Алексей и федор басмановы сообщение
Обновлено: 07.07.2024
Федор Басманов — русский боярин, опричник, сын Алексея Даниловича Басманова. Фаворит Ивана IV Грозного. Биография мужчины стала объектом сплетен со стороны ненавистников государя.
Детство и юность
Федор Алексеевич Басманов родился 21 апреля 1550 года в селе Елизарово, Ярославская область. Телец по знаку зодиака. Вторая фамилия — Плещеев. Басманом называли предка, постельничего Ивана III Даниила Андреевича Плещеева. И так же назывался хлеб, который выпекали для царского двора.
Отец, Алексей Данилович, был воеводой, одним из создателей опричнины и левой рукой Ивана IV Грозного. Возвысился после взятия Казани в 1552 году, где проявил себя храбрецом. В 1570 году был казнен царем по доносу о государственной измене в сговоре с архиепископом новгородским Пименом.
Федор с ранних лет гипнотически влиял на окружающих. Мальчика окружали лаской и заботой, но в то же время внушали ответственность перед страной и чувство патриотизма.
Служба государю
Вместе с братом Петром Федор Алексеевич занимал высокое место при дворе Ивана Грозного, причем с самого детства. В 1556 году в возрасте 6 лет мальчик уже значился писцом Мещерского уезда.
В 1562 году стал телохранителем царя во время похода на Полоцк. Был послан на переговоры в Старицу, к матери князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного. Бояре хотели незаконно посадить его на престол. Заговор удалось разоблачить, после чего с внутренними врагами государства покончили.
Благодаря храбрости, проявленной в битве с татарами под Рязанью, Басманов продолжил службу в чине кравчего. То есть заведовал царским столом, отвечал за людей, подающих еду и напитки. В 1565 году получил право заседать в Боярской думе. В 1567 году участвовал в походе из Новгорода в Литву вместе с князем Афанасием Ивановичем Вяземским.
В 1568 году стал первым воеводой в составе трехполковой опричной рати в выступлении против литовцев в Вязьме. Был назначен первым наместником Старицы.
После 1569 года командовал войсками опричников на юге, под Калугой. Но был вскоре отозван в Москву из-за жалобы, поданной князем Андреем Петровичем Телятевским, который якобы метил на то же место.
Много позже историки установили, что князь Телятевский умер в 1568 году и никак не мог устроить тяжбу с Басмановым. Вероятно, документ подделали недоброжелатели опричника.
Личная жизнь
Мужчина был женат на княжне Варваре Васильевне Сицкой, племяннице покойной царицы Анастасии Романовны. То есть не только служил Грозному, но и породнился с ним. Сицкая родила Федору Алексеевичу двух сыновей: Ивана и Петра. Последний известен как сторонник Лжедмитрия I.
Второй брак Басманов заключил с Соломонидой Григорьевной Желябужской, представительницей старинного польского рода.
Андрей Курбский, Альберт Шлихтинг и опричник Генрих Штаден оставили воспоминания, в которых упоминалась личная жизнь Федора Алексеевича. В частности, писали, что юноша был не только фаворитом Ивана Грозного, но и его любовником. И будто бы этим объяснялся его карьерный рост. Но Штаден был немцем, а Шлихтинг состоял на службе у великого князя литовского, врага Московской Руси. В те времена иностранцы стремились очернить и русских князей, и страну в целом. Курбский ненавидел Ивана Грозного и сбежал в Речь Посполитую, предав свою страну. Поэтому свидетельства о противоестественных отношениях Басманова кажутся сомнительными.
Смерть
Федор Алексеевич умер в 1571 году. Точная причина смерти неизвестна. Мужчина был обвинен по новгородскому делу вместе с отцом и братом как изменник, перешедший на сторону польского короля Сигизмунда II Августа. Некоторые историки утверждали, что всех троих казнили.
(THE BASMANOVS ‘ COURAGE AND SERVILITY)
История России полна проявлений силы духа русского народа на полях сражений и раболепства того же самого народа перед царским престолом. Причем такие проявления были характерны, как для простого люда, так и для вельмож самого знатного рода. Яркий пример тому судьба бояр Басмановых.
Алексей Данилович Басманов выбился в бояре благодаря самоотверженности на ратном поле. В 1552 году он отличился при осаде Казани. Сначала Басманов отразил внезапную вылазку защитников города, а потом в ходе штурма овладел Арскими воротами и еще два дня удерживал их. За эти подвиги он был пожалован чином окольничего. Спустя три года Алексей Данилович 7 тысячами солдат более полутора суток успешно сдерживал наступление 60-тысячного крымского войска, которое вел на Русь сам хан Девлет-Гирей. Огородив свой отряд обозами, Басманов велел музыкантам бить в барабаны и играть на дудках, и под музыку отразил все атаки крымцев, вынудив их уйти в степь.
За воинские заслуги Басманов в 1556 году был удостоен боярского звания и назначен вторым наместником в Новгороде. А через 8 лет Алексею Даниловичу вновь пришлось столкнуться с Девлет-Гиреем. Узнав о новом нашествии крымского хана на Русь, Басманов вооружил своих людей и укрепился с ними за обветшалыми стенами Рязани. Четыре дня его наспех собранное ополчение отражало все атаки огромного татарского войска. А потом Девлет-Гиреей, осознав, что его поход утратил фактор внезапности, не солоно хлебавши, отступил из русской земли. Среди защитников города блеснул молодецкой удалью сын военачальника – Федор Басманов, отважно рубившийся с крымцами на стенах. За оборону Рязани Алексей Данилович получил от царя именной золотой, что считалось очень высокой наградой.
Федор Басманов и Иоанн Грозный.
Иоанн Грозный не жалел даже своих любимцев. Что наглядно продемонстрировала трагическая кончина отца и сына Басмановых. Как они на пару не старались ублажить царя, но и сами не избежали его гнева.
Существует версия, что Федор Басманов околдовал царя. Опричина началась в годы его возвышения, а прекратилась сразу после его казни в 1571 году – чары рассеялись.
3 февраля 1565 года Иван Грозный подписал указ об опричнине, открыв тем самым одну из наиболее мрачных страниц отечественной истории. Изначально этим довольно безобидным термином называли часть государственных земель, находившихся в непосредственном управлении царя.
Малюта Скуратов
Имя этого человека стало нарицательным: так до сих пор зачастую называют самых отпетых негодяев. Малюта Скуратов считался главным опричником Ивана Грозного, самым верным его прислужником, способным совершить любые злодеяния на радость царю-батюшке. Настоящее имя знаменитого душегуба — Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский.
Афанасий Вяземский
Алексей и Федор Басмановы
Доподлинно неизвестно, всем ли словам немца можно верить, однако свидетельство остается свидетельством, поэтому игнорировать подобные показания нельзя.
Василий Грязной
С тех пор дела Василия Грязного пошли в гору. Он стал одним из любимейших опричников Грозного и начал творить беззаконие вместе со Скуратовым и Вяземским. Но и к Грязному Иван Васильевич довольно быстро потерял интерес: когда бывший приближённый оказался в плену, царь даже не стал его выкупать.
Материалы по теме
С давних времён при дворе властителей Старого Света содержались персоны, в задачу которых входило веселить хозяина и его гостей. Считалось, что шут — это человек с придурью, которому позволялось многое из того, что не разрешалось по этикету даже самому королю.
А вот ещё:
Как в России появилось книгопечатание
Первый русский книгопечатник был дьяконом и печатал церковные книги. Но не все одобряли просвещение, и его типографию сожгли.
Некоторые печатные русские книги существовали – их изготавливали в иностранных (в частности, немецких и польских) типографиях еще с начала XVI века и продавали русским.
БОльшую часть книг составляли священные тексты для богослужений. Однако в рукописных списках было много искажений – чаще всего по вине как раз писцов. В это время царь Иван Грозный инициирует строительство большого количества новых церквей и монастырей – всем необходимы были свои богослужебные книги, причем единообразные и правильные версии.
Первая типография в Москве
Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом "Москва и москвичи" - Валентин Черединцев/Sputnik
По приглашению русского царя в Москву прибыл датчанин Ганс Мессингейм. Ему в ученики направили дьякона одной из кремлевских церквей, ныне утраченных, Ивана Федорова, и его помощников - Петра Мстиславца и резчика Васюка Никифорова (возможно, он вырезал буквы и гравюры). Печатный станок выписали из Польши, где уже издавали русские книги ранее.
Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук
Библиографы восхищались качеством первой печатной книги, в частности, тонким штрихам, одинаковым размером букв и тем, что они расположены по ровным линиям, расстояния между буквами и строками везде одинаковые и равномерные. Причем шрифт имитирует рукописный и наклонен немного вправо.
В книге есть также послесловие от Ивана Федорова, где он рассказывает, как царь Иван Васильевич с благословения митрополита Макария велел изыскать мастеров и построить дом для печатного дела, и что царь не жалел для него никаких сокровищ из своей казны.
Однако против печатников резко выступили переписчики книг, посчитав, что те отнимают у них средство заработка. Неизвестные даже устроили поджог в печатном дворе.
Московский печатный двор - Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images
В 1568 году царь велел восстановить книгопечатание в Москве - в новом печатном дворе стал работать ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. В своей вотчине Александровской слободе Грозный открыл еще одну типографию. Со временем печатное дело только расширялось, но вплоть до начала XVIII века и правления Петра I печатали лишь церковные книги.
Изгнанный книгопечатник
Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова
Сам же Федоров после поджога вынужден был спешно бежать в Великое княжество Литовское. Ему удалось захватить типографские принадлежности, шрифты и доски для гравюр. Некоторые историки выдвигают версии, что Федоров уехал по велению Ивана Грозного, который хотел наладить отношения с богатыми литовскими православными, послав к ним печатника.
(иллюстрации для коллажа: картина А.Шишкина "Навет", Свиточная башня Кирилло-Белозерского монастыря (фото автора), Никитский храм Басмановых в селе Елизарово, вид на храм 16 века с высоты звонницы (фото автора). За уникальную возможность сделать фотографию с необычной точки - спасибо Воскресной елизаровской школе, в частности послушнику Александру)
(р.Волхов в Великом Новгороде, фото автора)
Подобное строилось на века. Вкладываясь в устройство собственного храма, воевода Алексей Данилович, судя по его духовным завещаниям, думал и о будущем и о спасении души, не только собственной. Наверняка помышлял он и о делах бренных, мирских. Неужто, не мечтал найти последний покой в кругу семьи, близких, на родной земле? Стоит ли обвинять Варвару Сицкую в незнании и безгласности? Что если юная вдова прекрасно знала и всю ситуацию и волю, что если у неё была возможность забрать тела, хотя бы тело мужа? Такие случаи – не редкость, а скорее правило. Изучая вопрос захоронений эпохи Грозного, можно составить довольно внушительный список персоналий, чьи тела после смерти перевозились из мест разной степени удаленности для захоронения в семейных склепах, усыпальницах при каком-либо монастыре. Почему местные предания не сохранили сей факт, вопрос уже второй. Мы знаем, что в жизни случаются странные вещи, иногда с привкусом злой иронии. В конце концов… Варвара могла делать это и тайно, опасаясь внешних обстоятельств.
Пол в Никитском храме не разбирался и не исследовался на предмет захоронений, что могло бы как минимум отсечь этот вариант. Было вокруг храма и обычное кладбище, скорее всего более позднее, но требующее изучения. Во время одной из моих поездок в Воскресную школу при Никитском храме, мне лично удалось увидеть вымытые из земли хрящи и кости.
Даже если предположить, что земли у Варвары Сицкой были отобраны сразу, всегда остаётся возможность захоронения при одном из монастырей. В статье про вклады и помины, я писала о том, что удалось найти крупные денежные вложения А.Д. Басманова в развитие Свято-Троицкого Данилова монастыря, что можно расценивать как связующую нить рода Басмановых с еще одним переславским объектом. Да и батюшку его звали Данилой – в те времена это могло указать не на простое совпадение имен, а на вполне конкретную религиозную связь человека – объекта. И вот здесь еще одна интересная и перспективная ситуация. Следом за местонахождением локации Судбищенской битвы ученые именно в Даниловом монастыре сделали открытие. У нас с вами на глазах разворачивается новая история. С 2020 года на территории Данилова монастыря ведутся совместные с физиками исследовательские работы с помощью новейших научных технологий, которые раньше были недоступны для исторических исканий. Ученым удалось установить наличие неизвестных пустот и объектов в подземном пространстве. Через какое-то время стало ясно, что это, скорее всего, скрытые помещения в некоторых монастырских строениях. Основные локации – у храма Похвалы Богородицы, у Всехсвятского храма. Безусловно, по словам ученых и настоятеля монастыря Пантелеимона, это могло оказаться что угодно[78]. Как остатки храма 16 века, так и ходы, погреба, система каналов и т.д. На весну 2022 года ученые и руководство монастыря пришло к выводу, что благодаря исследованию с помощью метода мюонной радиографии, были обнаружены склепы и крипты. А значит, возможные захоронения. С этим же согласен и игумен монастыря. Более подробно руководство монастыря и ученые пока не комментируют, но настоятель монастыря высказал очень разумную, логичную и интересную мысль, о том, что многие знатные люди желали быть похоронены при монастырях. Ожидаемо, их хоронили не в обычные могилы, а могли по такому случаю строить подобные крипты (подземные помещения). А значит, остаётся дождаться от учёных новых выводов. Кто знает, чьи могилы и захоронения могут ещё обнаружиться? Кто знает, чьи имена ещё вспыхнут на карте истории ближайшее время? И не услышим ли мы что-то о Басмановых – Плещеевых, от великолепного, насмешливого города Переславля, привыкшего забавляться, шутить и веселиться, точно молодой лукавый боярин, который однажды всё-таки закроет свой счёт. Перестанет стучаться в двери людей, способных слышать и найдет свой покой, когда последняя его тайна будет разгадана, а память очищена от скверны.
Читайте также: