Зубрилкин итоговое сочинение или как съесть слона

Обновлено: 05.07.2024


Для начала мы разделим проблему на две части: ЧТО писать и КАК писать.

ЧТО – это СОДЕРЖАНИЕ, которое базируется на известной вам информации. Поскольку в сочинении требуется использовать примеры из литературных произведений, необходимо знать:

– имена главных героев,

– идею и тему произведения.

Для того чтобы овладеть этой информацией, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО прочитать собственно литературные произведения, а так же их литературные анализы и разборы.

КАК – это ФОРМА, то есть способ изложения, композиционная организация текста, логика, умение рассуждать, владение письменной речью. Существует ДВА мнения. Первое: тот, кто не имеет таланта писать, никогда не справится с этой задачей. Второе: любой человек способен думать и рассуждать, просто в сочинении надо делать это письменно.

Лично я полагаю, что каждый может выражать свои мысли на бумаге. На всякий случай я придумала несколько интересных и несложных упражнений, которые помогут вам этому научиться. Существует несколько элементарных правил, которые надо учитывать, и три-четыре базовых навыка, которые можно натренировать, как бицепсы.

Автор учебника Анна Каракова

Часть 1. Что писать?

Рассуждай – получишь бонус!

Рассуждать – это полезно, интересно и порой приводит к неожиданным результатам. Хотите, докажу? Давайте порассуждаем о тематических направлениях, предложенных ФИПИ в 2016 году для написания итогового сочинения[1] 1
Здесь и далее цитируются материалы Федерального института педагогических измерений об особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года.

[Закрыть] (я сократила формулировки с целью выявить суть задачи):

Очевидно, что формулировки тематических направлений имеют общие черты: во всех приводятся ДВА ПОНЯТИЯ, везде используется антитеза, то есть противопоставление этих ДВУХ ПОНЯТИЙ: разума и чувств, чести и бесчестия, победы и поражения, опыта и ошибок, вражды и дружбы.

Очевидно, что в сочинении будет необходимо СОПОСТАВИТЬ данные ДВА ПОНЯТИЯ, проследить, как они взаимосвязаны, или доказать, что они исключают друг друга.

Почему-то при рассуждении о разуме и чувствах у меня возникает образ дуба – сначала мертвого и старого, а потом цветущего, обновленного весной, каким его видит князь Болконский после встречи с Наташей Ростовой. Вспоминается небо Аустерлица, глядя в которое Андрей Болконский чувствует всю простоту и совершенство этого мира, и на фоне этих открытий маленькая фигурка Наполеона кажется ему ничтожной, несмотря на то что раньше князь Андрей восхищался Бонапартом, видел в нем исключительную личность.

Слова честь и бесчестие напоминают мне эпизод, когда офицер Николай Ростов проигрывает баснословную сумму Долохову в карты. Сцена объяснения Николая с отцом – одна из самых сильных в романе. Считая карточный долг долгом чести, граф Ростов дает деньги сыну. Николай же берет на себя обязательства вернуть долг отцу и семье. Вспоминается Соня, которая догадывается о намерениях Наташи сбежать с Анатолем Курагиным и мучается от того, что не знает, как спасти Наташу от бесчестья.

Размышления о дружбе и вражде заставляют меня обратиться к сложным отношениям между Пьером Безуховым и князем Андреем Болконским; вызывают желание сравнить светскую переписку между княжной Марьей и Жюли и глубокое взаимопонимание, возникшее между княжной и Наташей Ростовой; осмыслить серьезную офицерскую дружбу Николая Ростова и Дениса Давыдова. Тему вражды можно открыть на примере отношений Долохова со своими друзьями. Здесь вспоминается дуэль с Пьером, спровоцированная слухами о любовной связи Долохова с Элен. Или поруганная дружба с Николаем Ростовым, обернувшаяся враждой из-за сватовства Долохова к Соне, ее отказа и чудовищного карточного проигрыша.

Условия задачи

Это не очевидно, но у литературы и математики есть много общего. Если мы говорим о сочинении на заданную тему, то здесь, так же как при решении математических задач, очень важно понять, ЧТО ВАМ ДАНО.

Продолжая проводить параллели с точными науками, не трудно заметить, что направления, предложенные ФИПИ в 2016 году для написания итогового сочинения, как бы диктуют условия задачи. Если довести ситуацию до абсурда, это выглядит примерно так: князь Болконский видел дуб по дороге в загородное имение Ростовых и домой в Лысые Горы дважды. Наташа восхищалась тем же деревом каждый раз по пути из Москвы в Отрадное и обратно. Выезжала она в загородное имение с пяти лет, а на момент встречи с князем Болконским графиня Ростова – шестнадцатилетняя барышня. Вопрос первый: сколько раз Наташа встречалась с дубом? Вопрос второй: во сколько раз чаще Андрея Болконского Наташа Ростова видела дуб? Вопрос третий: сколько раз князю Болконскому нужно посетить Отрадное, чтобы и он, и Наташа встретились с дубом одинаковое количество раз?

Да простит меня Лев Николаевич за фривольное обращение с содержанием его великого романа, но цель наглядно показать суть задачи, поставленной в итоговом сочинении, на мой взгляд, оправдывает средства. Четкость понимания темы сочинения должна быть примерно такой же, как в этом смешном литературно-математическом упражнении. Если вы внимательно прочитали предыдущий абзац, вас не поставит в тупик вопрос: какая часть задачи про дуб соответствует направлению, предложенному ФИПИ, и какая часть – теме итогового сочинения? Конечно же, условия задачи, что дано – это направления, а различные вопросы соответствуют возможным темам сочинений.

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Способность мыслить и чувствовать в той или иной мере присуща каждому человеку. Более того: именно мысли и чувства являются основным способом познания мира, формирования личности. Пережитые чувства и передуманные мысли составляют жизненный опыт человека, заставляют его меняться, становиться мудрее, добрее, сильнее. Или происходит наоборот, и человек разочаровывается в любви, теряет веру в себя, становится злым или циничным.

Тот, кто пережил боль и страдание, любовь и вдохновение, зависть и ревность, не может игнорировать этот опыт. Солдат, побывавший на войне, мало чем напоминает того мальчишку, который зачитывался военными романами Ремарка. Женщина, ставшая матерью, с улыбкой вспоминает ту бесшабашную девчонку, которой она когда-то была. Способность мыслить и чувствовать важна для человека не меньше, чем способность дышать, видеть, жить.

Разум и чувства составляют внутренний мир личности и находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом.

Благодаря союзу мысли и чувства совершены практически все открытия. Менделеев записал свою химическую таблицу не только потому, что думал о том, как связаны химические элементы, но и потому, что страстно хотел знать, как устроен этот мир, то есть не только размышлял, но и безумно желал понять этот закон. Мать Тереза стала знаменитой на весь мир монахиней не только из-за сострадания к несчастным и любви к Богу, но и потому что она поняла: многие люди нуждаются в ее помощи здесь и сейчас, и помогла им. Очевидно, что разум и чувства взаимосвязаны, но определить, что первично, а что вторично, невозможно.

Гармония мыслей и чувств лежит в основе человеческого счастья. Это состояние присуще тем, кто увлечен своей работой. Или влюбленным, которые думают, как организовать жизнь своей семьи. Или мастеру, который придумал и создал удивительную куклу. Количество подобных примеров безгранично. Но часто бывает, что рациональное и эмоциональное составляют внутренний конфликт личности и в таком случае человек становится перед выбором. Совершить подлость и занять место генерального директора фирмы? На что решиться? Разум говорит, что это не правильно, недостойно, но… так хочется денег, успешной карьеры, новых возможностей. Или наоборот: совесть говорит, так поступать непорядочно, а разум отвечает – зато я куплю новую машину! Состояние внутреннего конфликта временами испытывает каждый человек. Выход из этой ситуации только один: надо принять решение и совершить поступок.

И в литературе и в жизни прослеживается идея о разном уровне восприятия действительности. Ограниченность, глупость, отсутствие любознательности и желания учиться, корысть, малодушие, грубость, черствость – все эти отвратительные качества не только описаны в литературе, но и встречаются в жизни. Все они являются следствием недостаточной внутренней работы личности. Чем более развиты разум и чувства, тем сложнее, глубже, интереснее человек. Конечно, не всегда личность развивается по нравственным законам. Великие злодеи тоже были мыслителями, не лишенными эмоций. Однако вывод очевиден: вся жизнь личности от первого до последнего дня подчинена задаче использовать разум и чувства – величайшие дары, данные человеку Богом и природой.

1. Приведите два-три примера вашего личного внутреннего конфликта между разумом и чувствами. Скажем, вы знаете, что нужно готовиться к итоговому сочинению, но… так хочется с друзьями в кино!

3. Вы не знаете, кто такие Дмитрий Менделеев и Мать Тереза? Узнайте!

4. Найдите несколько цитат великих людей о разуме и чувствах. Запомните две-три из них с точностью до запятой!

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Понятие чести – одно из самых сложных и важных в системе нравственных ценностей человека. Оно тесно связано с самоуважением, достоинством, положением в обществе и уважением личности другими людьми.

На протяжении истории развития человечества понятие о чести довольно сильно менялось. Если в XVIII–XIX веках в России и Европе на оскорбление полагалось отвечать смертельным поединком, то есть дуэлью, то сейчас эта традиция ушла в прошлое. Но и сегодня, например, в мусульманских странах, бесчестье часто карается смертью: неверных жен забивают камнями; незамужних девушек, общающихся с мужчинами, могут убить. Страх бесчестья часто превалирует над страхом смерти и является причиной самоубийств. Известно, что в Америке во время Великой Депрессии 30–х годов прошлого века сотни людей покончили с собой, разорившись. Для них потеря капитала и невозможность выполнить свои обязательства были равносильны потере чести, что было гораздо страшнее, чем умереть.

Современный мир предоставляет человеку гораздо более широкий выбор: что такое честь и бесчестье, каждый решает для себя сам. В таком положении вещей есть и плюсы, и минусы. Во всяком случае, многое говорит о том, что понятие чести измельчало, и то, что раньше было недопустимо, стало возможным. С целью проследить эволюцию понятий чести и бесчестия обратимся к литературе.

Погиб поэт! – невольник чести, —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.

О чем говорит тот факт, что два великих русских поэта, Пушкин и Лермонтов, были убиты на дуэли? О силе общественного мнения и невозможности его игнорировать, об интригах и зависти, о том, что гений и посредственность несовместимы. О том, что честь для Пушкина и Лермонтова была важнее жизни.

Драматичные события русской истории ХХ века – революция, Гражданская и Отечественная войны, сталинские репрессии – нашли отражение в литературе и показали, как изменилось само понятие чести. Романтические представления ушли в прошлое. Кто будет думать о дуэлях, когда рушится мир вокруг?

Человечество развивается в полярных координатах добра и зла, верности и предательства, любви и ненависти, войны и мира. Понятия чести и бесчестия всегда будут основополагающими в этом ряду, поскольку именно они определяют нравственный выбор человека.

1. Приведите два-три примера угрозы вашей чести. Как вы будете ее защищать? Что для вас значит бесчестье?

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Анна Каракова - Зубрилкин. Итоговое сочинение,или Как съесть слона обложка книги

35 %

Аннотация к книге "Зубрилкин. Итоговое сочинение,или Как съесть слона"

Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 10 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.

Если говорить кратко - книжечка ни о чем да еще за 120 руб. Очередная попытка за 15 минут научить писать шаблонное сочинение. Автор разбирает направления итогового сочинения-2016 и показывает, как через 6 ключевых предложений можно прийти к тексту сочинения. Подобных примеров ходит много на просторах Интернета.

Зубрить особо не придётся, так как автор кратко объяснила, что нужно для декабрьского сочинения по литературе на примере тематических направлений 2016 года. Ученику нужно знать 2 вопроса: ЧТО (содержание) и КАК (форма сочинения). Автор приводит в доступной форме пример сочинения в 6 предложений (до 130 слов, это как бы план получается в соответствии с абзацами: тема-вопрос, тезис -общее суждение, лит. аргументы, вывод), которые потом нужно расширить до 250-350 слов. Очень интересный подход.

Зубрить особо не придётся, так как автор кратко объяснила, что нужно для декабрьского сочинения по литературе на примере тематических направлений 2016 года. Ученику нужно знать 2 вопроса: ЧТО (содержание) и КАК (форма сочинения). Автор приводит в доступной форме пример сочинения в 6 предложений (до 130 слов, это как бы план получается в соответствии с абзацами: тема-вопрос, тезис -общее суждение, лит. аргументы, вывод), которые потом нужно расширить до 250-350 слов. Очень интересный подход. Сделала выборку, уже учу своих десятиклассников по этому пособию. Книжка тонкая, приятная на ощупь, быстро читается, осталась довольна. Скрыть

Анна Каракова - Зубрилкин. Итоговое сочинение, или Как съесть слона?

Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Описание книги "Зубрилкин. Итоговое сочинение, или Как съесть слона?"

Описание и краткое содержание "Зубрилкин. Итоговое сочинение, или Как съесть слона?" читать бесплатно онлайн.

Зубрилкин. Итоговое сочинение, или Как съесть слона?

Разбор тематических направлений 2016 года, готовые сочинения и аргументы

© Анна Каракова, 2016

Вы знаете, как съесть ОЧЕНЬ БОЛЬШОГО слона? Его следует разделить на ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЕ кусочки. И съесть.

Для начала мы разделим проблему на две части: ЧТО писать и КАК писать.

ЧТО – это СОДЕРЖАНИЕ, которое базируется на известной вам информации. Поскольку в сочинении требуется использовать примеры из литературных произведений, необходимо знать:

– имена главных героев,

– идею и тему произведения.

Для того чтобы овладеть этой информацией, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО прочитать собственно литературные произведения, а так же их литературные анализы и разборы.

КАК – это ФОРМА, то есть способ изложения, композиционная организация текста, логика, умение рассуждать, владение письменной речью. Существует ДВА мнения. Первое: тот, кто не имеет таланта писать, никогда не справится с этой задачей. Второе: любой человек способен думать и рассуждать, просто в сочинении надо делать это письменно.

Лично я полагаю, что каждый может выражать свои мысли на бумаге. На всякий случай я придумала несколько интересных и несложных упражнений, которые помогут вам этому научиться. Существует несколько элементарных правил, которые надо учитывать, и три-четыре базовых навыка, которые можно натренировать, как бицепсы.

Автор учебника Анна Каракова

Часть 1. Что писать?

Рассуждай – получишь бонус!

Рассуждать – это полезно, интересно и порой приводит к неожиданным результатам. Хотите, докажу? Давайте порассуждаем о тематических направлениях, предложенных ФИПИ в 2016 году для написания итогового сочинения[1] (я сократила формулировки с целью выявить суть задачи):

Очевидно, что формулировки тематических направлений имеют общие черты: во всех приводятся ДВА ПОНЯТИЯ, везде используется антитеза, то есть противопоставление этих ДВУХ ПОНЯТИЙ: разума и чувств, чести и бесчестия, победы и поражения, опыта и ошибок, вражды и дружбы.

Очевидно, что в сочинении будет необходимо СОПОСТАВИТЬ данные ДВА ПОНЯТИЯ, проследить, как они взаимосвязаны, или доказать, что они исключают друг друга.

Почему-то при рассуждении о разуме и чувствах у меня возникает образ дуба – сначала мертвого и старого, а потом цветущего, обновленного весной, каким его видит князь Болконский после встречи с Наташей Ростовой. Вспоминается небо Аустерлица, глядя в которое Андрей Болконский чувствует всю простоту и совершенство этого мира, и на фоне этих открытий маленькая фигурка Наполеона кажется ему ничтожной, несмотря на то что раньше князь Андрей восхищался Бонапартом, видел в нем исключительную личность.

Слова честь и бесчестие напоминают мне эпизод, когда офицер Николай Ростов проигрывает баснословную сумму Долохову в карты. Сцена объяснения Николая с отцом – одна из самых сильных в романе. Считая карточный долг долгом чести, граф Ростов дает деньги сыну. Николай же берет на себя обязательства вернуть долг отцу и семье. Вспоминается Соня, которая догадывается о намерениях Наташи сбежать с Анатолем Курагиным и мучается от того, что не знает, как спасти Наташу от бесчестья.

Размышления о дружбе и вражде заставляют меня обратиться к сложным отношениям между Пьером Безуховым и князем Андреем Болконским; вызывают желание сравнить светскую переписку между княжной Марьей и Жюли и глубокое взаимопонимание, возникшее между княжной и Наташей Ростовой; осмыслить серьезную офицерскую дружбу Николая Ростова и Дениса Давыдова. Тему вражды можно открыть на примере отношений Долохова со своими друзьями. Здесь вспоминается дуэль с Пьером, спровоцированная слухами о любовной связи Долохова с Элен. Или поруганная дружба с Николаем Ростовым, обернувшаяся враждой из-за сватовства Долохова к Соне, ее отказа и чудовищного карточного проигрыша.

Это не очевидно, но у литературы и математики есть много общего. Если мы говорим о сочинении на заданную тему, то здесь, так же как при решении математических задач, очень важно понять, ЧТО ВАМ ДАНО.

Продолжая проводить параллели с точными науками, не трудно заметить, что направления, предложенные ФИПИ в 2016 году для написания итогового сочинения, как бы диктуют условия задачи. Если довести ситуацию до абсурда, это выглядит примерно так: князь Болконский видел дуб по дороге в загородное имение Ростовых и домой в Лысые Горы дважды. Наташа восхищалась тем же деревом каждый раз по пути из Москвы в Отрадное и обратно. Выезжала она в загородное имение с пяти лет, а на момент встречи с князем Болконским графиня Ростова – шестнадцатилетняя барышня. Вопрос первый: сколько раз Наташа встречалась с дубом? Вопрос второй: во сколько раз чаще Андрея Болконского Наташа Ростова видела дуб? Вопрос третий: сколько раз князю Болконскому нужно посетить Отрадное, чтобы и он, и Наташа встретились с дубом одинаковое количество раз?

Да простит меня Лев Николаевич за фривольное обращение с содержанием его великого романа, но цель наглядно показать суть задачи, поставленной в итоговом сочинении, на мой взгляд, оправдывает средства. Четкость понимания темы сочинения должна быть примерно такой же, как в этом смешном литературно-математическом упражнении. Если вы внимательно прочитали предыдущий абзац, вас не поставит в тупик вопрос: какая часть задачи про дуб соответствует направлению, предложенному ФИПИ, и какая часть – теме итогового сочинения? Конечно же, условия задачи, что дано – это направления, а различные вопросы соответствуют возможным темам сочинений.

Закртытый клуб

Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе

Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе запись закреплена




Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе

Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе запись закреплена

Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе

Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе запись закреплена


Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе

Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе запись закреплена

Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе

Зубрилкин - подготовка к ЕГЭ по литературе запись закреплена

Для написания итогового сочинения отводится не так уж много времени, всего 3 часа 55 минут. Тренируясь, лучше установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в него.

Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
1) Выбрать и обдумать тему постарайтесь за 25-30 минут.
2) Работа над составлением плана - 30-40 минут.
Показать полностью.
3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
4) Переписывая работу на чистовик, постарайтесь уложиться в 1 час.
5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом хорошей оценки.

Подумайте какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?

Темы итогового сочинения 2020 /2021
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
4. Время перемен
5. Разговор с собой

1. Начинаем работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.

2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.

3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете.

Несколько разных вступлений :

– историческое, даем краткую характеристику соответствующей эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и культурные отношение того времени.

– аналитическое, наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.

– биографическое, правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.

– сравнительное, проводится сравнительный анализ предмета с аналогами той эпохи.

– лирическое, одно из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на вас того или иного произведения, творчестве писателя или художника.

4. Основная часть сочинения - это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разных точек зрения.

5. Заключение — одно из ключевых частей сочинения. В нем вы делаете выводы из вашего анализа и суждений по теме.

Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Старайтесь не использовать незначительные факты и второстепенные детали.

Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество цитат убьет вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.

Читайте также: