Я сообщение в качестве поощрения какой либо деятельности предполагает следующее высказывание

Обновлено: 02.07.2024

  • Неверно:
    Ты никогда меня не слушаешь!
    Верно:
    Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
  • Неверно:
    Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?
    Верно:
    Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
  • Неверно:
    Вечно ты хамишь!
    Верно:
    Когда ко мне некорректно обращаются, я раздражаюсь и не хочу больше общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь, постараюсь быть более терпимой.
  • Неверно:
    Ты всегда ужасно себя ведешь!
    Верно:
    В данной ситуации меня расстроило такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
  • Неверно:
    Ты всегда без спросу берешь журнал со стола!
    Верно:
    Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

Я и Ты высказывания. Путь к миру и пониманию.

В любом диалоге произнесенные слова могут вызывать сильнейшие эмоции, как положительные, так и отрицательные. Существует действенный способ донести до собеседника свои критические замечания, не затронув при этом его честолюбия и чувство собственной значимости. Такой психологический прием формулировки своей речи называется метод Я-высказывания.

Давайте для примера подслушаем диалог между мужем и женой.

Жена – Ты уделяешь мне слишком мало времени

Муж – А ты слишком часто покупаешь себе вещи.

Чувствуете тональность разговора? Ты-высказывания ведут к взаимным обвинениям. Ситуация накаляется, разговор переходит в плоскость взаимных упреков (а в дальнейшем – и личных оскорблений), разумные решения проблемы остаются в стороне, компромисс не возможен. Идет унизительный для обеих сторон обмен личностными укорами и претензиями.

Попробуем изложить ту же мысль женщины через Я-высказывания.

Жена – Я скучаю и расстраиваюсь без тебя. Я бы хотела проводить время вместе. Но ты на работе, а мне ведь надо как-то развлекаться в одиночку, например, шоппингом.

Как правильно сформулировать Я-высказывание

  1. Вначале надо настроить собеседника на нужный лад, вызвать его сочувствие и желание помочь. Наиболее действенны для этого такие выражения:

— я нахожусь в растерянности,

— мне так неприятно (стыдно),

— я готова расплакаться,

Обратите внимание, все словосочетания построены от первого лица (я или мне).

2.Теперь надо донести до собеседника, что произошло, почему я расстроилась или готова расплакаться. Обязательно формулировать через Я !

— я долго ждала тебя под дождем

— я опоздала на работу, потому что убирала твои вещи дома.

3. Объяснение, почему это важно для Вас лично.

— я промокла и простудилась,

— начальник объявил мне выговор за опоздание на работу.

4. Теперь самое главное – четко и недвусмысленно обозначить, что конкретно Вы хотите добиться. В чем суть Я-высказывания. Ваши просьбы и пожелания на будущее. Опять же,через Я.

— я бы хотела, что бы впредь ты был пунктуальнее и не опаздывал,

— я была бы признательна, если ты сам будешь следить за своими вещами.

Человек, услышавший конкретное пожелание, должен однозначно понимать, что конкретно от него хотят в данном случае. Будет ли он менять своё поведение или нет – его конкретный выбор. Кстати, действие (или бездействие) подскажет проницательному человеку, какое к нему отношение, насколько его ценят и дорожат хорошими отношениями.

5. Предупреждение о своих намерениях в будущем. Необязательно, но крайне желательно для усиления воспитательного эффекта.

— в следующий раз я буду ждать тебя не больше 5 минут,

— если ты опять забудешь убирать свои вещи, я буду часто напоминать о них.

Ошибки в Я-высказываниях

Что бы эффективно использовать технику я-высказываний важно знать и избегать распространенные ошибки.

  1. Замечания в виде личностного оскорбления, обвинения выраженные через Ты.

— ты опоздал на встречу со мной, из-за тебя я промокла под дождем,

— ты что, не можешь сам следить за своими вещами?

  1. Обобщения. Навешивать ярлыки дело совершенно непродуктивное, несправедливо обижающее собеседника и абсолютно бессмысленное. Ведет только к конфликту.

— все мужики сволочи, ты не исключение,

— в вашей семье все неряхи и разгильдяи, так уж вас воспитали родители.

3. Личностные оскорбления. Собеседника нельзя оскорблять ни словом, ни действием. Точка.

4. Выражение своих эмоций в грубой форме.

— я так зла на тебя, что готова убить,

— не ори на меня, не буди во мне зверя,

— для таких идиотов как ты, у меня больше нет добрых слов.

Я-высказывание не должно нести (в скрытой или явной форме) даже намека на унижение или оскорбление собеседника.

Прочитав про технику Я-высказываний, я почувствовал какой то легкий душевный дискомфорт, что то не совпадало с моими основными взглядами на жизнь. Выяснилось, не я один такой. Тому есть объяснение.

С детства меня учили, что якать нехорошо. Я – последняя буква в алфавите, надо быть скромнее и проч. Говорить Я, учили меня, это гордыня, хвастовство, невоспитанность, самолюбие и эгоизм. Вот и научили меня грубо тыкать и обезличенно мыкать. И не научили бесконфликтному общению. А настоящие чувства выражаются через Я.

Для примера, такая бытовая ситуация – лучший друг заработался и поздравил Вас только через три дня после вашего дня рождения. Давайте сравним два варианта.

Чувствуете, какую разную реакцию вызывают разные словесные формулировки? И какая реакция последует на каждый вариант обращения?

Применение Я-высказываний полезно и в семейном быту, и в дружеском кругу и в деловых отношениях. Ведь общение продавец – покупатель на Ярмарке Мастеров, это тоже из разряда необходимых. Я-технология помогает безболезненно решать любые конфликты и не обижать собеседника.

  • Прямо заявлять о собственных интересах как в деловых отношениях, так и в личных.
  • Понижать уровень своего эмоционального напряжения.
  • Вести себя более уверенно, естественно, задавать нужный характер общения.
  • Противостоять давлению и манипуляциям. Сохранять чувство собственного достоинства.
  • Ставить партнера в ситуацию ответственного выбора.
  • Конструктивно разрешать противоречия и конфликты.

Рейтинг: 5.83

Читайте раздел Путь самопознания на портале эзотерики naturalworld.guru.

Тренинг Дети и Родители



Грязная посуда

Комментарий (откройте скрытый текст):

Показать / Скрыть текст

Главное:в ситуации присутствует не только ваш ребенок, но и его приятель.



Двойка по истории

Комментарий (откройте скрытый текст):

Показать / Скрыть текст



Вызов в школу

Комментарий (откройте скрытый текст):

Показать / Скрыть текст

Когда уместно использовать:

Когда вы чувствуете, что вас не понимают, хотите, чтобы с вами больше считались. Другими словами, когда проблема у вас, а не у ребенка.

— повышают эффективность влияния на ребенка с целью изменения его поведения, неприемлемого для родителя; — повышают взаимопонимание между родителем и ребенком; — помогают сгладить защитные реакции ребенка; — способствуют возникновению понимания у ребенка, что его поведение негативно влияет на вас;



Хлеб

2. Родитель транслирует свои чувства равнодушным, безразличным тоном, да еще смотря, например, в это время в экран телевизора. И что? Кто поверит в искренность его слов?

Мне не нравится… 1. 2. 3.

После 2-х — 3-х раз применения проанализируйте полученный опыт.

Анализ лучше провести письменно, продолжая для себя следующие фразы.

Просмотрите приведенные ниже видеосюжеты. Ответьте на поставленные в них вопросы. Не спешите. Если с первого раза не отвечаете правильно, вернитесь и попробуйте еще раз. Если отвечаете правильно, просмотрите и неверные ответы.



За компьютером

Комментарий (откройте текст ниже):

Показать / Скрыть текст

Компьютер стал неотъемлемой частью жизни. Бороться с этим бессмысленно. Да взрослые часто и преувеличивают влияние компьютера на жизнь подростков. Разумеется, встречаются случаи и, так называемой, компьютерной зависимости у подростков. Вот ее признаки:

  • Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон.
  • Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе.
  • Предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей.
  • Интересы ограничиваются только увлечением компьютером.
  • Чувство радости во время работы за компьютером и раздражение или агрессия, если компьютер не доступен.

Утрата чувства времени. Ребенок не в состоянии самостоятельно закончить игру или интернет-сеанс и переключиться на другой вид деятельности, например, идти на прогулку, делать уроки или ложиться спать.
Особую опасность могут представлять компьютерные игры, активно стимулирующие центры мозга, предназначенные для игрового обучения.



Две пятерки

Комментарий (откройте текст ниже):

Показать / Скрыть текст

И еще, вам же тоже иногда хочется разделить свои положительные эмоции и чувства с кем-то? А для подростка это гораздо важнее, чем для взрослого.



Разбитый телефон

Комментарий (откройте текст ниже):

Показать / Скрыть текст



Ключи

Комментарий (откройте текст ниже):

Показать / Скрыть текст

В последние десятилетия возрос интерес к проблемам общения. Удивительный факт: в человеческом взаимодействии более половины всех проблем относится к недостатку взаимопонимания.

Человек хочет сказать одно, говорит другое, собеседник в этом слышит третье и истолковывает как четвертое. Психологи называют это трудностями коммуникации. Для преодоления этих трудностей специалистами были выделены те формы общения, которые максимально способствуют налаживанию взаимопонимания и сотрудничества. Их и называют техниками эффективного общения. Применять эти техники можно и в семье, и на работе, и при прояснении различных конфликтных ситуаций. Мы поговорим о техники

• 1. Описание факта: Когда приходишь поздно…

• 2. Описание ощущения, чувств: Я либо глагол … расстраиваюсь, переживаю, огорчен и т. п.

• 3. Разъяснение почему: потому что не знаю, где ты находишься и что с тобой…

2. Выслушайте ребенка, не перебивая.

Ребенок пока не умеет выражать свои чувства так, как это умеют взрослые. И не стоит от него этого ожидать. Для начала выслушайте все, что он вам рассказывает, задавая уточняющие вопросы.

4. Выражайте недовольство действиями ребенка, но не им самим

5. Расскажите о причинах своего недовольства

6. Опишите, какого поведения вы ждете от ребенка

Ну а теперь маленький практикум.

Ситуация 1. Дети громко разговаривают во время обеда.

Ситуация 2. Вы поздно пришли с работы, а ребёнок не выполнил часть домашнего задания.

Ситуация 3. Вам необходимо сделать определённую работу дома, а ваш ребёнок постоянно отвлекает вас: задаёт вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.

Если не давать знать, что вы чувствуете, то человеку это может просто не прийти в голову!

Эффективные методы сотрудничества с родителями в нашей группе Родители и педагоги-воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут.

Проведение физкультурных досугов и развлечений-эффективные формы физического развития дошкольников Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого дошкольного учреждения. Действительно, невозможно представить себе жизнь.

Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения Для повышения заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками я провожу большую работу по вовлечению родителей в совместную деятельность.

Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей Эффективные мероприятия по укреплению здоровья детей нашей в группы. Воспитатель:Немолочнова О. В Из нашего личного опыта. В поиске эффективных.

Эффективные методики развития певческого голоса детей старшего дошкольного возраста современного этапа В настоящее время вокальное воспитание дошкольников в нашей стране осуществляется главным образом через хоровое пение в дошкольных образовательных.

Эффективные методы и формы оздоровления младших дошкольников Эффективные методы и формы оздоровления младших дошкольников Герасимова Марина Николаевна, старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад.

Эффективные способы использования электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности у малышей Использование человеком в повседневной жизни огромного количества электронных устройств - это реальность наших дней. Современные информационные.

Для обучения этому навыку надо составить алгори:

Безусловно, характер речевого общения зависит и оттого, с кем мы общаемся. И если собеседник гибкий, он подстраивается к речи партнера по разговору, стремясь к взаимопониманию. Педагог, умение общаться которого является его профессиональным долгом, старается учитывать индивидуальные особенности партнеров по общению.

«Ты обманываешь меня! Такие выражения, даже, если в них есть доля правда очень неприятны и мало влияют на желание человека меняться или не делать этого больше, дабы не огорчать того, кто говорит подобные слова. Эти выражения, наоборот, усиливают противостояние, вызывают защитные реакции и несогласие



. Часто именно с этих фраз разворачивается конфликт, причем редко он бывает конструктивными, и может закончиться взаимными оскорблениями или тихой ненавистью обеих сторон.

В этих выражениях вы ни на кого не нападаете, а просто констатируете факт и указываете на свои чувства.

Однако, если вы освоите это искусство, ваше общение станет намного эффективнее и приятнее! Душкова Ольга.

Техники постановки вопросов

Владение техникой задавания вопросов важно для педагога, поскольку при помощи ее возможно получить недостающую для принятия решения информацию, выяснить точку зрения оппонента, убедиться, правильно ли понял ваши слова собеседник и др. (Митрошенков О.А., 2003).

Однако при использовании вопросов могут возникнуть некоторые трудности в том случае, если (Геффрой Э. К., 1997):

  • создается впечатление, что вопросы заучены наизусть и повторяются механически;
  • вопросы не комментируются и не дополняются;
  • создается впечатление, что ответам собеседника не придается значения, а вопросы заданы для проформы;
  • период времени задавания вопросов затягивается; вопросов слишком много, беседа приобретает сходство с допросом.

Чтобы избежать подобных ошибок, вопросы, которые педагог задает родителям, желательно чередовать с подачей информации, следить за реакцией собеседника, за своими эмоциональными реакциями на ответ.

СИТУАЦИЯ 1. Дети громко разговаривают во время обеда.

СИТУАЦИЯ 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выпол­нил часть

домашнего задания по школе.

2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончит­ся? Мне это надоело.

3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны.

Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись

СИТУАЦИЯ 3. Вам необходимо сделать определенную работу дома

(например: напи­сать доклад), а ваш ребенок — постоянно отвле­кает вас: задает вопросы, просит почитать, по­казывает свои рисунки.

Ваши слова: 1. «Перестань меня дергать. Займись каким­-нибудь делом и не приставай

2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята.

3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и

В конце упражнения происходит обмен впечатлениями.

СИТУАЦИЯ 1. Ребенок поел u оставил тарелку и чашку на столе

Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды

Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Агрессия и ее причины

Агрессия — стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей сред­ствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности

Многим из нас приходилось слышать и говорить такие выражения как:

"Ты доводишь опять меня! "Ты обижаешь меня! "Ты виноват во всем! "Ты меня раздражаешь и злишь! "ТЫ Плохой".

Даже фраза "Ты - Самый Лучший", хоть и является позитивным утверждением, вовсе не является достоверным фактом. Вы можете только утверждать, что "Для Меня Ты Самый Лучший на Свете, я так Чувствую Сейчас". Последнее выражение звучит более искренне, так как вы выражаете свои чувства и мысли, в таких выражениях отсутствует лесть.

"Я Чувствую Злость и Раздражение, Когда Вижу Комнату не Прибранной".

"Я Чувствую Обиду, Когда Понимаю, что к Моим Словам не Прислушиваются".

"Я Чувствую Себя не Нужной, Когда мне не Звонят".

"Я Чувствую Себя Неловко и мне не Хочется Продолжать Разговор, Когда Меня Перебивают" и т. д.

В этих выражениях вы ни на кого не нападаете, а просто констатируете факт и указываете на свои чувства.

Однако, если вы освоите это искусство, ваше общение станет намного эффективнее и приятнее! Душкова Ольга.

Данное понятие было предложено американским психологом Томасом Гордоном в 1960-х

Я-высказывание структура.

Обвинения. Проговорив свои чувства, обвиняют собеседника в произошедшем.

Помимо вербальной информации (смысл того, что вы хотите донести), важнейшую роль играет невербалика (поза, интонация, мимика, жестикуляция). И они должны быть согласованны, иначе вы получите какой угодно результат, кроме ожидаемого))).

И все-таки психологи настаивают на том, что в общении с близкими надо предпочитать высказывания о себе, а не о другом. Почему?

Весь — не передаст, но хоть что-то да изменится к лучшему. Потому что в сопровождающих примерах используются такие слова, что сказочный мир детства просится в наши души так же, как при прочтении сказки. А ведь сказка может покорить даже совсем холодного немолодого человека.

СИТУАЦИЯ 1. Дети громко разговаривают во время обеда.

СИТУАЦИЯ 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выпол­нил часть

домашнего задания по школе.

2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончит­ся? Мне это надоело.

3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны.

Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись

СИТУАЦИЯ 3. Вам необходимо сделать определенную работу дома

(например: напи­сать доклад), а ваш ребенок - постоянно отвле­кает вас: задает вопросы, просит почитать, по­казывает свои рисунки.

Ваши слова: 1. «Перестань меня дергать. Займись каким­-нибудь делом и не приставай

2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята.

3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и

В конце упражнения происходит обмен впечатлениями.

СИТУАЦИЯ 1. Ребенок поел u оставил тарелку и чашку на столе

Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды

Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Агрессия и ее причины

Агрессия - стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей сред­ствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности

  • Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.
  • Адекватно оценивайте возможности ребенка.
  • Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних на­ставлений оказывать ребенку необходимую помощь.
  • Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.
  • Умейте идти на компромисс.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка . Помни­те: в сложной работе быть родителем не бывает выход­ных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка .
  • Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с ко­торым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.
  • И самое главное правило: любите ребенка просто за, то, что он у вас есть , без каких-либо других условий!

Поделитесь с Вашими друзьями:

Рассмотрим некоторые высказывания родителей:

  1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
  2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
  3. Меня очень утомляет громкая музыка.

Кто-нибудь из родителей мог бы сказать иначе:

  1. Ну что у тебя за вид?
  2. Перестань тут ползать, ты мне мешаешь.
  3. Ты не мог бы потише?

— Когда ты наконец начнешь убирать свою комнату?! (Обвинение.)
— Ну хватит, пап. В конце концов, это моя комната!
— Как ты со мной разговариваешь?! (Осуждение, угроза.)
— А что я такого сказал?

Итак, правило: Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Автор: Ю. Б. Гиппенрейтер

Когда ты уберешь свою комнату?

Ты опять получил замечание?

Ты все делаешь по-своему?

Когда ты научишься делать с первого раза?

Сколько раз тебе повторять?

Ты себя в зеркало видел?

Знакомые фразы, неправда ли? Как часто мы их говорим и удивляемся, почему они остаются без ответа, или порой вызывают у нашего чада протест, возражения, обиду и другие негативные чувства?!

Ответ довольно прост: такие обращения начинаются с обвинения и совсем не похожи на диалог.

Если мы хотим, чтобы общение с ребенком было результативным, необходимо,

У меня болит голова, выключи, пожалуйста, музыку.

Меня очень злит, когда по дому разбросаны вещи. Будь добр, убери за собой.

Мне очень неприятно и обидно, когда так разговаривают со мной.

У меня вызывает недоумение такой внешний вид.

Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:

СИТУАЦИЯ 1 . Дети громко разговаривают во время обеда.

СИТУАЦИЯ 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выпол­нил часть домашнего задания по школе.

Ваш вариант СИТУАЦИЯ 3. Вам необходимо сделать определенную работу дома (например: напи­сать доклад), а ваш ребенок - постоянно отвле­кает вас: задает вопросы, просит почитать, по­казывает свои рисунки.

Цель. Отработать технику Я-посланий.

Инструкция. Потренируемся передавать друг другу Я-послания.

Ты-послание содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. Это может вызвать сопротивление и протест.

Объединимся в пары… Теперь тот, кто сидит слева, совершает какое-либо действие или говорит что-либо

тому, кто справа. Второй член пары должен ответить в технике Я-послания.

Кто хотел бы участвовать в демонстрационном опыте? Николай? Хорошо. Сейчас мы с Николаем покажем пример (тренер обращается к добровольцу). —

Николай, опять ты с директором за моей спиной обсуждаешь меня. —

Я потрясен — услышать это!

Далее пары по очереди работают с техникой, а все остальные наблюдают работу каждой из пар.

Автор:

Правообладатель:


"Формула" Я-высказывания выглядит так: Ситуация + Я-(мое)чувство + желательное поведение.

Приведу несколько примеров, иллюстрирующих различия между "Ты-высказываниями" и "Я-высказываниями".Эти примеры, конечно, иллюстрируют взаимодействие взрослых людей, но для понимания сути вопроса, стоит внимательно прочитать, вдуматься и прочувствовать, чем же они отличаются друг от друга.

  1. Ты - высказывание : "Ты никогда меня не слушаешь!" . Я - высказывание: "Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю."
  2. Ты - высказывание: "Вечно ты грубишь!". Я - высказывание: "Когда ты грубо разговариваешь со мной, я понимаю, что ты злишься, но я обижаюсь и не хочу больше с тобой общаться. Я думаю, что ты можешь быть более уважительным(ой) по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпимой."
  3. Ты - высказывание: "Ты всегда плохо себя ведешь! ". Я - высказывание: "В этот раз ты вел(а) себя некрасиво, может быть ты устал(а). Меня раздражает такое поведение, я злюсь. Ты можешь вести себя иначе, поэтому, пожалуйста, в следующий раз не кричи, а скажи."
  4. Ты - высказывание: "Ты всегда без спросу берешь мои вещи! ". Я - высказывание: "Когда без спросу берут мои тетради, мне неприятно. Они мне нужны в ближайшее время, я в них пишу. Я не против, чтобы ты их посмотрел(а), но предварительно спроси меня, можно ли это сделать."

Давайте вспомним типичную "трудную" ситуацию, с которой знакомо большинство родителей и разберем ее с точки зрения использования Я-высказываний: ребенок не хочет оторваться от игры, а родитель приготовил обед и зовет ребенка к столу.

Полностью Я-высказывание по такому поводу может, например, звучать так: "Я вижу, ты играешь. Недоволен(а), что я тебя зову кушать. Я сержусь. Хочу, чтобы ты съел(а) суп, пока он не остыл".

Стоит помнить, что используя Я-высказывания, вы сообщаете ребенку, что не игнорируете его потребности, а напротив, видите его интерес к тому или иному занятию и учитываете важность для него той или иной ситуации. Обращаясь к ребенку с Я-высказванием, желательно назвать ему то чувство, которое он может испытывать в данной ситуации. Далее Вы обозначаете, что происходит с Вами, называете Ваши чувства, воздерживаясь при этом от обвинений, и затем даете ребенку четко понять, что Вы от него хотите.

Разговаривая с детьми, важно говорить спокойно и размеренно, но придавать своим словам эмоциональную окраску, например, с помощью интонации и мимики. Конечно, следует учитывать, что маленьким детям трудно понять длинную фразу, поэтому нужно разбивать Я-высказывание на несколько коротких и выразительных предложений. Например, "Я вижу, тебе трудно. Ты злишься. Я расстроена. Давай я тебе помогу!" или "Я знаю, ты любишь конфеты. Я беспокоюсь, что ты не будешь обедать. Я хочу, чтобы ты съел(а) суп".

Конечно, "трудных" ситуаций с детьми может быть множество. Универсальных рецептов нет, как поступить в каждой конкретной ситуации.

Читайте также: