Взаимосвязь искусства и морали сочинение

Обновлено: 02.07.2024

 Справедливость
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из .

 Мораль и искусство: всегда ли добро красиво, а зло безобразно.
МОРАЛЬ И ИСКУССТВО — две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. Основу их единства составляет взаимосвязь этического и эстетического в явлениях общественной жизни, участие в выработке модуса человеческого су .

 Мыслители Древней Греции о моральном равенстве людей
Люди равны не только физически и не только морально. Их физическое равенство может быть рассмотрено с точки зрения их телесной силы или умственных способностей. Это утверждение подвергалось нападкам и возражениям. Говорилось, «что из нашего опыта вытекает отрицание такого равенства. Среди инди .

 Эстетические идеи немецкой классической философии
Взаимосвязь чувственного и рационального, сущность и предназначение искусства, диалектическая связь морали и художественной культуры – все эти проблемы находят свое концептуальное разрешение в теориях немецкой классической философии. В критической философии И.Канта жестко разграничена проблематик .

 Неклассические концепции западноевропейской эстетики
Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX века явились следствием кризиса классического рационализма. Проблемы эстетического творчества, интуиции, бессознательного, воображения и символизма разрабатывались в учениях А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Кьеркегора, З.Фрейда. Значительную роль в э .

 Человеческий характер
ПЛАН • Определения “характер” и “структура личности” • Строение характера • Основной принцип классификации личностей • История учений о характере • Черты характера • Характер и темперамент • Классификация характера • Психопатии и акцентуации характера у подростков • Заключение • Психо .

 Философия смеха
Ничто так не сближает людей, как безобидный смех. Л. Толстой Смех прогоняет зиму с человеческого лица. В. Гюго Смех благоприятствует пищеварению и .

 Философия и религия
Религиозные системы Индии отличаются глубиной и философской насыщенностью. В них разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно господствовал над слепой верой во всемогущество великого Бога, свойственной монотеизму. И хотя .этот разум глубоко опутанный метафизическими представлениями и мистичес .

Воспитательное, культивирующее значение искусства всего удобнее определить отношением его источника или руководителя эстетического чувства к источнику нравственно-житейской деятельности, чувству нравственному. Бесспорность этого чувства и его годность быть меркой других житейских мотивов.

Общее или наиболее приемлемое мнение: чувство эстетическое — вспомогательное средство чувства нравственного; высшая задача искусства — облагораживать, возвышать человека; эстетика — помощница или младшая сестра этики; красота — служительница добродетели.

Непримиримая противоположность обоих чувств: основа одного — личное удовольствие, основа другого — самопожертвование, т. е. страдание. Обратно пропорциональное отношение между обоими чувствами в людях.

Где причина непримиримости, в природе ли обоих чувств, или в их употреблении?

1 На полях: И где заражаемая среда, если я здесь художник?

2 На полях: Кашель музыкой: ни музыкант, ни слушатель не кашляли; 1-й передавал кашель, а слушатель получил смех.

В. О. Ключевский — буржуазный русский историк второй половины XIX—начала XX в. — вошел в науку как автор всемирно известного курса русской истории, выдержавшего много изданий не только в нашей стране, но и за ее пределами. Капитальные труды В. О. Ключевского о Боярской думе, происхождении крепостного права, Земских соборах и т. д. входят в сокровищницу русской дореволюционной историографии, содержат целый ряд тонких наблюдений, которыми историки пользуются до настоящего времени. Только в последнее время, после издания отдельных специальных курсов 1 и исследований их 2 , выяснилось, что об этом историке можно говорить как о крупном историографе и источниковеде. Однако до сих пор не все специальные курсы, статьи, очерки и наброски историка опубликованы. Настоящее издание, которое является продолжением публикации рукописного наследия В. О. Ключевского 3 , в значительной степени восполняет этот пробел.

Публикуемые в настоящем издании рукописи В. О. Ключевского хранятся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина (далее — ГБЛ), в Отделе рукописных фондов Института истории СССР АН СССР (далее — ОРФ ИИ), в Архиве Академии наук СССР (далее — Архив АН СССР) и в отделе письменных источников Государственной публичной Историческом библиотеки (далее — ГПИБ).

Рукописи Ключевского имеют сложную систему отсылок, помет и указаний на источники, литературу, собственные труды — опубликованные, литографированные, рукописные. Места вставок и переносов текста отмечались им условными значками, подчеркиваниями и отчеркиваниями на полях чернилами или различными карандашами — простым, красным, синим. Так как цвет карандаша несет определенную смысловую нагрузку, то в подстрочных примечаниях во всех подобных случаях указывается цвет и способы написания пометы. Если подчеркивания и значки не оговариваются в подстрочных примечаниях, то это означает, что они написаны тем же карандашом или чернилами, что и основной текст. Начало и конец вставок автора отмечены в тексте одинаковыми цифрами, а в примечаниях — через тире (например, 5-5 ). В ряде случаев Ключевский пользовался условными обозначениями и сокращениями, которые не удалось расшифровать. В подобных случаях они даются в двойных круглых скобках (( )).

Нередко при воспроизведении выдержек из источников Ключевский сокращал текст приводимых цитат, но смысл их передавал верно. Фактические ошибки встречаются крайне редко.

Часто в рукописях Ключевского встречаются первые буквы латинских слов, означающих: p. (pagina) — страница, i (initium) — начало, m. (medium) — середина, f. (finis) — конец, n. (nota) — примечание, t. (totum) — всё, ib. (ibidem) — там же, id. (idem) — он же.

В публикации воспроизводятся без оговорок: подчеркивания и отточия Ключевского; исправления, сделанные им над строкой в случае их полного согласования с основным текстом и авторские изменения порядка слов в предложении, которые даются в последнем варианте. Описки исправляются без оговорок. Отсутствующие в рукописях даты восстанавливаются составителями в квадратных скобках, в примечаниях даются обоснования. Пояснения составителей даются в квадратных скобках. Звездочкой + отмечен комментируемый в примечаниях текст.

Переводы с иностранных языков даются под строкой.

Р. А. Киреева, А. А. Зимин

2 Киреева Р. А. В. О. Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1966; Чумаченко Э. Г. В. О. Ключевский — источниковед. М., 1970; Нечкина М. В. Василий Осипович Ключевский: История жизни и творчества. М., 1974.

3 Ключевский В. О. Письма. Дневники: Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.

4 Ключевский В. О. Западное влияние в России XVII в.: Историко-психологический очерк. — В кн.: Ключевский В. О. Очерки и речи: Второй сборник статей. М., 1913.

5 Ключевский В. О. Соч., т. 8.

6 Из рукописного наследия В. О. Ключевского: (Новые материалы к курсу по русской историографии / Публ. А. А. Зимина, Р. А. Киреевой. — В кн.: История и историки: Историографический ежегодник, 1972. М., 1973.

7 Кирхман П. История общественного и частного быта. М., 1867.

8 Ключевский В. О. Записки по всеобщей истории / Публ. Р. А. Киреевой, А. А. Зимина; Вступ. статья М. В. Нечкиной. — Новая и новейшая история, 1969, No 5/6.

9 Подробнее см.: Нечкина М. В. В. О. Ключевский: История жизни и творчества, с. 325—347 и Предисловие к настоящему изданию.

10 См. с. 384385 настоящего издания.

Публикуется впервые. ОРФ ИИ, ф. 4, оп. 1, д. 56, л. 10 об.— 12. Автограф. Карандаш. Датируется условно по предыдущему тексту.

Росси — Эрнесто Росси гастролировал в России в 1877, 1878, 1890, 1895 и 1896 гг.

формировать нужную модель поведения применительно к конкретной коллизии, возникшей в процессе жизнедеятельности личности, иными словами, воспитание культуры нравственного мышления.

Необходимость изучения нравственных норм и принципов для нравственного формирования личности сотрудника правоохранительных органов всеми признается бесспорной. Это первый уровень формирования нравственного сознания, который обеспечивается изучением этики в учебных заведениях, на занятиях в системе служебной подготовки, а до этого этические знания приобретаются стихийно из окружающей среды: в семье, в школе, в кругу друзей и знакомых и т.д. К сожалению, довольно широко распространено мнение о том, что этих знаний вполне достаточно для приобретения человеком нравственной культуры. На самом деле здесь закладывается только основа, создаются лишь предпосылки для должного нравственного формирования личности.

Искусство — великий воспитатель, в том числе и воспитатель нравственности. Конечно, на всех уровнях главным воспитателем является жизненный опыт: те жизненные ситуации, в которых мы участвуем, тот нравственный пример, который мы наблюдаем, те ошибки, из которых мы извлекаем уроки.

Однако при всем том личный опыт человека узок, ограничен, субъективен. И лишь искусство, в произведениях которого аккумулируется нравственный опыт всех времен и народов, соединенный с высшими духовными идеалами и через них получающий оценку, дает нам всестороннее представление о нравственности. И этот опыт преподносится не умозрительно, не дидактически-наставительно, а проходит через наше сердце, через яркое эмоциональное переживание и именно поэтому остается в нашей душе как свой собственный. Читатель, зритель, слушатель как бы сам становится одним из героев произведения искусства, переживает все ситуации, постигает все краски и звуки так, как будто это приключилось с ним самим, и все пережитое становится навсегда частью его биографии.

Искусство является великим учителем жизни, учителем нравственности. Его воздействие на человека несопоставимо ни с чем другим, ибо оно сочетает в себе идеи, право, мораль, религию и политику, умноженные на гигантскую силу эстетического переживания.

Пожалуй, наиболее ярко описал это замечательное свойство искусства великий немецкий поэт, драматург и соф-эстетик Фридрих Шиллер, который так охарактеризовал театр (сказанное можно с полным основанием отнести ко всем видам искусства): «Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над ее бессилием и страх связывает десницу властей, театр берет в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду.

Характернейшим явлением современной эпохи, возникающим в качестве прямого следствия демократизации общества, является постепенное умаление командно-административного принципа в управленческой деятельности и замещение его предприимчивостью и инициативностью каждого работника, ориентацией прежде всего на интересы дела, а отсюда резкое повышение значимости такого профессионального качества, как творческое мышление. Способность к творческому мышлению стала одним из определяющих критериев профессиональной ценности специалиста. И особенное значение

Одним из древнейших кодексов нравственности, нормы которого практически не изменились на протяжении многих веков, являются десять заповедей, содержащихся в Библии. Почти все они сохранили свое значение и до наших дней: не убивай, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не будь завистлив и т.д. Но всегда ли им можно следовать в конкретных ситуациях? Еще древние философы- софисты ставили собеседников в тупик, когда те настаивали на аморальности убийства, вынуждая их признать, что убийство чуже- земца-агрессора, стремящегося захватить и поработить Родину, и нравственно и должно. То же и с другими нормами-заповедями. Возьмем кражу — она не только безнравственна, но и преступна. Но разве является безнравственной работа разведчика, вся основанная на краже чужих секретов, если она делается во имя идеалов свободы и прогресса, если она противостоит посягательствам агрессоров на мир и счастье народов? И даже наука этика в иных случаях, как это делает, например, медицинская деонтология — врачебная этика, обязывает переходить к антинормам. Так, в частности, в соответствии с ее канонами, если врач знает, что правда о состоянии больного может навредить ему, врач обязан солгать.

Искусство играет огромную, пожалуй, даже исключительную роль в развитии способности творческого мышления. Оно учит не только творчески мыслить, но и вносить элемент творчества в любую человеческую деятельность.

Непременным требованием искусства является отражение и анализ еще непознанных явлений и процессов действительности, их специфическое выражение в произведениях искусства.

Благодаря способности художественного осмысления действительности, приобретаемого знанием искусства, развитой художественной культурой, человек получает возможность (наиболее ярко это качество проявляется, конечно, у художника) интуитивно схватывать сущность явлений и процессов, которые еще не получили логического объяснения, которые не познаны наукой. И в этом смысле всякое художественное произведение можно рассматривать как практическое упражнение в раскрытии новых, доселе непознанных принципов, законов, связей реальной действительности, присущих общественным явлениям и человеческим отношениям.

Развитию творческого мышления, умению при его посредстве вырабатывать подлинно нравственное решение той или иной проблемы способствует и еще одна специфическая особенность искусства: оно развивает у человека такое необходимое качество, как эстетический вкус.

Не надо думать, что развитый эстетический вкус позволяет человеку лишь более точно и более тонко определять художественную ценность произведения искусства, извлекать из него более широкую художественную информацию и испытывать более яркое эстетическое переживание (что само по себе, конечно, очень существенно) — его значение гораздо шире.

Таким образом, искусство развивает вкус, культуру воображения личности, способность интуитивного постижения сущности явлений, переосмысления устаревших принципов, лежащих в основе взглядов и убеждений личности, — словом, всего того, что составляет необходимые условия формирования способности творческого осмысления специфических сторон профессиональной деятельности и окружающей нас социальной действительности. И это свойство искусства благодаря силе его эмоционального воздействия, ясности и простоте усвоения, массовости аудитории не имеет себе равных в преобразовании формального, стереотипного, неразвитого мышления в творческое, продуктивное мышление, способное противостоять давлению на наше сознание и поведение устоявшихся нравственных воззрений и догм, как ложных, так и утерявших право на существование.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: взаимосвязь искусства и нравственности является одной из основных закономерностей на всех исторических этапах духовной культуры общества. Искусство оказывает мощное влияние на все сферы деятельности человека, но прежде всего на формирование личности, ее нравственных гражданских и профессиональных качеств. И в каждой общественно значимой сфере профессиональной деятельности искусство всегда служило эффективным средством формирования конкретного типа личности, ее определенных нравственных устоев, необходимых для успешного выполнения тех или иных служебных задач. Вот почему для каждого сотрудника правоохранительной сферы важно выработать четкую установку на постоянное освоение того художественного богатства, которое накопило человечество за всю историю своего существования.

Существует ли художественная мораль, совпадает ли она с общественной? Цитируем, что думали и писали об этом сами художники.

Искусство и мораль

Тулуз Лотрек. В постели. Поцелуй. 1892

В действительности, искусство как язык образов морально безразлично. Эстетическое не тождественно этическому.

Брюллов

Карл Брюллов. Последний день Помпеи.

А если художник или режиссер делает главным героем своего произведения проститутку – нравственно это или безнравственно?

Когда в искусстве начинает преобладать моральная тенденциозность, когда произведение становится проводником тех или иных идей, лежащих вне художественного поиска, принято говорить об умалении художественности. Назидательность и морализаторство – никогда не является главной целью искусства. Как бы ни пытались церковь, власть или общество отождествлять искусство и мораль.


Папа Римский, прибитый к ковровой дорожке метеоритом. Инсталляция итальянского художника-провокатора Маурицио Кателлана. 1999.

Все это величайшие произведения мировой культуры, общепризнанные эстетические ценности, к которым применимо также и оценка – прекрасные.

Истинная красота искусства присутствует там, где мы находим прекрасное воспроизведение, а не воспроизведение прекрасного.


Художник-трикстер Влад Мамышев Монро, известный своими перевоплощениями. Трагически погиб на Бали.

Но если в случае святого можно говорить о святости послушания, то в случае художника о святости дерзновения. Святой знает от чего необходимо отказаться, какой образ жизни принять, в том время как художник никогда не знает как надо, в творческом поиске он находится всю свою жизнь.

Стереотипом художника в ХХ веке становится персонаж чудаковатый и эпатажный, бросающий вызов обществу, противопоставляя себя конформизму, карьеризму и всяческим правилам. Фрейдовский портрет художника наиболее типичен для XX в., когда резко возросла напряженность, конфликтность социального бытия, налицо оттеснение художника с ведущих ролей в обществе, превращение невроза в одно из самых распространенных заболеваний.

Позиция психоанализа предполагает, что художник наиболее свободен от внешних ограничений, именно поэтому он подобен ребенку. Фрейд в борьбе за человека в эпоху тоталитаризма и опустошения отводит художнику серьезную роль.

Инсталляция братьев Чепменов “Конец веселью” (2012) в Эрмитаже стала настоящим ударом по консервативной политике музея. В девяти выставочных боксах, формирующих в форме свастику, были расставлены несколько тысяч мини фигурок нацистов, осуществлявших сцены жестокости и насилия.

Инсталляция братьев Чепменов “Конец веселью” (2012) поставила для консервативной публике Эрмитажа серьезный вопрос — что есть искусство и мораль. В девяти выставочных боксах, формирующих в форме свастику, были расставлены несколько тысяч мини фигурок нацистов, осуществлявших сцены жестокости и насилия.

Мы, обыватели, должны быть благодарны художнику за его жертву. Художник имеет право делать то, что не может обычный человек. Он получает индульгенцию на время карнавала, за то, что указывает обществу на его болезни и платит за это своими страданиями.

Читайте также: