2 составить сообщение сестринское дело сегодня задачи наиболее важные направления развития

Обновлено: 30.06.2024

Презентация на тему: " НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Программа развития сестринского." — Транскрипт:

1 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ

2 Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на годы

6 Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 1. …Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации.

7 Обучение пациентов и семьи оценка потребностей человека и его семьи определение проблем, которые могут быть решены путем сестринских вмешательств вовлечение пациента и его ближайшего окружения в профилактику и реабилитацию Оценка знаний и навыков членов семьи подготовка и предоставление адекватной информации помощь пациенту и ближайшему окружению в освоении необходимых навыков Осуществление сестринского ухода с включением сестринских вмешательств по профилактике по реабилитации по психологической поддержке человека или семьи Функции сестринского персонала (бюро ВОЗ по сестринскому делу)

8 Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 2. Низкая заработная плата сестринского персонала. 3. Уравнительные подходы к оплате труда. 4. Низкая социальная защищенность медицинских работников со средним медицинским образованием. 5. Низкий престиж профессии.

9 Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 6. Несоответствие ФГОСа среднего профессионального и высшего сестринского образования современным потребностям здравоохранения. 7. Невысокое качество преподавания. 8. Отсутствие системы непрерывного медицинского образования

10 Укомплектованность - 69,7% Показатель обеспеченности на 10 тыс. населения – 94,9 Соотношение врач – медицинская сестра 1:2,2. В системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием 10

11 Низкая мотивация работников здравоохранения Низкая мотивация работников здравоохранения Недостаточный уровень оплаты труда Средняя заработная плата в здравоохранении составила 8870 рублей, Средняя заработная плата среднего медицинского персонала 4546 рублей У 38% работников здравоохранения зарплата ниже прожиточного минимума Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов - 50 Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов

12 Наиболее важные проблемы в области управления здравоохранением низкая заработная плата и уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкая социальная защищенность и престиж профессии, несоответствие ФГОС среднего медицинского образования современным потребностям здравоохранения, отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации 12

13 Основные приоритеты Программы развития сестринского дела в России до 2020 года развитие государственной и общественной системы развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью, управления сестринской деятельностью, создание правовых, организационных и экономических создание правовых, организационных и экономических условий развития сестринского дела в России, условий развития сестринского дела в России, повышение качества и доступности сестринской помощи, повышение качества и доступности сестринской помощи, мотивация населения к сохранению и укреплению мотивация населения к сохранению и укреплению здоровья, формирование культа здорового образа жизни. здоровья, формирование культа здорового образа жизни. Автор слайда И.МИСКАРЯН 13

14 Цель развития сестринского дела повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала, обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения, способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг, их доступности и экономичности. 14

15 Задачи развития сестринского дела Формирование условий для повышения Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой и материально - технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами ; 15

16 Задачи развития сестринского дела совершенствование системы управления совершенствование системы управления сестринской деятельностью путем повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения ; совершенствование системы оплаты труда совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела, с учетом специфики их работы, уровня образования, а также по результатам труда ; 16

17 Задачи развития сестринского дела совершенствование системы профессиональной совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, путем формирования высоко квалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции ; обеспечение управления сферой научной обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела ; 17

18 Первый этап : гг. Подготовка нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере здравоохранения и определяющих дифференцированную нагрузку на сестринский персонал с учетом контингента пациентов, применения новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи 18

19 Первый этап : гг. завершение разработки профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, информатизация деятельности сестринского персонала, внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи. 19

20 Первый этап : гг. осуществление мероприятий по переходу на новую систему организации медицинской помощи, формирование интегративной системы непрерывной подготовки кадров, основанной на единой кадровой политике, разработка и внедрение программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний специалистами со средним медицинским образованием. 20

22 Второй этап : гг. повышения статуса специалиста со средним медицинским образованием, создание системы социальной защиты сестринского персонала, осуществление поэтапного перехода к саморегулируемой системе организации оказания медицинской помощи, проведение повсеместной компьютеризации рабочих мест, 22

23 Второй этап : гг. внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием, обеспечение преемственности действий медицинских служб каждого уровня на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата, 23

24 Второй этап : гг. придание приоритета профилактической работе для всех категорий персонала со средним медицинским образованием в системе первичной медико - санитарной помощи, развитие патронажно - реабилитационной медицинской помощи, включающее создание сети учреждений восстановительного лечения, реабилитации, медицинского ухода, унифицированное оснащение ЛПУ оборудованием в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи. 24

25 1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. 1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

26 3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения. 4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала. 5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. 3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения. 4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала. 5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

27 6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест. 6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

28 8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей. 9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины. 10. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности. 8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей. 9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины. 10. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Основные направления и события реформирования сестринского дела в России


Таблица. Основные события эпохи реформирования сестринского дела в России

Реформирование сестринского образования

Реформирование практической деятельности сестринского дела

Самоуправление и консолидация сестринской профессии

Проведение научных исследований в сестринском деле

Развитие международного сотрудничества

Основы сестринского дела : учебник. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В

3 СОДЕРЖАНИЕ Название раздела Стр. 1 Значение изучения темы 4 2 Ключевые области реформ сестринского дела 7 3 Задачи АМР 10 4 Приоритетные направления АМР 10 5 Тестовые задания 12 6 Рекомендуемая литература 14

4 Значение изучения темы: в связи с повышением спроса на медицинские услуги, растут и требования к сестринскому персоналу, который составляет самую многочисленную категорию работников здравоохранения. Проводимая в стране под руководством Минздрава реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышении качества профессионального образования. В стране назрела необходимость в продуманной государственной программе реформирования и развития сестринского дела. - учебное значение темы состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о роли реформ, проводимых Минздравом в сестринском деле, направленных на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений; - профессиональное значение темы подготовить высоко квалифицирован-ного специалиста, хорошо ориентирующегося в основных направлениях развития сестринского дела в Российской Федерации; - личностное значение темы развить у будущей медсестры профессиональную и моральную ответственность за жизнь, здоровье и качество медицинской помощи пациенту. Процесс изучения курса направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности): а) общекультурных (ОК): - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1): - способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического

5 процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историкомедицинскую терминологию (ОК-3); - стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 6); - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 8); б) профессиональных (ПК): - готовностью обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, на основе владения методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологии сестринского процесса, результатов оценки эффективности оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту (ПК-2); - способностью вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования (ПК-8); -способностью консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний, их осложнений, травматизма, вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической нагрузки (ПК-9). В итоге занятий, обучающийся должен: знать: - цели реформирования сестринского дела в Российской Федерации; - роль Ассоциации медицинских сестер в развитии сестринского дела в России; - основные задачи и направления развития сестринского дела в Российской Федерации; уметь: - анализировать основные причины и общие закономерности возникновении и развития теоретических подходов к сестринскому делу в Российской

6 Федерации; иметь: - представление об основных задачах и направлениях развития сестринского дела в Российской Федерации. План изучения темы: Исходный контроль знаний (тесты, фронтальный опрос) Доклад рефератов по теме Дискуссия по прочитанным рефератам Итоговый контроль знаний: - подведение итогов занятия

7 Ключевые области реформ сестринского дела Американские специалисты по сестринскому делу (в рамках программы партнерств между учреждениями здравоохранения США и странами СНГ) выявили и сформулировали ключевые области реформ сестринского дела: 1. Недостаточное и неправильное использование медицинских сестер, как специалистов. 2. Низкая заработная плата. 3. Отсутствие престижа в профессии медицинской сестры. 4. Небольшое количество курсов повышения квалификации. 5. Нехватка расходных материалов. Причины этого положения многообразны: традиционно сложившееся в нашей стране представление о медицинской сестре, как о помощнике врача, выполняющем только вспомогательные медицинские функции, пренебрежение зарубежным опытом, недооценка научных принципов и подходов в управлении и организации работы сестринских кадров, их профессиональную подготовку. Существующие методики анализа деятельности работников здравоохранения обобщают "врача и другой медперсонал" для выведения показателя качества медицинской помощи, в котором невозможно выделить эффективность работы медицинской сестры любого уровня. В России стали создаваться институты сестринского дела, которые способствуют тенденции прогрессивного развития сестринского дела в связи с возрастающей потребностью в оказании сестринской помощи. Развитие медицинской техники, медицинских технологий и услуг, взаимоотношений между врачебным персоналом и сестринским звеном, между медицинскими работниками и пациентами - существенный стимул для проведения реформ в здравоохранении и в сфере сестринской деятельности особенно. Мир, в котором мы живем, приобрел свои очертания в результате применений человеческих знаний, накопленных за столетия. Переход России на новую ступень общественного развития требует

12 ассоциаций необходимо пропагандировать опыт работы действующих ассоциаций с привлечением средств массовой информации, профессиональных газет и журналов. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1.Российскую Ассоциацию медицинских сестер в 1994 г. возглавила: а) В.А.Саркисова; б) Д. Севастопольская; в) А. Стахович; г) С. Щербатова. 2. Имеет ли право м/с с высшим образованием оценивать состояние здоровья пациента: а) да; б) нет; в) в исключительных случаях; г) под наблюдением врача. 3. IV Конференция средних медицинских работников в России проходила в: а) 1996 году; б) 1998 году; в) 1999 году; г) 1997 году. 4. В каком году создана ассоциация медицинских сестёр России? а) 1991 год; б) 1993 год; в) 1994 год; г) 1996 год. 5. III Конференция медицинских сестер России прошла в: а) 1991 году; б) 1993 году; в) 1994 году; г) 1996 году.

14 Рекомендуемая литература Основная литература 1. Теория сестринского дела: Учебник для студентов медицинских вузов / Г.М. Перфильева, Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В. Пьяных. М.: ГОЭТАР Медицина, с. 2. Ю. И. Павлов, А. А. Холопов. ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов. Челябинск, 2006 Дополнительная литература 1. Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х Т.: учебное пособие. М., Основы сестринского дела: теория и практика. В 2-х частях. Учебник для студентов медицинских вузов / Кулешова Л. Н. М. : Медицина, с. 3. Теория сестринского дела: методические указания к аудиторной работе для студентов I - II курса факультета ВСО очной и заочной форм обучения / сост. С.А. Бахшиева, Л.А. Мудрова. Красноярск: типография КрасГМУ, с. Интернет-ресурсы: Данный сайт посвящен вопросам сестринского дела - теории и практике учебники и учебные пособия

15 Учебно-методическое пособие ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Составитель: Гуцуляк Светлана Александровна

Гост

ГОСТ

Основные задачи и цели сестринского дела

Сестринское дело является частью государственной системы здравоохранения, которая включает в себя деятельность, направленную на профилактику заболеваний, укрепление здоровья населения, предоставляет психосоциальную помощь и уход для лиц, имеющих психические и физические отклонения и заболевания. Также она обеспечивает аналогичную помощь гражданам, имеющим ограничения трудоспособности всех степеней.

На разных административных территориях подход к пониманию сестринского дела (определению формы его организации, рамок обязанностей, функций) может различаться в зависимости от особенностей уровня системы здравоохранения, национальной культуры, демографической ситуации в регионе и ряда других многочисленных факторов.

Задачи, стоящие перед сестринским делом:

  • расширение и развитие управленческих и организационных резервов в области работы с кадрами;
  • объединение и работа по укреплению ведомственных и профессиональных усилий в сфере оказания медицинского обслуживания населения;
  • проведение специальных работ с целью обеспечения повышения квалификации персонала и улучшения профессиональных навыков кадров;
  • ведение работы по разработке и внедрению новых технологий в практику сферы сестринской помощи;
  • обеспечение населению консультаций по вопросам оказания сестринской помощи, а также предоставление ее при необходимости другим медицинским работникам;
  • контроль обеспечения высокой степени медицинского информирования населения;
  • проведение профилактической и санитарно-просветительской деятельности;
  • работа над научно-исследовательскими проектами в различных областях сестринского дела;
  • разработка и контроль исполнения стандартов качества работы в сестринском деле с целью направления сестринского ухода в необходимое приоритетное русло и упрощения оценки результатов проведенной работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Основными целями сестринского дела являются:

  • разъяснение территориальной администрации ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений) приоритетности и важности сестринского дела в укреплении здоровья населения;
  • развитие, рациональное и эффективное использование имеющегося сестринского потенциала, а также привлечение новых источников, путем разумного расширения сестринских профессиональных навыков и обязанностей, а также повышения качества предоставляемых сестринских услуг для максимального удовлетворения потребностей населения;
  • проведение обучения по подготовке высококвалифицированных медицинских кадров (сестер, а также менеджеров в сестринском деле), обеспечение проведения постдипломной подготовки для специалистов сестринского звена высшего и среднего уровня;
  • работа, способствующая выработке определенного, необходимого для качественной работы в данной области, стиля мышления у медицинских сестер.

Система профессионального образования ставит перед собой задачу непрерывно обеспечивать дифференцированную, разностороннюю подготовку кадров в области сестринского дела в зависимости и в соответствии с меняющимися, зачастую растущими, потребностями в сестринских услугах населения, а также в условиях меняющихся требований на рынке услуг.

Постоянное развитие и совершенствование государственной системы образования, программ подготовки кадров в области сестринских услуг является важным и определяющим шагом к повышению качества и расширению профессиональных навыков медицинских сестер и в целом уровня профессиональной подготовки в данной области.

Система подготовки сестринских кадров является многоуровневой. Это значит, что государством обеспечивается подготовка высококвалифицированных сестринских кадров, которые являются компетентными как в области профессионального сестринского ухода за населением, так и в стратегиях повышения эффективности управленческой деятельности.

Многоуровневая система подготовки сестринских кадров сформировалась в РФ в 1996 г. и включает в себя четыре профессионально-образовательных уровня:

  • основной (базовый) уровень подготовки обеспечивают медицинские училища;
  • углубленный (повышенный) уровень подготовки осуществляется с помощью медицинских колледжей;
  • высшее сестринское образование (медицинский ВУЗ);
  • послевузовское (последипломное) образование (аспирантура), также осуществляется в ВУЗе.

Такая система образования позволяет сестринским кадрам реализовывать свои потребности в отработке практических навыков и получении теоретических знаний в своей специальности. Для каждого уровня имеется определенный утвержденный обязательный минимум по содержанию и продолжительности (количеству часов) подготовки по данной специальности.

Программа первого (базового) уровня предполагает обучение в течение 2 лет и 10 месяцев, в результате чего подготавливаются специалисты со средним медицинским образованием, как правило, это медицинские сестры широкого профиля и сестры милосердия.

На втором уровне (повышенном) в течение 10 месяцев на базе оконченного среднего медицинского образования готовятся специалисты, обладающие углубленными знаниями и навыками в вопросах менеджмента, экономики и организации управления системой здравоохранения.

Высшее сестринское образование занимает особое место в системе многоуровневой профессиональной подготовки медицинских сестер, способствуя повышению престижа сестринской профессии. Этот уровень образования медицинских сестер предусмотрен и разработан в основном для подготовки руководителей структурных подразделений различного уровня лечебно-профилактических учреждений.

Как особенность высшего сестринского образования отмечается, что дальнейшее обучение на этом уровне основывается на знаниях, полученных на этапах среднего медицинского образования соответствующего профиля и с учетом обязательно уже достигнутого уровня теоретических знаний и профессиональных навыков и умений по специальности в ходе практической деятельности.

Читайте также: