Заки валиди сочинение на башкирском

Обновлено: 25.06.2024

26 июля 1970 года в Стамбуле (Турция), несколько месяцев не дожив до 80 лет, скончался Ахмет Зеки Велиди Тоган. Ученый-историк, профессор Стамбульского университета, имел очень даже большое отношение к Башкирии, где был более известен под несколько иным именем - Ахмет-Заки Валидов (Валиди). И не только потому.

26 июля 1970 года в Стамбуле (Турция), несколько месяцев не дожив до 80 лет, скончался Ахмет Зеки Велиди Тоган. Ученый-историк, профессор Стамбульского университета, имел очень даже большое отношение к Башкирии, где был более известен под несколько иным именем - Ахмет-Заки Валидов (Валиди). И не только потому, что родился и вырос в Уфимской губернии, но потому что на заре советского периода сыграл в истории Башкортостана весьма заметную роль. Имя Валиди на его родине на долгие годы было предано забвению: в свое время, преследуя одну и ту же главную политическую цель, он вначале перешел на сторону Советской власти, затем какое-то время снова боролся против нее. А оппозиционеров никогда не любило и не будет любить ни одно государство в мире.

С развалом СССР и сменой политического строя ситуация изменилась, ранее "опальный" Ахмет-Заки Валиди автоматически перешел в разряд героев, достойных исключительно поклонения. Но, вне зависимости от отношения к его политическим взглядам и делам, следует признать, что именно теперь его имя в истории Башкортостана заняло то место, которое принадлежит ему по праву: и по масштабам сделанного для башкирского народа, роли в событиях, происходивших на территории Башкортостана, и по вкладу, внесенному в мировую историческую науку в эмиграции. Недаром имя Валиди присвоено Национальной библиотеке Республики Башкортостан.

Родился Ахмет-Заки Валиди 10 декабря 1890 года в деревне Кузенево Петровской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье муллы. Учился в Казанском медресе, затем преподавал в нем тюркскую историю и историю арабской и тюркской литератур. В 1912 году в Казани опубликовал первую из своих многочисленных работ - "История тюрков и татар" на татарском языке. Занимался историей, востоковедением, журналистикой, работал для Бюро мусульманской фракции в 4-й Государственной Думе (1916 год). Во время Февральской революции 1917 года находился в Петрограде, был избран членом Временного центрального бюро российских мусульман. Вместе со своими единомышленниками весной 1917-го выступил против объявленного министром иностранных дел Временного правительства, кадетом П.Н. Милюковым курса на продолжение войны до победного конца.

На съезде Мусульманского совета (Ташкент, 16-23 апреля) Валиди избрали делегатом от Туркестанского края на первый Всероссийский мусульманский съезд. В апреле он вступил в партию эсеров, в мае вышел из нее. Хотел создать мусульманскую социалистическую партию, но продолжал поддерживать левых эсеров. На 1-м Всероссийском мусульманском съезде (Москва, май) был избран во Всероссийский мусульманский совет, на котором башкирская делегация по его настоянию выдвинула требования об автономии Башкортостана, формировании башкирских войск и решения земельного вопроса. Был членом Башкирского облбюро по подготовке 1-го Всебашкирского съезда, членом Президиума этого съезда (Оренбург, июль), на котором был избран заместителем председателя Башкирского областного Шуро. Стал членом Учредительного Собрания от башкир-федералистов Уфимской губернии.

После Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде переехал вместе с Башкирским областным Шуро из Уфы в Оренбург, где Шуро примкнуло к сформированному в октябре Комитету спасения Родины и Революции во главе с атаманом А.И. Дутовым. 11 ноября 1917 года своим первым Фарманом (приказом) Шуро декларировало свое видение автономии Башкортостана и пути ее достижения. Вслед за Председателем Башкирского Совета Шарифом Манатовым свою подпись под этим документом поставил его помощник и зав. внутренними организациями Ахмет-Заки Валидов.

Через четыре дня приказом N2 Башкирский областной совет объявил "башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний с сего 15 ноября автономной частью Российской Республики и до окончательного установления границ Областным Учредительным съездом (курултаем), созываемого в г. Оренбурге 8 декабря с.г.", приступил "к фактическому осуществлению автономного управления Башкирией в пределах пока одной башкирской территории. ". И опять под Фарманом стояли подписи Ш.Манатова и З.Валидова (в те годы Валиди подписывался по разному: А.Валидов, З.Валидов).

Курултай, проходивший с 8 по 20 ноября, утвердил территориальную автономию Башкурдистана, который "входит в состав России как один из национально-территориальных штатов".

Все это происходило на фоне борьбы оренбургских казаков Дутова с большевиками. Башкирские войска, созданием которых занимался Валиди, вошедший в Башкирское правительство, избранное на Курултае в Оренбурге, и возглавивший военный отдел и Военный совет при военном отделе, еще не имели достаточного уровня боеготовности и ни во что не вмешивались. После взятия большевиками Оренбурга (18 января 1918 г.), 4 февраля Заки Валиди и еще несколько членов Башкирского правительства были арестованы по обвинению в сотрудничестве с Дутовым. Председателя правительства Ю.Бикбова среди арестованных не оказалось.

16 февраля 1919 г. в Темясово Валидов издал приказ, в котором объявил, что "башкирское войско с 10 часов 18 февраля 1919 г. переходит на сторону Советской власти и начинает совместно с советской Красной Армией беспощадную борьбу с врагами революции, свободы и самоопределения нации - Колчаком, Дутовым и всеми мировыми империалистами".

Впоследствии в своих сочинениях на чужбине Валиди писал: "Мы пожертвовали идеалами свободы и демократии, . склонили головы перед врагами, с которыми боролись с таким упорством, положили к их стопам наши чаяния и волю, не зная, в каких целях нами воспользуются. Мне представлялись картины мрачного будущего нашего народа". Но это было потом, через много лет.

А пока белогвардейский генерал Печенкин отдал приказ об аресте и преданию полевому суду "изменников Башкирии" и "предателей народа" Валидова, Алкина и сообщил, что "Валидов получил от большевиков за измену 2 миллиона рублей".

В масштабах небольшой статьи трудно передать всю противоречивость ситуации тех лет, постоянно изменявшегося положения, в котором требовалось принимать правильные и просчитанные далеко вперед решения всем тем, кто хотел своей стране и своему народу лучшего будущего. Приведенные выше выдержки из документов не претендуют на то, чтобы как-то обозначить и охарактеризовать деятельность Валиди в годы становления Советской власти. Но они наглядно свидетельствуют о достаточно больших масштабах этой исторической фигуры.

В конце 1919 года Валидов вступил в РКП(б). Считая постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики" от 19 мая 1920 года неприемлемым, уехал из Москвы, куда был отозван по решению пленума ЦК РКП(б) от 8 апреля, в Среднюю Азию. В сентябре 1920 года отправил письмо с изложением своей позиции В.И. Ленину (копии - Л.Д. Троцкому, И.В. Сталину, А.И. Рыкову), а затем стал одним из идеологов и организаторов басмаческого движения.

В феврале 1923 года эмигрировал и вновь занялся наукой, в которой добился гораздо более внушительных результатов, чем в политической деятельности.

Восстанавливая и продолжая дореволюционное восхождение в востоковедении, в библиотеках Ирана Валиди обнаружил рукописи путешественников Ибн аль Факиха и Ибн-Фадлана, считавшиеся безнадежно утерянными. Уже этих открытий было бы достаточно для бессмертия в науке. Но открытия продолжались и в Турции. Результатом их стал труд Валиди "Ценные сочинения в Стамбульских библиотеках", получивший высокую оценку исследователей. Широчайшую известность в научном мире принесло Валиди издание в Лейпциге в 1939 году книги "Путевые заметки Ибн- Фадлана", названной "Малой тюркской исторической энциклопедией". От Ахмет-Заки Валиди как крупного исследователя восточных источников потребовалось знание многих восточных и европейских языков, кропотливая работа в книгохранилищах Туркестана, Ирана, Турции, Германии, Великобритании, Франции и др. А зенитом научной деятельности стала работа в качестве председателя ХХII Всемирного конгресса востоковедов, организованного и проведенного под его руководством в Стамбуле в 1951 году.

В 2000 году к 110-летию со дня его рождения в Уфе в издательстве "Китап" вышла в свет книга кандидата философских наук Амира Юлдашбаева "Известный и неизвестный Заки Валиди (в памяти своих современников)". 320-страничный труд получил высокую оценку специалистов, в частности доктора исторических наук Марата Ямалова.

"Издание отличает обстоятельность, взвешенность оценок, попытка разобраться в непростых коллизиях времени, создать целостный образ ученого, политического деятеля и человека, - написал рецензент. - Статьи и воспоминания отражают уважение, любовь и восхищение незаурядной личностью Заки Валиди: подобраны с таким расчетом, чтобы отразить масштаб и многогранность личности. ".

Всех, кого заинтересовала личность Ахмет-Заки Валиди, отсылаем к этой книге. А в заключение приведем слова из опубликованного в ней же письма известного партийного деятеля Мирсаида Султан-Галиева, написанного им членам Центральной контрольной комиссии большевистской партии: "З.Валидов - один из тех "самородков", которые создаются лишь веками. ". Мнение человека, разошедшегося с Валиди во взглядах, высказанное еще до его великих открытий в исторической науке, дорогого стоит. Автор: Николай Ермоленко

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Әхмәтзәки Вәлиди Туған (1890-1970)

Әхмәтзәки Вәлиди Туған (1890-1970)

Атаҡлы ғалим, дәүләт эшмәкәре, Башҡорт милли хәрәкәтенең арҙаҡлы етәксеһе Әхм.

Атаҡлы ғалим, дәүләт эшмәкәре, Башҡорт милли хәрәкәтенең арҙаҡлы етәксеһе Әхмәтзәки Вәлиди Туғандың тыуыуына 127 йыл тулыуға арнала “…Беҙ милләтебеҙгә ҡыйыулыҡ, үҙ – үҙеңә ышаныу тойғоһо үлмәүен тәьмин итә алһаҡ ине. Был тойғо үлмәһә, бер көн беҙҙең халҡыбыҙ ҙа бер азат милләт булып йәшәүенә шик юҡ.” Ә.В.Туған.

1919 йылдың 20 мартында Рәсәй Эшсе-Крәҫтиәндәр Хөкүмәте менән Башҡортостан а.

1919 йылдың 20 мартында Рәсәй Эшсе-Крәҫтиәндәр Хөкүмәте менән Башҡортостан араһында Башҡорт Совет Автономияһы тураһындағы килешеүгә ҡул ҡуйыла. Башҡортостан өсөн был тарихи акт үҙ дәүләтселеген булдырыуҙа мөһим этапҡа әйләнә.


Башҡорт автономиялы республикаһын төҙөү юлы бик еңелдән булмай. 1917 йылдың.

Башҡорт автономиялы республикаһын төҙөү юлы бик еңелдән булмай. 1917 йылдың ноябрендә Бәләкәй Башҡортостан тип аталған территорияла автономия Башҡорт өлкә шураһы (советы) тарафынан иғлан ителә. 1919 йылдың 21 февралендә Ырымбур губернаһы Үрге Урал өйәҙенең Темәс ауылында I Бөтә башҡорт съезы үтә. Унда Башревком (Ваҡытлыса революцион комитет) һайлана, уның рәйесе итеп Әхмәтзәки Вәлиди (1890 – 1970) билдәләнә.


Әхмәтзәки Вәлидиҙең атаһы - Әхмәтшаһ, әсәһе – Өммөлхаят һәм ағаһы Әбдерәүеф.

Әхмәтзәки Вәлидиҙең атаһы - Әхмәтшаһ, әсәһе – Өммөлхаят һәм ағаһы Әбдерәүеф. 1924 йыл.

Ә.В.Туған ғаиләһе менән Абант күле буйында (Төркиә, 1946 йылдың 6 авгусы)

Ә.В.Туған ғаиләһе менән Абант күле буйында (Төркиә, 1946 йылдың 6 авгусы)


Өфөләге Зәки Вәлиди исемендәге милли китапханала

Өфөләге Зәки Вәлиди исемендәге милли китапханала

Зәки Вәлиди һәм уның көрәштәштәре. Берлин, 1925 йыл

Зәки Вәлиди һәм уның көрәштәштәре. Берлин, 1925 йыл

“Әхмәтзәки Вәлиди Туған – бөйөк ғалим, был бәхәсһеҙ. Ул, шул уҡ ваҡытта, кеш.

“Әхмәтзәки Вәлиди Туған – бөйөк ғалим, был бәхәсһеҙ. Ул, шул уҡ ваҡытта, кеше булараҡ та бөйөк.” Австрия ғалимы Герберт Янски


“Зәки Вәлиди ҡорос ихтыярлы кеше ине. Был – уның иң мөһим сифаты. Ул бер ҡас.

“Зәки Вәлиди ҡорос ихтыярлы кеше ине. Был – уның иң мөһим сифаты. Ул бер ҡасан да көрәштән тайпылманы һәм һөҙөмтәгә ирешмәйенсә туҡтаманы. Бәләкәй сағынан уҡ үлеменә ҡәҙәр шундай булып ҡалды. Тормош уның өсөн көрәш аренаһы ине һәм тормошоноң нигеҙен ғилми эш тәшкил итте. Ул Мөхәммәт пәйғәмбәрҙең ҡушҡанын һүҙмә - һүҙ үтәне – “ғүмерегеҙ сикһеҙ булғандай эшләгеҙ, һуңғы көнөгөҙҙө йәшәгәндәй доға ҡылығыҙ.” Дауаханала ятҡанда ла, әҙерәк кенә хәл инһә, ғилми эшенә тотонор ине. “ Төркиә ғалимы Тунжер Байҡара

Башҡортостан данлы улын онотмаҫ

Башҡортостан данлы улын онотмаҫ

Абдулҡадир Инан Сөләймәнов (1889-1976)

Абдулҡадир Инан Сөләймәнов (1889-1976)

Йәшендәй йәшнәгән шәхес “ Донъя төркиәтендә танылған ғалим, Башҡортостан дәүл.

Йәшендәй йәшнәгән шәхес “ Донъя төркиәтендә танылған ғалим, Башҡортостан дәүләтселегенә тәүге нигеҙ таштары һалыусы илһөйәрҙәрҙең береһе, ХХ быуат башы башҡорт әҙәбиәтендә йәшендәй йәшнәгән, әҙәбиәтебеҙҙең өс төрөндә лә берҙәй тос ижади мираҫ ҡалдырған шағир, прозаик һәм драматург, башҡорт милли матбуғатын ойоштороп, уны тулы ҡанлы, йәнле күренеш итер өсөн көсөн йәлләмәгән үткер ҡәләмле журналист Фәтхелҡадир Мостафа улы Сөләймәновтың (Абдулҡадир Инан) ижади мираҫын башҡорт йәмәғәтселеге үҙ итеп, аңлап, үҙ баһаһын бирер көндәр - әлегә киләсәк эше.” (Р.Рәжәпов).

Әхмәҙулла Әлмөхәмәт Бейешов (1896-1937)

Әхмәҙулла Әлмөхәмәт Бейешов (1896-1937)

Башҡортостан тигән автономиялы республиканы ойоштороу хәрәкәтенең башында бул.

Башҡортостан тигән автономиялы республиканы ойоштороу хәрәкәтенең башында булған шәхестәрҙең береһе - Әхмәҙулла Бейешевтың (1896 – 1937) тыуыуына 24 февралдә 115 йыл тула. Башҡорт милли-азатлыҡ хәрәкәтендә әүҙем ҡатнашыусы, уның идеологы, советтар яғына сыҡҡас, БашЧК-ның тәүге рәйесе, йәш Башҡортостан автономияһы, башҡорт халҡының мәнфәғәттәре өсөн күп көс һалған дәүләт эшмәкәре булған был шәхестең исеме әле булһа ла халыҡҡа билдәһеҙ ҡала килә.


Ә.Бейешевтең 1918 йылдарҙағы эшмәкәрлеге Башҡорт Ирекле отрядтары (милиция).

Ә.Бейешевтең 1918 йылдарҙағы эшмәкәрлеге Башҡорт Ирекле отрядтары (милиция) менән бәйле булған. Ә.Вәлиди үҙенең хәтирәләрендә: “Июлдә Ә.Бейешев етәкселегендә милиция ойоштора башланыҡ. Милиция тәшкиләте (бүлеге)… тәртип урынлаштырыу менән шөғөлләнәсәк. Был тәшкиләт үҙ вазифаһын уңышлы башҡарҙы, большевиктарҙың һәр ерҙә ҡалдырған йәшерен ойошмаларын табып, юҡ итте”, - тип яҙа. Бер һүҙ менән әйткәндә, Ирекле отрядтар хөкүмәткә ныҡлы терәк, тыл булып хеҙмәт итә.

Йомғаҡлау Әхмәтзәки Вәлиди, Әхмәҙулла Бейешев, Абдулҡадир Инан… Илем, халҡым.

Йомғаҡлау Әхмәтзәки Вәлиди, Әхмәҙулла Бейешев, Абдулҡадир Инан… Илем, халҡым тип йәшәгән ҡаһарман рухлы, илаһи башҡорт донъяһы күгендә балҡып торған аҫыл заттарҙың бер нисәүһе улар. Республикабыҙҙың бөгөнгө суверенитеты – 1919 йылда ойошторолған автономияның туранан-тура вариҫы ул.

Краткое описание документа:

Презентация рассказывает о Aхмад-Заки Ахметшахович Валиди (Валидов) (башк. Әхмәтзәки Вәлиди, в эмиграции Валиди-Тоган Ахмад-Заки тур. Zeki Validi Togan) (10 декабря 1890 года, деревня Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне деревня Кузяново Ишимбайского района Республики Башкортостан — 28 июля 1970, Стамбул), лидер башкирского национально-освободительного движения, тюрколог, доктор философии (1935).

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 123 человека из 45 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 752 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.12.2017 2122
  • PPTX 3 мбайт
  • 38 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Муфтахова Фанзиля Ханифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Если подробно перечислять биографии и достижения всех деятелей татарской культуры и общественной жизни, окончивших Приозерное медресе, не хватит и часа. Очень сложно будет сделать выбор между Каюмом Насыри, Гаязом Исхаки, Галиаскаром Камалом, Гафуром Кулахметовым и Садри Максуди. Но значение этого медресе шире татарского мира. Именно здесь завершил свое образование и начал научную карьеру создатель Башкортостана Ахмет-Заки Валиди (1890-1970). Начав на экскурсии рассказывать про эту фигуру, тоже не знаешь, как остановиться.

Почему нет экскурсии о жизни Ахмет-Заки Валиди в Казани?

Но ведь казанский период сыграл в жизни башкирского лидера не меньшую роль, чем в жизни Ленина или Шаляпина. И Валиди – это не просто национальный герой соседней Башкирии. Это всемирно известный крупный тюрколог, а в определенный момент политический игрок российского масштаба. Политическая структура регионов Поволжья и Приуралья с национальными субъектами тюркских и финно-угорских народов, которая существует уже целый век (со всеми преимуществами и недостатками), это во многом результат перехода Башкирского правительства и Башкирского корпуса Валиди на сторону большевиков в 1919 году. Почему бы не попробовать дать казанское измерение биографии Валиди (или Валидова, как звучит его фамилия на русский манер)?

Если нарастить этот объем данных информацией казанских архивов и периодических изданий, верифицировать все места и имена, связанные с молодостью башкирского лидера, то может получиться интересный путеводитель или даже экскурсионный маршрут. Водят же в Казани экскурсии по толстовским местам. Почему не водить по валидовским?

Башкирский ученый в Старо-Татарской слободе

Письмо эмигранта-антисоветчика старому русскому профессору

Следующий непременный пункт валидовской Казани – Казанский университет, к поступлению куда готовился преподаватель Апанаевского медресе. Хотя этот план остался нереализованным, с 1910 года Валиди регулярно посещал лекции университетских преподавателей.

Из университетских профессоров, повлиявших на Валиди, следует упомянуть Василия Алексеевича Богородицкого (1857-1941), у которого молодой башкир слушал лекции по русскому языкознанию. Учить русский Валиди начал еще в 7-летнем возрасте – так решил его отец, который много настрадался из-за незнания государственного языка во время военной службы.

Другими лекторами, которых посещал Валиди в Казанском университете, были историк античности Михаил Михайлович Хвостов (1872-1920) и профессор Казанской духовной академии Константин Васильевич Харлампович (1870-1932). Харлампович в начале ХХ века был крупнейшим специалистом по истории русско-украинских взаимоотношений. Учитывая, что на русско-украинские отношения часто проектируются отношения между татарами и башкирами, этот факт особенно интересен. С сочинениями основоположника украинской национальной историографии Грушевского Валиди познакомился еще на родине до отъезда в Казань.

Протекция и откровенность хакасского востоковеда

Но, безусловно, ближе всех молодой башкирский ученый сошелся с другим преподавателем Казанского университета и Казанской духовной академии. Николай Федорович Катанов (1862-1922) был обладателем почти такой же невероятной биографии, как и его башкирский ученик. Родившись в хакасских кочевьях на реке Абакан, он стал крупнейшим российским востоковедом и тюркологом, который знал 114 языков. В советский период оба одинаково были исключены из публичной памяти. Катанов как монархист и православный миссионер, слишком пристрастно цензурировавший произведения Тукая. Валиди как один из лидеров басмаческого антисоветского сопротивления и пантюркист.

Катанов открыл перед Валидовым двери в академическое востоковедение и помог ему стать действительным членом Общества археологии, истории и этнографии. Катанов от имени общества направил своего ученика в первую научную экспедицию в Центральную Азию. Со своей стороны, Валиди помог учителю продать в Турцию его огромную библиотеку, состоявшую из более чем 7000 томов. В России покупателей не нашлось.

Где в Казани был дом Валиди?

Будущий основоположник башкирской государственности дружил с сыном хозяев своей квартиры Колей Шалыгиным, с которым жил в одной комнате и обсуждал модные у тогдашней молодежи идеи. Катался с их дочерью Татьяной на коньках по льду зимнего Кабана. Общался с гимназистами, которые снимали комнаты в этом же доме. Погруженный в арабо-персидские штудии и увлеченный востоковедческой карьерой, Ахмет-Заки, тем не менее, жил в Казани жизнью обычного двадцатилетнего человека. Был даже случай, когда, испытав юношеский кризис веры, мусульманин-трезвенник впервые выпил вина на весенней ярмарке Ташаяк.

Казанский период в жизни Ахмет-Заки Валиди был настолько насыщенным и важным, что одно воспоминание о нем способно послужить поводом для диалога между жителями Башкортостана и Татарстана.

Әхмәтзәки Әхмәтшаһ улы Вәлиди - Башҡорт милли-азатлыҡ хәрәкәте лидеры, Башҡортостан дәүләтселегенә нигеҙ һалыусы. 1890 йылдың 10 декабрендә Өфө губернаһы Стәрлетамаҡ өйәҙенең (хәҙерге Башҡортостан Республикаһының Ишембай район) Көҙән ауылында тыуған.
Показать полностью. Тәүҙә атаһы Әхмәтшаһ мулла ҡулында, 1902 йылдан Үтәк ауылында олатаһы (әсәһенең ағаһы) Хәбибназар Үтәкиҙең мәҙрәсәһендә белем ала. 1908 йылда Ҡаҙанға барып "Ҡасимиә" мәҙрәсәһенә инә. Бер үк ваҡытта, 1909 йылдан мәҙрәсәлә шәкерттәргә төрки тарихы һәм ғәрәп әҙәбиәте буйынса һабаҡ бирә. 1910 йылдан Ҡаҙан университетында тарих һәм тел буйынса лекцияларға йөрөй. 1912 йылда "Ҡасимиә"не тамамлау менән бер рәттән, "Төрк үә татар тарихы" тигән китабын баҫтырып сыға.

ВСЯ ЖИЗНЬ ВЕЛИКОГО ДЕЯТЕЛЯ В ЕГО КНИГАХ "ВОСПОМИНАНИЯ"


МАТ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ И КАРАЕТСЯ БАНОМ.

vk.com/docs?oid=-19410673

Мин һөйөклө милләтем өсөн йәнем бирер инем.
Мине йәшәткән нәмә - һөйөү тойғоһо.
Әхмәтзәки Вәлиди Туған

САЛАУАТЫМ!


Салауатым - быуаттарҙың изге аманаты,
Азатлыҡтың яҡты рухы, тере ялҡыны
"Салауат!" тип бер һүҙ әйтеү менән, йөрәктәрҙә
Уттар яна, хистәр ташып китә алҡынып.
Салауатым - илем, тиеп йәнен фиҙа ҡылған
Пәйғәмбәрҙәр заты, Урал батыр балаһы.
"Салауат!" тип оран һалһа әгәр Башҡортостан,
Күтәрелер Урал тауы, башҡорт далаһы.
Рәшит Шәкүр

БАШҠОРТТАР - БЕРҘӘМЛЕКТӘ КӨС.
БАШҠОРТТАР БЕР КӨСКӘ ЙЫЙЫЛАЙЫҠ.
"Ты далеко, отчизна моя! Я б вернулся в родные края, В кандалах я, башкиры! Мне пути заметают снега, Но весною растают снега, Я не умер, башкиры!" - Салават Юлаев.
Иғтибар!
МАТ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ И КАРАЕТСЯ БАНОМ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.

КИТАПТАР
Заки Валидов и образование Башкирской Автономной Советской Республики. - Уфа, 1992.
Башкирское национальное движение.- Уфа, 2000.
Воспоминания. - КИТАП
История башкир.
История тюрков и татар.

ӘХМӘТЗӘКИ ВӘЛИДИ ТУҒАН запись закреплена

Марат Тикеев

Группа о Ахмет Заки Валиди Тоган

Барығыҙға ла ҘУР СӘЛӘМ ҡәҙерле дуҫтар. Тик һеҙҙең өсөн, бушлай рәүештә эшләгән "Өфө - Иғлан таҡтаһы" ижтимағи битен тәҡдим итәбеҙ.
Беҙҙә һеҙ төрлө сфераға бәйле иғландарҙы тәҡдим итеп баҫып сығара һәм таба алаһығыҙ.

Камил Мухамедьянов

Алексей Субботин

Алексей Субботин
запись закреплена

ДОЖИЛИ! ЭКСКУРСОВОДЫ УФЫ ИСКАЖАЮТ ИСТОРИЮ И ЧЕРНЯТ СЛАВНОЕ ИМЯ САЛАВАТА ЮЛАЕВА – ГОРДОСТЬ БАШКИРСКОГО НАРОДА

Азамат Султанов
запись закреплена

Камил Мухамедьянов

Камил Мухамедьянов запись закреплена

Айрат Алтынбаев

Айрат Алтынбаев запись закреплена

Айрат Алтынбаев

Лира Якшибаева

Лира Якшибаева запись закреплена

Ниңә беҙҙең һәр бер шәхестең ғәйебен эҙләйҙәр? Сөнки милләттең абруйын уның шәхестәре күтәрә. Беҙҙең халыҡты күҙҙән төшөрөр өсөн махсус рәүештә беҙҙең шәхестәргә ҡара яғалар, юҡҡа сығарырға тырышалар. Салауат Юлаевтан башлайҙар, Мортаҙа Рәхимов, уның улы Урал - бөтәһе лә дошман булып сыға. Яҙыуҙарын уҡып, уйлана башлаһаң, аңлашыла, күренеп тора, юрамал яла яғыла. Аңлашыла, был Башҡорт халҡын тарҡатыу, юҡҡа сығарыу өсөн эшләнә. Мәҫәлән, Зәки Вәлиди Рәсәйҙән егерменсе йылдарҙа уҡ китә. Сит илдә йәшәп, ул ниндәй шпион булһын? Башһыҙ кеше генә әйтер быны. Но Германияға барған булды ти. Унда ла бит һәр немец фашист булып бөтмәгән. Ул бит халҡыбыҙға ярҙам итеү ниәте менән һөйләшеп, хәлдәрен еңеләйтергә тип бара. Минең атайым һуғышта разведчик булған, боевой офицер, наградалары бар, ул беҙгә Зәки Вәлидиҙе маҡтап һөйләй торғайны. Кем-кем, һуғыш ветераны белер ине бит дөрөҫөн. Шәйехзада Бабичтың шиғыры минең яҙғандарҙы дәлилләй.

Ilem Baskkort

Ilem Baskkort запись закреплена

Нужно собрать подписи под данную жалобу следуя по ссылке указанной в конце текста

Просим дать правовую оценку выступлению Руслана Белого 15.04.18 и действиям телеканала ТНТ
ЖАЛОБА

Одной из важнейших функций многонационального государства является недопущение разжигания социальной и расовой вражды, оскорбления какой-либо нации. Эти основы заложены в статьях 13, 19 и 29 Конституции Российской Федерации.

Под возбуждением ненависти или вражды подразумевается публичное высказывание идей, направленных на создание конфликтов между различными социальными, национальными, религиозными группами.

Возбуждение ненависти либо вражды, унижение человеческого достоинства – преступления, угрожающие общественному согласию, имеющие далеко идущие последствия. Войны, межнациональные конфликты, вражда между отдельными группами населения возникают из-за непогашенных вовремя очагов ненависти.

Поэтому пассаж комика Р.Белого вызывает странные чувства. С одной стороны это, конечно, негодование и брезгливость, вызванные злобной выходкой неизвестного доселе эстрадника, рекламирующего себя, примазавшись таким грязным образом к славе башкирского батыра и оскорбив тем самым целый народ. С другой – сожаление по поводу невежества и элементарного незнания упомянутым комиком истории собственной страны. А невежество и неуважение к народам многонациональной России – это те грабли, на которые общество будет вынуждено постоянно наступать, если не будет своевременно и адекватно пресекать подобные их проявления.

2. Отношение к Пугачевщине в течение двух столетий, прошедших после нее, неоднократно менялось. Дореволюционные власти и официальная историография квалифицировали ее как антигосударственный мятеж. В советское время ее именовали Крестьянской войной и рассматривали как стихийное выступление народных масс против крепостнического государства. В современной исторической литературе доминирует в целом взвешенная точка зрения.

Ныне Пугачевщину рассматривают как внутренний социальный конфликт, как гражданскую войну, вызванную восстанием служилых сословий – казаков и башкир – против наступления царизма на вольные окраины Российской империи. К 70-м гг. XVIII века территория Башкирии, Яицкого и Уральского казачьих войск еще оставались относительно свободной, здесь не было крепостного рабства, а люди, проживавшие здесь, обладали относительной свободой.

Поэтому когда из уст некоторых политиков, причем либерального толка, а также журналистов и прочих медиа-персон (в т.ч. комика Р. Белого) звучит осуждение Пугачевщины, напрашивается вопрос: называя пугачевцев разбойниками, считают ли они крепостное рабство, благодаря которому Россия отстала в своем развитии от стран Запада, благом для страны, а политику Екатерины II, окончательно отдавшей 90% русского народа в неволю, достойной восхищения? Предвидим, что поставленный вопрос, требующей основательного изучения документов, исторической и иной литературы, вызовет затруднение.

В советский период башкирский народный герой стал героем всего Советского Союза. В академической науке СССР зародилось целое направление, посвященное Салавату Юлаеву, его жизнь изучалась такими мэтрами как проф. В.В. Мавродин, Ю.А. Лимонов, В.М. Панеях, В.В. Сидоров, И.М. Гвоздикова. А в культуре его образ вполне обоснованно стал символом дружбы народов России, ему посвящались выдающиеся фильмы, полотна и памятники, именем героя называли улицы и города. Попытки его дискредитации – это удар именно по этой дружбе, по солидарности народов нашей страны. В постсоветский период Салават Юлаев стал символом целой Республики Башкортостан.

3. Согласно п. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

В соответствии со ст. 282 Уголовного кодекса РФ возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства квалифицируются как действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.

Заки Валиди преподавал в Боннском университете в Германии

В Башкирии уже несколько дней идут споры вокруг Ахметзаки Валиди. Генпрокуратура разглядела в биографии востоковеда пособничество гитлеровцам и потребовала снести его бюст возле Госуниверситета в Санкт-Петербурге. А для жителей Башкирии он по сей день остается национальным героем и выдающимся ученым.

Этот бюст Заки Валиди в Питере требует снести Генпрокуратура

Становление командира

Ахметзаки Валидов родился в декабре 1890 года в башкирской деревушке. Его родители были интеллигентами, поэтому мальчик с детства много времени уделял учебе. Когда вырос, он сам открывал медресе и сам же в них преподавал. Бурная политическая деятельность началась во время Гражданской войны в 1917 году. В это время Валидов был избран членом башкирского правительства и командующим башкирскими войсками. Уже через год его захватили большевики, но ему удалось бежать. После Валидов примкнул к руководителю Белого движения — Александру Колчаку.

В феврале 1919 года Валиди организовал переход башкирских войск на сторону Красной армии. После этого он вел переговоры с правительством Советской России о легитимизации в качестве автономии Башкирской Республики. Ему это удалось. Далее он занимался разработкой Конституции, но после недопониманий с властью ушел в отставку и принял участие в антисоветских восстаниях. Об этом говорится в открытых источниках.

Уже в 1920 году Валидов перебирается в Баку, а оттуда — в Туркестан. Однако до сих пор неизвестно, бежал ли он тогда от репрессий за границу или же отправился по собственному желанию.

Фотографии Валиди есть в свободном доступе в Сети

Бегство башкира

Старший научный сотрудник исследовательского центра РАН и кандидат исторических наук Ахат Салихов склоняется скорее к первому варианту — Валидов бежал. Однако ученый не понимает, на каком основании Ахметзаки Валиди Тоган вдруг становится экстремистом, нацистом и пособником гитлеровцев.

Заки Валиди — не сторонник Гитлера

На сегодняшний день нет ни одного официального документа, который бы подтверждал, что Заки Валидов имел тесные, да и вообще любые связи с главарями фашистской Германии. Это подтвердили и в Национальном архиве Башкирии.

— У нас нет сведений о связи Валиди с Германией, — рассказал главный специалист Абузар Абузаров. — У нас также имеются документы — подлинники с личной подписью Валиди. Стоит отметить, что ни в одном из них нет информации от его имени о независимости Башкортостана. Везде проскальзывает основная нить: автономная республика является частью РСФСР. Никаких фактов о предательстве Валиди также нет.

Читайте также: