Я не плакал когда меня вели в приют сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

В дурном обществе. Короленко

Стр. 51 Размышляем о прочитанном

1. От чьего имени ведётся рассказ?

В повести рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. Рассказ ведется от имени мальчика Васи, сына судьи.

2. Какие эпизоды показались особенно интересными?

Повесть очень интересная. Особенно мне понравился эпизод, как Вася с тремя мальчиками полез в старую часовню на кладбище. Сначала он испугался старой огромной совы, которая со стуком и шумом вылетела из часовни. А потом таинственный предмет, то ли шапка, то ли ведро, внезапно мелькнул в воздух и исчез под престолом. Мальчишки, которые пошли вместе с Васей на кладбище, струсили и убежали. А к Васе вышли мальчик и маленькая девочка.

3. Опишите (устно) героев этого произведения — Васю, Валека, Марусю, Тыбурция, Соню. Сравните портреты Маруси и Сони.

4. Какие чувства переживал Вася, когда познакомился с Валеком и Марусей, во время болезни Маруси? Почему он плакал ночью, почему перестал бояться Тыбурция? Какими предстали герои в эпизоде с куклой?

5. Почему Тыбурций принёс куклу к судье домой? Что это могло значить? Какое событие предвещает это для Васи и для читателей?

Тыбурций хотел рассказать о добром поступке Васи и судья понял и простил всех. Вася совершил добрый поступок, несмотря на неравенство между нищими и богатыми людьми, и этот поступок стер границы между ними, потому что все мы - люди.

Тыбурций сказал это, потому что понимал, что если с детства видеть не только богатство, но и нищету, то мировоззрение обеспеченного человека станет шире. Когда мальчик вырастет, он станет более отзывчивым на людское горе и бедность, потому что его друзья были нищими, и это были хорошие друзья.

7. Что волновало Васю и его отца?

Отца волновало то, что сын не помнит свою мать, что он что-то скрывает, обманывает отца и не говорит, куда он ходит и куда отнес куклу. Вася переживает оттого, что отец не понимает его, считает, что отец его не любит, считает его нехорошим. Слова Тыбурция, что судья — лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца. Он хотел показать отцу, что любит его, но не мог этого сделать, потому что отец взглядом и словами отталкивал его от себя постоянно.

8. Расскажите, как менялся характер Васи и его отношение к жизни после встречи с детьми подземелья.

После встречи с Валеком и Марусей Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, мальчик терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере Васи проявилось сострадание к чужой беде, он понял, что люди иногда совершают плохие поступки (например, воруют) от безысходности. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями любви, справедливости, верности.

9. Почему Вася и Соня приходили на могилу Маруси? Подумайте, какие обеты они могли произнести, покидая город своего детства?

Вася и Соня приходили на могилку Маруси, так как образ Маруси стал для них символом любви и человеческого страдания. Они могли бы дать обет не забывать о маленькой Марусе, помогать несчастным всем, чем возможно.

План
I. Развалины.
1. Смерть матери.
2. Княж-городок.
3. Замок на острове.
4. Изгнание жильцов из замка.
5. Новый приют изгнанников.
6. Тыбурций Драб.
7. Дети Тыбурция.

III. Я приобретаю новое знакомство.
1. Начало экскурсии.
2. Исследование часовни.
3. Бегство мальчишек.
4. Таинственный шепот.
5. Появление мальчика и девочки.
6. Первый разговор.
7. Знакомство.
8. Новые приятели провожают Васю домой.
9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.

IV. Знакомство продолжается.
1. Подарки для Валека и Сони.
2. Сравнение Маруси и Сони.
3. Попытка Васи устроить игру.
4. Разговор о сером камне.
5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
6. Новый взгляд на отца.

V. Среди серых камней.
1. Встреча Васи с Валеком в городе.
2. Ожидание на кладбище.
3. Спуск в подземелье. Маруся.
4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
5. Новые чувства Васи.

VI. На сцену является пан Тыбурции.
1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
2. Игра в жмурки.
3. Тыбурций расспрашивает Васю.
4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном
5. Мясо на обед.
6. Первая ложь. (Встреча Васи с отцом в саду)

VII. Осенью.
1. Болезнь Маруси.
2. Приход старого Януша к отцу.
3. Размышления Тыбурция о судье и законе.

VIII. Кукла.
1. Сонина кукла.
2. Маруся словно ожила.
3. Неприятности Васи.
4. Попытка забрать куклу у Маруси.
5. Приказ отца не отлучаться из дому.
6. Расспросы отца о кукле.
7. Возвращение куклы.
8. Примирение отца с сыном.
9. Деньги для Тыбурция.
10. Прощание с Марусей.

Заключение.
1. Исчезновение Тыбурция и Валека.
2. Марусина могила.

11. Какие чувства вызвала у вас повесть (сожаление, сострадание, удивление. )? Почему?

Повесть вызвала сострадание к людям, которым приходится страдать из-за нищеты. Когда живешь и не видишь другой стороны жизни, не задумываешься, что существет бедность, что кто-то сейчас голодает. Но когда прочитаешь эту повесть, проникаешься проблемой. Хочется помочь таким людям.

Стр. 51. Литература и изобразительное искусство

1. Найдите иллюстрации, рисунки к повести, рассмотрите и подумайте, насколько близко подошёл художник к тому, о чём нам рассказал писатель. Если сможете, нарисуйте и собственные рисунки к тексту.

2. Расскажите, какую иллюстрацию вы нарисовали бы ко II главе повести.

(1) Я не плакал, когда меня вели в приют для беспризорных детей, но, должно быть, у меня было отчаянное лицо, потому что человек в кожаном пальто внимательно посмотрел на меня и отпустил мою руку, понимая, что не убегу.

(2)Когда я увидел багровые физиономии воров, нищих и бездомных, у меня сердце упало. (3)Кто-то, сидя на корточках вокруг глиняной печки, резался в карты, другие сжигали в печке картины, рамы и карнизы, третьи спали. (4)И среди этого дикого развала на высоких постаментах стояли и равнодушно смотрели белыми слепыми глазами гипсовые фигуры греческих богов – Аполлона, Дианы и Геркулеса. (5)Только у богов и были человеческие лица.

(6)И вот от голода, от холода, от тоски я стал заниматься лепкой. (7)В бывшей мастерской живописи и ваяния, отданной под приют, было сколько угодно белой скульптурной глины. (8)Как-то я взял кусок, размочил его кипятком и начал мять в пальцах.

(9)И вот сама собой получилась лягушка. (10)Я сделал ей большие ноздри, выпученные глаза, а потом попробовал вылепить зайца. (11)Что-то шевельнулось в душе, когда я вдруг увидел раздвоенную мордочку в бесформенном комке глины. (12)Эту минуту я запомнил. (13)Я стоял в стороне у окна и, сдерживая дыхание, смотрел на маленький комок глины, из которого торчали заячьи уши. (14)И не понимал, почему я волнуюсь. (15) Затем я вылепил коня с толстой расчёсанной гривой.

(16)Глиняные игрушки, сделанные своими руками, обрадовали меня, и я заснул веселый. (17)Я как будто надеялся, что фигурки зверушек спасут меня. (18)Помогут выйти отсюда, помогут найти друга Петьку, помогут мне вернуться домой, а ему добраться до родного города. (19)Помогут всем в холодной и голодной Москве.

(20)Так я мечтал, обращаясь к жабе, коню и зайцу, которые сушились на окне, прикрытые кусочками газеты. (21)И они помогли мне!

(22)На другой день в приют явилась комиссия – приют был уничтожен отныне и на веки веков. (23)В зале остались только греческие боги.

– (24)А это-то что? (25)Посмотрите-ка, какая скульптура! – удивился молодой член комиссии.

– (26)Типичная русская игрушка из Сергиевского посада, – ответил пожилой.– (27)Интересно. (28)Это кто сделал? (29)Ты? (30)Как фамилия?

(33)Я смотрел на него и молчал. (34)Должно быть, я все-таки здорово натерпелся за месяцы холодной уличной жизни, потому что у меня вдруг перекосилось лицо и отовсюду потекло – из глаз и из носу.

C2 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препиания в письменной речи.

Мнение Антона и Кирилла

Кирилл: Зачем нужны эти знаки препинания? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века вообще не было знаков препинания. А сейчас. Попробуй разберись, где эти знаки препинания ставить!

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В.Каверина.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Сочинение

Невозможно не согласиться с мнением Антона: без знаков препинания в письменной речи нельзя обойтись. Знаки препинания нужны для выделения и разделения частей предложения, они подсказывают интонацию для чтения и помогают передать смысл высказывания. Рассмотрим некоторые из этих функций.

В заключение хотелось бы сказать, что каждый знак играет определённую ему роль в русской пунктуации, поэтому в письменной речи обязательно надо их употреблять все необходимые знаки препинания.

Старчиков Вадим 9 класс Б МОУ "Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1 Мамонтовского района" Алтайского края.

Средства обучения: исходный текст, презентация в PowerPoint, рабочие папки с заданиями, памятки для учащихся.

Ход урока

1. Слово учителя

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов

Такими стихотворными строчками я бы передала огромную значимость родительской любви в жизни человека. Границы родительской любви определить трудно, как невозможно перечислить и способы ее проявления и последствия. И не всегда мы ценим доброе, заботливое отношение своих родителей. Особенно такое взаимонепонимание происходит в детском и подростковом возрасте. А ведь они своими наставлениями, поучениями хотят оберегать нас от ошибок, поддержать в трудную минуту, указать правильный путь. Это самоотверженная родительская любовь, готовая принять всю твою боль и поражение - единственное чувство на свете. Это твоя надежная опора в жизни, которую надо беречь, как зеницу ока.

2. Работа с текстом

- Сегодня мы с вами продолжим работу по совершенствованию навыков анализа текста, попутно вспомним важные орфографические и пунктуационные правила, познакомимся с требованиями к заданию С ЕГЭ. Вам на дом был предложен отрывок из рассказа Н. Аксёновой (тексты раздаются) Внимательно прочитали текст, расставили пропущенные буквы.

2.1. Выразительное чтение текста

2.2. Орфографическая разминка (на интерактивной доске)

а) правописание не с разными частями речи
б) правописание сложных прилагательных
в)проверяемая безударная гласная
г) различение не и ни в местоимениях и наречиях

2.3. Речеведческий анализ

  1. Несправедливое отношение девочки к своему отцу.
  2. Глубина любви отца к дочери в его поступках.
  3. Сила любви - во внешней красоте человека.
  4. Перед силой самоотверженной любви отступают все преграды.

- Итак, обобщая ваши ответы, предлагаю опорную таблицу. (проецируется через экран)

Художественный стиль речи (таблица указана в презентации)

Сфера применения Используется в художественных произведениях
Задача речи Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается, передать читателю чувства(эмоции), которые испытывает автор
Стилевые черты Высказывание бывает конкретным. Образным, эмоциональным
Языковые средства Конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, предложения восклицательные, вопросительные, с однородными членами
Использование изобразительно-выразительных других стилей Множество изобразительно-выразительных средств; эмоционально-оценочных слов; риторических вопросов и восклицаний и.т.д.
Эстетическая функция художественного стиля речи Эмоциональное воздействие на читателя

е) Какие художественно-выразительные средства языка использованы рассказчицей:

ж)Определите тип речи. Докажите своё мнение. (Повествование. В тексте повествуется об одном случае из жизни . выделяется несколько микротем. Ведущая часть речи - глагол, частотны наречия места и времени. Синтаксис индивидуален - используется разные типы предложений.)

2.4. Групповая работа

1 группа – синтаксис словосочетания;
2 группа – синтаксис простого предложения.
(Задания даны в презентации)

3. Подготовка к написанию сочинения

- Что такое проблема? (Ответы учащихся: задача, которая требует решения; вопрос, поднимаемый автором в тексте)

Учитель: Действительно, в своем тексте автор затрагивает проблему отношения детей к своим родителям, проблему самоотверженности родительской любви. Определяя проблему, нужно уметь правильно изложить ее. Для этого предлагается в памятке клише. (Обращаю внимание учащихся на таблицу)

Варианты формулировки проблемы

Проблема - это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную.

Следующий этап работы над сочинением – прокомментировать проблему. Комментарий –это рассуждение, а не пересказ .Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Также возможны два способа изложения: 1) от частных фактов к формулировке проблемы, 2) от формулировки проблемы к комментарию. Прокомментируем проблему нашего текста.

Выступления учащихся:

2) Девочка ненавидела утренники, потому что в садик приходил отец (а отец был маленький, толстенький, рано начал лысеть…нос у него был свекольно-красного цвета, как у клоуна). А дети смеялись над ним. Девочка чувствовала неловкость, потому что детская душа предпочитала внешнюю красоту. Ее неразвитое сознание не давало понять любовь отца. Отца, ради своей дочери вытерпевшего насмешек и неучтивого отношения к себе.


Один из самых впечатляющих эпизодов, в рассказе "Муму", является смерть собаки.

Автор ясно передаёт жалость и печаль Герасима, топивший по приказу барыни, самое полюбившийся ему за всю жизнь существа. Почему Герасим решил потопить Муму сам, ведь подчинённые барыни, хотели сделать это сами?

Возможно, Герасимк было бы неприятно, если бы собачку потоп ли чужие люди, он хотел сам попрощаться со своим другом, уже навсегда,отдав реке то, что она когда ему подарила.

Меня поразило поведение Герасима, символизирующего людей, которые живут под крепостным правом. Герасим в конце произведения проявил яркий протест против крепостного права, тем что не вернулся к барыне. Но тогда неясно его поступок по отношению к щенку, которого он так полюбил и до последнего заботился о нем.

Пример сочинения 2

Свою ласку и неразделенные чувства Герасим изливает на маленькую собачку Му-Му, спасенную им, на что собачка отвечает ему неизбывной любовью и преданностью. Она обожала Герасима и всегда была с ним, днем она будила его, а ночами охраняла дом.

Когда я читал рассказ, мне было очень жаль и Герасима, которому пришлось, выполняя чужую волю, убить свою питомицу, и Муму, которая, на мой взгляд, не заслужила такого конца. Глухонемой дворник мне нравился тем, что был честным, добрым и способным жертвовать собой.


Пример сочинения 3

Самый тяжелый момент в повести это сцена с собакой Муму. Тяжело дается чтение этого эпизода. Во время чтение конечно просыпается желание, чтоб Герасим не убивал собаку, но сделал то, что должен был сделать. Как-то осуждать или обвинять героя нельзя. Герасим вместе с Муму утопил и все свои обиды, и страхи, которые терзали его в глубине души. Для кого-то убийство не составляет труда, но вот убить своего друга это действительно сложно.

После Герасим осознает, почему произошло данное событие. По его мнению, если бы он никогда не встретил собаку Муму, и не влюбился в Татьяну, то ему нечего было бы терять. Впоследствии он живёт по этой философии и ему действительно нечего терять.

Меня удивило то, что после этого он перестал бояться барыню и исполнять все её приказы и хотелки. Герасим показал свою силу духа. Это является первыми предпосылками к освобождению от рабства не только тел крестьян, но и их умов. По причине именно крепостничества Герасима я осознаю его выбор и принимаю его суждения, несмотря на, казалось бы, убийство его любимца. Герасим оказался просто заложником ситуации.


Пример сочинения 4

В рассказе Тургенева меня потрясла история о собачке Муму.
В рассказе Герасим нашел собачку у озера и взял собаку домой. Собака была красивая, добрая, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.
Она страстно привязалась к Герасиму и очень сильно его полюбила. Герасим любил ее так, как своего ребенка. Но когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собачку.

Герасиму надо было избавиться от Муму, вне зависимости от собственного желания. Герасим утром ушел с собачкой в трактир, а потом пошел к озеру. По пути Герасим взял камень, сел в лодку с собакой и отплыл от берега. Привязав камень к шее животного, он бросил собаку в воду.
Я долго плакала после прочтения этого эпизода.


Пример сочинения 5

Герасим почувствовал, что у него наконец появилась семья, и поспешил скорее к дому, где и должна жить семья. Свою ласку и неразделенные чувства Герасим изливает на маленькую собачку Му-Му, спасенную им, на что собачка отвечает ему неизбывной любовью и преданностью. Она обожала Герасима и всегда была с ним, днем она будила его, а ночами охраняла дом.


Вариант № 482118 (21)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей?

(8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

(9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи.

(11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии.

– (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23)А мамушка ихняя.

(24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

– (25)Люди добрые! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка!

(30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

(31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял – топнуть. (32)Чтобы уж наверняка.

– (33)Хлебные карточки, – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

– (36)Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39)Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – (42)Все целые, берите.

(51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет.

– (52)Не надо плакать, – громко сказал он. – (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – (57)И спите спокойно. (58)Спите.

(59)Баба Дуня смолкла.

(60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64)Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком. (По Б. Екимову)*

* Екимов Борис Петрович (род. в 1938) – русский советский публицист и прозаик.

1) Гриша не мог уснуть из-за того, что бабушка кричала во сне и звала на помощь.

2) Воспоминания о страшных событиях военного времени не давали бабушке спокойно спать на протяжении многих лет после войны.

3) Сначала Гриша крикнул и топнул, чтобы бабушка перестала плакать, но потом пожалел её и стал уговаривать успокоиться.

4) Грише хотелось помочь бабушке избавиться от горестных переживаний, которые возвращались к ней во сне.

5) Печка, возле которой сидел Гриша, давно остыла, поэтому мальчика бил озноб.

1) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

2) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

3) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

4) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

5) Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Читайте также: