За что и против чего борется чацкий сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Комедию “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов написал после Отечественной войны 1812 года и незадолго до Декабрьского восстания в стране. Таким образом, произведение в полной мере передает настроения, витавшие в воздухе в тот период. Общество фактически раскололось на два оппозиционных лагеря.

К первому относились люди “минувшего века” – состоявшиеся дворяне, которые перестали считать крепостных за людей, не желали учиться, развиваться и принимать нововведения.

лагерю автор отнес всего лишь одного героя в произведении. Это был Александр Андреевич Чацкий – человек умный, образованный, с новыми идеями и взглядами на жизнь. Он хоть и происходил из дворянского сословия, но не был­ богат, а к крестьянам относился в равной степени уважительно. Провозглашая свои широкие свободные взгляды и истинный патриотизм, он представляет “век нынешний”.

Чацкому чужды лицемерие и фальш фамусовского общества, оттого он и оказывается втянут с общественно-значимый конфликт.

Сам Грибоедов о своем произведении говорил: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего

человека”. Понять главного героя, конечно же, никто не может, так как в доме Фамусова больше нет прогрессивных и хорошо образованных людей. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он не приемлет заимствованных слов, нарядов в заграничном стиле.

Он не может понять, как люди, утверждающие, что они патриоты своей страны, читают французские книги и поют французские романсы. Вот фраза Чацкого из комедии, передающая его отношение к происходящему:

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

Еще один аспект в фамусовском обществе возмущает героя Грибоедова. Он не может понять, как человек может так низко пасть, чтобы лебезить и унижаться перед другим ради чинов. Здесь речь идет о Молчалине и ему подобных.­ Его вольнолюбивые идеи и просвещенность, конечно же, не нравятся гостям Фамусова, ведь он всех и каждого обличает в низости и подлом поведении. Так, например, Тугоуховские приезжают на бал только, чтобы найти побогаче женихов для своих шести дочерей.

Внучка графини Хрбминой появляется только, чтобы пощеголять своим новым нарядом от “французской модистки”. Властная старуха Хлестова приходит не одна, а с прислугой и собачкой. Молчалин всячески старается всем угодить найти лазейку для повышения по службе.

Но худшее открывается чуть позже, когда Софья наблюдает сцену, как уважаемый и любимый ею Молчалин заигрывает с Лизой и говорит той, что ухаживает за Софьей только ради своей карьеры. Именно такие, как Молчалин стоят на пути у Чацкого. Этот мягкий, трусливый и беспринципный человек фактически отнял у него Софью, в которую Чацкий был влюблен чуть ли не с самого детства. В этом прогнившем и подлом обществе его удерживала только любовь к Софье, которая в результате его предала.

Она не только изменила былым чувствам, но и сама пустила слух о “сумасшествии” Чацкого, как бы в отместку за неуважительное отношение к Молчалину.

“Горе от ума” – это комедия умного, свободного и гордого человека, который чужд обществу. Автор уверен, даже если такие как Чацкий “лишние”, они были, есть и будут. Пока они существуют, будет происходить борьба свежего с отжившим.


Главным героем комедии является Чацкий. Он близок по взглядам к декабристам. Чацкий хочет служить не лицам, а делу. Чацкий участвует в каждом действии и противопоставляется другим героям комедии.

После трёхлетнего отсутствия Чацкий снова возвращается в Москву, чтобы увидеть свою любимую Софью. Он сразу приезжает к ней, и замечает, что Софья очень изменилась, похорошела, но к Чацкому она стала относиться хладнокровно. Чацкий тяжело переживает разочарование в своей любимой девушке. Софья молода, неопытна. Она видит счастье только в семейной жизни. И Чацкий признал, что он очень обманулся.

Но Софья совсем противоположное говорила о Молчалине:

Свободолюбивый человек, Чацкий противопоставлен не только отдельным лицам, но и всему фамусовскому обществу.

Сначала невзначай, а потом специально Софья распространяет весь о сумасшествии Чацкого. Эта весть разлетелась по всему дому с быстротой молнии. И уже вся семья Фамусова и все его гости были настроены против Чацкого. В последнем своем монологе Чацкий сказал:

Сочинение на тему: За что и против чего борется Чацкий в комедии Горе от ума Грибоедов

­За что и против чего борется Чацкий

Ко второму лагерю

главного героя, конечно же, никто не может, так как в доме Фамусова больше нет прогрессивных и хорошо образованных людей. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он не приемлет заимствованных слов, нарядов в заграничном стиле. Он не может понять, как люди, утверждающие, что они патриоты своей страны, читают французские книги и поют французские романсы. Вот фраза Чацкого из комедии, передающая его отношение к происходящему:

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

За что и против чего борется Чацкий

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой…

I. Смысл названия пьесы.

2. Протест против крепостного права.

3. Взгляды Чацкого на воспитание.

4. Патриотизм, уважение к родному языку и национальным традициям.

5. Протест против унижения человеческого достоинства.

III. Слово — орудие Чацкого.

Александр Андреевич Чацкий — герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои.

Смысл его жизни — борьба. За что и против чего?

Легче ответить на вопрос, против чего борется Чацкий.

Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.

Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что «нынче так же, как издревле,

С возмущением вспоминает он родственника Софьи,

В ученый комитет который поселилсяИ с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился.

Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.

Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! —

Чтоб умный, бодрый наш народХотя б по языку нас не считал за немцев, Чтоб истребил Господь нечистый этот духПустого, рабского, слепого подражанья.

Свежо предание, а верится с трудом, Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея!…..Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.

Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? —

Риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам — старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей.

Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.

Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром.

У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова…

Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:
Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:
Служить бы рад, прислуживаться тошно…
Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей.
Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.
Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.


Главным героем комедии является Чацкий. Он близок по взглядам к декабристам. Чацкий хочет служить не лицам, а делу. Чацкий участвует в каждом действии и противопоставляется другим героям комедии.

После трёхлетнего отсутствия Чацкий снова возвращается в Москву, чтобы увидеть свою любимую Софью. Он сразу приезжает к ней, и замечает, что Софья очень изменилась, похорошела, но к Чацкому она стала относиться хладнокровно. Чацкий тяжело переживает разочарование в своей любимой девушке. Софья молода, неопытна. Она видит счастье только в семейной жизни. И Чацкий признал, что он очень обманулся.

Но Софья совсем противоположное говорила о Молчалине:

Свободолюбивый человек, Чацкий противопоставлен не только отдельным лицам, но и всему фамусовскому обществу.

Сначала невзначай, а потом специально Софья распространяет весь о сумасшествии Чацкого. Эта весть разлетелась по всему дому с быстротой молнии. И уже вся семья Фамусова и все его гости были настроены против Чацкого. В последнем своем монологе Чацкий сказал:

Образ интеллигента

Интеллигентность, включающая в себя мягкость и доброту, требует от человека готовности к борьбе. Это некоторое человеческое и психологическое свойство, не связанное с местом работы и образованием. Интеллигент остро страдает от своих собственных недостатков и недостатков своей Родины. Рабская же любовь связана с безудержным самовосхвалением. Для таких страдающий кажется просто враждебным их миру. Старый образ гуманного человека со шпагой или мечом на бедре, гуманиста, который может не только нести слова, но и защищать их, — это образ, имеющий основание. Крепость, которую завоевать практически невозможно, — это внутренняя интеллигентность.

Эти люди могут на что-то опереться; одни, например, — на религию, другие — на свой талант, третьи — на чувство долга перед народом, но всегда и обязательно на нравственное чувство. Это в целом очень краткая характеристика интеллигента вообще и Чацкого в частности. Поэтому когда будет разбираться вопрос о том, за что и против чего боролся Чацкий, эти моменты надо будет помнить.

Терзания персонажа

Молодой человек по приезде в Москву бросается в дом любимой и остается отвержен. Чацкий разочарован и в любимой, и в российском дворянстве. Но это только начало. Герой осознал, что с людьми, имеющими на него влияние в юности, теперь ему не по пути.

Александр Андреевич страдает по 2 причинам: от неразделенной любви и от неприятия его обществом. Любовная линия в пьесе выстроена очень интересно.

Цитаты Чацкого

Из размышлений героя и его терзаний ясно, что он давно лелеет надежду жениться на этой девушке. Однако Софье не нравятся его прогрессивные идеи и язвительные шутки по отношению к ее кругу. Ей не понятно и то, против чего протестует друг детства.

Софья влюблена в другого — более покладистого и кроткого Молчалина. Хотя Алексей нисколько не любит девушку: он встречается с ней лишь из-за её положения в обществе. Когда все выясняется, Софья понимает свою ошибку. А Чацкий удивляется, как вообще можно полюбить такого глупца и обманщика.

Как Чацкий в своих монологах обличает невежество


Трагедия в комедии

Нет смысла впадать в иллюзию и сомневаться — Чацкий победитель или побежденный. Сочинение-рассуждение на любовную тему имело бы обратный ответ. В любви Чацкий проиграл. Софья не собирается поддерживать отношения с умным человеком. Но в исторической перспективе побежденными окажутся гости Фамусова, Молчалин, Скалозуб и другие.

Дочь Фамусова избирает тихого, почти незаметного Молчалина. В этом и трагедия. Бесхребетность, услужливость и меркантильность Алексея Молчалина для девушки дороже настоящей любви главного героя.

Конфликт в произведении

Стоит вспомнить, против чего протестует Чацкий, каковы его идеалы. Он мыслит широко. Молодой человек думает не только о себе и своем чине, но и о судьбах миллионов соотечественников. Герой протестует против устоев старого поколения. Он хочет свободы, отмены крепостного права, развития собственной культуры в России.

Конфликт в пьесе возникает на почве различий во взглядах разных поколений. Фамусов — старая гвардия, Александр Андреич — человек нового времени. Между старыми устоями и свежими веяниями мысли всегда разгорается битва.

Психологический портрет Чацкого

Герой готов терпеть все нападки до тех пор, пока надеется на возобновление отношений с Софьей Фамусовой. Когда же он ясно понимает тщетность всех ожиданий, то больше не намеревается кого-то переубедить. Продолжение общения будет являться унижением.

Уехать как можно быстрее из дома Фамусова — это самый правильный вариант развития событий. На то есть 2 причины:

Идеалы Чацкого

  1. Объявить его сумасшедшим — это все, что могли сделать глупые, чтобы доказать свою низость и бестолковость.
  2. Собрание нашло для себя ответ для успокоения совести — молодой путешественник безумен, его надо лечить. Но в действительности лечить необходимо все общество. Комедия положений у Грибоедова безупречна.

Александр понимает, что на его стороне правда, но вступать в словопрения с людьми низкого ума нет никакого резона. Он уходит с победой, держа достоинство и честь. Его нельзя назвать проигравшим. Хотя краткий визит в столицу был неудачным, персонаж Грибоедова не потерял своего достоинства.

Неизвестно, таков ли был замысел и план автора. Но уже многие поколения рассуждают о горе Чацкого. Возможно, он был бы счастливее, если б меньше знал и понимал.

Идеалы Чацкого

Чацкий — представитель нового поколения дворянства. Он не будет лгать, не будет подхалимствовать и пресмыкаться. В своем монологе он ясно показывает собственные взгляды на устои общества и тем самым обрекает себя на изгнание из Московского бомонда.

Его высшие ценности:

  • честность;
  • открытость;
  • искренность.

Человек с высокоразвитым сознанием возмущен порядками, царящими в Москве. Никто не хочет заниматься своими прямыми обязанностями. Все только и ждут повышения по службе и наград. Однако усилия никто не прикладывает.

Павел Фамусов хвалится успехами своего дяди, который получил награды и чин за клоунские выходки при дворе Екатерины. На такую тираду молодой дворянин отвечает довольно язвительно:

Теперь, чтобы смешить народ, отважно жертвовать затылком?

Александр Чацкий смел и прям. Он открыто заявляет о своем неприятии службы. По крайней мере, такой службы, какую подразумевает отец Софьи. Фамусов слишком много заботится о социальном положении и слишком мало — о счастье дочери.

тупость и безнравственность

Итак, как один из первых появившихся в России интеллигентов Чацкий встает на защиту его права выбирать, чем ему заниматься, собственного образа мыслей (только были бы эти мысли, только бы они появлялись). Раболепство и тупое следование мыслям княгини Марьи Алексеевны претят Чацкому, как и превращенье московских мужей их женами в мальчиков на побегушках, неспособных к самостоятельным поступкам.

Чацкий ждет, что найдутся молодые люди, которым будут не нужны ни чины, ни званья: они увлекутся наукой или искусством; что наконец появятся умы, которым требуются знания. Вот против чего восстает и что защищает Чацкий. Пройдет немало времени, когда все, что ему дорого, начнет потихоньку претворяться в жизнь. Но главное будущее — за ним.

Читайте также: