Зачем леонид андреев рассказал нам историю кусаки сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Несмотря на то, что дети кидали в неё палками и камнями, а взрослые глумились над ней, в собаке жила надежда, что окружающие могут быть добрыми. Однажды пьяный мужчина захотел приласкать её, но в последний момент его настроение вдруг изменилось, и он больно ударил доверившуюся ему собаку. Теперь она никого к себе не подпускала и совсем одичала. На зиму она поселилась на пустой даче под террасой. Там не было сторожа, и собака стала охранять дом. По ночам она лаяла, выбегая на дорогу. Таким образом она пыталась выместить боль и злость на тех, кто обижал её.

С наступлением весны на дачу приехали люди — это были хозяева. Взрослые и дети громко говорили, смеялись, переносили вещи в дом. Собака, привыкшая к одиночеству и тишине вокруг, была растеряна появлением дачников. В сад прибежала девушка, хорошенькая и весёлая. Она кружилась, радуясь природе. Собака, испугавшись, решила сразу напасть: тихо подкралась к девушке и впилась зубами в подол её платья. Так она пыталась защитить себя, думая, что девушка причинит ей вред.

Ночью собака прислушивалась к новых запахам: пахло людьми. Что-то странное чувствовала она, находясь возле жилого дачного домика — люди были так близко, но она не боялась этого. Дачники были добрыми: они не прогнали собаку, привыкли к ней и дали подходящее имя — Кусака. Однажды та самая девушка-гимназистка Лёля подозвала её к себе, чтобы погладить. Кусака дала до себя дотронуться. Она с осторожностью привыкала к новым ощущениям — к ласкам, добрым голосам. Ей как будто было больно, когда к ней нежно прикасались — это было признаком не заживших психологических ран, нанесённых ей людьми. Теперь Кусака не могла броситься на человека, даже если бы её ударили: её приласкали, и этим отняли у неё озлобленность.

Наступила осень, и люди стали готовиться к отъезду: ходили по террасе, собираясь в дорогу. Кусака насторожилась, наблюдая за этим. Лёле было грустно оттого, что мать не разрешила взять полюбившуюся ей дворняжку в город. Когда жильцы покинули дачу, Кусака затосковала. Она выла, но в этом завывании была неудержимая, не утихающая тоска. Время счастья для Кусаки кончилось.

Своей нежностью и добротой Лёля оживила собаку, заставила её поверить людям. Кусака на время смогла узнать другую жизнь, быть полезной людям, получить от них частичку любви. Леонид Андреев показывает, что нельзя бросать животных на произвол судьбы. Важно нести ответственность за тех, кто верит тебе и дорожит твоим присутствием. Автор призывает к тому, чтобы люди растили в себе добро, которое преображает жизнь, как весна преображает природу. Добро делает жизнь яркой и счастливой не только для людей, но и для братьев наших меньших.

Автор: Диана Танцур

Автор: Самый Зелёный · Published 30.09.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 25.08.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 05.04.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя “Кусака” именно об этом.
Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: любой может ударить, швырнуть камнем, гнать е презрением. Постепенно Кусака приспосабливается к этим тяжелым испытаниям. Собака становится недоверчивой и озлобленной. В людях она видит своих врагов, всегда готовых напасть. Отдалившись от них, она оказывается в дачном поселке — пустынном и безопасном зимой. Но холод не может длиться вечно, и с приходом тепла и лета появляются хозяева дачи.
Кусака по опыту знает, что люди — это зло, которого надо избегать, а при необходимости и отвечать на него, поэтому она в первый момент набрасывается на Лелю. Потом начинает происходить непривычное: люди, оказывается, умеют не только швырять камни, но и ласкать, заботиться о собаке и кормить ее. Постепенно ломается барьер, воздвигнутый Кусакой между нею и людьми. Доброта ее новых хозяев делает собаку безоружной перед ними, “она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. ”
Но, к сожалению, все хорошее быстро заканчивается. С приходом осенних холодов хозяева покинули дачу и непрошенную гостью Кусаку. Этот отъезд буквально сразил собаку. Теперь ее одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у нее были искренние друзья, дом, еда, — а теперь Кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям.. . Все возвращается в ее жизни, только теперь она не готова к этим новым испытаниям. Страшным воем Кусака выражает свое горе. И потому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь. ”
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал, что “мы в ответе за тех, кого приручили”.

Произведение Леонида Андреева “Кусака” рассказывает нам о несчастной бездомной собачке по кличке Кусака. Эта милое животное живёт на улице и питается, чем попало, но в один прекрасный для неё момент, Кусаку забирают к себе на дачу добрые люди. В рассказе Кусака показана как собака с добрым сердцем. Даже несмотря на то, что её очень часто обижали и издевались, она не растеряла любви к людям её окружающим, а зря. Повествование рассказывает нам о том, как даже после того, как её забрали, над ней издевались. Это показывает нам всю сущность человеческого рода. Практически во всех людях нет сострадания, большинство думает только о себе, эгоистично забывая обо всех окружающих. Конечно, есть исключения, но таких людей очень и очень мало.

Рассказ заставляет задуматься именно об этом. О несправедливости людей по отношению к Кусаке, об их неоправданной жестокости, ведь только из-за того что Кусака не человек, люди позволяли себе над ней глумиться, избивать, и всячески издеваться, и в данных моментах проявляется человеческая натура во всей своей красе. Но конечно не все люди виноваты в своей жестокости. Автор показывает это в нескольких моментах, и становится понятно, что жестокость нельзя ничем оправдать, но есть случаи, когда к человеку относились с такой же жестокостью, как и к Кусаке, из-за чего он срывается на более слабых, например на той же Кусаке. В начале произведения автор также подчеркивает людское лицемерие. В тот день когда Кусака получила своё прозвище, люди начали всячески оскорблять собаку, называя бешеной шавкой или того хуже – избивать её, за якобы, нападение на человека.

В совокупности все эти образы людей выражают идею бессердечности почти всех людей поголовно. Опять же, есть и исключения, но, как показывает практика, таких людей очень мало, и обычно они имеют проблемы в общении с людьми жестокими.

2 вариант

“Кусака” - рассказ Л.Н.Андреева о бездомной собаке, жизнь которой наполнена горестями и страданиями. Произведение не сможет оставить равнодушным читателей, боль бездомного животного, жаждущего любви и тепла, но так и не нашедшего их, вызывает сочувствие. О чем же заставляет задуматься рассказ “Кусака”? Не смотря на небольшой объём произведения, в нем поднято много важных социальных тем: отношение людей к животным, ответственность за судьбу братьев меньших, которых мы приручили, безнравственность и жестокость не только по отношению к собаки, но и проявляемая друг к другу. Так, в 4 главе писателем рассказывается как сельские жители дразнили деревенского дурочка Илюшу. Они “без веселья хохотали” над ним. Злость и жестокость в рассказе тесно переплетается с темой доброты и милосердия.

Бездомная собака всю жизнь искала приют и какое-нибудь участие со стороны людей. Однако ей довелось испытать лишь гонения и жестокость, Дети кидали в нее камнями и палками, взрослые могли ударить, а другие собаки прогоняли от теплых изб. Голодная и очень худая она пряталась от людей в глубине большого сада, где зализывала свои раны и копила страх и злобу. Поражает не только равнодушие и безучастность к судьбе бездомного животного, но беспричинная злоба и жестокость по отношению к нему. Однажды собаке повезло, ее приютили на лето дачники. Они кормили ее, ласкали, собака наконец-то обрела хозяев. Кусака, именно такое имя ей дали люди, не могла поверить в свое счастье. С каждым днем от заботы и любви со стороны дачников она расцветала, постепенно прошли и злость, и обиды. Однако в ее сердце все еще осталось недоверие к людям. Лето прошло, и дачник поспешили вернуться в квартиру в городе. Они не захотели брать собаку с собой. Девочка Леля вспомнила, что забыла попрощаться с Кусакой только на вокзале.

Семья, приехавшая на дачу, поступает по-доброму приютив собаку. Дачники не обижают ее, проявляют заботу. Кусака смогла почувствовать тепло и доброту со стороны людей, смогла обрести свой дом, который тщательно охраняла по ночам. Трудно сказать, могли ли дачники взять собаку в город. Возможно, могли, просто им не захотелось брать ответственность за судьбу четвероного друга, менять свою комфортную, удобную жизнь ради нее. Так или иначе, но поступок дачников оказался жестоким ударом для Кусаки. Они даже не захотели простится с ней, погладить на прощанье. Собака еще долго пыталась безуспешно искать их. Преданной Кусаке трудно понять, почему люди, которые были с ней так добры, оставили ее, забыли. Милосердный поступок семьи становится причиной еще больших страданий для собаки.

Таким образом, в рассказе Андреева нашли отражение вечные проблемы добра, гуманизма, человечности. Поступок дачников вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, они милосердны и добры к собаке, которую приютили на лето. С другой, семья оставляет ее как что-то ненужное. Они возвращаются в город, где Кусаке не находится места. Можно сделать вывод, что собака никогда не была им нужна. Их добрый поступок продиктован лишь мимолетным движением души. Жестокость сельчан, их беспричинная злоба к Кусаке также как и немилосердный поступок дачников пример безнравственности и равнодушия.

Также читают:

Картинка к сочинению О чем заставляет задуматься рассказ Кусака

Популярные сегодня темы

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями.

Самсон Вырин, является главным персонажем, в произведении Станционный смотритель. Данный персонаж является очень скромным, живет он на небольшое жалованье, также довольствуются небольшими гостинцами

Манюшка – соседская девчушка, дочка сапожника с колхоза. Она жила в селе, аристократичная редкость ее никак не касалась. Зачастую посещала Катерину Петровну также могла помочь ей: доставляла водичку с колодца

На первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние

Я точно склоняюсь к мысли о том, что Печорин не был жертвой, наоборот, это он виноват почти во всех бедах Бэлы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:




Отгоняли Бросали Улюлюкали Свистали Находилась Кормилась Показывалась Мчалась.

Отгоняли Бросали Улюлюкали СвисталиНаходилась Кормилась Показывалась Мчалась Пряталась Зализывала Копила

Но, пока собака колебалась, всё яростнее размахивая хвостом и маленькими шажк.

Но, пока собака колебалась, всё яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперёд, настроение пьяного человека изменилось.


«Ночью собака подкралась к заснувшей даче и улеглась на своё место под терра.

Внешность Кусаки БЫЛО ЕСТЬ Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухим.

Внешность Кусаки БЫЛОЕСТЬ Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страхШерсть почернела и стала лосниться как атлас …важно осматривала улицу вверх и вниз Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свисталиНикому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем

И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом.

И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никт.

И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в её глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть её отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали её, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях.

ЗЛОБА, СТРАХ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА ЗЛОБА ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУ.

Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалоб.

Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем.

Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал это.

Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось. Что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. Собака выла.



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 646 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.04.2016 1287
  • PPTX 4.1 мбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Скворцова Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.
Эмиль Кроткий

  • Формировать в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.
  • Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.
  • Cодействовать нравственному воспитанию учащихся.

Объявление темы урока, её расшифровка, постановка цели.

Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?

(Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.)

Учитывая всё сказанное, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

(Анализируя рассказ Леонида Андреева, выяснить, какова авторская позиция в этом произведении),

К уроку я подобрала 2 эпиграфа

Обратимся к первому из них. Это миниатюра Эдуарда Асадова.

Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.

Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”. Созвучна. Но раскрывает ли их в полной мере? Мне поначалу казалось, что авторская позиция Леонида Андреева ярко выражена, просто лежит на поверхности. Но я прочитала ваши работы, где вы делитесь первыми впечатлениями от рассказа, и вы своими высказываниями заронили в мою душу сомнение – действительно ли всё так просто? Теперь я хочу заразить этим сомнением вас.

В большинстве ваших работ звучат слова грусть и жалость. Большинство возмущены поступком пьяницы-мужика и радуются, что Леля приласкала и приручила Кусаку. Всем жаль, что Леля уехала и оставила Кусаку. Но это “жаль” звучит уже без возмущения, без осуждения.

Хотя есть несколько работ, не похожих на другие. На три из них я хотела бы обратить ваше внимание.

Абубакиров Айвар краток и категоричен: “Мне не понравилось, как хозяева оставили Кусачку”.

Сафаров Ренат: “Самое большое впечатление на меня произвёл эпизод, когда собака изо всех сил переворачивалась, стараясь развлечь дачников”.

Обратите внимание, что ни в той, ни в другой работе нет слова жалость, и наибольшее впечатление на ребят произвели вовсе не моменты физической жестокости по отношению к Кусаке.

А в третьей работе – работе Абубакировой Гули – вместо жалости появляется непонятное чувство вины: “Мне очень понравился рассказ “Кусака”. У меня он вызвал ощущения, которые нельзя описать. Как будто я в чём-то виновата в связи с жизнью этой собаки”.

Может быть, Айвар, Ренат и Гуля не смогли разобраться в рассказе, увидеть в нём самое главное – тогда мы обязательно должны им помочь.

Но ведь может быть и наоборот: ребята сумели заметить в истории Кусаки что-то, чего не заметили, не почувствовали другие. Может быть не только против пьяницы-мужика и людей, бросающих в Кусаку палки и камни, выступает Леонид Андреев? А его авторская задача не ограничивается желанием вызвать жалость и сочувствие по отношению к обиженному животному?

Я надеюсь, что зерно сомнения всё же поселилось в ваших душах. А потому давайте ещё раз вспомним события рассказа, поразмышляем над ними, обращая внимание даже на то, что на первый взгляд кажется несущественным – ведь, повторюсь, в художественном произведении не бывает ничего случайного.

На прошлом уроке мы выделили в рассказе 3 части - в соответствии с периодами в жизни Кусаки. Напомните, что это за части.

1. До встречи с Лелей (1 глава).

2. Период “дружбы” с Лелей и другими дачниками (2, 3, 4 главы).

3. После отъезда Лели (5 глава).

(Чтение 1 абзаца.)

Рассказ начинается тройным отрицанием. Как вам кажется, зачем это автору?

(Читатель с первых слов ощущает ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт собака.)

Почему действие рассказа начинается именно зимой?

(Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно; к тому же эта зима была долгой и морозной.)

Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?

(Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб.)

Чем можно объяснить такое отношение?

(Со стороны людей – желание повеселиться, развлечься.)

Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?

(На улицу её гнали голод и инстинктивная потребность в общении.)

Что значит – инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?

(Инстинкт – врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние.)

Обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки.

(Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.)

Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Кусака копила страх и злобу)

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

И ещё на одно слово в этом абзаце обратите внимание: гонимая. Часть речи? Вид? В данном случае страдательное как нельзя больше соответствует своему названию. Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?

И снова замкнутый круг: одни обижают от хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие от плохого настроения, чтобы выместить обиду и злобу.

Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку, ударившему собаку? Как оно выражено?

(Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской.)

Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).

Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?

(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Найдите описание внешности Кусаки.

Интересно, что в первой главе о внешности собаки сказано только 2 слова: грязная и некрасивая. А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное описание: что было и что есть. Попробуем разделить.

Обратите внимание на заключение, сделанное автором в конце описания Кусаки.

А почему? Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем? Неужели люди вдруг изменились, стали добрее?

Выходит, что голодная, грязная и жалкая Кусака почему-то вызывала у людей не желание покормить и пожалеть её, а сделать ещё более несчастной, увидеть страх в её глазах.

А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд приобрёл важность, людям дразнить её стало просто неинтересно.

Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие?

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко: “И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.

Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам”, как говорит о них автор. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?

Перечитать эпизод со слов: “И все собирались…”

Что за странная мольба в глазах у Кусаки?

Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни Кусаки осталось как прежде?

(В основе отношения к ней людей лежит только желание повеселиться; одна лишь разница: веселятся по-разному.)

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?

(Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже попрощаться с Кусакой.)

Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации? Любила ли она Кусаку?

Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.)

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ +
1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ ЗЛОБА, СТРАХ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА
2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА,СТРАХ ЗЛОБА
3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить”), сытость.

Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую злобу”. Что значит - отняли? Объясните лексическое значение этого слова.

(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)

Что можно отнять?

Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)

А так ли уж ценна и нужна злоба?

(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.)

Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему?

Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и готова бороться за своё существование, а безнадёжное спокойствие – это равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.

Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.

Перед вами 3 иллюстрации к рассказу ЛА. Как вам кажется, к какой части каждая из этих иллюстраций?

Обычно, когда художник берётся иллюстрировать книгу, он выполняет все рисунки в одном цветовом решении. (Сравнить 2 книжки) Перед нами же иллюстрации, нарисованные одним человеком, но они разные. Как вы думаете, почему? Послушаем автора, или точнее – соавтора, поскольку Женя работала над иллюстрациями вместе с мамой.

Женя проанализировала цветовую гамму рассказа. Судя по цвету, преобладающему в той или иной части, положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками?

Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или пьяницы-мужика?

Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе? Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к Кусаке?

Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?

История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

Может быть, этим и вызвано то непонятное чувство вины, которое испытывала Гуля при чтении рассказа?

Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?

Пожалуй, пришло время обратиться ко второму эпиграфу к сегодняшнему уроку.

Это афоризм Эмиля Кроткого, который заставляет задуматься, почему бездомные животные, каждый день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.

И ещё один вопрос: Только ли об отношении к животным этот рассказ?

Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.

Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ ЛА, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.

Авторская позиция: своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.

Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением последней главы рассказа о Кусаке.

В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец.

Дома: Сочинение-миниатюра – Зачем Леонид Андреев рассказал нам историю Кусаки? (3–5 предложений.)

Читайте также: