Является ли ошибочным словосочетание контактный телефон сочинение
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ЦЕЛИ УРОКА : ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПЛЕОНАЗМОМ КАК ОДНИМ ИЗ ВИДОВ МНОГОСЛОВИЯ, ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ НЕ ДОПУСКАТЬ МНОГОСЛОВИЕ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ РЕЧЕВОЙ ГРАМОТНОСТИ, РАЗВИВАТЬ ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЁ УЧАЩИХСЯ.
ОБОРУДОВАНИЕ : МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, КОМПЬЮТЕР, ЭКРАН.
I. Орфоэпическая разминка
Задание классу: прочитать правильно слова каждого столбика по цепочке (слайд).
ФЛЮОРОГРАФИЯ
ХОДАТАЙСТВО
ВЕРОИСПОВ é ДАНИЕ
НОВОРОЖДЁННЫЙ
II. Проверка домашнего задания
Одна из работ:
III. Задание на повторение пройденного (слайд)
Исправьте речевые ошибки в предложениях, определите тип ошибки.
1. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
2. За ветряным стеклом промелькнули огни.
3. Радушные хозяева встретили нас с большим радушием.
4. Его не так-то просто провести вокруг пальца.
5. Американский президент США принял участие в саммите.
6. Он был очень занятым человеком и дорожил каждой минутой времени.
IV. Объяснение нового материала
1. Объяснение строится на материале последнего предложения. В первых пяти предложениях учащиеся легко определяют тип ошибки (смешение паронимов, отсутствие лексической сочетаемости и т.д.), так как с подобными ошибками они встречались на предыдущих занятиях. В последнем предложении (Он был очень занятым человеком и дорожил каждой минутой времени) у них возникает затруднение, так как ни к одному из изученных ранее типов данная ошибка не относится. Выясняем,
2. Вспоминаем все известные нам виды многословия (лишние слова, излишняя длина предложения, тавтология). Ни к одному из них данная ошибка не относится. Значит, это другой вид многословия.
4. Учащиеся приводят примеры плеоназма, учитель дополняет их своими. (Учащиеся записывают примеры в тетрадь)
мокрая вода
ладонь руки
очень глобальная проблема
своя автобиография
человечный и гуманный
десять рублей денег
V . Тренировочные упражнения
№1. Предложенные словосочетания сгруппируйте в 2 столбика (правильные и неправильные)
Народный фольклор, изображаемый образ, коллеги по труду, добродушный человек, бесчисленное множество, ветреный день, резьба по дереву, негодовал от возмущения, броский эффект, кисть винограда, сильнейшие асы, памятный сувенир, рассказанный в рассказе.
№2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из скобок (слайд). Ответ обоснуйте.
Задание выполняется устно.
1. В ночной тишине был слышен (тихий, взволнованный) шёпот.
2. Выполнение этого задания связано с (смелый, большой) риском.
3. Сегодняшний бой стал для него (первый, настоящий) боевым крещением.
4. Недавно в городе открыли (мемориальный, новый) памятник.
5. Введение новой технологии дало (положительный, неожиданный) эффект.
№3. Исправьте ошибки в предложениях
1. Опустив голову вниз, он увидел примятую траву.
2. Наступил август месяц – пора собирать урожай.
3. Оставалось только негодовать от возмущения.
4. Собравшиеся встречали гостя долгими и продолжительными аплодисментами.
VI . Упражнение на развитие языкового чутья, внимания учащихся к звучащему слову.
Такие упражнения включаются в каждое занятие. Это может быть видеофрагмент в электронной презентации, специально подготовленная к уроку силами самих учащихся класса инсценировка и т.п.
Слово учителя:
Сегодня мы узнали о новом виде многословия - плеоназме.
Многословие лишает нашу речь такого важного коммуникативного качества, как краткость, наполняет её лишними словами, при этом порой лишая точности и ясности. Обо всём этом необходимо помнить, когда мы общаемся с людьми.
Мигачева . Здравствуйте, матушка Фетинья Мироновна!
Фетинья (гордо) . Здравствуй!
Мигачева . Куда бог несет ни заря ни свет ?
Фетинья . Так, для воздуху, у лавочки посидеть. А ты куда?
Мигачева . Куда мне! Сына поглядываю. Унёсся с утра сломав голову .
Фетинья . На что он тебе?
Мигачева . Поругать хочется, Фетинья Мироновна.
Фетинья . После поругаешь, не к спеху дело.
Мигачева . Боюсь, сердце-то пройдет; сердце-то у меня круто, да отходчиво. А теперь бы он мне в самый раз попался: в расстройстве я.
Фетинья (подходя) . Что так?
Мигачева . Случился случай . Квартальный, матушка, разобидел; пристает, забор красить, отдыху не дает. Какие мои доходы, сами знаете: один дом, да и тот заложен.
Фетинья . Заложен?
Мигачева . Заложен.
Фетинья . Скажите! Да, вон и туфля (с ударением на конечный гласный) у тебя поизносилась… Ну, давай посидим, поговорим, а время-то и пройдет, будто дело делали. А там после сытого обеда можно и вздремнуть.
Мигачева (вздыхает, садится) . Помощник-то у меня, сами знаете, один.
Фетинья . Один? И то ведь один.
Мигачева . Да и тот неважный, так, какая-то балалайка бесструнная. Думала в люди отдать, хоть в лавку, да сама ни при чем останешься. А он все-таки и подбелит, и подкрасит, и подколотит. Всё красивеé .
Фетинья . Чего ж тебе лучше?
Мигачева . Заодно у нас с ним война: вдруг провалится, неизвестно куда. Синиц по огородам ловит, рыбу на Москве-реке ловит; а тут его, как на грех, нужно, ну, и пошла баталия.
Фетинья . Разве это имеет роль ? Молод еще. Женила б ты его.
Мигачева . Женить! Лестно взять жену-то с деньгами, хоть с небольшими; а кто ж отдаст за него, кому крайность!
Фетинья . Нет, ты не говори. Бывают случаи. Другая девушка и с деньгами, да порок какой-нибудь в себе имеет: либо косит очень, один глаз на нас, другой в Арзамас, либо вовсе крива; а то бывает, как у сестры моей двоюрóдной , что разумом недостаточна, дурой не зовешь, а и к умным не причтешь, так, полудурье; а то ещё и блýдница попадётся. Ну, вот и ищут женихов-то проще, чтоб невзыскательный был.
Мигачева . Бывает людям счастье, да не нам.
Фетинья . У тебя все-таки сын, что тебе горевать-то? А вот наша забота с дочкой-то.
Мигачева . Так вы с деньгами.
Фетинья . Чудная ты, и с деньгами не берут. (Со вздохом.) Мало ль ее смотрели-то, Домнушка!
Мигачева . Какая ж причина? Такая ее красота…
Фетинья . Уж чего еще! Войдет — удивит, убьет красотой всякого; а скажет слово, так и сразит, так с ног и сразит. А уж как выдать хочется.
Мигачева . Ой, что-то колокола звóнят . Пойдём, поглядим скорее! (Уходят)
Учитель просит сверить записанное в тетрадях с записью на экране. Один из учеников ещё раз читает данные фразы, слова, исправляя при этом ошибки, т.е. грамотно.
VII . Тест
Ученикам предлагается самостоятельно выполнить тестовые задания, проверив при этом свои знания как по изучаемой на уроке теме, так и по пройденному ранее материалу.
Тесты раздаются в печатном виде каждому ученику.
1. В каком слове ударение падает на второй слог?
4. Укажите словосочетание, содержащее тавтологию
А. в повести повествуется
Б. красивый юноша
В. играть значение
Г. народный фольклор
- В каком словосочетании наблюдается плеоназм?
А. невоспитанный невежа
Б. раскрыть образ
В. находиться позади
Г. трескучий мороз
1. В каком слове ударение падает на второй слог?
- Укажите словосочетание, содержащее тавтологию
Б. объединилось воедино
В. жёлтый одуванчик
- В каком словосочетании наблюдается плеоназм?
А. подходить сзади
В. плохой проступок
Г. показать героя
После выполнения задания на экране (слайд ) появляются правильные ответы. Учащиеся проверяют, насколько успешно справились с тестом, какие темы нуждаются в повторении.
VIII . Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Учитель вместе с учащимися выясняет, какие задания, какие вопросы на сегодняшнем занятии вызвали трудности, какие темы нуждаются в повторении, что больше всего запомнилось, понравилось на занятии.
IX . Домашнее задание
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
Г [г] - согласный, твердый, звонкий, парный р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный о [`о] - гласный, ударный м [м] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный4 букв, 4 звук к [к] - согласный, твердый, глухой, парный о [а] - гласный, безударный г [г] - согласный, твердый, звонкий, парный д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный а [`а] - гласный, ударный 5 букв, 5 звукг [г] - согласный, твердый, звонкий, парный р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный о [а] - гласный, безударный з [з] - согласный, твердый, звонкий, парный у [`у] - гласный, ударный 5 букв, 5 звукм [м] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный а [`а] - гласный, ударный й [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный3 букв, 3 звука [`а] - гласный, безударный
когда я вырасту,я хочу стать проводником.ведь так замечательно ездить на разных поездах в разные города! смотреть сла и реки с озерами.при этом,я люббю ездить на поезде.когда я вырасту я объязатело стану проводников в каком нибудь позде.
повествовательное, невосклицательное, двусоставное, простое, распространенное, не осложнено. схема
свой короткий рассказ я хочу посвятить (неопр. глаг) своим увлечениям. мне нравится спорт: плавать (неопр. глаг), особенно брассом, бегать (неопр. глаг) длинные дистанции. еще я люблю готовить (неопр. глаг). в своё время моя мама научила лепить (неопр. глаг) пельмени и вареники. каждую неделю мы всей семьей любим выезжать (неопр. глаг) погулять (неопр. глаг) в парке. это здорово!
на знание морфемики – раздела науки о языке, изучающего структуру слова, его состав.
для того, чтобы верно выполнить морфемный разбор слова, нужно знать последовательность действий.
во-первых, нужно определить часть речи, т.к. от этого во многом зависит морфемный состав слова.
слово сухи – это краткое прилагательное.
нужно определить, изменяемая это часть речи или нет. если изменяемая, то у него есть окончание.
прилагательные относятся к изменяемым частям речи.
чтобы найти окончание, попробуем изменить слово по и числам: сух (м.р, ед. суха (ж.р, ед. часть слова, которая при этом изменилась, и есть окончание.
таким образом, в слове сухи будет окончание и.
все слово, кроме окончания, являетсяосновой слова. поэтому выделяем соответствующим образом основу сух.
теперь нужно подобрать однокоренные слова, чтобы найти корень. к слову сухи однокоренными являются сухой, сухость, засуха и другие. у этих слов общий корень сух. выделяем его дугой.
Читайте также: