Жизнь в древней руси сочинение

Обновлено: 16.05.2024

Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.

Верхняя одежда простого люда — длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много — ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла.

Зовут меня 아시야 팩
Живу я деревянном доме-избе. В ней деревянный пол, но нет печной трубы, потому весь дым остается внутри помещения, из-за чего внутри избы стены становятся черными (говорят – изба топится по-черному). Днем изба освещается солнечными лучами, проходящими через небольшие окна. Вместо стекол используем коровий пузырь. Окно избы закрываем им в холодное время года. Вечером в избе зажигаем лучину.
Одежда была грубовата, шьётся она из холста или шерстяной ткани. Подолы юбок и вороты рубашек украшаются вышивкой.

порты (неширокие укороченные штаны);
рубаху-косоворотку, спускающуюся до колен;
пояс-кушак.

Чтобы не промерзали ноги, их оборачиваем кусками плотной ткани – онучами Поверх них надеваем лапти из липовой коры.

Женская одежда состоит из:

рубашки;
шерстяной юбки или сарафана.

Волосы придерживают обруч из кожи или бересты. Форма и наименование головного убора зависят от статуса. Замужние женщины дома покрывают голову чепцом, девушки вплетают в волосы разноцветные шелковые ленты. На праздники голову покрывают кокошником,
Главной особенностью это - большая патриархальная семья - род. Состоит семья из:

главы рода и его жены (старший мужчина в роду);
сыновей главы рода, с женами и детьми (дочери уходили в другой род после замужества и теряли связь с родными).

Жизнь наша не простая. Вся семья живет в одном доме и имеет общее хозяйство. Глава рода контролирует все имущество нашей семьи и судьбу каждого из ее членов. Он решал, за кого, когда и кому из дочерей или внучек выходить замуж, на ком жениться сыновьям и внукам. Власть главы рода внутри семьи -безгранична. Вне ее пределов она ограничивалась лишь властью князя.
У каждого, даже самого маленького, члена нашей семьи свои обязанности. Детьми и домашним хозяйством занимаются исключительно женщины. С ранних лет девочек приучали заботиться о младших детях, готовить пищу, ткать, прясть, шить и вышивать.

Семилетние мальчики уже ходят с взрослыми в поле, где по мере своих сил участвуют в процессе посева и уборки урожая. Мальчиков учат охотиться, ставить силки, рыбачить, собирать мед. Девочек обучают правилам сбора и консервирования ягод, грибов, секретам использования лекарственных трав.

крестьянин-земледелец должен уметь многое. Взрослые мужчины следят за скотом, пашут и засеивают поле, убирают урожай, охотятся, рыбачат, бортничали. Работа в поле сезонная, но это не означает, что зимой семья бездельничает. Холодное время года посвящается
ремонту старой и созданию новой домашней утвари, плетению лаптей и корзин из ивовых прутьев.

В любые времена семья и дом для человека являются основой нравственных и духовных ценностей. Вряд ли есть что-то дороже дома. Дом-это место, где проходит детство, юность, вся жизнь человека, это своего рода убежище, в котором можно спрятаться от жизненных невзгод.

Многовековая история нашей Родины поистине уникальна. Без знания прошлого нельзя обойтись ни простому смертному, ни власть имущему. Любой, уважающий себя человек, просто обязан знать свои истоки. В последнее время наблюдается тенденция к пересмотру истории. Исторические факты выворачиваются наизнанку. И что самое страшное, делают это учёные-историки, у которых есть полный доступ к архивным документам.
Формирование Древнерусского государства происходило при активном влиянии соседей - скандинавских стран и Византии. В меньшей степени это влияние ощущалось со стороны кочевых племён. Это и определило уникальность развития Киевской Руси.
Славянское государство впервые упоминается в 839 году. В "Бертинской летописи" есть запись об участии людей из народа ''рос'' в посольстве от византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому. Но по последним исследованиям общность славян, в среднем Приднепровье, сложилось значительно раньше.
Влияние северных соседей отмечено в "Повести временных лет", где летописцы зафиксировали, что 862 году в Новгородскую землю был призван варяжский конунг (князь) Рюрик. Византия же, имела огромное влияние на религиозную жизнь восточных славян, и это было не случайно, православие прижилось на Руси, несмотря на все усилия западных миссионеров.
Князь Владимир Святой, в 988 году, имело, что имело поистине историческое значение. Прогресс Руси пришёлся на правление князя Ярослава, прозванного "мудрым". Именно при его правлении был издан свод законов Древней Руси - "Правда Русская". Его внук, Владимир Мономах продолжил благие начинания деда. Этот период отмечен укреплением государственных начал, укреплением христианства, возрастанием военного влияния Руси. Говоря простым языком, в Европе заметили Русь.
Начиная со второй половины XII века, после смерти Мстислава Великого, сына Мономаха, княжеский род Рюриковичей распадается на несколько ветвей. Началась междоусобица, которая привела к раздробленности Древнерусского государства. В результате бесконечных войн, формируется три центра русской государственности: Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика и на северо-востоке Киевской Руси, Владимиро-Суздальская земля.
Уже в середине XIII века русские земли, подверглись монголо-татарскому нашествию. Орда завоевала почти весь Северо-восток и Юг Руси. Через небольшой промежуток времени Новгород также признал свою зависимость от Золотой Орды. В это же время Галицкие и Волынские земли были завоеваны

В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов. В домах побогаче был киот – специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером.

Я помню, как девочкой гостила у бабушки с дедушкой, и как молился мой дедушка – он был из семьи старообрядцев. Он не садился за стол не перекрестясь. В доме были и жития святых, написанные старославянским шрифтом, который я сначала не понимала, но дедушка показал мне несколько раз, и я стала понемногу читать. Помню, особенно заинтересовало меня житие Симеона-столпника, который много лет стоял на столбе, постился и молился. Мне это казалось невероятным…

В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё.

Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу.

Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку.

Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно.

Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти.
Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках, где девушки пряли.

Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века!
Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная.

Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины - юбки и понёвы с орнаментом и оберегами. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку - они не разделялись до этого времени по половому признаку.

В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту.

Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье.

Жили крестьяне в небольших домах. На Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках часто была изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая.
В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например, в Сузуне Новосибирской области многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.


Изба да клеть - сени, два – три окошка да дверь были у половины крестьян. В избе зимой в морозы находил приют и домашний скот. В подклетье - подполье располагались куры.
Внутри дома в переднем углу под иконами стоял большой стол для всей семьи, вдоль стен располагались широкие лавки. Над ним находились полки для посуды и шкаф- поставец.

В жилище пространство у входа было мужской территорией. Здесь находились рабочие инструменты и коник, который в крестьянской избе имел особое значение. Здесь хозяин занимался своими мужскими делами: чинил сбрую и упряжь зимой.

А летом мужики ладили сани – ведь без саней в деревне никуда. Всё мастерили из дерева – лавки, колыбель, корзины. И всё расписывали, чтобы радовало душу. Избы строили из дерева, топор даже гвозди старались не использовать. В крайнем случае – деревянные костыли.

Семейный союз – это продолжение жизни. Невеста должна была быть не моложе 16 лет. Жена должна была заботиться о муже. Беременная жена укрывала зипуном мужа, чтобы мужняя сила охраняла её чрево и чадо во время сна. Пуповину о родившегося ребенка перевязывали нитью, сплетенной из волос отца.

У детей воспитывали любовь к вере, к своему роду, семье, к матери-природе, к земле предков и велели жить по совести. Девочке 12 – ти лет вручали веретено и прялку и обучали рукоделию.


Умели русские люди работать, умели и отдыхать. В январе праздновали Рождество. Новый год ( по старому стилю), колядование и крещение, в святки ходили ряженые – мазали лица сажей, выворачивали наизнанку шубу, наряжались цыганом, гусаром, водили козу, разыгрывали сценки, веселились.

Любимым праздником была Масленица – гуляли целую неделю. С четверга все работы прекращались, и начиналось шумное веселье – катались на тройках, ходили в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, вином.

Потом соблюдали изнурительный пост и праздновали Пасху – светлое Христово воскресение. Молодёжь собиралась отдельно, водили хороводы на околице, у леса, на берегу реки, гуляли по улицам, качались на качелях.

В Радуницу – родительский день посещали могилы умерших, носили еду на могилы родственников. На Троицу ходили в лес, пели песни, плели венки и бросали их в реку, если пристанет – девушка должна была выйти замуж скоро, а если венок тонул – очень плохой знак.

Осенью и зимой устраивали посиделки. Летом играли в игры, водили хороводы, пели, плясали допоздна. Главной фигурой в деревне был хороший гармонист. Ах, какие гармонисты были в каждом селе! Какие играли наигрыши! В каждой местности свои.

В Древней Руси было принято ходить в гости, помогать друг другу, особенно при строительстве новой избы. По окончании работы хозяин кормил обедом, угощал вином. Все пели и плясали, несмотря на усталость.


Семьи были большими. Вместе жили не только родители, дети и внуки, но и несколько братьев, сестра с мужем и другие родственники. Нередко в одной семье насчитывалось двадцать и более человек. В семье царили патриархальные устои. Во главе был отец или старший брат - большак. Среди женщин - его жена. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу. Сноха много работала и подчинялась старшим. После отмены крепостного права большие семьи стали распадаться, получали землю и жили отдельно.
Старший сын оставался с родителями.

Жених покупал невесте подарки. Подруги собирались в доме невесты на девичник, помогали готовить приданое и обязательно пели песни – грустные, величальные, шуточные, прощальные. Вот одна из них:

Не в трубоньку ли трубили рано по росе,
Уж и плакать ли Катеринушке по своей косе:
- С измладочка эту косыньку матушка плела,
А на возрасте косыньку она сама плела,
А на утро косыньку свахи разобьют,
Разделают её косыньку на шесть долей,
Заплетут её косыньку на две косы,
Обовью её русую вокруг головы,
Наденут Катеринушке бабий сборничек.
- Красуйся, Катеринушка, в бабьем сборничке!
Уж и бабья краса – её за стеной не слыхать,
А девичья краса - её за сто вёрст слыхать!

Свадьба могла длиться неделю, угощали всех желающих, и обязательно пекли пироги - курники. На другой день после свадьбы зять отправлялся к тёще на блины.


Вообще в русской кухне - самой богатой кухне мира, было много выпечки. Ведь на Руси издавна сеяли пшеницу, рожь, овёс, ячмень, просо – у русских было много муки, и поэтому пекли пироги, блины, оладьи пряники, расстегаи и кулебяки, даже жаворонки из теста весной. А в Сибири любили выпекать шаньги. Мама моя тоже была большая мастерица печь шанежки. А еще варили всевозможные каши, овсяный кисель, горох.

Картошки у русских долгое время не было. И только в 19 веке картошка произвела настоящий переворот в русской кухне.

Использовали издревле и дары леса, а его в России много. Часто на столе бывали орехи, мёд, грибы и ягоды. Сады стали сажать намного позднее. И первым культивируемым деревом стала вишня. Отсюда и знаменитые вишневые сады. Любили на Руси и полакомиться рыбкой и даже икрой, ведь рек у нас много.

Готовили блюда в основном в русской печи – отсюда и своеобразие их, и вкус несравненный и дух. На Севере больше варили щи, на юге – борщи, на Волге пекли замечательные пироги с рыбой, а на Урале и в Сибири, как я уже сказала, шаньги и пельмени. Ели на Руси черный ржаной хлебушко, белый был по праздникам.

Для изготовления их нужны ржаная мука, вода, молоко, простокваша, масло, соль, сметана и начинка. А начинкой могут быть грибы, всевозможные ягоды - черника, земляника, малина, а также творог, картошка, пшенная каша. Форма калиток может быть овальной, круглой и многоугольной. Подают их к супу и чаю.

О русских традициях и обычаях можно говорить бесконечно, но я заканчиваю свой скромный труд, надеясь к нему когда-нибудь вернуться.

Прочитав Ваш очерк, Татьяна, я получила удивительно полезные и интересные сведения
о семейных традициях на Руси. Меня потрясла фраза: ". предки буквально боролись за жизнь". Многое в этом рассказе меня поразило, например, что, выбирая место для дома, люди интересовались, "не засушливое ли оно?" Казалось бы, нужно знать, не сырое ли оно? Хотелось бы понять, в чём тут дело?
Не менее странным мне показалось то, что "Избы топились по-чёрному". Неужели строители не знали о трубах, о вытяжке в доме?
И ещё. ". в 19 веке картошка произвела настоящий переворот в русской кухне". Современная наука макробиотического питания признаёт картофель вредным продуктом, как и все другие паслёновые, к которым относятся, например, помидоры.
Всего Вам доброго,

Конечно, топились по-черному тогда. И предки наши боролись со стихией за выживание, и картошка не сразу пришлась по вкусу русским людям. Больше любили репку. Даже картофельные бунты были, но полюбили картошку мы. Сейчас без нее не мыслим. Я тоже очень люблю - выросла на картошке. Сведения, прежде, чем написать о старине собирала по крупице.
Спасибо Вам за отклик, Алла.
Удачи!

А проверяли место - так около дома, огород, колодец рыли. Потому и проверяли на засушливость.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Многовековая история нашей Родины поистине уникальна. Без знания прошлого нельзя обойтись ни простому смертному, ни власть имущему. Любой, уважающий себя человек, просто обязан знать свои истоки. В последнее время наблюдается тенденция к пересмотру истории. Исторические факты выворачиваются наизнанку. И что самое страшное, делают это учёные-историки, у которых есть полный доступ к архивным документам.

Формирование Древнерусского государства происходило при активном влиянии соседей - скандинавских стран и Византии. В меньшей степени это влияние ощущалось со стороны кочевых племён. Это и определило уникальность развития Киевской Руси.

Славянское государство впервые упоминается в 839 году. В "Бертинской летописи" есть запись об участии людей из народа ''рос'' в посольстве от византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому. Но по последним исследованиям общность славян, в среднем Приднепровье, сложилось значительно раньше.

Влияние северных соседей отмечено в "Повести временных лет", где летописцы зафиксировали, что 862 году в Новгородскую землю был призван варяжский конунг (князь) Рюрик. Византия же, имела огромное влияние на религиозную жизнь восточных славян, и это было не случайно, православие прижилось на Руси, несмотря на все усилия западных миссионеров.

Князь Владимир Святой, в 988 году, имело, что имело поистине историческое значение. Прогресс Руси пришёлся на правление князя Ярослава, прозванного "мудрым". Именно при его правлении был издан свод законов Древней Руси - "Правда Русская". Его внук, Владимир Мономах продолжил благие начинания деда. Этот период отмечен укреплением государственных начал, укреплением христианства, возрастанием военного влияния Руси. Говоря простым языком, в Европе заметили Русь.

Начиная со второй половины XII века, после смерти Мстислава Великого, сына Мономаха, княжеский род Рюриковичей распадается на несколько ветвей. Началась междоусобица, которая привела к раздробленности Древнерусского государства. В результате бесконечных войн, формируется три центра русской государственности: Галицко-Волынское княжество, Новгородская феодальная республика и на северо-востоке Киевской Руси, Владимиро-Суздальская земля.

Уже в середине XIII века русские земли, подверглись монголо-татарскому нашествию. Орда завоевала почти весь Северо-восток и Юг Руси. Через небольшой промежуток времени Новгород также признал свою зависимость от Золотой Орды. В это же время Галицкие и Волынские земли были завоеваны Литвой и Польшей.

Читайте также: