Архитектурный облик киева сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Памятники архитектуры и наиболее значительные архитектурные сооружения, находящиеся в различных киевских районах. Музейные комплексы, церкви, монастыри и соборы, театры, университетские здания, стадионы, монументы, мосты, дворцы, вокзалы, библиотеки.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.06.2010
Размер файла 29,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат на тему

Главные архитектурные сооружения Киева

Старокиевский район, или Старый город

Памятник Богдану Хмельницкому. Установленный в 1888 году. Архитектор: Г. Микешин. Предложил идею создания памятника - Г. Юзефович.

Золотые ворота. Отреставрированные в 1982 году. Были главным въездом к городу Киева в Средневековье.

Андреевская церковь. Была построена в 1744 - 1767 годах. Архитектор: граф Растрелли. Архитектурный стиль: Рококо.

Софиевская площадь. Возобновленная 2000-го года.

Михайловский Златоверхий собор. Построенный в 1108 - 1113 годах, князем Святополком Изяславовичем, внуком князя Ярослава Мудрого. Собор имеет 7 куполов. Вероятно, в отделке принимал участие древнерусский мастер - Алипий.

Памятник княгине Ольге, Святым Кириллу и Мефодию, Святому Андрею первозданному. Был построен в 1911 году, возобновленный в 1996 году. Скульптор: И.П. Кавалеридзе, соавторы: Ф.П. Балавенский, Спиткин и Рыков.

Киевский фуникулер. Действует с 1905-го года, на Михайловском подъеме.

Национальная опера Украины имени Т.Г. Шевченко. Построенная 1901-го года, возобновленная в 1989-ом году. Архитектор: В. Шретер.

Гуманитарный корпус Национального университета имени Т.Г. Шевченко - Прежняя Первая Киевская Гимназия.

Костел Святого Александра. Построенный по приказу графа Потоцкого, с разрешения императора Александра I. Строительство было закончено за архитектора Ф.І. Меховича.

Площадь Независимости. В Советские времена современная Площадь Независимости носила название - площадь Октябрьской революции. До того это место называлось - Козье болото.

Дом Национальной академии наук Украины. Здание находится на Владимирской улице. До революции это был пансион графини Левашовой.

Театр российской драмы имени Л. Украинки. Находится возле Хрещатика. Открытый в конце XIX столетия. Раньше назывался - театр Бергонье.

Синагога на улице Ш. Руставели. Здание было построено в конце XIX столетия.

Европейская площадь. В Советские времена площадь называлась - площадью Ленинского комсомола.

Дворцовая часть, или Липки

Национальная парламентская библиотека Украины. Была основана в 1866 году - как публичная библиотека Киева. До 1917 года имела больше 56 000 книг, из которых почти половина была подарена разными лицами. За годы Советской власти до 1941 года книжный фонд составлял около 440 000 единиц. Во время немецкой оккупации помещения и фонды библиотеки были сожжены. В 1944 году библиотека возобновила свою деятельность. Уже в 1959 году фонд библиотеки составлял полмиллиона экземпляров. Библиотекой пользуется около 25 000 человек. 300 библиотек республики пользуется литературой через межбиблиотечный абонемент. С 1958 года проводит международный книгообмен. С 16 ноября 2000 года в помещении библиотеки работает Канадский - Украинский парламентский информационный центр.

Петровский пешеходный мост. Был построен в 1911 году. К революции место расположения моста называлось - Царским садом.

Арка Дружбы Народов. Построенная над памятником воссоединения Украины с Россией, в честь побратима народов. Является частью монументальной композиции.

Дом с химерами архитектора Городецкого. Был построен в 1901 - 1903 годах. Применен прогрессивный на то время материал - железобетон. Таким образом, архитектор решил сделать рекламу железобетона. Дом имеет признак стиля модерн. Украшение дома в виде экзотичных животных архитектор выполнил за эскизами Е. Саля. 19 ноября 2004 года в доме был торжественно открыт музей современного искусства Украины.

Мариинский дворец. Сведенный 1750 - 1755 годах по образцу дворцу, который был спроектирован архитектором Растрелли, для графа Розумовского. Императрица Елизавета сама избирала для него место. Сооружением дворца руководил выдающийся российский зодчий И. Мичурин. Ему помогали архитекторы: Г. Васильев, брать Нееловы, М. Сальников и другие. Дворец построен в стиле барокко. С противоположной стороны дворца находится Городской (Царский) сад. Сад был заложен 1743 года, на основе старинного Регулярного сада, основанного еще Петром I. Его стиль - классический регулярен. К Октябрьской революции дворец принадлежал царской семье. Во время Второй Мировой войны дворец был серьезно поврежден. Поэтому в 1945 - 1949 годах его реставрировали, под руководством архитектора П. Алешина. С того времени он становится местом торжественных приемов. В 1979 - 1982 годах дворец отреставрирован в форме архитектуры XIX столетия. Сегодня дворец является государственной резиденцией президента.

Национальный академический драматический театр им. Ивана Франка. Был построен в 1898 году.

Церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле. Храм построен в 1810 году архитектором А. Меленским, в урочище Аскольдовая могила. Однако первые культовые сооружения появились здесь, еще в XI столетии. Церковь была заказом воронежского купца Самийла Мещерякова, с целью увековечить память своей жены, которая умерла в Киеве, и была похоронена на Аскольдовой могиле. Церковь была построена из мрамора, в стиле ампир.

Лыбидская часть города

Национальный университет им. Т.Г. Шевченко. Построенный в 1837 - 1842 годах. Сначала назывался - Императорский университет Святого Владимира. Архитектор - В.І. Беретти. На фасаде главного корпуса установленные: памятный знак преподавателям и студентам университета, мемориальную доску Т.Г. Шевченко и мемориальную доску штаба истребительного батальона. В городе есть другие корпуса университета, например - Гуманитарный корпус (см. предыдущую часть). В 1939 году был переименован в Университет им. Т.Г. Шевченко.

Памятник Т.Г. Шевченко. Был установлен в 1939 году, в честь 125-ти летие со дня рождения Шевченко. Скульптор: М.Г. Манизер. Архитектор: Э.А. Левинсон. Материал скульптуры - бронза, высота скульптуры - 6.45 метров, материал постамента - красный гранит, высота постамента - 7.3 метра. До революции на этом месте был памятник Николаю Первому.

Парк им. Т.Г. Шевченко. В Шевченковском парке Киева установлен памятник Т.Г. Шевченко. К революции парк носил название - Николаевского парка.

Бульвар Т.Г. Шевченко. Находится неподалеку от парка. Раньше назывался: Бибиковский бульвар.

Памятник Н.О. Щорсу. Установленный 1954-го года. К революции на этом месте стоял памятник графу Алексею Бобринскому. На монументе Щорс изображен на кону. Памятник находится на бульваре Шевченко.

Костел Святой Николая на Большой Васильковской. Был построен в 1899 - 1909 годах. Проект здания принадлежит С.В. Валовскому. Руководить проектом было поручено еще молодому киевскому архитектору - В.В. Городецкому. Здание подобных сооружений в нашем городе было невозможно, через почвы Киева. Однако Городецкий заложил фундамент на бетонных сваях - изобретении киевского инженера А.Е. Страуса. Кстати костел Святой Николая, был зданием в Европе, которая была построена таким образом. В конструкциях сооружения часто использовался железобетон. Скульптурные работы выполнялись в мастерской инженера А. Саля. В 1979 году состоялась реставрация и перестройка прежнего костела для дома органной и камерной музыки. В костеле есть прекрасный орган, который изготовили чехословацкие мастера.

Печерская часть, или Печерск

Большая колокольня Киево-Печерской лавры. Была сведена в 1731 - 1745 годах. Автором проекта - инженер и архитектор Иоганн Готфрид Шендель. Колокольня была построена на средства гетмана И. Мазепы. Здание являет собой восьмигранное четырехъярусное здание высотой 96, 5 метров. В сведенные колокольни принимали участие мастера Киево-Печерской лавры: С. Ковнир, И. Рубашевский, И. Горох и другие. Диаметр основы колокольни составляет 28 метров. Толщина стен в нижней части - 8 метров. Каждый ярус здания имеет свою отделку и назначение. Начиная со второго яруса потолок поддерживают колонны. Второй ярус поддерживают колонны дорийского стиля, третий ярус - колонны ионического стиля, четвертый ярус - колонны коринфского стиля. Сначала у колокольни было 13 звонов, в настоящий момент сохранилось лишь три звоны. На колокольню можно подняться, преодолев 374 ступеньки.

Успенский собор Киево-Печерской лавры. Был построен в 1075 - 1077 годах. Является главным монастырским храмом. Первый каменный храм на территории лавры. Было возобновлено в 2000 году. В строительстве принимали участие древнерусские и греческие строительные и художники. Собор расписан фресками и мозаиками. В украшении собора принимал участие известный иконописец Алипий. В конце XI века вблизи северной стены храма была сведена небольшая каменная церковь Иоанна Предтечи. Собор неоднократно перестраивали. Наибольшие изменения внешний вид храма испытал в XVIII столетии после пожара в лавре 1718 года. После реконструкции он приобрел формы украинского барокко. Собор был местом захоронения выдающихся деятелей. Успенский собор был разрушен 3 ноября 1941 года, во время Великой Отечественной войны. Указом Президента Украины от 9 ноября 1995 года Успенский собор был возобновлен в 1999 - 2000 годах.

Экономический корпус. К северным (Экономическим) вратам Лавры ведет Экономическая улица, на которой расположена достопримечательность архитектуры XVII - XIX столетия - Экономический корпус. Название корпус получил из-за того, что в нем жил Эконом Лавры, именно в Экономическом корпусе решались все дела по управлению лаврским хозяйством. Отсюда походит название улицы и северных врат с церковью Всех Святых. Здесь находится канцелярия Духовного собора Лавры, монастырский архив и кельи лаврской братии и начальника типографии. Корпус протягивается на 100 метров. Сначала здание было одноэтажным с барочными архитектурными формами. Северная сторона корпуса построена в конце XVII - началу XVIII столетия, а другая - после пожара 1718 года, который подтверждает разностилевой декор фасада. В 1848 году по проекту известного киевского епархиального архитектора - І. Спарро надстроен второй этаж Экономического корпуса. В декабре 1872 года Экономический корпус пострадал от пожара. В 1875 году было проведено работы по реконструкции корпуса. Во время войны 1941 - 1945 лет корпус был разрушен, остались только стены. Возобновлен Экономический корпус в 1960-тих годах.

Церковь Рождества Богородицы. Была построена на средства белоцерковского полковника Г. Мокиевского. На этом месте существовали деревянные храмы, которые также были посвящены Пресвятой Богородице. К трикупольному основному объему храма из северной и южной сторон достроены каплицы, которые увенчаны своими куполами. Таким образом образуется семи купольное барокковое храмное сооружение. Архитектор храма неизвестен. В 1817 году киевским художником И. Квятковским была сделана первая стенопись храма, который в настоящий момент почти полностью погиб. В 1990-тих годах была сделана новая стенопись церкви. Иконостас, сделанный в 1780 году не сохранился. Новый был сделан украинскими мастерами в 1990-ые годы. Церковь стоит на плато, немного выше основной площади ансамбля Дальних пещер, который содержится подпорной стенкой, украшенной аркадой-галереей. На этом плато, кроме храма находится колокольня и кладбище, а с запада примыкает дом Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви.

Введенская община. Церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы находится на улице Московской. Раньше это было главное здание женского Введенского монастыря основанного в 1877 году. Фасад оформлен трехчетвертными колоннами ионического стиля. Здание интересно с градостроительной точки зрения, как и то, что завершает угол улицы, а так же как памятник классической архитектуры Киева.

Воскресенска церковь. Начальное здание церкви существовало уже в XV столетии. В первом десятилетии XVI столетия Евстархий Дашкевич построил здесь новую деревянную церковь. Впоследствии здесь строят кирпичную церковь в барокковом стиле, или средствами зажиточного мещанина М. Грека в 1670 году, или средствами киевлянина М. Родзинського в 1798 году. Церковь имела 5 бань и фасады, типичные для времен гетмана И. Мазепы. В 1809 году над вратами к церковному двору построена ампирная (неоклассическую) колокольня по проекту А. Меленского. Хотя начальные пять бань церкви были заменены 1886 года одной баней, остальные важные элементы церкви сохранились. В середине 1930-тих лет церковь была разрушена.

Церковь Феодосия Печерского. Была построена в 1698 - 1702 годах. Находится на улице Январского восстания 32.

Видубицкий монастырь. Является одним из самых главных мужских православных монастырей Киева. Основанный во второй половине XI столетия, сыном князя Ярослава Мудрого - Всеволодом. Главной архитектурной достопримечательностью монастыря - есть Михайловский собор, построенный в 1070 - 1088 годах. В 1766 - 1769 годах возобновленный архитектором Г. Юрасовым.

Национальный транспортный университет. В 1944 году - распоряжением Совета Народных комиссаров СССР от 7 ноября 1944 года основан Киевский автомобильно-дорожный институт (КАДИ) - будущий Национальный транспортный университет (НТУ). Сначала были созданы два факультета: дорожный и механический. В институте готовили специалистов по четырем специальностям. В августе 1994-го года - после государственной аккредитации КАДИ получает статус технического университета, наивысший IV уровень аккредитации и назову Украинский транспортный университет. в 2000-ом году УТУ получает статус национальный и теперешнее название - Национальный транспортный университет.

Московские врата. Была сведена в 1742 году. Раньше называлась: Врата Печерской крепости.

Подольская часть, или подол

Почтовый дом на Почтовой площади. Был построен в конце XIX столетия. Здание имеет один этаж. Отреставрированный в 1982 году.

Киево-Могилянская академия. Открылась в 1632 году. В настоящее время является самым престижным Вузом страны. В дореволюционные времена называлась Духовной академией, вблизи нее находился Братский монастырь. Была основана митрополитом П. Могилой. Киево-Могилянская академия долгое время была главным учебным заведением Российской империи. Здание имеет три этажа. Возле главного входа установлено шесть колонн коринфского стиля. Главный корпус, который раньше назывался Ковнирским находится на Контрактовой площади.

Греческий монастырь святой Екатерины. Построение храма началось 4 сентября 1738 года - за указом более Святого Синода. Место для храма пожертвовал грек Астаматий Николаев. Храм строился для греческого населения Киева. В 1744 году Архиепископ Синайский Никифор и игумен Евгений просили о передаче этому приходскому храму статуса двора Синайского мужского монастыря святой Екатерины. Дата основания двора - 8 марта 1748 года. в 1915 году построена колокольня. В начале XX столетия храм действовал. Однако в 1929 году храм был снесен, под предлогом аварийного состояния. Остатки помещений занимали разные ведомства. В 1995 году была возобновлена колокольня.

Фроливский женский монастырь. Киево-Фроливский Вознесенский женский монастырь. Первые сведения из XV столетия. В 1710 году его объединяют с Вознесенским монастырем, который перевели из Печерска в связи со строительством Старой Печерской крепости. В 1730 -1732 годах была построена главная церковь монастыря - Вознесенску церковь. После пожара 1811 года возобновлением монастыря руководил А. Меленский. На территории монастыря сохранилось несколько его сооружений: Воскресенска церковь (1824 год, классицизм) - круглая ротонда, фасад которой украшено колоннадой ионического стиля, колокольня - прямоугольное трехъярусное сооружение, дом игуменьи.

Андреевский подъем. Улица, которая соединяет Подол с центральной частью города. В XVIII - XIX веках - улица киевской аристократии. В 1920 году переименовано на улицу Г. В. Ливера. В 1990-ые годы Андреевский подъем возобновили, в соответствии с историческим видом. В настоящее время улица является центром продажи сувениров для иностранцев и гостей столицы. Здесь можно приобрести любую вещь народного быта. Также, большинство художников продают свои произведения именно здесь. На Андреевском подъеме множество музеев. К тому же, в конце подъема есть интересное здание, которое киевляне называют, - Замок Ричарда (архитектор неизвестен), существует версия, что название здания выдумал киевский писатель - В. Некрасов.

Контрактовый дом. Здание 1815-1817 лет построения. Возле главного входа потолок поддерживают четыре колонны, дорийського стиля.

Набережно-Микильская церковь. Первым прототипом церкви был деревянный храм, который появился здесь в давние времена. В 1772 году разворачиваются строительные работы по сводке каменного храма. В 1782 году работы завершаются. Автором храма был архитектор И. Григорович-Барский. На протяжении 1942 - 1960 годов в помещении колокольни действовало общество парафии Святого Духа. Это была единственная парафия города, где богослужение велось украинским языком. В 1960 году церковь закрыли. В 1992 году Набережно-Микильская церковь приобретает статус действующего храма.

Академия изобразительного искусства и архитектуры. Была открыта в 1898 году.

Подобные документы

Исторические здания и сооружения, церкви, музеи, архитектурные комплексы, памятники и памятные места Липецка. Соборная площадь как историко-архитектурный памятник. Памятники археологии, истории города, градостроительства и архитектуры, мемориальные доски.

презентация [1,4 M], добавлен 10.11.2014

Появление оборонительных объектов в средние века на территории Беларуси. Памятники истории, архитектурные средневековые сооружения. Архитектура Лидского замка, старого замка в Гродно. Монументальные памятники в стиле барокко, дворцы в Гродно и Могилеве.

реферат [16,2 K], добавлен 26.04.2016

Краткий экскурс в историю. Архитектура Киева, древнего Новгорода, Владимира, Москвы. Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это дохристианскими строительными традициями и материал был наиболее дешев.

реферат [31,8 K], добавлен 09.06.2005

Понятие архитектуры как искусства и науки строить, проектировать здания и сооружения. Архитектурные стили, востребованные в архитектуре, их применение в строительстве. Особенности византийского и готического стилей. Связь развития архитектуры и времени.

презентация [1,5 M], добавлен 18.05.2015

Постоянные и временные нагрузки на здания и сооружения, расчет их сочетания, исходя из анализа вариантов одновременного действия различных нагрузок для рассматриваемой стадии работы конструкции. Методы борьбы с воздействиями на здания и сооружения.

дипломная работа [21,4 K], добавлен 31.10.2012

Соборы–памятники архитектуры Киевского периода. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Церковь Параскевы Пятницы. Искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII веков. Фрагменты росписи Дмитриевского собора. Успенский собор города Владимир.

реферат [26,6 K], добавлен 02.03.2013

Культурные черты эпохи Средневековья. Романский стиль искусства и его влияние на архитектурные сооружения эпохи. Романский стиль во Франции: церкви, крепости. Влияние романского стиля на Готическую архитектуру. Арки, нервюры и аркады готических строений.

Значение архитектуры и живописи Киевской Руси для дальнейшего развития Древнерусского искусства было поистине неоценимым. В это время создаются ансамбли городов с новыми княжескими центрами и необычными типами сооружений, а также вырабатываются характерные приемы строительства каменной архитектуры.

Совершенствуется мастерство строителей. Местные архитекторы и художники работают в тесном творческом контакте с византийскими инженерами, а также наиболее талантливыми мастерами стран Востока и Запада. Художественная культура Киевского государства приобрела в X — XI веках мировое значение.

искусство киевской руси

Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусская архитектура , в первую очередь, особенности построек в Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной основой, на которой формировалось украинское зодчество.

искусство киевской руси

искусство киевской руси

Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией. Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе создать произведения искусства, обладающие большой художественной и исторической ценностью.

искусство киевской руси

Церковь Богородицы ( Десятинная) в Киеве.

искусство киевской руси

искусство киевской руси

Древнерусские архитектурные памятники.

Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор в Чернигове, построенный примерно в 1036 году во времена правления князя Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции собора лежит сложная крестово — купольная система.

искусство киевской руси

искусство киевской руси

Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.

искусство киевской руси

Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную жизнь страны.

На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве. Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип шистистолпного трехкупольного храма. В простой крестово — купольной системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в сооружении Киевской Софии.

искусство киевской руси

По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в следующих числовых значениях:

  • ширина = 20 метров;
  • длина = 30 метров;
  • высота = 50 метров.

Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий. Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа , в традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь Богородицы.

искусство киевской руси

Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для удельных княжеств. Формируются самостоятельные школы и направления. Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и разрабатывают новые приемы строительства. Однако при этом остается незыблемым тип постройки церковных зданий.

искусство киевской руси

Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах. Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших дней первоначальная форма Кириловской церкви, возведенной в 1150 году. В архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.

искусство киевской руси

Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика изображений — это картины Страшного Суда.

искусство киевской руси

На колоннах изображены воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере живописи — линейности.

Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились изображения героев древнерусского фольклора.

искусство киевской руси

В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В 20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая отличается некоторыми характерными местными особенностями. В оформлении фасадов широко используется керамика .

искусство киевской руси

Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно выделить следующие:

  • Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.
  • Штукатурка фасадов поделена на квадраты.
  • Высокая декоративность оформления фасадов зданий.

Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки были спрятаны похоронные книги. Архитектура Борисоглебского собора по своим характерным особенностям близка Кириловской церкви. Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом. Подобная традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.

искусство киевской руси

Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.

искусство киевской руси

В Успенском соборе Елецкого монастыря, который был построен в середине XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об определенной близости к Киевской школе.

искусство киевской руси

Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в экстерьере Полоцкого Спасского собора, который был построен в середине XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции, которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной деревянной архитектуры.

искусство киевской руси

С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе которой лежали принципы белокаменного строительства.

искусство киевской руси

Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона.

искусство киевской руси

Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме. Эту церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия, украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во Львове и в Холме.

искусство киевской руси

Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению способствовало также расширение круга заказчиков. В свою очередь масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и художественный облик. Внимание зодчих переключается на экстерьер сооружений. При этом здания приобретают центристский башенный характер с нарастающим кверху объемом. В то же время фасады декорируются роскошно и вычурно.

искусство древней руси

Виды древнерусского искусства.

Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси, главное место занимали следующие:

  • Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного содержания, которые имели важное культовое значение.
  • Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро украшенных рисунками талантливых художников.
  • Декоративно — прикладное искусство, которое отражало народные традиции и широко использовалось для создания различных бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого.

искусство киевской руси

искусство киевской руси

искусство киевской руси

Изображение Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и достоинства.

искусство киевской руси

Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем. Художественные средства оформления литературных произведений были близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры можно назвать следующие:

евангелие

искусство киевской руси

На стенах галерей храма Софии Киевской изображен музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.

Киев — город с наслоением десятков архитектурных стилей разных временных периодов. От Киевской Руси до сегодняшнего дня: как выглядит облик города, какие исторические и современные архитектурные объекты заслуживают внимания — разберемся в этой статье.

Архитектурные стили Киева

Архитектура Киева формировалась на протяжении тысячелетия путем постепенного наслоения различных архитектурных стилей: украинского барокко, исторического стиля, неоготики, конструктивизма, советского монументального неоклассицизма и неомодернизма.

Усилилось западноевропейское влияние на архитектуру Киева после приезда в столицу архитектора Иоганна-Готфрида Шеделя, он построил Большую колокольню, другие сооружения в лавре и Софийском монастыре, надстроил старый академический корпус на Подоле. В 1752–1755 годах по проекту Петра Неелова строится Кловский дворец в формах барокко, близких к традициям архитектуры первой половины XVIII века. Но уже с конца XVIII века в киевском градостроении начинает господствовать классицизм, что связано с усилением власти Российской Империи. К важным объектам в стиле классицизма можно отнести Контрактовый дом по проекту Вильяма Гесте, здание Киевского университета авторства Викентия Беретти, а также здания Института благородных девиц и астрономической обсерватории.


Историческая архитектура Киева

Несмотря на динамичную застройку столицы и зачастую небрежное отношение к исторической архитектуре, в Киеве остается немало памятников архитектуры, создающих внутренний дух и неповторимый внешний облик города.

Владимирский собор


Киево-Печерская лавра

В некоторых источниках говорится, что Киево-Печерская лавра была основана в 1051 году, когда сюда прибыл преподобный Антоний. Он вместе с некоторыми из своих последователей построил целый комплекс, состоящий из пещер и монастырей. Когда монахи переехали в монастырь на территории лавры, пещеры использовались для захоронения. В настоящее время объект внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Андреевская церковь

Андреевская церковь, возвышающаяся над старым районом Подола с вершины Андреевского холма, является одним из великолепнейших произведений барочной архитектуры в Киеве. Она была построена между 1747 и 1754 годами группой иностранных и местных архитекторов во главе с Иваном Мичуриным по проекту Бартоломео Растрелли. Церковь была задумана как частный храм русской императрицы Елизаветы, поэтому в ней не было ни прихода, ни колоколов. Из-за расположения на холме церковь возведена на двухэтажном стилобате, который также служит фундаментом для здания. Андреевский собор в форме креста имеет один купол и пять декоративных шпилей.


Михайловский Златоверхий собор и монастырь

Михайловский Златоверхий собор, один из самых впечатляющих архитектурных памятников города, отличается богатой и бурной историей. Его основание было заложено в 1108 году сыновьями великого князя Киевского Изяслава Ярославича. В 1113 году собор в византийском стиле был открыт под эгидой Дмитриевского монастыря. Серия монгольских нападений в более поздние века нанесла собору огромный ущерб, так что к XV веку он нуждался в реконструкции. В 1495 году собор был переименован в Михайловский собор в честь архангела Михаила, духовного покровителя Киева. В ходе реставраций XVIII века собор расширили и переделали его внешний вид в стиле барокко. В 1934 году собор был снесен советской властью и полностью восстановлен в 1990 году на сохранившемся оригинальном фундаменте. Архитектура и внутреннее убранство повторяют оригинал.


Национальная филармония

История Национальной филармонии начинается в 1863 году, когда было создано Киевское отделение Императорского русского музыкального общества. Дом Купеческого собрания был построен в 1881 году, когда местное артистическое сообщество особенно стремилось выделить место для классической музыки. К 1919 году здесь выступали такие знаковые деятели музыки, как Рахманинов, Собинов, Скрябин, Нежданова и Шаляпин. В 1919 году филармония закрылась, а в 1927 году переехала в Харьков. Большую часть Второй мировой войны здание пустовало и снова начало функционировать как филармония только в 1944 году после освобождения города. В 1996 году после серьезных реставрационных работ здание Национальной филармонии вновь открыто для посетителей.

Октябрьский дворец

Октябрьский дворец — концертный зал и место, где регулярно проводятся культурные мероприятия. Дворец был построен на рубеже XX века по проекту Викентия Беретти, и первоначально в нем размещался Институт благородных девиц (Школа благородных девиц). После революции 1917 года здание перешло к новому правительству и использовалось как штаб ЧК (секретная служба СССР). Во время Второй мировой войны зданию был нанесен большой ущерб. Реставрация длилась семь лет — с 1952-го по 1959 год — и в значительной степени сохранила первоначальную архитектуру. После реставрации Октябрьский дворец используется как концертный зал.

Национальный банк Украины

Здание Национального банка Украины построено по проекту О. Коболева, экстерьер выполнил Вербицкий, а интерьеры — известный итальянский архитектор Элио Саля. После завершения строительства в 1905 году здание могло похвастаться всеми современными удобствами, включая центральное отопление, вентиляцию и электричество. Здание выполнено в стиле итальянского Ренессанса, сочетает в себе элементы северо-итальянской готики и ранней эпохи Возрождения флорентийского типа.

Дом с химерами

Дом с химерами — пожалуй, одна из самых эффектных архитектурных достопримечательностей Киева. Архитектор Городецкий воспринял этот сложный проект как единственную в своем роде возможность создать что-то нестандартное. В 1902 году он представил план, которым бросил вызов всем архитектурным традициям, преобладающим в Киеве до этого. Построенное из бетона здание украшено многочисленными настенными орнаментами и эклектикой, а также статуями как внутри, так и снаружи. Дельфины, лягушки, слоны, носороги и змеи, изображенные снаружи, были созданы Элио Саля. Сегодня Дом с химерами редко открыт для публики, но им можно полюбоваться со стороны внешней пешеходной зоны.


Дом плачущей вдовы

Дом плачущей вдовы — это здание в стиле модерн, построенное в 1907 году по проекту Эдуарда Брадтмана. Признанный шедевром местной архитектуры, дом был заказан Сергеем Аршавским, проживающим в нем до революции 1917 года. В 1918 году дом был национализирован и превращен в общественное учреждение. В 1939 году здесь размещался штаб Киевского военного округа. После Второй мировой войны здание стало резиденцией украинского советского республиканского правительства. С 1992 года оно последовательно использовалось двумя президентами Украины в качестве своей официальной резиденции. Снаружи дом сохранил первоначальный вид: с большими дверями, серым гранитом, лепными украшениями, искусственными каменными блоками и лабрадоритом. В верхней части фасада изображена скульптурная голова женщины, когда идет дождь, вода, льющаяся по ее щекам, создает иллюзию плачущего лица. Отсюда и произошло название дома.

Доходный дом

Доходный дом был построен в 1901 году в готическом стиле. Здание спроектировал инженер Николай Вишневский, его владельцем был барон Владимир Икскюль фон Гильденбанд. Дом серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, но впоследствии его отремонтировали и немного изменили планировку, сохранив, впрочем, внешний вид практически без изменений.

Современная архитектура Киева

Современный облик Киева формируют жилые (более 80%) и общественные здания:

  • административные;
  • деловые;
  • церковные;
  • культурно-просветительские;
  • спортивные;
  • торгово-развлекательные.

Какой стиль жилых комплексов от РИЕЛ

Корпорация Недвижимости РИЕЛ не ограничивается определенными архитектурными стилями. Мы постоянно экспериментируем со стилями и решениями, берем лучшее от мировой и европейской архитектуры, создавая жилые комплексы, уникальные для Украины. Вот несколько примеров:

Nordica Residence — жилой комплекс в изящном скандинавском стиле, воплощающий северный рационализм, внимание к деталям и комфорту.


Оk'Land — масштабный жилой комплекс, в котором сочетаются простота и элегантность форм с современными решениями и эффективным управлением пространством.



Forward — комплекс, сочетающий лучшие черты минимализма и конструктивизма, созданный для проактивных горожан, живущих в динамичном ритме Киева.




ELYSEUM — дом бизнес-класса на стилобате, с брутальными формами в классическом черно-белом цветовом сочетании и смелыми практичными решениями экстерьера.


GREAT — комплекс из 13 домов с экстерьером, отражающим неспокойные волны Днепра, подчеркнутыми акцентами и угловатой формой изгибов.


Проекты Корпорации Недвижимости РИЕЛ — это смелые и современные решения для комфортной и безопасной жизни в лучших районах Киева. Узнайте больше о наших жилых комплексах — позвоните нам по телефону или оставьте заявку на обратный звонок на сайте. Мы сами вам перезвоним и поможем подобрать подходящий вариант.

Киев по праву считается одним из красивейших городов Советского Союза. Живописная природа киевских гор, прославленные приднепровские парки, откуда открываются широкие перспективы на Заднепровье, неожиданные ракурсы взбегающих на холмы улиц, прямые магистрали с уходящими вдаль аллеями тополей, светлые ансамбли новых жилых массивов — все это вызывает восхищение многочисленных гостей и туристов со всех концов пашей Родины и из-за рубежа. Гордостью Киева являются замечательные памятники архитектуры, среди которых многие пользуются мировой славой.


Память об этом свято сохранилась в сознании трех братских народов, из поколения в поколение передавались былины и легенды о могучих богатырях, защищавших родную землю, о златоглавом Киеве, о дворцах князя Владимира, о Золотых воротах и др. Столица Советской Украины, город-герой Киев пронес через века чувство единства братских народов. Киев — слава и гордость советских людей и его 1500-летний юбилей является праздником для всех народов Советского Союза.

Интерес к прошлому кроется и в героической истории этого древнейшего города, и в активном освоении его богатого культурного и художественного наследия.

Архитектура древнего Киева — это первые страницы истории зодчества русского, украинского и белорусского народов. В Киеве сформировалась школа строительной техники, ставшая основой всего дальнейшего развития древнерусской монументальной архитектуры. В Киеве были творчески осмыслены и переработаны достижения византийской архитектурной системы, что послужило началом поисков самобытных черт в древнерусском зодчестве. Уже в нервом периоде развития архитектуры древнего Киева мастера выработали новаторские типы зданий, нашли новые конструктивные и художественные решения, что сразу поставило древнюю Русь в число передовых стран — активных участников мирового архитектурного процесса.


Древнерусская архитектура положила начало формированию застройки Киева. Шли века, менялись архитектурные стили, Киев приобретал новые черты, соответствовавшие эпохе, но заложенная в его основу древнерусскими мастерами градостроительная схема, трансформируясь и развиваясь, оставалась основой города.

Величественные памятники монументального зодчества эпохи Киевской Русл, перестроенные и наряженные в одежды новых стилей, всегда оставались важнейшими ориентирами города и играли большую роль в его облике. Судьба древнерусского архитектурного наследия была печальной.

Бесконечные пожары уничтожали деревянную городскую застройку, а с нею выгорали и разрушались и каменные постройки.

После нашествия Ватыя в 12-10 г. в городе от многих каменных зданий остались одни руины. Уцелевшие постепенно приходили в запустение и разрушались, и лишь немногие из них продолжали существовать. Достаточно сказать, что из 40 известных нам по упоминаниям в исторических источниках и по археологическим находкам каменных здании Киева X—XIII вв, к началу XX в. сохранилось лишь 9 и те были настолько перестроены, что угадать их первоначальные формы было трудно.

В XVII в. многие сохранившиеся постройки были восстановлены, начиная от Кирилловской церкви, отремонтированной в 1608 г., и кончая Трехсвятительской, отстроенной в начале XVTTI в. Почти во всех древнерусских памятниках под позднейшими наслоениями сохранились древнерусские формы, но эти наслоения настолько закрыли первоначальный облик, что практически до конца XIX в. он был неизвестен исследователям. Принято считать, что изучение древнерусских построек Киева началось с расчистки остатков Десятинной церкви митрополитом Петром Могилой, предпринятой в 1635 г. Однако научного значения они не имели, и главным их результатом была находка саркофага с княжеским погребением.

В 1810 г. впервые памятники древнего Киева были обмеряны и зарисованы архитектором II. Ф. Максютиным и художником Д. И. Ивановым, работавшими в экспедиции историка.К. М. Бороздина. В начале XIX в. большое количество киевских зданий, в том числе и древних церквей, обмерял киевский городской архитектор А. И. Meленский. Позже серию рисунков построек древнего Киева создали Т. Г. Шевченко и М. М. Сажин. Эти профессионально выполненные работы содержат много ценных данных о древних постройках Киева.

Немалую роль в изучении киевских древностей в начале XIX в. сыграл Е. Болховитинов, известный в ту пору историк и высоко образованный человек, издавший монографии о Софийском соборе и Киево-Печерской лавре. По инициативе Е. Болховитинова в 1824 г. начались раскопки Десятинной церкви. Эти раскопки Е. Болховитинов поручил отставному чиновнику К. А. Лохвицкому, который в дальнейшем проявил активную деятельность в розыске древнерусских зданий. Кроме Десятинной церкви, К. А. Лохвицкий раскопал в 1831 г. Золотые ворота и Ирининскую церковь, руины постройки возле Андреевской церкви, Иорданский монастырь. Лохвицкий не жалел ни сил, ни своих сравнительно ограниченных средств на раскопки, он организовал при Киевском университете музей, куда передавал найденные им вещи.

В 1843 г. при очередном ремонте в Софийском соборе была обнаружена древняя фресковая роспись. Для ее реставрации из Петербурга пригласили проф. Ф. Г. Солнцева. Он исследовал архитектуру собора и впервые выполнил проект его реконструкции. Как показали дальнейшие исследования, проект этот был далек от истины, но дал начало поискам форм зодчества Киевской Руси. Во второй половине XIX в. Софийский собор становится центром научных изысканий в этой области. Собор исследуют и издают о нем статьи и книги видные исследователи древнерусского искусства П. Г. Ле-бединцев, А. В. Прахов, Н. П. Кондаков, Д. В. Айналов, Е. К. Редин, Н. А. Окунев.

Исследуются и другие здания Киева древнерусского периода — Кирилловская церковь (А. В. Прахов, В. Г. Антонов), Богородица Пирогоща (Антонин), Михайловский и Выдубецкий монастыри, Трехсвятительская церковь (С. Т. Голубев). Серьезные работы по исторической топографии Киева публиковал Н. И. Петров. Особо следует отметить многочисленные исследования проф. П. А. Лашкарева, отличающиеся историко-архитектурной направленностью.

Как уже было сказано, для всех исследователей древнерусская архитектура была закрыта позднейшими наслоениями, проникнуть за которые не представлялось возможным. К тому же отсутствовала методика исследований архитектурных памятников. Эта методика была разработана и блестяще применена на практике в начале XX в. архитекторами П. П. Покрышкиным и Д. В. Милеевым. П. П. Покрышкин провел исследования и реставрацию церкви Спаса на Берестове, а Д. В. Ми-леев частично раскрыл фундаменты Десятинной церкви и раскопал Большой дворец X в. и церковь XI ст. на Стрелецкой улице. Безукоризненные в научном отношении, эти работы стали образцом для дальнейших исследователей Киева.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап в исследовании памятников древнерусского зодчества. Уже в первые годы советской власти была создана комиссия, начавшая изучение киевского Софийского собора. Работой комиссии руководили академики-искусствоведы А. П. Новицкий и Ф. И. Шмит. Исследования архитектуры собора были поручены молодому инженеру, в будущем — известному исследователю древнерусской архитектуры И. В. Моргилев-скому, применившему в своей работе методику П. П. Покрышкина. Сравнивая рисунки А. Вестерфельда 1651 г., изображавшие собор, И. В. Моргилевский шаг за шагом раскрывал первоначальный облик здания. Важнейшим результатом его работ явилась графическая реконструкция, вызвавшая много споров в научных кругах. Свои реконструкции собора предложили А. П. Новицкий и Н. И. Брунов.

Огромные разрушения, причиненные Киеву немецко-фашистскими захватчиками, вызвали необходимость проведения больших восстановительных работ, в том числе и реставрации памятников архитектуры. Были организованы Республиканские специализированные научно-исследовательские мастерские, изучением памятников занимались также научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры Академии архитектуры УССР, институт археологии АН УССР, научные сотрудники Софийского и Печерского заповедников. При проведении реставрационных работ стало возможным проводить исследования памятников с многочисленными зондажами, археологическими раскопками как внутри зданий, так и вокруг них. Большие реставрационно-строительные работы и капитальные исследования были проведены в 1948—1955 гг. в Софийском соборе, результаты которых дали начало многочисленным публикациям об архитектуре памятника. Исследовательские работы были продолжены Софийским заповедником также в 1976—1978 гг. Много новых открытий сделано во время реставрационных работ в Кирилловской церкви, Михайловском соборе Выдубецкого монастыря, при раскопках руин взорванного немецко-фашистскими захватчиками Успенского собора Печерского монастыря, церкви Спаса на Берестове, при раскопках храмов древнего Белгорода, собора Кловского монастыря, а также при исследованиях руин Золотых ворот, фундаментов церквей Богородицы Пирогощи, Гнилецкого монастыря( и здания большой ротонды конца XII — начала XIII вв. в самом центре древнего Киева.

Архитектура древнего Киева в последние годы довольно широко освещалась в трудах, посвященных древнерусскому зодчеству, искусству и культуре.

У читателя, который знакомится с архитектурно-художественным наследием Древней Руси, иногда возникает вопрос: почему в книгах о древнерусской архитектуре идет речь, главным образом, о церквях? В значительной степени это объясняется тем, что сооружения из камня и кирпича пережили (правда, далеко не все) века и лихолетия, в то время как деревянные давно погибли в пламени пожаров. Остатки дворцовых и оборонительных сооружений и еле заметные следы деревянных строений, которые иногда удается проследить во время археологических раскопок, особенно интересуют исследователей. Кроме того, следует помнить, что во времена средневековья церковь была главным центром идеологии. Поэтому основной сферой деятельности архитекторов и художников были культовые сооружения, монументальные росписи в них, иконопись. Именно в этой сфере решались основные проблемы развития стиля — определялись типы сооружений, решались конструктивные и художественные задачи того времени.

Исследованиями, которые проводились после Великой Отечественной войны, установлено, что стилистические изменения в каменной архитектуре древнего Киева можно проследить на следующих этапах его истории: времени высшего расцвета Древнерусского государства и его столицы Киева (конец X — первая половина XI вв.), когда были построены княжеские каменные дворцы, Десятинная церковь и Софийский собор; времени начавшихся княжеских усобиц (вторая половина XI — первая четверть XII вв.), когда получают распространение постройки типа Успенского собора Печерского монастыря; времени усиления феодальной раздробленности на Руси и формирования местных архитектурных школ (30— 80-е годы XII в.), представленного в Киеве такими зданиями, как Кирилловская церковь, и наконец, времени, когда под влиянием дальнейшего развития производительных сил в древнерусских городах отмечается активизация городского населения и проявляются тенденции протеста против феодальной анархии, что нашло отражение в архитектуре конца XII — первой половины XIII вв.

Последний период представлен в Киеве лишь остатками ряда построек того времени.

В книге рассматриваются все этапы развития архитектуры древнего Киева, рассказывается об архитектурных памятниках — как о тех, которые сохранились до наших дней, так и о тех, которые стали известны в результате археологических раскопок и новейших исследований.

Читайте также: