешествия.


Фото:

Чайковский Щелкунчик
танец феи драже

Щелкунчик краткое содержание
балет щелкунчик краткое содержание

Интересные факты о Щелкунчике

Щелкунчик

  • Елка, которую устанавливают обычно на сцене в первом акте, весит около тонны.
  • Во время нежного танца снежинок на сцену падает конфетти, общая масса которого около 20 кг.
  • За весь спектакль на сцене демонстрируется около 150 различных костюмов.
  • Для полноценной работы всего оборудования, нанесения грима и смены костюмов за кулисами во время выступления должно находится около 60 человек.
  • Для освещения балета применяется обычно до 700 осветительных приборов.
  • На одну пачку Феи Драже уходит 7 слоев тюля.

Танец Феи Драже

Музыка

Чайковский

Петр Ильич воплощает уже известную ему тематику в балете – преодоление враждебных сил благодаря силе любви. Музыка насыщается новыми выразительными образами. Интересно наблюдать за тем, как совмещается здесь выразительность с изобразительностью, яркая театральность и глубочайший психологизм.

Музыкальная ткань балета очень яркая и насыщена сильными, запоминающимися номерами. Так, перед сценой роста елки из первого акта звучит необычайная по выразительности музыка. Начинается она призрачно, передавая мышиную суету. Постепенно она приобретает более широкий размах, трансформируясь в разворачивающуюся мелодию.

Чайковский постарался, чтобы музыка очень тонко передавала всё содержание сказки, происходящее на сцене: барабанный бой, фанфары или писк мышей. Особенно любим у публики Дивертисмент II акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это и яркий испанский танец – Шоколад, волнующий восточный – Кофе, характерный китайский – Чай, а также необычайно яркий и живой – Трепак. Далее идет изящный танец пастушков, Матушка Жигонь и жемчужина Дивертисмента – Вальс цветов с его завораживающей мелодией. Танец Феи Драже привлекает своей изысканностью, а настоящей лирической и драматической кульминацией смело можно назвать адажио.

История создания Щелкунчика

В 1890 году Петру Ильичу Чайковскому предложили сочинить оперу, состоящую из одного акта и балет. По замыслу эти произведения должны были исполняться в один вечер. Работать над балетом он начал вместе с Мариусом Петипа . Примечательно, что при написании партитуры Чайковский постоянно советовался с ним, даже по поводу музыки. Работа протекала достаточно быстро, однако, весной 1891 года, Петр Ильич вынужден был сделать паузу. Причина была уважительной – он отправился в США, где проходило долгожданное открытие знаменитого Карнеги-холла. Сохранились сведения, что Чайковский умудрялся сочинять даже в дороге на пароходе, так как боялся не успеть к сроку.

премьера балета Щелкунчик

первоисточник балета Щелкунчик

Эта сказка была переведена литератором Эмилем Лабедолльером на французский язык в 1838 году. Именно этот перевод и достался знаменитому писателю Александру Дюма. Любопытно, что он решил создать уже свой вариант произведения. Эта немного измененная версия сказки с некоторыми отступлениями и попалась И.А. Всеволжскому, решившему создать балет.

постановки Щелкунчика

музыка балета Щелкунчик в Фантазии Диснея

К необычным постановкам можно отнести версию Мэтью Боурна – британского хореографа. Она не имеет ничего общего с классической версией балета, тем не менее, хорошо отражает музыку. В частности, он дал другую интерпретацию Па-де-де из второго акта. События перенесены в приют для беспризорных детей, где за ними присматривает доктор Дросс. Сон главной героини оказывается совсем не таким, как в первоначальной версии. В нем все неустойчиво и любые объекты внезапно превращаются в различные вещи, иногда даже зловещие. А сами герои разлучаются из-за соперницы Мари, причем сам Щелкунчик и вовсе теряет память .

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Щелкунчик Музыка – П.И. Чайковский Либретто – М. Петипа Хореография – М. Пети.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Щелкунчик Музыка – П.И. Чайковский Либретто – М. Петипа Хореография – М. Пети.

Щелкунчик
Музыка – П.И. Чайковский
Либретто – М. Петипа
Хореография – М. Петипа, Л. Иванов

Петр Ильич Чайковский 1840 Воткинск, Вятская губерния 1893 Санкт-Петербург.

Петр Ильич Чайковский
1840 Воткинск, Вятская губерния
1893 Санкт-Петербург
Русский композитор, педагог, дирижёр, гастролировавший по всей Европе, а также в США, музыкальный критик, представитель музыкального Романтизма.
Чайковский родился в семье горного инженера. С раннего детства он проявил острую восприимчивость к музыке. После Училища правоведения в Петербурге начал службу в Министерстве юстиции и поступил в Петербургскую консерваторию. А после её окончания стал профессором Московской консерватории.
Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, но главными жанрами для него стали опера, балет, симфония.
Получил мировое признание еще при жизни, был награжден орденом Святого Владимира и возведён в степень почётного доктора Кембриджского университета.
Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс имени Чайковского, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран.

Пролог В канун Рождества, в красивом доме Зильбергаузов. Гости собираются.

Пролог
В канун Рождества, в красивом доме Зильбергаузов. Гости собираются на праздник.
В зал вводят Мари, Фрица и их маленьких гостей. Все восхищены нарядной елкой. За взрослыми на цыпочках следуют девочки с куклами и маршируют мальчики с саблями.
Кстати, Елка, которую обычно устанавливают на сцене, весит около тонны.

1 акт, 1 картина Рождественский сочельник в доме Зильбергаузов. Детям раз.

1 акт, 1 картина
Рождественский сочельник в доме Зильбергаузов. Детям раздают подарки. Часы бьют полночь, и с последним их ударом появляется крестный Мари Дроссельмейер. Умелый мастер, он приносит в подарок огромные механические куклы: Маркитантку, Солдата, Арлекина и Коломбину. Заводные куклы танцуют мазурку. Дети радостно благодарят доброго крестного, но Зильбергауз, боясь, что они испортят подарки, приказывает унести их в его кабинет.
Утешая огорченных Мари и Фрица, Дроссельмейер вынимает из кармана смешного маленького Щелкунчика и показывает, как тот грызет орехи (полька Щелкунчика). Дети радуются новой игрушке, но потом ссорятся из-за нее. Фриц заставляет Щелкунчика разгрызать самые твердые орехи, и у Щелкунчика ломается челюсть. Фриц раздраженно бросает Щелкунчика на пол, но Мари поднимает его, укачивает как маленького ребенка, укладывает на кроватку любимой куклы и укутывает одеялом. Зильбергауз велит вынести из гостиной мебель, чтобы устроить в ней общий танец. По окончании танцев детей отправляют спать. Гости и хозяева расходятся.

1 акт, 2 картина Зал превращается в зимний лес. Крупными хлопьями падает.

1 акт, 2 картина
Зал превращается в зимний лес. Крупными хлопьями падает снег, поднимается метель. Начинается изящный вальс снежинок. Во время очаровательного танца снежинок на сцену падает конфетти, общая масса которого около 20 кг.
Постепенно метель стихает, в лунном свете нарядно искрится снег.

2 акт Сказочный город Конфитюренбург. Во Дворце сластей Фея Драже и Принц.

2 акт
Сказочный город Конфитюренбург. Во Дворце сластей Фея Драже и Принц Коклюш ожидают приезда Мари и принца Щелкунчика. Все подготовлено к торжественному приему дорогих гостей.
Мари и Щелкунчик приплывают по реке в лодке из позолоченной скорлупы. Все почтительно кланяются прибывшим. Мари изумлена богатством раскинувшегося перед ней города. Щелкунчик рассказывает, что обязан Мари своим спасением.

2 акт, Дивертисмент Начинается праздник, в котором принимают участ.

2 акт, Дивертисмент

Начинается праздник, в котором принимают участие повелительница сластей Фея Драже, Матушка Жигонь и другие сказочные персонажи. В дивертисменте сменяют друг друга красочные и экзотичные Шоколад (испанский танец), кофе (арабский танец), чай (китайский танец), трепак (русский танец; карамельная трость),Танец пастушков (датский марципан), Танец Мамаши Жигонь и паяцев.
После вальса начинается блестящее Па-де-де Феи Драже и Принца Оршада. Затем следуют Вальс и торжественный Апофеоз.

Читайте также: