Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Красота мира Божиего - в каждой травинке, в горных вершинах, в облаках, в иконах, в храмах, в слове Евангелия и в молитвах. В самом человеке заложена Творцом искра Образа Божиего. Любви всем, радости и счастья от соприкосновения с красотой

вторник, 8 декабря 2020 г.

Стихи Бунина И.А. о природе и иллюстрации Пахомова А.Ф.

Картины дивные природы – от весны и до зимы

Вот как писал Александр Твардовский о пейзажной поэзии Ивана Бунина:

«Своих читателей, независимо от того, где они родились и выросли, Бунин делает как бы своими земляками, уроженцами его родных мест с их хлебными полями, синей черноземной грязью весенне-осенних и белой, тучной пылью летних степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, со степными, покалеченными ветром лозинами (ракитами) вдоль гребель и деревенских улиц, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощи­цами в полях и тихими луговыми речками. Особыми чарами обла­дают его описания времен года со всеми неуловимыми оттенками света на стыках дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице и в поле.

Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Особая роль принадлежит в поэзии Бунина запахам природы: талого снега, весенней воды, цветов, травы, листвы, спелых яблок, пашни, сена, хлебов, огородов…

Стихи Бунина И.А. о Природе

Бунин И.А.
ИЗ ОКНА


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Ветви кедра — вышивки зелёным
Тёмным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом —
Сад прозрачный, лёгкий, точно дым:
Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах — серые серёжки
И ветвей плакучих кружева,
А на клёнах — дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней — долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Ещё от дома на дворе
Синеют утренние тени,
И под навесами строений
Трава в холодном серебре;
Но уж сияет яркий зной,
Давно топор стучит в сарае,
И голубей пугливых стаи
Сверкают снежной белизной.

С зари кукушка за рекою
Кукует звучно вдалеке,
И в молодом березняке
Грибами пахнет и листвою.
На солнце светлая река
Трепещет радостно, смеётся,
И гулко в роще отдаётся Над нею ладный стук валька.


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.

Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковее греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Бунин И.А.
СЕВЕРНАЯ БЕРЁЗА


Иллюстрация Пахомова А.Ф.


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Крупный дождь в лесу зелёном
Прошумел по стройным клёнам,
По лесным цветам.
Слышишь? — Звонко песня льётся.
Беззаботно раздаётся
Голос по лесам.

Крупный дождь в лесу зелёном
Прошумел по стройным клёнам,
Глубь небес ясна.
В каждом сердце возникает, —
И томит, и увлекает
Образ твой, Весна!

Бунин И.А.
ДЕТСТВО


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шёлк. Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Бунин И.А.
РОДНИК


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

Бунин И.А.
НА ПРУДЕ


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отражённых небес.

Облака там нежней и белей,
Глубина — бесконечна, светла.
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.

Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освежёнными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли мёдом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в берёзах у межи,
Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится,
Степь да степь кругом — и всюду
Нива колосится!
Пахнет мёдом, зацветает
Белая гречиха.
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо.
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует.
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!

Гаснет вечер, скрылось солнце.
Лишь закат краснеет.
Счастлив тот, кому зарёю
Тёплый ветер веет;
Для кого мерцают кротко,
Светятся с приветом
В тёмном небе тёмной ночью
Звёзды тихим светом;
Кто устал на ниве за день
И уснёт глубоко
Мирным сном под звёздным небом
На степи широкой!

Бунин И.А.
ЛИСТОПАД


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот. Озеро белесо.
Бледен небосвод.

Отцвели кувшинки,
И шафран отцвёл.
Выбиты тропинки,
Лес и пуст и гол.

Только ты красива,
Хоть давно суха,
В кочках у залива
Старая ольха.

Женственно глядишься
В воду в полусне —
И засеребришься
Прежде всех к весне.

Бунин И.А.
ПЕРВЫЙ СНЕГ


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Бунин И.А.
МЕТЕЛЬ


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели.
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.

Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели.
Месяца свет в темноте серебрится —
В мёрзлые стёкла по лавкам струится.
Мнится мне ночью: меж сучьев берёз
Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Мёртвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои сёла под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели.
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом.


Иллюстрация Пахомова А.Ф.

Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шёл олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб —
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу.

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

Бунин умер в 1953 году в Париже, и его похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где, как правило, хоронили русских эмигрантов. Таким образом, земля, в которой лежат теперь кости одного из самых выдающихся русских писателей, вроде бы чужая земля. Но факт этот сколь бесспорен, столь и условен в отношении Бунина, потому что именно благодаря России и своим дивным снам о ней он добился все-таки своего — жизни вечной. Ведь именно благодаря ему она, в свою очередь, обрела такое изумительное искусство.

Из записок Бунина:

Мой отец говаривал с презрительной усмешкой:

- А черт с ними со всеми! Я не червонец, чтобы нравиться всем.

Правильно, очень хорошо.

. В каждой молодости есть некоторое особенное время расцвета её, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч и все замечательных. Тогда кажется, что запас твоих душевных сил неисчерпаем. И только немногие не обманываются в таких чувствах, надеждах.

Россия — страна особая, у России свой особенный путь развития. России предстоит великое слово — она скажет миру свое новое слово: вот положения, выражающие душу общественного и духовного движения за последние сто лет истории русского самопознания в XIX веке, вот история русского освободительного движения. Чаять будущего века — чаять светлого будущего.

. Я с истинным страхом смотрел всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека, а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть — даже всякая средняя гостиная с неизбежной лампой на высокой подставке под громадным рогатым абажуром из красного шелка выводили меня из себя.

Я рос одиноко. Всякий в юности к чему-нибудь готовится и в известный срок вступает в ту или иную житейскую деятельность, в соучастии с общей людской деятельностью. А к чему готовился я и во что вступал? Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождения обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Все в эту пору чему-нибудь, где-нибудь учатся и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал.


Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)

Большая часть поэзии Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы. Бунин – мастер необычайно точных и тонких запечатлений природы.

Основное настроение стихотворной лирики Бунина — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состо­яние. И пусть, по Бунину, это чувство грусти не что иное, как желание радости, естественное, здоровое чувство, но у него любая, самая радостная картина мира неизменно вызывает такое состояние души.

Бунин И. Детство./ Иван Александрович Бунин; сост. Е. Путилова; иллюстрации А. Пахомова. – М.: Детская литература, 1987. – 30 с.

Попались в сети?

Попались в сети?

Политика / Первая полоса / Актуально

Литературная Газета 6531 ( № 43 2015) - TAG_upload_iblock_3b3_3b3855c8fe061d9fac524d8a7928d329_jpg200397

Теги: политика , общество , СМИ

Никто не предъявлял никаких претензий, ни о чём не предупреждал, меня просто отключили от сети. Заткнули рот.

Интересно получается. Сеть – средство коммуникации миллионов людей. Влияние социальных сетей на умы, настроения людей огромно. При этом интернет-сеть не подчиняется российскому законодательству, поскольку формально не является средством массовой информации. Когда раздаются голоса, что необходимо регулировать сферу интернета, установить какие-то правила, особо либеральные крикуны нам говорят, что интернет – это лишь площадка, средство общения, коммуникации. Но почему же меня заблокировали за публикацию своего взгляда на войну?

Некоторые публикации получают широчайшее распространение в сети, а какие-то, даже весьма актуальные, интересные, замыкаются в узком кругу. Я сначала думал, что это зависит от популярности пишущего, но потом понял: нет, не так.

Получается, что площадка площадкой, но кто-то на ней правила устанавливает. И эти правила устанавливают и применяют по своему усмотрению люди, контролирующие социальную сеть.

Литературная Газета 6531 ( № 43 2015) - TAG_upload_medialibrary_9a2_9a26466a26bf8c046ed7c6c93a53baa8_jpg251874

Москва, сентябрь 2014 года (ИТАР-ТАСС)

И вдруг атаки против Лукашенко и Назарбаева стихли. Стало ясно: кто-то дал команду. Почему? Очень просто. Украина была первым пунктом направления удара. Цель – всё пространство СНГ и прежде всего Россия. Но на Украине пошло не так, как хотели. Севастополь захватить не удалось, Крым от Украины отвалился, Донбасс вспыхнул. Сменили тактику. Решили расколоть Евразийский союз. Начали заигрывание с Назарбаевым и Лукашенко, а весь удар направили против Путина и России.

Начну с последних. У меня сложилось впечатление, что наши журфаки стали кузницами русофобии и антигосударственных идей. Почитаешь иных журналистов – кругом один мрак и ужас, во всём виноват Путин, а способ решения всех проблем – от уборки мусора до миграции в Европе – сменить власть в России. Примитивный большевизм! И очень часто такие идеи высказывают люди, которые свою журналистскую или писательскую карьеру построили на обличении ужасов революций и гражданских войн. Они не задумываются над последствиями призывов. Они нацелены только обличать. Всех, кроме себя и своих идейно близких.

"Так всю жизнь и не понимал я никогда, как можно находить смысл жизни в службе,
в хозяйстве, в политике, в наживе, в семье. Я с истинным страхом смотрел
всегда на всякое благополучие, приобретение которого и обладание которым поглощало человека,
а излишество и обычная низость этого благополучия вызывали во мне ненависть. "
И. Бунин

Вчера с удивлением узнала, что Альфред Шнитке оказывается наш современник, но он правда уже умер, в 1998. А я всегда считала что он где-то рядом с Шуманом, Шубертом и Шопеном). Имя звучит так по-европейски старинно. Много писал музыку для кино, наверное поэтому он у меня на слуху. Не то чтобы я о нем задумывалась, но если бы спросили я бы ответила что это какой-то признанный классик) Но сейчас так оно и есть.

В дни своего затворничества я слушала немного фортепианной музыки, некоторые произведения меня приводят просто в экзальтацию. Если бы кто-то играл рядом на настоящем рояле. я бы легла на пол и билась бы в исступлении, чувствуя, как музыка проходит сквозь меня и уносит за пределы привычного мира. доходит до самого края за которым пока неизвестность.
Честно скажу, ничего не вызывает у меня такой восторг самой высшей степени, как искусство. Наверное в этом и есть моя единственная способность - получать настоящее наслаждение от искусства. Прежде всего меня восхищает текст и язык, затем музыка, грация тела.

Также вчера (9 июля) был день памяти Капитана, который меня все еще не отпускает. Знаю, что уже неоднократно упоминала о нем и решила упомянуть еще раз, что большинство из доступных его записей/видеозаписей есть в группе вконтакте , также много интересного на этой странице. Смотрите и слушайте ребята, ибо это явление не просто расширяет границы - оно их уничтожает)
Также есть сообщество kuryokhin .
Жду больше видео с концерта "Курехин и Айги в консерватории" и белой завистью завидую побывавшим)

Зашла сегодня в книжный с намерением купить "Учебник журналистики. " Матвея Ганапольского и только им ограничиться, по сторонам не смотреть)) Однако консультант так и не нашла его. Зато пока она искала (почему-то в этом опасном для меня разделе "мемуаристика") я схватила две книжки. и скорее бежать)). думаю мааленькие, прочитаю за вечер) Одна из них "Одесский дневник" Бунина, другая "Письма о добром" Лихачева.

Бунин неожиданно порадовал, мне сразу понравились некоторые страницы и фразы, интересно пишет о времени и о себе, это не "окаянные дни", где он только всех клянет и рыдает. Здесь вполне себе достойно все и очень ярко описано, очень легко и образно.
Лихачев "Письма о добром" книжка дидактическая. ее бы прочитать лет в 15. а сейчас от нее такое грустное очарование. Он пишет о том как быть таким человеком высшей пробы, деликатным, но неуязвимым, добрым, но несгораемым.
Это какой самодисциплиной и силой воли нужно обладать чтобы вот жить так. высоко. "Достоинство"," с достоинством", очень любит он это слово. нести себя достойно. как пел БГ "растить свой сад и не портить прекрасный вид". Не быть смешным, навязчивым, грубым, не обижаться, выглядеть опрятно, жить с целью. Это все так прекрасно, но совершенно утопично. Аскет духа, вот он точно в свое время накопил много энергии для великих дел, ни одного плохого слова о нем. А сам он говорил, что в ссылке на соловках даже не употреблял нецензурных слов, чем подвергал себя опасности, подобных "оригиналов" там не жаловали.
Однако, с таким неуязвимым и идеальным человеком наверное было очень тяжело. Быть "честью и совестью" эпохи никому не пожелаешь.)
Кстати Капитан как-то тоже встречался с Лихачевым, не знаю уж в рамках чего была эта встреча, но есть отрывок видео.

Слишком тянет меня в гуманитарную сферу, я больше уже не могу сопротивляться. "Я себе сдаюся в плен") Работаю на одной силе воли, чтобы закончить до отпуска, а раньше мне было даже интересно, а сейчас мое внутреннее сопротивление настолько велико, что . опять все энергия тратится на преодоление себя же. Хочется больше уделять внимания творчеству, фотографировать, а также писать для какого-нибудь журнала или сайта. Кстати кто ваш любимый колумнист? Есть ли у вас любимые пишущие (ну или радио-) журналисты, блоггеры?

Мой эталон уже долгое время - Александр Невзоров..как же он отжигает в колонке "сноба" и в своих интервью)
Хочется ему даже пост посвятить. насколько же он изумителен со своими провокациями, обличениями, лошадьми, познаниями в анатомии, да и просто он уникален сочетанием несочетаемого в принципе.
Блистательно владеет словом: широта эрудиции в сочетании с литературным талантом и остроумием - гремучая смесь) Среди снобовцев он точно лучший.. Я далеко не со всеми его утверждениями могу согласиться но это не мешает мне искренне восхищаться тому, как он это преподносит.
да можно ему еще припомнить поддержку украины, но я вообще этой тему не касаюсь, также атеизм вообще не близкая мне тема (хотя он обличает исключительно церковь и мало касается веры вообще).
--------

"И идут дни за днями, сменяется день ночью, ночь - днем и не оставляет тайная боль неуклонной потери их - неуклонной и бесплодной, ибо идут в бездействии, все только в ожидании действия и чего-то еще. И идут дни и ночи, и эта боль, и все неопределенные чувства и мысли, и неопределенное сознание себя и всего окружающего и есть моя жизнь, не понимаемая мной" тоже из Бунина)

2. О звездах и смерти

Бунин интересовался созвездиями — в его текстах много описаний такого рода. Ориентироваться в звездном небе писателя научил двоюродный племянник Николай Пушешников. А в 1909 году на Капри Бунин познакомился с астро­номом Максом Мейером, чьи работы он читал еще в юности, и ходил к нему, чтобы смотреть на звезды в телескоп. Что каса­ется Южного Креста и Ориона (днем), их Бунин впервые увидит спустя два года, во время путешествия на Цейлон. Запись сделана в Красном море — именно поэтому Орион был виден на небе до того, как стемнело.

3. О путешествиях


Иван Бунин в порту в Каннах © Diomedia

До Первой мировой войны Бунин совершил десять заграничных путешествий: семь по Западной Европе и три на Восток. Путешествуя по Европе (Швейцарии, Германии, Австрии, Франции, Капри), он не имел точного плана и переезжал из города в город в зависимости от настроения и обстоятельств. Восточные маршруты, напротив, всегда были точно просчитаны, так как зависели от паро­ходных компаний и их рейсов. Константинополь, Палестина, Сирия, Египет были любимыми местами Бунина, а самой дальней точкой его плавания стал Цейлон.

4. О работе

5. О революции

6. О дне рождения

Судя по сохранившимся свидетельствам, до начала годов Бунин не от­мечал свой день рождения. Осень 1922 года он провел с женой и с Мережков­скими Поэты-символисты Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус тогда близко дружили с Буниными. в городке Амбуаз, на берегу Луары. В записи от 23 октября он едва ли не впервые в дневнике упомянул день своего рождения. Интересно, что почти те же слова встречаются в дневниковой записи, сделанной в октябре 1917 года в Глотово — тульском имении родственников Бунина, и в написанном тогда же стихотворении:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,
И клен над облетевшею листвой,
На пустоте лазоревой и чистой,
Уже весь голый, легкий и ветвистый…
О, мука мук! Что надо мне, ему,
Щеглам, листве? И разве я пойму,
Зачем я должен радость этой муки,
Вот этот небосклон, и этот звон,
И темный смысл, которым полон он,
Вместить в созвучия и звуки?

7. О времени

8. О Нобелевской премии


Иван Бунин (второй справа) на церемонии вручения Нобелевской премии. Стокгольм, 1933 год © ТАСС / Diomedia

9. О войне и новой орфографии

10. O смысле жизни

Читайте также: