Агитационное сообщение о призыве какого либо действия

Обновлено: 05.07.2024

одно из средств политического воздействия на массы, оружие борьбы классов и их партий; А. выражается в распространении какой-либо идеи или лозунга, побуждающих массы к активному действию. Политическая А. всегда носит классовый характер. А. осуществляется путём бесед, докладов, выступлений на митингах и собраниях, в печати, по радио, телевидению, использованием средств изобразительного искусства (плакаты, карикатуры, диаграммы, картины, скульптуры и т. д.), кино, театра. КПСС использует А. для коммунистического воспитания трудящихся, повышения их политической сознательности, разъяснения смысла происходящих событий трудящимся массам, мобилизует и организует их на выполнение задач, стоящих перед партией, рабочим классом и всем народом.

Распространённым видом наглядной А. является плакат. Язык его должен быть ярким, лаконичным и убедительным. Текст плаката — краткий, целеустремлённый, запоминающийся. Большое распространение получил советский агитационный плакат, особенно в период Гражданской войны 1918—20, Великой Отечественной войны 1941—45. Плакаты отличались политической остротой, злободневностью, разнообразием художественных приёмов.

Для проведения А. партия использует всю сеть культурно-просветительских учреждений: дома и дворцы культуры, клубы, Агитпункты, библиотеки, дома политического просвещения, агитпоезда, агитмашины и др.

Большое внимание уделил вопросам агитационно-массовой работы 23-й съезд КПСС. В резолюции съезда указывается: «Необходимо глубоко и доходчиво разъяснять политику партии, не уходить от острых проблем, быть чуткими к запросам и духовным потребностям народных масс, учитывать выросший культурный и образовательный уровень советских людей. Вся политическая агитация должна строиться на базе широко и систематически поставленной информации населения о политической, экономической, культурной жизни страны и международном положении" (Материалы XXIII съезда КПСС, 1966, с. 199).

В практической деятельности КПСС накоплен большой опыт проведения агитационных кампаний, связанных со знаменательными датами, решением конкретных политических и хозяйственных задач. Революционные праздники (годовщины Октябрьской революции, Советской Армии, 1-е Мая и др.), дни печати, радио и т. п., дни работников различных отраслей народного хозяйства (шахтёров, нефтяников, строителей, рыбаков и др.) служат и агитационными кампаниями, проводимыми регулярно и приуроченными к определённым датам.

Широко проводились единовременные агитационные кампании — по выборам в Советы, в народные суды, по созданию фонда обороны (в период Великой Отечественой войны), по призыву молодёжи на освоение целинных и залежных земель, на крупнейшие новостройки и т. п., а также кампании, вызванные международными событиями, например в защиту Вьетнама от американской агрессии.

С ростом общеобразовательного и культурного уровня трудящихся повысились требования к партийной А. Она стала глубже по содержанию, многообразнее по средствам и формам, шире по охвату аудитории. Внимание партийных организаций сосредоточивается на качественной стороне А. Партия требует вести А. на такой информационной базе, которая активно способствовала бы коммунистическому воспитанию людей, формированию общественного мнения, правильной ориентации советских людей в вопросах внутренней и внешней политики партии и государства, в борьбе против враждебной идеологии. Информационная база А. должна быть теоретически верной, основана на достоверных источниках, на данных науки, доказательной, хорошо аргументированной, убедительной, целеустремлённой, построенной на живых примерах и фактах.

Коммунистическая А. ведёт борьбу с враждебной, буржуазной А., которая выступает в защиту капиталистического строя. В А. находит выражение борьба двух идеологий, как проявление борьбы классов. Реакционные партии, используя современные средства массовой информации, ведут антинародную, лживую и провокационную А. Коммунистическая А. зовёт на борьбу против капиталистического строя, разоблачает клевету и фальсификации буржуазных идеологов, мобилизует массы на решение революционных задач.

Лит.: Ленин В. И., О пропаганде и агитации, 2 изд., М., 1962; Крупская Н. К., Ленин как пропагандист и агитатор, М., 1957; Калинин М. И., О некоторых вопросах агитации и пропаганды, М., 1958; Вопросы идеологической работы. Сб. важнейших решений КПСС. (1954—1961 гг.), М., 1961.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Статья 62. Предвыборная агитация

1. В период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов (федеральные списки кандидатов) или против него (них) либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 60 настоящего Федерального закона);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов, избрания того или иного кандидата;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидату (кандидатам).

2. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2 - 6 части 1 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3. Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

Ст. 62 (в ред. ФЗ от 09.03.2021 N 43-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 09.03.2021.

3) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.

3.1. Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

5. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к проведению предвыборной агитации иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. При проведении агитационных мероприятий от имени политической партии вправе выступать кандидаты, уполномоченные на то политической партией, а также уполномоченные представители и доверенные лица политической партии (далее также - представители политической партии), от имени кандидата - его доверенные лица.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в предвыборном агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении ими обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям и членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным организациям;

7) международным организациям и международным общественным движениям;

8) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

9) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

8. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в части 8.1 настоящей статьи, о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами предвыборных агитационных материалов, представляемых в соответствии с частью 5 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:

1) использования политической партией высказываний кандидатов, включенных ею в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам;

2) использования обнародованных высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

3) цитирования высказываний о политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах), обнародованных иными политическими партиями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть 9 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

1) использование политической партией изображений выдвинутых ею кандидатов (в том числе в составе федерального списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

9.2. В случаях, указанных в части 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

(часть 9.2 введена Федеральным законом от 05.04.2016 N 92-ФЗ)

Ст. 62 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

9.3. Агитационный материал кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Агитационный материал политической партии, выдвинувшей кандидата (в том числе в составе федерального списка кандидатов), который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что политической партией выдвинут (в том числе в составе федерального списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

(часть 9.3 введена Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)

10. Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, избирательных фондов ее региональных отделений (при наличии таких избирательных фондов), избирательных фондов кандидатов в порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, из средств избирательных фондов других политических партий, их региональных отделений, избирательных фондов кандидатов запрещается. Оплата расходов на проведение предвыборной агитации за кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных фондов политических партий, их региональных отделений запрещается. Допускается оплата расходов из средств избирательного фонда политической партии, избирательных фондов ее региональных отделений на изготовление предвыборных агитационных материалов, размещаемых выдвинутым этой политической партией кандидатом на каналах организаций телерадиовещания и в сетевых изданиях.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, размещает ее в сети "Интернет" и в течение этого же срока представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию указанной публикации, а также сообщает адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена предвыборная программа данной политической партии. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая политической партии в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии.

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 2.1 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

2.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителями редакций сетевых изданий профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" - "е" пункта 2 настоящей статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

3. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в подпункт "а" пункта 3 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

ГАРАНТ:

См. практические рекомендации Роскомнадзора от 19 января 2018 г. для редакций средств массовой информации по соблюдению требований законодательства РФ о выборах

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 9 марта 2021 г. - Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 43-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.

в) посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Информация об изменениях:

Статья 48 дополнена пунктом 3.1 с 9 марта 2021 г. - Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 43-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.

3.1. Особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

4. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г. N 10-П признана не соответствующей Конституции РФ содержащаяся во взаимосвязанных положениях пункта 5 статьи 48 и статьи 58 настоящего Федерального закона норма, предполагающая запрет на проведение гражданами лично за счет собственных денежных средств предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов

5. Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ в пункт 6 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

6. Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

7. Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ в подпункт "б" пункта 7 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 настоящей статьи, и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Указание в агитационном материале должности такого лица не является нарушением настоящего запрета;

в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

е.1) международным организациям и международным общественным движениям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в подпункт "ж" пункта 7 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, и представителям редакций сетевых изданий при осуществлении ими профессиональной деятельности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ пункт 7 статьи 48 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом "з"

Изменения не распространяются на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

8.1. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ статья 48 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8.2, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

8.2. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с настоящим Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, об избирательном объединении, выдвинувшем список кандидатов, кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о кандидате (кандидатах), по вопросу референдума не допускается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ пункт 9 статьи 48 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

9. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 8.2 настоящей статьи, о кандидате, об избирательном объединении, по вопросу референдума допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию, комиссию референдума по ее требованию. Представление указанного документа не требуется в случаях:

а) использования избирательным объединением на соответствующих выборах высказываний выдвинутых им кандидатов;

б) использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;

в) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными избирательными объединениями, кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ статья 48 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.1, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

9.1. При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

а) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

б) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ статья 48 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.2, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

9.2. В случаях, указанных в пункте 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 92-ФЗ статья 48 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.3, применяющимся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

9.3. При проведении референдума использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только с письменного согласия этого физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию референдума вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в комиссию референдума по ее требованию.

Информация об изменениях:

Статья 48 дополнена пунктом 9.4 с 20 апреля 2021 г. - Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 91-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 г.

9.4. Агитационный материал кандидата, являющего физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Агитационный материал избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах кандидата (в том числе в составе списка кандидатов), который является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что избирательным объединением выдвинут (в том числе в составе списка кандидатов) такой кандидат. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в пункт 10 статьи 48 настоящего Федерального закона внесены изменения

Если вам исполнилось 18 лет, то это не означает, что вы автоматически становитесь призывником. С этого момента и до достижения 27 лет вы считаетесь гражданином призывного возраста. Так будет юридически правильнее. Призывником вы можете считаться только в том случае, если вам уже вручили повестку о том, что вы призываетесь для прохождения срочной службы, с конкретной датой прибытия к месту назначения. Гражданин призывного возраста может и не стать призывником, если у него есть отсрочка или освобождение от прохождения военной службы, а также в том случае, если он выбрал альтернативную гражданскую службу.

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо срочной военной службы по призыву.

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство) – это документ, который выдается гражданам России при прохождении комиссии по постановке граждан на воинский учет (для юношей – с 1 января по 31 марта года, в котором им исполняется 17 лет). При призыве гражданина на военную службу или зачислении в запас данное удостоверение изымается и выдается военный билет. При предоставлении отсрочки от призыва в удостоверение вносится соответствующая запись. Относитесь к удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу, бережно. В случае его утраты нужно в двухнедельный срок обратиться в военкомат.

Военный билет – это документ, выдаваемый гражданину при призыве на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации и иные "силовые" ведомства, где предусмотрена военная служба, а также в случае освобождения от воинской обязанности или зачислении в запас.

Помимо общей информации (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, образование, гражданская специальность и наличие спортивного разряда), военный билет может содержать ряд специфичной информации:

• решение призывной комиссии;

• отметки о прохождении военной (альтернативной гражданской) службы, должность и военно-учетная специальность;

• воинское звание, классность по специальности;

• ранения и контузии;

• перечень вооружения и технического имущества закрепленных за военнослужащим;

• информацию по пребыванию в запасе;

• информацию о прохождении военных сборов;

• антропометрические измерения (рост, окружность головы, размер противогаза, ростовка (размер обмундирования), размер обуви;

• отметки о приеме и снятии с воинского учета;

• отметка о принятии военной присяги или принесении обязательства.

Повестка – это документ об официальном вызове в военкомат. По повестке военкомата гражданин должен явиться на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть.

Медицинское освидетельствование

Во время призыва граждан на срочную военную службу на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования этих граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

• о призыве на военную службу;

• о направлении на альтернативную гражданскую службу;

• о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

• об освобождении от призыва на военную службу;

• о зачислении в запас;

• об освобождении от исполнения воинской обязанности.

На медицинскую комиссию возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан призывного возраста для определения состояния здоровья с присвоением соответствующей категории годности к военной службе (ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

На медицинской комиссии гражданину призывного возраста предстоит пройти обследование минимум у семь врачей: терапевта, хирурга, невропатолога, психиатра, окулиста, оториноларинголога, стоматолога. В случае необходимости ему могут назначить посещения и врачей другой специальности. Медицинская комиссия проводится в периоды проведения призывных кампаний. В весенний призыв 2014 года впервые призывников будут проверять на гепатит формы В и С, а для контрактников будет введен обязательный биохимический анализ, выявляющий лиц, употреблявших наркотики.

Категории годности к военной службе

По результатам медицинского освидетельствования врачи-специалисты при первоначальной постановке граждан на воинский учет и призыве их на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

"А" – годен к военной службе;

"Б" – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

"В" – ограниченно годен к военной службе;

"Г" – временно не годен к военной службе;

"Д" – не годен к военной службе.

Для граждан, признанных годными к военной службе (категория "А") или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория "Б"), в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.

Ограниченно годные к военной службе (имеющие серьезные проблемы со здоровьем) (категория "В") не могут быть призваны. Граждане, получившие по результатам медицинского освидетельствования категорию "В", вызываются в военкомат через три года для повторного освидетельствования.

Заключение о временной не годности (категория "Г") (на срок до 12 месяцев) и о необходимости медицинского обследования (лечения) выносит призывная комиссия на основании медицинского освидетельствования (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574).

Если обследование (лечение) гражданина призывного возраста можно провести до окончания работы призывной комиссии, заключение о временной негодности не выносится.

Гражданин призывного возраста, уклоняющийся (отказывающийся) от обследования (лечения), должен быть повторно освидетельствован через полгода. Если при этом у него не будет выявлено признаков ухудшения здоровья либо будут отсутствовать явные признаки увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, препятствующие призыву на военную службу, комиссия признает его годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности "Б") (п. 26-30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574). (На основании Положения о независимой военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574 внесены изменения в Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Поэтому в статье акцент сделан на нем. На практике используются оба положения.)

Не годные к военной службе освобождаются от исполнения воинской обязанности.

Во время прохождения медицинского освидетельствования граждане призывного возраста имеют право на получение полной информации о медицинских показаниях (об обнаруженных заболеваниях) на отсрочку или освобождение от призыва. Порядок оформления заключения врача-специалиста определяется Министерством обороны Российской Федерации (Приказ Минобороны РФ от 20 августа 2003 г. № 200 "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации", пункт 277, приложения №№ 1-17).

Примерные формы (подготовлено с помощью системы ГАРАНТ):

Сроки службы и проведения призывных кампаний

Срок солдатской службы за несколько веков претерпел значительные изменения, и сегодня это уже, заметьте – не 25 лет, как в давние времена в царской России, и не два года, как несколько лет назад. А всего лишь 12 календарных месяцев. Что можно успеть за это время? По сути, только пройти курс молодого бойца, получив основные знания и необходимые практические умения и навыки защитника Отечества.

В законодательстве установлены сроки проведения призывных кампаний – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (ст. 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

В некоторых случаях возможны другие сроки призыва для граждан:

• проживающих в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) – с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря;

• проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах – с 15 октября по 31 декабря;

• являющихся педагогическими работниками образовательных учреждений – с 1 мая по 15 июля (статья 25 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Знайте свои права и не забывайте об обязанностях

Постановка на первичный воинский учет граждан мужского пола происходит, когда юноши достигают 17-летнего возраста.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, – по месту их пребывания) в военном комиссариате (п. 1, 2 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе")

Если у вас произошли изменения семейного положения, образования, места работы, должности, то вы обязаны сообщить об этом в двухнедельный срок в военкомат (ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Хотим обратить ваше внимание, что если у вас есть право на отсрочку от призыва, следует своевременно предоставлять соответствующие документы в военкомат, иначе вы можете быть призваны для прохождения срочной службы на законных основаниях.

В случае неявки по повестке без уважительных причин гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 28 и п. 4 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Уважительными причинами являются следующие:

• заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;

• тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах этих лиц;

• препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

• иные причины, признанные комиссией или судом уважительными.

Эти причины должны быть подтверждены документально. Помните также, что они снимают ответственность за неявку, но не отменяют вызова в военкомат. При первой же возможности гражданин должен немедленно явиться в военный комиссариат без дополнительной повестки.

"Уклонистам" на заметку

Попытки уклониться от исполнения долга перед Родиной ни к чему хорошему не приводят. Вас могут найти, и в этом случае за свои действия придется отвечать согласно ст. 328 УК РФ. За уклонение от призыва на военную службу предусмотрен штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет. Выбор наказания зависит от того, какое решение вынесет судья.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лицом, освобожденным от военной службы, также влечет за собой уголовную ответственность и карается либо штрафом в размере до 80 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 249 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Вам уже исполнилось 18, но еще нет 27 лет? – Узнайте, полагается ли вам отсрочка или освобождение от службы.

Призыв как основной признак текстов экстремистской направленности: лингвистический и правовой анализ

Очевидно, в условиях современных глобализационных процессов, попыток переформатирования существующего мирового порядка и основополагающих принципов международных отношений проблематика, связанная с реализацией принципов толерантности во всех сферах общественной жизни, весьма актуальна.

Россия в этом отношении исключением не является. Предполагается, что развитие структур и институтов российского гражданского общества и процесс вхождения России в международное правовое пространство невозможны без соблюдения принципов толерантности.

В Уголовном кодеке Российской Федерации (далее – УК РФ) [2] речевой акт призыва рассматривается как признак преступлений, предусмотренных ст. 205.2 УК РФ и ст. 280 УК РФ, устанавливающих ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической или экстремистской деятельности и публичное оправдание терроризма.

Сложность заключается в том, что сам жанр призыва – явление многогранное, не имеющее четких границ, по многим признакам схожее с подстрекательством, возбуждением, внушением, убеждением и т.д. Существует множество видов призыва, а также способов его осуществления. Специалисты в области лингвистики и судебные эксперты столкнулись со сложностью квалификации жанра призыва, поскольку он может иметь как прямую, так и косвенную форму.

Обязательным компонентом призыва является образ адресата речи – того, к кому обращаются с побуждением совершить действие. Адресат речи может быть заявлен открыто, в идее обращения (Русский! Пермяки! Пацаны!), или ограничиваться личными местоимениями (ты, мы).

В прямом призыве могут быть использованы также модальные слова (необходимо спасать Россию, нужно истреблять всех нерусей! Ты должен!) Обязательным признаком призыва является пунктуационный знак восклицания (Москаляку на гиляку!).

Однако, как показывает практика, в текстах экстремистского содержания чаще можно встретить скрытый призыв, который отличается от прямого отсутствием главного внешнего признака – императивной формы глагола. Скрытым призывом является информация, подстрекающая к каким-либо действиям, направленно формирующая у адресата желание действовать или чувство необходимости совершения действий. И.А. Стернин называет такой вид призывов косвенными. «Косвенные выраженные призывы требуют от адресата мыслительной реконструкции скрытого смысла высказывания (слушателем или читателем), то есть осуществления определенной мыслительной операции. [5, c.14]. Нередко призыв в завуалированной форме оказывает влияние на поведение адресата речи, используя манипулятивные методы речевого воздействия на сознание, психику, подсознание читателя или слушателя.

В данном фрагменте реализован метод апелляции к психическому автоматизму, использующий игру на комплексах человека, темы и образы, на которые человек может отреагировать автоматически. По форме данное высказывание представляет собой скрытый призыв-агитацию (Сдай сепаратистов властям!). В приведенном примере такой психический автоматизм основан на патриотическом инстинкте истинного украинца – стремлении обезопасить родину.

Читайте также: