Абстракционизм 20 века сообщение

Обновлено: 18.05.2024



Вместо явлений окружающей действительности объектами для изображений становятся формы, линии и цвета, а в основе выразительности композиций лежат отноше­ния между этими элементами.

С их помощью художники стараются показать, что реальность субъективна. Такой подход ― одна из важных характеристик абстракционизма.

Первопроходцами абстракционизма называют Казимира Малевича, нидерландского художника Пита Мондриана, чеха Франтишека Купку, француза Робера Делоне. Часть искусствоведов полагает, что истоки абстрактного искусства можно найти в XIX веке — в произведениях американского художника Джеймса Уистлера и даже французского живописца Клода Моне. По их мнению, эти мастера уделяли больше внимания визуальным ощущениям, чем изображению объекта.

С начала XX века абстрактное искусство привлекло многих художников, его расцвет пришелся на 1950–70-е годы. Самыми известными стали представители школы абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Ли Краснер, Марк Ротко, Франц Клайн, Аршил Горки.

Что такое абстракционизм в искусстве

С появлением фотографии художники перестали детально прорисовывать объекты на полотнах. Следующим этапом стал отказ от предметной формы и возникновение абстракционизма. На первый взгляд работы художников напоминают детские рисунки. Но при внимательном рассмотрении удается увидеть упорядоченность всех элементов композиции, использование сложных техник изображения.

  • Описание стиля
  • Черты абстракционизма
  • Виды абстракционизма
  • Кубизм и абстракционизм
  • История возникновения
  • Абстракционизм в России
  • 10 известных абстракционистов
  • 10 известных картин в стиле абстракционизм
  • Абстракционизм в других видах искусства

Описание стиля

Абстракционизм — это направление искусства, отвергающее реалистичное изображение объектов и явлений. Его последователи экспериментируют с формой, цветом, плоскостями и линиями. Главная цель художников-абстракционистов — вызвать эмоции своими творениями.

Сначала кажется, что их картины напоминают детские рисунки. Но при внимательном рассмотрении зритель понимает, что все пятна, линии представляют собой единую композицию. Абстрактное искусство называют еще нефигуративным или беспредметным.

Художники не ставили перед собой задачу передать точное изображение предметов. Их основная идея — поиск и передача гармонии окружающего мира. Абстракционисты полагали, что природа совершенна и любое ее копирование бессмысленно. Среди работ последователей этого направления почти не встречается портрет.

Они акцентировали внимание на поиске внутренних закономерностей постижения мира. Поэтому в таких произведениях трудно найти ассоциации с привычными предметами и явлениями. Абстракционисты считали, что картины не нужно анализировать. Их необходимо прочувствовать, чтобы понять замысел художника.

Черты абстракционизма

Основные характеристики этого направления следующие:

  • отказ от точного изображения предметов и явлений;
  • свободные ассоциации без конкретной смысловой нагрузки;
  • создание ритмических, цветовых и пластических композиций.

Абстракционизм имеет много схожих черт с другими стилями в живописи. Но есть особенности, выделяющие его от других направлений. От классицизма, романтизма и реализма его отличает отказ от привычных образов действительности. От кубизма — чередование четких и плавных линий.

От сюрреализма его отличает отказ от изображения реальных предметов. Абстракционисты стремились передать эмоции, познать закономерности мироздания. Сюрреалисты изображали искаженную действительность, странные сочетания объектов.

Но все эти направлению относятся к модернизму, и возникли они как реакция на революционные настроения общества. Художники устали от следования академическим канонам и ограниченности в способах самовыражения. Периодически абстракционисты, кубисты, сюрреалисты творили в разных стилях, пока не находили собственный.

Виды абстракционизма

Выделяют следующие направления:

  • геометрическая абстракция, основанная на четких формах. Ее придерживалcя Малевич;
  • лирическая, состоящая из плавных линий. Самый яркий представитель этого направления — Кандинский;
  • цветовая — мастера активно работают с оттенками, комбинируя их между собой. С их помощью им удается передать эмоции;
  • минималистичная — на полотне отсутствуют отсылки к привычным объектам. Художники лаконично используют цвета, форму.

Нередко мастера в разные периоды своего творчества работали в других направлениях и жанрах. Художники постоянно искали новые способы выражения своих эмоций на полотно.

Кубизм и абстракционизм

Объединяет эти направления то, что относятся к авангардным течениям, возникшим в XX веке. Также абстракционисты могли передавать эмоции через изображения геометрических форм. Но, в отличие от кубизма, они не рисовали реальные предметы, а сосредоточились на эмоциональной составляющей.

Зачастую абстракционисты не ставили перед собой конкретной цели, поэтому их работа отличается отсутствием сюжетной линии. Кубисты изображали конкретных личностей, исторические события в своей оригинальной манере.

Последователи абстракционизма считали, что живописи не хватает экспрессии, легкости. Поэтому они экспериментировали с комбинациями форм и оттенков, чтобы вызвать у зрителя определенные ассоциации.

История возникновения

Уильям Тернер - Тень и мрак. Вечер перед Потопом

Тень и мрак. Вечер перед Потопом
Уильям Тернер

Нет общего мнения, кто из художников первым отказался от предметного изображения. Считается, что у истоков стоял Франтишек Купка. Но большинство основоположников абстракционизма в живописи называют Василия Кандинского. В это же время к беспредметной реализации гармонии пришел Пит Мондриан.

В период 1914-1918 некоторые дадаисты и сюрреалисты работали в новом направлении. Стали активно искать применение абстракционизму в искусстве — скульптуре, дизайне. Его последователи объединялись в группы, большая часть которых находилась во Франции. В период 1939-1945 возникла школа экспрессивного абстракционизма или ташизма. Художники взяли за основу импульсивность творческих порывов.

К 70-80-м годам живопись вернулась к истокам фигуративности. Но в абстрактном направлении продолжали писать картины. Однако стилистика стала мягче, появилось разнообразие оттенков. Все это заложило основу для развития современного абстракционизма. Просто популярное в начале и середине XX века авангардное течение приобрело новые стилистические особенности.

Абстракционизм в России

Большой влияние на его развитие оказали Василий Кандинский и Казимир Малевич. Русский абстракционизм получил широкое распространения в 1920-х гг. Новое направление соответствовало революционным настроения в обществе. Хотя советские власти настороженно относились к художникам-новаторам.

На развитие абстракционизма повлияли новые техники в европейской живописи, например, импрессионизм. Одновременно с этим, русский художники адаптировали новые тенденции под свой менталитет. Они устраивали выставки, на которых можно было посмотреть работы смелых художников, которые не боялись поменять устои искусства.

Позже в СССР стали запрещать подобные мероприятия, потому что все авангардные течения считали буржуазными. Многие известные абстракционисты уехали в другие страны, где не были ограничений в творческой самореализации.

10 известных абстракционистов

Многие считают, что главные представители этого направления в изобразительном искусстве — Пикассо и Дали. Но это утверждение не совсем верное. Пабло Пикассо и Сальвадор Дали пробовали себя в различных стилях, включая абстракционизм. Но были другие известные художники, оказавшие большое влияние на развитие этого направления.

Василий Кандинский

Его считают основоположником и главным теоретиком абстракционизма. Василий Кандинский известен не только своими картинами, но и письменными трудами. Он успешно занимался научной деятельностью, но оставил ее ради изобразительного искусства.

Казимир Малевич

Пит Мондриан

Франтишек Купка

Яркий представитель абстракционизма в ХХ веке. Франтишек Купка искал себя в разных направлениях, пока не нашел свой стиль. Он прошел длинный художественный путь от реализма к абстракционизму. Чешский художник был членом многих творческих кружков, но все равно писал в собственном стиле, сочетающим оккультизм, науку и живопись.

Наталья Гончарова

Художница была родственницей жены А.С. Пушкина. Поступив на скульптурное отделение, женщина успешно проявила себя на этом поприще. Но все изменила встреча с Михаилом Ларионовым. Именно он увидел художественный талант Натальи. Гончарова стала первой женщиной-авангардисткой. Позже работала ведущим декоратором у Дягилева.

Джексон Поллок

Пауль Клее

Маркус Роткович

Искал себя сначала в сюрреализме и экспрессионизме, позже стал писать в жанре абстракционизм. Его называют основоположником живописи цветового поля, где оттенки — главный объект полотна. Работы Ротковича называли странными, но позже критики и общество признали их гениальными.

Павел Филонов

Михаил Ларионов

Одна из ключевых фигур русского авангардизма, теоретик. На его становление как художника повлияли революционные настроения. Создатель одного из направлений авангардизма — лучизма. В своем творчестве пытался объединить живопись, спиритизм и научные познания.

10 известных картин в стиле абстракционизм

Многих художников-новаторов не понимали, их полотна считали странными и сравнивали с детскими рисунками. Но потом их стали продавать на аукционах за огромные суммы, и они были признаны шедеврами мировой живописи.

Василий Кандинский - Последовательность

Последовательность
Василий Кандинский

Художник перенес музыкальную композицию на холст. Плавные линии, чередующиеся с четкими линиями, геометрическими фигурами, нотное разделение. Рассеянные части композиции плавно переходят в конкретные формы.

Пит Мондриан - Композиция с красным, желтым и синим

Композиция с красным, желтым и синим
Пит Мондриан

Одна из значимых работ нидерландского художника. Картина включает в себя отличительные черты неопластицизма. Минималистичная композиция с черными линиями разной толщины разграничивают цветные прямоугольники. Сочетание красного, желтого и синего смотрится гармонично. А выбранные цвета уравновешивают друг друга.

Пауль Клее - Замок и солнце

Замок и солнце
Пауль Клее

Казимир Малевич - Скачет красная конница

Скачет красная конница
Казимир Малевич

Эта картина долгое время оставалась единственной абстрактной работой, официально признанной советской властью. Полотно поделено на три части: небо, земля и люди, изображенные в виде красной конницы. Считается, что в этой работе Малевич прославлял Октябрьскую революцию.

Наталья Гончарова - Цветы

Цветы
Наталья Гончарова

Одна из знаковых работ русского авангардизма. В картине Гончарова объединила несколько новых направлений, включая лучизм. Художница использовала яркие краски для изображения цветов, напоминающих огненные всполохи.

Маркус Роткович - Белый центр

Белый центр
Маркус Роткович

Франтишек Купка - Фортепьянные клавиши

Фортепьянные клавиши
Франтишек Купка

В этой картине художник изобразил тему вертикальных плоскостей. Внизу пальцы рук ударив по клавишам, берут аккорд. И начинает звучать музыка, которая превращается в вертикальные символы одухотворенности, из темных вод — к лазурному небу.

Робер Делоне - Синхронный диск

Синхронный диск
Робер Делоне

Одновременно с Кандинским и Малевичем пробовал свои силы в абстракционизме французский художник. На создание картины Делоне вдохновил трактат Мишеля Шевреля. Он нарисовал круг с четко разграниченными цветами, на первый взгляд, не сочетающихся друг с другом.

Василий Кандинский - Картина с кругом

Картина с кругом
Василий Кандинский

Это полотно считается самым первым, написанным художником в жанре абстракционизм. Изначальны замысел Кандинского был в отклике на оперу Вагнера. В этот период он пытался объединить музыку и живопись.

Франтишек Купка - Первый шаг

Первый шаг
Франтишек Купка

В картине прослеживается космическая тема — именно научный интерес привел художника к абстракционизму. Кажется, что Купка изобразил движение небесных тел. Круги притягивают взгляд и оказывают гипнотическое воздействие на смотрящих.

Абстракционизм в других видах искусства

Изначально абстракционизм был в музыкальных произведениях, потом уже композиции перенесли на полотна. Композиторы хотели, чтобы слушатели сконцентрировались на сочетании звуков, темпе. К этому направлению можно отнести атональную музыку А. Шенберга. Часто художники-абстракционисты находили вдохновение в операх или других известных произведениях.

Последователи абстракционизма в скульптуре не только создавали футуристичные объекты, но и использовали необычные материалы в работе. Обычно их произведения не были функциональными, их цель — вызвать общественный резонанс.

Абстракционизм. Беспредметное искусство

Абстракционизм или беспредметное искусство – одно из множества направлений в искусстве, возникших в начале ХХ века. В рамках абстракционизма происходит отказ от изображения реальных явлений и предметов. На холсте мы видим сочетание линий, геометрических форм, текстур и цветовых пятен.

Важно понимать, что абстракционизм возник не из ниоткуда: отказ от предмета в живописи - это закономерный этап развития искусства, начавшийся еще в XIX веке (с появлением фотографии исчезает потребность делать подробное изображение).

Западное искусство, начиная с эпохи Возрождения и до середины XIX века, опиралось на логику перспективы и было попыткой воспроизвести иллюзию видимой реальности. К концу XIX века многие художники почувствовали необходимость создать новый вид искусства, который охватывал бы фундаментальные изменения, происходящие в жизни общества.


Кандинский считал, что цвета вызывают эмоции. Красный был живым и уверенным в себе; зеленый - спокойным, с внутренней силой; синий - глубоким и сверхъестественным; желтый мог быть теплым, возбуждающим, тревожащим или совершенно безумным; а белый казался молчаливым, но полным возможностей. Он также назначил инструментальные тона для каждого цвета. Красный звучал как труба, зеленый - как скрипка в средней позиции, голубой - как флейта, темно – синий как виолончель, желтый - как фанфары, белый - как пауза в гармоничной мелодии.

Выдающимися представителями течения были М.Ларионов, П.Мондриан, В.Кандинский, К.Малевич и многие другие. Первым полотном, написанным в новой технике, является акварель кисти Василия Кандинского (1910).


Одной из целей беспредметного искусства можно считать достижение гармонии в создании определенных цветовых сочетаний геометрических форм для достижения у смотрящего различных ассоциаций. Отклонение от точного представления в абстракции может быть незначительным, частичным или полным. Абсолютная абстракция не имеет ни малейшего отношения к чему-либо узнаваемому. Художники стремятся быть объективными, позволяют зрителю интерпретировать смысл каждого произведения по-своему. Таким образом, абстрактное искусство не является преувеличенным или искаженным взглядом на мир, как мы видим в кубистических картинах Поля Сезанна и Пабло Пикассо. Вместо этого форма и цвет становятся фокусом и предметом произведения.

Все формы и цветовые сочетания, которые находятся в периметре изображения, имеют идею, своё выражение и смысловую нагрузку. Как бы ни казалось зрителю, глядя на картину где кроме линий и клякс ничего нет, всё в абстракции подчинено определённым правилам выражения.

С начала века культурные связи между художниками крупных европейских городов стали чрезвычайно активными, поскольку они стремились создать форму искусства, равную высоким устремлениям модернизма.

Новое художественное направление возникло параллельно в нескольких странах в начале 1910-х годов. Так, представителями абстракционизма в России были Василий Кандинский (работавший в то время в Германии), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова (основавшие лучизм – одно из ранних направлений абстракционизма), Казимир Малевич (усовершенствовавший абстракцию до супрематизма - полной беспредметности). Будучи символом начала новой эпохи, абстракционизм включил в себя: беспредметное искусство, лучизм, неопластилизм, супрематизм, ташизм.


Хотя мы склонны связывать абстрактное искусство с живописью и скульптурой, оно может применяться к любому визуальному средству, включая ассамбляж и фотографию. Тем не менее, именно художники привлекают наибольшее внимание в этом движении.

Отношение к абстракционизму не всегда было однозначно – долгое время он находился в андеграунде, как обычно это бывает, новый жанр высмеивали и осуждали, как искусство, не имеющее смысла. С течением времени положение дел изменилось – в XXI веке абстракцию воспринимают наравне с другими формами живописи.

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, аукцион, сотбис, sotheby's, Пит Мондриан, Робер Делоне, Василий Кандинский.

С момента , когда фотография избавила художников от необходимости соревноваться в искусстве реалистичного изображения действительности , живопись начала постепенно избавляться от предметных форм. А когда творцы смогли окончательно абстрагироваться от объектов или образов на своих картинах в начале прошлого века , возникло новое искусство — абстрактное.

Абстракционизм

Точка, точка, два кружочка

Почву для появления абстракционизма начали возделывать задолго до этого момента. Одним из праотцов всех возможных -измов по праву считается Уильям Тернер. И правда , в наследии англичанина есть полотна , на которых объект или сюжет можно угадать , только лишь взглянув на название.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Тень и мрак: вечер перед Потопом

Затем были импрессионисты, кубисты, фовисты, чьи эксперименты все дальше уводили живопись от академреализма. Существуют разные мнения касательно того , кто же был первым художником , осмелившимся окончательно избавиться от предметности. По одной из версий это был Франтишек Купка, по другой , более распространенной — Василий Кандинский. Как бы там ни было , в 1910-х годах живописное искусство достигло точки невозврата , отказавшись от выполнения одной из своих главных функций — отображать реальность.

Строго говоря , абстракционизм — понятие растяжимое , поскольку это название применимо к нескольким течениям , общим для которых было отсутствие фигуративности.

В зависимости от того , на чем сосредотачивали внимание представители каждого из них , формировались принципы и названия новых стилей. Так , к абстрактному искусству относятся лучизм, ташизм

В своем современном понимании ташизм (тахизм) возник в 1950-х годах во Франции. Стиль получил название от французского слова tache — пятно. Ташизм стал частью более массового французского послевоенного направления в живописи, известном как информализм (фр. art informel ). Мастера стиля отказались от геометрической абстракции в пользу интуитивной, инстинктивной формы самовыражения через произвольные абстрактные мазки в виде пятен или линий. Читать дальше

, орфизм, супрематизм, неопластицизм , абстрактный экспрессионизм и другие. Особенно удачно взошли семена беспредметной живописи в СССР — здесь в 1920-х годах возделыванием авангардных течений занимались целые артели художников: Малевич, Суетин, Гончарова, Чашник, Матюшин и другие.

Читайте также: