Александр 2 реформатор сообщение

Обновлено: 14.05.2024

Александр II — император Всероссийский, Великий князь Финляндский, Царь Польский, освободитель , непоколебимо вписанно м в историю как великий реформат ор . Немногие монархи сделали для России столько, сколько удалось осуществить ему. Государь поставил на повестку дня старые наболевшие проблемы и заложил крепкий фундамент для дальнейшего, более демократического развития империи .

Детство цесаревича Александра

Александр был первенцем в семье князя Николая I и княгини Александры Федоровны , дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма II, принявшей во время крещения русское имя. Будущий ц арь появился на свет в Москве 17 [29] апреля 1818 год а , за 7 лет до становления родителей на прес толе. С этого момента он официально носил статус наследника трона.

С самого рождения на мальчик а было обращено о соб о пристальное внимание и возл агались огромные надежды относительно его участия в делах государственной важности. Для воспитания к ребенку были приставлены военные во главе с Жуковским. Чтобы максимально подготовить будущего царя к правлению, он проходил обучение с учетом европейских педагогических программ.

В список изучаемых дисциплин входили:

  • история;
  • статистика;
  • этнография;
  • философия;
  • финансы;
  • логика;
  • русский язык;
  • физика;
  • математика;
  • иностранные языки: английский, польский, немецкий, французский.

Развитие ребенка осуществлялось комплексно: дополнительно Александру давали уроки музыки, рисования, танцев, фехтования, гимнастики, плавания. Обучение было настолько строгим, что дважды в год ему приходилось сдавать экзамены, нередко под наблюде нием самого отца. Будучи смышлен ым и обладая хорошей памятью, цесаревичу занятия давались легко.

Александр II, его семья и л ичная жизнь.

Александр II был влюбчивым юношей. Предметом его романтических вожделений в свое время становилась то британская королева Виктория, которая в дальнейшем перешла в ряды ненавистных правительниц , то фрейлины Калиновская, Боро з д ина и Трубецкая. В итоге выбор пал на принцессу Гесс е нскую, отношения с которой молодой человек чуть было не разрушил из-за возобновления связи с Калиновской. Он был намерен жениться на девушке даже при услови и отречения от престола, но помешали родители.

Намеченное бракосочетание с дочерью Людвига II Гессенского, Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией Гессен- Дармштадтской , состоялось в апреле 1841 год а . В России жена императора была известна под новым именем, полученным после перехода в пра вославие – как Мария Александровна. Брак оказался счастливым и долгим, в нем у супругов появилось 8 детей – 2 девочки и 6 мальчиков, в том числе и Александр III.

Находясь на престоле, Александр II был не совсем верным супругом . Среди его фавориток фигурировала фрейлина Александра Долгорукова и княжна Екатерина Долгорукова. От внебрачной связи у царя появил и сь дет и , которые были узаконены лишь после кончины в 1880 году первой жены – вследствие венчания со своей возлюбленной .

Характер и интересы

Александр Николаевич обладал мягким характером, благородностью, хорошей памятью и яркими умственными способностями. Он легко находил общий язык с окружением, был вежлив в отношении придворных и прислуги. В поведении царя просматривался отнюдь не властитель, а благодушный, не стремящийся к тирании человек, лишь вынужденный проводить все реформы через палку . Образ тирана и жестокого императора , который часто пытались ему приписать, объяснялся скорее неуверенностью в себе и противодействием дворян демократическому развитию России .

Александр II. Становление на престоле.

Будучи 16-летним юношей, Александр II принял присягу в Зимнем дворце. Впоследствии он был введен в состав основных институтов государс тва. Н а протяжении 21 года сын Николая I являлся сенатором, членом Государственного совета и Комитета министров, командовал гвардейской пехотой.

Александр II считался основным наследником престол а , так как у старшего брата Никол а я так и не имелось детей. Именно ему предстояло после кончины действующего монарха 18 февраля 1855 года взять власть в свои руки. Коронация прошла 26 августа того же года , царю на тот момент исполнилось 37 лет.

Годы правления

Первостепенной задачей царя было завершение длительной, изнуряющей для государства Крымской войны. Парижский мирный договор положил конец кровопролитию и помог выиграть время для восстановления разрушенной экономики империи. Однако уступки в этом вопросе спровоцировали ослабление позиций России на международной арене. Основные силы император бросил на стабилизацию ситуации внутри страны .

Внутренняя политика.

Александр II был убежден, что добиться статуса великой державы помогут только преобразования в военном, экономическом, социальном секторе. После получения государева титула молодой царь взял курс на смягчение консервативной политики своего отца. За годы правления б ыла проведена масштабная перезагрузка всей системы и осуществлены значимые для России реформы:

  • Крестьянская . В 1861 году отменено крепостное право , повлекшее рост производства и активизацию предпринимательства .
  • Финансовая . Она проходила в период между 1860 и 1864 гг. В ее рамках был создан первый коммерческий банк, снижен уровень коррупции, взят на строгий учет государственный бюджет. В итоге уменьшилась безработица, экономика страны стала более прозрачной и эффективной.
  • Образовательная . Во главу угла было поставлено просвещение. Р еформа коснулась как среднего, так и высшего образования. Учебным заведени я м дали больше свободы и они открыли свои двери для вольнослушател ей , появились женские гимназии и народные школы, доступные для всех слоев населения.
  • Воинская . С 1874 года в армию каждый год сроком на 15 лет стали призывать практически всех молодых людей, достигших 21 года . Льгота была положена только отдельным категориям: единственному сыну, брату-кормильцу при малолетних сиротах и т. п. На смену строгим наказаниям и взысканиям пришло гуманное солдатское воспитание.
  • Земская . В том же 1874 году создана система местного самоуправления – выполнение отдельных функци й поручили простым жителям, лучше понимающ им суть проблем в регионе. Эти преобразовани я привели к развитию экономи к и и здравоохранения, к повышению уровня образования.

За этими реформами последовал и несколько других: в области печати, сохраняющ ая цензуру лишь для брошюр и небольш их сочинений, а также судебная, которая уравняла участников судебных процессов в правах и способствовала прозрачности работы суда.

Александр II и внешняя политика

После завершения Крымской войны пристальное внимание было приковано к внутренней политике. Однако на результаты во многом влияли отношени я России с другими странами, поэтому царь отправил в крупнейшие государства своих сторонников.

Для достижения поставленных целей были намечены следующие векторы:

  • в озвращение флота на Черное море;
  • у прочение границ с соседними государствами на Дальнем Востоке и в Средней Азии;
  • п оиск поддержки среди европейских стран;
  • в ыведение России из изоляции на международной арене;
  • з акрепление за государством статуса великой державы.

За время правления территория России была увеличена за счет завоевания крупных городов Средней Азии – Ашхабада, Ташкента и др. В то же время на пути Александра II были и внешнеполитические неудачи: за смехотворные по тем временам $7,2 млн пришлось продать Аляску .

Уход из жизни.

Александр II ушел из жизни трагично. Из-за резких преобразований на него обрушился шквал негодовани я со стороны представителей дворянства, утрачивающегося с преобразованиями в государстве свои позиции во власти. Ненависть нарастала как снежный ком, что привело к ряду покушений на императора, и одиннадцатое по счету стало для него последним .

Насильственная смерть не позволила Александр у II воплотить в жизнь все свои задуманные реформы. Так, в день покушения император должен был дать ход проекту, согласно которому Россию о ж и дало развитие в рамках К онституции. Однако прогрессивн ое , демократическое движение в будущее явно не вписывалось в планы немалого числа людей, за что царь и по платился своей жизнью .

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Реформы Александра 2

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.

Либеральные реформы Александра 2 1860 - 1870 годов

Финансовая реформа 1860 - 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.

Поражение в Крымской войне - причина реформ

Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

Александр II и его просвещённые бюрократы ввели в Россию в основное русло прогресса XIXв., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти. Целью данной работы является исследование деятельности Александра II по реформированию системы государственного управления и крепостное право в России. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право – главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ. По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу.

Содержание работы

Основная часть
I.Личность Александра-II……………………………………………………. 5

1. Отмена крепостного права…………………………………………………….7

III. Последствия реформ Александра-II…………………………………….18

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИГУ 1.doc

Федеральное государственное бюджетное

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Отмена крепостного права…………………………………………………….7

III. Последствия реформ Александра-II…………………………………….18

Россия - наша с вами любимая Родина. Её исторические пути и судьба её реформ –одна из постоянных, неиссякаемых тем мысли гениальных людей, в разное время населявших нашу страну. Вопрос о Российских реформах волнует современную общественную мысль - от размышления интеллектуа-лов, профессионалов, политиков, до бытового сознания. Представляется поучительным и актуальным вернуться к истокам Российских реформ, попытаться проследить их исторические предпосылки, их воздействие на историю нашей с вами страны, оценить их объективный смысл с позиции современного исторического опыта. Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять её пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы,а учитывать её исторический опыт в предстоящих преобразованиях. Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперёд было возможно лишь при содействии монарха.

Александр II и его просвещённые бюрократы ввели в Россию в основное русло прогресса XIXв., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти. Целью данной работы является исследование деятельности Александра II по реформированию системы государственного управления и крепостное право в России. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право – главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ. По Манифесту крестьянин получал полную личную

свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и на это хотелось бы обратить внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного всё его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьёй и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. Земская реформа представляет особый интерес для изучения, т.к. она существенно изменила государственный строй России, внесла в духовную, политическую и экономическую жизнь российского общества новые веяния, повлияла на эволюцию социальной структуры.

I. Личность Александра II

Хорошо знал Александр такие предметы, как русский язык, география, этнография, логика, философия, математика, естествознание, физика, минералогия, геология. Свободно говорил на французском, немецком, английском, польском языках. В отдельную группу выделялись предметы, и занятия неправленые на развитие природных дарований: рисование, музыка, гимнастика, фехтование, плавание и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение, декламация. Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руковод-

ство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Воспитательные усилия Николая были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. Характерен один из таких ''уроков'', данный Александру в связи с известием, что французский король Карл Х отрекся от престола в страхе перед революцией. Николай I сказал по этому поводу: '' Сын мой! Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один день шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но на ступенях трона''. Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также между учителями и наставниками и их воспитанниками. Александр был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность. Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако отмечалось и отсутствие усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам Александр не проявлял большого интереса и рвения к делам гражданским, но вынужден был постепенно втягиваться в них. В 1839 г. он назначается присутствующим в Государственный Совет, на следующий год - членом Государственного Совета. В 1842 г. по случаю двухмесячного отъезда Николая из столицы на Александра Николаевича впервые возлагается решение всех государственных дел по Комитету министров, Государственному Совету, министерствам. В последующие годы это становится правилом. Наследнику поручаются все более важные дела, среди которых особое значение имел крестьянский вопрос.

II. Реформы Александра II.

1.Отмена крепостного права.

В результате Александр не только изучил историю крепостного права, но и распорядился 3 января 1857 г. организовать Секретный комитет по крестьянскому делу. Создание Секретного комитета не было чем-то новым: за годы царствования Николая I существовало шесть секретных комитетов по крестьянскому вопросу. Комитет 1857 г. ничем принципиально от них не личался. Его члены в основном были консерваторами. Подготовку реформы

они предполагали растянуть на много лет. Подготовка реформы вышла из петербургских канцелярий и стала гласной, что отразило важный сдвиг в правительственной политике. Надобность в существовании Секретного комитета отпала, и 8 января 1858 г. его упразднили. Был создан Главный комитет по крестьянскому делу, который начал предварительную работу по освобождению крестьян. Дворянским, губернским комитетам предписывалось при разработке условий отмены крепостной зависимости руководствоваться положениями рескрипта Назимову. Документ спешно разослали по всей России. Программа первого рескрипта, таким образом, бралась за основу. Однако уже весной 1858 г. стала очевидной нереальность этого проекта: освобождение крестьян без земли было всего лишь попыткой влить новое вино в старые мехи. Подписывая рескрипт Назимову и одобряя, таким образом, программу безземельного освобождения крестьян, Александр знал о том, что существуют и другие точки зрения на решение крестьянского вопроса. Кроме упомянутого проекта Милютина царь ознакомился и с проектом М. П. Позена, крупного помещика из Полтавской губернии. Позен предлагал освободить

крестьян с земельным наделом за выкуп, выплачивать который можно было бы 20 лет.

Предложенный Позеном компромисс — постепенный выкуп земли освобождёнными крестьянами — позволял решить мучительную проблему, с которой не справился Николай I: сохранить частную собственность дворян на землю и одновременно наделить землёй крестьян. Мнение Позена было весьма авторитетным для Александра. Положения реформы 1861 г. во многом повторяют проект Позена.

Положив в основу реформы принцип наделения крестьян землёй за выкуп, Милютин и его группа неизбежно столкнулись с проблемой установления нормы земельного надела. Точные размеры земельного надела, который обязательно предоставлялся бы крестьянину, необходимо было знать. Далеко не всегда владелец земли и крестьянская община приходили к согласию по

поводу количества приобретаемой за выкуп земли. Одновременно следовало принять во внимание проекты, разработанные в местных дворянских комитетах. Таких проектов ожидалось 48, но на деле их было в два раза больше. Несмотря на то, что правительство ориентировало эти комитеты на рескрипт Назимову, дворянство при обсуждении вопроса о принципах реформы разделилось. Предлагались совершенно различные пути освобождения крестьян (в том числе без полевой земли).

Александр II вступил на престол в 1856 году, находясь под самым сильным впечатлением от проигранной Крымской войны 1853-1856 годов. Весь ход ее и результаты убедили царя: Россия значительно отстала в своем промышленном развитии и, собственно, в военном отношении от передовых европейских государств. Не менее ясным было и осознание того, что главная причина отсталости страны коренилась в крепостном праве. С его отмены Александр II и начал свое царствование.

Крестьянская реформа

Согласно Положению вотчинная власть помещика ликвидировалась – то есть с 19 февраля он не мог уже вмешиваться в личную и хозяйственную жизнь крестьянина. Однако до полного освобождения было еще далеко. Бывшие крепостные попадали в переходное состояние, получив название временнообязанных. Имелось ввиду, что в течение того времени, пока они не внесут выкуп за полагавшуюся им землю, крестьяне обязаны были по-прежнему работать у своего бывшего помещика на барщине и платить ему оброк. Но и затем, развязавшись с помещиком, они не становились все-таки самостоятельными хозяевами. Дело в том, что крестьяне выходили на волю не персонально, а целыми обществами, то есть оставались во власти традиционных общинных порядков, как то: коллективное владение землей при постоянных переделах, круговая порука и тому подобное.

В целом, признавая огромное значение крестьянской реформы, освободившей основную массу трудового населения от крепостной зависимости, необходимо иметь ввиду, что государство в ходе этой реформы предоставило крестьянам слишком мало земли за непомерно большой выкуп, поставив их тем самым в экономическую зависимость от их прежних хозяев-помещиков. Большинство крестьян не могло прожить без того, чтобы не взять в долг у помещика хлеба, в пользование – тот или иной кусок земли. Помещик, как правило, шел навстречу, но взамен требовал отработать на своей земле. Таким образом, у поместных хозяев появлялась возможность компенсировать потерю даровой рабочей силы, которую он имел при крепостном праве; развитие же крепостного хозяйства было предельно затруднено.

Крестьянская реформа, резко изменившая базовые социально-экономические отношения в стране, предопределила целый ряд других преобразований: в сфере управления, судопроизводства, комплектования армии и т.д.

Земская реформа

Земские собрания представляли собой распорядительные органы. Они определяли общее направление деятельности земства и, собираясь раз в год, в конце декабря на сессии, контролировали деятельность земских управ, которые создавались соответствующими земскими собраниями из своих членов сразу же после выборов. Именно земские управы и осуществляли реальную работу земств в уездах и губерниях.

Функции земств были довольно многообразны: местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика. Однако всеми этими делами они могли заниматься только в пределах своего уезда или губернии. Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права не только решать, но и обсуждать. Более того, разным губернским земствам не разрешалось налаживать контакты и согласовывать друг с другом свою деятельность. Однако работа на местах требовала и больших расходов. Основная часть средств (до 80%) шла от поземельного сбора, который обеспечивали все те же изнуренные разнообразными платежами крестьяне.

Городская реформа

Функции городского самоуправления были сродни с земскими: думы и управы занимались делами, связанными с благоустройством города, попечением о местной торговле и промышленности, здравоохранением и народным образованием. Основные средства городские думы получали от торговых и промышленных заведений в размере 1% от их доходов. Но только 40% от этих, как правило, не очень значительных сумм, использовались городскими думами по назначению. Остальные 60% шли на содержание полиции, городских тюрем, казарм для солдат, пожарных. И все же при весьма скромных возможностях новые органы заметно оживили городскую жизнь и немало способствовали развитию городов в хозяйственном и культурном отношениях.

Судебная реформа

Мировой суд был создан для того, чтобы разгрузить государственный от массы дел, связанных с мелкими правонарушениями и незначительными исками. Мировой судья выбирался местным населением из своей среды; он должен был иметь образование не ниже среднего. Сама судебная процедура носила предельно упрощенный характер: мировой судья заслушивал дело и тут же выносил приговор. Суд был открыт для посетителей.

Государственный или коронный суд обустраивался сложнее. Вся Россия делилась на судебные округа, и окружной суд становился основным органом новой системы. Характерно, что границы судебных округов не совпадали с границами губерний. Это делалось для того, чтобы затруднить влияние местной администрации на новый суд. С этой же целью судьи и следователи становились несменяемыми; уволить их по желанию начальства было невозможно – только по приговору суда. Окружные суды контролировались судебными палатами – по несколько смежных округов на палату. В судебную палату можно было подать апелляцию, то есть жалобу на несправедливое решение суда, и попытаться добиться пересмотра дела. Общий контроль над системой осуществлял Сенат, принимавший кассации – тоже жалобы, но, в отличие от апелляций, на нарушение законности в ходе судебного процесса.

Судебную реформу справедливо считали наиболее последовательной. Однако введенною ею система со временем так же стала подвергаться искажениям. Наиболее значительные из них были связаны с политическими процессами, которые с конца 1860-х годов стали обыденными явлениями русской жизни. Будучи не удовлетворено слишком мягкими, с его точки зрения, приговорами, и не имея надежных рычагов давления на суд присяжных, правительство постепенно передает политические дела военным судам – как правило, без всяких на то законных оснований. Зато военные суды, в которых роль присяжных заседателей играли офицеры-строевики, всегда выносили те приговоры, которые требовала от них власть.

Военные реформы

Военные реформы представляли собой целый комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить боеспособность российских армии и флота, устранить те недостатки, которые стали очевидными в ходе Крымской войны. Подготовка и проведение этих реформ были связаны, прежде всего, с именем военного министра Д.А. Милютина (брата Н.А. Милютина, деятеля крестьянской реформы).

Много внимания Д.А. Милютин уделял совершенствованию управления армией. С этой целью еще в 1864 году он добился создания системы военных округов – 15 на всю Россию. Во главе войск, расквартированных на территории каждого округа, стоял командующий, подчинявшийся непосредственно министру.

Серьезным достижением Милютина стала система военного образования. Он ликвидировал закрытые военные учебные заведения – кадетские корпуса. Вместо них учреждались военные гимназии с хорошо продуманной учебной программой; окончив их, можно было поступать в самые различные учебные заведения. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в юнкерские училища – пехотные, кавалерийские, военно-инженерные, артиллерийские. Высшее военное образование давали академии – Генерального штаба, артиллерийские и пр.

Важной составляющей военных реформ стало перевооружение армии и флота. На флоте, которым управлял энергичный и умный брат царя великий князь Константин Николаевич, перевооружение началось еще в годы Крымской войны. Место парусных деревянных кораблей заняли паровые металлические суда. Сухопутные войска получили скорострельные винтовки, новую артиллерию и т.п. Во имя модернизации армии государство шло на огромные расходы.

Император Александр II известен в истории как монарх-реформатор. Таких масштабных изменений Россия не испытывала со времён Петра I. Историки отмечают, что его действия порой были противоречивыми.

Будущий император был хорошо образован, владел тремя иностранными языками, его наставником по праву был Михаил Сперанский, автор многих законопроектов при Александре I . К государственному управлению отец его готовил со всей серьезностью.

Александр был введён в Сенат, Синод, Государственный совет и Кабинет министров. Так же принимал участие в Крымской войне, стоял во главе столичного гарнизона. После смерти Николая I, правление молодого императора началось с завершения военных действий и заключения Парижского мира (1856). Поражение России заставило Александра II задуматься о его причинах и всесторонне оценить обстановку в государстве.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Феодальный строй и крепостное право в России не соответствовало веяниям и техническому развитию второй половины 19 века. Это стало причиной промышленной отсталости империи и поражения её в Крымской войне. Помещики предпочитали использование крестьянского труда, а не внедрение каких-либо технологий. Крестьянство нищало, повсеместно назревали забастовки и голодовки. Что приводило к разорению поместий и, соответственно, уменьшению поступлений в государственную казну. Экономика России находилась в шатком положении и требовала срочных и масштабных реформ. Проигрыш в войне повлиял и на настрой крестьянства, оно утратило доверие к правительству окончательно.

Основные реформы Александра II

Значимыми во время правления Александра II были преобразования:

  • Крестьянская реформа, 1861;
  • Финансовая реформа, 1863;
  • Реформа образования, 1863;
  • Земская реформа, 1863;
  • Судебная реформа, 1864;
  • Реформа государственного самоуправления, 1870;
  • Военная реформа, 1874.

Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.

Крестьянская реформа

В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.

В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.

Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.

Ликвидация военных поселений

Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.

Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.

Финансовая реформа (Государственный Банк)

В 1863 году была проведена финансовая реформа, предполагающая создание системы, соответствующей капиталистическому типу экономики. Её разработкой занимались государственный контролер В. Татаринов и министр финансов М. Рейтерн.

Реформа включала в себя следующие положения:

  • принцип гласности – публикация государственного бюджета;
  • основание Государственного банка Российской империи;
  • создание Главного выкупного учреждения при министерстве финансов;
  • создание в структуре министерства финансов казначейств;
  • основание финансовых органов местного значения – контрольных палат;
  • введение антикоррупционных мер (откупы сменились на акцизные марки);
  • деление налогов на прямые и косвенные.

Для препятствования казнокрадству была введена схема отчетности за использованные средства. Государственный бюджет утверждался императором и Государственным советом. В конце каждого года предоставлялся отчет об использовании госбюджета. Реформирование финансовой системы позволило сделать ее более эффективной и открытой.

Реформа образования

Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:

Реформы образования Александра

Начальные школы

Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:

  • воскресные;
  • церковноприходские;
  • частные;
  • земские;
  • государственные.

Средняя школа

Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:

  1. Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
  2. Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.

В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.

Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.

1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.

Высшее образование

Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:

  • принимать на работу и увольнять преподавателей;
  • утверждать программу обучения;
  • формировать учебные планы и дисциплины;
  • решать финансовые вопросы.

Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.

Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.

Земская реформа (изменение местного самоуправления)

  1. Уездные земские собрания. Избирались раз в 3 года. Состояли преимущественно из дворян.
  2. Представители в губернские земские собрания избирались уездными органами.

Уездное население подразделялось на 3 курии (группы):

  • землевладельцы;
  • городские избиратели;
  • выборные от крестьян (сельских жителей).

В первую и вторую курии входили лица с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей. Для крестьян были организованы многоступенчатые выборы.

В сферу обязанностей земских собраний входило:

  • установление направления деятельности земства;
  • в конце года – контроль деятельности земских управ.

Работа земских органов наиболее проявилась в создании новых больниц и школ. Но полноценными органами самоуправления земства так и не стали.

Реформа городского самоуправления

Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.

Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.

По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.

Военная реформа

В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д. Милютин.

  • введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутских наборов;
  • призывались здоровые мужчины, достигшие 20 лет;
  • срок службы в сухопутных войсках составлял 6 лет и 9 лет пребывания в запасе;
  • срок службы на флоте составлял 3 года и 7 лет пребывания в запасе;
  • в зависимости от полученного образования и семейного положения срок службы мог уменьшаться.

В мирное время на действительной службе находилось 25-30% призывников.

Управление армией было подвергнуто усовершенствованию. Было сформировано 15 военных округов, на территории которых были расквартированы войска. Их возглавлял командующий, который подчинялся непосредственно министру.

Значимой стала реорганизация системы военного образования. Были ликвидированы кадетские корпуса. Созданы были военные гимназии с улучшенной учебной программой. Их выпускники могли в дальнейшем продолжить обучение в различных учебных организациях.

Военное образование предоставляли юнкерские училища:

  • пехотные;
  • кавалерийские;
  • военно-инженерные;
  • артиллерийские.

Высшее образование можно было получить в академиях Генерального штаба, артиллерийских.

Воспитание солдат было построено не на муштре и жёсткости, а на выполнении священного долга по защите отечества.

Реформы коснулись перевооружения. Парусные деревянные корабли заменили паровыми металлическими судами. Сухопутные войска были оснащены скорострельными винтовками, новым артиллерийским снаряжением.

Результатами 20-летнего введения военных реформ стало формирование боеспособной, хорошо организованной и вооруженной армии. Что и было продемонстрировано в последующих военных кампаниях Александра II.

Историческое влияние реформ

Реформы эпохи Александра II имели большое историческое значение для дальнейшего развития Российской империи.

Освобождение крестьян стало толчком для кардинального изменения общественного строя. Дворянство, занимающее доминирующее положение со времен Екатерины II, перестало преобладать в жизни населения. Появились органы самоуправления, в состав которых могли входить крестьяне. Плюсом стало развитие торговли, городской инфраструктуры. Постепенно исчезала сословная разобщенность между городами и уездами.

Всесословное направление было поддержано созданием судов, земств, всеобщей воинской повинности, школ. Дворянство, утратив привелегированное положение, не смогло до конца перестроиться на новый лад. Что повлекло за собой разорение части дворянских поместий, а их земли попали в руки купцов и крестьян.

Одним из последствий реформ стало активное появление радикально настроенных слоев населения. Проведенные реформы в общественной и государственной жизни не подразумевали проведение политической реформы и изменения конституционного строя. Общество, взбудораженное кардинальными переменами, не могло смириться с такими полумерами. К концу 70-х годов стали появляться революционные кружки, распространяющие социалистические идеи.

Противоречивость императора во внутренней и внешней политике так же способствовала усилению недовольства:

  1. Крепостное право было отменено, но нерешенным остался земельный вопрос, который имел большое значение для крестьян.
  2. После проведения военной реформы успехи российской армии проявились в присоединении Туркестана и Дальнего Востока. Но в то же время были отданы Курильские острова и Аляска.
  3. Реформы носили либеральный характер, однако, в последние годы правления Александра II усилился полицейский террор.

Правлению Александра II нельзя дать однозначную положительную или отрицательную оценку. Но это был большой шаг для России на пути перехода из феодального общества к современному капиталистическому строю.

Читайте также: