Ютуб как писать сочинение егэ

Обновлено: 17.05.2024

Итак, давайте разбираться со структурой сочинения. Сначала мы назовём абзацы, которые могут быть в сочинении ЕГЭ, а затем мы коротко разберем каждый абзац. Расскажем про компоненты, которые должны быть включены в этот абзац. Для того, чтобы у вас получилась хорошая структура и вам не снизили балл и по абзацам и не снизили балл и за логику вашего сочинения.

В сочинение ЕГЭ может быть от пяти до девяти абзацев. Вы спросите: “Как такое возможно?”, “Как такой большой разброс может быть в четкой структуре”? Потому что сочинение ЕГЭ – это действительно очень четкая структура, но тем не менее, вы можете делить эту структуру от нескольких вариантов.

Каким образом это можно сделать и так что это за абзац? Первый абзац – это введение. На самом деле это абзац под звездочкой, потому что за него вы не получаете никаких дополнительных баллов. Вы его можете написать для собственного успокоения, потому что многие привыкли начинать сочинение с введения, но многие преподаватели не рекомендуют писать введение, потому что введение пишется в свободной форме и к нему не существует клише и соответственно, не все могут его достойно написать, чтобы не уйти от темы.

Если вы уходите от темы, то вы получаете логические ошибки. Соответственно первый абзац может быть, может не быть. Он ни на что не влияет, но дополнительно может повлиять на то, что вам снизили балл и по каким-то критериям если вдруг вы отойдете от темы или на делаете каких-то дополнительных ошибок.

Следующий абзац – эта постановка проблемы. Рекомендуем начать именно с него. Далее за ней следует комментарий к проблеме. Комментарий к проблеме можно написать как в один абзац. Компонентов очень много. Вы можете разделить все это на три абзаца, то есть из каких компонентов состоит комментарий:

Первый компонент: Иллюстрация №1плюс вывод №1. Это первый компонент.

Второй компонент: Иллюстрацию №2 и вывод к ней. Это второй компонент.

Третий компонент – эта смысловая связь и анализ связи то, есть вы можете разделить вот этим компонентом на три абзаца, либо все вместе написать в один абзац.

Следующий абзац – эта позиция автора. Это достаточно короткий абзац, который тоже пишется отдельно и за который вы получаете дополнительный балл. Следующий абзац – это ваша позиция и обоснование вот здесь вы можете как написать вместе в один абзац и вашу позицию и обоснование к ней, либо разделить на два самостоятельных абзаца.

Последний абзац – это заключение. Она вам обеспечивает логику для всей вашей работы, то есть вам необходимо закольцевать свою композицию для того, чтобы закончить тем с чего вы начали то, есть этот абзац обеспечивает логику вашего сочинения. Таким образом, вы можете немножечко двигать композицию, то есть у вас есть некоторые варианты. Например, вы можете написать введение, можете его не писать. Например, вы можете комментарий написать все в один абзац, либо разделить на 3.

Также вы можете свою позицию и обоснование написать в один. Либо разделить на 2, таким образом ваши композиции могут состоять как из пяти минимум абзацев, так и максимум из девяти абзацев.

Теперь давайте коротко разберем что писать в каждом абзаце.

Введение мы комментировать не будем, поскольку, настоятельно рекомендуем его не писать. Плюс она пишется в свободной форме, то есть вы его можете написать от себя самостоятельно. Начнем с самого ключевого абзаца, с которого рекомендуем как раз таки начать свое сочинение – это постановка проблемы. Поставить проблему можно двумя вариантами. Первый вариант – это в виде вопроса. Тогда проблема у вас будет выглядеть следующим образом: будет собственно вопрос и переход от этого вопроса к следующему абзацу, именно этот переход будет одинаковый во всех сочинениях, то есть вы его можете заполнить и везде одинаково использовать, он будет обеспечивать логику вашего сочинения.

Cледующий вариант постановки проблемы – это в виде утверждений. Если вы ставите проблему в виде утверждения, то тогда у вас может быть первом абзаце всего лишь одно предложение и это нормально.

Следующий абзац это комментарий к проблеме комментарий к проблеме. Ему стоит посвятить достаточное количество времени, потому что он демонстрирует эксперту насколько хорошо вы поняли вообще текст. Мы пишем либо в одном, абзаце либо делим на три абзаца. Вначале мы в абзаце начинаем с логического перехода, размышляем над поставленной проблемой, которую вы поставили в предыдущем абзаце автор приводит пример. После этого логического перехода вы сразу начинаете раскрывать иллюстрации. Иллюстрация – это факт того что случилось в этом тексте то, есть вы выбираете какой-то эпизод и пересказываете этот эпизод, то есть вас идет пересказ эпизода и дальше вы даете вывод к этому эпизоду, что показывает этот пример.

Следующий абзац вашего сочинения это позиция автора, это уже конкретный короткий абзац и где вы отвечаете на тот вопрос, который у вас стоит в проблеме и новый абзац и начинаем с логической подводки и после логически подводки мы прописываем тезис.

Следующий абзац – это ваша позиция, которая также начинается с логического перехода и вашего тезиса. Переход в этом случае быть ли в качестве согласие или несогласие с автором который вы должны выразить в своем сочинении, то есть вы пишете трудно не согласиться с автором текста, если вы согласны с автором и пишите действительно и переформулируете позицию автора, если вы с ним согласны, следующий абзац это обоснование, вы его можете написать как в предыдущем абзаце вместе со своей позицией, так и выделить в отдельный абзац в качестве обоснования вы можете привести любую информацию, которая доказывает вашу позицию.

Далее даем вывод, где мы коротко подытоживает все что мы сказали ранее и еще раз четко отвечаем на поставленную проблему, которую вы выделили в начале вот собственно таким образом выглядит структура сочинения ЕГЭ.

ЕГЭ

Язык

Несмотря на то, что до ЕГЭ еще есть время, готовиться к нему нужно начинать уже сейчас, ведь это важнейший момент, от которого зависит дальнейшее поступление и, соответственно, выбор профессии. И, прежде всего, речь идет о русском языке, по которому предусматривается сочинение.

Что ж, задача непростая, особенно для тех, кто не может похвастаться любовью к изложению своих мыслей на бумаге. Но, вместе с тем, вполне выполнимая, если изучить основные правила и принцип построения письменного задания.

Сочинение на ЕГЭ

Согласно программе учебного года 2021-2022, для всех выпускников 11 классов, планирующих дальнейшее обучение в высших учебных заведениях, предусматривается обязательный единый государственный экзамен по русскому языку, который будет состоять из двух этапов: тестирования и письменного сочинения.

И если с тестами все более или менее понятно, то написание сочинения требует определенной подготовки, которая, в первую очередь, сводится к изучению структуры текста и основных требований, выдвигаемых по отношению к нему.

Так, оцениваться будет не только грамотное и логичное изложение текста с учетом орфографии и пунктуации, но и способность ученика выносить из него основную суть, приводить правильную и максимально точную аргументацию.

ЕГЭ

Наиболее сложным в ЕГЭ по русскому языку является написание сочинения

То есть помимо корректного восприятия и передачи самой сути сочинения, ученик должен придерживаться золотой середины, избегая слишком сложных замысловатых конструкций, чтобы в итоге получить лаконичный текст с четко просматривающейся структурой.

Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2022 с клише

Теперь более подробно о самом структурировании, которое представляет собой четкий план. Придерживаясь последнего, будет гораздо проще упорядочить свои мысли и впечатления от прочитанного, используя его, как своеобразный костяк.

Введение

Как и практически в любом другом тексте, начинать нужно с введения, хотя его наличие не подпадает под классификацию обязательных требований. Тем не менее, с введением текст становится более гармоничным, особенно если использовать цитату или эпиграф, отражающие суть произведения.

Еще один важный момент – краткость, которая, как известно, сестра таланта. Поэтому 2-3 предложений или одной цитаты будет более чем достаточно.

Проблема

Следующая часть излагаемого материала требует особого внимания, поскольку она должна концентрировать в себе общую проблематику, которую нужно максимально правильно и четко сформулировать. Для этого ученик может использовать формат вопроса, расставляя основные приоритеты.

Проблематика сочинения

При этом нельзя путать такие понятия, как тема и проблема, поскольку последняя должна отражать не саму суть, а конфликт, который лежит в ее основе. Под конфликтом понимается острая тема или какая-то спорная ситуация, любые противоречия.

И если ученик правильно поставит вопрос, грамотно подведя к размышлению на эту тему с сопутствующим поиском вариантов решения основной проблемы, то это плюс балл в общем зачете. При этом можно воспользоваться вспомогательными, наводящими на нужные размышления клише.

Комментарий

Следующий этап сводится к написанию комментария к обозначенной выше проблеме, под которым подразумевается непосредственное отношение ученика к ней. Сформулировать свою мысль для комментария поможет приведение конкретных примеров из текста, отражающих суть проблемы, но без злоупотребления ими, поскольку сам формат сочинения не подразумевает пересказ.

комментарии в сочинении

При этом приветствуется анализ приведенных примеров и цитат, которые можно рассматривать как обоснование либо противопоставление для той или иной позиции.

Кроме того, в этой части текста необходимо выстраивать связь с основной позицией автора, которая, кстати, не обязательно должна совпадать с взглядом ученика.

Также стоит отметить, что эта часть текста самая большая. И для ее изложения предусмотрены свои клише, приведенные в следующей таблице:

клише

Кроме того, за комментарий можно получить максимальное количество баллов, соответствующее 5, ссылаясь в качестве примера не только на художественные произведения, но и на собственный опыт.

Отношение автора

Проводя сопоставление собственной позиции авторской в комментарии, ученик должен подвести общую мысль к следующей части текста. В ней необходимо отразить позицию самого автора произведения, которая, к слову, может и не иметь выраженного характера.

То есть ее нужно будет уловить, читая между строк, чтобы в дальнейшем кристаллизовать авторское отношение, используя для этих целей несколько конкретных примеров (не обязательно). С другой стороны, обычно для написания даются тексты художественного и публицистического стиля, не слишком сложные для восприятия и понимания, поэтому на данном этапе у экзаменующихся не должно возникать особых трудностей.

Кроме того, для этого блока также предусматриваются вспомогательные клише.

Ваша позиция

Описав авторскую позицию, ученик переходит к следующей части, приводя позицию собственную.

И тут крайне важно не пережать, сразу же отказавшись от слишком навязчивого и уж тем более агрессивного оценивания, из-за которого можно серьезно потерять в баллах.

Настоятельно рекомендуется оставлять место для альтернативного мнения, при этом обосновывая свое посредством приведения конкретных аргументов.

клише на ЕГЭ

Не забываем и про клише для этого блока, которые помогут корректно и максимально лаконично сформулировать мысль.

Заключение

Написание вывода также требует максимальной концентрации, поскольку здесь необходимо подвести обобщающую черту под всем, что было написано выше. При этом не допускается дублирование текста или его пересказ – только свежий взгляд на позицию автора, опираясь на собственную точку зрения.

При этом конец сочинения должен перекликаться со всеми его частями, включая вступление, если таковое использовалось.

Развивая мысль в этом блоке, крайне важно не допускать противоречий, если только они не являются своеобразным лейтмотивом самой темы.

клише на ЕГЭ

Критерии оценивания

На первый взгляд поставленная задача кажется крайне сложной. Однако подготовка позволит развеять этот стереотип, придав ученику такой необходимой в процессе экзаменации уверенности в себе. Главное — готовиться, учитывая те критерии оценивания, которые будут использоваться при проверке готового текста, поскольку для этого специально был разработан определенный стандарт.

Для наглядности эти стандарты будут приведены в следующей таблице:

1 – наличие иллюстрирующего проблему примера без пояснения;

2 – наличие двух и более примеров проблемы без разъяснения их значения;

3 – выборочное разъяснение приведенных примеров, отсутствие смысловой связки между ними; сам блок не должен содержать фактических ошибок;

4 – наличие 2х и более обоснованных примеров без фактических ошибок, но с отсутствующей взаимосвязью между ними;

1 – точная смысловая формулировка, но однообразие грамматического построения либо обратная характеристика;

Исходя из приведенной выше информации, максимальное количество баллов будет равно 25. При этом определенные требования выдвигаются и к количеству слов, которых должно быть не менее 150, а в идеале — не более 200.

При этом на всю процедуру экзаменации вместе с тестами будет отведено 210 мин. без возможности использования любых сторонних материалов. Работы, написанные не по теме, проверяться не будут.

Советы выпускникам

Если написание сочинений – не ваш конек, то это отнюдь не повод для того, чтобы опускать руки, заведомо настраивая себя на низкий результат. Красивая, грамотная, а самое главное – корректная письменная речь – это всего лишь навык, который можно и нужно тренировать.

Причем регулярные тренировки в написании сочинений на разные темы в соответствии с установленными планами, структурой и системой оценивания являются основной рекомендацией, которую единогласно дают эксперты выпускникам. Для этого можно завести специальные тренировочные дневники, в которых можно будет делать соответствующие пометки, проводя работу над ошибками.

исписанные листы бумаги

Чтобы написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку лучше, следует тренироваться

В качестве примера можно использовать работы других учеников с подробным разбором, причем как хорошо написанные, так и не очень, ведь гораздо лучше учиться на чужих, а не на своих ошибках.

Кроме того, тренируйте навык устно, учась находить проблему в любом тексте при прочтении. И стараясь избавляться от привычных для вас слов-паразитов.

Буквально несколько месяцев регулярных тренировок и вы не узнаете собственные тексты. Поэтому написание хорошего сочинения в рамках ЕГЭ – вполне посильная задача, решение которой находится полностью в вашей компетенции.


7 ошибок, допустив которые, вы рискуете потерять от 6 до 9 первичных баллов за сочинение ЕГЭ по русскому языку!

Привет, старшеклассники и все, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку!

В курсе ли вы, что нужно знать не только, как писать сочинение, но и как его писать не нужно? Сейчас поговорим именно об этом.

К сожалению, допустив всего одну ошибку, можно потерять от шести до девяти первичных баллов из двадцати пяти за сочинение!

Я подробно прокомментировала каждую из них в этом видео:

Перечислим эти ошибки и кратко их поясним.

1. Если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно, то по критериям К1-К4 ставятся 0 баллов, т.е. учащийся теряет 9 первичных баллов.

Я сейчас не говорю о том, что вы должны стараться сформулировать проблему именно так, как это написано в ключах у экспертов. У меня есть об этом отдельное видео – я рассказывала, что можно формулировать проблему не так как в ключах у эксперта. Главное, чтобы сформулированная вами проблема действительно была в исходном тексте.

Но если вдруг кто-то формулирует проблему, которой совсем нет в исходном тексте или вообще не формулирует проблему – то по критерию К1 ставится 0 баллов и по критериям К2, К3 и К4 сочинения не оцениваются, то есть тоже выставляется по 0 и баллов. Таким образом, теряется сразу же 9 первичных баллов.

Следующие ошибки, которые будут отнимать по 6 первичных баллов, связаны с комментарием.

2. Если в комментарии допущена хотя бы одна фактическая ошибка, связанная с пониманием смысла исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Мне довольно часто встречаются такие сочинения. Если кто-то в прошлом учебном году, будучи десятиклассником, смотрел мои трансляции с проверкой сочинений ЕГЭ по русскому языку, то вы могли видеть, как в комментарии ребята допускали даже одну фактическую ошибку. Она была связана с пониманием смысла исходного текста, и за комментарий приходилось ставить 0 баллов.

Что значит “фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста”? Какие могут быть еще ошибки?

Могут быть фактические ошибки фоновом материале. Например, если вы их допускаете в обоснование своей позиции. Если же ошибка связана с тем, что вы неверно поняли исходный текст (например, в тексте было написано что у героя было трое детей, а вы написали что было пятеро детей) – то это будет фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста.

3. Если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Такая ошибка встречается, наоборот, редко. Но если вы вдруг собрались только при помощи своих мыслей комментировать сформулированную проблему – то, к сожалению, 6 баллов вы потеряете.

4. Если в комментарии не приведены примеры-иллюстрации из исходного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

5. Если прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Это периодически тоже встречается. Обычно такое происходит, когда ребята не составляют план сочинения. Формулируют одну проблему, но примеры приводят какой-то другой проблеме. Да, может быть смежной, схожей, но все равно к другой проблеме. В таком случае тоже по критерию К2 будет ноль баллов.

6. Если вместо комментария дан простой пересказ текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

7. Если вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Цитировать исходный текст конечно же в сочинении можно, но не увлекайтесь этим. Процитировали одно-два предложения – и достаточно. Если вы хотите процитировать вдруг большой фрагмент текста – вы можете просто указать номера предложений, и к тому же таким образом вы сократите время написания сочинения. А время на ЕГЭ по русскому языку ценно.

Как избежать этих ошибок?

1. Внимательно читайте исходный текст. Я рекомендую читать как минимум 3 раза, чтобы полностью его понять.

2. Научитесь искать и формулировать проблему. У меня уже есть видеопрактикумы по поиску и формулировке проблем исходного текста:


Хорошее сочинение по литературе может принести 14 баллов на едином государственном экзамене. Некоторые ученики побаиваются этого вида работы и не напрасно: к такому формату невозможно подготовиться за несколько месяцев. Ради успеха придется начать подготовку заранее и не только прочитать все произведения школьной программы, но и внимательно проанализировать их.

Как подготовиться к сочинению

Начинайте читать книги как можно раньше. При подготовке будьте предельно внимательны: запоминайте главных и второстепенных персонажей, отмечайте сюжетные линии, стремитесь уловить замысел автора. Старайтесь как можно чаще писать сочинения. Так вы сможете набить руку и запомнить схему, которой нужно придерживаться. После прочтения книги внимательно проанализируйте её: найдите тему, идею и проблематику произведения.

Заведите специальную тетрадь для того, чтобы записывать имена персонажей и схематично излагать сюжет.

Примерные темы

Все темы экзаменационных сочинений затрагивают глубокие философские вопросы. Точный список обычно известен только в день сдачи ЕГЭ. Но каждый ученик может ознакомиться с примерными направлениями. В 2022 ФИПИ рекомендует для итогового сочинения следующие из них:

  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Можно ли оправдать жестокий поступок?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему зло разрушительно?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?

Как писать сочинение ЕГЭ по литературе 2022

ЕГЭ

  1. Структурированной. Это очень важный критерий. Неважно, насколько хорош текст, если у сочинения нет четкой структуры (какой, мы расскажем ниже), высокий балл вы не получите.
  2. Аргументированной. В работе должно быть от 3 до 5 аргументов, взятых из литературных произведений. Если это сочинение по лирике, то анализ должен затронуть не менее 3 стихотворений.
  3. Соответствующей авторской точке зрения. Вы должны показать, что поняли замысел автора правильно.
  4. Грамотной. Стоит следить не только за грамматическими и пунктуационными ошибками, но и за качеством речи. Избавиться от ошибок поможет опыт в написании и редактировании текстов во время подготовки.

План написания

Сочинение по литературе должно соответствовать определенному плану. В какой-то степени его нужно подогнать под шаблон, чтобы оно соответствовало критериям оценивания. Действуйте согласно нашему алгоритму:

  1. В теме сочинения выделите ключевые слова, в которых, как вам кажется, скрывается основной смысл.
  2. Сформулируйте позицию относительно темы и запишите ее в черновик. Она будет отправной точкой.
  3. Попробуйте занять позицию оппонента и доказать ему свою правоту, приведя аргументы.
  4. Вспомните примеры из литературных произведений, которые подтверждают верность вашей позиции.
  5. Выстройте логический план доказательств и изложите его в черновике.
  6. Сравните исходную позицию с мыслями, которые пришли после рассуждения. Они лягут в основу заключения.
  7. Отредактируйте орфографию, пунктуацию и речевые ошибки.

Этот алгоритм поможет отметить самые важные моменты в работе.

Структура

Структура сочинения

Любой хороший текст должен быть структурированным. А уж тем более это касается сочинения по литературе. Очень важно четко следовать плану работы, чтобы сделать текст лаконичным и выверенным. Идеальное сочинение должно включать все пункты этого плана:

  1. Вступление. С него начинается работа. В этой части нужно выдвинуть тезис и сформулировать главный вопрос. Обратите внимание, правильно ли определено ключевое слово в теме и отражено ли оно во вступлении.
  2. Основная часть. Продумайте корректный переход от вступления к основной части, чтобы текст выглядел гармонично. Далее начинайте рассуждать и анализировать. Доказывая свою позицию, старайтесь обращаться к цитатам.
  3. Заключение. Итог всего вышесказанного. Здесь вы должны дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Шаблонные фразы и клише

Клише

Клише украшают далеко не каждый текст, но как раз в написании сочинения по литературе они могут очень помочь. Импровизации школьников в переходах от вступления к основной части не всегда заканчиваются успехом. Не стоит придумывать что-то новое и экспериментировать, когда вы уже находитесь на экзамене. Ваша главная задача — написать качественный, аргументированный текст с доказательством своей точки зрения. А нестандартные решения лучше оставить профессиональным писателям.

Не стесняйтесь заучить шаблонные фразы — в критический момент они придут на выручку и помогут написать отличную работу. Приведем пример универсальных клише, которые можно использовать:

Объем

Рекомендованное количество слов в сочинении — от 350. Тексты, объем которых менее 250 слов, не проверяются.

Вступление должно занимать около 60-70 слов, основная часть — 250 слов, заключение — примерно 60-70. Максимальный объем не устанавливается, но советуем не увлекаться. Не стоит делать сочинение слишком длинным: так вы рискуете написать много лишней информации и уйти от темы.

Критерии оценивания

Эти требования придуманы неслучайно. Без их соблюдения сочинение потеряет целостность и логичность рассуждений. После написания работы всегда проверяйте, соответствует ли текст следующим критериям:

  1. Глубокое раскрытие темы и убедительность аргументов. Чтобы текст получил хорошую оценку, сформулируйте свою позицию и докажите ее.
  2. Владение литературными понятиями. Продемонстрируйте знание теоретико-литературных понятий и умение правильно ими оперировать.
  3. Обоснованность привлечения текста литературного произведения. Выберите правильное произведение для своей темы и избегайте ошибок в пересказе или приведении цитат.
  4. Соблюдение целостной композиции текста и логичность изложения. Обращайте внимание на правильность структуры сочинения и на то, насколько гармонично оформлены переходы от одной части к другой.
  5. Следование нормам речи и грамотность. Избегайте речевых, стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Как правильно оформить сочинение

Оформление сочинения

Закончив работу на черновике, приступайте к редактированию и оформлению сочинения. Исправьте грамматические ошибки, избавьтесь от речевого мусора. Старайтесь не использовать слишком сложные предложения с обилием запятых — пусть текст будет легким для восприятия.

Во время подготовки к экзамену попробуйте читать конечные тексты вслух. Так легче понять, насколько они лаконичны.

На экзамене пишите сочинение понятным, разборчивым почерком. Буквы должны быть читаемыми — так вы убережете себя от незаслуженной орфографической ошибки.

Примеры сочинений

Несколько образцов сочинений, подходящий под формат работы на ЕГЭ:

Как и к ЕГЭ, к студенческой жизни лучше готовиться заранее. Уже сейчас вы можете познакомиться со специалистами ФениксХелп, чтобы знать, кто вам поможет, если поджимают учебные сроки.

Читайте также: