За какое сочинение была присуждена чайковскому серебряная медаль консерватории

Обновлено: 04.07.2024

Тест I

1. Годы жизни П.И.Чайковского:

а) 1839 – 1881
б) 1840 – 1893
в) 1844 – 1908

2. В каком городе родился П.И.Чайковский?

а) Воткинск
б) Тихвин
в) Петербург

3. Кто был первым учителем музыки П.И.Чайковского?

а) А.П.Петрова
б) отец Илья Петрович
в) мать Александра Андреевна

а) брат Анатолий
б) гувернантка В.Ф.Кламмер
в) гувернантка Фанни Дюрбах

5. Звучание какого механического музыкального инструмента, слышанного П.И.Чайковским в детстве, произвело на него сильное впечатление?

а) оркестрины
б) шарманки
в) музыкальной табакерки

6. Отметьте учебное заведение, в котором П.И.Чайковский обучался в 1850–1859 годы?

а) Бесплатная музыкальная школа
б) Училище правоведения
в) консерватория

7. Отметьте учебное заведение, в котором П.И.Чайковский обучался в 1862–1865 годы?

а) Бесплатная музыкальная школа
б) Училище правоведения
в) консерватория

а) о И.С.Бахе
б) о В.А.Моцарте
в) о Ф.Шопене

9. Под руководством каких преподавателей П.И.Чайковский изучал следующие дисциплины:

1) гармония, контрапункт
2) композиция, инструментовка
3) игра на флейте

а) А.Г.Рубинштейна
б) Цезаря Чиарди
в) Н.И.Зарембы

10. Укажите экзаменационное сочинение, написанное П.И.Чайковским по случаю окончания консерватории, за которое ему была присуждена серебряная медаль:

11. Игрой на каких инструментах владел П.И.Чайковский?

а) фортепиано
б) флейта
в) орган
г) литавры
д) арфа

12.По приглашению какого музыканта П. И. Чайковский переехал в Москву?

а) Н.Г.Рубинштейна
б) А.Г.Рубинштейна
в) К.К.Альбрехта

13. Профессором какой консерватории на протяжении 12 лет был П.И.Чайковский?

а) Петербургской
б) Московской
в) Киевской

14. Отметьте, какие дисциплины преподавал П.И.Чайковский в консерватории:

а) фортепиано
б) теорию
в) гармонию
г) дирижирование
д) инструментовку

15. Автором какого учебника был П.И.Чайковский?

а) Руководство к практическому изучению гармонии
б) Школа игры на скрипке
в) Основы оркестровки

16. Кто из любимых учеников П.И.Чайковского стал его близким другом?

а) А.С.Аренский
б) С.И.Танеев
в) Ц.А.Кюи

17. Какой творческой профессией не владел П.И.Чайковский?

а) дирижёр
б) музыкальный критик
в) музыкальный педагог
г) артист балета

18. Чьё имя носят следующие консерватории?

1) Московская
2) Петербургская

а) им. П.И.Чайковского
б) им. Н.А.Римского-Корсакова

19. Кто был первым биографом П.И.Чайковского?

а) В.В.Стасов
б) Г.А.Ларош
в) М.П.Чайковский

20. Укажите победителя первого Международного конкурса имени П.И.Чайковского в 1958 году:

а) Ван Клиберн
б) Святослав Рихтер
в) Лев Оборин

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – в; 5 – а; 6 – б; 7 – в; 8 – б; 9 (1 в, 2 а, 3 б); 10 – в; 11 – а, б, в, г; 12 – а; 13 – б; 14 – б, в, д; 15 – а; 16 – б; 17 – г; 18 (1 а, 2 б); 19 – в; 20 – а.

Тест II

а) Володе Давыдову
б) Роберту Шуману
в) М.А.Балакиреву

а) Охотничья песенка
б) Итальянская песенка
в) Немецкая песенка
г) Народная песенка

а) Январь
б) Февраль
в) Март

а) А.Н.Майков
б) А.Н.Плещеев
в) А.К.Толстой

5. Какому музыканту П.И.Чайковский посвятил свой Первый концерт для фортепиано с оркестром?

а) Гансу фон Бюлову
б) Н.Г.Рубинштейну
в) С.В.Рахманинову

6. Отметьте балет, который не принадлежит П.И.Чайковскому:

а) Шарль Перро
б) Э.Т.Гофман
в) А.Н.Островский

а) фея Карабос
б) Одиллия
в) фея Искренности
г) Ротбарт
д) Дроссельмейер

9. В каких балетах П.И.Чайковского фигурируют данные персонажи?

1) Аврора
3) Мари
4) Зигфрид
5) Дезире
6) фея Сирени
7) фея Драже

а) У.Шекспир
б) А.С.Пушкин
в) Н.В.Гоголь

а) лирические сцены
б) лирическая опера
в) психологическая драма

13. В какой картине оперы П.И.Чайковского отсутствует персонаж Евгений Онегин?

а) в 1-й
б) во 2-й
в) в 3-й
г) в 4-й
д) в 5-й
е) в 6-й
ж) в 7-й

1) Онегин
2) Ленский
3) Ольга
4) Татьяна
5) Гремин

а) сопрано
б) контральто
в) тенор
г) баритон
д) бас

15. Отметьте симфонические произведения П.И.Чайковского:

16. Какие оркестровые сочинения П.И.Чайковского написаны на сюжеты У.Шекспира?

17. Какая опера не относится к московскому периоду творчества П.И.Чайковского (1866–1877 годы)?

18. Укажите романсы, написанные на стихи А.К.Толстого:

а) А.Н.Плещеев
б) К.С.Аксаков
в) А.Н.Апухтин

20. Какое высказывание принадлежит П.И.Чайковскому?

Ответы: 1 – а; 2 – б, в; 3 – б; 4 – в; 5 – а; 6 – б; 7 – а; 8 – б, г, д; 9 (1, 5, 6 - а; 2, 4 - б; 3, 7 – в); 10 – а, в, г; 11 – б; 12 – а; 13 – б; 14 (1 г, 2 в, 3 б, 4 а, 5 д); 15 – а, б, д; 16 – б, г, д; 17 – в; 18 – б, г; 19 – а; 20 – в.

Кроссворд I

По горизонтали:

  1. Город, в котором П.И.Чайковский получил образование.

По вертикали:

Ответы.

По горизонтали: 1. – Петербург.

По вертикали: 1. - Перро; 2. – сцены; 3. – баритон; 4. – семь; 5. – Гремин; 6. – альбом; 7. – Пушкин; 8.– Заремба; 9. – Ольга.

Кроссворд II

По горизонтали:

По вертикали:

Ответы.

По горизонтали: 1. – контральто; 2. – Татьяна: 3. – Шуман; 4. – Воткинск; 5. – юстиции.

По вертикали: 1. – край; 3. – Шекспир; 6.– три; 7. – племянник; 8. – мать; 9. – Модест.


Один из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия, родился 25 апреля 1840 г. на Воткинском заводе Вятской губернии, где отец его, Илья Петрович, служил окружным горным инженером. Семья Чайковских была не из музыкальных, и только мать, Александра Андреевна, немного пела и играла на фортепиано танцы для детей. В такой обстановке и вырос будущий композитор.

Необычайный слух и музыкальная память проявились в мальчике, по словам его брата, Михаила, очень рано. Получив от матери элементарное понятие о музыке, Чайковский уже пяти лет совершенно верно подбирал на фортепиано то, с чем познакомил его оркестрион, то есть механический орган, исполнявший музыку Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти. В 1847 г. к Чайковскому пригласили учительницу музыки. В конце 1848 г. семья Чайковских переехала в Москву, затем в Петербург; здесь П.И.Чайковского отдали в пансион Шмерлинга, где он и начал серьезно заниматься музыкой с пианистом Филлиповым. Его часто возили в театр, в оперу и балет.

В начале 1849 г. отец Чайковского получил место управляющего Алапаевскими и Нижне- Невьянскими заводами и выехал почти со всей семьей на место назначения, где мальчик продолжал отдаваться своему любимому занятию - музыке. В следующем году Чайковского определили в училище правоведения в Петербурге. Годы, проведенные им в училище, прошли довольно разнообразно. Занятия шли успешно и много времени посвящалось музыке, преподавателями которой были: К.Я.Карель, Ф.Д.Беккер и Г.И.Ломакин. У Беккера Чайковский брал уроки на фортепиано. Кроме того, Чайковский в 1855 - 58 гг. занимался у известного в то время пианиста Р.В.Кюндингера.

В 1859 г. Петр Ильич окончил училище правоведения и поступил на службу в департамент министерства юстиции. Имея сильное влечение к композиции и чувствуя, вместе с тем, слабые познания в теории музыки, Чайковский принялся за изучение гармонии (1861) у Н.И.Зарембы, который преподавал в "музыкальных классах" при дворе Великой Княгини Елены Павловны.

С открытием в следующем, 1862 г., петербургской консерватории Чайковский сделался ее учеником по классу контрапункта профессора Зарембы. В следующем 1863 г. занятий в консерватории прибавилось, и Чайковский решил покончить со своей юридической карьерой. Классом инструментовки заведовал А.Рубинштейн, а классом форм - Заремба. Последний, хотя и учил, "что мажорный тон есть грех прародительский, а минорный - греха искупление", все-таки основательно познакомил Чайковского с классическою музыкой и не заглушил в нем индивидуальности, развернувшейся потом у композитора во всю ширь.

В 1965 г. Чайковский закончил консерваторию с серебряной медалью. К экзамену им была написана кантата на стихотворение Шиллера "К радости". Вскоре после окончания петербургской консерватории Чайковский получил место преподавателя гармонии (1866 - 79 гг.) в только что открывшейся консерватории в Москве. Здесь, наряду с преподавательской деятельностью, он принялся за композицию. Первые шаги его на композиторском поприще были встречены недружелюбно как публикой, так и критикой. Много заниматься композицией Чайковскому препятствовали занятия в консерватории, для которой он, между прочим, составил учебник гармонии, нельзя сказать, чтобы вполне самостоятельный, но первый русский учебник в этом роде.

В 1879 г. Чайковский оставил консерваторию. Успех его сочинений, истолкователем которых явился талантливейший пианист и дирижер Н.Рубинштейн, был велик. Материальное благосостояние было очень удовлетворительно: сочинения Чайковского издавались П.Юргенсоном, и, вместе с пенсией из кабинета Его Величества (3 000 руб.), Чайковский получал ежегодно изрядную сумму денег. Как всякого молодого композитора, Чайковского давно занимала мысль написать оперу, и в 1868 г. появилась его опера "Воевода" на сюжет Островского. Поставленная в 1869 г. в Москве, опера успеха не имела, после чего Чайковский задумал сочинить новую фантастическую оперу "Мандрагора". Написав для нее только один хор "Насекомых", оставил ее и принялся за оперу "Ундина", окончив которую, отправился с ней в дирекцию петербургских Императорских театров, но ее не одобрили к постановке.

Чайковский, недовольный как этим обстоятельством, так и самым сочинением, партитуру уничтожил, так что для публики эта опера осталась неизвестной. За ней следовал ряд других опер: "Опричник" (1872 г., на сцене 1874 г.), удостоенная премии Русского Музыкального Общества в 300 руб., "Кузнец Вакула" (1874 г., на сцене 1876 г.) на сюжет Гоголя "Ночь перед Рождеством", впоследствии дополненная и переделанная в "Черевички"(1887 г.). Опера "Кузнец Вакула" была удостоена первой премии Русского Музыкального Общества в 1 000 руб.. Затем появляется лучшая опера Чайковского "Евгений Онегин" (1878 г., на сцене 1879 г.), написанная сначала для ученического консерваторского спектакля и представляющая ряд лирических сцен; далее "Орлеанская дева" (1879 г., на сцене 1881 г.), "Мазепа" (1883 г., на сцене 1884 г.), "Чародейка" (1887 г., на сцене 1889 г.) "Пиковая дама" (1890 г., на сцене 1891 г.), по общей фактуре и стилю близкая к "Евгению Онегину", и, наконец, последняя одноактная опера "Иоланта", написанная по заказу дирекции Императорских театров (1891).

В оперном творчестве Чайковский коснулся почти всех родов оперной музыки: драматической ("Опричник", "Мазепа", "Чародейка" и "Орлеанская дева"), комической ("Кузнец Вакула" или "Черевички") и лирической ("Евгений Онегин", "Пиковая дама" и "Иоланта").

Кроме упомянутых опер, Чайковский написал для сцены музыку к весенней сказке "Снегурочка" (1873) Островского, затем три балета: "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889) и "Щелкунчик" (1892). Последними сочинениями Чайковский внес свежую струю в эту отрасль искусства, отступив от обычного шаблона и допустив характеристичную музыку, не говоря уже о ее специальных музыкальных достоинствах. Несмотря на массу вокальной музыки, написанной Чайковским, самое выдающееся место среди других его произведений занимает инструментальная музыка, выразившаяся в симфониях (1-я симфония - 1868 г., 2-я симфония - 1873 г., 3-я симфония - 1875 г., 4-я симфония - 1877 г., симфоническая поэма "Манфред, названная так композитором вероятно потому, что первая часть этого сочинения написана не в сонатной форме, - 1885 г., 5-я симфония - 1888 г. и 6-я симфония "патетическая" - 1893 г.) и в других симфонических сочинениях для оркестра: увертюра "Ромео и Джульетта"(1867), фантазия "Буря" (1873), фантазия "Франческа да Римини"(1876), увертюра-фантазия "Гамлет"(1888), Итальянское каприччио (1880), увертюра "1812 г." (1883); кроме того Чайковским написаны сюиты: 1-я (1879), 2-я (1883), 3-я (1884), 4-я "Моцартиана" (1887) и кантата "Москва".

Для инструментов solo с оркестром Чайковский написал два прекрасных концерта для фортепиано (1875 - 80), третий не оконченный и один концерт для скрипки (1878). Камерную музыку Чайковский обогатил тремя прекрасными квартетами (1872, 1874 и 1876 гг.), одним фортепианным трио (1882), посвященным Н.Рубинштейну, и многочисленными (более ста) романсами, красивыми и вдохновенными, но не всегда по музыке отвечающими тексту.

Наконец, Чайковский не оставил без внимания и церковную музыку, в области которой написал всю "Литургию св.Иоанна Златоуста" (1878), "Всенощное бдение" (1882) и девять отдельных номеров церковных песнопений; "Всенощное бдение" озаглавлено автором "Опыт гармонизации богослужебных песнопений". Труд этот композитор выполнил очень удачно в строгом стиле.

Кроме всего упомянутого, Чайковский написал еще несколько менее значительных оркестровых и много фортепианных произведений, начиная с мелких салонных пьес и кончая большой сонатой для фортепиано (1879). С 1868 -1876 гг. Чайковский писал музыкально-критические статьи сначала в "Современной Летописи", затем в "Русских ведомостях". В своих фельетонах и статьях он заявил себя ревностным защитником искусства, но тон его статей отличался мягкостью и малою настойчивостью в убеждениях.

Бросив беглый взгляд на композиторскую деятельность Чайковского, мы должны прийти к заключению, что он - симфонист по преимуществу. Он оставил нам истинно-гениальную патетическую симфонию (|6) и такие великолепные программные сочинения, как увертюра "Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини", "Буря" и "Манфред", принадлежащие к числу лучших образцов русского музыкального искусства: они отличаются свежестью и поэтичностью музыкального содержания и соединяют в себе глубокую психологическую характеристику с великим мастерством фактуры. Изящное мелодическое вдохновение, правдивая обрисовка героев (в его операх) и общедоступность музыки, несмотря на сложность фактуры, завоевали Чайковскому громадную популярность в России и за границей, где он пропагандировал (в качестве дирижера) свои сочинения, имевшие везде громадный успех. В ряду других русских композиторов Чайковский занимает среднее место между "новой русской школой" и западноевропейской, приближаясь более к последней.

П.И.Чайковский умер от холеры 25 октября 1893 г. в Петербурге и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог, музыкально-общественный деятель
Профессор (1866)

Почетный член Московской консерватории (1885)
Почетный доктор Кембриджского университета (1893, Великобритания)

Награжден орденом Владимира 4-й степени (1884)

Родился 25 апреля 1840 в г. Воткинске.

Родился в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского (1795–1880), начальника Камско-Воткинского завода, позднее управляющего Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директора Технологического института в Петербурге. В возрасте 5 лет Чайковский начал учиться игре на фортепиано, позже брал уроки у известного пианиста Р. В. Кюндингера. Занятия музыкой продолжались и в Училище правоведения (музыкальные занятия и пение в хоре были обязательными). В 1859 г. окончил Училище правоведения в Петербурге и в чине титулярного советника был определен на службу в Министерство юстиции, в 1862 г. за выслугу лет получил чин коллежского ассесора. Музыкой продолжал заниматься, импровизировал, участвовал в домашних концертах. По воспоминаниям современников, бойко играл на фортепиано, обладал приятным голосом, прекрасно танцевал.

Педагогическая деятельность

Из содержания лекций по элементарной теории музыки и гармонии, записанных, в частности, С. И. Танеевым, а также его ученических работ по инструментовке, учебных программ и пособий самого Чайковского, очевидно, что кроме непосредственного предмета изучения, значительное внимание уделялось контрапункту, форме, истории музыкальных жанров и форм (Корабельникова Л. С. И. Танеев в Московской консерватории. М., 1974. С. 20–35, 41–44).

Ученики

Среди лучших учеников — Танеев, Н. С. Кленовский, по общим курсам — представители практически всех исполнительских специальностей — А. Аврамова, Амфитеатрова-Левицкая, Г. Арендс, С. Барцевич, А. Баталина (Губерт), А. Брандуков, В. Вильборг, Е. Вонсовская, Геника, С. Гилев, А. Зилоти, Е. Кадмина, И. Котек, А. Литвинов (личный стипендиат Чайковского), Н. Муромцева, М. Унтилова, А. Химиченко. Курс свободного сочинения у Чайковского прошли пианист А. Галли, скрипачи Котек, М. Давыдов, виолончелист А. Брандуков. Практически не давал частных уроков. Одно из исключений — Н. Зверев.

Смерть Чайковского была расценена в Московской консерватории как огромная утрата. На похороны композитора от Московской консерватории в Петербург направили депутацию. Организовали мемориальные вечера и концерты. Аренский посвятил памяти Чайковского Струнный квартет. В дальнейшем концерты и вечера, приуроченные к годовщине смерти композитора, стали в Московской консерватории традицией. Широко отмечались также 100-летие, 120-летие и 125-летие со дня рождения Чайковского.

Творчество Чайковского вошло в число приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности Московской консерватории. С. С. Богатырев проделал уникальную работу по восстановлению незавершенной Симфонии Es-dur. В. В. Протопопов участвовал в подготовке комментированного академического издания ПСС Чайковского (Т. III-А, III-Б. М., 1957–1961), им же подготовлено новое издание Дневников Чайковского. Большой вклад в исследование творчества композитора внесли работы Б. В. Асафьева, Н. В. Туманиной, Н. С. Николаевой, А. А. Николаева, Ю. А. Розановой, Б. И. Рабиновича, П. Е. Вайдман и мн. др.

Чайковский был удостоен званий почетного члена Московской консерватории (решение худ. совета от 29 октября 1885 г.), почетного доктора Кембриджского университета (1893, Великобритания). Награжден орденом Владимира 4-й степени (1884). В 1917 г. имя Чайковского было дано Оперно-вокальной студии, организованной М. М. Ипполитовым-Ивановым и Зарудной-Ивановой. 7 мая 1940 г.Московская консерватория официально получила имя Чайковского (Указ Президиума ВС СССР). Одновременно были учреждены стипендии им. П. И. Чайковского для особо одаренных студентов композиторского факультета Московской консерватории.

Имя Чайковского было присвоено также Киевской консерватории, различным учебным заведениям и учреждениям культуры в России. Созданы Дом-музей П. И. Чайковского в Клину, Дом-музей Чайковского в Воткинске, Литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина и П. И. Чайковского в Каменке (ныне Черкасская обл., Украина). В 1958 г. учрежден Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени Чайковского (проводится в Москве каждые 4 года).

Русский композитор Петр Ильич Чайковский

7 мая 2015 года исполняется 175 лет со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 года в заводском поселке Воткинск (ныне город в Удмуртии) в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Позднее его отец стал управляющим Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директором Технологического института в Петербурге.

В возрасте пяти лет Петр начал учиться игре на фортепиано, позже брал уроки у известного пианиста Рудольфа Кюндингера.

Когда Петру было 14 лет, от холеры умерла его мать Александра Чайковская.

В 1859 году Петр Чайковский окончил Училище правоведения в Петербурге и в чине титулярного советника был определен на службу в министерство юстиции. В 1862 году за выслугу лет получил чин коллежского ассесора. В мае 1866 года он оставил службу в чине надворного советника — официально ушел в отставку в 1867 году.

В 1861 году Чайковский начал заниматься в музыкальных классах Русского музыкального общества, преобразованных в 1862 году в Петербургскую консерваторию. Учился у Антона Рубинштейна (инструментовка), Николая Зарембы (теория композиции), прошел курс органа. В 1865 году Чайковский окончил с отличием консерваторию — диплом и серебряную медаль получил в 1870 году после утверждения этих форм в Уставе консерватории.

За годы учебы в консерватории Чайковский написал квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Фридриха Шиллера "К радости", которая известна как текст финала Девятой симфонии Людвига Бетховена. В это же время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы Александра Островского — увертюра "Гроза".

В 1866-1878 годах Чайковский был профессором Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки. В педагогических целях он перевел несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник "Руководство к практическому изучению гармонии" (1872). В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871-1876 годах работал музыкальным рецензентом московских газет "Современная летопись" и "Русские ведомости".

В Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию ("Зимние грезы", 1866) и первую оперу "Воевода", которая после премьеры в 1869 году была уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям. Вторая опера "Ундина" была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет "Лебединое озеро"). Оркестровая увертюра "Ромео и Джульетта" получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 годах это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора.

В 1870-х годах композитором были написаны Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия "Франческа да Римини" (1876) и "Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром" (1877). Поставлены оперы Чайковского — "Опричник" (1874) и "Кузнец Вакула" (1876), ставшая победительницей конкурса дирекции Императорского русского музыкального общества.

В 1877 году, благодаря поклоннице его творчества и меценату Надежде фон Мекк, предложившей Чайковскому ежегодную субсидию в шесть тысяч рублей, он посвятил свою дальнейшую жизнь композиторской деятельности. С 1888 года Чайковский также получал ежегодную пенсию от российского императора Александра III в три тысячи рублей.

До 1877 года композитор жил постоянно в Москве, только летом выезжая в деревню к родным, знакомым или изредка (1868, 1873) за границу. В 1877-1887 годах он жил в Каменке Киевской губернии у сестры, в различных имениях фон Мекк, на даче в Майданове (близ Клина).

С 1880-х годов Чаковский становится известным не только в России, но и за рубежом. Он давал многочисленные концерты, совершая поездки по городам Европы.

Тонкий психолог, мастер-симфонист Петр Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека от лирической задушевности до глубочайшей трагедии, создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. В этот период им были написаны оперы "Евгений Онегин" (1878), "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891).

Композитор стал новатором в области балета, где ведущим компонентом балетной драматургии стала музыка. Создал балеты "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892).

К мировым шедеврам Чайковского принадлежат шесть симфоний, симфония "Манфред" (1885), "Итальянское каприччио" (1880), три концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93), концерт для скрипки с оркестром, "Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром" (1876), фортепьянное трио "Памяти великого художника" (1882), романсы.

В 1885 году композитор принял приглашение стать одним из директоров Императорского русского музыкального общества.
Чайковский пробовал свои силы в области дирижирования. В конце 1887 — начале 1888 года как дирижер он совершил первое европейское турне. В мае 1891 года Чайковский выступил в качестве дирижера на открытии "Карнеги-холла" в Нью-Йорке.

Последний раз Петр Чайковский дирижировал в концерте Императорского русского музыкального общества в Санкт-Петербурге в октябре 1893 года, где исполнил Шестую симфонию, названную им "патетической".

6 ноября (25 октября по старому стилю) 1893 года композитор скончался, заразившись холерой. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В 1885 году Чайковский был удостоен званий почетного члена Московской консерватории, в 1893 году — почетного доктора Кембриджского университета (Великобритания). В 1884 году он был награжден орденом Владимира IV степени.

В 1894 году по инициативе брата композитора был открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 году — мемориальный музей в Воткинске.

В 1917 году имя Чайковского было присвоено Оперно-вокальной студии, организованной Михаилом Ипполитовым-Ивановым и Варварой Зарудной.

7 мая 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Московская консерватория официально получила имя Петра Чайковского. Одновременно были учреждены стипендии имени П.И. Чайковского для особо одаренных студентов композиторского факультета Московской консерватории.

Имя Чайковского было присвоено также Киевской консерватории, различным учебным заведениям и учреждениям культуры в России. С 1958 года в Москве проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Имя Чайковского носит город в Пермской области РФ.

В 2007 году в Москве в здании Культурного центра имени П.И. Чайковского (в квартире, где композитор проживал с 1872 по 1873 год) был открыт Музей "П. И. Чайковский и Москва".

Композитор был женат на своей ученице Антонине Милюковой, но его брак быстро распался.

Его брат Модест Чайковский (1850-1918) был драматургом, либреттистом опер "Пиковая дама" и "Иоланта". Автор нескольких бытовых пьес и исторической мистерии "Екатерина Сиенская". Составил "Жизнь Петра Ильича Чайковского" в трех томах.

Читайте также: