1 вариант сообщение о а п чехове 2 вариант о тэффи

Обновлено: 01.07.2024

а. Лето перед восьмым классом я провел на глухой речушке, на рыбной ловле. Попал на омут, у старой мельницы.


б. Я поднял крик, чтоб пришел главный врач ,но вместо него вдруг пришел этот самый фельдшер. А я был в ослабленном состоянии. И при виде его я окончательно потерял свое сознание.

в. Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и ее честного мужа, и старую вороватую кухарку.

г. Это было настолько чудовищно и нелепо, что я разделся, встряхнул одежду, сам подмел паркет от стены до самой середины комнаты.

д. Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.

Кто из героев испытывал эти чувства и переживания?

а. А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

б. Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека.

в. Я смотрел все напряженнее – их все не было. Ударил второй звонок – я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил ее!

г. К вечеру, недоверчиво и недружелюбно подав мне руку, он ушел. Жена его рассказывала потом, что он стонал всю ночь. Раньше он был спокойный человек, умеренных политических взглядов, знаток испанской литературы.

д. Где-то в глубине души еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда по ночам или даже днем, …., она рыдала и молилась, но не находила выхода.

е. В общем, мне почему-то стало неприятно от этого происшествия, и я хотел побежать в больницу, чтоб с кем-нибудь там побраниться, но как вспомнил, что у них там бывает, так, знаете, и не пошел.

Общие вопросы
а. В каких рассказах повествование ведется от первого лица?

б. В каких произведениях использован композиционный прием – рассказ в рассказе?

в. Какие рассказы содержат юмористические приемы?

г. В каких рассказах главным приемом является олицетворение?

д. Какие рассказы построены на противопоставлении?

5.Составьте биографическую справку о жизни и творчестве писателя ( 5 – 6 предложений): И.А.Бунина; А.И.Куприна; Тэффи (по выбору учащихся).

Разумеется, сопоставление двух литературных произведений малых жанров возможно на основании сходства сюжетной коллизии; краткость и динамика сюжета, связанные с развитием диалога главных действующих лиц, дают возможность читателю лучше понять замысел автора, и не только. Интересные возможности для внимательного читателя представляет сопоставление двух литературных произведений малых жанров с одноименным названием.

Тема "Художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова (1880-х г.г.) и рассказов Н.А. Тэффи (1910-х г.г.): возможности жанрового и сюжетного сопоставления" как нельзя лучше подходит для поиска аргументов и осмысления.

Не случайно для сопоставительного комментария выбраны рассказы А.П. Чехова, созданные до 1888 года - "Репетитор"(1884 г.); "Мальчики" (1887 г.). Для А.П. Чехова 1880-е годы - время сотрудничества в юмористических журналах "Осколки", "Стрекоза".

К началу 1880-х годов жанр "рассказа-сценки" приобретает черты жанровой завершенности. Свои ранние юмористические рассказы А.П. Чехов объединил в сборники "Пёстрые рассказы" (1886 г.) и "Невинные речи" (1887 г.). Многие литературоведы-исследователи творческого наследия А.П. Чехова высказывали мысль о том, что 1887-1888 гг. стали своеобразным периодом перехода от ранних литературных произведений "Антоши Чехонте" к стилистической манере зрелого А.П. Чехова.

Каковы черты, определяющие художественное своеобразие ранних рассказов? Принципиальная краткость и диалогичность; стремление автора мыслить сюжетно и образно; минимальное количество авторских высказываний и отступлений; передача эмоционального состояния героев через их поступки, действия и речь, - все эти особенности ранней Чеховской прозы оказали серьезное глубокое влияние на личностное и писательское становление Н.А. Тэффи.

Дебют Н.А. Тэффи состоялся в 1901 году: на страницах иллюстрированного еженедельника "Север" появилось стихотворение "Мне снился cон,безумный и прекрасный…".

Мне снился сон безумный и прекрасный,
Как будто я поверила тебе,
И жизнь звала настойчиво и страстно
Меня к труду, к свободе и к борьбе.

Проснулась я… Сомненье навевая,
Осенний день глядел в мое окно,
И дождь шумел по крыше, напевая,
Что жизнь прошла и что мечтать смешно.

Первая книга Н.А. Тэффи - " Семь огней " - увидела свет в 1910 году; "Семь огней" – это поэтический сборник. Но в том же 1910 году появляются два сборника Н.А. Тэффи с одноименным названием "Юмористические рассказы". Сборники были сразу замечены читающей публикой и литературной критикой. И читающая публика, и литературные журналисты единодушно отмечали "правильный и изящный язык… умение несколькими словами характеризовать и внутренний мир человека, и и внешнюю ситуацию", а самое главное - "живой и заражающий юмор даровитой рассказчицы", свойственные прозе Н.А. Тэффи.

В дальнейшем мы обратимся к сопоставительному комментарию рассказов А.П. Чехова, созданных в 1880-е годы: " Репетитор ", " Мальчики ", "Дома"; а также к рассказам Н.А. Тэффи 1910-х годов " Репетитор ", " Катенька ".

Прежде всего необходимо отметить, что спектр возможностей создания характеров персонажей во многом связан с жанровым своеобразием небольшого сюжетного рассказа (рассказа-сценки). Кратковременность развивающихся событий, небольшое число действующих лиц, изображение одного эпизода или случая из жизни главного героя рассказа - таковы особенности данной жанровой формы. Поэтому действия персонажей, отражение психологических конфликтов в диалогах обретают особую важность.

И в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов, и в рассказах Н.А. Тэффи отсутствуют подробные описания, следовательно, знаковым деталям и метким авторским замечаниям придается содержательный смысл. Главный герой (его поступки, мечты, поведение, речь), - становится не просто объектом насмешки автора и читателей. Драматизм происходящих с героем рассказа событий и глубина его эмоциональных переживаний пробуждают сочувствие. "Рассказы-сценки" создаются не только ради развлечения читателя: перемены, происходящие с главными героями, позволяют увидеть события сюжета в новом свете, задуматься о серьезных и важных вопросах.

Художественное своеобразие рассказов А.П. Чехова и Н.А. Тэффи заключается прежде всего в их особом драматизме. В основе сюжетной линии рассказов чаще всего - незначительное на первый взгляд событие. Авторская точка зрения не навязывается читателю: главное событие сюжета освещается объективно и чётко, отсутствуют лирические отступления.

Столкновение мечты главных героев рассказа и обыденной повседневности их будней проявляется по-разному: в комических несоответствиях событий сюжета; в соотнесённости знаковых деталей; а самое главное - в ходе развития диалога одного из главных героев с второстепенными персонажами рассказа. Далеко не случайно отсутствует монологическое авторское повествование: на первый план выходит главный герой рассказа - его переживания, поступки, суждения, речь. "Внутренние монологи" главного героя, диалоги и реплики второстепенных персонажей (иногда - с ремарками автора), составляют тексты рассказов, о которых мы ведём речь.

Возникающие в диалогах смысловые несоответствия и столкновения открывают большие возможности для авторской иронии.

— Девка на выданье, — гудит из кухни, — избаловавши с детства. Нет, коли ты мать, так взяла бы хворостину хорошую…

Мать высунула голову в окошко, и видно ее сердитое лицо. Из другого окошка, подальше, высовывается голова в повойнике и отвечает:

— Конешно, она. Я сразу увидела: было для компоту десять черносливин, а как она подошла, так и девять сделалось. И как тебе не стыдно — а?

— Сами слопали, а на меня валите! — огрызнулась Катенька. — Очень мне нужен ваш чернослив! От него керосином пахнет.

— Керосином? — ужасается кухарка. — Эдакие слова произносит! Взять бы что ни на есть, да отстегать бы, так небось…

Событийный объём рассказа ограничен, поэтому поступки и действия главного героя обретают особый смысл, становятся возможностью самовыражения. Но обстановка, окружающая персонажей рассказа, не отличается изысканной необычностью.

Напротив, автором намеренно подчёркиваются бытовые будничные реалии. Прозаические подробности выявлены автором в знаковых деталях интерьера, во внешнем облике персонажей рассказа, в речевой манере главного героя.

Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:

Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:

— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.

Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а всё думал о чем-то, — всё это было загадочно и странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками.

Законы повседневной будничной жизни властно вторгаются в сюжетный сценарий рассказа, трансформируют планы и мечты главных героев и второстепенных персонажей. Иногда это происходит смешно и нелепо, иногда - трагично. Контраст насыщенной переживаниями эмоциональной жизни персонажей и законов обыденной действительности заинтересовывает читателя, стимулирует его внимание и ведёт к пониманию смысла авторской иронии.

Характер главного героя открывается для понимания читателя в резком поступке, в речевой манере ведения диалога. Как правило, это происходит быстро и психологически точно. Не случайно в каждом рассказе есть яркая кульминация-эпизод, в котором характер главного героя открывается перед читателем максимально полно. Данный кульминационный эпизод, как правило, находит отражение в быстроте и содержательности диалога: диалог становится в момент кульминационного эпизода рассказа более динамичным, обостряются скрытые противоречия взаимоотношений персонажей рассказа, речь участников диалога обретает новую лексику - более эмоциональную и точную.

— Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так… продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!

— Ну, чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! — говорит Удодов Пете. — Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.

— Эта задача, собственно говоря, алгебраическая, — говорит он. — Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я, вот, разделил… понимаете? Теперь, вот, надо вычесть… понимаете? Или, вот что… Решите мне эту задачу сами к завтраму… Подумайте…

Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя. Ученик VII класса еще пуще конфузится, встает и начинает ходить из угла в угол.

— И без алгебры решить можно, — говорит Удодов, протягивая руку к счетам и вздыхая. — Вот, извольте видеть…

Учителю становится нестерпимо жутко. С замиранием сердца поглядывает он на часы и видит, что до конца урока остается еще час с четвертью — целая вечность!

В ходе развития сюжета каждого рассказа есть столкновение характеров и жизненных обстоятельств, столкновение наивности и холодного расчёта, столкновение практичной житейской мудрости и хрупкости мечты. Поэтому конфликт становится основной движущей силой в развитии сюжета небольшого рассказа, а противоречия конфликта и стадии движения к его разрешению обязательно проявляются в речи персонажей: в выборе лексики, в смене эмоционального тона, в манере общения с собеседником, в синтаксическом своеобразии предложений.

— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно! Вы где ночевали?

Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. Послали куда-то телеграмму и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.

Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:

Многие художественные открытия ранней прозы А.П. Чехова были творчески переосмыслены в рассказах Н.А. Тэффи на основе новых социальных реалий, новой лексики, появившихся на рубеже веков (1890 -1910-е годы). Сопоставительный комментарий сходных по сюжетной тематике рассказов даёт возможность понять и осмыслить, каким образом это происходит. Но не менее важен и интересен для читателя тот факт, что зачастую небольшой комический рассказ заставляет задуматься о том, что в жизни переплетены смешные и трагичные сюжеты; что наивность и доброта часто оказываются беззащитны перед жадностью и холодным расчётом; что вовремя сказанное умное доброжелательное слово может погасить спор конфликтующих сторон. Думается, размышлять над этим важно и в наши дни.

Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру.


Ранние годы

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца, который держал небольшую лавку. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова было непростым: отец держал сыновей в строгости, заставлял много репетировать и петь в церковном хоре.

Обучение будущий писатель проходил в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Начало литературного пути

Поздние годы. Смерть писателя

Биография Антона Чехова содержит еще один переезд: больному туберкулезом писателю врачи рекомендовали переехать в Ялту, где климат был более подходящим для легочных больных. Здесь с ним встречаются Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький.

Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899–1902 гг., а также 1903 годах.

Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года.

Тестовые задания по биографии А.П. Чехова в двух вариантах

Вашему вниманию предлагаются тестовые задания по биографии А.П. Чехова в двух вариантах, каждый из которых включает по десять заданий, предполагающих один вариант ответа. С помощью данного теста можно осуществить текущий контроль знаний обучающихся после изучения биографии писателя. В инструкции к тесту указаны критерии оценок.

Министерство образования и науки Пермского края

Тестовые задания по биографии А.П. Чехова

в двух вариантах

Разработчик: Грошева Т.М.,

преподаватель русского языка и литературы

Инструкция : Данный тест состоит из 10 заданий, в каждом из которых предполагается 1 вариант ответа. На выполнения теста отводится 15 минут. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Будьте внимательны и аккуратны.

Вам необходимо набрать для получения оценки

1. А.П. Чехов родился в:

а) 1821г. в Москве

б) 1860г. в Таганроге

в) 1828г. в Тульской губернии

г) 1818г. в Орловской губернии

2. А.П. Чехов родился в семье:

3. Учась в гимназии, Чехов издавал свой собственный журнал, который назывался:

в) В.А. Гиляровскому

г) К.С. Станиславскому

5. Свои рассказы Чехов подписывал псевдонимом:

а) Брат без брата

6. В 1890-1892гг. Чехов совершил поездку:

г) в Баденвейлер

7. Чехова связывала дружба с великим русским композитором:

8. Вернувшись из поездки на Сахалин, Чехов поселился в:

а) Книппер - Чеховой

10. А.П.Чехов умер в:

Инструкция : Данный тест состоит из 10 заданий, в каждом из которых предполагается 1 вариант ответа. На выполнения теста отводится 15 минут. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Будьте внимательны и аккуратны.

Вам необходимо набрать для получения оценки

1. Изначально по профессии Чехов был:

2. Чехов помещал свои юмористические рассказы в журнале:

3. Чехов подписывал свои рассказы псевдонимами:

4. С именем Чехова связаны географические названия:

5. Чехову принадлежит сборник рассказов

в) «Севастопольские рассказы

б) К.С. Станиславскому

в) В.И. Немировичу-Данченко

7. Тесная дружба связывала Чехова с известным русским художником:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Самостоятельная работа по теме "Творчество Н.А.Тэффи, Рассказ "Свои и чужие".

Назовите настоящую фамилию Тэффи.

Где жила Тэффи в эмиграции?

Какое направление в литературе связано с именем Тэффи?

Какие жизненные ситуации рисует автор в рассказе?

О каких общественных пороках идет речь в рассказе?

Дайте определения понятиям: 1 вариант – юмор; 2 вариант – сатира.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 249 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Надежда Александровна Тэффи

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.03.2018 2527
  • DOCX 11.4 кбайт
  • 13 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Потанина Маргарита Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: