Александр невский покровитель казачества сообщение

Обновлено: 07.07.2024

"Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории… Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковлённость, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества." Святейший Патриарх всея Руси Кирилл

Во времена Российской империи казачьи войска имели свои административные территориальные образования – Войска. Управление этими территориальными казачьими образованиями велось наказными атаманами, которые назначались императором. Таких Войск в Российской империи было одиннадцать. Наиболее многочисленным являлось Войско Донское.
После революционных событий 1917 года казачьи войсковые территории, исторически сложившиеся в течение многих столетий, были упразднены. Вместе с этим уничтожалось казачество как опасная группа, способная к моментальной самоорганизации. Кроме этого, казаки считались защитниками веры и царя. Новая большевистская власть сделала всё возможное, чтобы искоренить не только казачий уклад жизни, казачье самоуправление, но также и православную веру.
Спустя десятилетия казачество начало возрождаться, а вместе с этим и православная история казачьего народа. Одной из особенных составляющих исторической православной традиционной жизни казаков было почитание святых. Для казаков святые являются небесными покровителями в личной и семейной жизни, а также всего Войска. В истории каждого казачьего Войска был свой покровитель. Ему служили молебны, обращались в молитвах перед походом и боем. В жизни каждого казака и казачки святой покровитель играл особую духовную роль. Это был в первую очередь небесный защитник как самого казака-воина, так и его семьи. С именем Господа, Богородицы и святого покровителя казаки шли в бой и возвращались домой. Сейчас, спустя многие десятилетия, православная традиция казаков вернулась в войска. Сейчас насчитывается двенадцать современных казачьих Войск, столько же святых апостолов.

Покровители казачьих Войск

Табынская икона Божией Матери – покровительница Оренбургского казачьего войска. Она сопровождала предков казаков с давних времён. Во время Гражданской войны эту икону спасли казаки атамана Дутова. Чудотворная икона пребывала в Китае, потом в Сан-Франциско. В настоящее время её местонахождение неизвестно. В 1992 году по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона крестный ход со списком иконы был возрождён. С 3 июня 2010 года начался круглогодичный крестный ход Оренбургского казачьего войска с Табынской иконой Божией Матери. С крестным ходом этот образ Пресвятой Богородицы побывал в приходах России, Сербии, Абхазии, Южной Осетии. В 2013 году икону пронесли с крестным ходом по Афону и подняли на самую вершину Святой горы.

Табынская икона Божией Матери – покровительница Оренбургского казачьего войска. Она сопровождала предков казаков с давних времён. Во время Гражданской войны эту икону спасли казаки атамана Дутова. Чудотворная икона пребывала в Китае, потом в Сан-Франциско. В настоящее время её местонахождение неизвестно. В 1992 году по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона крестный ход со списком иконы был возрождён. С 3 июня 2010 года начался круглогодичный крестный ход Оренбургского казачьего войска с Табынской иконой Божией Матери. С крестным ходом этот образ Пресвятой Богородицы побывал в приходах России, Сербии, Абхазии, Южной Осетии. В 2013 году икону пронесли с крестным ходом по Афону и подняли на самую вершину Святой горы.

Великомученик Георгий Победоносец – покровитель Волжского казачьего войска и новообразованного современного Центрального казачьего войска. Святой Георгий Победоносец является покровителем всех русских воинов. Высшая военная награда Российской империи носила имя Святого Георгия. Императорским военным орденом Святого великомученика и победоносца Георгия были награждены многие казаки и офицеры.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, – покровитель Иркутского и Сибирского казачьего войска. Именно святитель Николай Чудотворец помогал первым казакам-первопроходцам в освоении Сибири, морских путей, и эта путеводная помощь оставила в исторической памяти его светлый образ.

Святой Алексей, человек Божий, – покровитель Забайкальского и Уссурийского войска. По повелению российского императора Николая I именно в День святого Алексея было создано Забайкальское казачье войско.

Апостол Варфоломей – покровитель Терского казачьего войска. Святой апостол Варфоломей просвещал язычников Малой Азии. Император Александр III своим указом от 24 декабря 1890 года установил проводить 25 августа (7 сентября по новому стилю) Большой круг Терского казачьего войска и считать этот день войсковым праздником. Таким образом, День памяти святого апостола Варфоломея стал войсковым праздником терцев.

Защитник земель русских, святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Кубанского казачьего войска. Центром его духовного окормления является войсковой собор имени Александра Невского в Краснодаре. В этом старом разрушенном храме до событий 1917–1918 годов хранились регалии Кубанского казачьего войска.

Архангел Михаил – покровитель Яицкого (Уральского) казачьего войска. Сооружённый в 1751 году в городе Яике (Уральске) войсковой храм был назван в честь Архангела Михаила. В истории яицкого казачества упоминается важный факт. При переходе в православие некоторые калмыки, якуты и буряты, служившие в войсковых казачьих подразделениях, нарекались именем Михаил. Во время Гражданской войны в 1918 году Уральский войсковой съезд утвердил крест (орден) Архангела (Архистратига) Михаила. Этой боевой награды удостаивались казаки и офицеры, которые отличились в боях против Красной армии.

Архангел Михаил – покровитель Яицкого (Уральского) казачьего войска. Сооружённый в 1751 году в городе Яике (Уральске) войсковой храм был назван в честь Архангела Михаила. В истории яицкого казачества упоминается важный факт. При переходе в православие некоторые калмыки, якуты и буряты, служившие в войсковых казачьих подразделениях, нарекались именем Михаил. Во время Гражданской войны в 1918 году Уральский войсковой съезд утвердил крест (орден) Архангела (Архистратига) Михаила. Этой боевой награды удостаивались казаки и офицеры, которые отличились в боях против Красной армии.

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра ― великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.


Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.


Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой ― необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси ― продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар.


Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.


Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов ― баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.


Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.


30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730 г.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за её пределами. Свидетельство тому ― многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Эти храмы ― залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

Казачьи святые. Святой благоверный Великий князь Александр Невский

Святой благоверный Великий князь Александр Невский особо почитается кубанскими казаками. Князь родился в 1220 году в Переяславле-Залесском, его отец Ярослав был младшим сыном рюриковича Всеволода Большое гнездо.

Великий князь Александр Невский был искусным дипломатом, его стараниями в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена Сарайско-Подонская епархия Русской Православной Церкви, что способствовало сохранению и укреплению русской нации. День Святого благоверного Великого князя Александра Невского отмечается 30 августа (12 сентября по н.с.). В этот день в 1721 году решением Петра Первого мощи Святого Александра Невского были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге.

По книге "Казаки – верные воины Христа".
Авторы: Е.В.Косов и С.С.Новиков

На фото: икона Святого благоверного Великого князя Александра Невского и гробница с его прахом (Эрмитаж).

Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории… Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковлённость, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


Во времена Российской империи казачьи войска имели свои административные территориальные образования – Войска. Управление этими территориальными казачьими образованиями велось наказными атаманами, которые назначались императором. Таких Войск в Российской империи было одиннадцать. Наиболее многочисленным являлось Войско Донское.
После революционных событий 1917 года казачьи войсковые территории, исторически сложившиеся в течение многих столетий, были упразднены. Вместе с этим уничтожалось казачество как опасная группа, способная к моментальной самоорганизации. Кроме этого, казаки считались защитниками веры и царя. Новая большевистская власть сделала всё возможное, чтобы искоренить не только казачий уклад жизни, казачье самоуправление, но также и православную веру.
Спустя десятилетия казачество начало возрождаться, а вместе с этим и православная история казачьего народа. Одной из особенных составляющих исторической православной традиционной жизни казаков было почитание святых. Для казаков святые являются небесными покровителями в личной и семейной жизни, а также всего Войска. В истории каждого казачьего Войска был свой покровитель. Ему служили молебны, обращались в молитвах перед походом и боем. В жизни каждого казака и казачки святой покровитель играл особую духовную роль. Это был в первую очередь небесный защитник как самого казака-воина, так и его семьи. С именем Господа, Богородицы и святого покровителя казаки шли в бой и возвращались домой. Сейчас, спустя многие десятилетия, православная традиция казаков вернулась в войска. Сейчас насчитывается двенадцать современных казачьих Войск, столько же святых апостолов.

Покровители казачьих Войск


Табынская икона Божией Матери – покровительница Оренбургского казачьего войска. Она сопровождала предков казаков с давних времён. Во время Гражданской войны эту икону спасли казаки атамана Дутова. Чудотворная икона пребывала в Китае, потом в Сан-Франциско. В настоящее время её местонахождение неизвестно. В 1992 году по благословению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона крестный ход со списком иконы был возрождён. С 3 июня 2010 года начался круглогодичный крестный ход Оренбургского казачьего войска с Табынской иконой Божией Матери. С крестным ходом этот образ Пресвятой Богородицы побывал в приходах России, Сербии, Абхазии, Южной Осетии. В 2013 году икону пронесли с крестным ходом по Афону и подняли на самую вершину Святой горы.

Великомученик Георгий Победоносец – покровитель Волжского казачьего войска и новообразованного современного Центрального казачьего войска. Святой Георгий Победоносец является покровителем всех русских воинов. Высшая военная награда Российской империи носила имя Святого Георгия. Императорским военным орденом Святого великомученика и победоносца Георгия были награждены многие казаки и офицеры.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, – покровитель Иркутского и Сибирского казачьего войска. Именно святитель Николай Чудотворец помогал первым казакам-первопроходцам в освоении Сибири, морских путей, и эта путеводная помощь оставила в исторической памяти его светлый образ.

Святой Алексей, человек Божий, – покровитель Забайкальского и Уссурийского войска. По повелению российского императора Николая I именно в День святого Алексея было создано Забайкальское казачье войско.

Апостол Варфоломей – покровитель Терского казачьего войска. Святой апостол Варфоломей просвещал язычников Малой Азии. Император Александр III своим указом от 24 декабря 1890 года установил проводить 25 августа (7 сентября по новому стилю) Большой круг Терского казачьего войска и считать этот день войсковым праздником. Таким образом, День памяти святого апостола Варфоломея стал войсковым праздником терцев.

Защитник земель русских, святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Кубанского казачьего войска. Центром его духовного окормления является войсковой собор имени Александра Невского в Краснодаре. В этом старом разрушенном храме до событий 1917–1918 годов хранились регалии Кубанского казачьего войска.


Архангел Михаил – покровитель Яицкого (Уральского) казачьего войска. Сооружённый в 1751 году в городе Яике (Уральске) войсковой храм был назван в честь Архангела Михаила. В истории яицкого казачества упоминается важный факт. При переходе в православие некоторые калмыки, якуты и буряты, служившие в войсковых казачьих подразделениях, нарекались именем Михаил. Во время Гражданской войны в 1918 году Уральский войсковой съезд утвердил крест (орден) Архангела (Архистратига) Михаила. Этой боевой награды удостаивались казаки и офицеры, которые отличились в боях против Красной армии.

Читайте также: