Антропосоциогенез биологическая и социокультурная эволюция сообщение по обществу 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Место урока в учебном плане: первая тема 2-го раздела.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиаслайды со схемами, новыми понятиями и иллюстративным материалом, классная доска, учебники, тетради, письменные принадлежности.

Описание мультимедиаслайдов: мультимедиаслайды содержат новые понятия; схемы, разработанные учителем для данного урока; на слайды помещен иллюстративный материал по теме урока, извлеченный из научных журналов “Вокруг света” и “Гео”, а так же теоретический материал в форме гипертекста.

Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа с учебником.

Ход урока

1-й этап урока.

На интерактивной доске помещается слайд с изображением звеньев эволюции с недостающими звеньями, отражающий современные подходы к изучению эволюции человека.

  1. Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;
  2. Какие стадии развития Homo sapiens выделяются на сегодняшний день; устанавливаются недостающие звенья;
  3. Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации (изменения) предков человека и формирование отличительных свойств современного человека;
  4. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.

Далее работаем с терминологией. Понятия должны быть помещены на доске. Понятия обязательно необходимо записать в тетради.

Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных, как сложный и комплексный процесс на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

Социогенез – процесс становления общества.

Антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.

После понятий переходим к работе со схемами современных теорий происхождения человека. Схемы размещены на трех слайдах на интерактивной доске и дополнены иллюстрациями, изображающими данные стадии развития человека. Работа со слайдами идет поочередно.

Рамапитек -----------------– Австралопитек ----------– Homo habilis

(14-20 млн.лет назад) ( 5-8 млн. лет назад) ( 2 млн. лет назад)

Homo erectus ---------------------– Homo sapiens

( 1-1,3 млн. лет назад) ( 150-200 тыс. лет назад)

3. Вспоминаем из курса Всеобщей истории.

– После работы со схемами вопрос ко всему классу:

Чем можно объяснить такую разницу в современных теориях происхождения человека?

Давайте вспомним официальную теорию происхождения человека.

(Дети восстанавливают официальную теорию и сравнивают ее с современными взглядами)

Почему официальная теория сейчас активно оспаривается? Это все стороны одного и того же процесса – процесса осмысления происхождения человечества.

! (вывод) То, что известно современной науке – это результат осмысления отдельных фактов, как и отдельных теорий, т.к. изучаемые процессы происходили задолго до появления науки.

Далее дети читают учебник, соответствующие страницы. Затем вопрос:

– Что по мнению современных ученых влияло на трансформацию гоминидов?

Важнейший вопрос: что было раньше – человек или общество? Решаем проблему с опорой на уже имеющиеся знания. Восстанавливаем картину, одновременно работая со схемой на интерактивной доске, т.е. идет фронтальная работа с классом с опорой на слайды (схемы обязательно учащиеся перерисовывают в рабочие тетради).

Отрабатываем понятие “Человечество”. Находим это понятие в учебнике. Зачитывается вслух. После этого рассматриваем две теории.

1-я теория: единая судьба народов, населяющих земной шар, следовательно, выработка впоследствии единой межпланетной культуры.

2-я теория: собирательное понятие, т.к. культур много.

Дети находят в учебнике и читают вслух обе теории. Их необходимо записать в тетрадь. Затем работаем с понятием “Культура”. Учащиеся снова находят определение в учебнике и затем, после прочтения вслух, записывают в тетрадь: (предварительно можно поработать над примерами)

Культура – это лучшее, созданное человечеством в различных сферах в результате преобразования окружающего мира его практической и духовной деятельности. далее учитель объясняет, что вне культуры человечество не существует. Вопрос к классу:

Выслушав ответы и примеры, учитель задает новый вопрос:

– Что является одним из важнейших средств культуры?

! Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленная как на внешнюю среду, так и на него самого.

В качестве обобщения: детям задается вопрос: “Что мы сегодня узнали нового?”

Затем выставляются оценки за работу на уроке, после чего дается задание на дом:

Прочитать соответствующий материал в учебнике, выучить записи в тетради, еще раз обратить внимание на новые понятия.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Антропосоциогенез. Презентация на заданную тему содержит 27 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Антропосоциогенез 1.Понятие антропосоциогенеза. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Место вида Homo sapiens в иерархии живого. 2. Эволюция мозга. 3.Генетический и лингвистический каналы информации. Проблема происхождения человеческого языка.

Антропосоциогенез от греч.— anthro-pos — человек, лат.— societas общество и греч. gene-sis — происхождение) - происхождение и эволюция человека, становление Homo sapiens как вида в процессе формирования общества. Первые представители семейства гоминид (семейство приматов, куда входит человек и его непосредственные предки, в частности человек умелый и прямоходящий) появились около 5 млн. лет назад. Антропосоциогенез от греч.— anthro-pos — человек, лат.— societas общество и греч. gene-sis — происхождение) - происхождение и эволюция человека, становление Homo sapiens как вида в процессе формирования общества. Первые представители семейства гоминид (семейство приматов, куда входит человек и его непосредственные предки, в частности человек умелый и прямоходящий) появились около 5 млн. лет назад.

Антропосоциогенез. Вся всемирная история мысли - в значительной степени - серия попыток отделить человека и общество от мира животных. Предлагаемые критерии: разум, сознание, двуногость, свободная рука, создание орудий, лицевой угол, вес и объем мозга, отношение квадрата мозга к весу тела.

Антропосоциогенез. Декарт, Гоббс, Гегель: разум, сознание, членораздельную речь. Гельвеций: человек – это животное, обладающее особой внешней организацией, руками и пользующееся орудиями и оружием. Юм: человек – это разумное животное, обладающее технической сноровкой и способностью создавать искусственную среду.

Одним из основных факторов очеловечивания были нравственные отношения. Ограничение кровосмесительства оздоровило генофонд. Запрет агрессивных действий по отношению к членам рода, забота каждого о пропитании близких – все это способствовало укреплению рода. Следует также принимать во внимание взаимообсловленность возникновения рода (филогенез) и истории индивидуального развития (онтогенез).

Процесс становления и развития происходит одновременно и в тесной связи с процессом развития общества. Есть существенный аспект социогенеза, как становления человечества в качестве единой социальной общности. Формирование социального субъекта включает два процесса:

1. уподобление человека человечеству, формирование всесторонне развитого, универсального человека, воплотившего в себе разнообразие интересов и способностей.

2. уподобление человечества человеку, т.е. осознание человечеством своей целостности, интеграция различных культур и преодоление разобщенности, что в конечном счете должно идти на пользу каждой социальной группе и каждому индивиду.

Соотношение природного (биологического) и социального (общественного) в человеке очень сложно. Есть две крайние точки зрения:

1. Биологизаторство(натурализм), абсолютизирующее роль естественных начал в человеке. Биологизаторские концепции:социал-дарвинизм, фрейдизм, позиция сторонников социобиологии. Один из ее основоположников Уилсон склонен объявить все социальные и гуманитарные науки лишь специализированными разделами биологии, а поведение социального существа предлагает объяснять, исходя только из генетической предопределенности.

2. Социологизаторство, преувеличивающее роль социального начала. Представители социологизаторства, напротив, недооценивают различные проявления жизнедеятельности человека. Они абсолютизируют значение социальных отношений и мира вещей, а также важность социологических методов изучения человека. В итоге получается, что в обществе якобы растворяются личностные особенности человека, а сам он является лишь определенной функцией исторического процесса.


Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; – выражает ценностное отношение к действительности.

Сознание

Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию)

Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий

Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Признаки личности: разумность, свобода, ответственность

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Деятельность

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Активность животных Деятельность человека
приспособление к условиям природы не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений
целесообразность, направляемая инстинктом не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию
использует готовые природные материалы создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений

Структура деятельности

Элемент деятельности Характеристика
Субъект человек, группа людей, всё общество в целом
Объект то, на что направлена деятельность
Мотив совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.)
Цель это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека
Действия активность, направленная на достижение цели
Средства всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)
Результат реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства )

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

Основные типы деятельности:
– игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
– учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
– труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая Духовная
материально-производственная учебно-познавательная, научная
социально-преобразовательная ценностно-ориентировочная
прогностическая

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

– реально существующие партнёры;
– иллюзорные партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным);
– воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

– передача и получение знаний;
– согласование разумных действий людей;
– организация совместной деятельности людей;
– установление и прояснение межличностных отношений и др.

информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства

– органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
– устная речь;
– письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
– технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)


Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Способности личности

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).

Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

Читайте также: