Анна подготовив сообщение и презентацию об уровнях познания
Обновлено: 05.07.2024
№ слайда 1
№ слайда 2
Научное познание Наука на сегодняшний день является основной формой человеческого познания. Оно отличается от обыденного познания.
№ слайда 3
Отличия от обыденного познания 1. Стремление к максимальной объективности в изучении предметов и явлений. 2. Для фиксирования полученных знаний используется научный язык 3. Научные знания используются не только сегодня, но и рассчитаны на будущее.
№ слайда 4
Функции научного познания 1. Познавательно - объяснительная: наука познает и объясняет законы окружающего мира. 2. Мировоззренческая – позволяет выстроить целостную систему знаний о мире. 3. Прогностическая – наука помогает не только познать и изменить мир, но и спрогнозировать последствия этих изменений.
№ слайда 5
Уровни научного познания Ученые выделяют 2 уровня научного познания: 1. Эмпирический 2. Теоретический
№ слайда 6
Эмпирический уровень Его задачей является описание изучаемых предметов и явлений. Методы: 1. Наблюдение 2. Описание 3. Эксперимент 4. Моделирование
№ слайда 7
Наблюдение Наблюдение – это целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление.
№ слайда 8
Описание Описание – это фиксирование сведений, полученных в ходе наблюдения.
№ слайда 9
Эксперимент Эксперимент – это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.
№ слайда 10
Моделирование Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно(большие материальные затраты, угроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления. На сегодняшний день широкое распространение получило компьютерное моделирование.
№ слайда 11
Теоретический уровень На этом этапе происходит объяснение изучаемых предметов или явлений. Полученные знания фиксируются в форме понятий, научных теорий и законов. Методы: 1. Выдвижение научных гипотез 2. Формулирование научных теорий.
№ слайда 12
Гипотеза Гипотеза – это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений. На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.
№ слайда 13
Научная теория Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Уровни познания. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Цель познания - истина Истина - это верное, правильное отражение действительности в сознании человека, в наших понятиях, суждениях, умозаключениях и теориях.
116131 116138 116154 116150 116139 116137 116136 116157 116146 116134 116140 116130 116135 116145 116143 116129 116142 116149 116156 116144 116151 116155 116147 116133 116141 116128 116152 116153 116148 116132
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Мы в социальных сетях
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Познание Познание – это вид деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире, природе, человеке.
Как вы думаете, познаваем ли мир? СКЕПТИЦИЗМ ГНОСТЕЦИЗМ АГНОСТИЦИЗМ Пирон Гегель, Демокрит Юм, Кант не отрицает принципиальной познаваемости мира, но выражает сомнение в надежности истины, в достоверности значительной части знаний, получаемых человеком мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания
Уровни (ступени) познания ЧУВСТВЕННОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания основано на абстрактном мышлении
Формы чувственного познания - непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов - воздействие на органы чувств целостного образа предмета - чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия Ощущение Восприятие Представление
Формы чувственного познания - для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д. - восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве - если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе Ощущение Восприятие Представление К формам чувственного познания относят: Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.; Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств; Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.
Формы рационального познания - мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол - мебель) - форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо ( муха-насекомое) - форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит она летает) Понятие Суждение Умозаключение
Особенности чувственного и рационального познания Чувственное познание Рациональное познание непосредственность, т. е. объект воспринимается напрямую наглядность и предметность возникающих образов воспроизведение внешних сторон и свойств объекта опора на результаты чувственного познания абстрактность и обобщенность возникающих образов воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
Основные направления в теории познания ЭМПИРИЗМ РАЦИОНАЛИЗМ новое знание можно получить только на основе чувств наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Знание. Виды знаний
Знание Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знаний Житейское Практическое Художественное Научное Рациональное Иррациональное строится на здравом смысле строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира строится на образе строится на понятиях отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях Личностное зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Решите: Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление. 2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения. 3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы. 4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов. 5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств. Ответ:
Решите: Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление. 2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения. 3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы. 4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов. 5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств. Ответ: 345
Решите: Запишите слово, пропущенное в таблице. Ответ: ВИДЫ ПОЗНАНИЯ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ Чувственное Ощущение, . , представление Рациональное Понятие, суждение, умозаключение
Решите: Запишите слово, пропущенное в таблице. Ответ: восприятие ВИДЫ ПОЗНАНИЯ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ Чувственное Ощущение, . , представление Рациональное Понятие, суждение, умозаключение
Решите: Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Чувственное познание присуще всем живым существам. 2) Одной из форм чувственного познания является восприятие. 3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете. 4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения. 5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение. Ответ:
Решите: Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Чувственное познание присуще всем живым существам. 2) Одной из форм чувственного познания является восприятие. 3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете. 4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения. 5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение. Ответ: 25|52
Решите: Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Рациональное познание присуще только человеку. 2) Одной из форм рационального познания является представление. 3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете. 4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине. 5) Исходным элементом рационального познания является понятие. Ответ:
Решите: Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Рациональное познание присуще только человеку. 2) Одной из форм рационального познания является представление. 3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете. 4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине. 5) Исходным элементом рационального познания является понятие. Ответ: 15|51
Решите: Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером. 1. Названы два отличия научного познания от житейского (обыденного). -Для научного познания характерны специальные методы исследования. -Для описания научных фактов, формулирования теорий в науке используется специальный язык. 2. Проиллюстрированы примером. - Для изучения бактерий в микробиологии могут использоваться такие методы, как наблюдение и описание и эксперимент, в результате которого накапливается эмпирический материал, необходимый для дальнейшего исследования. - В физике такие понятия как масса, скорость, время и др. имеют специальные, строго определенные обозначения, используемые в формулах, при описании процессов.
Описание презентации Презентация Лекция No.13 познание по слайдам
Лекция № 13 Познание как предмет философского анализа
План лекции Принципы гносеологии Природа познавательного отношения Основные формы познания Творчество Истина, ложь, правда и заблуждение
Литература: 1. Библер В. С. Мышление и творчество (введение в логику мысленного диалога). М. : Политиздат, 1975. 399 с. 2. Гадамер Х. -Г. Истина и метод. – М. : Прогресс, 1988. 3. Декарт Р. Правило для руководства ума. 4. Ильенков Э. В. Идеальное и идеал// Философия и культура. М. : Политиздат, 1991. С. 203 -274. 5. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М. , 1990.
Основные понятия теории познания. Э м п и р и ч е с к о е п о з н а н и е Т е о р е т и ч е с к о е п о з н а н и е М е т о д ы э м п и р и ч е с к о г о п о з н а н и я М е т о д ы т е о р е т и ч е с к о г о п о з н а н и я П р а к т и к а к ц е л ь и д в и ж у щ а я с и л а п о з н а н и я ; к а к к р и т е р и й и с т и н ы З н а н и е к а к р е з у л ь т а т п о з н а н и я И с т и н а а б с о л ю т н а я о т н о с и т е л ь н а я
Познание – процесс целенаправленного активного постижения действительности в сознании человека. Принципы познания: объективности; безусловной познаваемости мира для человека; диалектического характера познания; общественно-исторической практики как критерия истины; активности творческого отображения действительности; конкретности истины.
Природа познавательного отношения (субъект — объект познания) Объективная информация Активность познающего субъекта Субъективный образ объективного мира. Объективен по содержанию Субъективный по форме субъект Объективный мир Субъективный мир
Основные формы познания. П р е д с т а в л е н и е В о с п р и я т и е О щ у щ е н и е Ч у в с т в е н н о е п о з н а н и е У м о з а к л ю ч е н и е С у ж д е н и е П о н я т и е Р а ц и о н а л ь н о е п о з н а н и е Иррациональные формы познания (интуиция, воображение и др. )
Чувственное познание (ЧП) Логическое познание (ЛП) Ощущение форма ЧП, отражающая отдельные свойства и признаки предмета, воздействующие на органы чувств. Восприятие форма ЧП, в которой отражается целостный образ предмета, воздействующий на наши органы чувств (синтез данных отдельных ощущений) Представление обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, который в данный момент не воздействует на наши органы чувств. Это не конкретный признак, как в Восприятии. Понятие — форма ЛП в которой отражаются сущностные свойства, связи предмета, явлений, процессов окружающей действительности. (Понятие есть особая мысль, не любая, а максимально действенная , которая позволит многое объяснить. Понятие есть главная мысль о чем-либо, обобщение, интерпретация. ) Суждение — мысль, в которой что-то утверждается, отрицается. Умозаключение — форма логического познания, в которой из двух суждений выводится новое суждение, дающее новое знание о действительности
Дискуссии о природе творчества Предмет дискуссий — комплекс вопросов, связанных с разработкой принципов и критериев творческой деятельности человека, его метафизических, эволюционно-биологических, генетических, социокультурных и психологических истоках и основаниях.
В современном информационном обществе главным ресурсом становится человеческий (интеллектуальный) фактор. И не просто наличие образования, а работник-новатор. Поэтому задача образования – это развитие самостоятельного мышления и творческой личности.
В новейших исследованиях, определяющим критерием творческой деятельности субъекта считают социальную значимость ее результатов. Критерий творческой деятельности
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее (материальные и духовные ценности). Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных закономерностей) новую действительность (в любой ее форме), удовлетворяющую многообразным общественным потребностям
Виды и функции творчества (определяются характером конкретной созидательной деятельности) Вид творчества Функция (цель) Объект (результат) Художественное творчество Создание новых эмоций Произведения (искусства) Научное творчество Создание новых знаний Теории, Открытия, изобретения Техническое творчество Создание новых средств труда Процессы, Механизмы Спортивное творчество Достижение новых результатов Сила, Скорость, выносливость
Творческое познание: сознательное и бессознательное рациональное и иррациональное, дискурсивное (логическое, понятийное) интуитивное (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств. … дополняют друга.
Истина — адекватное, правильное отражение действительности. Объективная истина- содержание нашего знания не зависящее от сознания. Абсолютная истина Относительная истина это исчерпывающие достоверные знания о природе, ч-ке и обществе, знания, которые абсолютны в своей полноте и никогда не могут быть опровергнуты. — это объективная истина, которое содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального Мира. Всякое знание в сиу своей конкретности всегда относительно. Принцип конкретности Истины: КИ — это вся действительность во всем многообразии ее сторон, связей, отношений.
Теории истины Истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель) Свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс) Истина как результат условного соглашения (А. Пуанкаре) Истинность как согласованность мышления с самим собой, непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель)Корреспонденсткая (классическая) Прагматистская Конвенциалистская Когерентная
Критерии истины: Верификации : имеют смысл сужения, которые могут быть верифицированы (можно указать на конкретный способ проверки). Фальсификации: (принцип опровержения) те надо находить данные опровергающие теорию, а если таковых нет, то теория истинна. (Поппер) Марксизм предложил универсальный критерий истинности – практика, опыт.
Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Функции практики: критерий истины; основа познания; цель познания; результат познания
Ошибка и заблуждение Ошибка — результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными , случайными причинами Заблуждение — несоответствие знания его предмету; расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом; абсолютизация относительной истины Ложь, обман – умышленное искажение
Является ли ложью сознательное сокрытие того, что было? А) наглая ложь – ближе всего к обману Б) ложь сокрытия, умолчания В) полуправда, иногда намеренно иногда неосознанно
Спасибо за внимание! Norvz Austria. Фотосюрреализм.
Читайте также: