Asterisk сообщение о занятости абонента

Обновлено: 02.07.2024

В качестве памятки опишу способ доработки функции второй линии (Call Waiting) в FreePBX 14.

По-умолчанию механизм работы второй линии не предполагает никаких уведомлений звонящему в случае если вызываемый абонент уже с кем то разговаривает, а просто воспроизводятся стандартные гудки дозвона. Это создает впечатление у звонящего что вызываемый абонент не хочет брать трубку..

В файл конфигурации (/etc/asterisk/extensions_custom.conf) в секцию [from-internal-custom] добавляем:

ПОЯСНЕНИЕ. Возможные варианты состояния линии (DEVICE_STATE) — UNKNOWN, NOT_INUSE, INUSE, BUSY, INVALID, UNAVAILABLE, RINGING, RINGINUSE, ONHOLD (более подробно можно почитать в оф. документации)

Функция Call Waiting при настройке в Asterisk или через FreePBX позволяет внутреннему номера принимать второй параллельный вызов, во время текущего разговора. Основной проблемой Call Waiting является то, что звонящий занятому абоненту слышит стандартный КПВ (Контроль посылки вызова, или просто гудок) в телефонной трубке, что создает ложное ощущение игнорирования.

Звонящий думает, что вызываемый абонент не взял трубку по причине обеда, перекура, невнимательности или похищения пришельцами.

Нас такой вариант не устраивает и мы предлагаем решение: звуковое уведомление звонящего о том, что вызываемый абонент сейчас разговаривает и не может принять вызов. Предложим звонящему подождать или позвонить попозже. Приступаем к реализации.

НАСТРОЙКА EXTENSIONS_CUSTOM.CONF

Как можно понять по названию заголовка, настройку мы будем производить в одноименном файле extensions_custom.conf, который находится в директории /etc/asterisk/:. Открываем для редактирования:

После чего, добавляем в файл следующую конфигурацию:

[macro-dialout-one-predial-hook]
exten => s,1,Noop(HINT STATUS - $)>)
exten => s,n,ExecIf($["$)>" = "INUSE"]?Playback(/var/lib/asterisk/sounds/ru/custom/busytest))
exten => s,n,ExecIf($["$)>" = "INUSE"]?Set(D_OPTIONS=Ttm))
exten => s,n,ExecIf($["$)>" = "RINGINUSE"]?Playback(/var/lib/asterisk/sounds/ru/custom/busytest))
exten => s,n,ExecIf($["$)>" = "RINGINUSE"]?Set(D_OPTIONS=Ttm))

Разберемся с каждой строчкой контекста macro-dialout-one-predial-hook:

  • exten => s,1,Noop(HINT STATUS - $)>) - выводим в консоль сервера состояние хинта. Здесь может быть : UNKNOWN, NOT_INUSE, INUSE, BUSY, UNAVAILABLE, RINGING, RINGINUSE, HOLDINUSE, ONHOLD
  • exten => s,n,ExecIf($["$)>" = "INUSE"]?Playback(/var/lib/asterisk/sounds/ru/custom/busytest)) - проверяем статус хинта: если он равен INUSE (находится в разговоре), то проигрываем для него заранее записанный файл (/var/lib/asterisk/sounds/ru/custom/busytest, где сообщаем звонящему о занятости и просим подождать;
  • exten => s,n,ExecIf($["$)>" = "INUSE"]?Set(D_OPTIONS=Ttm)) - сразу после озвучивания нашего аудио, играем MoH (Music On Hold) звонящему;

Аналогичным способом, как показано выше, мы проводим проверку для состояния хинта равному RINGINUSE . Готово. Перегружаем диалплан командой:

НЕ РАБОТАЕТ С FOLLOW ME

Если вы столкнулись с проблемой того, что данный функционал не работает на внутренних номерах, в настройках которых включена опция Follow Me, то сделайте следующие действия:

В asterisk есть возможность настроить несколько активных линий для одного абонента. Это позволяет во время разговора, ответить на второй звонок, поставив первый на удержание. Все как в современной мобильной связи. Но есть один недостаток - во время звонка по второй линии, звонящий будет слышать длинные гудки, как-будто вы не берете трубку. Он не будет знать, что вы уже разговариваете по второй линии.

Научиться настраивать MikroTik с нуля или систематизировать уже имеющиеся знания можно на . Автор курса, сертифицированный тренер MikroTik Дмитрий Скоромнов, лично проверяет лабораторные работы и контролирует прогресс каждого своего студента. В три раза больше информации, чем в вендорской программе MTCNA, более 20 часов практики и доступ навсегда.

Параметр call-limit в asterisk

У меня есть очень популярная статья про настройку asterisk. Там я немного затронул тему активных линий у абонента, но совершил небольшую ошибку. Я упомянул параметр пира call-limit и порекомендовал поставить значение 1 тому, кто не будет использовать вторую линию. И указал, что в этом случае, если абонент уже разговаривает, звонящий услышит в трубке длинные гудки и поймет, что занято. Но это не так.

При значении call-limit=1, если линия уже занята, то звонящий просто получит сброс звонка, и не поймет в чем дело. А в логе сервера будет ошибка:

Если не настроить обработку этого события, то будет вообще не понятно, в каком состоянии абонент и почему идет сброс. Так что для обычных пиров все же стоит ставить call-limit хотя бы 2, чтобы была возможность работать со второй линией и не сбрасывать звонки. Если двух линий уже не хватает, то надо организовывать очередь. Делать лимит линий выше двух для обычного абонента считаю, что нет смысла.

Сегодня я предложу более элегантное решение при настройке нескольких линий.

Для отладки и тестирования работы voip я рекомендую сервис Zadarma. Плюс его в том, что после регистрации вы получите настройки пира для внутренней сети оператора. И внутри этой сети вы можете бесплатно звонить. Например, я одного пира регистрирую на sip клиенте смартфона и с него звоню на второй аккаунт, пир от которого настроен в астериске. Таким образом эмулирую внешний звонок. Удобно отлаживать различные конфигурации звонков, не требуя платного подключения.

Оповещение о занятости второй линии

Я буду опираться на указанную статью по настройке астериска. Покажу на ее примере, как оповестить звонящего о том, что абонент уже разговаривает. Там я предлагаю настройку реакции на занятую линию через функцию ChanIsAvail, которая проверяет доступность канала. Эта функция подойдет, только если у вас стоит ограничение на один канал, как приводится у меня в статье. Если вы хотите использовать более одной линии, то указанная функция не подходит. Сейчас я расскажу более красивое решение через проверку статуса экстеншена.

Я не проверял, есть ли в наборе звуков для asterisk готовая фраза на этот случай. Вместо этого просто записал свою, проговорив примерно следующее: "В настоящий момент абонент разговаривает, подождите на линии или перезвоните позже".

Итак, записываем указанную фразу в wav формате и загружаем на сервер. Перекодируем в формат, понятный для астериск:

Кладем новый файл в директорию /var/lib/asterisk/sounds. После этого открываем диалплан и редактируем контекст внутренних звонков. Рассмотрю самый простой случай, когда изначально было вот так:

Редактируем и приводим к такому виду:

Разберем, что здесь происходит:

  1. Noop(HINT STATUS - $) - чисто отладочная информация, которую потом можно убрать. Просто выводим статус экстеншена в лог. Эта информация помогла мне решить одну проблему, о которой расскажу позже.
  2. ExecIf($["$" = "INUSE"]?Playback(abonent_zanyat1)) - если статут экстеншена INUSE, проговариваем записанную фразу.
  3. ExecIf($["$" = "INUSE"]?Dial(SIP/$,120,Ttm)) - после проговоренной фразы звонящий будет 120 секунд ожидать ответ и слушать музыку. Далее идет обработка других статусов - RINGINUSE, BUSY. Ниже приведу описание всех возможных статусов.
  4. Dial(SIP/$,30,Tt) - если он так и не ответил, набираем ему еще раз, слышим уже обычные гудки в течении 30 секунд.

В общем, это не принципиально, сами придумайте, как поступать в конкретном случае. Теперь про EXTENSION_STATE. Функция может принимать следующие значения:

  • UNKNOWN
  • NOT_INUSE
  • INUSE
  • BUSY
  • INVALID
  • UNAVAILABLE
  • RINGING
  • RINGINUSE
  • HOLDINUSE
  • ONHOLD

Я не знаю точного описания всех значений, не нашел, но по названиям примерно понятно. Подобрал опытным путем те, что меня интересуют. Если пользователь разговаривает, значение BUSY, если он сам набирает кому-то, то INUSE, если ему идет звонок, но он еще не ответил, то RINGINUSE. Остальные значения в рамках указанной задачи меня не интересуют. Можете добавить сами обработку других ситуаций. Я раньше использовал для этого функцию DIALSTATUS, примерно так:

Изначально я собирался решать вопрос с уведомлением о занятости пира через dialstatus, но эта функция не подходит. Опытным путем узнал, что если первая линия занята, новый звонок идет на вторую, статус линии не будет busy. Эта функция не подходит.

И еще одно важное замечание. Во время тестирования, пока я не добавил явно в свойства пира call-limit=2, я не мог определить статус пира через EXTENSION_STATE. Не помню, какое значение получал при звонке, но оно точно было не BUSY во время разговора по первой линии. После того, как явно указал call-limit, все заработало как надо.

Во время настройки на разных версиях Asterisk замечал, что иногда не работает функция EXTENSION_STATE. Возвращает значение UNKNOWN. В этом случае использовал другую функцию - DEVICE_STATE. Все остальные настройки те же. Не вдавался в подробности, почему это так. Сходу не мог понять, в чем причина.

Заключение

Не понравилась статья и хочешь научить меня администрировать? Пожалуйста, я люблю учиться. Комментарии в твоем распоряжении. Расскажи, как сделать правильно!

Буду рад любым подсказкам и замечаниям к статье. Сам последнее время практически не занимаюсь телефонией. По привычке поддерживаю некоторые серверы, но отдалился от темы. Не слежу за ней и не делаю новых установок.

Другие материалы по asterisk:

Онлайн курс по Kubernetes

Онлайн-курс по Kubernetes – для разработчиков, администраторов, технических лидеров, которые хотят изучить современную платформу для микросервисов Kubernetes. Самый полный русскоязычный курс по очень востребованным и хорошо оплачиваемым навыкам. Курс не для новичков – нужно пройти вступительный тест.

Кладем новый файл в директорию /var/lib/asterisk/sounds. После этого открываем диалплан и редактируем контекст внутренних звонков. Рассмотрю самый простой случай, когда изначально было вот так:

Редактируем и приводим к такому виду:

Разберем, что здесь происходит:

Noop ( HINT STATUS — $ < EXTENSION_STATE ( $ < EXTEN >) > ) — чисто отладочная информация , которую потом можно убрать . Просто выводим статус экстеншена в лог . Эта информация помогла мне решить одну проблему , о которой расскажу позже .

Dial ( SIP / $ < EXTEN >, 30 , Tt ) — если он так и не ответил , набираем ему еще раз , слышим уже обычные гудки в течении 30 секунд .

В общем, это не принципиально, сами придумайте, как поступать в конкретном случае. Теперь про EXTENSION_STATE. Функция может принимать следующие значения:

Я не знаю точного описания всех значений, не нашел, но по названиям примерно понятно. Подобрал опытным путем те, что меня интересуют. Если пользователь разговаривает, значение BUSY, если он сам набирает кому-то, то INUSE, если ему идет звонок, но он еще не ответил, то RINGINUSE. Остальные значения в рамках указанной задачи меня не интересуют. Можете добавить сами обработку других ситуаций. Я раньше использовал для этого функцию DIALSTATUS, примерно так:

Изначально я собирался решать вопрос с уведомлением о занятости пира через dialstatus, но эта функция не подходит. Опытным путем узнал, что если первая линия занята, новый звонок идет на вторую, статус линии не будет busy. Эта функция не подходит.
И еще одно важное замечание. Во время тестирования, пока я не добавил явно в свойства пира call-limit=2, я не мог определить статус пира через EXTENSION_STATE. Не помню, какое значение получал при звонке, но оно точно было не BUSY во время разговора по первой линии. После того, как явно указал call-limit, все заработало как надо.
Во время настройки на разных версиях Asterisk замечал, что иногда не работает функция EXTENSION_STATE. Возвращает значение UNKNOWN. В этом случае использовал другую функцию — DEVICE_STATE. Все остальные настройки те же. Не вдавался в подробности, почему это так. Сходу не мог понять, в чем причина.

Наверное многие знают о существовании опции Call Waiting в Asterisk. Функция конечно хорошая, но не без недостатка. Если абонент, кому звонят, понимает, что на второй линии другой абонент, на которого он в случае чего может переключиться, то звонящий же не узнает, разговаривает сейчас абонент на другом конце или просто не отвечает на звонок. И, казалось бы, хорошая опция этим недостатком может убить все плюсы. По крайней мере в нашем офисе сотрудники часто были недовольны друг другом, думая что на их звонки не отвечают.

В конце концов мне это надоело и решил искать решение. Нашел его достаточно быстро. Оказалось что я не один, кому не очень понравилась работа это функции. Решение нашел тут.

Если коротко, то в extensions_custom.conf надо добавить
где abonent_zanyat название проигрываемого файла. Кстати саму начитку заказывать у сторонних фирм не хотелось (уж больно много просят за пару слов), так что на помощь пришли онлайн синтезаторы речи. В частности этот. Текст был следующий: "В настоящий момент абонент разговаривает. Вы можете дождаться ответа или перезвонить позже." Сохранить файл можно с помощью инструментов разработки браузера. При выборе голоса Milena получилось очень даже натурально. Был даже удивлен что не сразу и заметно, что это речь синтезатора (особенно если это услышать в трубке телефона).

В итоге теперь если мы звоним абоненту, который уже разговаривает, то услышим нашу запись, после чего звонок попадет на удержание. Дальше уже либо дожидаемся ответа, либо кладем трубку.

Читайте также: