1824 1826 михайловское на пути к реализму к морю сообщение

Обновлено: 18.05.2024

В селе Михайловское, что в Псковской области, Александр Сергеевич Пушкин впервые побывал летом 1817 года.

Он был очарован спокойным течением жизни местных обитателей, наслаждался красотой русской природы и с удовольствием парился в деревянной бане.

В августе 1824 года Александр Сергеевич снова появляется в имении своей семьи, куда его сослали на два года.

Друзья поэта переживали за его самочувствие, ведь он находился в Михайловском практически один на один с собой.

Но Пушкин не только смог противостоять нависшей над ним угрозе депрессии, но и почерпнул из времени, проведенного в ссылке, новые темы и вдохновение.

В период жизни в Михайловском (с августа 1824 по сентябрь 1826), Александр Сергеевич завершил работу над начатыми ранее произведениями.

Он читал, делал заметки, размышлял о политических движениях, даже возобновил работу над собственной автобиографией, которую давно забросил.

Здесь Александр Сергеевич сделал большой шаг от романтизма к реализму, что проявляется в более чем 100 произведениях, созданных им за время ссылки.

Потребность описывать окружающую действительность и смена творческого курса объясняются тем, что Пушкин сумел полностью погрузиться в настоящую жизнь русского народа.

Он много времени проводил за разговорами с деревенскими мужиками. Слушал о чем судачат сельчане. Впитывал дух российской бытности. Именно в Михайловском Пушкину удалось уловить настроение недовольства, царившее среди людей.

С тех пор из-под пера поэта выходили пронзительные стихи и поэмы, которые были близки большей части населения империи. Он начал затрагивать настоящие проблемы, заявлять о своей позиции во всеуслышание.

Политика начала волновать Александра Сергеевича еще больше, чем в прежние годы жизни. Конечно, он анализировал то, как влачат существование простые люди в маленьком поселении.

Еще больший удар нанесла поэту расправа над декабристами, среди которых были его ближайшие друзья и соратники — Пущин и Кюхельбекер.

После этих трагических событий Николай Первый, взошедший на престол, призвал Пушкина в столицу, где попытался заручиться поддержкой любимца народа.

В целом ссылка в Михайловское сильно переменила настроение Александр Сергеевича. Он стал более реалистично смотреть на происходящие вокруг события, узнал о настоящих проблемах русских крестьян, проникся ими. Он старался найти выход в подробном рассмотрении истоков и причин, которые привели Россию к печальным событиям, коснувшимся лучших ее умов.

Этот период стал сильным толчком для скорейшего перехода к реализму и окончательному созреванию пушкинского гения.

8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запу­щенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать Михайлов­ское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдали от друзей, от куль­туры. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и по­давленно.

Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углуби­лось вследствие ссоры с отцом, который взялся надзирать за опальным поэтом. Но вскоре Сергей Львович уехал.

Еще до отъезда отца Пушкин сдружился с обитателями соседнего име­ния Тригорского — П. А. Осиновой и ее дочерьми, да и они искренне его полюбили.

Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала мелодии русских народных песен.

Немалая роль в духовном возрождении Пушкина принадлежала его друзьям — И. И. Пущину, посетившему поэта зимой 1825 года, А. А. Дель­вигу, побывавшему у него в апреле. Но больше всего он обязан своему не­устанному труду.

В полной соответствии с поэтикой романтизма выступает в стихотво­рении и личность самого поэта. Пустынная стихия моря противостоит другой пустыне — земному миру, в котором уже нет ничего родственного гордому и одинокому поэту. Свободной волей оказывается наделен толь­ко поэт, хранящий стихию вольности. Пушкин дает обещание и впредь не забывать чувство свободы, которое обогащено в нем встречей с морем:

В леса, в пустыни молчалипы Перенесу, тобою поли, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

В Михайловском Пушкин учился постигать ценность простоты. Все в его псковском уединении – быт, скудная и однообразная природа, одиночество, чтение, творчество – взывало к простоте и безыскуственности.

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

Но льющиеся струи фонтана утаивают историю Марии и Заремы. Так возникают лирические вопросы, на которые поэт не получает ответа.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье.

Храни меня, мой талисман.

Талисман хранит не только жизнь героя, но и его сердечный покой. Он стоит на страже угасшей бывшей любви, не допуская ее вспышки или возвращения даже в виде воспоминанья. Что прошло, то невозвратимо, но и при исчезнувшей надежде на взаимность ценность данной любви и любви вообще не отменяется, обогащая героя неповторимым в его жизни и не передаваемым индивидуальным опытом.

…Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

Он приносит свою любовь, знаменуемую письмом, в жертву любимой женщине, сознавая, что расстается с ней навсегда, мечтая навечно сохранить свою любовь. Письмо было связующим звеном в цепи их отношений, которые теперь уничтожаются совсем.

Пересмотр романтических тем и мотивов, а также явное намерение завершить и замкнуть период южной ссылки программными стихотворениями, особенно очевиден в первых произведениях, написанных в Михайловском.

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Все романтики наперебой толковали о свободе творчества и вдохновения. Но имелась ли в виду при этом свободная продажа произведений или только независимость поэтического вдохновения от принудительных внешних условий? На что должен существовать литератор, основной источник доходов которого – гонорар, если он не продает свои сочинения? Является ли сама продажа стихов делом низким и недостойным поэта или к этой прозаической проблеме нужно найти иной подход?

Лорд Байрон был того же мненья;

Жуковский то же говорил;

Но свет узнал и раскупил

Их сладкозвучные творенья.

Наш век – торгаш. В сей век железный

Без денег и свободы нет.

Позвольте просто вам сказать:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

В Михайловском поэт укрепился во мнении, что нет истины, величия, красоты там, где нет простоты. Поэзия заключена не столько в исключительном и необычном, сколько в обыденном, обыкновенном и каждодневном. Это определило бытовое поведение Пушкина и его последующее творчество.

Лирика Пушкина в Михайловском приобретает новые черты: прощание с романтизмом окрашено в большинстве стихотворений не элегической тональностью, а мажорными интонациями.

Зима, зимняя буря всегда ассоциировались с унынием, невеселым, безрадостным, грустным настроением. Поэт не отступает от этих привычных чувств. Сдержанно и точно, двумя-тремя штрихами он создает впечатление долгого и печального зимнего вечера:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила…

Лирический герой следует бытовому поведению народа, поскольку ему свойственно типически-национальное восприятие зимы, переживаемое столь же типически сходно. Но это типически национальное слито с индивидуальным, с конкретными биографическими фактами и интимными переживаниями поэта.

Для понимания смысла стихотворения существен контраст между миром наружным, за стенами дома, и миром внутренним, в стенах дома. Внешний мир наполнен резкими звуками, шумом, там господствуют мгла и холод. Это – царство хаоса. В доме, напротив, – тишина, мерные, однообразные звуки жужжащего веретена, там светло и тепло. Это – царство порядка. Обитатели дома одиноки в своем противостоянии буре. Они могут надеяться только на себя, на свою стойкость. Призывая на помощь собственные силы – мужество, веселье, песню, поэзию труд, – они празднуют победу над злыми силами хаоса и тьмы.

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь, не наглядясь…

Пора и мне… пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

Свою близость к Шенье Пушкин объяснил общим для них поэтическим даром, который по своей природе исконно свободен. При этом свобода понимается широко – и как политическая, и как нравственная.

По мысли Пушкина, жертва, принесенная Шенье на алтарь свободы, которая дороже жизни, оправдана. Но самая глубокая печаль связана с погубленным и не раскрывшимся в своей полноте поэтическим даром. Поэтому стихотворение заканчивается на скорбной элегической ноте:

Плачь, муза, плачь.

Но недоступная черта меж нами есть.

Напрасно чувство возбуждал я:

Из равнодушных уст я слышал смерти весть

И равнодушно ей внимал я.

Поэт не скрывает от себя жестокой и суровой правды, будучи предельно искренен и правдив. Надо было иметь смелость, чтобы отважиться на признание, которое многими могло быть встречено с недоумением и нравственным осуждением:

Где муки, где любовь? Увы, в душе моей

Для бедной, легковерной тени,

Для сладкой памяти невозвратимых дней

Не нахожу ни слов, ни пени.

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И, наконец, последние две строфы – пробужденье души, упоенье творчеством, жизнью, наслаждение красотой, увенчанные любовью:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В стихотворении Пушкина тема очарования красотой и наслаждения любовью совместилась с другой – темой творческого вдохновения. Послание содержит в себе глубокие философские размышления о смысле жизни, о радости творчества, о чувстве полноты бытия.

В стихотворении живы традиции гражданских и философских од Ломоносова и Державина, произведений декабристов (Ф. Глинки, В. Кюхельбекера), метафорически изображавших в образе библейского пророка поэта-гражданина. Поэтическая речь Пушкина выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне. Центральный образ стихотворения находит соответствие в фигуре ветхозаветного пророка Исайи. Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность. При этом библейские аллегории, библейский синтаксис и лексика в их церковно-славянском варианте стилистически передают и древность, и торжественность лирической темы назначения поэта и поэзии.

Для исполнения пророческой миссии и вдохновенного творческого служения нужно изгнать грех из глубинных недр человека и очистить язык, чтобы слово было правдивым. Все суетное, мелкое, приземленное и прозаичное должно исчезнуть, умереть, стать прахом. В стихотворении запечатлен трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины, в пророка, исполняющего волю пославшего его Бога и независимого от воли людей. Через мучение, через страдание человек преображается в пророка. Драматическая замена сердца символическим горящим углем и грешного языка жалом змеи становится кульминацией метаморфозы, в результате которой человек преображается в пророка. Только после этого на свет является человек, призванный Богом к служению, пересозданный Им, возведенный в достоинство пророка, впервые наименованный так и напутствуемый:

Как труп в пустыне я лежал,

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Стихотворение написано в виде монолога самого пророка, рассказывающего о том, как он стал пророком, и верящего, что его устами говорит Бог. Став пророком, он не может сойти с пути, предначертанного Богом. Он избран.

Главная задача, стоявшая перед Пушкиным, – понять действие исторического процесса, его механизм, законы, им управляющие. Эти законы формируются как интересы различных социальных групп, представленных различными персонажами. Одни действующие лица виновны в Смуте, вызывая ее (царь-узурпатор Борис Годунов, Дмитрий Самозванец); другие становятся их соучастниками, содействуют ее разжиганию (Шуйский, Гаврила Пушкин, Басманов, польская знать – Вишневецкий, Мнишек, Марина Мнишек, люди из толпы, равнодушные к избранию Бориса и затем убивающие детей царя); третьи участвуют в истории, но не ведают, что творят, или не имеют личного умысла (Патриарх, пленник Самозванца Рожнов, сын князя Курбского, наемные командиры русских войск Маржерет и В. Розен); четвертые выступают свидетелями событий и, не участвуя в историческом зле, обсуждают его (люди из народа), доносят весть до потомства (Пимен) или обличают Бориса (Юродивый); пятые – невинные жертвы (дети царя).

Из всех этих разнообразных лиц Пушкин выделяет четыре группы: царь, Борис Годунов, его ближайшие сподвижники; бояре во главе с Шуйским; дворяне и поляки, поддержавшие Самозванца; народ, представленный в трагедии как некая совокупная надличная сила.

В истории, по мысли Пушкина, действуют две силы – рациональная и стихийная, иррациональная, подпадающая и не подпадающая под законы логики и морали.

Социально-индивидуальные и групповые интересы выступают в качестве мотивов поведения персонажей. Тому есть множество примеров. Лукавый Шуйский лжет Борису о причинах смерти царевича, а сам втайне возмущает народ, готовясь свергнуть царя, чтобы сесть на престол или добиться неограниченной власти. Басманов, присягнувший Борису, изменяет ему в пользу Самозванца: как худородный дворянин, он надеется подняться к высоким ступеням в государстве при новом царе. Те же мысли овладевают и Гаврилой Пушкиным.

С другой стороны, в ходе художественного анализа Пушкин пришел к выводу, что один из главных законов истории – ее стихийность, иррациональность и зависимость от Рока, Судьбы, выступающая в различных формах, в том числе и религиозной. Это относится и к Борису Годунову, и к народу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Наводнение 1824 года

Наводнение 1824 года Царствование Александра I не кончилось для Петербурга и страны благополучно. Два страшных бедствия, одно природное, другое социальное, обрушились на город. И в центре их оказался Медный всадник, под которым будто бы и живет гений города. 7 ноября 1824 года

БАЙРОН (1788–1824)

БАЙРОН (1788–1824) Джордж Ноэл Гордон Байрон происходил из знатного, хотя и обедневшего, рода. Детство провел в городе Абердине (Шотландия). В десятилетнем возрасте унаследовал от двоюродного деда титул лорда и поместье. После закрытой аристократической школы, где начал

1. Испания и Португалия с 1824 г

1. Испания и Португалия с 1824 г Испания с 1824 г.Бессмысленную систему, установившуюся в Испании после вторжения, вскоре пришлось несколько изменить. Сам король изменил направление не потому, что его мстительность и жестокость были удовлетворены или он понял, что излишнее

1824 Мьюримут; Foedera; CCR; Бейкер; S.C.[8.

XXVIII. КАЦЫРЕВ НА ПРАВОМ ФЛАНГЕ (1824 год)

XXVIII. КАЦЫРЕВ НА ПРАВОМ ФЛАНГЕ (1824 год) Немногие из кавказских деятелей пользовались такой громкой и заслуженной известностью, как Юрий Павлович Кацырев, давший своими действиями на правом фланге в 1824 году пример самостоятельной и весьма практичной системы отношений к

Южная ссылка (1820–1824)

КИРХГОФ ГУСТАВ РОБЕРТ (1824 г. – 1887 г.)

ТОМСОН УИЛЬЯМ, БАРОН КЕЛЬВИН (1824 г. – 1907 г.)

ТОМСОН УИЛЬЯМ, БАРОН КЕЛЬВИН (1824 г. – 1907 г.) 26 июня 1824 года в ирландском городе Белфасте родился Уильям Томсон – один из величайших физиков в истории науки, человек, который за свои научные достижения был удостоен титула лорда (что, надо сказать, происходило совсем не

Наводнение, 1824 год Александр Грибоедов

Наводнение, 1824 год Александр Грибоедов В декабре 1824 года, словно предвещая бурные события года следующего, в Петербурге случился природный катаклизм: наводнение, самое катастрофическое в истории города – вода поднялась на 180 см выше ординара. Очевидцем наводнения

1824 Анкета № 198 / 98 // Личн. архив автора.

Южная ссылка (1820-1824)

Южная ссылка (1820-1824) Кавказ, Крым, Кишинев, Каменка, Одесса В мае 1820 года Пушкин был выслан из Петербурга. После непродолжительного пребывания в Екатеринославле (Днепропетровск) он с семьею Раевских направился на Кавказские Минеральные воды. Затем Пушкин перебрался в Крым

Михайловское (1824-1826)

Михайловское (1824-1826) 31 июля 1824 года Пушкин выезжает из Одессы. “От оперы, от темных лож. И, слава Богу, от вельмож. Уехал в тень лесов Тригорских. В далекий северный уезд” (вариант "Путешествия Онегина"). В первые месяцы пребывания в новой ссылке Пушкин пишет Вяземскому: "Я

  • История села
  • Первые визиты
  • Предпосылки к изгнанию
  • Северная ссылка
  • Творческое наследие
  • Усадьба после смерти владельца
  • Современное состояние

Ссылка Пушкина в имение Михайловское

История села

История Михайловского начинается с прадеда Александра Сергеевича:

За что Пушкина сослали в Михайловское

  1. В 1742 году Абрам Ганнибал получил землю от императрицы Елизаветы Петровны. Тогда деревня называлась Устье и принадлежала Опочецкому уезду. Абрам был сыном африканского князя, которого Петр I привез в Москву. Тут предок Пушкина крестился и дважды женился, от второго брака у него родился сын Осип — дед будущего великого поэта.
  2. В 1781 году имение перешло по наследству Осипу Абрамовичу. Он переименовал усадьбу в Михайловское, обустроил ее, разбил парк. У него родилась только одна дочь, Надежда, которая вышла замуж за троюродного дядю Сергея Львовича Пушкина.
  3. В 1818 году Надежда Осиповна получила усадьбу по наследству.

После смерти матери в 1836 году усадьба перешла Александру Сергеевичу, который владел ею меньше года.

Первые визиты

Время проведенное Пушкиным в Михайловском

Михайловское оставило в жизни и творчестве Александра Пушкина огромный след. Он был связан с этим местом всю свою сознательную жизнь — с 1817 по 1836 года.

Предпосылки к изгнанию

Имение в Михайловском

Однако наблюдение за его поведением не ослабевает, и в итоге по формальной причине (в перехваченном письме к другу поэт насмешливо отозвался о религии и написал, что изучает атеистическое учение) Александр Сергеевич был сослан вновь, но уже в родовое имение. Настоящих же поводов было больше: подача доноса генерала Скобелева, опасения графа Воронцева, что за дружбу с опальным чиновником может пострадать он сам. Определенную роль наверняка сыграло ухаживание поэта за женой Воронцова.

Отец поэта был фактически поставлен надзирателем над сыном, из-за чего у них произошла крупная ссора вскоре после приезда. Сергей Львович вскрывал письма узника, постоянно обвинял его в безбожии, боялся, что может пострадать сам. Взбешенный Пушкин даже написал письмо к императору, прося перевести его в любую крепость, но друзья удержали его от отправки.

Северная ссылка

Пушкин с няней

Впрочем, вскоре настроение Александра Сергеевича сменилось на противоположное. Первая осень в Михайловском стала крайне плодотворна для него: он читал и писал, наблюдал за деревенской жизнью и слушал сказки няни Арины Родионовны. Он наладил дружеские отношения с соседкой, владелицей Тригорска Прасковьей Осиповной. Пушкин часто, почти ежедневно, бывал в Тригорском, где полушутливо ухаживал за местными дамами.

Но все же Пушкин тяготился своим положением. Ему было тесно, скучно в ограниченном кругу, хотелось читать, мыслить, творить. Все время ссылки он мечтает об освобождении:

Ссылка Александра Сергеевича Пушкина в Михайловское

  1. В конце 1824 года всерьез рассматривал возможность бежать через Дерпт заграницу, но в последний момент передумал и остался на родине.
  2. Летом 1825 написал письмо императору Александру I, прося отпустить на лечение в другую страну.
  3. Осенью того же года просил о помиловании.
  4. В декабре, узнав о смерти императора и проблемах престолонаследия, Пушкин намерен приехать для участия в восстании декабристов. Только непредвиденные обстоятельства помешали ему.

Ссылка Пушкина в Михайловское закончилась 3 сентября 1826 года. Уже на следующий день Пушкин был на пути в Москву по приказу нового императора Николая I. Возвращение было тяжелым: после восстания декабристов были повешены 5 человек, во всеми изгнанник был знаком. В бумагах восставших обнаружены его переписанные стихи.

Творческое наследие

Предпосылки к изгнанию

После окончания ссылки Пушкин бывал в имении еще несколько раз. Он приезжал отдыхать от городской суеты. В 1836 году он приехал на похороны матери, на следующий год сюда привезли тело самого Александра Сергеевича.

Усадьба после смерти владельца

Какие произведения написал Пушкин в Михайловском

После смерти Михайловское перешло детям — Александру, Марии, Григорию и Наталье Пушкиным. Однако почти 30 лет тут никто не жил, из-за чего усадьба пришла в сильный упадок. Вдова Наталья Николаевна только перевезла в дом библиотеку поэта в 1841 году, а через 3 года увезла обратно, когда вышла замуж повторно. В 1848 году журналист Мацкевич писал, что усадьба пришла в запустение и крайне ветхая, всюду плесень, гниль, сад зарос, а строение грозились упасть в любой момент.

Но на этом тяжелые времена не закончилась:

Творческое наследие Пушкина

  1. В 1899 году Григорий Александрович переселился в имение жены и продал усадьбы. Его выкупила казна и передала во владение местного дворянства.
  2. Летом 1908 года дом сгорел, в имении остались только некоторые пристройки.
  3. Усадьбу восстановили через год, проект был подготовлен архитектором Щуко.
  4. В 1911 году тут открыли колонию для престарелых литераторов.
  5. Во время Революции в феврале 1918 года крестьяне разграбили имение, некоторые постройки были сожжены.
  6. В 1921 году Михайловское вновь восстановили, а в следующем году объявили музеем-заповедником. Через 14 лет в его состав включили и некоторые другие места: Савкину Горку, городище Воронич, Святогорский монастырь (возвращен Церкви в 1992) и усадьбу Петровское.
  7. К годовщине гибели поэта (100-летию) в 1937 прошло массовое восстановление строений.

Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал: были уничтожены жилые хозяйские здания и постройки монастыря, повреждены могила Александра Пушкина и многие усадебные строения. После войны началось глобальное восстановление, в котором активное участие принял директор музея Гейченко.

Современное состояние

В 1995 году Михайловское включено в список особо ценных памятников культурного наследия России. В 2013 году получен статус объекта культурного наследия федерального значения.

Его главными достопримечательностями являются:

Домик няни Арины Родионовны

  • Дом Пушкина в Михайловском с сохраненными и восстановленными (насколько это оказалось возможно) интерьерами времен поэта.
  • Домик няни Арины Родионовны.
  • Парк с фруктовым садом, аллеями. Декоративными прудами и мостиками. Самой известной является аллея Керн.

Могила А Пушкина

Сегодня музей Михайловское предлагает общие и тематические экскурсии, мастер-классы по народной культуре и русскому языку, лекции и уроки. Также гости могут посетить временные выставки, специальные занятия и кукольный театр.

Родовое имение Пушкина, доставшееся ему от матери, оказало огромное влияние на поэта. Сосланный сюда в возрасте 25 лет, он 2 года провел в уединении, вдали от столицы и происходивших там событий. Несмотря на скуку и бессилие в делах, изгнание сыграло огромную роли в творчестве поэта.

Читайте также: